Настоящее отраслевое тарифное соглашение прекратило действие в связи с истечением срока
Письмом Госстроя РФ от 1 марта 2004 г. N НЗ-1366/7 в настоящее соглашение внесены изменения
Отраслевое тарифное соглашение
по строительству и промышленности строительных материалов Российской Федерации на 2002-2004 годы от 15 марта 2002 г.
1 марта 2004 г.
I. Общие положения
1.1. Настоящее Отраслевое тарифное соглашение (далее Соглашение) заключено с целью обеспечения эффективной реализации законных трудовых прав заключивших его Сторон на основании Трудового кодекса Российской Федерации, Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2002-2004 годы, законов Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях", "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", а также Конвенций Международной организации труда (МОТ), ратифицированных Российской Федерацией.
1.2. Соглашение является правовым актом, устанавливающим общие принципы регулирования социально-трудовых отношений, определяющим условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам в строительстве и промышленности строительных материалов Российской Федерации.
1.3. Соглашение устанавливает обязательные для применения минимальные экономические и социальные гарантии работников отрасли и не ограничивает права работодателей в расширении этих гарантий. Противоречие положений настоящего Соглашения нормам федерального законодательства не допускается.
1.4. Действие Соглашения распространяется на работников и работодателей, которые уполномочили соответствующих представителей сторон на коллективных переговорах разработать и заключить его от их имени, на органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств, а также на работников и работодателей, присоединившихся к Соглашению после его заключения.
1.5. Соглашение распространяется на всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего Соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения Соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия Соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные Соглашением.
1.6. В текст Соглашения по взаимному согласию заключивших его Сторон могут быть внесены изменения и дополнения в порядке, установленном соответствующими нормами Трудового кодекса Российской Федерации.
1.7. В случае принятия в период действия Соглашения законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, улучшающих права работников в сфере трудовых отношений, соответствующие пункты данного Соглашения действуют с учетом вновь принятых правовых норм.
1.8. Установленные в настоящем Соглашении нормы должны учитываться при заключении коллективных договоров.
1.9. Коллективные договоры и индивидуальные трудовые договоры в организациях отрасли, независимо от их организационно-правовых форм и видов собственности, не могут ухудшать социально-экономическое положение работников, гарантированное Соглашением.
1.10. В организациях, не заключивших коллективный договор, настоящее Соглашение имеет прямое действие.
1.11. Для ведения переговоров, подготовки, заключения и контроля за выполнением настоящего Соглашения, а также для внесения в него изменений, дополнений и устранения возникших разногласий, стороны сформировали Комиссию из наделенных необходимыми полномочиями представителей.
1.12. Соглашение вступает в силу со дня подписания его Сторонами. Решение о продлении срока действия настоящего Соглашения, а также о заключении нового Соглашения, принимается сторонами за два месяца до истечения срока действия настоящего Соглашения.
1.13. Сторонами Соглашения являются:
- работники в лице их представителей - Профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации и Профсоюза трудящихся военных и специализированных строительных организаций Российской Федерации.
- работодатели в лице их представителей - Российского Союза строителей и Российского Союза предприятий малого строительного бизнеса.
- Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу - как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий на коллегиальной основе межотраслевую координацию и функциональное регулирование деятельности в области строительства, архитектуры, градостроительства, жилищной политики, жилищно-коммунального комплекса и его реформирования во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
1.14. Стороны договорились:
1.14.1. Способствовать реализации программ перспективного развития и повышения конкурентоспособности организаций и предприятий строительного комплекса Российской Федерации.
1.14.2. Участвовать, в установленном порядке, в разработке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые интересы работников.
1.14.3. Представителям сторон работников и работодателей участвовать в заседаниях Межведомственного Совета и Коллегии Госстроя России, а также в работе, проводимых Госстроем России семинаров, по вопросам социально-экономического развития отрасли, социально-трудовых отношений.
1.14.4. Проводить Всероссийские конкурсы на лучшую строительную организацию, предприятие строительных материалов и стройиндустрии.
1.14.5. Отмечать профессиональный праздник "День строителя".
1.14.6. Довести Соглашение до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, заинтересованных министерств и ведомств, отраслевых акционерных обществ, корпораций, концернов и территориальных профсоюзных организаций. Представителям сторон, которым были делегированы права на подписание настоящего Соглашения, разослать его текст в организации, делегировавшие данные полномочия. Опубликовать текст Соглашения в отраслевой печати.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с изменениями
1.13. Изменения и дополнения, внесенные в Отраслевое тарифное соглашения на 2002 - 2004 годы, вступает# в силу с 1 января 2004 г.
II. Оплата и нормирование труда
2.1. При регулировании оплаты труда работников учитываются:
- уровень квалификации работника;
- сложность выполняемой работы;
- количество и качество затраченного труда;
- наличие тяжелых и вредных условий труда;
- работа в местностях с тяжелыми климатическими условиями;
- надбавки за разъездной, подвижной, вахтовый методы работы;
- индексация месячных тарифных ставок в связи с ростом потребительских цен и др.
2.2. Система оплаты и стимулирования труда, а также доплаты при выполнении работ в условиях отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий, работе за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и др.) устанавливаются работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа организации и предусматриваются в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах, трудовых договорах.
Размеры доплат не могут быть ниже установленных законами и иными нормативными правовыми актами.
2.3. Установить с I квартала 2004 года минимальную месячную тарифную ставку (оклад) рабочих I разряда при работе в нормальных условиях труда, отработавших полностью норму рабочего времени и выполнивших нормы труда не ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, официально установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
О порядке применения пункта 2.3 настоящего Отраслевого тарифного соглашения см. письмо Госстроя РФ, Российского Союза строителей и Профсоюза строительства РФ от 17, 22 марта 2004г. N Н3-1895/10, РСС-ГВ/31, 60/3
Об индексации минимальных тарифных ставок см. справку
2.4. Минимальные размеры месячных тарифных ставок ежеквартально индексируются в меру роста потребительских цен (на основании данных Госкомстата России).
2.5. Тарифные ставки рабочих последующих разрядов и оклады работников других профессионально-квалификационных групп устанавливаются в коллективных договорах на основании межразрядных тарифных коэффициентов и соотношений между категориями работников.
2.6. В организациях, применяющих тарифные ставки других отраслей, а также во вспомогательных производствах, минимальная месячная тарифная ставка рабочего I разряда устанавливается в следующем порядке: определяется отношение месячной минимальной тарифной ставки, предусмотренной схемой тарифных ставок в соответствии с постановлением от 17 сентября 1986 г. N 1115, к месячной минимальной тарифной ставке рабочего, занятого на строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах, определенной указанным постановлением. Полученное соотношение умножается на минимальный размер месячной тарифной ставки, определенной настоящим Соглашением, с учетом индексации, произведенной на дату расчета.
2.7. В соответствии со ст. 746 Гражданского кодекса Российской Федерации и данным Соглашением подрядчик и заказчик вправе самостоятельно определять размер средств на оплату труда работников в договорных ценах на строительную продукцию (работы, услуги) в любых согласованных размерах, но не ниже предусмотренных Соглашением.
Аналогично определяется размер средств на оплату труда в ценах на продукцию (услуги) производственно-технического назначения промышленных предприятий.
При этом доля заработной платы рабочих в себестоимости строительной продукции (работ, услуг) не может быть ниже ранее достигнутого уровня, а темпы ее роста должны соответствовать темпам роста цен на потребительские товары и услуги в соответствующем регионе.
2.8. Тарификация работ, присвоение квалификационных разрядов рабочим и должностей служащим производится в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих и Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих.
2.9. Должностной оклад руководителя государственного предприятия устанавливается в зависимости от величины тарифной ставки наименьшего разряда рабочего основной профессии, определенной коллективным договором в данной организации, и не должен превышать 4-кратного размера тарифной ставки I разряда основной профессии при численности работников до 100 человек, увеличиваясь соответственно до 6, 8, 10, 12, 14, 16-кратного размера, при увеличении численности от 100 до 200, от 200 до 500, от 500 до 1000, от 1000 до 1500, от 1500 до 10000 и свыше 10000 человек.
Должностной оклад руководителя государственного предприятия повышается одновременно с увеличением тарифных ставок рабочих данной организации.
Руководителям государственных предприятий выплачивается вознаграждение по результатам финансово-хозяйственной деятельности - доля от прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после расчетов с бюджетами всех уровней, которая не может превышать 12 должностных окладов.
2.10. Размеры оплаты труда руководителей внебюджетных организаций определяются по соглашению сторон трудового договора.
2.11. Оплата труда специалистов и служащих внебюджетных организаций осуществляется по должностным окладам, устанавливаемым организациями и предприятиями, исходя из имеющихся средств на эти цели.
2.12. Оплата труда работников организаций, финансируемых из бюджетов всех уровней, устанавливается на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы, утверждаемой в порядке, установленном федеральным законом.
2.13. Оплата труда работников структурных подразделений организаций строительства и промышленности строительных материалов, относящихся по видам деятельности к непроизводственным отраслям, осуществляется, как правило, на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы.
2.14. К тарифным ставкам и должностным окладам, в соответствии с действующим законодательством, устанавливаются надбавки и доплаты:
- за тяжелые и вредные условия труда - до 12 процентов, за особо тяжелые и особо вредные условия труда - до 24 процентов;
- за подвижной и разъездной характер работ (соответственно, 30-40 процентов и 15-20 процентов);
- при выполнении работ вахтовым методом - 75 процентов;
- за работу в многосменном режиме (вечернее время - 20 процентов, в ночное время - 40 процентов),
- за работу в выходные и праздничные дни, в сверхурочное время, в местностях с особыми климатическими условиями оплата производится в размерах, предусмотренных действующим законодательством.
Указанные надбавки и доплаты, а также премии, носящие систематический характер, включаются в себестоимость работ (продукции).
2.15. Размер средств на премирование работников за ввод в действие объектов, включаемых в договорные цены, определяется в соответствии с письмами Минтруда России и Госстроя России от 12.08.92 N 1636-РБ/7-26/149 и от 15.03.93 N 463-РБ/7-13/32.
2.16. Работодателями за счет получаемой экономии фонда заработной платы могут устанавливаться надбавки к тарифным ставкам за профессиональное мастерство:
для рабочих III разряда - до 12 процентов;
IV разряда - до 16 процентов;
V разряда - до 20 процентов;
VI и более высоких разрядов - до 24 процентов.
2.17. Работодатель вправе выплачивать работникам вознаграждение за выслугу лет ежеквартально или ежемесячно в пределах общих годовых средств, направляемых на эти цели.
Рекомендуемый размер годового вознаграждения работника составляет: при стаже работы от 1 до 3 лет - 0,6;
от 3 до 5 лет - 0,8;
от 5 до 10 лет - 1,0;
от 10 до 15 лет - 1,2;
свыше 15 лет - 1,5 месячной тарифной ставки (должностного оклада).
2.18. При заключении коллективных договоров необходимо предусматривать начисление среднего заработка работников предприятия не ниже среднего заработка работников отрасли в регионе.
2.19. Удельный вес тарифа (оклада) в заработной плате работников должен составлять не менее 70 процентов.
2.20. Об изменениях существенных условий труда (систем и размеров его оплаты, льгот, режима работы, установлении или отмене неполного рабочего времени, совмещении профессий, изменении разрядов, наименований должностей и других) работники должны уведомляться работодателями в письменной форме не позднее, чем за два месяца до введения этих изменений.
2.21. Не могут вводиться изменения существенных условий трудового договора, ухудшающие положение работников по сравнению с условиями Соглашения, коллективного договора.
2.22. Введение, замена и пересмотр норм выработки, времени, обслуживания производятся работодателями с учетом мнения представительного органа работников. О введении новых норм труда работники должны быть извещены не позднее, чем за два месяца.
2.23. Работодатель обязан обеспечить условия для выполнения работниками норм выработки.
2.24. Заработная плата работникам выплачивается не реже, чем каждые полмесяца в день, установленный Правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором.
2.25. При выдаче заработной платы работодатель обязан в письменной форме извещать каждого работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, о размерах и основаниях произведенных удержаний, об общей денежной сумме, подлежащей выплате.
2.26. Работодатель или уполномоченные им в установленном порядке его представители, допустившие задержку выдачи заработной платы работникам и другие нарушения условий оплаты труда, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
2.27. При нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Конкретный размер выплачиваемой работнику денежной компенсации определяется коллективным договором или трудовым договором.
2.28. В случае приостановки работы, в порядке установленном статьей 142 Трудового кодекса РФ, работодатель обязан произвести работнику оплату за весь период приостановки работы в размере не ниже 2/3 тарифной ставки, установленного ему разряда (оклада).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду статья 155 Трудового кодекса РФ
III. Обеспечение занятости
Стороны договорились:
3.1. В целях защиты интересов отечественных подрядных организаций и товаропроизводителей:
- установить, что при подведении итогов подрядных торгов - конкурсов на выполнение работ, оказание услуг в строительстве для государственных нужд за счет бюджетных средств в случае равного количества баллов, полученных российской и иностранной фирмами, победителем признается российская подрядная организация;
- определить, что обязательным требованием к иностранным фирмам-победителям подрядных торгов является условие о передаче ими российским строительным организациям не менее 30 процентов общей стоимости работ, предусмотренной контрактом;
- рекомендовать государственным заказчикам и генеральным подрядчикам предусматривать при заключении и реализации государственных контрактов максимальное использование производимых в Российской Федерации строительных материалов, изделий и оборудования, отвечающих установленным требованиям по качеству, конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынках за исключением случаев, когда аналогичные виды продукции в Российской Федерации не производятся или их применение экономически нецелесообразно;
- не допустить в отрасли превышения уровня безработицы в 2002 году - 8,8 процентов, в 2003 году - 9,1 процентов, в 2004 году - 9,4 процентов.
При прочих равных условиях преимущество предоставляется организациям, являющимся членами объединений работодателей - участниками настоящего соглашения.
Госстрою России обеспечить разработку в 2004 г. отраслевой программы содействия занятости, предусмотрев меры, направленные на создание и сохранение рабочих мест, повышение квалификации и переподготовку высвобождаемых работников и др.
Работодатели:
3.2. Предусматривают в коллективных договорах мероприятия, направленные на сохранение и увеличение объемов работ, числа рабочих мест, повышение квалификации, рост профессионального мастерства, переподготовку высвобождаемых работников, предоставление им льгот и компенсаций не ниже установленных законодательством.
3.3. Обязаны при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в той же организации, соответствующую квалификации работника.
3.4. Предупреждают работников организации персонально и под расписку не менее чем за два месяца до увольнения о последующем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата.
Имеют право с письменного согласия работника расторгнуть с ним трудовой договор без предупреждения об увольнении за два месяца с одновременной выплатой дополнительной компенсации в размере двухмесячного среднего заработка.
3.5. Выплачивают при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации увольняемому работнику выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также сохраняют ему средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
В исключительных случаях средний заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
3.6. Выплачивают лицам, уволенным из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, среднюю заработную плату с учетом месячного выходного пособия.
3.7. Выплачивают работнику выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка при расторжении трудового договора в связи с:
- несоответствием работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению данной работы;
- призывом работника на военную службу или направлением его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;
- восстановлением на работе работника, ранее выполнявшего эту работу;
- отказом работника от перевода в связи с перемещением работодателя в другую местность.
Трудовым договором или коллективным договором могут предусматриваться другие случаи выплаты выходных пособий, а также устанавливаться повышенные размеры выходных пособий.
3.8. Преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией.
При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается: семейным - при наличии двух и более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, получившим в данной организации трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества, работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.
Коллективным договором могут предусматриваться другие категории работников организации, пользующиеся преимущественным правом на оставление на работе при равной производительности труда и квалификации.
3.9. Обязаны при принятии решения о сокращении численности или штата работников организации и возможном расторжении трудовых договоров с работниками в письменной форме сообщить об этом выборному профсоюзному органу организации не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению работников - не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.
Критериями массового увольнения работников являются:
- ликвидация предприятия любой организационно-правовой формы с численностью работающих 15 и более человек;
- сокращение численности или штата работников предприятия в количестве:
- 15 и более человек при численности работников до 50 человек;
- 50 и более человек в течение 60 календарных дней;
- 200 и более человек в течение 90 календарных дней;
- 500 и более человек в течение 120 календарных дней.
3.10. Производят увольнение работников предпенсионного возраста (58 лет - мужчин и 53 лет - женщин) только в исключительных случаях с обязательным уведомлением об этом территориальных органов занятости не менее чем за 2 месяца.
Работникам, уволенным по сокращению численности или штата за два года до назначения пенсии, стоящим на учете в службе занятости, за счет средств соответствующих организаций производятся ежемесячные выплаты пособий, размер которых соответствует разнице между пособием по безработице и средним заработком уволенного работника.
3.11. Сохраняют в соответствии с коллективными договорами работникам, высвобождаемым из организаций и предприятий в связи с сокращением численности или штата, после увольнения очередь на получение жилья, право пользования лечебными учреждениями, а их детям - детскими дошкольными учреждениями на равных условиях с работающими в данной организации.
3.12. Удовлетворяют, в соответствии со ст. 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, претензии работников по коллективному договору на определенную часть имущества ликвидируемой организации, до осуществления ими расчетов с бюджетом, банками и другими кредиторами. Размер средств, направляемых на удовлетворение претензий работников, определяется и распределяется среди работников ликвидационной комиссией по согласованию с профсоюзным или иным представительным органом работников, подписавшим коллективный договор.
3.13. Определяют необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд.
Проводят профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости - в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяют с учетом мнения представительного органа работников.
Обязаны в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов трудовой деятельности.
3.14. Проводят с участием профсоюзной организации конкурсы профессионального мастерства среди работников основных специальностей.
3.15. Осуществляют, по согласованию с соответствующими профсоюзными организациями, прием иностранных рабочих и специалистов при наличии свободных рабочих мест на предприятии. Конкретные условия использования иностранной рабочей силы регулируются федеральными законами, отражаются в коллективных договорах и соглашениях.
3.16. Обязаны возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате:
- незаконного отстранения работника от работы, его увольнения или перевода на другую работу;
- отказа работодателя от исполнения или несвоевременного исполнения решения органа по рассмотрению трудовых споров или государственного правового инспектора труда о восстановлении работника на прежней работе;
- задержки работодателем выдачи работнику трудовой книжки, внесения в трудовую книжку неправильной или не соответствующей законодательству формулировки причины увольнения работника;
- других случаев, предусмотренных федеральными законами и коллективным договором.
3.17. Соблюдают требования, установленные законодательством, при обработке персональных данных работников и гарантии сохранения и защиты этих данных.
IV. Условия и охрана труда
Стороны:
4.1. Осуществляют политику, направленную на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников строительного комплекса в процессе трудовой деятельности.
4.2. Принимают участие в разработке и реализации федеральных и отраслевых целевых программ улучшения условий и охраны труда.
4.3. Изучают и обобщают передовой отечественный и зарубежный опыт в области охраны труда.
4.4. Оказывают содействие организациям строительного комплекса в создании комитетов (комиссий) по охране труда.
4.5. Принимают участие в расследовании групповых несчастных случаев со смертельным исходом; анализируют причины производственного травматизма, профзаболеваний и принимают меры к их устранению и профилактике.
Работодатели обеспечивают:
4.6. Приоритет жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности.
4.7. Безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве сырья и материалов.
4.8. Условия труда на каждом рабочем месте, соответствующие требованиям охраны труда.
4.9. Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда и предоставление льгот и компенсаций за вредные условия труда.
4.10. Ознакомление работников с требованиями охраны труда.
4.11. Обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
4.12. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях независимо от организационно-правовых форм (за исключением федеральных казенных предприятий и федеральных учреждений) в размере не менее 0,1 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях занимающихся эксплуатационной деятельностью - в размере не менее 0,7 процента суммы эксплуатационных расходов.
4.13. Создание службы или введение должности специалиста охраны труда в организации.
4.14. Наличие в каждой организации комплекта нормативно-правовых актов, содержащих требования охраны труда (Письмо Госстроя России от 22.02.02 N НЗ-905/7 прилагается).
4.15. Разработку и утверждение, с учетом мнения выборного профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа, инструкций по охране труда для работников.
4.16. Информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты.
4.17. Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ (в т.ч. повышение квалификации), инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте работников и проверку знаний требований охраны труда, недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке указанное обучение, инструктаж, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.
4.18. Применение средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
4.19. Организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты.
4.20. Санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда.
4.21. Приобретение за счет собственных средств и выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с опасными и (или) вредными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
4.22. Хранение, стирку, сушку, дезинфекцию, дегазацию, дезактивацию и ремонт выданных работникам по установленным нормам специальной одежды, обуви и других средств индивидуальной защиты за счет своих средств.
4.23. Выдачу работникам бесплатно по установленным нормам молока или других равноценных пищевых продуктов на работах с вредными условиями труда.
Предоставление бесплатно по установленным нормам лечебно-профилактического питания на работах с особо вредными условиями труда.
Нормы и условия бесплатной выдачи молока и других равноценных пищевых продуктов, а также лечебно-профилактического питания утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
4.24. Разработку и согласование с соответствующими органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда мер по сохранению жизни и здоровья работников в случае использования новых, не применяемых в организации ранее, вредных или опасных веществ.
4.25. Проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу), периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников в случаях, предусмотренных законодательством, и внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров.
4.26. Недопущение работников к выполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, а также в случае медицинских противопоказаний.
4.27. Принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи.
4.28. Расследование и учет несчастных случаев и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4.29. Беспрепятственный допуск должностных лиц органов государственного управления охраной труда, органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда в организации и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
4.30. Предоставление органам государственного управления охраной труда, органам государственного надзора и контроля, органам профсоюзного контроля за соблюдением законодательства об охране труда информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий.
4.31. Выполнение предписаний должностных лиц органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные законодательством сроки.
4.32. Предоставление уполномоченным (доверенным) лицам по охране труда профсоюза для выполнения ими своих обязанностей 5 часов рабочего времени в неделю с сохранением среднего заработка.
4.33. Создание необходимых условий для работы членам комитета (комиссии) по охране труда, а также освобождение их от работы с сохранением среднего заработка на время обучения.
4.34. Профессиональную переподготовку работников в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда.
4.35. Сохранение места работы (должности) и среднего заработка за работником на время приостановления работ органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда вследствие нарушения требований охраны труда не по вине работника.
Отраслевые профсоюзы:
4.36. Осуществляют общественный контроль за состоянием охраны труда в отрасли.
4.37. Организуют работу и обучение представителей профсоюзов, входящих в комитеты (комиссии) по охране труда, уполномоченных (доверенных лиц) по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работников представительных органов.
Госстрой России:
4.38. Участвует в определении основных направлений и проведении единой государственной политики в области охраны труда.
4.39. Осуществляет методическое руководство службами охраны труда в организациях строительного комплекса.
4.40. Организует проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в строительстве, в части проведения аккредитации отраслевых базовых экспертных центров и обучения членов аттестационных комиссий организаций.
4.41. Организует проведение обучения и проверку знаний по охране труда руководящих работников и специалистов отрасли.
4.42. Организует разработку, издание и распространение комплекта документов по охране и безопасности труда в строительстве и промышленности строительных материалов, согласно заявкам организаций строительного комплекса.
V. Режим труда и отдыха
5.1. Режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику), работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, которые устанавливаются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка организации, в соответствии с федеральными законами.
5.2. Нормальная продолжительность рабочего времени работников в организациях не может превышать 40 часов в неделю.
5.3. Сменная работа, т.е. работа в две, три, четыре смены вводится в тех случаях, когда длительность производственного процесса превышает допустимую продолжительность ежедневной работы, а также в целях более эффективного использования оборудования, увеличения объема выпускаемой продукции или оказываемых услуг.
При сменной работе каждая группа работников должна производить работу в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиком сменности.
При составлении графиков сменности работодатель учитывает мнение представительного органа. Графики сменности, как правило, являются приложением к коллективному договору.
Графики сменности доводятся до сведения работников не позднее, чем за один месяц до введения их в действие. Работа в течение двух смен подряд запрещается.
5.4. Сверхурочная работа - работа, производимая работником по инициативе работодателя за пределами установленной продолжительности рабочего времени, ежедневной работы (смены), а также работа сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.
Сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.
5.5. Ненормированный рабочий день - особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами нормальной продолжительности рабочего времени. Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается коллективным договором, соглашением или правилами внутреннего трудового распорядка организации.
5.6. При работе в режиме гибкого рабочего времени начало, окончание или общая продолжительность рабочего дня определяется по соглашению сторон.
5.7. В течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается.
Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка организации или по соглашению между работником и работодателем.
На работах, где по условиям производства предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить для работника возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи определяются правилами внутреннего трудового распорядка организации.
5.8. Всем работникам предоставляются выходные дни (еженедельный непрерывный отдых). При пятидневной рабочей неделе работникам предоставляются два выходных дня в неделю, при шестидневной рабочей неделе - один день.
В организациях, приостановка работы которых в выходные дни невозможна по производственно-техническим и организационным условиям, выходные дни предоставляются в различные дни недели поочередно каждой группе работников согласно правилам внутреннего трудового распорядка организации.
5.9. Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не может быть менее 42 часов.
5.10. Работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.
5.11. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней.
5.12. Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Организации с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников, если иное не предусмотрено федеральными законами. Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами.
5.13. Работникам с ненормированным рабочим днем, в случаях, не предусмотренных федеральными законами, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка организации и который не может быть менее трех календарных дней. Переработка сверх нормальной продолжительности рабочего времени с письменного согласия работника может компенсироваться как сверхурочная работа.
5.14. Очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа предприятия.
VI. Социальные гарантии
6.1. Нормальная продолжительность рабочего времени сокращается на:
5 часов в неделю - для работников, являющихся инвалидами I и II группы;
4 часа в неделю - для работников в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет;
4 часа в неделю и более - для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
6.2. Работодатель обязан устанавливать неполный рабочий день или неполную рабочую неделю по просьбе беременной женщины, одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет), а также лица осуществляющего уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением.
При работе на условиях неполного рабочего времени оплата труда работника производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ.
Работа на условиях неполного рабочего времени не влечет для работников каких-либо ограничений продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска, исчисления трудового стажа и других трудовых прав.
6.3. Продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать:
в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет - 7 часов;
для инвалидов - в соответствии с медицинским заключением.
Для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, где установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать:
при 36-часовой рабочей неделе - 8 часов;
при 30-часовой рабочей неделе и менее - 6 часов.
6.4. Не допускается привлечение к сверхурочным работам беременных женщин, работников в возрасте до восемнадцати лет, других категорий работников в соответствии с федеральными законами. Привлечение инвалидов, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, к сверхурочным работам допускается с их письменного согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением.
6.5. На отдельных видах работ предусматривается предоставление работникам в течение рабочего времени специальных перерывов, обусловленных технологией и организацией производства и труда. Виды этих работ, продолжительность и порядок предоставления таких перерывов устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка организации.
Работникам, работающим в холодное время на открытом воздухе или в закрытых необогреваемых помещениях, а также грузчикам, занятым на погрузочно-разгрузочных работах, другим работникам в необходимых случаях предоставляются перерывы для обогревания и отдыха, которые включаются в рабочее время. Работодатель обязан обеспечить оборудование помещений для обогревания и отдыха работников.
6.6. Ограничивается применение труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах, за исключением нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию.
Запрещается применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы.
Перечни производств, работ, профессий и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин, и предельно допустимые нормы нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
6.7. Беременным женщинам в соответствии с медицинским заключением и по их заявлению снижаются нормы выработки либо эти женщины переводятся на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе.
До решения вопроса о предоставлении беременной женщине другой работы, исключающей воздействие неблагоприятных производственных факторов, она подлежит освобождению от работы с сохранением среднего заработка за все пропущенные вследствие этого рабочие дни за счет средств работодателя.
6.8. По заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
На период отпуска по уходу за ребенком за работником сохраняется место работы (должность).
Отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев назначения пенсии на льготных условиях).
6.9. Запрещается применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью.
Запрещаются переноска и передвижение работниками в возрасте до восемнадцати лет тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы.
Перечень работ, на которых запрещается применение труда работников в возрасте до восемнадцати лет, а также предельные нормы тяжестей утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
6.10. Запрещается направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни работников в возрасте до восемнадцати лет.
6.11. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск работникам в возрасте до восемнадцати лет предоставляется продолжительностью 31 календарный день в удобное для них время.
6.12. Одному из родителей, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеющему ребенка в возрасте до шестнадцати лет, по его письменному заявлению ежемесячно предоставляется дополнительный выходной день без сохранения заработной платы.
6.13. Лицам, работающим в районах Крайнего Севера, предоставляются дополнительные оплачиваемые отпуска продолжительностью 24 календарных дня, а лицам, работающим в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 16 календарных дней.
6.14. Работодатель обязан на основании письменного заявления работника предоставить отпуск без сохранения заработной платы:
участникам Великой Отечественной войны - до 35 календарных дней в году;
работающим пенсионерам по старости (по возрасту) - до 14 календарных дней в году;
работающим инвалидам - до 60 календарных дней в году;
работникам в случаях рождения ребенка, регистрации брака, смерти близких родственников - до пяти календарных дней.
6.15. При заключении коллективных договоров по решению сторон могут устанавливаться за счет средств работодателя следующие дополнительные по сравнению с законодательством льготы и социальные гарантии, такие как:
6.15.1. Предоставление работнику, имеющему двух и более детей в возрасте до четырнадцати лет, работнику, имеющему ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до четырнадцати лет, отцу, воспитывающему ребенка в возрасте до четырнадцати лет без матери, ежегодных дополнительных отпусков без сохранения заработной платы в удобное для них время продолжительностью до 14 календарных дней.
6.15.2. Увеличение размеров возмещения ущерба, причиненного увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением трудовых обязанностей, работникам, получившим увечье (профзаболевание) в период их работы в данной организации при каждом повышении тарифных ставок и окладов работников предприятия.
6.15.3. Компенсация работникам расходов на лечение, протезирование зубов, оплату путевок на санитарно-курортное лечение, оздоровление детей.
6.15.4. Выделение финансовых средств, предоставление кредитов на приобретение жилой площади работникам, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Постановка на учет и предоставление жилой площади в организациях осуществляется на основании действующего законодательства и коллективных договоров.
6.15.5. Частичная или полная оплата жилья и коммунальных услуг.
6.15.6. Выплата единовременной материальной помощи работникам, в связи с уходом на пенсию за многолетний добросовестный труд в следующих размерах при стаже работы в отрасли:
10 лет - месячный заработок;
с 10 до 15 - 2-х месячный заработок;
с 15 до 20 - 3-х месячный заработок;
с 20 до 25 - 4-х месячный заработок;
с 25 до 30 - 5-и месячный заработок;
свыше 30 лет - 6-и месячный заработок.
6.15.7. Предоставление различных видов социальной помощи неработающим пенсионерам-ветеранам отрасли: надбавок к пенсиям, единовременных пособий, бесплатное обеспечение топливом и др.
6.15.8. В случае гибели работника на производстве его семье:
- оплата расходов, связанных с погребением;
- выплата единовременного пособия в размере не менее трехкратного среднемесячного заработка погибшего;
- выплата каждому члену семьи, находившегося на иждивении погибшего, единовременного пособия в размере годового заработка.
6.15.9. В случае смерти работника, не связанной с исполнением трудовых обязанностей:
- выплата семье умершего, проживавшей с ним, единовременного пособия в размере среднемесячного заработка умершего.
VII. Развитие социального партнерства
Стороны:
7.1. Проводят взаимные консультации по вопросам разработки и реализации социально-экономической политики в строительном комплексе Российской Федерации, а также нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые интересы работников.
7.2. Участвуют в работе комиссий по вопросам размещения на конкурсной основе заказов для федеральных государственных нужд, привлечения и использования иностранной рабочей силы, приватизации и осуществления процедуры банкротства предприятий отрасли, реструктуризации долгов и решения других проблем, затрагивающих социально-трудовые интересы работников.
7.3. Оказывают практическую помощь предприятиям отрасли в реализации Соглашения и коллективных договоров.
7.4. Совершенствуют механизм обеспечения социальных гарантий работников строительства и промышленности строительных материалов.
7.5. Исключен
7.5. Осуществляют ежеквартально индексацию минимальных месячных тарифных ставок рабочих I разряда основных категорий работников строительного комплекса.
7.6. Анализируют состояние задолженности по заработной плате, сложившееся в отрасли, принимают меры по ее погашению.
7.7. Организуют совместный надзор и контроль за выполнением требований нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.
7.8. Участвуют в разработке федеральных целевых и отраслевых программ содействия занятости населения.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с изменениями
7.10. Устанавливают единые сроки заключения коллективных договоров и соглашений: нна# федеральном уровне - август-декабрь; на уровне субъектов Российской Федерации - сентябрь-январь; на уровне предприятий - ноябрь-февраль.
VIII. Обязательства профсоюзов
Профсоюзы:
8.1. Строят свои отношения с работодателями, их объединениями, органами государственной власти, местного самоуправления в соответствии с законодательством, своими уставами на основе социального партнерства, коллективных договоров и соглашений.
8.2. Способствуют снижению социальной напряженности в организациях, укреплению трудовой дисциплины, обеспечению прибыльной работы организаций.
8.3. Требуют от членов профсоюза соблюдения правил трудового распорядка, производительной работы, выполнения требований охраны труда и техники безопасности.
8.4. Проводят в соответствии со своими уставами работу по защите трудовых прав и интересов членов профсоюза и работников организаций.
8.5. Участвуют в разработке законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
8.6. Осуществляют контроль за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
8.7. Участвуют в урегулировании коллективных трудовых споров, от имени работников предъявляют работодателям требования, организуют и проводят в соответствии с федеральными законами забастовки, собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации, пикетирование и другие коллективные действия, используя их как средство защиты социально-трудовых прав и интересов работников.
8.8. Вносят на рассмотрение органов местного самоуправления предложения о перенесении сроков или временном прекращении реализации мероприятий, связанных с массовым высвобождением работников.
8.9. Участвуют на паритетных началах в управлении государственными внебюджетными социально-страховыми фондами, а также осуществляют контроль за их выполнением.
8.10. Обращаются с заявлениями в защиту трудовых прав в КТС, прокуратуру, Рострудинспекцию и другие организации в случае нарушения законодательства о труде по просьбе членов профсоюза, а также по своей инициативе.
8.11. Осуществляют организацию и проведение оздоровительных мероприятий членов профсоюза и их семей. Размеры средств на эти цели определяются Фондом социального страхования Российской Федерации и работодателями за счет средств предприятий по представлению соответствующих профсоюзных органов.
8.12. Осуществляют взаимодействие с органами государственной власти, местного самоуправления по развитию санаторно-курортного лечения, учреждений отдыха, туризма, физической культуры и спорта.
8.13. Обеспечивают территориальные организации профсоюзов методическими материалами по вопросам защиты социально-трудовых прав работников.
8.14. Организуют подготовку, переподготовку, повышение квалификации профсоюзных кадров.
8.15. Обобщают и распространяют практику работы территориальных организаций профсоюзов в условиях экономической реформы.
8.16. Осуществляют контроль за соблюдением жилищно-бытового обслуживания работников предприятий.
8.17. Предоставляют членам профсоюза бесплатные консультации и юридическую помощь по социально-правовым вопросам, адвокатскую помощь в случаях рассмотрения трудовых споров в суде.
8.18. Оказывают материальную помощь членам профсоюза в случаях стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств.
8.19. Содействуют изданию профсоюзной отраслевой газеты "Российский строитель". Организуют на ее страницах публикации по вопросам социальной защиты работников, занятости, оплаты труда, разрешения трудовых споров, охраны труда и здоровья работников отрасли.
8.20. Профсоюз работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации учреждает премию, присваивает звание "Лауреат премии профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации" с вручением диплома, почетного знака и денежной премии работникам, принимающим активное участие в укреплении отраслевого профсоюза и высокие достижения в труде.
IX. Гарантии профсоюзной деятельности
Работодатели:
9.1. Содействуют деятельности выборных профсоюзных органов в организациях любой организационно-правовой формы.
9.2. Обязаны безвозмездно предоставлять выборным профсоюзным органам первичных профсоюзных организаций, действующим в организации, помещение для проведения заседаний, хранения документации, а также предоставить возможность размещения информации в доступном для всех работников месте.
9.3. Безвозмездно предоставляют в организации численностью свыше 100 человек в пользование действующим в организации выборным профсоюзным органам как минимум одно оборудованное, отапливаемое, электрифицированное помещение, а также оргтехнику, средства связи и необходимые нормативные правовые документы.
9.4. Представляют профсоюзным органам необходимую информацию о ходе выполнения соглашений и коллективных договоров.
9.5. Предоставляют профсоюзным органам статистическую отчетность, в том числе данные о размерах прибыли, рентабельности, количестве работающих, средней зарплате за отчетный период по категориям работающих, а также любую другую информацию, затрагивающую интересы работников по социально-экономическим вопросам.
9.6. Обеспечивают финансирование расходов по содержанию и эксплуатации оздоровительно-профилактических, культурно-спортивных учреждений, находящихся на балансе организаций, включая содержание штатного персонала.
9.7. Могут предоставлять в соответствии с коллективным договором в бесплатное пользование выборному профсоюзному органу принадлежащие работодателю либо арендуемые им здания, сооружения, помещения и другие объекты, а также базы отдыха, спортивные и оздоровительные центры, необходимые для организации отдыха, ведения культурно-массовой, физкультурно-оздоровительной работы с работниками и членами их семей.
9.8. При наличии письменных заявлений работников, являющихся членами профессионального союза, работодатель ежемесячно бесплатно перечисляет на счет профсоюзной организации членские профсоюзные взносы из заработной платы работников. Порядок их перечисления определяется коллективным договором. Работодатель не имеет права задерживать перечисление указанных средств.
9.9. По письменному заявлению работников, не являющихся членами профсоюза, ежемесячно перечисляют на счета профсоюзной организации денежные средства из заработной платы указанных работников на условиях и в порядке, которые установлены коллективными договорами.
9.10. Перечисляют в случаях, предусмотренных коллективным договором, на расчетные счета первичной профсоюзной организации денежные средства для организации физкультурно-оздоровительной и культурно-массовой работы в размере не менее 0,3% фонда оплаты труда.
9.11. Производят перечисление членских профсоюзных взносов на счета профсоюзной организации в случае банкротства организации.
9.12. Обеспечивают работникам, освобожденным от основной работы в связи с избранием их в выборный орган первичной профсоюзной организации, такие же трудовые права, гарантии и льготы, как и другим работникам организации в соответствии с коллективным договором.
9.13. Распространяют на работников объектов соцкультбыта (клубы, стадионы, профилактории, спорткомплексы и др.), финансируемых полностью или частично за счет профсоюзного бюджета и бюджета государственного социального страхования, социально-бытовые и трудовые льготы, все виды материального стимулирования труда соответствующего трудового коллектива.
9.14. Обеспечивают в случаях, предусмотренных коллективным договором, участие представителей профсоюзов в коллегиальных органах управления предприятия (советов директоров, правлении и т.д.)
9.15. Предусматривают участие представителей профсоюзных органов в работе общих собраний (конференций) трудового коллектива по вопросам экономического и социального развития, выполнения условий коллективных договоров, в работе трудовых арбитражей, при разрешении трудовых споров, конфликтов, возможность их доступа ко всем рабочим местам, на которых работают члены профсоюза, для реализации уставных задач и предоставленных законом прав.
9.16. Обеспечивают членам профсоюзных органов, не освобожденных от основной работы, участие в качестве делегатов съездов, конференций, созываемых профсоюзами, а также в работе выборных органов предприятия. Условия освобождения от работы и порядок оплаты времени их участия в указанных мероприятиях определяются коллективным договором.
9.17. Гарантируют при смене собственника организации, или ее реорганизации (слияния, разделения, преобразования) осуществление полномочий выборного профсоюзного органа до его переизбрания. Продолжение полномочий подтверждается протоколом собрания (конференции) трудового коллектива.
X. Ответственность сторон за выполнение принятых обязательств
10.1. Отношения Сторон в процессе реализации настоящего Соглашения регламентируются Трудовым кодексом Российской Федерации и Законом Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях".
10.2. Стороны договорились:
10.2.1. Выполнение условий Отраслевого тарифного соглашения рассматривать на совместном заседании Профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации, Профсоюза трудящихся военных и специализированных строительных организаций Российской Федерации, Российского Союза строителей, Союза предприятий малого строительного бизнеса с участием Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу совместно с заинтересованными организациями за полугодие и год.
10.2.2. Контроль за выполнением настоящего Соглашения осуществляется Сторонами, их представителями, соответствующими органами по труду.
Для осуществления контроля за выполнением настоящего соглашения и предоставления необходимой информации стороны назначают ответственных лиц.
10.2.3. По всем вопросам, связанным с выполнением условий Соглашения, Стороны вправе обратиться в адрес Комиссии по заключению Соглашения.
10.2.4. При выявлении нарушений выполнения настоящего Соглашения
Комиссия в письменной форме делает представление лицам, подписавшим данное Соглашение. Стороны обязаны, не позднее чем в двухнедельный срок, провести взаимные консультации по существу представления Комиссии и принять решение в письменном виде.
При условии выполнения обязательств настоящего Соглашения профсоюз работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации и профсоюз трудящихся военных и специализированных строительных организаций Российской Федерации обязуются воздерживаться от объявления забастовок и вовлечения в них членов профсоюза.
Заместитель Министра труда |
В.А.Январев |
Председатель профсоюза |
Б.А.Сошенко |
18 февраля 2002 г.
Президент Российского Союза строителей |
В.Н.Забелин |
14 февраля 2002 г.
Председатель профсоюза |
А.В.Филиппов |
18 февраля 2002 г.
Президент Российского Союза |
В.Л.Машинский |
18 февраля 2002 г.
Председатель Государственного |
А.Ш.Шамузафаров |
18 февраля 2002 г.
Соглашение прошло уведомительную регистрацию в Минтруде России Регистрационный N 1471-ВЯ
Состав комиссии
по заключению Отраслевого тарифного соглашения по строительству
и промышленности строительных материалов Российской Федерации
на 2002-2004 годы
от профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации:
Востриков В.В. - главный специалист по экономической работе ЦК
профсоюза
Иванов И.А. - председатель Белгородской областной
организации профсоюза
Каримуллин Р.К. - председатель Татарской республиканской
организации профсоюза
Кривушичев С.А. - председатель Краснодарской краевой
организации профсоюза
Тушканов В.П. - председатель Московской областной организации
профсоюза
от профсоюза трудящихся военных и специализированных строительных организаций Российской Федерации:
Клейменов В.М. - председатель ТКП-1
Ромасевич Ю.Н. - председатель ТКП-3
Берлизов В.П. - председатель ТКП-10
Семенова Н.Л. - председатель ТКП-11
Чуранов Ю.Г. - главный технический инспектор труда профсоюза
от Российского Союза строителей:
Забелин В.Н. - Президент Российского Союза строителей
Моженин В.И. - Исполнительный директор Российского Союза
строителей
Пацкевич В.П. - Президент ООО СФК "Югстрой"
Балакшин Ю.З. - Президент ЗАО Концерн "Росстром"
Демин B.C. - главный специалист Российского Союза
строителей
от Российского Союза предприятий малого строительного бизнеса:
Богданов Ю.Д. - первый Вице-Президент Союза
Переводов О.С. - генеральный директор холдинга "ЭНЕРГОПРОМ"
Иванов И.Е. - Вице-Президент Союза
Цинцадзе Х.С. - главный инженер ДСК-4
Сидоренко О.С. - референт Союза
от Госстроя России:
Зацаринский Н.В. - заместитель председателя Госстроя России
Григораш В.А. - заместитель начальника Управления
строительной индустрии, промышленности
строительных материалов и механизации
Глухарев А.А. - заместитель начальника Управления по
взаимодействию с субъектами Российской
Федерации
Маклаков В.Н. - заместитель начальника Управления
ценообразования и сметного нормирования в
строительстве и жилищно-коммунальном
комплексе
Михайлова Л.Н. - начальник отдела регулирования
социально-трудовых отношений Управления
экономики и международной деятельности
Лист согласования
Отраслевого тарифного соглашения по строительству и промышленности
строительных материалов Российской Федерации на 2002-2004 годы
в Министерстве труда и социального развития Российской Федерации
Подразделения Министерства | Ф.И.О. |
Департамент по урегулированию коллективных трудовых споров и развитию социального партнерства |
В.Ф.Лазарев, В.Н.Писарев |
Правовой департамент | С.А.Панин |
Департамент доходов и уровня жизни | Ю.К.Белобородов |
Управление оплаты, нормирования и производительности труда |
И.В.Ильин |
Управление профессионального обучения и развития человеческих ресурсов |
М.В.Бубнов |
Департамент занятости населения | Ю.В.Герций |
Департамент по вопросам пенсионного обеспечения | А.С.Назаров |
Департамент по вопросам государственной службы | А.С.Петров |
Департамент условий и охраны труда | М.Ф.Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Отраслевое тарифное соглашение по строительству и промышленности строительных материалов Российской Федерации на 2002-2004 годы от 15 марта 2002 г.
Текст соглашения опубликован в Бюллетене "Строй-Информ", июнь 2002 г., N 6
Настоящее отраслевое тарифное соглашение прекратило действие в связи с истечением срока
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Письмо Госстроя РФ от 1 марта 2004 г. N НЗ-1366/7
Изменения и дополнения, внесенные в Отраслевое тарифное соглашения на 2002 - 2004 годы, вступают в силу с 1 января 2004 г.