Постановлением Госстроя РФ от 20 апреля 1998 г. N 18-38 в настоящие требования внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 1998 г.
"Требования к органам по сертификации в строительстве и порядок проведения их аккредитации"
(утв. постановлением Минстроя России от 27 октября 1994 г. N 18-24)
20 апреля 1998 г.
РДС 10-233-94
The GOST R Certification System
Requirements for Produkt Certification
Boies in Building Industry and Accreditation
Procedure for them
Дата введения 1 ноября 1994 г.
1. Область применения
Настоящий документ устанавливает основные требования, которым должен соответствовать орган по сертификации в строительстве, чтобы быть признанным в Системе сертификации ГОСТ Р в качестве независимой третьей стороны, осуществляющей работу по сертификации продукции, работ, услуг, производств, систем качества в строительстве, а также порядок проведения его аккредитации.
2. Нормативные ссылки
В настоящем Порядке использованы ссылки на следующие документы:
Комплект организационно-методических документов Системы сертификации ГОСТ Р;
СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения";
РДС-10-231-93* "Система сертификации ГОСТ Р. Основные положения сертификации продукции в строительстве" (перерегистрирован вместо РДС-10-201-93);
РДС-10-232-94 "Система сертификации ГОСТ Р. Порядок проведения сертификации продукции в строительстве";
РДС-10-234-94 "Система сертификации ГОСТ Р. Требования к испытательным лабораториям (центрам) в строительстве и порядок проведения их аккредитации";
РДС 10-235-98 "Система сертификации ГОСТ Р. Порядок регистрации объектов, участников работ и документов по сертификации в области строительства в Государственном реестре Системы сертификации ГОСТ Р и выдачи аттестатов аккредитации и сертификатов соответствия".
"Государственные стандарты Российской Федерации серий ГОСТ Р 51000 и ГОСТ Р 40.000".
"Рекомендации по аккредитации", "Система аккредитации в Российской Федерации. Порядок проведения работ по аккредитациям органов по сертификации, испытательных и измерительных лабораторий (Р 50.4.001-96)".
3. Определения
Используемые в Порядке термины и их определения соответствуют принятым в Системе сертификации ГОСТ Р и приведены в РДС 10-231.
4. Общие положения
4.1. Органом по сертификации продукции, работ, услуг, производств, систем качества в строительстве (далее - орган по сертификации) может быть некоммерческая организация любой формы собственности, имеющая статус юридического лица, не обладающая властными (контрольными) функциями, независимая от изготовителей и потребителей продукции (работы, услуги) и не имеющая административного или иного влияния на результаты сертификационной деятельности, являющаяся третьей стороной по отношению к ним, обладающая необходимой компетенцией в области разработки, изготовления и сертификации данной продукции, работ, услуг, производств, систем качества в строительстве.
Организация, претендующая на аккредитацию и функционирование в качестве органа по сертификации продукции, работ, услуг, производств, систем качества в строительстве (далее - объектов сертификации в строительстве) в Системе сертификации ГОСТ Р, должна располагать необходимыми средствами и документированными процедурами, позволяющими проводить сертификацию в строительстве, включая:
квалифицированный и прошедший специальную подготовку персонал;
фонд нормативных документов на продукцию, работы, услуги, производства, системы качества и методы испытания;
организационно-методические документы, устанавливающие порядок и правила проведения сертификации данной продукции, работ, услуг, производств, систем качества, порядок проведения инспекционного контроля за сертифицированной продукцией, сертифицированным производством, сертифицированными системами качества;
реестр сертифицированной продукции, работ, услуг, производств, систем качества;
организационные и экономические возможности (условия) для проведения работ по сертификации, в том числе для проведения анализа состояния производства и инспекционного контроля.
4.2. Аккредитация Минстроем России в Системе сертификации ГОСТ Р организации, претендующей на признание ее правомочности проводить сертификацию объектов сертификации в строительстве, является официальным признанием ее в качестве органа по сертификации в области строительства и не допускает использования аккредитации таким образом, которая позволила бы предположить, что сертифицированная органом по сертификации продукция или услуга одобрены аккредитующим органом.
Аккредитованная в системе сертификации ГОСТ Р организация в качестве органа по сертификации продукции в строительстве может быть аккредитована в другой Системе сертификации в качестве органа по сертификации продукции в строительстве только с согласия Госстроя России.
4.3. Деятельность органа по сертификации осуществляется на основе лицензии и договорного соглашения, заключенного с Госстроем России.
4.4. Органы по сертификации проводят сертификацию по заявкам организаций и предприятий, изготавливающих или поставляющих данную продукцию (осуществляющих услугу и т.д.), на соответствие требованиям, установленным в государственных стандартах и технических условиях технических свидетельствах на продукцию (услуги), включая область ее применения (соответствие назначению), или приведенным в строительных нормах и правилах расчетным и другим характеристикам, а также на соответствие требованиям международных и национальных стандартов зарубежных стран.
4.5. Область аккредитации органа по сертификации в строительстве включает в себя номенклатуру сертифицируемых объектов, характеристики (параметры), подтверждаемые при сертификации, перечень нормативных документов, на соответствие которым проводится сертификация, и перечень нормативных документов на методы испытаний.
4.6. Орган по сертификации в строительстве в своей деятельности должен руководствоваться действующим законодательством Российской Федерации, организационно-методическими документами Госстандарта России и Минстроя России, относящимися к Системе сертификации ГОСТ Р, Положением об органе по сертификации и документами, устанавливающими порядок и правила проведения сертификации продукции, работ, услуг, производств, систем качества.
4.7. Руководитель органа по сертификации и специалисты, осуществляющие руководство работами по основным видам (направлениям) деятельности органа, включая работы по испытаниям и инспекционному контролю за сертифицированными объектами сертификации, как правило, должны быть аттестованными экспертами-аудиторами Системы сертификации ГОСТ Р.
4.8. Назначение на должность и освобождение от должности руководителя органа по сертификации в строительстве согласовываются с Минстроем России.
4.9. Контроль за деятельностью органа по сертификации в строительстве осуществляет Минстрой России.
4.10. При нарушении органом по сертификации требований Системы сертификации ГОСТ Р при исполнении им своих функций Минстрой России может приостановить, а в случае грубых нарушений отменить действие аттестата аккредитации и исключить орган по сертификации из Государственного реестра Системы сертификации ГОСТ Р.
5. Юридический статус и структура органа по сертификации
5.1. Юридический статус органа по сертификации в строительстве должен гарантировать ему права самостоятельного юридического лица и независимость действий в области сертификации, обеспечиваемую административной и финансовой независимостью от изготовителей (разработчиков) и потребителей продукции (услуг) в строительстве.
5.2. Орган по сертификации в строительстве должен быть укомплектован постоянным штатом специалистов, имеющих соответствующее образование, профессиональную подготовку, в том числе специальную, а также квалификацию и опыт работы в разработке (проектировании) продукции, технологии ее изготовления, проведении испытаний и контроля качества.
5.3. Функции, права, обязанности и ответственность персонала органа по сертификации устанавливаются должностными инструкциями или другими внутренними документами органа, которые должны своевременно пересматриваться.
5.4. Структура органа по сертификации может предусматривать наличие самостоятельных подразделений, проводящих работы по сертификации отдельных групп продукции или отдельных видов деятельности, например, проводящих инспекционный контроль за сертифицированными продукцией, производством, системой качества.
Указанные подразделения проводят необходимые работы и готовят решения по ним. Окончательные решения по вопросам выдачи сертификатов соответствия, знаков соответствия и лицензий на пользование ими принимает только руководство органа по сертификации.
5.5. Орган по сертификации в строительстве, как правило, должен иметь собственную испытательную лабораторию (центр), охватывающую испытаниями всю или большую часть его области аккредитации и аккредитованную Госстроем России в порядке, установленном РДС 10-234, а также поручать проведение сертификационных испытаний самостоятельным испытательным лабораториям (центрам), аккредитованным Минстроем России, испытательным лабораториям (центрам), аккредитованным другими органами управления и надзора Российской Федерации в Системе сертификации ГОСТ Р и признанным Минстроем России на основе двусторонних соглашений между Минстроем России и этими органами.
6. Функции органа по сертификации
6.1. Основной функцией органа по сертификации в строительстве является проведение сертификации продукции, услуг, производств, систем качества объектов сертификации в соответствии с областью его аккредитации, в том числе:
прием и рассмотрение заявок на сертификацию и принятие решения по ним;
выбор схемы сертификации, определение процедуры проведения сертификации в соответствии с документами, устанавливающими порядок и правила проведения сертификации объектов сертификации в строительстве в Системе сертификации ГОСТ Р;
организация и проведение сертификации объектов сертификации, включая организацию и проведение сертификационных испытаний, анализ состояния производства, принятие решений по результатам испытаний и анализа состояния производства и т.п.;
оформление сертификатов соответствия, их учет и передача в Центральный орган по сертификации в области строительства для внесения в Государственный реестр Системы сертификации ГОСТ Р;
выдача заявителям сертификатов соответствия и лицензий на применение сертификатов соответствия и Знака соответствия;
организация и проведение инспекционного контроля за сертифицированной продукцией, сертифицированным производством, сертифицированными системами качества;
ведение учета сертифицированной продукции и подготовка публикаций по результатам сертификации;
отмена или приостановление действия выданных им сертификатов соответствия.
6.2. Функциями органа по сертификации в строительстве также являются:
формирование фонда нормативных документов, используемых при сертификации, своевременная их актуализация;
разработка и ведение организационно-методических документов, устанавливающих порядок и правила функционирования органа по сертификации, в том числе устанавливающих порядок и правила проведения сертификации данной продукции, порядок и правила проведения сертификации производства данной продукции, порядок и правила сертификации систем качества изготовителя или производителя работ;
сбор, хранение, анализ и систематизация информации об уровне качества сертифицированных отечественных и зарубежных объектов сертификации;
взаимодействие с заявителями по своевременной корректировке качества сертифицированных объектов сертификации при изменении требований нормативных документов.
6.3. Кроме перечисленных выше функций, орган по сертификации в строительстве может:
осуществлять по поручению Центрального органа по сертификации работы по признанию зарубежных сертификатов и иных свидетельств соответствия;
участвовать в работе международных и отечественных организаций по сертификации, испытаниям, оценке и контролю качества продукции;
проводить семинары по вопросам сертификации и качества продукции;
быть аккредитован в другой Системе по сертификации продукции в строительстве (по номенклатуре продукции, закрепленной за Госстроем России) только с согласия Госстроя России.
7. Требования к документам органа по сертификации
7.1. Орган по сертификации в строительстве должен иметь комплект правовых и организационно-методических документов, обеспечивающих его функционирование в Системе сертификации ГОСТ Р при проведении работ по сертификации продукции, работ, услуг, производств и систем качества:
положение об органе по сертификации с областью аккредитации;
руководство по качеству проведения работ по сертификации;
порядок проведения сертификации объектов сертификации, закрепленных за органом по сертификации, в том числе:
порядок (методику) проведения сертификации производства;
порядок (методику) проведения сертификации систем качества изготовителей продукции, производства работ, закрепленных за органом по сертификации;
должностные инструкции персонала органа по сертификации.
7.2. Орган по сертификации должен иметь систему регистрации выполнения процедур сертификации и их протоколирования, которые должны показывать, каким образом была выполнена каждая процедура сертификации, включая регистрацию деклараций-заявок, решений, принятых по ним, проведение сертификационных испытаний, анализа состояния производства, инспекционного контроля и т.п.
Кроме того, орган по сертификации должен иметь систему контроля нормативной документации, включающую своевременное внесение изменений в действующую документацию, изъятие устаревшей документации, обеспечение вновь разработанной документацией и т.п., а также наличие документации на рабочих местах.
8. Порядок проведения аккредитации органа по сертификации в строительстве
8.1. Органы по сертификации в строительстве должны быть аккредитованы Минстроем России в порядке, установленном Системой сертификации ГОСТ Р и настоящим документом.
8.2. В качестве органа по сертификации могут быть аккредитованы организации, обладающие необходимой компетентностью, в том числе научно - исследовательские и проектные институты, проектно-конструкторские бюро, акционерные компании, как открытого, так и закрытого типа и т.п., если они отвечают требованиям независимости от изготовителей и потребителей продукции в строительстве и п. 4.1 настоящего документа.
Не могут быть аккредитованы в качестве органов по сертификации организации, входящие в объединения, включающие также изготовителей или потребителей продукции, даже если эти организации не находятся в прямой административной зависимости от руководства объединения.
Допускается участие в проведении работ по обязательной сертификации (в законодательно - регулируемой сфере) зарегистрированных некоммерческих (бесприбыльных) объединений (союзов) и организаций любых форм собственности.
8.3. Порядок подачи и рассмотрения заявок на аккредитацию органа по сертификации в строительстве.
8.3.1. Любая организация, удовлетворяющая требованиям п. п. 4.1 и 8.2 настоящего документа, может подать в Минстрой России на имя руководителя Центрального органа по сертификации в области строительства заявку на ее аккредитацию в качестве органа по сертификации в строительстве по форме, приведенной в Приложении А.
8.3.2. К заявке должны быть приложены следующие документы в двух экземплярах:
проект Положения об органе сертификации с областью аккредитации;
порядок проведения сертификации соответствующего объекта сертификации;
руководство по качеству органа по сертификации;
приказ об организации органа по сертификации и подготовке его к аккредитации;
копия Устава организации-заявителя или ее регистрационного удостоверения;
справку о деятельности организации - заявителя;
перечень организаций, взаимодействующих с органом по сертификации.
8.3.3. Положение об органе по сертификации должно, как правило, содержать следующие разделы:
Область аккредитации
В разделе устанавливается номенклатура сертифицируемых объектов сертификации и сертифицируемых параметров, перечень стандартов и иной нормативной документации, на соответствие которой осуществляется сертификация, а также на методы испытаний.
Форма области аккредитации органа по сертификации приведена в Приложении Б.
Юридический статус, административная и организационная структура органа по сертификации
В разделе приводятся сведения, подтверждающие независимость аккредитуемого органа, а также его структура, распределение обязанностей между подразделениями, кадровый состав органа по сертификации.
Функции органа по сертификации
В разделе определяются все основные функции, необходимые для успешного исполнения принятых обязательств, в том числе для выполнения работ по сертификации, организации инспекционного контроля за стабильностью качества сертифицированных объектов сертификации, информационного обеспечения, подготовки кадров, признания зарубежных сертификатов соответствия и т.д.
Права, обязанности и ответственность органа по сертификации
В разделе предусматривается право органа по сертификации устанавливать порядок сертификации соответствующих объектов сертификации, порядок и сроки проведения инспекционного контроля, право приостанавливать действие или лишать заявителя сертификата соответствия при нарушении им требований сертификации либо установленных лицензией финансовых обязательств лицензиата. Устанавливается обязанность органа по сертификации соблюдать все требования Системы сертификации ГОСТ Р при проведении работ по сертификации, в том числе соблюдение конфиденциальности, а также ответственность за правильностью проведения процедуры сертификации и объективность принятых решений.
Взаимодействие органа по сертификации с другими организациями
В разделе указывается схема взаимодействия органа по сертификации с Минстроем России, с испытательными лабораториями (центрами), с заявителями, с органами Госстандарта России и другими организациями, участвующими в процессе сертификации.
Порядок оплаты работ по сертификации
В разделе указываются порядок и условия оплаты работ по сертификации, закрепленных объектов сертификации.
Сведения об экспертах-аудиторах
Раздел должен содержать информацию о наличии в органе по сертификации экспертов-аудиторов Системы сертификации ГОСТ Р (штатных и внештатных), сведения об их образовании, ученой степени и опыте работы в области сертификации, стандартизации и управления качеством продукции.
Форма кадрового состава органа по сертификации приведена в Приложении Е, форма перечня организаций, взаимодействующих с органом по сертификации, - в Приложении Ж.
8.3.4. Требования к оформлению титульного листа Положения об органе по сертификации приведены в Приложении В.
8.3.5. Порядок проведения работ по сертификации конкретной продукции разрабатывается на основе РДС 10-232. Он должен устанавливать все необходимые аспекты проведения работ по сертификации продукции, включенной в область аккредитации, в том числе подачу и рассмотрение заявок на сертификацию, принятие решений по ним, отбор и предоставление образцов продукции (проб) на испытания, программу испытаний образцов и анализ состояния производства, инспекционный контроль, подачу и рассмотрение апелляций, финансовые обязательства, информационное обеспечение, перечень организаций - участников системы сертификации данной продукции, если это не установлено Положением об органе по сертификации, а также другие сведения, необходимые для эффективного проведения работ по сертификации.
Форма титульного листа Порядка проведения работ по сертификации продукции в строительстве приведена в Приложении Г.
8.3.6. Приказ о создании органа по сертификации и подготовки его к аккредитации должен содержать распределение функций между структурными подразделениями органа, устанавливать их обязанности и ответственность при подготовке к аккредитации.
В приказе также следует персонально указать должностных лиц, ответственных за проведение определенных работ по подготовке к аккредитации, а также за связь с Минстроем России.
8.3.7. Центральный орган по сертификации рассматривает заявку, принимает решение по заявке на аккредитацию и проводит экспертизу представленных документов с целью установления соответствия органа по сертификации требованиям Системы сертификации ГОСТ Р, предъявляемым к органам сертификации. При положительных результатах экспертизы Центральный орган по сертификации готовит приказ (распоряжение) о назначении Комиссии Минстроя России по проверке соответствия органа по сертификации требованиям Системы сертификации ГОСТ Р и программу работы Комиссии по проверке органа по сертификации, а при отрицательных - решение с мотивированным отказом в проведении аккредитации. Форма решения по заявке на аккредитацию приведена в Приложении И.
Приказ (распоряжение) о назначении Комиссии подписывает заместитель Министра строительства Российской Федерации, курирующий в Министерстве работы по сертификации в строительстве, программу работ Комиссии подписывает председатель Комиссии и утверждает руководитель Центрального органа по сертификации.
8.3.8. Председателем Комиссии назначают, как правило, представителя Минстроя России. Членами Комиссии назначают представителей потребителей и поставщиков сертифицируемой продукции, экспертов-аудиторов и представителей других организаций, заинтересованных в сертификации данных объектов сертификации.
В состав Комиссии могут также включаться представители научнотехнических обществ, НИИ, кафедр вузов и другие лица, компетентные в вопросах сертификации.
Представителей организации-заявителя в состав Комиссии не включают.
8.4. Проведение проверки соответствия органа по сертификации в строительстве требованиям Системы сертификации ГОСТ Р.
8.4.1. Основной задачей деятельности Комиссии является установление соответствия организации, претендующей на аккредитацию и функционирование в качестве органа по сертификации, требованиям Системы сертификации ГОСТ Р и подтверждение ее готовности к выполнению функций органа по сертификации.
Комиссия осуществляет свою деятельность непосредственно в аккредитуемой организации.
8.4.2. Комиссия должна ознакомиться со структурой органа, ее юридическим статусом, с руководящими кадрами, с ведением делопроизводства по сертификации, с установленным в органе порядком взаимодействия с заявителями, с организацией проведения сертификационных испытаний и инспекционного контроля, с порядком принятия решений и оформления сертификатов соответствия и лицензий, с организацией внутреннего аудита и т.п.
8.4.3. В случае если организация имеет в своем составе испытательное подразделение, Комиссия должна убедиться, что имеется аттестат аккредитации этого подразделения на право проведения соответствующих испытаний для целей сертификации.
Аккредитация испытательного подразделения должна, как правило, предшествовать аккредитации органа по сертификации либо должна быть проведена одновременно. В последнем случае в состав Комиссии дополнительно включают экспертов-аудиторов по испытаниям.
При отрицательных результатах аккредитации испытательного подразделения работу по аккредитации организации в качестве органа по сертификации приостанавливают до решения вопроса о месте проведения испытаний для целей сертификации заявленных объектов сертификации.
8.4.4. Аккредитацию испытательного подразделения проводят в соответствии с требованиями РДС 10-234.
8.4.5. В процессе проверки органа по сертификации в присутствии Комиссии должна быть проведена опытная сертификация.
8.4.6. По итогам работы Комиссия составляет Акт проверки соответствия организации требованиям Системы сертификации ГОСТ Р, предъявляемым к органам по сертификации, в котором отмечает состояние дел по всем вопросам, указанным в пп. 8.4.1 - 8.4.5, и дает свои рекомендации о возможности аккредитации либо об отказе в ней.
При необходимости в Акт включают рекомендации Комиссии по устранению недостатков, выявленных в процессе работы.
Акт должен быть подписан всеми членами Комиссии, реально участвовавшими в ее работе.
При несогласии с актом отдельных членов Комиссии они составляют особое мнение, которое должно быть приложено к Акту в качестве его неотъемлемой части.
Акт составляют в трех экземплярах, один из которых передают аккредитуемой организации, а два других, в том числе 1-й, представляют в Центральный орган по сертификации.
8.4.7. На основании решения об аккредитации Акта Комиссии Центральный орган по сертификации готовит к согласованию и утверждению Положение об органе по сертификации и Порядок сертификации объектов сертификации, а также оформляет аттестат аккредитации и лицензионный договор.
8.4.8. Орган по сертификации в строительстве Минстроем России регистрируется в Государственном реестре Системы сертификации ГОСТ Р в соответствии с требованиями РДС 10-235.
8.4.9. Зарегистрированный аттестат аккредитации, согласованные и утвержденные документы органа по сертификации договорное соглашение и печать органа по сертификации установленного образца, Госстрой России направляет организации - заявителю.
8.4.10. Организация, аккредитованная в качестве органа по сертификации в строительстве, получает необходимые полномочия со дня регистрации ее в Государственном реестре Системы сертификации ГОСТ Р.
9. Инспекционный контроль за деятельностью органа по сертификации в строительстве
Инспекционный контроль за деятельностью аккредитованного органа по сертификации в строительстве осуществляет Минстрой России в порядке, установленном Системой сертификации ГОСТ Р.
10. Порядок рассмотрения апелляций
10.1. При отказе в аккредитации на любой ее стадии заявитель имеет право подать апелляцию в Комиссию по апелляциям Минстроя России, действующую в соответствии с Положением о ней.
Апелляция должна содержать обоснованные возражения по всем мотивам отказа в аккредитации.
10.2. Апелляцию направляют в Центральный орган по сертификации, который после предварительного рассмотрения передает ее в Комиссию по апелляциям.
10.3. Решение Комиссии по апелляциям, утвержденное заместителем министра строительства Российской Федерации, является окончательным.
11. Оплата работ по аккредитации
11.1. Работа по аккредитации оплачивается органом по сертификации в строительстве в соответствии с требованиями Системы сертификации ГОСТ Р.
11.2. Стоимость работ по аккредитации определяется себестоимостью проведения работ в зависимости от сложности и объема работ по аккредитации и устанавливается соглашением сторон.
При этом уровень рентабельности работ по обязательной сертификации не должен превышать 35%, а добровольной - не более 50% и относится на себестоимость работ по сертификации.
11.3. Стоимость работ по аккредитации оплачивается заявителем полностью, как правило, до начала выполнения работ по аккредитации независимо от результатов аккредитации.
11.4. В случае невыполнения организацией, аккредитованной в качестве органа по сертификации в строительстве, финансовых обязательств, установленных в лицензионном договоре, Минстрой России приостанавливает действие или лишает организацию аттестата аккредитации органа по сертификации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Требования к органам по сертификации в строительстве и порядок проведения их аккредитации. РДС 10-233-94 (утв. постановлением Минстроя России от 27 октября 1994 г. N 18-24)
Текст документа приводится по официальному изданию Госстроя РФ, М., ГУП ЦПП, 1998 г., текст требований опубликован отдельным изданием, Минстрой РФ, ГП ЦПП, М., 1997
1. Разработан Главным управлением стандартизации, технического нормирования и сертификации Министерства строительства Российской Федерации (Главтехнормированием Минстроя России - В.В.Тишенко, И.Н.Нагорняк), Государственным предприятием - Центром методологии, нормирования и стандартизации в строительстве (ГП ЦНС Минстроя России - А.С.Заславская) и Органом по сертификации цементов (фирмой "Цемискон" - З.Б.Энтин, д-р техн. наук).
Внесен Главтехнормированием Минстроя России.
2. Согласован Главным управлением технической политики в области сертификации Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарта России).
3. Утвержден и введен в действие постановлением Министерства строительства Российской Федерации (Минстроя России) от 27 октября 1994 г. N 18-24.
4. Введен впервые.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Госстроя РФ от 20 апреля 1998 г. N 18-38
Изменения вступают в силу с 1 июля 1998 г.