Межведомственный совет по вопросам архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства отмечает, что благодаря совместным усилиям Госстроя России и субъектов Российской Федерации, в условиях сложной ситуации в финансово-экономической и инвестиционной сфере удалось сохранить производственный и научно-технический потенциал промышленности строительных материалов и стройиндустрии и обеспечить постепенный рост объемов производства высококачественной продукции.
В большинстве регионов России целенаправленно реализуется подпрограмма структурной перестройки производственной базы строительства на 1998-2000 годы. Активизирована работа по мобилизации внутренних резервов и изысканию дополнительных источников финансирования для технического перевооружения и модернизации предприятий отрасли. В целях активизации инвестиционного процесса субъектами Российской Федерации принимаются соответствующие законодательные акты, вводятся региональные налоговые льготы, отрабатываются механизмы долгосрочного кредитования, направленные на привлечение отечественных и зарубежных инвесторов и создание цивилизованного рынка строительных материалов и изделий.
Изучение практики работы коллективов различных форм собственности, наиболее активно действующих в современных рыночных условиях, показывает, что наряду с отличительными особенностями в их деятельности имеется ряд общих направлений, в том числе:
активная работа по привлечению различных и прежде всего внебюджетных, источников финансирования для структурной перестройки;
значительное расширение сферы деятельности и номенклатуры выпускаемой продукции за счет технического перевооружения и модернизации действующего производства;
развитие сотрудничества с иностранными фирмами, включая создание совместных предприятий и организаций, приобретение передовых технологий и высокопроизводительного оборудования;
создание маркетинговых служб, отслеживание конъюнктуры на товарных рынках строительных материалов и оперативное воздействие на всю производственно-сбытовую деятельность предприятия;
организация системы подготовки и повышения квалификации кадров с глубоким изучением опыта и практики рыночных отношений.
Несмотря на то, что капитальные вложения в отрасль в течение 1994-1998 годов ежегодно уменьшались, в этот период было введено в эксплуатацию свыше 800 объектов, мощностей и технологических линий, обеспечивающих выпуск широкого ассортимента конкурентоспособных и импортозамещающих материалов, изделий и конструкций.
Только за 1998 и 9 месяцев т.г. введено в действие свыше 240 новых производств, оснащенных современным оборудованием, в т.ч. за 9 месяцев т.г. задействовано 80 технологических линий и объектов. Среди них мощности по выпуску 300 тыс. куб. метров теплоизоляционных материалов, 500 млн. шт. кирпича, 450 тыс. кв. метров керамической плитки, 400 тыс. шт. санитарно-керамических изделий, 12 млн. кв. метров современных мягких кровельных материалов и ряд других.
За счет увеличения производства высококачественной продукции за истекший период текущего года возрос выпуск цемента на 10%, шифера - 43%, линолеума - 17%, мягких кровельных материалов - 16%, санитарно-керамических изделий - 25%, керамической плитки - 31%, минераловатных изделий - 27%, стеновых материалов - 13%. Больше стало производиться отечественной продукции, соответствующей по качеству лучшим зарубежным аналогам. В настоящее время наш рынок в основном насыщен отечественными строительными материалами и изделиями.
В соответствии с изменениями в жилищной сфере происходят процессы структурной перестройки производственной базы индустриального домостроения, направленные на внедрение эффективных строительных материалов, изделий и конструкций, в соответствии с повышенными требованиями по теплозащите зданий и сооружений. Увеличились объемы монолитного домоcтроения.
Научно-исследовательские работы, проводимые отраслевыми институтами и другими организациями, направлены на реализацию приоритетных направлений структурной перестройки производственной базы и решение задач по выполнению федеральных целевых программ "Жилище" и "Свой дом". Особое внимание уделяется практическому внедрению требований по повышению теплозащитных качеств ограждающих конструкций зданий, внедрению в производство новых экологически чистых строительных материалов и конструкций, энерго- и ресурсосберегающих технологий.
Вместе с тем, ассортимент отечественных строительных материалов не полностью удовлетворяет потребностям современного строительства. Созданные новые производства, в том числе и на импортном оборудовании, используются не на полную мощность. Велики перекосы в их территориальном размещении. В ряде регионов сохраняется дефицит по многим видам стройматериалов, что в условиях высоких железнодорожных тарифов вызывает большие финансовые издержки по доставке продукции и сырья. Ограничен ассортимент выпускаемых отечественных теплоизоляционных материалов на основе стекла, базальта, перлита и других природных минералов, санитарно-технических изделий, низкоэмиссионного, теплоотражающего и архитектурного стекла, кровельных материалов. Необоснованно низкий уровень использования в строительстве легких и деревянных конструкций, полимерных изделий, природного камня, других высокоэффективных конструкций и отделочных материалов.
Технический уровень большинства российских предприятий все еще значительно отстает от современных требований. Низкими темпами осуществляется перевооружение предприятий по производству цемента, теплоизоляционных, стеновых и кровельных материалов, энергоэффективных окон, а также создание мощностей по выпуску полимерных труб и других эффективных изделий и оборудования.
В ряде регионов с нарушениями установленных сроков внедряются новые технические решения и долговечные высокоэффективные конструкции и материалы. Медленно осуществляется перевод предприятий домостроения на строительство жилых домов по новым архитектурно-строительным системам, отвечающими второму этапу повышенных требований по теплозащите зданий и сооружений. Средний уровень использования мощностей крупнопанельного домостроения в 1998 году составил 23%.
Недостаточно уделяется внимания укреплению производственной базы подрядных, монтажных и других специализированных организаций в части обеспечения их строительно-дорожной техникой, машинами, механизмами, инструментом и средствами механизации.
В сложном положении находятся предприятия отраслевого машиностроения. Резко сократилось создание принципиально новых технологий, машин и оборудования для производства прогрессивных строительных материалов и добычи сырья.
С отставанием ведутся разработка и формирование системы российских норм, правил и стандартов, способствующих развитию производства современных высокоэффективных строительных материалов, изделий и конструкций.
На заседании Межведомственного совета в выступлениях руководителей субъектов Российской Федерации, отраслевых концернов и корпораций, промышленных предприятий, проектных, научно-исследовательских и учебных институтов обращалось внимание на необходимость активизации работы со стороны Госстроя России в части:
- разработки перспективной программы развития приоритетных направлений эффективных строительных материалов и изделий на 2001-2005 гг.;
- подготовки мер государственной инвестиционной поддержки в техническом перевооружении и модернизации предприятий наиболее фондоемких подотраслей промышленности стройматериалов и стройиндустрии и реализации высокоэффективных инвестиционных проектов;
- более активного использования мер амортизационной и налоговой политики;
- подготовки предложений и выработки мер по освобождению от налога на добавленную стоимость (НДС) ввозимого на таможенную территорию технологического оборудования.
Акцентировалось внимание на необходимость наращивания объемов производства высококачественной современной продукции за счет ускорения развития ипотечного кредитования и активизации жилищного строительства. Отмены налога на добавленную стоимость при строительстве жилья и решения ряда других вопросов.
В то же время отмечалось, что накопленный в отрасли положительный опыт используется недостаточно широко. Решения Госстроя России, принятые на заседаниях коллегии, межведомственных советов, а также рекомендаций "круглых столов", селекторных совещаний, специализированных выставок, еще не стали ориентирами для проведения целенаправленной работы на некоторых предприятиях отрасли и в ряде органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Отмечая необходимость активизации работы по продолжению структурной перестройки материально-технической базы строительства для решения в XXI веке задач по проведению эффективной жилищной политики, Межведомственный совет по вопросам архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства постановляет:
1. Считать важнейшей задачей Госстроя России, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, отраслевых акционерных обществ, концернов, корпораций, союзов, объединений, предприятий промышленности строительных материалов и стройиндустрии, научно-исследовательских и проектных организаций дальнейшую реализацию подпрограммы "Структурная перестройка производственной базы строительства на 1998-2000 годы", направленную на развитие в каждом субъекте Российской Федерации производства широкой номенклатуры современных конкурентоспособных строительных материалов, изделий и конструкций, обеспечивающих долговечность, выполнение требований по теплоэффективности, а также архитектурную выразительность сооружаемых жилых домов, зданий и сооружений, снижение стоимости строительства.
В этих целях активно способствовать развитию творческого содружества архитекторов, проектировщиков и строителей с предприятиями, институтами и фирмами промышленности строительных материалов и стройиндустрии, а также отраслевого машиностроения в области совместного прогнозирования, разработки наиболее целесообразной номенклатуры эффективных материалов и изделий для перспективного жилищно-гражданского строительства, а также в решении задач организации промышленного производства и масштабного внедрения в архитектурно-строительную практику новых видов продукции строительного назначения.
2. Отметить исключительную важность принимаемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации законодательных и иных нормативных актов, направленных на стимулирование развития жилищного строительства, производственной и инвестиционной деятельности предприятий промышленности строительных материалов и стройиндустрии.
В целях систематизации этих нормативно-правовых актов, обобщения практического опыта в регионах и его широкого распространения Госстрою России с участием субъектов Российской Федерации в I полугодии 2000 года сформировать централизованный информационный банк данных по таким решениям.
3. Госстрою России при подготовке предложений по совершенствованию действующих и разработке проектов новых законодательных актов Российской Федерации вносить предложения по стабилизации и снижению цен и тарифов на продукцию естественных монополий, а также направленные на уменьшение налоговой нагрузки и регулирование таможенных платежей при внешнеэкономической деятельности предприятий отрасли.
4. Госстрою России совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в первом полугодии 2000 года проанализировать:
- ход выполнения проводимой в регионах работы по повышению энергоэффективности строящихся зданий и сооружений и сокращению расхода тепла при их эксплуатации в соответствии с принятыми Комитетом постановлениями "О принятии изменения N 3 строительных норм и правил СНиП II-3-79* "Строительная теплотехника" (от 11.08.95 N 18-18) и "О теплозащите строящихся зданий и сооружений" (от 02.02.98 N 18-11) и ряда других;
- использование созданного потенциала предприятий крупнопанельного домостроения и ход их перепрофилирования на выпуск конструкций и изделий для домов новых серий, смешанных конструктивных систем, малоэтажного и коттеджного строительства в соответствии с требованиями второго этапа по сопротивлению теплопередаче ограждающих конструкций.
Считать целесообразным во втором полугодии 2000 года рассмотреть вопрос о приоритетных направлениях реформирования ДСК и предприятий КПД на коллегии Госстроя России.
5. Считать необходимым приступить в 2000 году к разработке подпрограммы "О приоритетных направлениях развития промышленности строительных материалов и стройиндустрии на 2001-2005 годы" как составной части государственной целевой программы "Жилище".
Во исполнение настоящего постановления разработана Концепция развития приоритетных направлений промышленности строительных материалов и стройиндустрии на 2001 - 2005 годы
Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации подготовить и представить к 1 июля 2000 года в Госстрой России предложения по развитию предприятий промышленности строительных материалов и стройиндустрии в 2001-2005 годах на их территории.
Госстрою России на основании материалов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечить во II полугодии 2000 года подготовку этой подпрограммы, увязав ее с:
- объемами и структурой жилищного строительства на указанный период, возрастающими требованиями к качеству и ассортименту строительных материалов, изделий, и конструкций;
- рациональным размещением вновь создаваемых мощностей и производств по выпуску эффективных теплоизоляционных материалов на основе стекла, базальта, перлита и других природных минералов, по производству сухих смесей, теплоотражающего и архитектурного стекла, энергосберегающих светопрозрачных ограждений и конструкций, изделий из ячеистого и монолитного поробетона, других эффективных строительных материалов и изделий, развитием сырьевой базы промышленности строительных материалов с ведением соответствующих кадастров по месторождениям сырья и горнодобывающих предприятий;
- использованием объектов незавершенного строительства;
- выработкой мер государственной поддержки в реализации приоритетных инвестиционных проектов по созданию новых видов продукции, внедрению эффективных отечественных и зарубежных технологий производства и технологического оборудования, а также в проведении научно-исследовательских работ;
- расширением выпуска отечественной малогабаритной техники с многоцелевым шлейфом сменного оборудования;
- использованием зарубежных лицензий для создания в России производства техники с целью импортозамещения;
- активным развитием инфраструктуры лизингового рынка в строительстве, созданием экономических условий для привлечения банковского капитала в эту сферу деятельности.
6. Рекомендовать предприятиям и фирмам промышленности стройматериалов и стройиндустрии, строительным, научно-исследовательским и проектным организациям, предприятиям отраслевого машиностроения и других смежных со строительным производством отраслей Российской Федерации:
- активизировать работу по созданию принципиально новых технологий и производств по выпуску прогрессивных строительных материалов, изделий и конструкций, технологического оборудования, а также оборудования и средств механизации для монолитного строительства;
- шире практиковать совместную координацию сил и финансовых ресурсов для решения этих задач;
- использовать опыт предприятий ОАО "Штерн-Цемент", РАО "Газпром" и других организаций по привлечению потенциальных инвесторов для создания принципиально новых технологий и производств для выпуска современных высококачественных строительных материалов и конструкций.
Поддержать предложение о создании региональных центров менеджмента и реструктуризации предприятий для анализа финансовых показателей, характеризующих различные аспекты деятельности предприятий.
7. Госстрою России с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, отраслевых акционерных обществ, концернов, корпораций, союзов, объединений, предприятий промышленности строительных материалов, научно-исследовательских и проектных организаций продолжить работу по ускорению формирования системы нормативных документов в строительстве, привлечению внебюджетных источников финансирования на разработке СНиПов, в том числе по "теплой стене", энергоэффективным окнам и другим светопрозрачным конструкциям, и других ГОСТов, их сближению с международными стандартами, повышению эффективности работы системы сертификации строительных материалов, изделий и конструкций, направленной на увеличение выпуска конкурентоспособной продукции.
8. Госстрою России считать одним из приоритетных направлений развития отечественной отраслевой науки проведение научно-исследовательских работ, связанных с практическим содействием качественному повороту к научно-техническому прогрессу, осуществлением программ реструктуризации в промышленности строительных материалов и изделий, созданием и внедрением в отрасли прогрессивных технологий и оборудования, закупок на возвратной основе лицензий для указанных целей.
Продолжить разработки научных основ управления свойствами материалов, изделий и конструкций, включая создание модифицированных цементных систем, получение высокопрочных бетонов, легких модифицированных поробетонов с удельной прочностью, превышающей известные аналоги. Разработать технологические принципы получения композиционных материалов и конструкций нового поколения, в том числе армированных высокопрочной металлической и неметаллической арматурой.
Поддержать предложение ГНЦ "Строительство" о создании на его базе "инновационной зоны" для координации передовых научных достижений и использования их при проектировании и строительстве. В дальнейшем аналогично "инновационные зоны" могут создаваться на региональном уровне.
9. Госстрою России, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации наметить меры по формированию системы подготовки по индивидуальным программам высококвалифицированных научных кадров широкого профиля для промышленности строительных материалов и стройиндустрии с целью создания и внедрения ими прогрессивных технологий и эффективных строительных материалов и конструкций будущего поколения.
10. Госстрою России совместно с редакциями "Строительной газеты", отраслевых журналов и с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, отраслевых акционерных обществ, концернов, корпораций, союзов, объединений, предприятий промышленности строительных материалов, научно-исследовательских и проектных организаций продолжить обобщение положительного опыта работы промышленности строительных материалов и освещение его в средствах массовой информации.
Председатель Межведомственного совета |
А.Ш.Шамузафаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Межведомственного совета по вопросам архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 25 ноября 1999 г. N 2 "О ходе реализации подпрограммы структурной перестройки производственной базы строительства и расширении выпуска конкурентоспособной продукции"
Текст постановления опубликован в Бюллетене строительной техники, N 1, 2000 г.