Указом Президента РФ от 1 ноября 2013 г. N 819 Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству преобразовано в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ
Указом Президента РФ от 21 мая 2012 г. N 636 образовано Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству с передачей ему функции Министерства регионального развития РФ по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства
В соответствии с Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724 Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству упразднено с передачей его функций Министерству регионального развития РФ, а Министерство промышленности и энергетики РФ преобразовано в Министерство промышленности и торговли РФ и Министерство энергетики РФ
Указом Президента РФ от 20 мая 2004 г. N 649 Федеральная служба по технологическому надзору преобразована в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору, руководство которой осуществляет Правительство РФ
Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 Государственный комитет РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу преобразован в Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, его функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности переданы Министерству промышленности и энергетики РФ, функции по контролю и надзору - Федеральной службе по технологическому надзору
Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (Госстрой России) и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, именуемые в дальнейшем Сторонами, признавая необходимость постоянного взаимодействия в целях обеспечения государственного регулирования в инвестиционно-строительной и жилищной сферах, выработки и осуществления скоординированных действий по вопросам жилищной политики, архитектуры и градостроительства, повышения эффективности деятельности организаций и предприятий строительного и жилищно-коммунального комплексов заключили настоящее Генеральное соглашение о взаимодействии в области жилищной политики, строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства.
1. Общие положения
1.1. Стороны при взаимодействии руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, положением о Госстрое России и положениями об органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также настоящим Генеральным соглашением.
Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу преобразован в Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству
Права и обязанности Сторон при взаимодействии определяются в соответствии с действующим законодательством о разграничении полномочий в области жилищной политики, строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Передача Сторонами части своих полномочий друг другу осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации".
1.2. Взаимодействие Сторон осуществляется в соответствии с принципом сотрудничества в интересах Российской Федерации и каждого ее субъекта по важнейшим направлениям инвестиционно-строительной, архитектурной и градостроительной деятельности, а также деятельности в жилищно-коммунальной сфере.
1.3. Госстрой России обеспечивает защиту интересов субъектов Российской Федерации в федеральных органах государственной власти и принимает участие в мероприятиях в области жилищной политики, строительства, промышленности строительных материалов и стройиндустрии, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, проводимых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
1.4. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации принимают участие:
- в реализации мер в области жилищной политики, строительства, промышленности строительных материалов и стройиндустрии, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, предусмотренных Программой действий, ежегодно разрабатываемой Госстроем России с учетом предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- в работе Межведомственного совета по вопросам архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, межведомственных комиссий, коллегии и научно-технического совета Госстроя России, а также в организуемых им всероссийских и межрегиональных научно-практических конференциях, семинарах и выставках.
2. Жилищная политика
В области жилищной политики совместная деятельность Сторон сосредоточена на проведении жилищной реформы, осуществлении федеральной целевой программы "Жилище" и предусмотренных в ее составе программ и подпрограмм, обеспечивающей реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на жилище.
2.1. Стороны взаимодействуют в вопросах:
- развития эффективного рынка жилья государственной поддержки малоимущих граждан в улучшении жилищных условий за счет средств бюджетов и иных привлеченных источников в пределах установленных социальных стандартов;
- реализации прав граждан на жилище с учетом уровня их доходов, а также прав отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством;
- совершенствования форм государственной поддержки населения в улучшении жилищных условий;
- обеспечения эффективной деятельности субъектов жилищной сферы в рыночных условиях;
- наращивания объемов нового жилищного строительства, капитального ремонта и реконструкции жилищного фонда;
- ведения регистра строящихся жилых домов;
- привлечения инвестиций в жилищную сферу, развития системы ипотечного жилищного кредитования;
- создания единой системы ведения в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности независимо от форм собственности, включающей:
ведение Единого государственного реестра объектов градостроительной деятельности,
См. Приказ Госстроя РФ от 31 мая 2001 г. N 120 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра объектов градостроительной деятельности"
создание и ведение объединенного государственного документально-информационного фонда организаций технической инвентаризации,
обеспечение полной объективной информацией органов государственной власти об объектах градостроительной деятельности,
2.2. Госстрой России:
- осуществляет с участием субъектов Российской Федерации формирование законодательной, нормативно-правовой и методической базы для проведения государственной жилищной политики и дальнейших преобразований в жилищной сфере, в том числе по развитию внебюджетного инвестирования жилищного строительства, развитию рынка недвижимости, становлению системы жилищных стандартов;
- участвует совместно с Минимуществом России в принятии решений по достройке прекращенных и приостановленных строительством жилых домов, финансируемых из федерального бюджета;
- осуществляет разработку и обеспечивает эффективное применение механизмов использования средств федерального бюджета, направленных на строительство и приобретение жилья;
- осуществляет разработку и содействует реализации государственных жилищных программ обеспечения жильем отдельных категорий граждан;
- осуществляет меры по совершенствованию существующей федеральной законодательной базы, обеспечивающей дальнейшее внедрение и развитие в регионах ипотечного жилищного кредитования в соответствии с Концепцией, утвержденной Правительством Российской Федерации;
- содействует созданию и ведению регистра строящихся жилых домов, созданию единой системы государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности независимо от форм собственности, в том числе государственного учета жилищного фонда;
- осуществляет контроль за исполнением жилищного законодательства в части обеспечения и защиты прав и интересов граждан, за предоставлением населению жилищных и коммунальных услуг, отвечающих требованиям стандартов качества;
- содействует реализации демонстрационных проектов в жилищной сфере;
- обеспечивает мониторинг преобразований жилищной сферы с целью анализа ситуации и обобщения опыта;
- обеспечивает создание объединенного государственного документально-информационного фонда организаций технической инвентаризации, включающего объединенный архив Госстроя России жилищного фонда Российской Федерации.
2.3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
- осуществляют развитие жилищного законодательства и нормативной базы, связанных с реализацией федерального законодательства, в рамках установленных Конституцией Российской Федерации полномочий;
- обеспечивают реализацию предусмотренных федеральной целевой программой "Жилище" на 2002-2010 годы, программ и подпрограмм, входящих в ее состав;
- осуществляют преобразования в жилищной сфере в рамках формируемой на федеральном уровне нормативной правовой среды с учетом местных особенностей и передового опыта;
- обеспечивают адресную социальную защиту малоимущих слоев населения и иных категорий граждан, предусмотренных законодательством;
- способствуют созданию условий для обеспечения жильем граждан, которым жилищные условия улучшаются за счет средств федерального бюджета;
- контролируют исполнение жилищных стандартов по качеству предоставляемых жилищных и коммунальных услуг;
- способствуют развитию индивидуального жилищного строительства и организации товариществ собственников жилья, созданию благоприятного режима предоставления земельных участков под строительство;
- обеспечивают ведение регистра строящихся жилых домов, расположенных на территории региона.
3. Реформирование жилищно-коммунального хозяйства
В области жилищно-коммунального хозяйства Стороны определяют основной целью совместной деятельности содействие его развитию и устойчивому функционированию, предусматривающее комплекс мер по структурным и социально-экономическим преобразованиям в жилищной и коммунальной сферах.
3.1. Стороны взаимодействуют в вопросах:
- совершенствования системы управления жилищным фондом,
- завершения реформирования системы льгот на оплату жилья и коммунальных услуг,
- комплексного развития содержания и устойчивого функционирования систем жизнеобеспечения городов и других населенных пунктов,
- благоустройства территории,
- предоставления потребителям качественных жилищно-коммунальных услуг в соответствии с федеральными стандартами,
- введения методов антимонопольного регулирования деятельности коммунальных предприятий - естественных монополистов, концессионного управления муниципальными жилищно-коммунальными объектами,
- лицензирования и сертификации работ и услуг,
- разработки федеральных стандартов перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг.
3.2. Госстрой России:
- обеспечивает с участием субъектов Российской Федерации разработку федеральных законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам приватизации жилищного фонда, надежной эксплуатации систем жизнеобеспечения населения, противопаводковых мероприятий, обеспечения нормативного качества питьевой воды, природоохранной деятельности, эксплуатации, капитального ремонта и реконструкции жилищного фонда, в том числе жилищного фонда первых массовых серий и объектов коммунального назначения;
- координирует создание демонстрационных зон перспективного развития, реконструкции и модернизации жилищного фонда в ряде регионов и организует обмен эффективными техническими решениями при осуществлении этой деятельности;
- осуществляет разработку федеральной политики по управлению жилищным фондом, включая создание товариществ собственников жилья, и оптимизации его структуры, формированию системы коммерческого найма жилья, переселению граждан из ветхого и аварийного жилья, введению в оплату за жилье составляющей на капитальный ремонт и страхование жилья, введению оплаты за второе и последующее жилье, защите малоимущих категорий населения, ценовому и тарифному регулированию естественных локальных монополий, заинтересовывающим предприятия в снижении издержек и привлечении инвестиций, созданию системы государственного учета объектов недвижимости в жилищно-коммунальной сфере, а также регистрации прав на объекты недвижимости, развитию малого предпринимательства в сфере ЖКХ;
- оказывает содействие в обеспечении интересов субъектов Российской Федерации при решении федеральными органами власти вопросов совершенствования бюджетной, налоговой и кредитно-финансовой политики в части поддержки и развития жилищно-коммунальной сферы регионов;
- оказывает содействие по вопросам привлечения инвестиций, займов иностранных банков для модернизации объектов инженерной инфраструктуры;
- разрабатывает и содействует реализации федеральных целевых программ развития жилищно-коммунального хозяйства, координирует разработку и реализацию межрегиональных программ, оказывает методическую помощь в формировании региональных программ;
- координирует реализацию программ реформирования жилищно-коммунальной сферы и разработку программ субъектов Российской Федерации и местного самоуправления по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, осуществляет нормативно-методическое обеспечение этой деятельности;
- осуществляет разработку, введение в действие, издание федеральных нормативно-технических документов по страхованию в жилищно-коммунальной сфере, стандартизации, лицензированию и сертификации работ и услуг. Организует совместно с субъектами Российской Федерации лицензирование видов деятельности, отнесенных к его полномочиям, а также сертификации жилищно-коммунальных услуг. Ведет Единый реестр выданных, приостановленных и аннулированных лицензий;
- осуществляет совместно с субъектами Российской Федерации информационное обеспечение хода преобразований в жилищной и коммунальной сферах и организует проведение социологических опросов общественного мнения населения;
- создает методические основы ценообразования и тарифной политики на услуги жилищно-коммунального хозяйства;
- осуществляет контроль за ежегодным выделением средств на капитальный ремонт объектов ЖКХ (по утвержденным Минфином России актам), принятых в 1994-2000 гг. от ведомств в муниципальную собственность, в порядке установленном Правительством Российской Федерации;
- обеспечивает нормативной базой, оказывает консультативную и организационную помощь в проведении экономического и технологического аудита на предприятиях жилищно-коммунального комплекса.
3.3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
- осуществляют контроль и регулирование развития инженерной инфраструктуры территории, состояния окружающей природной среды, обеспечения надежного, устойчивого и экономически безопасного функционирования жилищно-коммунального хозяйства на территории региона;
- обеспечивают внедрение и контроль за исполнением федеральных законов и иных нормативных правовых актов в жилищно-коммунальной сфере;
- создают региональную нормативную правовую базу по обеспечению функционирования жилищно-коммунального хозяйства;
- устанавливают социальные стандарты жилья и потребления коммунальных услуг, предоставляемых населению, а также предусматривают на основе действующей бюджетной классификации расходных статей бюджетов соответствующего уровня выделение средств на компенсацию затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий;
- разрабатывают региональные стандарты перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг - уровень платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги в целом по всем видам этих услуг, предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц, максимально допустимую долю собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи;
О средней стоимости 1 кв. метра жилья для расчета субсидий см. справку
- осуществляют контроль за соответствием стандартов перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг в муниципальных образованиях региональным стандартам;
- устанавливают стандарты качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг;
См. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия"
- содействуют разработке в муниципальных образованиях программ реформирования жилищной и коммунальной сферы и обеспечивают реализацию программ на местах, включая завершение разграничения функций собственника - домовладельца, управляющей организации (службы заказчика) и обслуживающей организации в государственном и муниципальном жилищных фондах, определение составляющей на оплату функций управления, завершение перехода на работу по прямым договорам всех участников правоотношений в жилищно-коммунальном комплексе, включая договора найма (социального и коммерческого), формирование системы коммерческого найма жилья, введение оплаты жилья по дифференцированным ставкам в зависимости от его качества и местоположения, переход к 100% оплате жилья и коммунальных услуг сверх социальных норм, а также второго и последующего жилья, поэтапное введение страхования жилья, организацию конкурсного отбора исполнителей по эксплуатации, капитальному и текущему ремонту жилищного фонда, а также перевод этих и других видов коммунальных услуг на самоокупаемость, проведение аудита тарифов и ценообразования на услуги естественных локальных монополистов, продолжение процесса формирования расчетно-кассовых центров;
- обеспечивают проведение экономического и технологического аудита на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства в целях улучшения качества и снижения себестоимости услуг;
- разрабатывают и организуют реализацию программ модернизации и реконструкции домов первых массовых серий, переселения граждан из ветхого и аварийного жилья;
- обеспечивают статистическую отчетность, комплексный анализ, формирование и реализацию региональных программ развития муниципального хозяйства на базе государственных целевых программ с учетом бюджетных возможностей и предложений местных органов;
- осуществляют поддержку малого предпринимательства в жилищной и коммунальной сферах;
- осуществляют организацию проведения информационно-пропагандистской работы по сопровождению реформы ЖКХ и социологических опросов общественного мнения о проводимых преобразованиях;
- обеспечивают проведение мероприятий по сертификации работ и услуг, защите прав потребителей и обеспечению создания системы качества жилищно-коммунального обслуживания населения. Участвуют в работе экспертных комиссий Федерального лицензионного центра при Госстрое России по рассмотрению заявлений соискателей лицензий;
- обеспечивают развитие органов государственной жилищной инспекции, их юридической самостоятельности, финансового и материально-технического обеспечения, способствуют расширению их функций.
4. Экономическая и структурная политика
В области экономической и структурной политики Стороны обеспечивают разработку и реализацию системы мер государственного регулирования, адекватных современным экономическим условиям, формирование конкурентной среды и рыночных отношений на основе приватизации, демонополизации и поддержки предпринимательства, повышение инвестиционной активности, а также совершенствование организационных структур, форм и методов управления в интересах достижения максимальной эффективности инвестиционной деятельности при снижении затрат материальных и финансовых ресурсов.
4.1. Стороны взаимодействуют в вопросах:
- развития реформы в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве, стабилизации и повышения эффективности работы предприятий и организаций этих сфер, совершенствования структуры их управления;
- обеспечения финансирования и реализации федеральных целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы;
- координации деятельности органов управления по строительству, архитектуре, градостроительству и жилищно-коммунальному хозяйству;
- формирования предложений по реализации и объемам финансирования федеральных целевых и адресных инвестиционных программ, отдельных объектов и строек за счет средств федерального бюджета;
- сокращения неплатежей в федеральный бюджет Российской Федерации, ликвидации задолженности по заработной плате и задолженности федерального бюджета перед организациями федеральной собственности за коммунальные услуги;
- развития страховых видов деятельности;
- ликвидации задолженности по заработной плате работникам строительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства;
- обеспечения социальных гарантий и занятости работников строительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства, совершенствования оплаты, улучшения условий и охраны их труда;
- разработки и реализации мер по сокращению и нормализации объемов незавершенного строительства;
- обеспечения эффективной совместной работы федеральных и территориальных государственных органов строительного комплекса Российской Федерации, осуществляющих функции надзора (контроля) и оказания услуг участникам инвестиционно-строительной деятельности;
- осуществления взаимовыгодных экономических связей.
4.2. Госстрой России:
- разрабатывает с участием субъектов Российской Федерации и вносит в Правительство Российской Федерации предложения по проектам федеральных законодательных и иных нормативных правовых актов по бюджетной, налоговой, кредитной и амортизационной политике, финансовому оздоровлению предприятий жилищно-коммунального комплекса, страхованию капитального строительства;
- разрабатывает текущие и долгосрочные прогнозы социально-экономического развития строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации с учетом предложений субъектов Российской Федерации;
- рассматривает вопросы неплатежей в федеральный бюджет по отрасли "Строительство", погашения задолженности федерального бюджета по эксплуатации принятых в муниципальную собственность жилья и объектов коммунального назначения, за потребленные коммунальные услуги организациям, финансируемым из федерального бюджета и оказывает содействие регионам в реструктуризации задолженности;
- доводит до сведения субъектов Российской Федерации методические материалы по страхованию строительных рисков;
- проводит работу с территориальными средствами массовой информации по освещению в печати работы администраций регионов, страховых компаний, организаций и предприятий строительного и жилищно-коммунального комплексов по страхованию рисков, о значении страхования в экономике страны;
- участвует в формировании федеральных целевых программ и Перечня строек для федеральных государственных нужд и осуществляет финансирование федеральных целевых программ, объектов и строек, включенных в адресную инвестиционную программу и по которым Госстрой России является государственным заказчиком. Оказывает содействие и методическую помощь органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и строительным организациям в реализации программ и своевременной оплате выполненных работ;
См. Перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд на 2005 год, финансируемых за счет государственных капитальных вложений, предусмотренных на реализацию Федеральной адресной инвестиционной программы на 2005 год, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 7 февраля 2005 г. N 131-р
- оказывает методическую поддержку в развитии предпринимательства и малого бизнеса, а также в создании и деятельности лизинговых компаний;
- проводит работу по дальнейшему совершенствованию договорных отношений и развитию подрядных торгов в строительстве, а также конкурсному отбору предприятий на оказание услуг в жилищно-коммунальном хозяйстве;
- заключает с учетом интересов работников строительного и жилищно-коммунального комплексов отраслевые тарифные соглашения с соответствующими организациями профсоюзов;
- создают единую тарифную политику в жилищно-коммунальной отрасли;
- осуществляет мониторинг экономических реформ, проводимых в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве, анализирует и пропагандирует эффективные методы управления.
4.3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
- разрабатывают и реализуют региональную экономическую политику в области строительства, градостроительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства с учетом осуществления федеральных программ, исходя из экономических интересов и специфики развития территорий;
- разрабатывают прогнозы социально-экономического развития строительного и жилищно-коммунального территориальных комплексов и предоставляют основные сводные показатели Госстрою России в целях формирования программ социально-экономического развития строительного и жилищно-коммунального комплексов Российской Федерации;
- содействуют созданию конкурентной среды, укреплению договорной дисциплины в инвестиционной деятельности, ускорению формирования и созданию необходимых условий для работы конкурсных комитетов и инжиниринговых фирм по подрядным торгам;
- совместно с организациями и предприятиями анализируют причины и принимают меры по ликвидации задолженности по зарплате и увеличению собираемости налогов, направляемых в бюджеты всех уровней;
- обеспечивают реализацию на территории субъекта Российской Федерации тарифной политики в соответствии с рекомендациями Госстроя России применительно к местным условиям регулирования ценообразующих факторов в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве;
- совершенствуют региональные структуры управления в сферах строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства с целью создания оптимальных объединенных органов для осуществления государственного регулирования в новых экономических условиях;
- осуществляют работу по развитию страхования рисков в строительстве;
- анализируют экономические результаты работы предприятий и организаций строительного и жилищно-коммунального территориальных комплексов, вырабатывают и осуществляют меры по улучшению их деятельности;
- представляют информацию о нанесенном ущербе объектам строительства и жилищно-коммунального хозяйства при чрезвычайных ситуациях и о страховой деятельности в строительстве и ЖКХ;
- оказывают содействие профсоюзам работников строительного и жилищно-коммунального комплексов в реализации отраслевых тарифных соглашений, заключении региональных соглашений и коллективных договоров на предприятиях.
5. Развитие, техническое перевооружение и модернизация предприятий промышленности строительных материалов, стройиндустрии и отраслевого машиностроения
Политика Сторон в области развития, технического перевооружения и модернизации предприятий промышленности строительных материалов, стройиндустрии и отраслевого машиностроения направлена на создание новых эффективных производств, осуществление технического перевооружения и реконструкции действующих предприятий на основе энерго- и ресурсосберегающих технологий, высокопроизводительного оборудования, машин и механизмов, обеспечивающих выпуск эффективных и конкурентоспособных строительных материалов, конструкций и изделий.
См. Концепцию развития приоритетных направлений промышленности строительных материалов и стройиндустрии на 2001 - 2005 годы
5.1. Стороны взаимодействуют в вопросах:
- проведения единой технической политики в региональном разрезе по развитию, техническому перевооружению и модернизации предприятий промышленности строительных материалов, стройиндустрии и отраслевого машиностроения с максимальным использованием местных ресурсов;
- разработки, создания и внедрения энергосберегающих технологий, новых образцов оборудования и технологических линий с целью организации выпуска эффективной конкурентоспособной продукции;
- развития и повышения эффективности производства, снижения цены на продукцию и ускоренному ее продвижению от производителя до потребителя;
- создания и эффективной деятельности отраслевых и региональных некоммерческих организаций (ассоциации, партнерства) предприятий строительных материалов и стройиндустрии.
5.2. Госстрой России:
- осуществляет функции координатора по развитию, техническому перевооружению и модернизации предприятий промышленности стройматериалов, стройиндустрии и отраслевого машиностроения;
- обеспечивает совместно с субъектами Российской Федерации разработку концепции и программ приоритетных направлений развития промышленности стройматериалов и стройиндустрии в Российской Федерации;
- организует научно-исследовательские работы по созданию новых энергоэффективных и конкурентоспособных видов строительных материалов, технологий и оборудования за счет средств федерального бюджета, внебюджетных фондов и других источников финансирования;
- определяет совместно с субъектами Российской Федерации приоритетные предприятия и производства, имеющие важное общероссийское значение, подлежащие строительству, техническому перевооружению или реконструкции за счет средств федерального бюджета или иных источников финансирования с учетом предоставления государственных гарантий;
- совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти при участии субъектов Российской Федерации организует подготовку предложений по разработке мер защиты российских товаропроизводителей и государственного регулирования внешнеторговой деятельности предприятий промышленности стройматериалов и отраслевого машиностроения;
- оказывает методическую и консультационную помощь в организации выставок-ярмарок и других мероприятий, проводимых на федеральном и межрегиональном уровнях для популяризации эффективной и конкурентоспособной отечественной продукции промышленности строительных материалов и стройиндустрии.
5.3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
- организуют изучение рынка строительных материалов, разработку региональных балансов спроса и предложений по видам продукции и на этой основе разрабатывают и реализуют краткосрочные и долгосрочные программы развития, технического перевооружения и модернизации предприятий промышленности строительных материалов и стройиндустрии в регионах;
- стимулируют максимальное использование местных сырьевых ресурсов и отходов промышленности для производства строительных материалов, изделий и конструкций;
- создают на региональном уровне благоприятные условия для отечественных и зарубежных инвесторов, привлечения их для реализации эффективных проектов в промышленности строительных материалов и стройиндустрии, организации выпуска высококачественной продукции для строительства и ЖКХ;
- способствуют созданию разветвленной сети оптово-розничных торговых организаций с комплексной системой торговых, консультационных, рекламных и выставочных услуг по вопросам архитектуры, проектирования и строительства;
- оказывают поддержку созданию и деятельности лизинговых компаний;
- организуют на региональном уровне проведение выставок и семинаров в целях пропаганды и популяризации эффективных и конкурентоспособных отечественных и зарубежных строительных материалов, энергетического и инженерного оборудования, систем жизнеобеспечения.
6. Архитектурная и градостроительная политика
В области архитектуры и градостроительства целью совместных действий Сторон является разработка новых направлений в градостроительстве, архитектуре и типологий жилых и общественных зданий с учетом региональных и национальных особенностей, эффективных архитектурно-строительных систем, функционального зонирования и рациональной организации территории, совершенствования расселения, развития населенных пунктов, реконструкции застройки, зданий и инфраструктуры, сохранения историко-культурного, архитектурного и градостроительного наследия для создания полноценной среды жизнедеятельности населения.
6.1. Стороны взаимодействуют в вопросах:
- проведения согласованной градостроительной и архитектурной политики в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и иными законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации о градостроительстве и архитектурной деятельности;
- формирования и функционирования единой системы органов исполнительной власти в области архитектуры и градостроительства в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- разработки и реализации архитектурных и градостроительных разделов федеральных и межрегиональных целевых программ, программ социально-экономического развития территории Российской Федерации, территорий субъектов Российской Федерации;
- решения градостроительных аспектов рационального землепользования и природопользования, обустройства приграничных территорий, рекреационных и других зон с особым режимом регулирования градостроительной деятельности, проведения природоохранных мероприятий в области градостроительства и землепользования;
- улучшения среды проживания в поселениях;
- международного сотрудничества по проблемам градостроительства, архитектуры, промышленной и жилой застройки, возрождения исторических городов, памятников истории, культуры и архитектуры;
- защиты территории от опасных природных и техногенных процессов;
- создания и ведения автоматизированной системы Государственного градостроительного кадастра;
- разработки и реализации территориальных программ жилищного строительства с учетом региональных и национальных особенностей;
- разработки, экспериментальной проверки и реализации новых типов жилища следующего поколения и массовых типов общественных зданий, формирующих энергоэкономичную и экологически благоприятную жилую среду в городских и сельских поселениях;
- разработки и реализации территориальных программ реконструкции жилых и общественных зданий, в том числе жилых домов первых массовых серий, обеспечении комплексного развития инженерной инфраструктуры;
- международного сотрудничества по проблемам градостроительства, архитектуры, промышленной и жилой застройки, возрождения исторических городов и памятников истории, культуры и архитектуры;
- аккредитации базовых территориальных проектных (изыскательских) организаций.
6.2. Госстрой России:
- обеспечивает разработку и принятие национальной градостроительной доктрины;
- обеспечивает разработку новых и совершенствование действующих законодательных и иных нормативных правовых актов, нормативно-технических и методических документов федерального уровня в области градостроительства и архитектуры и контроль за их реализацией;
- обеспечивает с участием субъектов Российской Федерации разработку проектов примерных законодательных и иных нормативных правовых актов (положений, уставов, кодексов) по градостроительству и архитектуре для территорий, а также оказывает методическую помощь органам архитектуры и градостроительства субъектов Российской Федерации и местного самоуправления;
- проводит регистрацию территориальных градостроительных нормативов и правил - нормативно-технических документов, разрабатываемых и утверждаемых органами архитектуры и градостроительства субъектов Российской Федерации;
- проводит фундаментальные научные исследования, поисковое и экспериментальное проектирование федерального и регионального уровней в сфере градостроительного планирования и развития территорий, расселения и миграции населения, формирования инженерной и транспортной инфраструктур, создания и ведения государственного градостроительного кадастра, архитектуры и типологии зданий, их архитектурно-строительных систем, реконструкции зданий за счет средств федерального бюджета и с привлечением финансовых средств субъектов Российской Федерации и местного самоуправления;
- осуществляет координацию работ по реализации Генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации, федеральных целевых программ по архитектуре и градостроительству, а также градостроительных разделов федеральных и межрегиональных целевых программ, в том числе социально-экономического развития, формирования безбарьерной среды жизнедеятельности маломобильных групп населения;
- осуществляет разработку нормативной правовой базы основ создания системы правового градостроительного зонирования в субъектах Российской Федерации, а также нормативов бюджетного обеспечения для субъектов Российской Федерации градостроительного проектирования, исходя из особенностей регионов;
- обеспечивает совместно с аппаратами полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах с участием субъектов Российской Федерации разработку и реализацию консолидированных схем градостроительного планирования территорий федеральных округов;
- проводит общереспубликанские, межрегиональные смотры-конкурсы, рейтинги, выставки, научно-технические конференции, совещания и семинары, а также участвует в отборе кандидатур на присуждение почетных званий и правительственных наград в области градостроительства и архитектуры;
- подготавливает рекомендации для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по созданию единой системы органов архитектуры и градостроительства региона.
6.3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
- обеспечивают соблюдение федеральных законов и нормативов, законодательства субъекта Российской Федерации, а также разработку в соответствии с ними и введение в действие региональных норм и регламентов градостроительной и архитектурной деятельности с учетом территориальных и национальных особенностей;
- вносят предложения к проектам федеральных законодательных и иных нормативных правовых актов, нормативно-технических документов в области градостроительства и архитектурной деятельности;
- обеспечивают формирование и направление в Госстрой России предложений (обоснований) по федеральным проблемам развития территорий, поселений и отдельных объектов инфраструктуры, о разработке и реализации территориальных целевых программ, в том числе их градостроительных разделов, реконструкции застройки, жилых и общественных зданий;
- оказывают содействие в привлечении средств юридических, физических лиц, местного бюджета для финансирования научно-исследовательских и проектных работ, направленных на совершенствование градостроительной и архитектурной деятельности, на реализацию программ по реконструкции жилищного фонда, энерго- и ресурсосбережение в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве;
- предусматривают в бюджете субъекта Российской Федерации финансирование работ по созданию и ведению Государственного градостроительного кадастра, государственного технического учета объектов градостроительной деятельности, в том числе государственного учета жилищного фонда, ведения регистра строящихся жилых домов, а также разработки градостроительной документации в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
- оказывают содействие территориальным проектным и изыскательским организациям;
- обеспечивают в соответствии с действующим законодательством формирование и функционирование единой системы органов исполнительной власти в области архитектуры и градостроительства на своей территории с привлечением органов местного самоуправления, осуществляющих государственные полномочия, переданные им в установленном порядке.
7. Научно-техническая политика
В области научно-технической политики Стороны осуществляют меры, направленные на проведение единой отраслевой научно-технической политики в строительстве, проектировании и инженерных изысканиях, промышленности строительных материалов, архитектуре, градостроительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве, формирование и реализацию важнейших отраслевых научно-технических программ, повышение эффективности использования научно-технического потенциала, улучшение качества проектов и научно-технических разработок, повышение конкурентоспособности отечественной строительной продукции, обеспечения полноты и качества изыскательских материалов, решение проблем экологии, надежности, безопасности и устойчивого развития поселений.
7.1. Стороны взаимодействуют в вопросах:
- развития единой государственной системы нормативных документов в строительстве, обеспечивающей безопасность строительной продукции для жизни и здоровья людей в процессе ее производства и эксплуатации, прочность, устойчивость и надежность зданий и сооружений, рациональное использование земли и формирование благоприятной среды обитания, рациональное использование материальных и топливно-энергетических ресурсов, защиту интересов потребителей строительной продукции, сохранение единства нормативной базы строительства и ее гармонизацию с зарубежными нормами и стандартами;
- формирования и использования на основе взаимной договоренности Сторон отраслевого внебюджетного фонда научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ Госстроя России и создания региональных фондов;
- обеспечения скоординированной работы государственных органов архитектуры, градостроительства, экспертизы, лицензирования, сертификации, архитектурно-строительного надзора и государственной жилищной инспекции, организаций технической инвентаризации по осуществлению государственного регулирования и контроля в целях повышения качества и эффективности капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства, государственного контроля за состоянием правоотношений в жилищной сфере, а также создания безопасной среды жизнедеятельности.
7.2. Госстрой России:
- определяет приоритетные направления развития науки и техники, а также прогрессивные технологии в строительстве, архитектуре, градостроительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве;
- осуществляет с участием субъектов Федерации подготовку проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам проведения научно-технической политики в отраслях;
- формирует с учетом мнений субъектов Российской Федерации стратегию и обеспечивает выполнение научно-исследовательских и проектно-изыскательских работ, финансируемых за счет федерального бюджета, внебюджетных фондов и целевых совместных ассигнований;
- организует разработку, введение в действие, издание федеральных нормативных документов, толкование и контроль за выполнением их требований;
- осуществляет методологическое обеспечение в области проектирования, экспертизы проектов, инженерных изысканий и лицензирования, нормативное правовое и методическое регулирование в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности;
- обеспечивает организационно-методическую основу создания и ведения в стране системы мониторинга опасных природно-техногенных процессов и контроля за проведением природоохранных мероприятий и функционированием защитных сооружений;
- обеспечивает координацию фундаментальных разработок в области устойчивого безопасного развития территории и защиты поселений Российской Федерации от опасных природно-техногенных процессов, в том числе сейсмического воздействия, оползней, просадок и подработок;
- организует формирование и ведение силами региональных специализированных изыскательских организаций в интересах всех территорий находящегося в федеральной собственности Государственного федерального фонда комплексных инженерных изысканий для строительства, а также осуществляет нормативно-методическое обеспечение формирования и ведения силами органов архитектуры и градостроительства субъектов Российской Федерации находящихся в их собственности архивных фондов инженерных изысканий для строительства;
- организует работы по сертификации продукции и системы качества в инженерных изысканиях, проектировании, строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве, проводит аккредитацию органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров);
- ведет мониторинг цен на проектные и изыскательские работы;
См. справку об индексах изменения сметной стоимости проектных и изыскательских работ
- организует работу по проведению государственной аккредитации научных организаций;
- проводит с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации выборочные проверки полноты и качества материалов инженерных изысканий, градостроительной и проектно-сметной документации, качества строительства и ежегодный анализ причин аварий зданий и сооружений на территории Российской Федерации с доведением этой информации до сведения субъектов Федерации;
- осуществляет научно-техническое сотрудничество с зарубежными странами и фирмами и оказывает содействие регионам в этих вопросах;
- формирует на договорной основе федеральный фонд типовой проектной документации;
- осуществляет на договорной основе формирование, ведение и издание Строительного каталога;
См. Постановление Госстроя РФ от 30 августа 2000 г. N 84 "О функционировании системы Строительного каталога" (с изменениями от 7 сентября 2001 г., 17 июля 2002 г.)
- согласовывает тематику научно-исследовательских и градостроительных работ с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, имеющие отношение к соответствующему региону.
7.3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
- участвуют в финансировании НИОКР, имеющих межрегиональное и региональное значение, за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования;
- организуют разработку, принятие и введение в действие территориальных сметных норм и единичных расценок;
- по предварительно согласованной с Госстроем России номенклатуре организуют разработку, принятие, введение в действие и представление на регистрацию в Госстрой России территориальных строительных норм;
- организуют деятельность базовых территориальных проектных и изыскательских организаций, аккредитованных Госстроем России, содействуют работе региональных специализированных изыскательских организаций, осуществляющих организационно-технические функции федерального уровня по инженерным изысканиям для строительства;
- обеспечивают проведение в регионе государственной вневедомственной экспертизы, содействуют эффективному функционированию центров ценообразования и сертификации, органов Госархстройнадзора, государственной жилищной инспекции и государственных организаций технической инвентаризации;
- содействуют в организации и функционировании испытательных и метрологических лабораторий (станций, центров), обеспечивающих требуемый уровень технологической точности, качества строительной продукции и ресурсосбережения в строительном комплексе и жилищно-коммунальном хозяйстве;
- разрабатывают и реализуют региональные программы инженерной защиты городов и населенных пунктов от опасных природных и техногенных воздействий и обеспечения пожарной безопасности;
- проводят работы по обследованию и паспортизации сложившейся застройки и оценки соответствия требованиям безопасности;
- содействуют подготовке типовой проектной документации для проведения сертификации строительных материалов, изделий, конструкций и другой строительной продукции.
8. Информационное обеспечение
В области информационного обеспечения целью совместной деятельности Сторон является проведение единой информационной политики в области строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, создание единого информационно-аналитического пространства, формирование автоматизированных систем, баз и банков данных по основным направлениям деятельности строительного и жилищно-коммунального комплексов Российской Федерации.
8.1. Стороны взаимодействуют в вопросах:
- формирования Объединенной системы информации в строительной и жилищно-коммунальной сфере (ОСИС);
- формирования банка оперативных данных в составе единой информационной системы жилищно-коммунального хозяйства России, включая мониторинг реформы и информационное обеспечение населения о ходе реформирования жилищно-коммунального хозяйства;
- формирования объединенного государственного документально-информационного фонда объектов градостроительной деятельности на основе данных Единого государственного реестра объектов градостроительной деятельности;
- обеспечения потребителей, включая федеральные, региональные органы управления, информацией о проектной, нормативно-технической и методологической документации;
- организации разъяснительной компании через средства массовой информации о целях и задачах реформ в жилищной и коммунальной сферах;
- организации и проведения всероссийских и межрегиональных выставок, ярмарок, совещаний, семинаров, конференций и других мероприятий;
- обеспечения обмена информацией с использованием современных видов связи, электронной почты и поэтапным переходом выдачи оперативной информации на машинных носителях, в том числе по:
реализации федеральных целевых программ и строительства объектов для федеральных государственных нужд, финансируемых из федерального бюджета;
состоянию незавершенного строительства;
совершенствованию расчетов в строительстве, ликвидации неплатежей предприятий и организаций строительного и жилищно-коммунального комплексов;
итогам структурной перестройки производственной базы и номенклатуры продукции предприятий строительных материалов, стройиндустрии, жилищно-коммунального хозяйства;
совершенствованию структуры органов государственного управления в строительном и жилищно-коммунальном комплексах;
проведению подрядных торгов и деятельности инжиниринговых фирм;
ведению государственного градостроительного кадастра, информационных систем городов и других поселений, государственного учета объектов градостроительной деятельности;
работе и совершенствованию структуры органов архитектуры и градостроительства, экспертизы, ценообразования, сертификации, архитектурно-строительного надзора и государственной жилищной инспекции;
мониторингу хода реформирования жилищно-коммунального хозяйства;
- объемам ввода жилых домов;
стоимости жилья, строительной продукции, материалов и конструкций, жилищно-коммунальных услуг.
8.2. Госстрой России:
- разрабатывает и внедряет современные технологии информационного обеспечения, федеральные автоматизированные системы, формирует базы и банки данных по научно-техническим разработкам, основным показателям деятельности и передовому опыту в области строительства, архитектуры, градостроительства, государственного технического учета и жилищно-коммунального хозяйства; оказывает методическую помощь и содействие во внедрении этих технологий и систем в регионах;
- вносит в установленном порядке предложения по совершенствованию системы государственной статистической отчетности в строительстве, градостроительстве, архитектуре и жилищно-коммунальном хозяйстве;
- организует обеспечение потребителей нормативно-правовой, директивной, методической и справочно-информационной документацией и материалами.
8.3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
- оказывают содействие в привлечении средств юридических и физических лиц для финансирования проектов информатизации, а также внедрении современных информационных технологий, средств подготовки и передачи данных;
- разрабатывают и внедряют региональные информационные, автоматизированные банки данных, как составные части единого информационно-аналитического пространства;
- оказывают содействие в подготовке и передаче информации и данных в региональном аспекте по запросам Госстроя России;
- содействуют организации сбора и предоставления Госстрою России информации об обеспеченности территорий субъектов Российской Федерации градостроительной документацией в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
9. Кадровая политика
Основным направлением в кадровой политике Сторон является деятельность по подбору, обучению и повышению квалификации кадров, обеспечивающая высокую профессиональную подготовку и деловые качества, необходимые в условиях рыночной экономики.
9.1. Стороны взаимодействуют в вопросах
представления специалистов, особо отличившихся в области строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, к награждению государственными наградами, ведомственными наградами Госстроя России и присвоению почетных званий Российской Федерации.
9.2. Госстрой России:
- учитывает предложения регионов по кандидатурам представителей государства в органах управления акционерных обществ с долей федеральной собственности;
- по представлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации участвует в подборе и назначении на должности руководителей органов по строительству, архитектуре и градостроительству, государственной экспертизы, архитектурно-строительного надзора, жилищно-коммунального хозяйства региона и осуществляет согласование назначения на должности и освобождение от занимаемых должностей руководителей государственных жилищных инспекций субъекта Российской Федерации;
- определяет перспективные направления подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в области строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства;
- разрабатывает, согласовывает и представляет на утверждение в установленном порядке предложения по номенклатуре специальностей, а также государственные образовательные стандарты для подготовки и повышения квалификации кадров для нужд строительства, градостроительства, архитектуры, промышленности строительных материалов, строительной индустрии и жилищно-коммунального хозяйства;
- организует с учетом потребностей регионов подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для нужд строительства, градостроительства, архитектуры, промышленности строительных материалов, строительной индустрии и жилищно-коммунального хозяйства в подведомственных Госстрою России образовательных учреждениях начального, среднего, послевузовского и дополнительного профессионального образования;
- организует краткосрочное целевое обучение по актуальным проблемам развития рыночных отношений в строительстве, градостроительстве, архитектуре и реформы в жилищно-коммунальном хозяйстве руководителей и специалистов строительных и проектных организаций, предприятий строительных материалов, строительной индустрии и жилищно-коммунального хозяйства путем проведения тематических семинаров, а также направления их на стажировку за границу с целью ознакомления с передовым опытом строительства, работы предприятий промышленности строительных материалов, строительной индустрии, служб жилищно-коммунального хозяйства;
- руководит деятельностью подведомственных образовательных учреждений, осуществляет контроль за соблюдением ими законодательства Российской Федерации в области образования;
- осуществляет лицензирование и аттестацию подведомственных учебно-курсовых комбинатов, техникумов и колледжей;
- развивает государственно-общественную систему управления подведомственными образовательными учреждениями;
- осуществляет финансирование подведомственных образовательных учреждений;
- организует с участием субъектов Российской Федерации обучение и аттестацию специалистов органов архитектурно-строительного надзора, государственных жилищных инспекций и государственных организаций технической инвентаризации, а также аккредитацию территориальных экспертных органов и аттестацию их специалистов;
О профессиональной аттестации работников органов Госархстройнадзора России см. приказ Госстроя РФ от 1 декабря 2003 г. N 478
- участвует в разработке и реализации региональных программ развития среднего профессионального образования (в части подведомственных техникумов и колледжей).
9.3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
- осуществляют подбор и назначение на должности руководителей органов по строительству, архитектуре и градостроительству, государственной экспертизы, архитектурно-строительного надзора, жилищно-коммунального хозяйства субъектов Российской Федерации с участием Госстроя России и на должности государственных жилищных инспекций - по согласованию с Госстроем России;
- участвуют в определении перспективных направлений подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для нужд строительства, градостроительства, архитектуры, промышленности строительных материалов, строительной индустрии и жилищно-коммунального хозяйства;
- участвуют в разработке и реализации отраслевой программы развития среднего профессионального образования в строительном комплексе и жилищно-коммунальном хозяйстве;
- участвуют в определении структуры и контрольных цифр подготовки (приема) специалистов в техникумах и колледжах Госстроя России, аттестации, а также реформировании на основе реального спроса на образовательные услуги;
- участвуют в работе советов подведомственных Госстрою России техникумов и колледжей;
- способствуют развитию прямых договорных отношений между производственными предприятиями и организациями регионов и соответствующими учебными заведениями Госстроя России, осуществляющими подготовку для них кадров;
- содействуют в строительстве и реконструкции объектов учебно-материальной базы и жилищного фонда техникумов и колледжей, устанавливают дополнительные к федеральным льготы студентам и педагогическим работникам, а также виды и нормы их материального обеспечения;
- устанавливают порядок подготовки, повышения квалификации и проверки знаний рабочих основных профессий, специалистов организаций строительного и жилищно-коммунального комплексов, работников надзорных органов в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве по вопросам обеспечения качества строительства, эксплуатационной надежности зданий, строений и сооружений, организует их обучение и профессиональную аттестацию;
- согласовывают кандидатуры на награждение ведомственными наградами Госстроя России.
10. Заключительные положения
10.1. Настоящее Генеральное соглашение заключено сроком на три года, вступает в силу с момента его подписания последней стороной и может быть продлено по договоренности Сторон.
10.2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подписавшие настоящее Генеральное соглашение, могут прекратить свое участие в нем, письменно уведомив об этом Госстрой России и другие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации за три месяца.
10.3. Настоящее Генеральное соглашение открыто для подписания органами исполнительной власти всех субъектов Российской Федерации.
10.4. Внесение изменений и дополнений в настоящее Генеральное соглашение допускается по согласованию Сторон.
10.5. На основании настоящего Генерального соглашения могут разрабатываться двухсторонние (многосторонние) соглашения между Госстроем России и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о взаимодействии по направлениям совместной деятельности при решении конкретных региональных проблем.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Генеральное соглашение о взаимодействии Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства на 2001-2003 годы
Текст cоглашения официально опубликован не был