Распоряжение Правительства Республики Карелия
от 7 ноября 2007 г. N 390 р-П
В соответствии со статьей 3 Закона Республики Карелия от 6 октября 2005 года N 909-ЗРК "О бюджетных целевых программах Республики Карелия":
1. Одобрить прилагаемую Концепцию региональной целевой программы "Улучшение демографической ситуации Республики Карелия на период 2008-2010 годов и до 2015 года".
2. Определить государственным заказчиком-координатором программы "Улучшение демографической ситуации Республики Карелия на период 2008-2010 годов и до 2015 года" Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия и поручить ему разработку в установленном порядке проекта программы.
3. Установить предельный объем финансирования по программе 813,39 млн. рублей, в том числе за счет средств бюджета Республики Карелия в сумме 598,390 млн. рублей.
4. Контроль за выполнением распоряжения возложить на Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия.
Глава |
С.Л.Катанандов |
Концепция
региональной целевой программы "Улучшение демографической ситуации Республики Карелия на период 2008-2010 годов и до 2015 года"
(одобрена распоряжением Правительства Республики Карелия от 7 ноября 2007 г. N 390 р-П)
1. Обоснование соответствия проблемы приоритетным задачам социально-экономического развития Республики Карелия
Концепция региональной целевой программы "Улучшение демографической ситуации Республики Карелия на период 2008-2010 годов и до 2015 года" (далее - Концепция Программы) представляет собой систему принципов, целей, задач и приоритетов в сфере государственного регулирования демографических процессов.
Разработка региональной целевой программы "Улучшение демографической ситуации Республики Карелия на период 2008-2010 годов и до 2015 года" (далее - Программа) определена наличием кризисных явлений в демографическом развитии Республики Карелия, а также взаимной обусловленностью решения демографических и социально-экономических проблем Республики Карелия.
Концепция является основой для разработки программных мероприятий в области демографического развития Республики Карелия, служит ориентиром для органов государственной власти Республики Карелия, органов местного самоуправления в Республике Карелия, организаций всех форм собственности, научных учреждений, институтов гражданского общества и всех граждан, способствует объединению их усилий для решения проблем в данной сфере.
Концепция Программы отражает основные направления демографической политики Российской Федерации и основывается на законодательно установленном разделении предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, положениях и выводах Посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 10 мая 2006 года и от 26 апреля 2007 года, Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2001 года N 1270-р.
Концепция Программы учитывает особенности демографического развития Республики Карелия и исходит из того, что в силу взаимообусловленности социальных, экономических и демографических процессов любые действия в социально-экономической сфере должны учитывать цели, задачи и приоритеты демографического развития Республики Карелия.
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года1 стратегической целью социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2020 года является повышение качества жизни населения республики на основе устойчивого сбалансированного развития экономики, формирования потенциала будущего развития и активного участия республики в системе международных и межрегиональных обменов.
Главный ресурс России, в том числе Республики Карелия, - не природное богатство, а люди, способные к творческой деятельности и генерации новых идей. Человеческий капитал является основой эволюционного развития сообщества.
_____________________________
1 Проект одобрен распоряжением Правительства Республики Карелия от 10 апреля 2007 года N 129 р-П.
2. Обоснование целесообразности и необходимости решения проблемы программно-целевым методом
Целью демографической политики в Республике Карелия, как и в целом в Российской Федерации, в том числе является постепенная стабилизация численности населения и формирование предпосылок для последующего демографического роста при увеличении продолжительности жизни, что предусматривает:
координацию действий всех уровней власти, направленных на оздоровление демографической ситуации;
комплексность решения демографических задач;
концентрацию средств бюджета Республики Карелия, внебюджетных средств на реализации приоритетных направлений, своевременное реагирование на демографические тенденции текущего периода;
объединение усилий государственных структур и общества, направленных на выработку единых подходов к формированию демографического поведения и установок с целью сохранения и укрепления демографического потенциала Республики Карелия.
В настоящее время в республике, в том числе в рамках бюджетных целевых программ и национальных проектов, реализуются мероприятия, направленные на профилактику и борьбу с социально значимыми болезнями, профилактику дорожно-транспортного травматизма, повышение безопасности дорожного движения, формирование здорового образа жизни, укрепление здоровья женщин и детей, содействие занятости населения, поддержку семей, имеющих детей, семей находящихся в трудной жизненной ситуации, поддержку инвалидов.
Однако параметры и тенденции демографического развития не отвечают стратегическим интересам Республики Карелия. Сокращение численности детей и подростков приведет к возникновению проблем формирования трудовых ресурсов, способных воспроизводить и развивать материальный и интеллектуальный потенциал республики, уменьшению объемов подготовки квалифицированных кадров в общеобразовательных, профессиональных и высших учебных заведениях, разрушению системы подготовки кадров. В связи с демографическим "старением" населения возникает опасность возникновения дефицита рабочих ресурсов, увеличения демографической нагрузки на трудоспособное население, повысится нагрузка и на систему здравоохранения, обострятся проблемы с выплатами пенсий и социальных пособий. Отток из республики квалифицированных кадров ведет к ослаблению научного, творческого и экономического потенциала. Общее сокращение численности населения, сопровождающееся сокращением численности отдельных этнических групп, особенно коренных малочисленных народов, может привести к их полному исчезновению.
Обозначенные проблемы обусловлены рядом факторов, которые можно разбить по силе и характеру влияния на три группы:
Факторы прямого действия:
- низкая численность женщин репродуктивного возраста;
- репродуктивные потери в перинатальном периоде;
- высокий уровень абортов;
- бесплодие, как результат нездоровья мужчин и женщин;
- сверхсмертность мужчин трудоспособного возраста.
Косвенные факторы:
- кризис семейно-брачных отношений (однодетные семьи; неполные семьи; безнадзорность детей, трансформация модели семьи);
- недостаточная эффективность социальной рекламы, ориентированной на семейные ценности;
- недостаточное развитие инфраструктуры социальных служб.
Психологические факторы:
- высокий уровень социальных рисков;
- потребительская психология, пропагандируемая большинством средств массовой информации.
Целью Программы является стабилизация численности населения Республики Карелия к 2015 году и создание условий для ее роста при увеличении продолжительности жизни.
Достижение указанной цели предусматривает решение следующих задач:
1) снижение инвалидности и смертности населения от управляемых причин, прежде всего в трудоспособном возрасте путем увеличения продолжительности здоровой (активной) жизни, включающее снижение заболеваемости, травматизма и инвалидизации, создание условий для мотивации к ведению здорового образа жизни; улучшения качества жизни хронически больных и инвалидов, в том числе за счет предоставления им условий для реализации имеющегося (остаточного) потенциала здоровья. Решение данной задачи предусматривает дальнейшее развитие системы управления качеством в здравоохранении республики, совершенствование планирования, профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров здравоохранения, удовлетворение потребности населения республики в высокотехнологичных видах медицинской помощи;
2) повышение рождаемости и укрепление здоровья детей, беременных женщин путем улучшения репродуктивного здоровья населения, в том числе улучшения здоровья детей, беременных женщин; сохранения низкого уровня материнской и младенческой смертности; улучшения условий для оздоровления детей, повышения качества медицинской помощи в общеобразовательных учреждениях, развития высокотехнологичных видов медицинской помощи детям, дальнейшего совершенствования пренатальной диагностики наследственных и врожденных заболеваний внутриутробного плода, развитие услуг родильных домов;
3) государственная поддержка семей, имеющих детей, путем создания предпосылок для повышения уровня рождаемости путем постепенного перехода от преимущественно малодетного к среднедетному типу репродуктивного поведения семей; всестороннего укрепления института семьи как формы наиболее рациональной жизнедеятельности личности и ее нормальной социализации, в том числе профилактика семейного неблагополучия, социального сиротства, возрождения и сохранения духовно-нравственных традиций семейных отношений; создания условий для самореализации молодежи, и материального поощрения ответственного родительства; поддержка общественных объединений и клубов молодых семей; реализации мероприятий, направленных на государственную поддержку молодых семей, семей, имеющих детей;
4) совершенствование общественных отношений, в том числе участие гражданских институтов и общественности в решении демографических проблем.
В связи с широким спектром факторов, оказывающих влияние на демографическое развитие Республики Карелия, улучшение демографических показателей возможно лишь при комплексном воздействии на все стороны процесса, что диктует необходимость применения программно-целевого метода решения обозначенных ниже проблем.
3. Характеристика и прогноз развития демографической ситуации в Республике Карелия при отсутствии введения программно-целевых методов
Демографическая ситуация, сложившаяся в Республике Карелия в последние 15 лет, остается весьма сложной. По состоянию на 1 января 2007 года численность населения Республики Карелия составила 693150 человек, что на 0,6 процента (4371 человек) меньше, чем по состоянию на 1 января 2006 года (697,5 тыс. человек). Из общей численности населения 525341 человек (75,8 процента) проживают в городской местности и 167809 человек (24,2 процента) - в сельской местности.
Важнейшими проблемами в области демографии, на решение которых ориентированы основные направления финансирования Концепции Программы, являются следующие:
1) сокращение численности населения республики, имеющее место не только на отдельных ее территориях, но и в целом по республике. По-прежнему главной причиной сокращения численности населения республики является естественная убыль населения. Число умерших в 2006 году превысило число родившихся в 1,7 раза, при этом естественная убыль имела место на территории практически всех муниципальных районов. При этом на территориях Медвежьегорского, Беломорского, Муезерского, Суоярвского районов уже второй год подряд число умерших превышает число родившихся в 2,4-2,7 раза.
Наиболее существенным проявлением неблагополучия демографического развития республики является высокий уровень смертности населения. Несмотря на то, что в 2004-2006 годах наметилось его некоторое снижение, общий коэффициент смертности населения в 2006 году составил 16,8 умерших в расчете на 1000 человек (11716 человек) и по сравнению с предыдущим годом сократился на 7,2 процента и на 9,5 процента превышает аналогичный показатель по Российской Федерации (15,2 процента).
Структура причин смертности на протяжении ряда лет остается неизменной, лидирующие места в 2006 году продолжают занимать:
- болезни системы кровообращения - 51,0 процента всех умерших (5996 человек),
- травмы, отравления, несчастные случаи - 15,3 процента (1798 человек);
- новообразования - 11,0 процента (1285 человек).
Следует отметить, что от алкоголизма в 2006 году умерло 435 человек (3,7 процента от общего числа умерших), от дорожно-транспортных происшествий - 95 человек (0,8 процента).
Обращает внимание высокий удельный вес умерших в трудоспособном возрасте - 39,5 процента (4633 человека). При этом доля мужчин составляет 79 процентов.
Показатель смертности в трудоспособном возрасте по Республике Карелия ежегодно уменьшается: в 2004 году - 11,7 на 1000 человек; в 2005 году - 11,5 на 1000 человек; в 2006 году - 10,3 на 1000 человек. Однако данный показатель в 2005 году на 29 процентов превышал среднероссийский уровень (8,2 на 1000 человек).
За период 2001-2005 годов отмечается рост доли лиц, умерших в трудоспособном возрасте в общем количестве умерших. Следует отметить, что темпы прироста данного показателя ежегодно снижаются (с 7 процентов до 1,7 процента). В 2006 году впервые зарегистрировано снижение доли умерших в трудоспособном возрасте (на 4,1 процента по сравнению с 2005 годом). Данный показатель в 2006 году составил 39,5 процента (в 2005 году - 41,2 процента; в 2004 году - 40,5 процента; в 2003 году - 39,7 процента; в 2002 году - 37,1 процента; в 2001 году - 34,7 процента).
Уровень смертности от болезней органов кровообращения в 2006 году уменьшился на 5,4 процента в сравнении с предыдущим годом. Показатель смертности от несчастных случаев в 2006 году составил 249,2 на 100 тыс. человек, что на 10,9 процента меньше, чем в 2005 году. На 24 процента отмечается снижение смертности от отравлений алкоголем (2006 год - 44,7 на 100 тыс. человек).
В структуре причин смерти населения в трудоспособном возрасте на первом месте неестественные причины: несчастные случаи, отравления и травмы (каждый второй из всех погибших от этих причин - трудоспособного возраста).
По данному показателю в 2005 году Республика Карелия на 30,4 процента опережает Россию в целом и на 16,2 процента - Северо-Западный федеральный округ.
Значительно хуже обстоят дела в сельской местности, где общий уровень смертности населения почти на 60 процентов выше, чем в городах. Смертность сельских жителей от болезней системы кровообращения на 74 процента выше городских; от неестественных причин - на 73 процента.
В 2006 году показатели смертности детей в возрасте до 1 года несколько улучшились. Из каждой 1000 родившихся умерло 7,6 детей, против 9,6 - в 2005 году и 9,7 - в 2004 году. Основными причинами смерти новорожденных являются состояния, возникающие в перинатальный период (43,3 процента), врожденные аномалии (25,4 процента) и болезни органов дыхания (9 процентов).
Негативное положение со смертностью населения, особенно в трудоспособном и младенческом возрастах, остается главным фактором снижения ожидаемой продолжительности жизни населения республики, которая в 2005 году равнялась 62,1 года: для мужчин - 55,3 года, для женщин - 70 лет; в сельской местности соответственно: 57,4; для мужчин - 50,8 и для женщин - 66,5 года.
Ежегодная тенденция увеличения числа инвалидов в Республике Карелия (за 2006 год их численность увеличилась с 74886 до 77417 человек) свидетельствует о масштабности проблемы. Из общего числа инвалидов 18 процентов (13895 человек) составляют лица трудоспособного возраста. Принимаемые меры не приводят к снижению инвалидизации общества. Достижение многопрофильной реабилитации и интеграции инвалидов возможно только в случае комплексного подхода органов государственной власти различных уровней, ведомств и неправительственных организаций в решении проблем инвалидов, в том числе детей-инвалидов.
Обозначенные проблемы возможно решить путем модернизации системы здравоохранения республики, в том числе:
- дальнейшего развития системы управления качеством в здравоохранении,
- совершенствования планирования, профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров здравоохранения: количество врачей и среднего медицинского персонала, имеющих сертификат специалиста, составляет 77 процентов и 73 процента соответственно;
- удовлетворения потребности населения республики в высокотехнологичных видах медицинской помощи;
2) уровень рождаемости почти в 2 раза ниже того, который необходим для обеспечения хотя бы простого воспроизводства населения. Как свидетельствует статистика, после незначительного роста рождаемости в 2001-2004 годах, который был связан с некоторым пополнением численности женщин "пиковых годов рождаемости", вступивших в детородный возраст, рождаемость вновь стала падать. В 2005 году суммарный коэффициент рождаемости в целом по республике составил 1,24 рождений, против 2,15-2,17, необходимых для простого замещения поколений родителей их детьми. По этому показателю Республика Карелия занимает 5 место среди регионов Северо-Западного федерального округа.
Сокращается численность детей и подростков. По состоянию на 1 января 2006 года на территории Республики Карелия проживали 111049 детей в возрасте 0-15 лет. Общая численность детей и подростков за 2004-2006 годы уменьшилась на 13,3 тыс. человек. Их доля в общей численности населения сократилась с 20,9 процента до 19,4 процента. Детское население Республики Карелия с каждым годом сокращается в среднем на 4,3 процента. В ближайшее десятилетие ожидается уменьшение численности населения моложе трудоспособного возраста с 20,9 процента в 2003 году до 17,7 процента в 2011 году. К 2011 году по расчетным данным численность детей может уменьшиться по сравнению с 2003 годом на 28000 человек, что определяет дальнейшую тенденцию сокращения численности населения республики.
Сложная ситуация сохраняется с материально-технической базой 7 муниципальных загородных стационарных детских оздоровительных учреждений ("Искорка", "Айно", "Дружба", "Старт", "Уя") находятся в ведении Администрации Петрозаводского городского округа, "Северный орлёнок" - администрации Прионежского муниципального района, "Ладога" - администрации Сортавальского муниципального района. Из 7 детских летних оздоровительных учреждений в 4 отсутствует система канализации, 4 лагеря работают на привозной воде, в 3 лагерях отсутствует отопление, в одном - не оборудовано место купания. Необходим капитальный ремонт спальных корпусов, пищеблоков, медицинских блоков, систем отопления, водоснабжения и канализации. Загородные лагеря неудовлетворительно обеспечиваются твердым и мягким инвентарём, постельным бельём и принадлежностями. Все это значительно снижает качество оздоровительного отдыха детей;
3) трансформация модели семьи, получившей распространение в настоящее время среди молодых поколений, связана не только с изменением норм детности - уменьшается численность многодетных семей: 2005 год - 3605 семей (11781 ребенок), 2006 год - 3289 семей (10277 детей)1, из них 2152 многодетные семьи (6222 детей), но и с рождением детей вне брака. Дети в условиях падения уровня жизни населения и его обнищания становятся главным фактором бедности. В связи с этим радикально изменились и репродуктивные установки населения. В настоящее время люди ориентированы преимущественно на одно-, двухдетную семью.
Социальные и экономические проблемы общества существенно ослабили институт семьи, ее воздействие на воспитание детей.
Нельзя не отметить негативную роль средств массовой информации в процессах ценностной трансформации и утраты преемственности поколений, насаждения ценностей, противоречащих российской цивилизационной традиции и национальному менталитету, ослаблении воспитательной функции российского образования, разрушении патриархальной модели семейных отношений, пропаганде терпимости и оправданности абортов, пропаганде гомосексуального образа жизни, нивелировании образа женщины-матери и пропаганде феминизации - карьерных соображений женщины, нарастании культивирования пороков, а также отсутствие пропаганды в средствах массовой информации приоритета семьи, идейно-духовных ценностей над материальными потребностями.
В настоящее время наиболее острыми проблемами семьи являются проблемы взаимоотношений в семье - детско-родительские и супружеские конфликты, несостоятельность родителей в вопросах воспитания детей. Прогрессируют процессы снижения ответственности родителей за воспитание и содержание детей, жестокого обращения с ними, алкоголизации родителей. Группа риска расширяется и пополняется детьми, рожденными несовершеннолетними матерями;
4) спектр и качество социальных услуг населению, существующие в настоящее время в республике, нельзя считать оптимальными.
Сохраняется устойчивая тенденция увеличения семей с детьми, находящихся в социально опасном положении, с 1069 семей в 2002 году до 2252 семей в 2005 году, в которых проживает 3740 детей. Из них 8,3 процента детей проживают в многодетных семьях, 32,8 процента детей - в неполных, 27,6 процента детей в семьях, где родители не выполняют свои обязанности.
По итогам 2006 года на учете в государственных учреждениях социальной защиты - центрах социальной работы городов и районов Республики Карелия (далее - Центры социальной работы) состоят более 24 тыс. семей с детьми (28 процентов от общего количества семей с детьми в республике), среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного на душу населения в целом по республике, и которым выплачивается ежемесячное пособие на 34,5 тыс. детей (24 процента от числа детей до 17 лет).
65 процентов от всех многодетных семей, имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного на душу населения. Около 30 процентов детей из малообеспеченных семей не доедает;
5) непрекращающийся процесс демографического "старения" населения, находящийся в прямой зависимости с естественным воспроизводством и миграцией населения. В настоящее время каждый пятый житель республики находится в пенсионном возрасте, а в сельской местности - каждый четвертый. Численность населения старше трудоспособного возраста увеличилась почти на 11 тыс. человек и составила 134,0 тыс. человек (19 процентов всего населения против 16 процентов в 1989 году).
В течение 2000-2006 годов неоднократно повышались государственные пенсии, но тем не менее на 1 января 2007 года более 40 тыс. (18 процентов) пенсионеров имели пенсию ниже величины прожиточного минимума, установленного для пенсионеров. Растет число одиноких или одиноко проживающих пенсионеров. Тяжелое материальное положение, одиночество, неудовлетворительное физическое здоровье - все эти факторы приводят к снижению качества жизни граждан старшего поколения и свидетельствуют о необходимости социальной поддержки.
Необходимо отметь#, что миграционные процессы в последние годы практически не влияют на формирование численности населения республики. Миграция имеет внутрирегиональный характер, оказывая негативное влияние на расселенческую структуру территории республики, способствуя формированию территориальных анклавов социального неблагополучия. Данные процессы особенно характерны для сельских поселений.
В настоящее время развитие ситуации с рождаемостью определяется относительно многочисленным поколением женщин, родившихся в 80-е годы, которое обеспечило некоторое повышение числа новорожденных и общего коэффициента рождаемости. Но в ближайшие два-три года увеличение числа детей в семье остановится. Начиная с 2007 года начнется сокращение численности молодых женщин, так как в детородный возраст вступят женщины 90-х годов рождения, когда рождаемость упала почти вдвое, что вызывает особую тревогу и актуализирует поиск специальных мер государственного регулирования демографического развития.
Некоторых позитивных тенденций численности населения можно ожидать при сокращении уровня смертности населения в трудоспособном возрасте, увеличения количества детей в семье, что также потребует усиления специальных мер демографической политики.
В связи с вышеизложенным очевидно, что социально значимых результатов в области демографического развития невозможно добиться, развивая лишь одно направление.
Например, реализация мероприятий по снижению инвалидности и смертности населения от управляемых причин приведет к увеличению продолжительности жизни, улучшению показателей здоровья населения, снижению смертности, но без мер по государственной поддержке семьи недостаточна для повышения рождаемости, ощутимого увеличения численности населения республики.
Реализация мероприятий, направленных на повышение рождаемости и укрепление здоровья детей и беременных женщин, улучшит показатели здоровья детей, но явно недостаточна для повышения кратности рождений в семьях. Для достижения указанного эффекта необходимы меры по государственной поддержке семьи и повышению благосостояния населения, в том числе студентов как потенциальных родителей.
Формирование отрицательного отношения к абортам, пропаганда многодетности без мероприятий по улучшению благосостояния населения, государственной поддержки семьи, мероприятий по улучшению состояния здоровья будущих родителей и детей приведет к росту числа детей из малообеспеченных и социально неблагополучных семей, детей с отклонениями в состоянии здоровья, что в итоге снизит ожидаемую продолжительность жизни, увеличит смертность населения и инвалидизацию общества, что негативно скажется на трудовом потенциале республики.
Изолированное повышение благосостояния населения и реализация мер государственной поддержки семьи недостаточны без мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей и беременных женщин, снижение инвалидности и смертности населения от управляемых причин приведет к ухудшению состояния здоровья населения, снижению продолжительности жизни и росту показателя смертности населения.
Таким образом, очевидна необходимость комплексного решения проблемы демографического развития республики, что возможно лишь при использовании программно-целевого метода.
_____________________________
1 По сравнению с 2001 годом количество многодетных семей сократилось в 1,7 раза и в 3,6 раза - по сравнению с 1993 годом.
4. Возможные варианты решения проблемы, оценка соответствующих вариантов преимуществ и рисков
Существуют несколько вариантов решения проблемы снижения абсолютной численности населения республики:
1) покомпонентный (поэлементный) подход, включающий мероприятия, направленные на решение отдельных проблем: стимулирование рождаемости, снижение смертности, регулирование миграционного притока с ожидаемым улучшением данных показателей. Существуют определенные риски при использовании указанного подхода, в том числе:
- кратковременный всплеск рождаемости с последующим усугубленным спадом;
- сокращение трудоспособности женщин, их стажа, их конкурентоспособности;
- необходимость развития соответствующих социальных служб;
2) комбинированный подход, как перечень отдельных невзаимосвязанных мер, сочетающий элемент проблемы (стимулирование рождаемости) с элементами управленческих воздействий (целевые проекты и программы, меры социальной поддержки отдельных категорий граждан). Преимущества выражены в повышении уровня рождаемости, аккумулировании финансовых средств на решение наиболее злободневных проблем, обеспечении некоторых минимальных гарантий в решении проблем рождаемости и смертности.
Рисками являются:
- наличие рассогласования между широтой цели и негибкостью управленческих решений и действий;
- неэффективное использование финансовых средств;
- снижение общего целевого эффекта;
3) системный подход (элементы системы во взаимосвязи), при котором акцент делается на формировании условий и механизмов. Преимуществами данного подхода являются: снижение социальных рисков, укрепление социальных связей, укрепление уверенности в завтрашнем дне, повышение стабильности, доверия в обществе, укрепление системы государственных гарантий, вследствие чего создаются предпосылки для улучшения демографической ситуации. Риски сводятся к вероятности неполучения ожидаемого (планируемого) моментного эффекта вследствие слабой структурированности объекта управленческого воздействия - семьи.
Учитывая вышеизложенное, представляется оптимальным использование системного подхода, который является стержнем программно-целевого метода, реализуемого в Программе. Данный подход позволяет интегрировать весь комплекс имеющихся ресурсов (административных, организационных, финансовых и т.п.) и перейти от уровня достижения локальных целей к системному социальному эффекту.
5. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом
Реализация Программы осуществляется в течение 2008-2015 годов. Этапы не выделяются.
6. Оценка ресурсного обеспечения Программы
Информационно-аналитический ресурс.
Информационными источниками Программы являются:
- данные системы государственных статистических наблюдений;
- специально разработанные ежегодные мониторинговые обследования населения;
- социологические исследования причин, способствующих абортам, и выработка мер по сохранению беременности, проводимые в республике на конкурсной основе.
Образовательный ресурс предусматривает:
- подготовку высококвалифицированных медицинских, в том числе врачей общей практики (семейных врачей), социальных, педагогических кадров для социальной отрасли, а также специалистов в области социальной рекламы, направленной на пропаганду здоровой модели семейных отношений, деторождения и воспитания детей, как приоритета в системе ценностных ориентиров;
- образовательные программы для широкого просвещения населения.
Финансовые ресурсы бюджета Республики Карелия, необходимые для реализации Программы, оцениваются в объеме 598,390 млн. рублей.
Объемы и источники финансирования Программы
(млн. рублей)
7. Оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого решения проблемы
Реализация мероприятий Программы позволит выработать в рамках предлагаемого системного подхода инновационные механизмы управленческого воздействия, работающие на создание благоприятных институциональных условий (прежде всего на укрепление института семьи) для кардинального изменения демографической ситуации в Республике Карелия, выражающейся в превышении уровня рождаемости над уровнем смертности, увеличении продолжительности жизни.
В результате реализации мероприятий Программы по прогнозным оценкам к 2015 году (по сравнению с 2006 годом) ожидается:
- рост рождаемости на 16,7 процента;
- снижение естественной убыли населения на 19,2 процента;
- снижение младенческой смертности на 21,06 процента;
- исключение роста материнской смертности в абсолютных цифрах (не более 1 случая);
- снижение показателя материнской смертности на 13,2 процента за счет увеличения количества родов;
- снижение показателя смертности:
от болезней кровообращения - на 14,3 процента;
от онкологических заболеваний - на 8,75 процента;
от дорожно-транспортных происшествий - на 19,6 процента;
- снижение абортов у женщин фертильного возраста - на 44,1 процента.
Реализация мероприятий Программы будет способствовать:
- обеспечению всеобщей доступности и общественно приемлемого качества основных социальных услуг, в том числе качественного образования, медицинского и социального обслуживания;
- восстановлению роли материнства, деторождения и воспитания детей как главнейшей роли в системе ценностных ориентиров;
- расширению социального обслуживания граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- снижению уровня инвалидности у населения республики.
С учетом старения населения и сложившейся тенденции прогнозные оценки Карелиястата свидетельствуют о возможном увеличении показателя общей смертности населения Республики Карелия в период с 2008-2015 годов, что все же на фоне прогнозируемого роста рождаемости (с 10,0 в 2006 году до 12,0 на 1000 человек в 2015 году) приведет к снижению естественной убыли населения (с -6,8 процента в 2006 году до -5,5 процента в 2015 году).
Вместе с тем, предлагаемые в Программе мероприятия обеспечат стабилизацию показателя общей смертности и снижение доли умерших в трудоспособном возрасте (за счет снижения смертности от внешних причин, болезней системы кровообращения), показателей материнской и младенческой смертности (за счет мероприятий, направленных на охрану здоровья женщин и детей), что позволит сохранить трудовой ресурс республики и улучшить демографическую ситуацию.
8. Органы исполнительной власти Республики Карелия, ответственные за формирование и реализацию целевой Программы
Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия,
Министерство образования Республики Карелия,
Государственный комитет по спорту и делам молодежи Республики Карелия,
Министерство строительства Республики Карелия,
Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия (по согласованию),
органы местного самоуправления (по согласованию),
общественные организации (по согласованию).
9. Основные направления финансирования, сроки и этапы реализации целевой Программы
(млн. рублей)
В 2007 году реализуется Комплекс мер по улучшению демографиической ситуации в Республике Карелия на 2007 год (далее - Комплекс мер), утвержденным распоряжением Главы Республики Карелия от 8 мая 2007 года N 334-р, в котором кроме направлений финансирования, представленных в Программе, учтены мероприятия приоритетных национальных проектов, бюджетных целевых программ, меры государственной поддержки отдельных категорий граждан, направленные на улучшение демографиической ситуации в республике.# В целом на реализацию Комплекса мер в 2007 году предусмотрено 6438,45 млн. рублей, из них 3682,4 млн. рублей (57,2 процента) - за счет средств бюджета Республики Карелия.
10. Целевые индикаторы и показатели результатов, позволяющие оценивать ход реализации целевой Программы по годам
Показатель |
Факт |
Прогнозные оценки |
||||||||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Снижение инвалидности и смертности населения от управляемых причин, прежде всего в трудоспособном возрасте | ||||||||||
Продолжительность жизни (лет) человек (прогнозные оценки Карелиястата) |
63,8 |
65,19 |
65,32 |
65,43 |
65,41 |
65,39 |
65,40 |
65,49 |
65,59 |
65,81 |
Показатель естественного прироста (убыли) населения на 1000 человек (прогнозные оценки Карелиястата) |
-6,8 |
-5,9 |
-5,9 |
-5,7 |
-5,8 |
-5,7 |
-5,5 |
-5,4 |
-5,5 |
-5,5 |
Показатель младенческой смертности (на 1000 родившихся живыми) |
7,6 |
7,4 |
7,2 |
7,0 |
6,9 |
6,8 |
6,7 |
6,6 |
6,4 |
6,0 |
Показатель материнской смертности (на 100000 родившихся живыми)1 |
14,4 |
13,7 |
13,4 |
13,2 |
13,0 |
12,7 |
12,5 |
12,3 |
12,4 |
12,5 |
Показатель смертности от болезней системы кровообращения (на 100 тыс. человек) |
925,9 |
918,5 |
910,0 |
902,0 |
880,0 |
879,6 |
850,5 |
835,6 |
800,0 |
793,8 |
Показатель смертности от онкологических заболеваний (на 100 тыс. человек) |
198,9 |
199,3 |
199,0 |
198,2 |
197,0 |
196,5 |
193,0 |
190,2 |
185,0 |
181,5 |
Показатель смертности при дорожно-транспортных происшествиях (на 100 тыс. человек) |
21,9 |
21,4 |
20,0 |
18,5 |
18,3 |
18,0 |
17,9 |
17,8 |
17,7 |
17,6 |
Количество взрослых, впервые получивших инвалидность (человек) |
8600 |
8500 |
8400 |
8300 |
8250 |
8200 |
8150 |
8100 |
8050 |
8000 |
Повышение рождаемости и укрепление здоровья детей | ||||||||||
Показатель рождаемости на 1000 человек (прогнозные оценки Карелиястата) |
10,0 |
10,5 |
10,8 |
11,1 |
11,4 |
11,6 |
11,9 |
12,1 |
12,0 |
12,0 |
Количество абортов на 1000 женщин фертильного возраста |
44,7 |
43,0 |
42,0 |
40,0 |
38,0 |
36,0 |
34,0 |
30,0 |
28,0 |
25,0 |
Количество детей, впервые получивших инвалидность (человек) |
396 |
380 |
375 |
370 |
365 |
360 |
355 |
350 |
345 |
340 |
Удельный вес детей 1 и 2 групп здоровья (процентов) |
78,6 |
79,0 |
80,0 |
81,0 |
83,0 |
84,0 |
84,5 |
85,0 |
85,5 |
86,0 |
Государственная поддержка семей, имеющих детей | ||||||||||
Количество семей, участвующих в районных конкурсах "Семья" |
70 |
90 |
120 |
150 |
170 |
190 |
200 |
230 |
250 |
300 |
Удельный вес семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, состоящих на учете в органах социальной защиты, от общего количества семей с детьми (процентов) |
24,2 |
23,8 |
23,4 |
23,0 |
23,0 |
23,0 |
22,9 |
22,8 |
22,6 |
22,4 |
Удельный вес семей, обслуженных в центрах (отделениях) социальной помощи семье и детям, от общего количества семей, находящихся в трудной жизненной ситуации (процентов) |
46,7 |
50,0 |
55,0 |
60,0 |
70,0 |
75,0 |
80,0 |
80,0 |
85,0 |
85,0 |
Совершенствование общественных отношений | ||||||||||
Количество общественных организаций, участвующих в проектной деятельности по решению демографических проблем (единиц) |
6 |
6 |
8 |
8 |
9 |
10 |
10 |
11 |
12 |
12 |
Количество реализованных социальных проектов по решению демографических проблем (единиц) |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
_____________________________
1 Показатель рассчитан на основании прогнозных оценок Карелиястата по абсолютному количеству родившихся.
11. Возможные способы формирования мероприятий целевой Программы
При разработке Программы предполагается использование принципов, обеспечивающих обоснованный выбор программных мероприятий и сбалансированное решение основного комплекса проблем и задач Программы в соответствии с ее целями.
Механизмы формирования мероприятий будут основаны на следующих критериях:
- направленность мероприятий Программы на достижение измеряемых результатов, оцениваемых на основе социально-экономических показателей (управление по результатам);
- общереспубликанское значение решаемых проблем, направленность мероприятий Программы на системные изменения;
- комплексный подход, включающий проектно-аналитическое обоснование, научно-методическое сопровождение, апробацию, распространение результатов мероприятий и проектов, нормативно-правовое обеспечение, формирование кадрового потенциала, использование информационно-коммуникационных технологий.
12. Формы и методы управления реализацией целевой Программы
Управление и контроль за выполнением Программы осуществляется в соответствии с разделом VI Порядка разработки и реализации бюджетных целевых программ Республики Карелия.
Государственный заказчик:
1) подготавливает ежегодно в установленном порядке предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год, уточняет затраты по программным мероприятиям, а также механизм реализации целевой программы;
2) осуществляет отбор на конкурсной основе исполнителей работ и услуг, а также поставщиков продукции по программному мероприятию, по которому он является государственным заказчиком;
3) несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию целевой программы в целом, осуществляет управление ее исполнителями, обеспечивает эффективное использование средств бюджета Республики Карелия, выделяемых на ее реализацию;
4) осуществляет ведение ежеквартальной отчетности по реализации целевой программы, а также анализ рационального и эффективного использования средств;
5) подготавливает ежегодно доклад о ходе реализации целевой программы.
Государственный заказчик несет ответственность за выполнение целевой программы в целом.
Координационный совет при Главе Республики Карелия по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике на территории Республики Карелия (Указ Главы Республики Карелия от 29 ноября 2005 года N 92) обеспечивает координацию деятельности исполнителей, осуществляет контроль за ходом реализации мероприятий. Для осуществления текущей работы по управлению Программой будет образована дирекция под руководством ответственного исполнителя.
К реализации Программы привлекаются органы местного самоуправления (по согласованию).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Республики Карелия от 7 ноября 2007 г. N 390 р-П
Текст распоряжения опубликован в Собрании законодательства Республики Карелия, 2007 г., N 11 (2), ст.1406