Письмо Госстроя РФ и Государственного антимонопольного комитета РФ
от 11 ноября 1997 г. NN БЕ-19-41/30, НФ/4862
"Демонополизация и развитие конкуренции на рынках
жилищно-коммунальных услуг"
В целях выполнения Указа Президента РФ от 28.04.1997 г. N 425 "О реформировании жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации" и постановления Правительства РФ от 18.09.1997 г. "О программе демонополизации и развития конкуренции на рынках жилищно-коммунальных услуг на 1998 - 1999 гг." ГАК России и Госстрой России предлагают территориальным антимонопольным управлениям и государственным жилищным инспекциям субъектов РФ в 1998 - 1999 гг. сосредоточить свои усилия на следующих приоритетных направлениях деятельности:
Программа демонополизации и развития конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг на 1998-1999 гг. одобрена постановлением Правительства РФ от 20 декабря 1997 г. N 1613
активное участие в реализации региональных программ реформирования жилищно-коммунального хозяйства и в первую очередь разделов, связанных с демонополизацией и развитием конкуренции на рынках услуг жилищно-коммунального хозяйства;
формирование конкурентных отношений в сфере обслуживания муниципального и государственного жилищного фонда и предоставления коммунальных услуг;
проведение конкурсных отборов службы заказчика (управляющей организации), а также подрядчиков для обслуживания жилого фонда, ремонтов и выполнения других видов услуг;
формирование системы договорных отношений между собственником, заказчиком, подрядчиком и гражданами, проживающими в жилых помещениях;
контроль за процессами развития конкурентных отношений в сфере деятельности субъектов жилищно-коммунального хозяйства, не входящих в структуру естественных локальных монополий (текущие и капитальные ремонты жилого фонда, обслуживание и ремонты лифтового хозяйства, сбор и вывоз бытовых отходов, озеленение и благоустройство территории, прокладка и ремонт подземных коммуникаций, функции служб заказчика, снабженческие работы и т.д.);
усиление контроля за соблюдением законных прав потребителей жилищно-коммунальных услуг;
организация систематического информирования населения через средства массовой информации о целях, задачах и опыте реформирования жилищно-коммунального хозяйства.
На основании Соглашения между Государственным антимонопольным комитетом Российской Федерации и Государственным комитетом Российской Федерации по жилищной и строительной политике о сотрудничестве в области развития конкурентных отношений в сфере жилищно-коммунального хозяйства территориальным управлениям ГАК России и государственным жилищным инспекциям субъектов РФ следует выработать совместные планы мероприятий и инициировать создание межведомственных жилищных комиссий при администрациях субъектов РФ.
Считаем необходимым территориальным управлениям ГАК России и государственным жилищным инспекциям субъектов РФ организовать систематическое изучение и анализ процессов демонополизации и развития конкуренции на товарных рынках жилищно-коммунального хозяйства. Примерный перечень вопросов для изучения процессов развития конкуренции прилагается.
О результатах проведения работ предлагаем не реже одного раза в полугодие информировать ГАК России и Госстрой России. Первую информацию просим представить к 01.03.1998 г.
Председатель Госстроя России |
Е.В.Басин |
Председатель ГАК России |
Н.Е.Фонарева |
Соглашение
между Государственным антимонопольным комитетом Российской Федерации
и Государственным комитетом Российской Федерации по жилищной
и строительной политике о сотрудничестве в области развития
конкурентных отношений в сфере жилищно-коммунального хозяйства
Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации (ГАК России) и Государственный комитет Российской Федерации по жилищной и строительной политике (Госстрой России), именуемые в дальнейшем сторонами, в целях реализации Указа Президента РФ от 29.03.96 г. N 432 "О развитии конкуренции при предоставлении услуг по эксплуатации и ремонту государственного и муниципального жилищных фондов" согласились о нижеследующем:
1. Сотрудничество между сторонами осуществляется по следующим основным направлениям:
контроль за соблюдением требований антимонопольного законодательства при предоставлении населению коммунальных услуг;
определение направлений формирования конкурентной среды на рынке жилищно-коммунальных услуг;
проведение обследования системы жилищно-коммунального хозяйства в регионах с целью изучения процесса развития конкуренции на рынке услуг по эксплуатации и ремонту жилищного фонда, объектов инженерной инфраструктуры коммунального обслуживания потребителей и подготовки предложений по демонополизации и повышению эффективности деятельности жилищно-коммунального хозяйства.
2. Для выполнения настоящего соглашения стороны назначают уполномоченных лиц.
3. Сотрудничество в соответствии с настоящим соглашением осуществляется в формах:
проведение совместных обследований рынков жилищно-коммунальных услуг и обработка материалов;
обмен имеющейся информацией по вопросам конкурентной политики в рассматриваемой сфере ЖКХ;
проведение совместных совещаний по разработке решений в области развития конкуренции на рынках жилищно-коммунальных услуг и подготовки соответствующих документов в Правительство РФ;
разработка планов и программ реализации мер по вопросам развития конкуренции в сфере ЖКХ.
4. Стороны проводят работы в рамках плана мероприятий по реализации соглашения между ГАК России и Госстроем России о сотрудничестве в области развития конкурентных отношений в сфере жилищно-коммунальных услуг.
5. Соглашение заключено на два года. Соглашение может быть расторгнуто, продлено или в его текст могут быть внесены изменения по согласованию сторон.
Соглашение вступает в силу с момента его подписания обеими сторонами.
Примерный перечень вопросов для изучения процессов развития
конкуренции на рынках жилищно-коммунальных услуг
При проведении данной работы следует учитывать особенности проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства (далее ЖКХ):
в городах различного ранга населенности: малых, средних, крупных и особо крупных городах - "миллионерах", а также в городах на базе градообразующих предприятий и пр.;
в сельской местности, поселках городского типа и в закрытых административных образованиях.
Кроме того, необходимо учитывать национально-исторические, экономические, географические и климатические особенности поселений и регионов, устройство ЖКХ и структуру застройки (индивидуальная, коллективная).
Обследование проводится территориальными управлениями ГАК России и государственными жилищными инспекциями субъектов РФ совместно с администрациями субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Общие положения
Объекты обследования - взаимоотношения между хозяйствующими субъектами сферы ЖКХ и их последствия.
Цель обследования - определение путей формирования конкурентных отношений в ЖКХ.
Задачи обследования:
проработка вопросов демонополизации и развития конкуренции в ЖКХ на уровне субъектов РФ в свете федеральной программы демонополизации ЖКХ;
контроль состояния системы договорных отношений в сферах управления и обслуживания жилищного фонда;
оценка ситуации по разделению функций заказчика и подрядчика, проведению конкурсов при отборе организаций для выполнения работ по обслуживанию и ремонту (текущему и капитальному) жилищного фонда, благоустройству территорий, вывозу бытовых отходов, прокладке и ремонту коммуникаций и др.;
оказание помощи органам исполнительной власти субъектов РФ по определению сферы локальных естественных монополистов в ЖКХ;
оценка порядка ценообразования в ЖКХ и факторов снижения цен (тарифов);
оценка активности населения в реформировании ЖКХ (через территориальное самоуправление, формирование товариществ собственников жилья).
Результаты изучения - информация с выводами и предложениями по демонополизации и развитию конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг (далее ЖКУ) - представляется в адрес органов исполнительной власти субъектов РФ, ГАК России и Госстроя России.
Примерный перечень вопросов
1. Функциональная структура ЖКХ изучаемого населенного пункта.
2. Участвуют ли территориальные органы ГАК России и государственные жилищные инспекции субъектов РФ в реформировании ЖКХ, в чем проявляется это участие (в проведении конкурсов, участии в аудите, нормотворчестве, просветительстве и т.д.)?
3. Участвовали ли территориальные органы ГАК России и государственные жилищные инспекции субъектов РФ в разработке региональных программ реформирования ЖКХ, в том числе по вопросам демонополизации и созданию конкурентной среды в отраслях ЖКХ?
4. Имеется ли в регионе комиссия по реформ ЖКХ (кто входит в состав, каковы ее задачи и функции)? Содержание и опыт работы комиссии.
5. Опыт формирования товариществ собственников жилья. Роль органов ТОС (территориального общественного самоуправления) в реформировании ЖКХ.
6. Развивается ли конкуренция в сфере управления жилищным фондом: проводят ли местные администрации конкурсный отбор управляющих компаний (служб заказчика), организаций-подрядчиков?
7. Существуют ли договорные отношения между организациями, выполняющими функции заказчика и подрядчика - хозяйствующими субъектами различных форм собственности, выполняющими работы по обслуживанию и ремонту жилищного фонда, придомовой территории? Кто при этом выполняет функции заказчика (укажите организации) и кто его финансирует? Приведите конкретные примеры.
8. Как оформляются договорные отношения в сфере найма жилья между собственником жилья (или уполномоченным им лицом) - наймодателем и нанимателем жилого помещения?
9. Организована ли информация для потребителей ЖКУ управляющими организациями о структуре тарифов на ЖКУ, о стандартах на ЖКУ и др.?
10. Какие факторы влияют на снижение качества коммунальных услуг (по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, снабжению горячей водой, электроснабжению, газоснабжению, вывозу бытовых отходов, текущему ремонту зданий, лифтовому хозяйству) и пути их устранения по каждой отрасли?
11. На примере отдельных предприятий в различных отраслях ЖКХ проанализировать структуру тарифов на оказание коммунальных услуг населению, дать оценку их обоснованности и указать (постатейно) резервы снижения затрат, и, соответственно, тарифов.
12. Кто осуществляет регулирование цен (тарифов) на продукцию (услуги) учреждений и организаций ЖКХ?
Обеспечивается ли независимость органов регулирования от хозяйствующих субъектов?
Являются ли процедуры регулирования тарифов открытыми, а информация доступной для потребителей, СМИ и общественности?
13. Внедряются ли энерго- и ресурсосберегающие мероприятия (в т.ч. установка приборов учета)?
Имеются ли (в городе, районе, субъекте РФ) экономические механизмы стимулирования энерго- и ресурсосбережения?
Заключительные положения (выводы)
1. Какие виды услуг ЖКХ должны быть отнесены к естественным монополиям и почему?
2. Какие виды услуг ЖКХ должны быть переведены в конкурентную среду?
3. По услугам, не относящимся к естественным монополиям:
перечень услуг, по которым может осуществляться конкурентный отбор;
перечень услуг, по которым может развиваться свободная конкуренция в случае выделения структуры, осуществляющей эти услуги, в качестве самостоятельного юридического лица.
4. Какие виды деятельности должны остаться в ведении муниципальных служб, а что должно перейти к хозяйствующим субъектам (на коммерческую основу)?
5. Имеющиеся проблемы и нерешенные вопросы, препятствующие ходу реформ (организационные, правовые, в том числе отсутствие или недостатки действующих нормативных актов, финансовые и др.) и пути их решения.
Перечень вопросов, на которые необходимо получить ответы, может быть расширен. При наличии в регионе положительного опыта проведения работы по демонополизации и развитию конкурентных отношений в сфере ЖКХ информацию необходимо направлять в ГАК России и Госстрой России.
Справочно
В настоящее время в федеральных органах исполнительной власти проводятся следующие работы по совершенствованию методической и нормативно-правовой базы антимонопольного регулирования в сфере ЖКХ:
1. ГАК России и Госстрой России разрабатывают общие положения законодательства о регулировании деятельности естественных монополий на локальных товарных рынках, на основании которых целесообразна разработка законов субъектов РФ по регулированию деятельности естественных монополий ЖКХ.
2. Минэкономики России, Минтопэнерго России, ФЭК России, ГАК России и Госстрой России готовят предложения по упорядочению ценовой и тарифной политики в отношении естественных монополий на оптовом рынке тепловой и электрической энергии и локальных товарных рынках, влияющей на формирование тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Госстроя РФ и ГАК РФ от 11 ноября 1997 г. NN БЕ-19-41/30, НФ/4862 "Демонополизация и развитие конкуренции на рынках жилищно-коммунальных услуг"
Текст письма опубликован в "Бюллетене строительной техники", январь 1998 г., N 761