Межведомственный совет по вопросам строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства отмечает, что в условиях сложной ситуации переходного периода экономики России к рыночным отношениям, благодаря принятым Министерством совместно с субъектами Российской Федерации мерам, удалось сохранить производственный потенциал строительного комплекса. Целенаправленно реализуется государственная федеральная программа "Жилище". Разработаны и выполняются подпрограммы развития производственной базы строительства, энерго- и ресурсосбережения. Выполнена большая работа по подготовке и реализации новой системы правовых, организационных и хозяйственных документов, направленных на развитие строительной отрасли и создание конкурентной среды. Сформирована адекватная рыночной экономике структура норм и стандартов по строительству, разработаны необходимые методические и нормативные документы по вопросам ценообразования и ресурсосбережения в строительстве, подготовлены проекты "Жилищного кодекса", "Градостроительного кодекса", ряда Указов Президента Российской Федерации по развитию жилищной реформы и проект Основных направлений нового этапа Государственной целевой программы "Жилище", разрабатывается "Строительный кодекс". По инициативе Министерства принято только в 1994 году более 50 нормативных и законодательных документов, направленных на стимулирование инвестиционной активности, привлечение в жилищное строительство внебюджетных источников финансирования, в том числе средств населения, банковских кредитов, расширение выпуска жилищных сертификатов, облигаций и векселей, осуществление ипотечного кредитования, привлечение иностранных инвестиций, ускорение достройки не завершенных строительством жилых домов.
В результате этого наметились некоторые позитивные тенденции в инвестиционно-строительной сфере. Замедлились темпы падения инвестиций и объемов подрядных работ. Положительные сдвиги определились в жилищном строительстве. В этом году построено 350 тысяч новых благоустроенных квартир общей площадью 23 млн.кв. метров, что на 10 процентов превышает уровень января-ноября прошлого года, а индивидуального жилья введено в 1,5 раза больше. В производственном строительстве за этот период вступили в строй действующих более 400 крупных объектов и мощностей. Большой объем строительно-восстановительных работ выполнен в Чеченской Республике. Увеличились объемы производства продукции предприятий промышленности строительных материалов и строительной индустрии. Введен в действие ряд объектов и мощностей по производству прогрессивных строительных материалов и изделий, осуществляется перевод предприятий крупнопанельного домостроения на выпуск домов новых серий, а также перепрофилирование их на выпуск домов со смешанными конструктивными системами, с рациональным применением изделий полносборного домостроения и эффективных мелкоштучных материалов из местного сырья и отходов промышленного производства.
Вместе с тем, в условиях продолжающегося падения инвестиционной активности, нестабильного финансирования и неплатежей за последние годы ухудшились конечные результаты деятельности строительного комплекса и усилились тенденции снижения эффективности капитального строительства. Так, ввод основных фондов на один рубль капитальных вложений составлял в 1990 г. 84 копейки, а в 1994 г. снизился до 59 копеек. Предусмотренные федеральными государственными инвестиционными программами 1991-1994 гг. вводы в действие важнейших производительных мощностей, определяющих структурную перестройку экономики России, были выполнены лишь наполовину.
Не сокращается продолжительность сооружения объектов и всего инвестиционного цикла, не отвечают требованиям рыночной экономики и не выдерживаются сроки окупаемости проектов строительства. В структуре производительных капитальных вложений по-прежнему остается низкой доля затрат на реконструкцию и техническое перевооружение, приобретение оборудования и техники.
Переход на новые формы хозяйствования во многих организациях не был подкреплен мерами по повышению организационно-технического уровня производства. В результате снижается производительность труда, не улучшается качество строительства и продукции промышленности строительных материалов. Многие строительные организации продолжают оставаться неконкурентоспособными с зарубежными фирмами.
Медленно внедряются ресурсосберегающие технологии и проекты. Большинство зданий и сооружений по-прежнему возводятся из тяжелых и материалоемких конструкций с большими материальными, энергетическими и транспортными расходами.
Сложившееся положение в инвестиционно-строительной сфере явилось следствием действия факторов, присущих переходному периоду к рыночной экономике для всех отраслей народного хозяйства: падение объемов производства, разрыв кооперативных связей, издержки в сфере ценообразования, удорожания энергоресурсов, транспорта и др.
В этой связи повышение эффективности капитального строительства является актуальной комплексной задачей, требующей совершенствования и переориентации в этом направлении инвестиционной, экономической, градостроительной политики и деятельности всего строительного комплекса.
В соответствии с Программой действий Министерства в текущем году намечен и осуществляется комплекс мер по повышению эффективности строительства.
Эти вопросы рассматривались на заседаниях коллегии Министерства, селекторных совещаниях, выездных семинарах. Обобщен передовой опыт работы ряда предприятий и организаций строительного комплекса, накопленный в процессе проведения экономической реформы в отрасли.
Для выработки научно-обоснованных направлений решения этой проблемы по заданию Минстроя России Российской академией архитектуры и строительных наук осуществлена разработка проекта "Концепция и рекомендация по повышению эффективности капитального строительства в новых экономических условиях".
Межведомственный совет по вопросам строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства постановляет:
1. Считать важнейшей задачей Минстроя России, других федеральных органов, занимающихся инвестиционно-строительной деятельностью, администраций субъектов Российской Федерации, отраслевых концернов и корпораций, строительных, проектно-изыскательских и научно-исследовательских организаций, предприятий стройиндустрии и промышленности строительных материалов, органов архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства на 1996-2000 годы, - целенаправленное и последовательное проведение курса на всемерное повышение эффективности капитального строительства и работы строительного комплекса, предусматривающего:
- достижение высокой инвестиционной активности прежде всего за счет вовлечения в инвестиционно-строительный процесс внебюджетных средств, создания целевых фондов и свободного рынка инвестиционных ресурсов, изменения налоговой политики с предоставлением льгот организациям и лицам, занимающимся инвестиционно-строительной деятельностью, принятия дополнительных законодательных и нормативно-правовых актов, связанных с изменением отношений, механизма инвестирования и амортизационной политики, расширения сферы и объема применения ипотечного кредитования;
- совершенствование организации проектирования, направленного на повышение эффективности инвестиционных проектов, сокращение сроков их реализации с учетом устранения затратного механизма, выделения в самостоятельный этап прединвестиционных технико-экономических и маркетинговых исследований, совмещения стадий проектирования и строительства объектов на основе передачи функций разработки рабочей документации подрядным строительным организациям, установление стимулирующих надбавок за прогрессивные ресурсосберегающие проектные решения, обеспечивающие снижение затрат при строительстве и эксплуатации зданий и сооружений;
- проведение научно-технической политики, направленной на повышение эффективности научно-технического потенциала строительного комплекса, ресурсо- и энергосбережение, улучшение качества проектов и научно-технических разработок, повышение конкурентоспособности строительной продукции, развитие государственной системы нормативных документов и стандартов, обеспечивающей сохранение единства нормативной базы строительства и ее гармонизацию с зарубежными нормами и стандартами;
- осуществление мер по повышению мобильности и организационно-технического уровня строительного производства, совершенствование управления в строительстве с переходом от управления отдельными объектами к управлению инвестиционными проектами и программами, рост производительности труда, сокращения продолжительности сооружения объектов, снижение стоимости, энерго- и материалоемкости строительной продукции и на этой основе обеспечение конкурентоспособности российских строительных организаций на отечественном и зарубежном рынках подрядных работ;
- совершенствование градостроительной политики с учетом межрегиональных проблем, ориентацией на более бережное использование земель, транспортных, инженерных и энергетических сетей и коммуникаций в пределах существующих границ городов и дальнейшее их развитие за счет реконструкции застройки с оптимальным увеличением ее плотности;
- развитие, реконструкцию и модернизацию производственной базы строительства с ориентацией на выпуск высокоэффективных и конкурентоспособных материалов, изделий, конструкций, быстромонтируемых конструктивных систем, строительных машин, механизмов и инструмента;
- формирование банка данных по основным показателям инвестиционной деятельности, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства;
- сокращение до оптимального уровня объемов незавершенного строительства за счет осуществления мер по приватизации, продаже или передаче для достройки каждого незавершенного объекта, введения экономических стимулов (налогов), побуждающих юридических и физических лиц к ускорению достройки или реализации незавершенных строек.
2. Минстрою России на основе Генерального соглашения о взаимодействии Министерства и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечить координацию деятельности субъектов Российской Федерация, строительных, проектных и научных организаций, отраслевых концернов и корпораций в решении вопросов повышения эффективности капитального строительства.
3. Одобрить основные положения "Концепция и рекомендации по повышению эффективности капитального строительства в новых экономических условиях". С учетом состоявш
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Межведомственного совета по вопросам строительства архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства от 5 декабря 1995 г. N 2 "О мерах по повышению эффективности капитального строительства в новых экономических условиях"
Текст постановления опубликован в Вестнике управления по совершенствованию ценообразования и сметного нормирования в строительстве, Выпуск 2(6), 1996 г.