Приказ Минздравсоцразвития Республики Карелия от 30 октября 2006 г. N 665
"Об утверждении ведомственной целевой программы "Адресная социальная помощь" на 2007 год"
24 августа, 27 ноября 2007 г.
См. также приказ Минздравсоцразвития Республики Карелия от 29 августа 2007 г. N 371 "Об утверждении Порядка исполнения ведомственной целевой программы "Адресная социальная помощь" на 2007 год"
В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и Законом Республики Карелия от 6 октября 2005 года N 909-ЗРК "О бюджетных целевых программах Республики Карелия", в целях оказания социальной помощи отдельным категориям граждан приказываю:
1. Утвердить ведомственную целевую программу "Адресная социальная помощь" на 2007 год (далее - Программа) согласно приложению к настоящему приказу.
2. Определить Управление социальной поддержки и организации социального обслуживания населения (Бакунович И.В.) координатором Программы.
3. Управлению стратегического планирования и реализации национального проекта в сфере здравоохранения (Никитина Н.Ф.) разместить в сети Интернет текст Программы, а также организовать размещение ежеквартально информации о ходе реализации мероприятий Программы.
4. Контроль за выполнением приказа оставляю за собой.
Министр |
В.Д.Бойнич |
Зарегистрировано
Администрацией
Главы Республики Карелия
31 января 2007 г.
Регистрационный N 361
Ведомственная целевая программа
"Адресная социальная помощь" на 2007 год
(утв. приказом Минздравсоцразвития Республики Карелия от 30 октября 2006 г. N 665)
24 августа, 27 ноября 2007 г.
Паспорт
ведомственной целевой программы "Адресная социальная помощь" на 2007 год
Наименование Программы | - ведомственная целевая программа "Адресная социальная помощь" на 2007 год |
Государственный заказчик-координатор Программы |
- Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия |
Разработчики Программы | - Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия |
Цель и задачи Программы | - повышение уровня и качества жизни населения Республики Карелия; - оказание адресной социальной помощи и поддержки отдельным наиболее социально незащищенным слоям населения: малоимущим гражданам; лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию; семьям с детьми-инвалидами; студенческим семьям; детям из малоимущих семей и семей, находящихся в социально опасном положении; гражданам пожилого возраста и инвалидам |
Исполнители мероприятий Программы |
- Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия; государственные учреждения социальной защиты - центры социальной работы городов и районов Республики Карелия; государственное учреждение социальной защиты "Республиканский центр социальной помощи семье и детям "Сампо"; государственные учреждения здравоохранения; - органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Карелия (по соглашению) |
Важнейшие целевые индикаторы Программы |
- доля малоимущих граждан; - число семей социального риска; - средний объем социальной помощи (в денежном выражении) на одного получателя; - количество детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; - количество детей из семей, находящихся в социально опасном положении; - доля беременных женщин и родильниц, страдающих анемией; - общая заболеваемость детей 1-го года жизни; - заболеваемость детей болезнями органов пищеварения |
Срок реализации Программы | - 2007 год |
Объемы и источники финансирования |
- 104806 тыс. рублей - средства бюджета Республики Карелия |
Показатели результативности мероприятий Программы |
по итогам реализации Программы предусматривается снижение доли малоимущих граждан до 17% от общей численности населения республики по сравнению с предыдущим годом (20,9%) при условии сохранения существующего темпа социально-экономического развития республики путем оказания социальной помощи всем гражданам, имеющим на то право, и обратившимся за ее назначением, а также обеспечение мерами социальной поддержки особо нуждающихся детей из малообеспеченных семей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
- улучшение качества жизни отдельных социально наименее защищенных категорий населения; - обеспечение минимальных потребностей малоимущих граждан; - обеспечение круглогодичного питания особо нуждающихся детей из малообеспеченных семей и семей, находящихся в социально опасном положении; - оказание срочной социальной помощи; - уменьшение числа семей, находящихся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации, состоящих на учете в государственных учреждениях социальной защиты "Центр социальной работы" городов и районов Республики Карелия; - улучшение качества питания детей до 3 лет из малообеспеченных семей и семей, находящихся в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации; - сокращение числа беременных, страдающих анемией; - содействие в улучшении здоровья беременных женщин и кормящих матерей; - доступность лечения за пределами Карелии малоимущих граждан, в т.ч. санаторно-курортного лечения детей из малоимущих семей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В результате реализации Программы адресную социальную помощь получат 46704 чел. (более 30% нуждающегося населения) |
Показатели социально-экономической эффективности Программы |
- своевременное адресное предоставление социальной поддержки малоимущим гражданам отдельных категорий, снижение численности малоимущих граждан, улучшение качества их жизни; - улучшение социального здоровья семьи и детей, профилактика семейного неблагополучия, трудной жизненной ситуации и социально опасного положения детей |
Система организации контроля по реализации Программы |
- контроль за исполнением Программы осуществляется Министерством здравоохранения и социального развития Республики Карелия в установленном порядке; - мероприятия Программы корректируются по мере необходимости исходя из результатов ее исполнения; - отчет о выполнении мероприятий Программы, использовании средств бюджета Республики Карелия и предложения по корректировке Программы представляются ежеквартально в Управление социальной поддержки и организации социального обслуживания населения министерства до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом |
1. Содержание проблемы, анализ ее исходного состояния и обоснование необходимости ее решения
Действие данной Программы распространяется на малоимущих граждан, а также граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, одиночество, сиротство, безнадзорность, стихийное бедствие и иные обстоятельства), которую он не может преодолеть самостоятельно.
Убыль населения Российской Федерации за последнее десятилетие составила уже около 6 млн.чел. (4%). При сохранении нынешних тенденций рождаемости, смертности и миграции численность населения к 2015 году составит 137 млн.чел. Аналогичные тенденции прослеживаются и в Республике Карелия. Так, согласно государственной статистике, наше население с 1989 года сократилось на 92 тыс. чел. (11%) и на 1 января 2006 года составило 697,6 тыс.чел. Главная причина депопуляции - снижение рождаемости (в России с 1986 года на 30%, в Республике Карелия численность детей и подростков в возрасте до 16 лет за 1990-2004 годы снизилась на 87 тыс.чел., или на 42,9%) и сокращение продолжительности жизни. Анализ данных, приводимых Министерством здравоохранения и социального развития РФ, подтверждает версию, что рождаемость сократилась не потому, что часть беременностей закончилась неблагополучно, причины надо искать в социальных обстоятельствах, в ценностных ориентирах женщин и их ближайшего окружения.
С учетом задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года, а также исходя из системы целей Правительства Российской Федерации в 2007 году Министерством здравоохранения и социального развития Республики Карелия в Программу включены мероприятия по оказанию социальной помощи и поддержки малоимущим женщинам в период беременности и послеродовом периоде. Оказание помощи направлено в первую очередь для создания условий благоприятных для рождения детей, снижения смертности и упорядочения миграции населения и ориентировано на женщин, проживающих в сельской местности.
В настоящее время благодаря деятельности органов здравоохранения по совершенствованию организации медицинской помощи матерям и детям, реализации целевых программ улучшились показатели службы материнства и детства. Однако наметившаяся положительная тенденция в демографической ситуации не означает перелома общей негативной ситуации. Ее дальнейшая динамика будет зависеть равно от качества жизни, уровня здоровья и медицинского обслуживания населения. И если еще несколько лет назад в стране отмечалось массовое ускоренное физическое развитие детей (акселерация), то сейчас все чаще отмечается обратное явление - задержка физического развития детей, позднее половое созревание и пр. В дошкольном возрасте хронические болезни выявляются у 15-20% детей, среди школьников ослабленное здоровье у 53%.
Численность населения с доходом ниже величины прожиточного минимума по Российской Федерации составила за 2006 год 18%, в Республике Карелия население с доходом ниже величины прожиточного минимума, по оценке Министерства экономического развития Республики Карелия, составляет 20,9%.
В результате реформирования системы льгот на федеральном и республиканском уровне изменилась структура "зоны бедности": в категорию малообеспеченных больше попадает экономически активная часть населения, которая не способна трудовыми доходами обеспечить себе необходимый уровень жизни ввиду низкого размера заработной платы либо в связи с отсутствием таковой из-за необходимости ухода за малолетними детьми, детьми-инвалидами, совместно проживающими инвалидами и престарелыми гражданами. Так, в целом по России зарплаты от 800 до 1100 руб. получают около 30% работающих в народном хозяйстве. В проекте федерального бюджета на 2007 год запланирована индексация минимальной заработной платы до 1400 руб. При этом объем потребительской корзины за 2006 год составил 2653 руб., из которых половина - стоимость минимального набора продуктов (1369 руб.). Поэтому в структуре расходов семейного бюджета соответственно большая доля расходов приходится на продукты питания.
Изучение тенденций обеспечения прав и интересов детей, семей с детьми, их социальной защищенности свидетельствует о том, что положение в данной области в республике продолжает оставаться неблагополучным. Бедность и нищета значительной части семей, имеющих детей, являются одними из основных причин семейного неблагополучия, следствием являются детская безнадзорность и беспризорность, правонарушения несовершеннолетних.
По состоянию на октябрь 2006 года на учете в государственных учреждениях социальной защиты - центрах социальной работы городов и районов Республики Карелия - состоит более 24 тыс. семей с детьми (28% от общего количества семей с детьми в республике), среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного на душу населения в целом по республике, и которым выплачивается ежемесячное пособие на 34,5 тыс. детей (24% от числа детей до 17 лет). Уменьшается численность многодетных семей: 2005 год - 3605 семей (11781 ребенок), 2006 год - 3289 семей (10277 детей), из них 2152 многодетные семьи (6222 детей) - 65% от всех многодетных семей - имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного на душу населения.
На 1 июня 2006 года в центрах социальной работы городов состоят на учете 2173 семьи, находящиеся в социально опасном положении, в которых проживают 3883 ребенка. Количество семей с детьми, находящихся в социально опасном положении, не уменьшается и имеет тенденцию к небольшому увеличению. Количество семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, составляет 23% от общей численности семей.
Уголовно-административное законодательство не предусматривает наказание за недостаточное обеспечение ребенка пищей, одеждой, обувью вследствие отсутствия у родителей финансовых средств.
На сегодняшний день примерно до 30% детей из малообеспеченных семей голодает или недоедает, остается без одежды и элементарных школьных принадлежностей из-за отсутствия у родителей средств вследствие низких доходов либо из-за злоупотребления алкоголем.
Особого внимания требуют категории детей из малоимущих семей, чьи родители являются неработающими пенсионерами, инвалидами, студентами очной формы обучения, а также дети до 1,5 лет одиноких матерей и неработающих женщин, осуществляющих уход за этими детьми, и дети граждан, проходящих военную службу по призыву. Количество данных семей в масштабах республики незначительно: около 3%. Однако данные семьи наименее социально защищены и более уязвимы, имея большую иждивенческую нагрузку и ограниченные доходы, получаемые из единственного источника (государственные пенсии, стипендии, пособия). Поэтому адресная государственная социальная помощь указанным категориям семей в виде выплаты социального пособия является одним из факторов, улучшающих их материальное положение, повышающих уровень их жизни и создающих условия благоприятные для рождения и воспитания детей.
Ключевым фактором поддержания здоровья детей и подростков является организация питания учащихся во время пребывания в школе. Школьное питание приобрело особое значение в последние годы в первую очередь для детей из малоимущих семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, так как низкий социально-экономический уровень многих семей не позволяет обеспечить детей адекватным питанием дома. В период летних каникул особую социальную значимость приобретают социальные столовые, которые обеспечивают минимальные потребности нуждающихся детей в горячем питании.
Продолжается процесс демографического старения населения. Если на 1 января 2000 года население старше трудоспособного возраста составляло 18,7%, то на 1 января 2005 года этот показатель вырос до 23,7%. В Республике Карелия каждый 5 житель находится в пенсионном возрасте, а в сельской местности - каждый 4.
В условиях сложившейся неблагоприятной демографической ситуации, характеризующейся продолжающимся процессом старения населения и сокращением в обществе доли трудоспособного населения, одним из приоритетов государственной политики является социальная защита пожилых людей. Специфика жизни людей пожилого возраста в сегодняшней России определяется не только индивидуальной историей каждого конкретного человека, но и социальными условиями. Так, лишь 20% пенсионеров готовы допустить, что в пожилом возрасте, как и в любом другом, есть свои преимущества, а абсолютное большинство (70%) уверены, что у старости никаких преимуществ перед другими возрастами нет, а проблемы, особенно материальные, практически неразрешимы. В течение 2000-2006 годов неоднократно повышались государственные пенсии, но тем не менее на 1 января 2006 года более 40 тыс. (18%) пенсионеров имели пенсию ниже величины прожиточного минимума, установленного для пенсионеров. Растет число одиноких или одиноко проживающих пенсионеров. Тяжелое материальное положение, одиночество, неудовлетворительное физическое здоровье - все эти факторы приводят к снижению качества жизни граждан старшего поколения и свидетельствуют о необходимости социальной поддержки, в том числе связанной с организацией и проведением для граждан пожилого возраста мероприятий по празднованию Дня Победы, Дня пожилых людей, Дня инвалида.
На 4,6 тыс.чел. за последний год увеличилась в Республике Карелия численность инвалидов и составила в 2006 году 83,4 тыс.чел. (2005 год - 78,8 тыс.чел.), из них 2,8 тыс. - дети-инвалиды. Семьи, имеющие детей-инвалидов, оставаясь один на один со своими проблемами, получая маленькую (значительно меньше прожиточного минимума) пенсию, особенно нуждаются в помощи государства. Матери до 50 лет детей-инвалидов (либо иные трудоспособные лица, осуществляющие в установленном порядке уход за инвалидом) вынуждены жить на пенсию ребенка-инвалида, инвалида I группы (3-й степени ограничения трудоспособности) и компенсационные выплаты, что составляет в среднем 2-3 тыс.руб. в месяц. Поскольку это средства, выделяемые из федерального бюджета, большинство регионов не предусматривает в своих бюджетах средства на пособия по уходу за ребенком-инвалидом, инвалидом I группы, а также по уходу за гражданином старше 80 лет. Только 5 регионов, включая Карелию, до настоящего времени сохранили этот вид социальной помощи.
Немаловажным фактором в целях оказания социальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в особой заботе государства, является государственная поддержка общественных объединений в виде целевой финансовой помощи в организации социально значимых мероприятий по их заявкам.
Реализация мероприятий, посвященных Дню семьи, Дню матери, Дню защиты детей, будет способствовать улучшению демографической ситуации в Республики Карелия, формированию осознанного родительства; повышению престижа и укреплению духовного мира семьи, стабильности брачно-семейных отношений; воспитанию уважения к женщине-матери, профилактике семейного неблагополучия.
Социальная значимость обозначенных проблем, связанных с состоянием здоровья детей, процессом демографического старения населения и находящихся во взаимосвязи с национальными приоритетами социально-экономического развития России и Республики Карелия, обусловливает необходимость разработки конкретной программы действий, направленной на решение этих проблем на основе реализации комплекса мероприятий. Данные мероприятия, ориентированные на достижение единой цели, увязаны по единству путей ее достижения и согласуются с необходимыми средствами, затратами экономических ресурсов. Достижению намеченной цели будут способствовать решения приоритетных задач жизнеобеспечения отдельных категорий граждан, нуждающихся в государственной социальной помощи. Главным условием предоставления социальной помощи населению считается наличие трудной жизненной ситуации, с которой заявитель не может справиться самостоятельно, используя все доступные способы. Каждая ситуация рассматривается индивидуально.
На протяжении десятка лет в Республике Карелия адресная социальная помощь населению осуществляется в рамках целевой программы "Адресная социальная помощь". Реализация данной Программы осуществляется в разрезе (федеральных законов и законов Республики Карелия: Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи"; Федеральным законом от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации"; Законом Республики Карелия от 16 августа 1995 года N 73-ЗРК "О прожиточном минимуме"; Законом Республики Карелия от 9 марта 1998 года N 270-ЗРК "О государственной адресной социальной помощи".
2. Цель и задачи Программы
Целью Программы является повышение уровня и качества жизни населения Республики Карелия. В этой связи Программой предусмотрен ряд задач, направленных на достижение поставленной цели: оказание адресной социальной помощи и поддержки отдельным наиболее социально незащищенным слоям населения: малоимущим гражданам; лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию; семьям с детьми-инвалидами; студенческим семьям; детям из малоимущих семей и семей, находящихся в социально опасном положении; гражданам пожилого возраста и инвалидам. Решение поставленных задач будет осуществляться путем реализации комплекса мероприятий, увязанных по категориям получателей помощи, исполнителям и согласуются с необходимым для их реализации объемом бюджетных средств.
Выполнению поставленных задач могут помешать риски, сложившиеся под воздействием негативных факторов и имеющихся в обществе социально-экономических проблем.
3. Обоснование финансовых затрат
Мероприятия Программы на 2007 год сохранили основные позиции адресной социальной помощи, осуществляемой в рамках республиканской целевой программы "Адресная социальная помощь" на 2006 год.
Объем финансирования мероприятий Программы в общей сумме 104806,0 тыс.руб. предусмотрен из расчета соотношения численности малообеспеченного населения, а также граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации (всего около 245 тыс.чел.), к количеству обратившихся граждан, нуждающихся в социальной помощи и поддержке (46,7 тыс.чел. - около 30%).
В целях реализации программных мероприятий предусматривается предоставление муниципальным образованиям субсидий из Регионального фонда софинансирования социальных расходов в сумме 87806 тыс.руб., в том числе на: обеспечение детей в возрасте до трех лет бесплатными специальными молочными продуктами детского питания - 22671 тыс.руб., предоставление в период учебного года субсидий учащимся общеобразовательных школ из малоимущих семей и семей, находящихся в социально опасном положении, - 65135 тыс.руб.
Мероприятия по обеспечению питанием детей указанных категорий включены в Программу в соответствии с Законом Республики Карелия от 29 апреля 2005 года N 874-ЗРК "Об образовании" и Законом Республики Карелия от 6 июня 2005 года N 876-ЗРК "О некоторых вопросах деятельности государственной системы здравоохранения Республики Карелия".
Субсидиями на питание в размере 16 рублей в один учебный день в течение учебного 2006/07 года планируется обеспечить более 23 тыс. учащихся общеобразовательных школ2.
Бесплатными молочными продуктами детского питания (адаптированные смеси, сухие каши, молоко промышленного производства, специализированные смеси), предоставляемыми в пределах физиологических норм потребности детей в молочных продуктах для детского питания, установленных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 254, планируется обеспечить 5138 детей в возрасте до трех лет.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного приказа следует читать как "N 256"
Общий объем средств, предусматриваемый на реализацию мероприятия по выплате социального пособия отдельным категориям малоимущих граждан, на 2007 год составит 3700 тыс.руб. В динамике выплат социальных пособий 2005-2006 годов отмечается устойчивая тенденция сокращения общего числа получателей. Наиболее значительное уменьшение количества получателей наблюдается по категории "одиноко проживающие граждане, достигшие возраста 75 лет (с 2006 года - 70 лет) и старше": в 2,6 раза (с 613 человек в I полугодии 2005 года до 234 - в I полугодии 2006 года), что связано с увеличением размера пенсионного обеспечения граждан. Вместе с тем востребованными являются социальные пособия неработающим пенсионерам и инвалидам, воспитывающим несовершеннолетних детей, а также одиноким матерям, воспитывающим детей в возрасте до 1,5 лет.
Рост численности получателей ежемесячного пособия в размере 500 рублей трудоспособным неработающим лицам, осуществляющим уход за совместно проживающими с ними инвалидами I группы, детьми-инвалидами, гражданами старше 80 лет, по сравнению с аналогичным периодом 2005 года (с 97 до 155 чел. - на 37%) связан с увеличением размера пособия.
Увеличены расходы на организацию оздоровительного отдыха детей, что связано со значительным увеличением стоимости путевки в детский оздоровительный лагерь по сравнению с ее стоимостью в 2006 году (в среднем - 8,4 тыс.руб. без стоимости проезда к месту отдыха). С учетом расходов на проезд к месту отдыха и обратно объем средств для обеспечения оздоровительным отдыхом 355 детей составит 4300 тыс.руб.
Исходя из потребности на бесплатное питание в социальных столовых и предоставление продуктовых пакетов для оказания срочной помощи на данное мероприятие планируется направить 1500 тыс.руб.: из расчета стоимости горячего питания до 50 руб., количества обедов на одного ребенка в среднем - 10.
Запланировано 600 тыс.руб. на выплату ежемесячного пособия в размере 300 рублей для оплаты проезда к месту учебы и обратно студентам и обучающимся учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования, ежедневно пользующимся пригородным транспортом.
На возмещение расходов стоимости проезда в междугородном транспорте к месту лечения и обратно детям и одному из сопровождающих его родителей (лица его заменяющего), а также гражданам, сопровождающим больных к месту получения медицинской консультации, медицинского обследования или проведения диагностики, предусмотрено 450 тыс.руб. исходя из расчета реальной потребности и соотношения численности малообеспеченных граждан к общему количеству граждан, направленных на лечение по путевкам и направлениям, предоставленным Министерством здравоохранения и социального развития Республики Карелия. Работа в этом направлении имеет зримые результаты, продолжение ее важно и актуально с учетом приоритетной задачи нашей республики и реализации национального проекта "Здоровье".
На мероприятия по оказанию адресной социальной помощи беременным женщинам и кормящим матерям предусмотрено 730 тыс. руб. исходя из анализа существующих потребностей в обозначенных в Программе видах социальной помощи данным категориям женщин. Данные мероприятия включены в Программу в соответствии со ст.2 Закона Республики Карелия от 6 июня 2005 года N 876-ЗРК "О некоторых вопросах деятельности государственной системы здравоохранения Республики Карелия".
Из Программы на 2007 год исключено мероприятие "Обеспечение аппаратами слухопротезирования", так как данная помощь в течение последних двух лет мало востребована. Так, за 9 месяцев 2006 года с заявками данного профиля обратилось два человека, которым оказана социальная помощь на общую сумму 5 тыс.руб. Вместе с тем анализ предоставления протезно-ортопедической помощи за 9 месяцев текущего года показал, что из 69 обратившихся помощь необходима 57 детям, не имеющим группы инвалидности и находящимся в трудной жизненной ситуации. Таким образом, основными получателями данного вида социальной помощи являются дети. Стоимость изделий, изготовленных Петрозаводским протезно-ортопедическим предприятием, составляет от 718 руб. (протез грудной железы) до 4870 руб. (детская обувь) и до 5700 руб. (обувь женская и мужская). Учитывая данное обстоятельство, на указанное мероприятие предусмотрено 450 тыс.руб. исходя из соотношения нуждающихся в помощи и имеющих право на нее, а также средней стоимости протезно-ортезного изделия.
Анализ обращений граждан за 2002-2006 годы показывает, что по вопросу предоставления материальной помощи в связи с трудной жизненной ситуацией обращается в среднем 1,7% от числа малообеспеченных граждан (в 2006 году - 2,5 тыс. граждан, которые попали в трудную жизненную ситуацию по независящим от них причинам). Средний размер оказанной материальной помощи составил 670 руб. Однако размер единовременной адресной материальной помощи гражданам определяется индивидуально в каждом конкретном случае исходя из сложности ситуации и возможностей выхода из нее. Объем средств на оказание единовременной материальной помощи на 2007 год предусмотрен из расчета количества граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и запланированного среднего размера оказываемой материальной помощи - 1000 руб. Всего - 2340 тыс.руб.
Ежегодно Программой предусматриваются мероприятия по организации и проведению Дня Победы, Дня пожилых людей, Дня инвалидов. Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия оказывает содействие в организации социально значимых мероприятий, проводимых общественными организациями, членами которых являются пенсионеры и инвалиды. Указанные мероприятия проводятся с целью привлечения внимания общественности к проблемам людей пожилого возраста и инвалидов, их вкладу в развитие общества, необходимости изменения отношения к пожилым людям и инвалидам, повышения степени информирования общественности о проблеме демографического старения и физического состояния общества, а также удовлетворения минимальных индивидуальных и социальных потребностей пожилых людей и инвалидов, позволяющего людям пожилого возраста и инвалидам участвовать в жизни общества, реализовывать внутренний потенциал и поддерживать их достоинство. При реализации данных мероприятий в центре внимания находятся прежде всего интересы малообеспеченных пожилых граждан, одиноких пенсионеров и инвалидов, вопросы оказания им материальной, социально-бытовой и других видов помощи. Сумма средств, планируемая для реализации названных мероприятий, составляет: 400 тыс.руб. на проведение мероприятий, связанных с празднованием Дня Победы, Дня пожилых людей и Дня инвалидов; 200,0 тыс.руб. - для помощи членам общественных объединений при организации социально-значимых мероприятий.
4. Ожидаемые результаты реализации Программы
В 2007 году на выплату социального пособия запланировано 3700 тыс.руб. Данные средства позволят обеспечить минимальную потребность 1542 малоимущих граждан из наиболее социально незащищенных слоев населения Республики Карелия: одиноко проживающих граждан пожилого возраста, семей с детьми-инвалидами, студенческих семей, инвалидов, имеющих несовершеннолетних детей. На протяжении ряда лет в рамках Программы предусмотрена выплата ежемесячного пособия на оплату проезда к месту учебы и обратно студентам и обучающимся учреждений высшего среднего и начального профессионального образования из малоимущих семей, ежедневно пользующимся пригородным транспортом. Данная социальная помощь очень востребована, и количество обращений за ней увеличивается с каждым годом. В целях недопущения ухудшения социальной защищенности данной категории граждан, запланированы средства на выплату пособия на оплату проезда к месту учебы и обратно 200 студентам (в 2006 году - для 150).
С 2006 года вынесено в отдельное мероприятие выплата ежемесячного пособия в размере 500 рублей трудоспособным неработающим лицам, осуществляющим уход в установленном порядке за совместно проживающими с ними инвалидами I группы (или 3-й степени ограничения трудоспособности), детьми-инвалидами, гражданами старше 80 лет. Данное мероприятие, являясь одним из наиболее социально значимых, в 2007 году поможет 150 гражданам, не обеспечивающим себя физически, находиться в семье, не прибегая к помощи государственных стационарных учреждений социального обслуживания.
В рамках оздоровительной кампании детей и подростков за счет средств Программы будут приобретены 355 путевок в оздоровительные лагеря, а также возмещены расходы (50%) по проезду детей и одного из сопровождающих его родителей, направленных по путевкам на санаторно-курортное лечение, предоставленным Министерством здравоохранения и социального развития Республики Карелия. Данная мера социальной помощи позволит увеличить доступность санаторно-курортного лечения для более 200 детей из малоимущих семей. Предполагается снижение темпов роста общей заболеваемости населения путем усиления профилактической работы системы здравоохранения. В этой связи в рамках Программы будет произведено возмещение стоимости проезда в размере 100% к месту лечения за пределы Республики Карелия и обратно по направлениям Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия 100 малоимущим гражданам, сопровождающим больных.
В целях сохранения и улучшения здоровья растущего поколения, улучшения демографической ситуации в республике в Программу включены мероприятия, предусматривающие такие меры адресной социальной помощи малоимущим гражданам, как бесплатное обеспечение препаратами железа беременных женщин, страдающих анемией, обеспечение беременных женщин и кормящих матерей, находящихся в послеродовом периоде, специальными питательными смесями для обогащения рациона и обеспечения полноценного питания, обеспечение детским молочным питанием детей до 3 лет. В ходе реализации названных мероприятий в 2007 году будет улучшено качество питания 5138 детей от рождения до 3 лет и более 23 тыс. школьников, сократится число беременных, страдающих анемией, будет повышено качество медицинской помощи 170 беременным женщинам групп риска, проживающих в районах республики, в период беременности и родов.
Круглогодично будут обеспечены питанием 3000 особо нуждающихся детей из малоимущих семей и детей из семей, находящихся в социально опасном положении (в 2006 году 2439 детей во время летних каникул бесплатно питались полноценными горячими обедами в социальных столовых), что практически соответствует заявленным потребностям.
В течение 2007 года 1,7% граждан, включая лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, из числа малоимущих будет оказана экстренная материальная помощь, что будет способствовать их выходу из трудной жизненной ситуации и обеспечению их минимальных потребностей.
В мероприятиях, связанных с празднованием Дня победы, Дня пожилых людей и Дня инвалидов, примут участие более 4000 граждан пожилого возраста и инвалидов; будет оказано содействие в организации социально значимых мероприятий, проводимых общественными организациями, членами которых являются пенсионеры и инвалиды, в которых примут участие 3000 граждан указанных категорий, что составит более 3% от общего количества пенсионеров.
На достижение указанных показателей и конечные результаты будет влиять в значительной степени сбалансированность экономической, финансовой и социальной политики, темпы роста валового внутреннего продукта и объемы выпуска продукции и услуг базовых отраслей экономики, инвестиций в экономику, расходы на социальные нужды, направляемые из бюджетов всех уровней, а также иные факторы.
5. Социально-экономическая эффективность Программы
Программа призвана создать благоприятные экономические, организационные, правовые и иные условия для социально-экономического развития республики.
Социально-экономическая эффективность программы заключается в адресности и своевременности предоставляемой социальной помощи, снижении численности малоимущих граждан, улучшении качества их жизни, а также улучшении социального здоровья семьи и детей, профилактике семейного неблагополучия, трудной жизненной ситуации и социально опасного положения детей, что является факторами, влияющими на снижение социальной напряженности малообеспеченных слоев населения.
Данная Программа представляет эффективный инструмент концентрации и целевой ориентации ресурсов на важнейшем направлении деятельности, способных не только удержать материальное положение граждан на минимальном уровне, но и улучшить его.
Одним из главных преимуществ Программы, как и программно-целевого метода в целом, является ее гибкость и мобильность. Поэтому при реализации мероприятий Программы будет осуществляться контроль за ходом и результатом их выполнения путем осуществления мероприятий по мониторингу состояния социальной напряженности среди отдельных категорий граждан, состояния здоровья беременных и детей с тем, чтобы своевременно внести в нее коррективы, сопоставляя полученные результаты с поставленной целью и задачами. Это усилит ответственность за эффективность использования выделенных на программу ресурсов.
6. Механизм реализации Программы
Программа, утверждаемая приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Карелия, представляет собой комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленных на решение конкретной тактической задачи. Является самостоятельным документом, отдельные ее положения и параметры включаются в доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия (далее - Министерство).
Реализация Программы осуществляется в пределах ассигнований, предусмотренных Министерству в бюджете Республики Карелия на 2007 год.
Реализация прилагаемых мероприятий Программы осуществляется Управлениями Министерства, государственными учреждениями социальной защиты - центрами социальной работы городов и районов Республики Карелия, органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Карелия в соответствии с Порядком, утверждаемым приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Карелия.
Приказом Минздравсоцразвития Республики Карелия от 27 ноября 2007 г. N 541 в настоящий раздел внесены изменения
Ведомственная целевая программа "Адресная социальная помощь" на 2007 год
N п/п |
Мероприятие |
Категория населения |
Численность граждан (чел.) |
Средства, требуемые для реализации мероприятий (тыс.руб.) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Выплата социального пособия в размере, определяемом как разность между величиной прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения и размером среднедушевого дохода семьи (одинокого гражданина), но не превышающем 200 рублей, увеличенных на размер районного коэффициента |
дети, оба родителя (единственный родитель) которых являются студентом учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, получающим образование за счет средств бюджета по очной форме обучения (до окончания обучения, но не более чем до достижения родителями возраста 23-х лет) |
8 |
18,0 |
дети одиноких матерей, не достигших возраста 18 лет |
8 |
18,0 |
||
дети граждан, проходящих военную службу по призыву |
10 |
24,0 |
||
дети до достижения ими возраста шестнадцати лет (обучающиеся общеобразовательного учреждения - до окончания им обучения, но не более чем до достижения возраста восемнадцати лет), взыскание алиментов на содержание которых невозможно с одного из родителей |
50 |
120,0 |
||
беременные женщины и матери, осуществляющие уход за детьми до 1,5 лет, потерявшие работу (учебу) в течение 12 месяцев до дня признания их безработными, а также одинокие матери, имеющие детей до 1,5 лет |
600 |
1440,0 |
||
дети, опекаемые гражданами без назначения опекунского пособия |
45 |
108,0 |
||
дети-инвалиды, один (или оба) из родителей которых является неработающим пенсионером |
0 |
0,0 |
||
|
|
дети, воспитываемые неработающими родителями-пенсионерами по возрасту (женщины - с 50 лет, мужчины - с 55 лет) |
170 |
407,5 |
|
|
дети, один (или оба) из родителей которых является инвалидом |
194 |
466,5 |
|
|
одиноко проживающие граждане, достигшие возраста 70 лет и старше |
190 |
456,0 |
|
Итого |
|
1275 |
3058,0 |
2. |
Выплата ежемесячного пособия в размере 500 рублей |
трудоспособные неработающие лица, осуществляющие уход в установленном порядке за совместно проживающими с ними инвалидами I гр.(или III степени ограничения трудоспособности), детьми-инвалидами, гражданами старше 80 лет |
191 |
1144,9 |
3. |
Выплата ежемесячного пособия в размере 300 рублей на оплату проезда к месту учебы и обратно |
студенты и обучающиеся учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования, ежедневно пользующиеся пригородным транспортом |
182 |
545,0 |
4. |
Предоставление одежды, обуви, школьных принадлежностей |
безнадзорные дети, дети из семей, находящихся в социально опасном положении |
300 |
300,0 |
5. |
Организация оздоровительного отдыха детей |
дети из малоимущих семей и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации |
354 |
4552,0 |
6. |
Бесплатное питание в социальных столовых или предоставление продуктовых пакетов для оказания срочной помощи |
дети из малоимущих семей и семей, находящихся в социально опасном положении |
3000 |
1500,0 |
7. |
Предоставление новогодних подарков |
дети неработающих пенсионеров и безработных родителей, дети из многодетных семей |
1000 |
100,0 |
дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся под опекой, дети, находящиеся в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации |
2300 |
230,0 |
||
8 |
Организация санаторно-курортного лечения |
родители погибших военнослужащих, выполнявших задачи в условиях чрезвычайного положения и вооруженных конфликтов, личный состав экипажа атомной подводной лодки стратегического назначения "Карелия" |
42 |
597,3 |
9. |
Возмещение расходов стоимости проезда в междугородном транспорте к месту лечения и обратно |
дети и один из сопровождающих родителей (лицо его заменяющее), направленные по путевкам на санаторно-курортное лечение, предоставленным Министерством здравоохранения и социального развития Республики Карелия; граждане, сопровождающие больных к месту получения медицинской консультации, медицинского обследования или проведения диагностики по направлениям Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия |
40 |
70,0 |
10. |
Возмещение расходов стоимости проезда в междугородном (пригородном) транспорте к месту дополнительного обследования и родоразрешения обратно |
женщины, нуждающиеся в дополнительном обследовании (2 УЗ-скрининг) и родоразрешении в ГУЗ "Республиканский перинатальный центр" (г.Петрозаводск) |
33 |
44,0 |
11. |
Бесплатное обеспечение препаратами железа |
беременные женщины, страдающие анемией |
700 |
147,0 |
12. |
Обеспечение беременных женщин и кормящих матерей специальными питательными смесями для обогащения рациона и обеспечения полноценного питания |
беременные женщины и кормящие матери, находящиеся в послеродовом периоде |
311 |
311,0 |
13. |
Обеспечение протезами, ортопедическими, коррегирующими изделиями, техническими средствами реабилитации и иными специальными средствами |
малоимущие граждане, не имеющие группы инвалидности, а также находящиеся в трудной жизненной ситуации неработающие пенсионеры и дети |
188 |
450,0 |
14. |
Оказание единовременной материальной помощи |
граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, в том числе граждане, освобожденные из мест лишения свободы, граждане из малоимущих семей |
3000 |
3584,8 |
15. |
Организация республиканских акций, посвященных Дню семьи, Дню защиты детей, Дню матери |
отдельные категории населения, нуждающиеся в дополнительной социальной поддержке |
1000 |
200,0 |
16. |
Организация мероприятий по проведению: - Дня Победы - Дня пожилых людей - Дня инвалида |
граждане пожилого возраста и инвалиды |
4000 |
400,0 |
17. |
Содействие в организации социально значимых мероприятий, проводимых общественными организациями |
члены общественных организаций |
3000 |
245,0 |
17.1. |
Возмещение расходов стоимости приобретенного сжиженного газа в баллонах |
граждане, не обеспеченные мерами социальной поддержки, пользующиеся газом |
1 |
1 |
|
Итого |
|
20917 |
17480,0 |
18. |
Предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований из бюджета Республики Карелия на обеспечение детей бесплатными специальными молочными продуктами детского питания |
дети в возрасте до 3-х лет, не посещающие детские дошкольные образовательные учреждения, из малоимущих семей и семей, находящихся в социально опасном положении, в том числе оказавшиеся в трудной жизненной ситуации |
5293 |
23343,0 |
19. |
Предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований из бюджета Республики Карелия на питание в размере 16 рублей в учебный день на одного учащегося |
учащиеся общеобразовательных школ |
20145 |
64463,0 |
|
Всего |
|
46355 |
105286,0 |
Социальная помощь, предусмотренная пунктами: 4 и 6 (при оказании срочной помощи детям из семей, находящихся в социально опасном положении); 5 (при выделении путевок в оздоровительные учреждения детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации); 7 (в части приобретения новогодних подарков для детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой, детей, находящихся в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации); 8; 13 (для оказания помощи неработающим пенсионерам и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации); 14 (при оказании единовременной материальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации); 15; 16 и 17 предоставляются без учета среднедушевого дохода семьи или одиноко проживающего гражданина.
------------------------------
1 По сравнению с 2001 годом количество многодетных семей сократилось в 1,7 раза и в 3,6 раза - по сравнению с 1993 годом.
2 Согласно отчетам органов образования муниципальных образований Республики Карелия за 1 полугодие 2006 года в среднем ежемесячно получали бесплатное питание 22,9 тыс. учащихся.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Минздравсоцразвития Республики Карелия от 30 октября 2006 г. N 665 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Адресная социальная помощь" на 2007 год"
Зарегистрировано
Администрацией
Главы Республики Карелия
31 января 2007 г.
Регистрационный N 361
Текст приказа опубликован в газете "Карелия" от 15 февраля 2007 г. N 16, в Собрании законодательства Республики Карелия, 2007 г., N 1
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Минздравсоцразвития Республики Карелия от 27 ноября 2007 г. N 541
Приказ Минздравсоцразвития Республики Карелия от 24 августа 2007 г. N 362