Ведомственные строительные нормы ВСН 6-90
"Правила диагностики и оценки состояния автомобильных дорог"
(утв. Минавтодором РСФСР 5 сентября 1990 г.)
Срок введения 1 декабря 1991 г.
Вводятся впервые
Распоряжением Минтранса РФ от 3 октября 2002 г. N ИС-840-р взамен настоящих ВСН с 15 октября 2002 г. вводятся в действие ОДН 218.0.006-2002 "Правила диагностики и оценки состояния автомобильных дорог"
1. Общие положения
1.1. Настоящие правила диагностики и оценки состояния автомобильных дорог разработаны в развитие Технических правил ремонта и содержания автомобильных дорог ВСН 24-88 Минавтодора РСФСР и распространяются на автомобильные дороги общего пользования. Правила предназначены для дорожных организаций, занятых ремонтом и содержанием дорог, а также для организаций, осуществляющих их обследование и оценку состояния.
1.2. Правила содержат методику комплексной оценки технического уровня, эксплуатационного состояния, инженерного оборудования и обустройства, и уровня содержания, а также устанавливают порядок, последовательность и повторяемость сбора и обработки данных о состоянии дорог, необходимых для указанной оценки, методику обследования дорог, перечень приборов, лабораторий и измерительного оборудования.
1.3. Диагностика и оценка состояния дорог и дорожных сооружений является основным звеном в системе управления развитием и совершенствованием дорожной сети, повышением транспортно-эксплуатационных показателей, надежностью функционирования каждой дороги и сети автомобильных дорог. Она создает предпосылки для эффективного использования средств и материальных ресурсов, направляемых на развитие и совершенствование дорожной сети.
1.4. Диагностику и оценку состояния автомобильных дорог выполняют с целью определения их транспортно-эксплуатационного состояния и уровня содержания, степени соответствия их транспортно-эксплуатационных показателей требованиям к потребительским свойствам дорог и выявления причин этого несоответствия.
1.5. По результатам диагностики и оценки состояния выявляют участки дорог, не обеспечивающие нормативные требования к потребительским свойствам и назначают виды ремонта и состав основных работ и мероприятий по содержанию, ремонту или реконструкции дорог с целью повышения их транспортно-эксплуатационных характеристик до требуемого уровня.
1.6. Материалы диагностики и оценки состояния дорог являются исходной базой для разработки проектно-сметной документации на ремонт и реконструкцию дорог и дорожных сооружений.
1.7. В Правилах приняты следующие понятия и определения:
- технический уровень дорог - степень соответствия нормативным требованиям постоянных (не меняющихся в процессе эксплуатации или меняющихся только при реконструкции и ремонте) геометрических параметров и характеристик дороги и ее инженерных сооружений;
- эксплуатационное состояние - степень соответствия нормативным требованиям переменных параметров и характеристик дороги, инженерного оборудования и обустройства, изменяющихся в процессе эксплуатации в результате воздействия транспортных средств, метеорологических условий и уровня содержания;
- транспортно-эксплуатационное состояние дороги (ТЭС АД) - комплекс фактических значений параметров и характеристик технического уровня и эксплуатационного состояния на момент обследования и оценки;
- технико-эксплуатационные качества или характеристики дороги (ТЭК АД) - характеристики надежности и работоспособности дороги как инженерного сооружения, к которым относят прочность дорожной одежды, ровность, шероховатость и сцепные качества покрытий, устойчивость земляного полотна и т.д.;
- потребительские свойства дороги - это их основные транспортно-эксплуатационные показатели (ТЭП АД), к важнейшим из которых относят обеспеченные дорогой скорость, удобство и безопасность движения, допустимую осевую нагрузку и общую массу автомобилей, непосредственно влияющие на производительность автомобилей, себестоимость перевозок, расход топлива, время доставки грузов и пассажиров и другие характеристики совместной работы автомобильного транспорта и автомобильных дорог;
- качество дороги - степень соответствия всего комплекса показателей технического уровня, эксплуатационного состояния, инженерного оборудования и обустройства, а также уровня содержания нормативным требованиям, обеспечивающим потребительские свойства дороги данной технической категории;
- эксплуатационный коэффициент обеспеченности расчетной скорости - отношение фактической максимальной скорости движения одиночного легкового автомобиля обеспеченной дорогой по условиям безопасности движения или взаимодействия автомобиля с дорогой на каждом участке (), к расчетной скорости для данной категории дороги и рельефа местности (
):
(1.1)
- коэффициент обеспеченности расчетной скорости - отношение к базовой расчетной скорости (
)
(1.2)
За базовую расчетную скорость принята скорость = 120 км/ч. Тогда
(1.3)
В практических расчетах удобнее пользоваться коэффициентом обеспеченности расчетной скорости. Соотношения указанных коэффициентов определяют по формулам:
;
где и
- соответственно расчетная скорость для данной категории дороги и эксплуатационный коэффициент обеспеченности этой расчетной скорости.
- диагностика автомобильных дорог и дорожных сооружений - обследование, сбор и анализ информации о параметрах, характеристиках и условиях работы, определяющих их транспортно-эксплуатационное состояние, необходимых для оценки, выявления причин и прогноза возможных нарушений нормального функционирования дорог;
- оценка транспортно-эксплуатационного состояния - или оценка состояния дороги и дорожных сооружений - определение степени соответствия транспортно-эксплуатационных показателей дорог, т.е. их потребительских свойств установленным требованиям.
1.8. Состав и объем работ по диагностике транспортно-эксплуатационного состояния дорог зависят от вида и периодичности обследования дорог (табл.1.1). При этом полной считают диагностику и оценку всех основных элементов, параметров и характеристик дорог, определяющих их транспортно-эксплуатационное состояние. В соответствие# с ВСН 25-88 к этим параметрам и характеристикам относят:
- геометрические параметры, в которые входит ширина проезжей части и краевых укрепленных полос, которые вместе составляют ширину основной укрепленной поверхности, общая и укрепленная ширина обочин, продольные уклоны, радиусы кривых в плане и профиле, уклоны виражей и расстояние видимости;
- прочность и состояние проезжей части и обочин;
- ровность и сцепные качества покрытий;
- состояние земляного полотна;
- состояние и работоспособность водоотвода;
- габариты, грузоподъемность и состояние мостов, путепроводов и других искусственных сооружений;
- состояние элементов инженерного оборудования и обустройства дороги.
Таблица 1.1
Классификация видов диагностики автомобильных дорог и дорожных сооружений
Признаки или критерии классификации |
Вид диагностики | Краткая характеристика |
Полнота оцениваемых параметров и характеристик |
Полная или комплексная Частичная или неполная Экспресс-оценка |
По всем основным параметрам и по полной методике По неполной номенклатуре параметров или по сокращенной методике По упрощенной методике и по сокращенной номенклатуре показателей |
Периодичность |
Первичная Повторная или повторяющаяся Периодическая или регулярная Систематическая или часто повторяющаяся |
Выполняется в первый раз Проводится повторно или повторяется 1 раз в 3 - 5 лет Проводится 1 - 2 раза в год Проводится 3 - 4 раза в год и более |
Объем обследований |
Сплошная Выборочная |
Проводится на всем протяжении дороги Проводится на отдельных участках дороги |
Способ получения информации |
Объективная или инструментальная Смешанная или комбинированная Визуальная |
Обследование с помощью передвижных лабораторий, приборов и измерительного инструмента Часть параметров оценивают инструментально, часть - визуально Визуальный осмотр |
1.9. Полную первичную объективную диагностику эксплуатируемых дорог проводят при первой оценке транспортно-эксплуатационного состояния, в процессе которой собирают подробную объективную информацию по полной номенклатуре параметров и характеристик, а также по условиям работы дороги. Составляют линейный график оценки качества и состояния дороги и передают всю информацию в банк дорожных данных.
1.10. Полную объективную диагностику и оценку состояния вновь построенных (реконструированных) автомобильных дорог (участков дорог) проводят перед вводом их в эксплуатацию и утверждением актов государственной приемочной комиссией.
1.11. Повторную частичную объективную диагностику и оценку качества и состояния выполняют в конце строительного сезона на участках автомобильных дорог, где проводились ремонтные работы по тем элементам и параметрам, которые были изменены в процессе ремонта.
1.12. Периодическую частичную объективную, или комбинированную диагностику проводят по переменным параметрам (ровность, коэффициент сцепления, состояние покрытия и др.) не реже 1 - 2 раза в год.
При обследованиях автомобильных дорог по ограниченному перечню изменяющихся по времени параметров оценка состояния дорог также производится по показателю качества. Информация по другим параметрам берется из банка данных по результатам предшествующих обследований. В случае отсутствия такой информации, условно принимается, что недостающие параметры автомобильных дорог соответствуют требованиям технических нормативов. При этом указывают, что оценка дороги производилась только по переменным параметрам.
1.13. Экспресс-оценку или экспресс-диагностику проводят при необходимости ускоренного получения ориентировочной информации об отдельных параметрах дороги или группе параметров, позволяющей получить приближенную оценку состояния дороги по этим параметрам.
После экспресс-диагностики, на участках с низкими транспортно-эксплуатационными качествами, проводят детальные обследования, позволяющие установить причины снижения параметров эксплуатационного состояния и принять решение по ремонтным работам.
1.14. Визуальный осмотр проводят на первом этапе полной и частичной диагностики, как составную часть смешанной или комбинированной диагностики и как самостоятельный вид диагностики при оценке состояния дороги и дорожных сооружений, ее инженерного оборудования и обустройства, а также при оценке качества текущего ремонта и содержания. Как правило визуальный осмотр проводят с использованием простейших средств измерения и записи информации с помощью портативных диктофонов и других средств регистрации. На основании визуального осмотра выявляют характерные участки по состоянию дороги и намечают места детальных обследований.
1.15. Все документы диагностики должны быть составлены отдельно по каждой автомобильной дороге (участку), по установленным формам и в соответствии с требованиями данных правил. В техническую документацию учета ежегодно вносят изменения по состоянию на 1 января.
1.16. Документы диагностики должны храниться в первичных дорожных организациях, а в вышестоящие органы управления представляются сведения и материалы по установленным формам отчетности.
2. Методика оценки качества и состояния автомобильных дорог
2.1. Общие положения
2.1.1. Методика предназначена для оценки технического уровня, эксплуатационного состояния, инженерного оборудования и обустройства, а также содержания автомобильных дорог по конечному результату деятельности дорожных организаций - потребительским свойствам дорог.
2.1.2. Потребительские свойства дороги или ее транспортно-эксплуатационные показатели обеспечиваются параметрами плана, продольного и поперечного профилей, прочностью дорожной одежды, ровностью и сцепными качествами покрытия, состоянием искусственных сооружений, инженерным оборудованием и обустройством, уровнем содержания дорог.
2.1.3. Оценку потребительских свойств дороги выполняют применительно к работе дороги и ее состоянию в расчетный по условиям движения автомобилей осенне-весенний период года, когда все достоинства и недостатки дороги проявляются наиболее полно. В сухое, теплое время года при благоприятных условиях погоды фактические транспортно-эксплуатационные показатели могут быть выше, чем в осенне-весенний период.
2.1.4. Цель оценки состоит в том, чтобы комплексно определить фактическое транспортно-эксплуатационное состояние дорог и дорожных сооружений, инженерного оборудования и обустройства, уровня эксплуатационного содержания и степень соответствия обеспеченных дорогой потребительских свойств требуемым, а также установить участки дорог с необеспеченными требованиями, выявить основные причины снижения транспортно-эксплуатационных показателей и наметить мероприятия по их повышению.
2.1.5. Конечным результатом оценки является обобщенный показатель качества дороги (Пд), включающий в себя комплексный показатель ее транспортно-эксплуатационного состояния (Пд), показатель инженерного оборудования и обустройства (Коб) и показатель содержания дорог (Кэ)
(2.1)
2.1.6. Критериями оценки качества дороги служат: 1) величина обобщенного показателя в долях единицы, вычисленная как отношение фактически обеспеченных данной дорогой потребительских свойств к аналогичным свойствам эталонной дороги; 2) величина обобщенного показателя в долях единицы, вычисленная как отношение фактически обеспеченных данной дорогой потребительских свойств к нормативным потребительским свойствам дороги этой категории.
2.1.7. За условный эталон принят участок дороги II категории в равнинной местности, построенной и оборудованной в полном соответствии с требованиями СНиП (ширина проезжей части 7,5 м, ширина обочин 3,75 м, ширина краевых укрепленных полос 0,75 м, обочины укреплены, покрытие шероховатое и т.д.), содержащейся в полном соответствии с требованиями технических правил ремонта и содержания автомобильных дорог. Для эталонной дороги показатели качества равны единице.
2.1.8. Нормативные значения критериев оценки качества дороги принимают в соответствии с действующими нормативно-техническими документами.
2.1.8.1. Нормативные значения комплексного показателя транспортно-эксплуатационного состояния дорог (КПн) соответствуют требованиям СНиП 2.05.02-85. Согласно п.1.3.1. Технических правил ремонта и содержания автомобильных дорог ВСН 24-88 в неблагоприятных условиях погоды осенне-весеннего периода года при Коб = 1 и Кэ = 1 допускается снижение значений КПн, но не более чем на 25%. Эти значения принимают за предельно-допустимые - КПп (табл.2.1).
Таблица 2.1
Нормативные КПн (числитель) и предельно-допустимые КПп (знаменатель) значения комплексного показателя транспортно-эксплуатационного состояния дорог
Категория дороги |
Основная расчетная скорость, км/ч |
На основном протяжении |
На трудных участках местности |
|
пересеченной | горной | |||
I-а I-б, II III IV V |
150 120 100 80 60 |
1,25/0,94 1,0/0,75 0,83/0,62 0,67/0,50 0,5/0,38 |
1,0/0,75 0,83/0,62 0,67/0,50 0,50/0,38 0,33/0,25 |
0,67/0,50 0,5/0,38 0,42/0,33 0,33/0,25 0,25/0,17 |
2.1.8.2. За нормативную величину показателя инженерного оборудования и обустройства принимают Коб = 1, которое обеспечивается при наличии и соответствии техническим требованиям всех элементов инженерного оборудования и обустройства дорог, предусмотренных действующими нормативно-техническими документами. Фактические значения величины Коб могут колебаться от 0,85 до 1,0 (см. раздел 2.5).
2.1.8.3. За нормативную величину показателя содержания дорог принимают Кэ = 1, которое соответствует высокому качеству работ по текущему ремонту и содержанию дорог (средний балл 4,5 и выше по ВН 10-87). Фактические значения величины Кэ могут колебаться от 0,5 до 1,10 (см. раздел 2.6).
2.1.8.4. Нормативную величину обобщенного показателя качества дороги принимают Пн = КПн, а за предельно-допустимое значение обобщенного показателя качества дороги принимают Пп = КПп.
Дорога полностью соответствует требованиям к качеству, когда или
при Коб = 1 и Кэ = 1 или при
.
Если фактическое значение меньше 1# дорога находится в допустимом состоянии, когда
(2.2)
При других значениях показателей качества дорога находится в недопустимом состоянии.
2.1.9. В зависимости от целей и задач оценки она может быть выполнена как по обобщенному показателю качества, так и раздельно по комплексному показателю транспортно-эксплуатационного состояния (КПд), показателю инженерного оборудования и обустройства (Коб) или по показателю содержания дороги (Кэ).
Значения всех показателей могут быть определены для участка дороги, для всего протяжения дороги, для сети дорог, обслуживаемых дорожной организацией или для сети дорог региона.
2.1.10. Обобщенный показатель качества дороги определяют в такой последовательности:
- определяют комплексный показатель транспортно-эксплуатационного состояния на каждом характерном участке КПi, строят линейный график и определяют среднее значение комплексного показателя для данной дороги КПд;
- определяют показатель инженерного оборудования и обустройства дороги Коб и заносят его в линейный график;
- определяют показатель содержания дороги Кэ на каждом участке и заносят его в линейный график;
- определяют обобщенный показатель качества дороги Пд на каждом участке.
2.1.11. Для определения показателей оценки необходима следующая исходная информация по всему протяжению дороги:
- категория дороги, интенсивность и состав движения;
- тип покрытия и его состояние по дефектности, прочность дорожной одежды, ровность и сцепные качества покрытия;
- ширина проезжей части, краевых укрепленных полос, ширина и тип укрепления обочин, количество полос движения и ширина разделительной полосы;
- величина продольный# уклонов, радиусов кривых в плане и наличие виража; дальность видимости поверхности дороги;
- наличие и состояние элементов инженерного оборудования и обустройства дороги;
- габариты, грузоподъемность и эксплуатационное состояние мостов и путепроводов;
- данные о дорожно-транспортных происшествиях на дороге с выделением ДТП по дорожным условиям.
Кроме того, определение показателя содержания дорог выполняется с использованием информации, предусмотренной "Инструкцией по оценке качества содержания (состояния) автомобильных дорог" ВН 10-87.
Указанные сведения устанавливают путем обследования дорог, а также на основе данных технических паспортов автомобильных дорог.
2.1.12. Показатели оценки качества и состояния дорог являются основой для планирования работ по повышению технического уровня и эксплуатационного состояния дорог, их инженерного оборудования и обустройства и уровня содержания.
Динамика изменения показателей (прирост или уменьшение) служит основой оценки эффективности деятельности дорожных организаций по реконструкции, ремонту, благоустройству и содержанию дорог.
2.2. Оценка транспортно-эксплуатационного состояния автомобильной дороги
2.2.1. Главным этапом оценки качества дороги является оценка ее технического уровня и эксплуатационного состояния или транспортно-эксплуатационного состояния (ТЭС АД), которая включает в себя оценку геометрических параметров поперечного профиля, плана и продольного профиля дороги, состояния покрытия и прочности дорожной одежды, ровности и сцепных качеств покрытий, состояния обочин, габаритов и грузоподъемности мостов и путепроводов, интенсивности и состава транспортных потоков, а также безопасности движения.
В основу методики комплексной оценки транспортно-эксплуатационного состояния дороги положен принцип обязательного соблюдения всех нормативных требований к параметрам и характеристикам дороги, определяющим ее транспортно-эксплуатационные показатели.
2.2.2. Транспортно-эксплуатационное состояние каждого характерного отрезка дороги оценивают итоговым коэффициентом обеспеченности расчетной скорости , который принимают за комплексный показатель транспортно-эксплуатационного состояния дороги на данном отрезке (см. п.2.4.4):
2.2.3. Оценку транспортно-эксплуатационного состояния автомобильной дороги выполняют по величине комплексного показателя:
, или
(2.3)
где: - итоговое значение коэффициента обеспеченности расчетной скорости на каждом участке;
- длина участка с итоговым значением
, км; n - число таких участков; L - общая длина дороги (участка дороги), км. Порядок определения
и l приведен в разделе 2.4.
2.2.4. Прирост комплексного показателя ТЭС АД вычисляют по формуле:
% (2.4)
где: ,
- значения комплексного показателя на начало и конец оцениваемого периода (года, пятилетки или до и после ремонта), вычисленные по формуле 2.3.
Отрицательное значение прироста свидетельствует об ухудшении состояния дороги за оцениваемый период по сравнению с первоначальным.
2.2.5. Показатель фактического состояния автомобильной дороги по отношению к нормативному в начале и в конце оцениваемого периода определяют по формуле:
(2.5)
Транспортно-эксплуатационное состояние дороги соответствует требованиям# когда .
2.3. Оценка транспортно-эксплуатационного состояния сети автомобильных дорог
2.3.1. Оценку транспортно-эксплуатационного состояния сети автомобильных дорог, обслуживаемых ДЭУ, ДРСУ или автодором производят по фактическому комплексному показателю состояния дорожной сети КПфс. Для его вычисления используют коэффициент приведения дорог разного технического уровня к эталонной дороге.
Коэффициент приведения показывает какую долю составляют потребительские свойства данной дороги (обеспеченная скорость и осевая нагрузка) от потребительских свойств эталонной дороги. Коэффициенты приведения принимают численно равными нормативным значениям комплексного показателя состояния дорог КПн по табл.2.1.
2.3.2. Комплексный показатель транспортно-эксплуатационного состояния дорожной сети вычисляют в следующем порядке:
а) составляют перечень или ведомость дорог или характерных участков, входящих в оцениваемую сеть. В качестве характерных выделяют участки с различным числом полос движения (без учета переходно-скоростных полос), участки с дополнительной полосой движения на подъемах, а также участки дорог различных категорий, входящие в состав одной автомобильной дороги.
б) определяют протяженность оцениваемой сети дорог при нормативном состоянии в приведенных к эталонным км:
(2.6)
где: - протяженность каждой дороги или каждого характерного участка дороги, км;
- число полос движения без учета переходно-скоростных полос;
- значения нормативного комплексного показателя для каждой дороги или участка дороги, которые принимают по табл.3.1;
С - количество дорог или характерных участков.
в) Определяют среднюю величину нормативного комплексного показателя транспортно-эксплуатационного состояния оцениваемой сети дорог:
(2.7)
г) Определяют протяженность сети дорог при фактическом состоянии в приведенных км:
(2.8)
где: - фактические значения комплексного показателя транспортно-эксплуатационного состояния каждой дороги или участка дороги, вычисленные по формуле (2.3).
д) Определяют величину фактического показателя состояния оцениваемой сети дорог
(2.9)
2.3.3. Прирост комплексного показателя транспортно-эксплуатационного состояния дорожной сети за рассматриваемый период определяют по формуле:
% (2.10)
2.3.4. Показатель фактического состояния сети автомобильных дорог по отношению к нормативному определяют по формуле:
(2.11)
Транспортно-эксплуатационное состояние сети дорог соответствует требованиям, когда .
2.4. Порядок и методика оценки влияния элементов, параметров и характеристик дорог на комплексный показатель их состояния
2.4.1. Для оценки влияния отдельных параметров и характеристик дорог на комплексный показатель их состояния определяют частные коэффициенты обеспеченности расчетной скорости для каждого параметра и характеристики на каждом характерном участке в соответствии с указаниями п.2.4.5 - 2.4.15 настоящих Правил.
2.4.2. При определении коэффициентов обеспеченности расчетной скорости аналитическим путем учитывают следующие особенности:
а) не принимают во внимание общие ограничения скорости Правилами дорожного движения и местные ограничения скорости (в населенных пунктах, на переездах железных дорог, на пересечениях с другими дорогами, на кривых малых радиусов, в зоне автобусных остановок, в зонах действия дорожных знаков и др.);
б) в случае резкого различия условий движения по дороге в разных направлениях (например, на затяжных уклонах горных дорог) величину коэффициента обеспеченности расчетной скорости принимают по наименьшему значению из двух направлений движения;
в) не учитывают участки постепенного перехода скорости от одного значения к другому, то есть строят ступенчатую эпюру показателей.
2.4.3. Необходимые для определения частных значений коэффициентов обеспеченности расчетной скорости на каждом характерном участке параметры и характеристики существующих дорог получают при первичной оценке путем непосредственных измерений и наблюдений в течение теплого периода года при положительной температуре воздуха (ширина чистой фактически используемой укрепленной поверхности и состояние покрытия, ширина и состояние обочин, интенсивность и состав движения, ровность покрытия и коэффициент сцепления и др.). Данные о параметрах дороги могут быть получены из паспорта дороги, проекта дороги, материалов предыдущих обследований или из другой технической документации.
Повторные обследования по сокращенной номенклатуре параметров и характеристик проводят не реже 1 раза в год по состоянию на конец сезона ремонтных работ до наступления устойчивой отрицательной температуры воздуха, фиксируя все изменения в состоянии дорог и внося коррективы в результаты оценки. Кроме того, повторные обследования проводят на участках ремонта дорог после завершения ремонта.
2.4.4. Значения частных коэффициентов обеспеченности расчетной скорости принимают по готовым таблицам. Особенности их определения приведены в п.2.4.5 - 2.4.15.
Значение итогового коэффициента обеспеченности расчетной скорости на каждом участке для осенне-весеннего расчетного по условиям движения периода года принимают равным наименьшему из всех частных коэффициентов на этом участке, т.е.
Для этого строят линейный график, на который наносят сокращенный продольный профиль и план дороги и основные параметры и характеристики, частные и итоговые значения коэффициента обеспеченности расчетной скорости, а также линии нормативного и предельно-допустимого значений показателей качества и транспортно-эксплуатационного состояния дороги.
Форма и пример линейного графика оценки качества и состояния дороги приведены в приложении 1.
2.4.5. Для получения итогового значения коэффициента обеспеченности расчетной скорости определяют частные коэффициенты, учитывающие ширину основной укрепленной поверхности (укрепленной поверхности) и ширину габарита моста - Крс1; ширину и состояние обочин - Крс2; интенсивность и состав движения - Крс3; продольные уклоны и видимость поверхности дороги - Крс4; радиусы кривых в плане и уклон виража - Крс5; ровность покрытия - Крс6; коэффициент сцепления колеса с покрытием - Крс7; состояние и прочность дорожной одежды - Крс8; грузоподъемность мостов - Крс9; безопасность движения - Крс10.
2.4.6. Частный коэффициент Крс1 определяют по величине чистой, фактически используемой для движения ширины укрепленной поверхности , в которую входят ширина проезжей части и краевых укрепленных полос (основная укрепленная поверхность дороги) за вычетом ширины полос загрязнения на кромках проезжей части или краевых полос:
(2.12)
где: В - ширина проезжей части, м; - ширина краевой укрепленной полосы, м;
- ширина полосы загрязнения, м.
При отсутствии краевых укрепленных полос:
(2.13)
На мостах, путепроводах и эстакадах
(2.14)
где: Г - габарит моста, м.
2.4.6.1. Для существующих дорог ширину проезжей части, краевых укрепленных полос, габарит моста, ширину обочин, тип укрепления и состояние обочин определяют непосредственно при обследованиях дорог на каждом характерном участке.
2.4.6.2. За характерные по ширине укрепленной поверхности принимают участки с одинаковой шириной чистой проезжей части и укрепленных краевых полос, а при отсутствии краевых полос - участки дороги с одинаковой шириной чистой проезжей части. При этом не учитывают колебания ширины в пределах до 0,25 м. При уменьшении или увеличении на смежном участке ширины чистой укрепленной поверхности более чем на 0,25 м такой участок выделяют в характерный. Если разница в ширине на смежных участках превышает 0,5 м, то участок с меньшей шириной относят к местным сужениям, в длину которого включают зоны влияния по 75 м от начала и конца сужения.
2.4.6.3. Ширину полосы загрязнения с каждой стороны для осенне-весеннего периодов принимают по табл.2.2.
Таблица 2.2
Вид укрепления обочины |
Ширина полосы загрязнения, м | |
на прямых участках и на кривых в плане радиусом более 200 м |
на кривых в плане радиусом менее 200 м, на участках с ограждениями, направляющими столбиками, тумбами, парапетами |
|
Слой щебня или гравия Засев травы Обочины не укреплены Бордюр высотой h м (в т.ч. на мостах) |
0,2 --- 0,3 0,2 --- 0,5 0,3 --- 0,7 3h --- 6h |
0,2 --- 0,5 0,2 --- 0,7 0,3 --- 1,2 3h --- 6h |
Примечания:
1. В числителе для дорог I - II категорий; в знаменателе для дорог III - IV категорий.
2. При устройстве на обочине покрытия шириной более 1,5 м из асфальтобетона, цементобетона или из материалов, обработанных вяжущими ширину полос загрязнения принимают равной нулю.
2.4.6.4. Значения Крс1 в зависимости от ширины чистой, фактически используемой для движения укрепленной поверхности и интенсивности движения приведены в табл.2.3, 2.4, 2.5.
Таблица 2.3
Значения частного коэффициента обеспеченности расчетной скорости Крс1, учитывающего влияние ширины чистой основной укрепленной поверхности дороги
Ширина чистой основной укрепленной поверхности В_1ф, м |
Для двухполосных дорог при интенсивности движения, авт/сут (физических ед.) |
|||
менее 600 | 600 - 1200 | 1200 - 3600 | 3600 - 10000 | |
4,50 4,75 5,0 5,25 5,50 5,75 6,0 6,25 6,50 6,75 7,0 7,25 7,50 7,75 8,0 8,25 8,50 8,75 9,0 9,25 9,50 |
0,58 0,68 0,79 0,88 1,0 1,10 1,10 - - - - - - - - - - - - - - |
0,17 0,25 0,33 0,42 0,50 0,58 0,67 0,75 0,83 0,91 1,0 1,06 1,10 - - - - - - - - |
0,14 0,21 0,28 0,35 0,42 0,49 0,56 0,63 0,70 0,77 0,83 0,90 0,97 1,04 1,10 - - - - - - |
0,11 0,16 0,22 0,27 0,33 0,38 0,44 0,49 0,55 0,61 0,66 0,72 0,77 0,82 0,88 0,93 0,99 1,04 1,08 1,12 1,15 |
Таблица 2.4
Ширина чистой укрепленной поверхности В_1ф, м |
Для трехполосных дорог, Крс1 | |
с полной разметкой | При отсутствии разметки | |
10,50 10,75 11,0 11,25 11,50 11,75 12,0 12,25 12,50 12,75 13,0 13,25 13,50 13,75 14,0 |
0,8 0,83 0,86 0,88 0,90 0,95 0,99 1,03 1,08 1,10 - - - - - |
0,7 0,72 0,74 0,76 0,78 0,80 0,81 0,82 0,83 0,85 0,87 0,92 0,97 1,02 1,07 |
Примечание: Приведенные значения Крс1 действительны при интенсивности движения более 7 тыс. авт/сут. При меньшей интенсивности для дорог с шириной чистой укрепленной поверхности 10,5 м и более принимают Крс1 = 1,10# при отсутствии разметки и Крс1 = 1,15 при наличии разметки.
Таблица 2.5
Ширина чистой укрепленной поверхности двухполосной проезжей части одного направления четырехполосных дорог, м |
Крс1 при ширине разделительной полосы, м |
|
до 5 м | более 5 м | |
6,0 6,25 6,50 6,75 7,0 7,25 7,50 7,75 8,0 8,25 8,50 8,75 9,0 9,25 9,50 |
0,39 0,44 0,49 0,54 0,59 0,64 0,69 0,74 0,80 0,85 0,90 0,95 1,0 1,05 1,10 |
0,48 0,54 0,60 0,66 0,71 0,78 0,85 0,90 0,96 1,02 1,08 1,14 1,20 1,25 1,25 |
Примечание: Приведенные значения Крс1 действительны при интенсивности движения более 3,0 тыс. авт/сут. на полосу движения. При меньшей интенсивности принимают Крс1 = 1,25.
2.4.7. Частный коэффициент Крс2 определяют по величине ширины обочины в соответствии с табл.2.6. В общем случае в состав обочины входит краевая укрепленная полоса, укрепленная полоса для остановки автомобилей и прибровочная полоса.
Таблица 2.6
Значения частного коэффициента обеспеченности расчетной скорости Крс2, учитывающего влияние ширины и состояния обочин
Ширина обочины, (включая краевую укрепленную полосу), м |
Тип укрепления обочины | |||
а/б; ц/б; обработка вяжущими |
слой щебня или гравия |
засев трав | обочины не укреплены |
|
0,3 0,4 0,5 0,75 1,0 1,25 1,5 1,75 2,0 2,25 2,50 2,75 3,0 3,25 3,50 3,75 4,0 |
0,3 0,34 0,64 0,71 0,85 0,88 0,92 0,97 1,02 1,05 1,08 1,11 1,15 1,20 1,25 1,25 1,25 |
0,20 0,24 0,44 0,60 0,70 0,76 0,82 0,86 0,90 0,95 1,0 1,05 1,10 1,15 1,20 1,25 1,25 |
0,19 0,22 0,40 0,52 0,56 0,60 0,63 0,66 0,69 0,73 0,75 0,82 0,84 0,90 0,95 1,0 1,05 |
0,19 0,20 0,35 0,40 0,42 0,44 0,47 0,50 0,53 0,56 0,60 0,63 0,66 0,68 0,69 0,70 0,70 |
Примечания:
1. При наличии на обочине колеи вдоль кромки проезжей части или краевой укрепленной полосы, а также при расположении поверхности обочины выше или ниже поверхности покрытия на проезжей части или краевой полосе более, чем на 40 мм значения Крс2 принимают как для неукрепленной обочины, независимо от типа укрепления.
2. Значения Крс2 для обочин, укрепленных засевом трав принимают# когда на всей ширине укрепленной полосы имеется сплошной травяной покров не более 5 см. При наличии на полосе, укрепленной засевом трав разрушений травяного покрова значения Крс2 принимают как для неукрепленной обочины.
За характерные по ширине обочин принимают отрезки дороги с одинаковой шириной обочин. Если ширина правой и левой обочин разная, в расчет принимают меньшую. При выделении характерных участков не учитывают колебания ширины обочины в пределах до 0,10 м при общей ширине обочины до 1,5 м, в пределах до 0,25 м при ширине обочины более 1,5 м. В случае изменения ширины обочины на величину больше указанных (0,1 м# и 0,25 м) участок выделяют в характерный.
2.4.7.2. В случае когда на всей ширине обочины устроен один тип укрепления, значения Крс2 принимают по табл.2.6 в зависимости от общей ширины обочины для данного типа укрепления. Аналогично принимают значения Крс2 при отсутствии укрепления на всей ширине обочины.
2.4.7.3. При наличии на обочине краевой укрепленной полосы и (или) укрепленных различными материалами, а также неукрепленных полос значения Крс2 определяют как средневзвешенную величину для данных типов укрепления по формуле
(2.15)
где: - ширина полосы обочины с различным типом укрепления, м;
- величина коэффициента обеспеченности расчетной скорости для данного типа укрепления полосы, принятая из положения, что этот тип укрепления распространяется на всю ширину обочины;
- общая ширина обочины, м.
Пример 1. Общая ширина обочины = 3 м. Из них, ширина краевой полосы из асфальтобетона 0,5 м; ширина укрепленной щебнем полосы - 2 м и ширина неукрепленной полосы - 0,5 м.
По табл.2.6 для общей ширины обочины 3 м принимаем значение Крс2 при укреплении: асфальтобетоном 1,15; щебнем - 1,10; для неукрепленной обочины - 0,66. Средневзвешенная величина Крс2 будет
.
Пример 2. Общая ширина обочины 1,5 м. На них ширина краевой полосы из слоя гравия 1 м и ширина полосы укрепленной засевом трав# - 0,5 м.
Для общей ширины обочины 1,5 м по табл.2.6 принимаем при укреплении слоем гравия Крс2 = 0,82; при укреплении засевом трав Крс2 = 0,63. Средневзвешенная величина будет:
.
2.4.8. Частный коэффициент Крс3 определяют в зависимости от интенсивности и состава движения по формуле:
(2.16)
где: - снижение коэффициента обеспеченности расчетной скорости под влиянием интенсивности и состава движения, значение которого приведено в табл.2.7. За характерный по интенсивности и составу движения принимают отрезок дороги, на котором эти показатели одинаковы и отличаются более, чем на 15-20% от показателей на смежных участках. Интенсивность и состав движения принимают по результатам наблюдений в теплый период года.
Таблица 2.7
Значения частного коэффициента обеспеченности расчетной скорости , учитывающего влияние интенсивности и состава движения
Интенсив- ность движения, тыс.авт. -------- сут. |
Значения Дельта Крс(N) | |||||||||||||||
Для двухполосных дорог при бета, равном |
Для трехполосных дорог при бета, равном |
Для двух полос автомагистрали с 4-х полосной проезжей частью при бета, равном |
||||||||||||||
0,85 | 0,70 | 0,60 | 0,50 | 0,40 | 0,85 | 0,70 | 0,60 | 0,50 | 0,40 | 0,85 | 0,70 | 0,60 | 0,50 | 0,40 | 0,30 | |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 |
0,05 0,10 0,16 0,21 0,26 0,31 0,36 0,42 0,49 0,53 - - - - |
0,03 0,07 0,11 0,14 0,20 0,25 0,30 0,32 0,39 0,43 - - - - |
0,03 0,05 0,08 0,11 0,13 0,17 0,20 0,23 0,29 0,32 - - - - |
0,02 0,04 0,06 0,08 0,11 0,15 0,17 0,18 0,21 0,25 - - - - |
0,01 0,03 0,05 0,07 0,09 0,10 0,12 0,15 0,17 0,19 - - - - |
0,08 0,09 0,11 0,13 0,15 0,17 0,19 0,20 0,22 0,23 - - |
0,07 0,08 0,10 0,11 0,13 0,14 0,16 0,17 0,18 0,18 - - |
0,05 0,06 0,07 0,08 0,10 0,11 0,11 0,12 0,12 0,13 - - |
0,04 0,04 0,05 0,05 0,06 0,07 0,08 0,09 0,09 0,10 - - |
0,02 0,03 0,03 0,04 0,05 0,06 0,07 0,07 0,08 0,08 - - |
0,12 0,15 0,18 0,21 0,23 0,25 0,27 0,29 0,31 0,32 0,33 0,34 |
0,09 0,11 0,14 0,16 0,18 0,20 0,22 0,23 0,25 0,26 0,26 0,27 |
0,06 0,09 0,11 0,13 0,14 0,16 0,18 0,19 0,20 0,21 0,21 0,21 |
0,05 0,07 0,08 0,10 0,11 0,12 0,13 0,14 0,14 0,15 0,15 0,15 |
0,04 0,05 0,06 0,07 0,07 0,08 0,09 0,10 0,11 0,12 0,12 0,12 |
0,03 0,04 0,05 0,06 0,06 0,07 0,08 0,09 0,10 0,11 0,11 0,12 |
- коэффициент, учитывающий состав транспортного потока. Численно равен доле грузовых автомобилей и автобусов в потоке.
2.4.9. Частный коэффициент Крс4 определяют по величине продольного уклона для расчетного состояния поверхности дороги в весенне-осенний период года и фактического расстояния видимости поверхности дороги при движении на спуск. При этом между точками перелома продольного профиля допускается принимать величину уклона постоянной без учета его смягчения на вертикальных кривых.
Значения Крс4 приведены в табл.2.8 и 2.9. Из двух значений Крс4 выбирают наименьшее и заносят в линейный график.
Таблица 2.8
Значения частного коэффициента обеспеченности расчетной скорости Крс4, учитывающего влияние продольных уклонов при движении на подъем
Продольный уклон, % |
0 - 20 | 21 - 30 | 31 - 40 | 41 - 50 | 51 - 60 |
61 - 70 | 71 - 80 | более 80 |
Значения Крс4: при мокром чистом покрытии |
1,25 |
1,10 |
0,95 |
0,85 |
0,80 |
0,75 |
0,70 |
0,6 |
при мокром загрязненном покрытии |
1,10 | 1,00 | 0,90 | 0,82 | 0,75 | 0,70 | 0,65 | 0,5 |
Примечание: Значения Крс4 принимают для мокрого чистого покрытия на участках, где ширина укрепленной обочины из асфальтобетона, цементобетона или из материалов, обработанных вяжущими вместе с краевой укрепленной полосой составляет 1,5 м и более. На других участках значения Крс4 принимают для мокрого загрязненного покрытия.
Таблица 2.9
Значения частного коэффициента обеспеченности расчетной скорости Крс4, учитывающего влияние продольных уклонов и видимость поверхности дороги при движении на спуск
Продольный уклон, % |
Видимость, м |
0 - 20 | 21 - 30 | 31 - 40 | 41 - 50 |
51 - 60 | 61 - 70 | 71 - 80 | более 80 |
Значения Крс4 при мокром чистом покрытии |
45 55 75 85 100 150 200 250 300 более 300 |
0,40 0,45 0,54 0,58 0,65 0,75 0,85 0,92 1,0 1,25 |
0,39 0,44 0,52 0,56 0,62 0,72 0,83 0,90 0,97 1,10 |
0,38 0,44 0,51 0,55 0,61 0,71 0,81 0,88 0,96 1,05 |
0,37 0,44 0,51 0,55 0,61 0,71 0,81 0,87 0,94 1,00 |
0,36 0,43 0,50 0,54 0,60 0,70 0,80 0,86 0,92 0,95 |
0,33 0,41 0,47 0,52 0,58 0,67 0,77 0,82 0,88 0,90 |
0,30 0,40 0,45 0,50 0,55 0,65 0,75 0,80 0,85 0,87 |
0,25 0,30 0,40 0,45 0,50 0,60 0,70 0,75 0,80 0,82 |
Значения Крс4 при мокром загрязненном покрытии |
55 75 85 100 150 200 250 300 более 300 |
0,40 0,48 0,52 0,58 0,68 0,78 0,85 0,93 1,10 |
0,39 0,46 0,50 0,55 0,65 0,75 0,82 0,89 1,05 |
0,38 0,45 0,48 0,54 0,63 0,73 0,79 0,85 1,00 |
0,38 0,45 0,47 0,53 0,62 0,72 0,76 0,84 0,95 |
0,38 0,44 0,47 0,52 0,61 0,71 0,72 0,83 0,90 |
0,35 0,40 0,44 0,50 0,55 0,65 0,70 0,80 0,85 |
0,30 0,35 0,40 0,45 0,50 0,60 0,65 0,70 0,80 |
0,20 0,25 0,30 0,35 0,40 0,50 0,55 0,60 0,70 |
Примечание: Состояние покрытия принимают в соответствии с примечанием к таблице 2.8.
2.4.10. Частный коэффициент Крс5 определяют по величине радиуса кривой в плане по табл.2.10 для расчетного состояния поверхности дороги в весенне-осенний период года, которое выбирают в соответствие# с примечанием к табл.2.8.
Таблица 2.10
Значения частного коэффициента обеспеченности расчетной скорости Крс5, учитывающего влияние радиуса кривых в плане и наличие виража
Состояние покрытия |
Коэффициент обеспеченности расчетной скорости Крс5, при радиусе кривой в плане, м, равном |
||||||||||
30 | 60 | 100 | 150 | 200 | 300 | 400 | 600 | 800 | 1000 | 1500 | |
Кривая с виражом | |||||||||||
мокрое, чистое мокрое, загрязненное |
0,31 | 0,42 | 0,52 | 0,61 | 0,68 | 0,79 | 0,86 | 1,0 | 1,06 | 1,08 | 1,25 |
0,28 | 0,38 | 0,48 | 0,57 | 0,64 | 0,75 | 0,82 | 0,96 | 1,02 | 1,04 | 1,15 | |
Кривая без виража | |||||||||||
мокрое, чистое Мокрое загрязненное |
0,26 | 0,34 | 0,42 | 0,47 | 0,52 | 0,58 | 0,65 | 0,78 | 0,86 | 0,95 | 1,15 |
0,24 | 0,28 | 0,32 | 0,37 | 0,43 | 0,52 | 0,60 | 0,72 | 0,82 | 0,90 | 1,00 |
В длину участка кривой в плане включают длину круговой и переходных кривых. Кроме того при радиусах закругления 400 м и менее в длину участка включают зоны влияния по 50 м от начала и конца кривой. В промежутках между смежными участками кривых в плане принимают Крс5 = КПн.
2.4.11. Частный коэффициент Крс6 определяют по величине суммы неровностей покрытия проезжей части (табл.2.11). В расчет принимают худший из показателей ровности для различных полос на данном участке.
Таблица 2.11
Значения частного коэффициента обеспеченности расчетной скорости Крс6, учитывающего влияние ровности покрытия
Ровность по толчкомеру ТХК-2, см/км |
Коэффициент обеспеченности расчетной скорости |
Ровность по ПКРС-2, см/км |
Коэффициент обеспеченности расчетной скорости |
<= 40 50 60 80 100 120 140 160 180 200 220 >= 250 |
1,25 1,00 0,89 0,72 0,61 0,53 0,47 0,42 0,38 0,34 0,32 0,25 |
<= 250 300 350 400 500 600 700 800 900 1000 1100 >= 1200 |
1,25 1,00 0,88 0,78 0,64 0,55 0,48 0,42 0,38 0,34 0,32 0,25 |
2.4.12. Частный коэффициент Крс7 определяют по измеренной величине коэффициента сцепления по данным табл.2.12, при расстоянии видимости поверхности дороги# равном нормативному для данной категории дороги. В расчет принимают наиболее низкий из коэффициентов сцепления по полосам движения на данном участке.
Таблица 2.12
Значения частного коэффициента обеспеченности расчетной скорости Крс7, учитывающего влияние коэффициента сцепления колеса с покрытием
Категория дороги |
Значения Крс7 при коэффициенте сцепления дорожного покрытия (фи 60) |
||||||
0,10 | 0,15 | 0,20 | 0,25 | 0,30 | 0,35 | 0,40 | |
IА IБ, II III IV V |
0,56 0,53 0,50 0,45 0,37 |
0,64 0,60 0,57 0,51 0,41 |
0,72 0,66 0,64 0,56 0,46 |
0,79 0,74 0,70 0,61 0,49 |
0,86 0,80 0,75 0,66 0,52 |
0,92 0,86 0,80 0,70 0,55 |
0,99 0,92 0,86 0,74 0,58 |
Примечание: 1. Коэффициенты сцепления даны для скорости 60 км/ч, гладкой шины и мокрого покрытия из цементобетона, асфальтобетона, а также из щебня и гравия, обработанных вяжущими.
2. При величинах коэффициента сцепления более 0,40 для дорог I - II категорий принимают Крс7 = КПн.
2.4.13. Частный коэффициент Крс8 определяют в зависимости от состояния покрытия и прочности дорожной одежды только на тех участках, где визуально установлено наличие трещин, колейности, просадок или проломов, а коэффициент обеспеченности расчетной скорости по ровности меньше нормативного для данной категории дороги (). Величину Крс8 определяют по формуле:
(2.17)
где: - показатель, учитывающий состояние покрытия и прочность дорожной одежды. Значения показателя
принимают по табл.2.13.
Таблица 2.13
Значения показателя , учитывающего состояние покрытия и прочность дорожной одежды
NN пп |
Состояние покрытия и характер повреждения |
Оценка в баллах |
Типы дорожных одежд | ||
Усовершенствован- ные капитальн. (асф., бетон) |
Усовершенст- вованные облегченные |
Переход- ные |
|||
Значения показателя ро | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. |
Без дефектов и отдельные трещины на расстоянии более 40 м Отдельные трещины на расстоянии 20 - 40 м между трещинами То же на расстоянии 10 - 20 м Редкие трещины на расстоянии между соседними трещинами 8 - 10 м То же 6 - 8 м То же 4 - 6 м Частые трещины на расстоянии между соседними трещинами 3 - 4 м То же 2 - 3 м То же 1 - 2 м Сетка трещин при относительной площади, занимаемой сеткой менее 30% То же 30 - 60% То же 60 - 90% Колейность при средней глубине колеи <= 5 мм То же 5 - 10 мм То же > 10 мм Просадки при относительной площади просадок <= 20% То же 20 - 50% То же > 50% Проломы дорожной одежды при относительной площади занимаемой проломами <= 10% То же 10 - 30% То же >= 30% |
5 4,8 - 5 4,5 - 4,8 4 - 4,5 3,8 - 4 3,5 - 3,8 3 - 3,5 2,8 - 3 2,5 - 2,8 2 - 2,5 1,8 - 2 1,5 - 1,8 1,8 - 2 1,5 - 1,8 1 - 1,5 1 - 1,5 0,8 - 1 0,5 - 0,8 1 - 1,5 0,8 - 1 0,5 - 0,8 |
1 0,95 0,9 0,85 0,8 0,78 0,75 0,7 0,65 0,6 0,55 0,5 0,55 0,5 0,45 0,45 0,4 0,3 0,45 0,4 0,3 |
0,95 0,9 0,85 0,8 0,75 0,73 0,7 0,65 0,6 0,55 0,5 0,45 0,5 0,45 0,4 0,4 0,35 0,25 0,4 0,35 0,25 |
0,6 - - - - - - - - - - - - - 0,35 0,3 0,25 0,2 0,3 0,25 0,2 |
На этих участках измеряют прочность дорожной одежды, необходимую для обоснованного назначения мероприятий по ее усилению. На участках, где отсутствуют дефекты или имеются одиночные трещины разного направления на расстоянии более 10 м друг от друга, а Крс6 КПн принимают Крс8 = КПн и прочность дорожной одежды не измеряют.
2.4.14. Частный коэффициент Крс9 определяют в зависимости от фактической расчетной грузоподъемности моста, которую может пропустить мост по данным испытаний или по данным ИПС-мост в соответствии с табл.2.14.
Таблица 2.14
Значения частного коэффициента обеспеченности расчетной скорости Крс9, учитывающего грузоподъемность мостов
Категория дороги | Коэффициент обеспеченности расчетной скорости Крс9 при расчетной нагрузке, которую может пропустить мост |
|||
АК-11, Н-18, Н-30, НК-80 |
Н-13, НГ-60 | Н-10, НГ-60 | Н-8 и ниже | |
Дороги I и II категории Дороги III категории Дороги IV и V категорий |
1,0 1,0 1,0 |
0,3 0,35 0,5 |
0,2 0,25 0,25 |
- 0,20 0,25 |
В исключительных случаях, когда нормативную (расчетную) нагрузку установить по материалам технической документации или архивным документам невозможно, ее определяют для капитальных мостов косвенным путем в зависимости от года постройки моста (табл.2.15).
Таблица 2.15
Ориентировочные нормативные нагрузки для мостов различных лет постройки
Год постройки моста |
Нормативная нагрузка мостов для категорий дорог | |
II и III | IV и V | |
До 1947 1948-1957 1958-1966 После 1966 |
Меньше, чем Н-8, НГ-30 Н-18, НГ-30 Н-13, НГ-60 Н-18, НК-80 |
Меньше, чем Н-8, НГ-30 Н-8, НГ-30 Н-10, НГ-60 Н-13, НГ-60 |
Примечания:
1. Категорию дороги принимают на год постройки моста.
2. Для деревянных мостов независимо от года постройки и категории дороги нормативную нагрузку принимают Н-8, НГ-30.
2.4.15. Частный коэффициент Крс10 определяют на основе сведений о дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) по величине коэффициента относительной аварийности. В качестве характерных по безопасности движения выделяют отрезки дороги длиной по 1 км, на которых за последние 3 года произошли ДТП. Для каждого такого километра вычисляют относительный коэффициент аварийности по формуле
млн.авт.км (2.18)
где ДТП - число ДТП за последние n лет (n = 3 года);
N - среднегодовая суточная интенсивность движения, авт/сут.
В порядке исключения при отсутствии сведений за предыдущий период допускается определять величину И по данным о ДТП за последний год.
2.4.15.1. На участках, где за последние 3 года не отмечено ни одного ДТП принимают Крс10 = КПн. Значения Крс10 для участков, где отмечены ДТП, принимают по табл.2.16. При наличии хотя бы одного ДТП по причине неудовлетворительных дорожных условий величину Крс10 для данного километра принимают в два раза меньше, указанной в табл.2.16. Это снижение аннулируется после выполнения работ по устранению недостатков дороги, послуживших причиной ДТП и не учитывается, если к моменту оценки указанные работы были выполнены.
Таблица 2.16
Значения частного коэффициента обеспеченности расчетной скорости Крс10, учитывающего безопасность движения
Значения коэффициента относительной аварийности ДТП/1 млн.авт.км |
0 - 0,2 | 0,21 - 0,3 | 0,31 - 0,5 | 0,51 - 0,7 |
0,71 - 0,9 | 0,91 - 1,0 | 1,01 - 1,25 |
1,26 - 1,5 |
больше 1,5 |
Значения частного коэффициента Крс10 |
1,25 | 1,0 | 0,85 | 0,7 | 0,6 | 0,5 | 0,4 | 0,3 | 0,2 |
2.5. Определение показателя инженерного оборудования и обустройства
2.5.1. Показатель инженерного оборудования и обустройства дороги (Коб) определяют по величине коэффициента дефектности соответствия инженерного оборудования и обустройства дороги (Ди.о).
Под дефектностью соответствия понимают отсутствие, недостаточное количество или несоответствие нормативным требованиям к параметрам, конструкции и размещению элементов инженерного оборудования и обустройства дорог.
2.5.2. Коэффициент дефектности соответствия инженерного оборудования и обустройства определяют по результатам обследования дорог по формулам:
(2.19)
(2.20)
, (2.21)
где - частные коэффициенты дефектности соответствия элементов обустройства, функциональное влияние которых распространяется на значительное протяжение дороги (площадки отдыха, автозаправочные станции, мотели и кемпинги);
- частные коэффициенты дефектности соответствия элементов инженерного оборудования, функциональное влияние которых распространяется на отрезок дороги (пересечения, въезды и переезды, автобусные остановки, ограждения, тротуары и пешеходные дорожки в населенных пунктах).
На автомобильных дорогах областного и местного значения с интенсивностью движения до 1000 авт/сут допускается не учитывать автозаправочные станции, мотели и кемпинги. В этом случае в формуле 2.19 учитывается только 5 слагаемых. Соответственно в знаменателе дроби перед скобкой ставится цифра 5 вместо 7.
2.5.3. Коэффициент дефектности соответствия элементов обустройства, влияющих на значительное протяжение дороги , вычисляют для всей дороги или для каждого участка дороги данной категории, если дорога состоит из участков разных категорий.
2.5.3.1. Частный коэффициент определяют по наличию и соответствию требованиям п.10.11 СНиП 2.05.02-85 площадок отдыха по формуле:
, (2.22)
где: - нормативное расстояние между площадками отдыха по СНиП, км;
- фактическое количество площадок отдыха на данной дороге, соответствующих требованиям СНиП;
L - длина дороги или участка дороги, км.
В том случае, когда фактическое количество площадок отдыха превышает нормативное, т.е. произведение принимают значение
= 0.
2.5.3.2. Частный коэффициент определяет по наличию и соответствию требованиям п.10.12 СНиП параметров автозаправочных станций, а частный коэффициент
определяют по наличию и соответствию требованиям п.10.15 СНиП параметров мотелей и кемпингов на дороге.
Расчет коэффициентов и
производят также как и коэффициента
(см. п.2.5.3.1).
2.5.4. Коэффициент дефектности соответствия элементов инженерного оборудования, относящихся к локальному отрезку , вычисляют для каждого километрового участка дороги.
2.5.4.1. Частный коэффициент определяют по соответствию требованиям п.5.1 - 5.18 СНиП 2.05.02-85 параметров пересечений и примыканий автомобильных дорог в одном и разном уровнях, а также пересечений автомобильных дорог с железными дорогами по формуле:
(2.23)
где: N - количество пересечений и примыканий, въездов и переездов на данном километре дороги;
- тоже#, соответствующих требованиям СНиП.
При отсутствии пересечений и примыканий на данном километре дороги значение принимают = 0.
В число укатываемых# при оценке не входят неорганизованные съезды и переезды, а также пересечения с улицами и въездами во дворы в населенных пунктах.
2.5.4.2. Частный коэффициент определяют по соответствию требованиям п.10.8 и 10.9 СНиП 2.05.02-85 параметров автобусных остановок на данном километре дороги. Вычисления проводят аналогично
по формуле 2.23.
2.5.4.3. Частный коэффициент определяют по наличию и соответствию требованиям п.9.3; 9.4 и 9.9 СНиП 2.05.02-85 и п.5.1 и 5.2 ГОСТ 23457-86 дорожных ограждений на каждом километре дороги:
(2.24)
где: - требуемая по СНиП протяженность ограждений в одну линию на данном километре дороги, м;
- фактическое протяжение, м.
В том случае, когда фактическое протяжение ограждений больше требуемого, а также на участках, где по нормам не требуется установка ограждений, принимают величину = 0.
2.5.4.4. Частный коэффициент определяют по наличию и соответствию требованиям п.10.2.3; 10.2.4 ВСН 25-86 тротуаров и пешеходных дорожек вдоль дороги и# населенных пунктах. Расчет коэффициента
производят также# как и коэффициента
(см.п.2.5.4.3).
2.5.5. Итоговый коэффициент дефектности соответствия инженерного оборудования и обустройства определяют для каждого километра дороги. В начале определяют значение коэффициента дефектности элементов обустройства, относящихся к значительному протяжению дороги
по формуле 3.20 и принимают его для всей дороги или участка дороги. К этому значению на каждом километре добавляют значения дефектности по локальным элементам инженерного оборудования
, вычисленные по формуле 3.21 и затем по формуле 3.19 получают итоговое значение коэффициента дефектности инженерного оборудования и обустройства
на каждом километре.
Значения показателя инженерного оборудования и обустройства дороги () на каждом километре принимают в зависимости от величины
в соответствии с табл.2.17 и заносят в линейный график оценки качества автомобильной дороги.
Таблица 2.17
Коэффициент дефектности соответствия |
Значение показателя инженерного оборудования и обустройства К_об, для категорий дорог |
||
IА, IБ, II | III | IV - V | |
0 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8 0,9 1,0 |
1 0,98 0,97 0,96 0,94 0,92 0,91 0,89 0,88 0,86 0,85 |
1 0,99 0,98 0,97 0,96 0,95 0,94 0,93 0,92 0,91 0,90 |
1 1 0,99 0,98 0,98 0,98 0,97 0,96 0,96 0,96 0,95 |
2.6. Определение показателя содержания автомобильной дороги
2.6.1. Показатель содержания автомобильной дороги (Кэ) определяют в зависимости от оценки качества ее содержания, выполненной в соответствии с "Инструкцией по оценке качества содержания (состояния) автомобильных дорог" ВН 10-87, как средне-годовое значение за год# предшествующий периоду обследования дороги:
Оценка качества содержания по ВН 10-87, баллов |
Значение показателя эксплуатационного содержания дороги# Кэ |
Оценка качества содержания по ВН 10-87, баллов |
Значение показателя эксплуатационного содержания дороги# Кэ |
4,91 - 5,0 4,81 - 4,9 4,71 - 4,81 4,61 - 4,7 4,51 - 4,6 4,41 - 4,5 4,31 - 4,4 4,21 - 4,3 4,11 - 4,2 4,01 - 4,1 3,91 - 4,0 |
1,1 1,09 1,08 1,07 1,06 1,04 1,03 1,02 1,01 1,0 0,95 |
3,81 - 3,9 3,71 - 3,8 3,61 - 3,7 3,51 - 3,6 3,41 - 3,5 3,31 - 3,4 3,21 - 3,3 3,11 - 3,2 3,01 - 3,1 менее 3 |
0,90 0,85 0,80 0,75 0,70 0,65 0,60 0,55 0,52 0,50 |
2.7. Общая оценка качества и состояния автомобильных дорог
2.7.1. Величину обобщенного показателя качества и состояния каждой дороги (участка дороги) определяют по формуле 2.1.
Степень соответствия фактически обеспеченных всей дорогой транспортно-эксплуатационных показателей или потребительских свойств (Пд) нормативным требованиям оценивают по относительному показателю качества дороги:
(2.25)
Дорога полностью соответствует нормативным требованиям, когда .
2.7.2. Прирост обобщенного показателя качества дороги вычисляют по формуле
% (2.26)
где: ,
- обобщенные показатели качества дороги на начало и конец рассматриваемого периода.
Результаты расчетов заносят в карточку оценки качества автомобильной дороги (участка дороги), форма которой приведена в табл.2.18.
2.7.3. Обобщенный показатель качества и состояния дорожной сети определяют по формуле:
(2.27)
где: - значение фактического комплексного показателя состояния сети автомобильных дорог, вычисленное в соответствии с п.2.3.2.
и
- средневзвешенные значения показателей инженерного оборудования и обустройства и показателя эксплуатационного содержания дорог.
2.7.3.1. Средневзвешенное значение показателя инженерного оборудования и обустройства сети дорог определяют по формуле:
(2.28)
где: - значение показателя инженерного оборудования и обустройства для каждой i-ой дороги;
- длина каждой дороги;
- общая протяженность сети дорог, км; n - число дорог.
Аналогично определяют значение .
2.7.4. Показатель качества дорожной сети по отношению к нормативным требованиям определяют по формуле
(2.29)
где - средняя величина нормативного комплексного показателя транспортно-эксплуатационного состояния сети дорог (см.п.2.3.2).
Сеть дорог полностью соответствует требованиям к качеству, когда .
2.7.5. Прирост обобщенного показателя качества дорожной сети вычисляют по формуле:
% (2.30)
Результаты расчетов заносят в карточку оценки качества сети автомобильных дорог, обслуживаемых автодором, упрдором, ДРСУ и т.д. (табл.2.19).
Таблица 2.18
Карточка оценки качества автомобильной дороги (участка дороги)
_________________________________________________________________________
(наименование автомобильной дороги, участка)
протяженность ________________км,________________________________значения
(общего, респ., обл., мест.)
категория дороги ______________________; тип покрытия____________________
Нормативное и предельно-допустимое значение комплексного
показателя КП_н = _________; КП_п = __________
Дата оценки |
Обобщенный показатель качества дороги П_д |
Прирост показателя качества Дельта П_д |
Протяжен- ность участков с показателем качества меньше нормативного |
Протяженность участков с показателем качества меньше предельно-до- пустимого |
Подпись ответст- венного за оценку качества или проверяю- щего |
||
км | доля % | км | доля от общей длины, % |
||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Таблица 2.19
Карточка оценки качества сети автомобильных дорог
________________________________________________________________________
(название автодора, ДРСУ и т.д.)
Протяженностью ____________ км
Нормативное и предельно-допустимое значение комплексного показателя
КП_нс = ________ КП_нс = 0,75 КП_нс = ______________
Дата оценки |
Обобщенный показатель качества сети дорог П_с |
Прирост показателя качества Дельта П_с |
Протяжен- ность участков с показателем качества меньше нормативного |
Протяжен- ность участков с показателем качества меньше предельно- допустимого |
Подпись ответствен- ного за оценку качества или проверяющего |
||
км | доля, % |
км | доля, % |
2.7.6. На основании анализа оценки качества автомобильных дорог и дорожной сети намечают основные пути повышения транспортно-эксплуатационных свойств дорог, последовательность и очередность выполнения работ по реконструкции, ремонту и содержанию.
Динамика изменения показателей качества дорог во времени характеризует эффективность деятельности дорожных организаций по содержанию и ремонту дорог.
3. Организация службы диагностики и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог
3.1. В соответствии с Техническими правилами ремонта и содержания автомобильных дорог (п.3.1.1) обязанности по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог и дорожных сооружений, учету движения, созданию и развитию автоматизированного банка данных о состоянии дорог и мостов возлагаются на подразделения дорожно-эксплуатационной службы. Временной классификацией работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования (приказ Минавтодора РСФСР от 16.06.88 N 72-ОР) работы по обследованию и определению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог и искусственных сооружений, их испытанию и диагностике в полном объеме включены в ремонт дорог, а отдельно# учет движения и другие наблюдения, необходимые для правильной организации службы по содержанию дорог, технический учет, инвентаризация и паспортизация дорог и дорожных сооружений включены в состав работ по содержанию.
3.2. Все работы по диагностике и оценке транспортно-эксплуатационного состояния дорог и дорожных сооружений дорожная служба выполняет собственными силами или с привлечением проектных, проектно-технологических, научных организаций, высших учебных заведений, кооперативов и других организаций.
3.3. Одной из наиболее эффективных форм организации работ по диагностике и оценке состояния дорог является создание хозрасчетной службы диагностики состояния автомобильных дорог с целью обеспечения дорожных организаций объективной информацией о технических параметрах, характеристиках и транспортно-эксплуатационном состоянии автомобильных дорог, а также оценки этого состояния, необходимой для разработки мероприятий и планов по ремонту и содержанию дорог.
3.4. Служба диагностики транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог обеспечивает решение следующих задач:
- сбор объективной информации о техническом уровне, инженерном оборудовании и обустройстве, эксплуатационном состоянии автомобильных дорог и дорожных сооружений;
- сбор информации о планово-предупредительных и ремонтно-восстановительных работах и мероприятиях на обслуживаемой сети дорог;
- оценка качества автомобильных дорог и уровня их содержания, выявление участков несоответствующих нормативным требованиям, места их расположения, протяженности, степени и основных причин несоответствия;
- разработка прогноза изменения состояния дорог и предложений по повышению транспортно-эксплуатационного состояния, определение видов основных ремонтных работ, их состава и очередности выполнения;
- создание и развитие автоматизированного банка дорожных данных, обработка, хранение и выдача информации о транспортно-эксплуатационном состоянии дорог, связь с другими информационно-поисковыми системами.
3.5. Основной структурной единицей службы диагностики транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог является дорожная испытательная (диагностическая) станция (ДИС), оснащенная передвижными лабораториями, приборами и другой аппаратурой для измерения параметров дорог и определения их состояния (табл.3.1). Одна диагностическая станция обслуживает около 10 тыс.км дорог.
Таблица 3.1
Перечень технических средств диагностической станции
NN пп |
Наименование | Кол-во |
1 | 2 | 3 |
1. | Лаборатория КП-511 для измерения ровности и скользкости дорог |
2 |
2. | Лаборатория КП-502 МП для измерения прочности нежестких одежд |
1 |
3. | Лаборатория КП-208 для измерения основных геометрических параметров |
1 |
4. | Прибор ППК-2 для измерения коэффициента сцепления на сложных участках дорог |
2 |
5. | Прогибомер КП-204 для измерения прочности дорожной одежды методом статического нагружения |
1 |
6. | Прибор Васильева для измерения влажности предела текучести грунта |
2 |
7. | Набор бюксов | 100 |
8. | Сушильный шкаф | 2 |
9. | Стационарные посты для определения температуры грунта земляного полотна |
8 - 10 |
10. | Весы 1 кл. электронные ВЛК-500 | 2 |
11. | Персональная ЭВМ типа IВМ РС/АТ | 1 |
12. | Дискеты для накопления информации | 100 |
13. | Микрофот (прибор для просмотра кино-фото-#материала) | 1 |
14. | Комплект вспомогательного оборудования для обслуживания передвижных лабораторий |
1 |
3.6. Состав диагностических станций включает группу дорожно-полевых обследований (8 - 12 чел.), группу обработки и оформления выходных материалов (6 - 9 чел.), бригаду по ремонту и профилактическому обслуживанию передвижных лабораторий (4 - 6 чел.).
3.7. Результаты измерения параметров дорог диагностическими станциями преобразовываются к виду, пригодному для ввода в банк данных, записываются на промежуточный магнитный носитель (гибкий магнитный диск), передаются заказчику и в автоматизированный банк данных, где они хранятся и накапливаются.
3.8. Автоматизированные банки дорожных данных (АБДД) организуют в органе управления сетью дорог области или автомобильной дорогой. Технической базой АБДД является персональная ЭВМ. Банк оснащается комплексом программ по обработке результатов измерения параметров дорог в ЭВМ, решению информационно-поисковых задач (поиск и выдача по запросу значений параметров дороги, распечатка формуляров технического паспорта дороги, выделение участков с значениями параметров ниже нормативных и др.), расчету единого показателя качества дороги (дорог) и его составляющих, выявлению причин снижения транспортно-эксплуатационных качеств, назначению дорожно-ремонтных работ и определению их объемов, а также формирование интегрированной информации для передачи на высший уровень управления и статотчетности. Автоматизированный банк дорожных данных обслуживает один человек.
3.9. Автоматизированный банк дорожных данных работает в режиме пользователя, режиме оператора и режиме администратора, которые различаются возможностями внесения изменений (корректив) в содержимое базы данных.
3.9.1. Режим пользователя рассчитан на инженерно-технический персонал дорожных организаций, род деятельности которых связан с оценкой состояния дорог, планированием ремонтных работ, решением вопросов повышения технического уровня дорог и развития дорожной сети. Эксплуатация банка данных в режиме пользователя не требует специальных знаний в области вычислительной техники, но при помощи системы вспомогательных инструкций (подсказок) позволяет решить на ЭВМ любую задачу, связанную с оценкой состояния дороги, расчетом комплексного показателя качества дороги, назначением видов ремонтных работ, получением информации о параметрах дорог и т.д. Работа в режиме пользователя не позволяет добавлять или изменять информацию о параметрах обследованных дорог и вносить изменения в эксплуатируемые программы.
3.9.2. Режим оператора ориентирован на инженера-дорожника, изучившего структуру базы данных, инструкции по эксплуатации программного обеспечения, требования по подготовке исходных данных для ввода информации в банк, инструкции по анализу и исправлению ошибок в данных, выявляемых в процессе загрузки информации. Режим оператора позволяет вносить изменения в содержимое базы данных о параметрах транспортно-эксплуатационного состояния дорог, но не позволяет изменить структуру базы данных, внести коррективы в программное управление (обеспечение).
3.9.3. Режим администратора банка данных имеет наиболее полные функциональные возможности. Помимо функций, указанных в п.3.9.2 и 3.9.3, можно изменять базу данных, а также вносить изменения в программное обеспечение. Режим рассчитан на специалиста в области программирования на ПЭВМ, знающего структуру базы данных и освоившего базовую систему управления (СУБД Клиппер или ей подобные). Администратор банка данных - это специалист, работающий в центральной диагностической станции, который решает вопросы поддержания и развития банка.
4. Технология диагностики автомобильных дорог
4.1. Общие положения
4.1.1. Технология диагностики представляет собой последовательность методических приемов и способов обследования дорог и дорожных сооружений, анализа результатов обследования и расчета показателей оценки качества дорог и уровня их содержания.
4.1.2. Технологический процесс диагностирования автомобильных дорог может быть разбит на этапы:
- подготовительный;
- полевых обследований;
- обработки материалов полевых обследований и комплексной оценки транспортно-эксплуатационных показателей дорог.
4.2. Подготовительный период
4.2.1. Определяют планируемый объем полевых обследований дорог. В него включают вновь построенные автомобильные дороги, реконструирование и отремонтированные участки, а также участки очередного измерения переменных транспортно-эксплуатационных характеристик на эксплуатируемых дорогах, согласно установленной периодичности обновления информации. Уточняют категории дорог и участков дорог.
4.2.2. Собирают и анализируют проектную, исполнительскую документацию, технические паспорта на обследуемые дороги, а также материалы предыдущих обследований и информацию, содержащуюся в автоматизированном банке данных.
Всю протяженность обследуемых дорог предварительно разбивают на участки с разными сроками строительства, шириной проезжей части и числом полос движения, конструкциями дорожной одежды и земляного полотна, условиями водно-теплового режима, эксплуатации, интенсивностью и составом движения транспортных средств.
Выбирают сведения о наличии характерных участков дороги (мосты, путепроводы, элементы инженерного оборудования, съезды, транспортные развязки и др.) Выписывают да
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Ведомственные строительные нормы ВСН 6-90 "Правила диагностики и оценки состояния автомобильных дорог" (утв. Минавтодором РСФСР 5 сентября 1990 г.)
Текст документа приводится по официальному изданию ГУП ЦПП, Москва, 1999 г.
Срок введения 1 декабря 1991 г.
Вводятся впервые
Внесены кафедрой строительства и эксплуатации дорог МАДИ
Правила устанавливают порядок оценки технического уровня, эксплуатационного состояния, инженерного оборудования и обустройства автомобильных дорог и уровня их содержания по конечному результату деятельности дорожных организаций - потребительским свойствам дорог, а также порядок сбора информации о параметрах и характеристиках дорог, необходимых для этой оценки.
Основу правил диагностики составляет методика оценки качества и состояния автомобильных дорог, разработанная на кафедре строительства и эксплуатации дорог МАДИ проф. Васильевым А.П. Расчетные таблицы составлены совместно с докт. техн. наук Яковлевым Ю.М. и доц. Коганзоном М.С. В отработке принципиальных положений методики участвовали Попов В.А. и Шевелев А.С. (Главдорупр). В методике учтены предложения канд. техн. наук Мепуришвили Д.Г. (МАДИ), канд. техн. наук Белова В.Д., канд. техн. наук Мусатова С.А., инж. Нестеренко В.Г., канд. техн. наук Чванова В.В. и Эрастова А.Я. (НПО РосдорНИИ).
В производственной проверке методики участвовали специалисты МАДИ, НПО РосдорНИИ, Владимирского, Красноярского, Пермского и Саратовского НПЦ НПО РосдорНИИ, а также Волжской автомобильной дороги, Алтайавтодора и Челябинскавтодора.
В целом Правила диагностики и оценки состояния автомобильных дорог разработаны под руководством проф. Васильева А.П. коллективом авторов в составе: докт. техн. наук Яковлев Ю.М., канд. техн. наук Апестин В.К., канд. техн. наук Коганзон М.С., инж. Миненко Е.В. инж. Савченко И.В. (МАДИ), канд. техн. наук Дудаков А.И. (НПО РосдорНИИ), канд. техн. наук Жилин С.Н., канд. техн. наук Субботин С.П. и инж. Иванушкин В.А. (Саратовский НПЦ РосдорНИИ).
Распоряжением Минтранса РФ от 3 октября 2002 г. N ИС-840-р взамен настоящих ВСН с 15 октября 2002 г. вводятся в действие ОДН 218.0.006-2002 "Правила диагностики и оценки состояния автомобильных дорог"