1. Введение
Данная Концепция разработана во исполнение постановления Межведомственного совета по вопросам архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 25 ноября 1999 года N 2 "О ходе реализации подпрограммы структурной перестройки производственной базы строительства и расширении выпуска конкурентоспособной продукции".
Она призвана создать условия для реализации целей и задач, намеченных Федеральной целевой программой "Жилище", в части обеспечения потребностей жилищного строительства и эксплуатационных нужд в жилищно-коммунальной сфере, а также других потребителей продукции промышленности строительных материалов.
В основу Концепции заложены принципы разграничения прав и обязанностей в области развития производства строительных материалов, изделий и конструкций, определенные Положением о Госстрое России и Генеральным соглашением о взаимодействии Госстроя России с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также рыночными механизмами взаимодействия государственных органов власти и хозяйствующих субъектов.
Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу преобразован в Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству
При определении прогнозируемых объемов спроса и предложения на основные виды строительных материалов в качестве исходных данных использованы предварительные расчеты Минэкономразвития России по объемам инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования, а также прогноз Госстроя России по темпам роста объемов жилищного строительства.
Темпы роста объемов ремонтно-эксплуатационных нужд и розничной торговли условно приняты на уровне роста объемов инвестиций в основной капитал.
2. Состояние промышленности строительных материалов
2.1. Место и роль отрасли в экономике страны
В состав промышленности строительных материалов входит 23 подотрасли, объединяющие в настоящее время около 10 тысяч предприятий, из них 2,25 тысяч крупных и средних предприятий с общей численностью работников около 720 тысяч человек.
За годы реформ в промышленности строительных материалов практически ликвидирована монополия государства на собственность. Удельный вес государственных предприятий составил в 2000 году всего лишь 2,5% от общей численности, в том числе находящихся в федеральной собственности - 1 процент.
Частные и находящиеся в смешанной собственности предприятия производят 89% продукции.
Получило развитие малое предпринимательство. Около 7,5 тыс. предприятий отрасли относятся к сфере малого бизнеса. На них занято 110 тысяч человек (15% среднесписочной численности работающих в отрасли). Основную долю продукции, производимую малыми предприятиями, составляют стеновые материалы (до 3,5% от общего объема их производства); нерудные материалы (3%); конструкции сборные железобетонные (1,9%); полимерные материалы (1,4%).
Наряду с этим в отрасли развиваются процессы интеграции. Создаются концерны, ассоциации, акционерные общества, холдинговые и лизинговые компании, крупные торгово-посреднические структуры.
Объем товарной продукции промышленности строительных материалов в общем объеме промышленной продукции России в 2000 году составил 2,9 процента. Стоимость ее основных фондов - 2,8% стоимости основных производственных фондов страны. Основные показатели работы отрасли и промышленности России в целом приведены в приложении 1.
Промышленность строительных материалов и изделий является одной из наиболее топливо- и энергоемких (более 20% в структуре затрат), а также грузоемких отраслей народного хозяйства. В общем объеме российских грузоперевозок железнодорожным, автомобильным и водным транспортом перевозки строительных грузов составляют около 25 процентов.
Промышленность строительных материалов и изделий потребляет более 20 видов минерального сырья, используя при этом свыше 100 наименований горных пород, и относится к крупнейшим горнодобывающим отраслям экономики России. Объем горных работ в отрасли превышает объем аналогичных работ в черной и цветной металлургии.
Минерально-сырьевая база промышленности строительных материалов насчитывает более семи тысяч зарегистрированных месторождений общераспространенных полезных ископаемых. На большинстве из них расположено несколько тысяч карьеров по добыче природного сырья и объединенные с ними технологически и организационно предприятия по его обогащению и переработке.
2.2. Рынки продукции
Доля отечественной продукции отрасли на внутреннем рынке в 2000 году составила 92 процентов.
По материалам общестроительного назначения (цемент, стеновые материалы, стекло, нерудные и др. материалы) имеется незначительный импорт. В то же время, для группы отделочных строительных материалов и изделий, предметов домоустройства (линолеума, отделочных плит из природного камня, керамической плитки, санитарно-технических изделий и др.) доля импортных материалов достигает 20 процентов.
Объем экспорта отечественных материалов составляет всего 4-6% от общего объема отечественного производства. В промышленности строительных материалов наиболее экспортоориентированной является подотрасль по производству асбеста.
Инфраструктура рынка строительных материалов и изделий диктует предприятиям-изготовителям уровень цен на их продукцию и условия сбыта.
Цены на отечественную продукцию постоянно растут, приближаясь к мировым, что является следствием высоких удельных расходов и затрат при ее производстве, особенно, на топливно-энергетические ресурсы.
Соотношение между ценами производства и потребления, в среднем по России, равняется двум, что обусловлено транспортными, снабженческо-сбытовыми, налоговыми и прочими начислениями. При этом по отдельным регионам цены потребления различаются значительно. Удельный вес транспортных расходов в цене потребления составляет в среднем около 10%, а при поставке на значительные расстояния - около 50 процентов.
В результате прибыль производителя сведена к минимуму, а основная часть прибавочной стоимости реализуется в сфере обращения, что снижает рентабельность производства и значительно повышает цену потребления против цены предложения.
Особое место на рынке продукции отрасли занимает индустриальное домостроение, что связано с изменением структуры жилищного строительства
Мероприятия по реализации подпрограммы "Структурная перестройка производственной базы строительства на 1998-2000 годы", проводимые в регионах Российской Федерации, позволили остановить спад производства на предприятиях сборного железобетона и крупнопанельного домостроения и стабилизировать объемы выпуска продукции.
Ежегодный прирост выпуска продукции за последние годы составлял около 10 процентов. По итогам за 2000 год темп роста составил по сборному железобетону 9,4%, а по деталям КПД - 15,9 процентов. Однако коэффициент использования производственных мощностей предприятий в среднем не превышает 30%, что говорит о потенциальных возможностях увеличения выпуска деталей и конструкций для домостроения. В процессе модернизации предприятий начинают применяться отечественные технологии и оборудование.
2.3. Производство и качество продукции
В Российской Федерации производятся все основные виды строительных материалов, изделий и конструкций. Текущие объемы их спроса и предложения (в том числе отечественного производства) приведены в приложении 2.
Разработанные в предыдущие годы Госстроем России конкретные мероприятия по структурной перестройке производственной базы жилищного строительства сыграли важную организующую роль в работе по перевооружению отечественной промышленности строительных материалов и стройиндустрии на выпуск современной, конкурентоспособной продукции.
В процессе реализации Федеральной и региональных программ структурной перестройки в промышленности строительных материалов и стройиндустрии, осуществлялись работы по перепрофилированию действующих производств на выпуск новых высококачественных видов продукции, пользующихся спросом на рынке строительных материалов
Стабилизация работы промышленности строительных материалов и стройиндустрии в 1999 году позволила добиться роста объема промышленной продукции на 7,7 процента к уровню предыдущего года. Этот же рост сохранился и в 2000 году.
В общем объеме промышленной продукции около 7% продукции отрасли приходится на малые предприятия.
За 2000 год рост производства основных видов строительных материалов в натуральном выражении составил от 7 до 30 процентов. Больше стало производиться отечественной продукции, удовлетворяющей современным требованиям и соответствующей по качеству мировым аналогам.
В короткие сроки созданы новые производства по выпуску современных эффективных строительных материалов: облицовочного и многопустотного кирпича и керамических камней; изделий из ячеистого бетона. Организовано производство многих видов строительных материалов, которые раньше не выпускались или выпускались в незначительных объемах, в том числе: теплоизоляционных изделий из стекловолокна, различных кровельных и гидроизоляционных материалов, широкого ассортимента отделочных материалов из гипса, теплоотражающего и теплосберегающего стекла, многих видов инженерного оборудования и другой продукции. Создана серия предприятий по производству изделий для малоэтажного строительства.
Приоритетным направлением в структурной перестройке отрасли стала организация производства высокоэффективных теплоизоляционных материалов на основе стекловолокна и минеральной ваты. Растет применение теплоизоляционных материалов на основе пенопластов.
В цементной промышленности главное внимание уделялось совершенствованию технологии производства, реконструкции и развитию упаковочных отделений, что позволило существенно нарастить мощности по выпуску тарированного цемента.
В керамической промышленности и промышленности стеновых материалов получил развитие выпуск лицевого кирпича, эффективных блоков из ячеистых бетонов, черепицы, крупногабаритной керамической плитки, расширен ассортимент санитарно-керамических изделий.
В промышленности полимерных материалов продолжался процесс наращивания мощностей по производству высококачественного линолеума и пластмассовых труб.
В связи с сокращением спроса на крупнопанельное домостроение и увеличением объемов индивидуального жилищного строительства продолжался процесс развития монолитного и сборно-монолитного домостроения, наращиванием выпуска мелкоштучных эффективных стеновых материалов, сборных железобетонных конструкций и деталей для малоэтажного строительства.
Реструктуризации отрасли способствовали принятые во многих регионах Российской Федерации законодательные акты по налоговому стимулированию производственной и инвестиционной деятельности промышленности, отработке механизмов долгосрочного кредитования, привлечению средств отечественных и зарубежных инвесторов и стратегических партнеров, созданию цивилизованного рынка строительных материалов.
В процессе реформирования экономики наибольшая реализация рыночных принципов произошла в инвестиционной сфере.
Переход предприятий преимущественно на внебюджетные источники финансирования инвестиционных проектов (собственные и заемные средства) позволил в последние годы заметно обновить ассортимент по массовым видам строительных материалов и дифференцировать его по различным ценовым группам потребления.
По отдельным стройкам оказывается помощь за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Государственная поддержка из федерального бюджета носит локальный характер.
В настоящее время качество отечественного цемента, полированного стекла, отдельных видов керамических изделий, асбеста и некоторых других материалов и изделий находятся, в основном, на уровне требований мировых стандартов.
Большая доля отечественных кровельных и гидроизоляционных материалов уступают зарубежным по внешнему виду и долговечности. Облицовочные керамические плитки и санитарно-керамические изделия - по качеству глазурного покрытия и точности геометрических размеров. Теплоизоляционные материалы - по плотности, долговечности и токсичности. Большинство отделочных материалов - по декоративности. Санитарно-технические изделия - по ассортименту и дизайну.
2.4. Техническое состояние отрасли и ее сырьевой базы
В настоящее время товарный рынок насыщен строительными материалами, в то же время, ассортимент отечественной продукции не полностью удовлетворяет потребностям современного строительства. Имеющееся отставание обусловлено, главным образом, низким техническим уровнем предприятий промышленности строительных материалов, износом парка технологического оборудования и, в отдельных случаях, вызвано необеспеченностью отрасли необходимыми видами качественного сырья и исходных материалов. Созданные новые производства, в том числе и на импортном оборудовании, используются не на полную мощность.
Имеются перекосы в территориальном размещении производственных мощностей предприятий промышленности строительных материалов и стройиндустрии. Свыше 60% из них сосредоточены в Европейской части России.
В ряде регионов сохраняется дефицит по многим видам стройматериалов, что в условиях высоких железнодорожных тарифов вызывает большие финансовые издержки по доставке продукции и сырья. В результате значительный объем продукции завозится в регионы Сибирского и Дальневосточного федеральных округов из других регионов. К ним относятся керамическая плитка, санитарно-керамические изделия, линолеум, гипсокартонные и гипсоволокнистые листы, сухие смеси, инженерное оборудование и другие строительные материалы и предметы домоустройства.
Технический уровень многих предприятий стройматериалов и стройиндустрии отстает от современных требований и от передовой зарубежной практики.
По выпуску ряда видов продукции в связи с высокой капиталоемкостью производственных мощностей, большой продолжительностью их создания, низкой инвестиционной привлекательностью из-за длительных сроков окупаемости, не удается привлечь достаточные объемы инвестиционных ресурсов. В результате резко стареют основные фонды, особенно их активная часть.
Степень износа основных фондов в отрасли достигает 54%, причем ежегодное выбытие их составляет около 2%, а ввод в действие новых - около 1%. Это приводит к фактическому сокращению производственных мощностей.
Наибольшая степень изношенности оборудования (70-80 процентов) достигла на горных предприятиях промышленности строительных материалов.
Низкими темпами осуществляется перевооружение предприятий по производству цемента, теплоизоляционных, стеновых, кровельных, отделочных материалов и других эффективных изделий и оборудования.
Резко сократилось создание принципиально новых отечественных технологий, машин и оборудования для производства прогрессивных строительных материалов и добычи сырья.
С отставанием ведутся разработка и формирование системы российских норм, правил и стандартов, способствующих развитию производства современных высокоэффективных материалов, изделий и конструкций.
Все это требует концентрации усилий органов исполнительной власти всех уровней и руководителей предприятий промышленности строительных материалов на приоритетных направлениях развития отрасли на базе новейших разработок отраслевой науки и зарубежных технологий, опыта передовых предприятий.
Наиболее остро эти проблемы стоят по ряду базовых подотраслей, от которых во многом зависит реализация Федеральной целевой программы "Жилище".
К ним следует отнести развитие:
- сырьевой базы промышленности строительных материалов (карьеров и предприятий по добыче и первичной обработке природного сырья);
- цементной промышленности;
- промышленности теплоизоляционных материалов;
- стекольной промышленности;
- промышленности мягких кровельных и гидроизоляционных материалов;
- производства строительных материалов и изделий из полимерного сырья.
2.5. Научно-технический потенциал
В настоящее время научно-технический прогресс в отечественной промышленности строительных материалов и строительной индустрии в основном основывается на зарубежных научно-технических разработках и закупках импортного технологического оборудования.
Отечественные разработки в области технологий производства эффективных видов строительных материалов, ввиду невозможности предложить потребителю сразу комплектное технологическое оборудование с услугами по его монтажу и пусконаладочным работам, остаются не всегда востребованными.
Одновременно с этим, отдельными отечественными фирмами уже подготовлены к внедрению и предлагаются к широкому использованию оригинальные отечественные разработки в области производства, как правило, местных строительных материалов и соответствующее технологическое оборудование, в основном малой мощности
Наиболее важные из законченных и готовых к внедрению научно-технических разработок указаны в приложении 3.
Эти работы предлагаются вниманию заинтересованных организаций и предприятий - производителей строительных материалов, изделий и конструкций, а также инвесторов.
3. Основные цели и задачи развития промышленности строительных материалов
3.1. Требования строительного комплекса к отрасли
Развитие промышленности строительных материалов в 2001 - 2005 годах основывается на реализации основных целей и задач, вытекающих из Федеральной целевой программы "Жилище". Существенное влияние на развитие отрасли оказывают вопросы развития рыночных финансовых механизмов в жилищной сфере и коммунальной инфраструктуре.
Требования строительного комплекса к промышленности строительных материалов и строительной индустрии основаны на:
- изменении структуры жилищного строительства, переходе на новые архитектурно-строительные системы, типы зданий и технологии их возведения;
- снижении ресурсоемкости, энергетических и трудовых затрат при строительстве и эксплуатации жилья, сокращении продолжительности инвестиционного цикла;
- решении задач по увеличению объемов жилищного строительства;
- обеспечении потребности капитального строительства и эксплуатационных нужд в качественных, экологически чистых, современных по дизайну видах продукции, отвечающих по ассортименту и номенклатуре платежеспособному спросу различных слоев населения как на элитное жилье, так и на качественные жилые дома для граждан с невысокими доходами.
Продукция отрасли, предлагаемая для реализации на товарных рынках, должна содержать широкую гамму строительных материалов, изделий и конструкций, отвечающих всем требованиям экономичной эксплуатации жилья и комфортности проживания в нем.
Развитие производственных мощностей по выпуску строительных материалов, изделий и конструкций в субъектах Российской Федерации должно быть экономически обоснованно с учетом изучения их спроса на товарных рынках, природно-климатических условий, оптимального использования имеющейся сырьевой базы отрасли, попутнодобываемых продуктов и отходов других отраслей промышленности, а также использования дополнительных энергетических ресурсов.
Требуют проработки вопросы по снижению энерго- и материалоемкости продукции во многих подотраслях промышленности строительных материалов, а также по повышению технического уровня и экономической эффективности производства, как за счет реконструкции действующих, так и при строительстве новых предприятий на основе современных технологий и оборудования.
Эти вопросы должны решаться одновременно с совершенствованием нормативно-технической базы, гармонизации отечественных стандартов и нормативов с зарубежными.
3.2. Прогноз спроса и предложений на продукцию отрасли
Прогноз спроса и предложений по основным видам строительных материалов и изделий на период до 2005 года разработан на основании анализа рабочих вариантов сценарных условий прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период, подготовленных Минэкономразвития России, материалов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по модернизации производственной базы строительства, а также исходя из целей и задач Федеральной целевой программы "Жилище" (приложение 2).
По этим расчетам, наметившиеся в последние 2 - 2,5 года тенденции роста объемов производства продукции промышленности строительных материалов, импортозамещения и некоторого расширения внешних рынков сбыта будут сохранены.
Мероприятиями, намеченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на 2001 - 2005 годы, предусматривается осуществить за счет различных источников финансирования строительство и ввод в действие более 600 объектов и производственных мощностей. В результате прогнозируется устойчивый рост объемов производства по всем основным видам строительных материалов, изделий и конструкций, а также увеличения доли выпуска современных, эффективных и конкурентоспособных видов продукции (приложение 4). Начиная с 2001 года прогнозируется ежегодное постепенное увеличение экспортных поставок и уменьшение импорта.
3.3. Основные цели в области научно-технического прогресса и инвестиционной привлекательности предприятий отрасли
Основной целью технического перевооружения и модернизации предприятий производственной базы строительства является развитие в каждом субъекте Российской Федерации производства широкой номенклатуры современных высококачественных и конкурентоспособных строительных материалов, изделий и конструкций, систем инженерного оборудования и предметов домоустройства, обеспечивающих долговечность, архитектурную выразительность и высокую экономичность эксплуатируемых зданий и сооружений.
При этом предусматривается осуществить мероприятия по:
обновлению основных фондов с переходом на более высокий уровень технической оснащенности отечественной промышленности строительных материалов и стройиндустрии;
организации выпуска высококачественных строительных материалов и конструкций, способных конкурировать с импортной продукцией и позволяющих повысить уровень экономической безопасности страны;
созданию равных условий для конкуренции всех субъектов хозяйственной деятельности в отрасли;
снижению ресурсоемкости, энергетических и трудовых затрат в производстве строительных материалов, изделий и конструкций;
сокращению продолжительности инвестиционного цикла;
созданию дополнительных рабочих мест как на предприятиях отрасли, так и в смежных отраслях экономики Российской Федерации за счет повышения спроса на продукцию отечественного машиностроения, металлургии, химии и др.
Предусматриваемый научно-технический прогресс в промышленности будет сопровождаться:
переходом к глубокому изучению спроса на продукцию отрасли, квалифицированному маркетингу и рекламе;
совершенствованием системы управления и подготовки кадров;
осуществлением мер по снижению издержек производства;
созданием условий для продвижения отечественной продукции на рынки зарубежных стран, и в первую очередь, в страны-участники СНГ и другие, граничащие с Россией государства;
экономией валютных средств за счет сокращения объемов импорта продукции из-за рубежа.
Приоритетами в инновационной и инвестиционной сферах по отдельным видам продукции промышленности строительных материалов, являются:
в производстве теплоизоляционных материалов:
- организация новых мощностей по производству высокоэффективных видов теплоизоляционных материалов широкой номенклатуры на основе стекловолокна, перлитов, базальтов, диатомитов, пеностекла и других природных материалов на базе ресурсо- и энергосберегающих технологий;
- разработка и создание прогрессивного отечественного технологического оборудования для производства теплоизоляционных материалов, в том числе высокоэффективных плавильных печных агрегатов для производства изделий из минеральной ваты, волокнообразующих узлов и установок, обеспечивающих улучшение монтажных и эксплуатационных свойств теплоизоляционных материалов;
- создание автоматизированного оборудования для упаковки теплоизоляционных материалов;
- разработка и внедрение систем автоматизированного управления технологическими процессами.
в производстве цемента:
- осуществление на действующих предприятиях модернизации и технического переоснащения производства цемента с внедрением энергосберегающих технологий:
- создание принципиально новых типов вяжущих и цементов, не требующих тепловой обработки при производстве бетонных конструкций и изделий;
- создание и внедрение новых видов высокоэффективного оборудования (модулей) в том числе для "сухого" и "полусухого" способов производства цемента в сочетании с действующими вращающимися печами;
- создание компактных установок для помола цементного клинкера с использованием минеральных добавок (золошлаковых отходов ТЭС, шлаков металлургии, песка и т.п.);
- создание дополнительных мощностей по упаковке и тарированию цемента;
- разработке составов многокомпонентных цементов и сухих смесей с активными химическими и другими добавками.
в производстве кровельных, гидроизоляционных и полимерных строительных материалов:
- изменения в структуре производства и повышении качества продукции, обеспечивающие в 2-3 раза их долговечность, морозостойкость и эффективность за счет применения битумно-полимерных, эластомерных материалов на основе атмосферостойких каучуков, полимерных мастичных составов;
- расширение производства экологически чистых и долговечных покрытий полов, новых видов герметиков, пенопластов, пластиковых труб и фасонных изделий, отделочных и изоляционных материалов;
- перевод картонно-рубероидных заводов на выпуск кровельных материалов на основе стеклохолста, полимерных и других эффективных материалов;
- увеличение производства керамической, цементно-песчаной и металлической черепицы;
- техническое перевооружение и модернизация предприятий по производству асбестоцементных изделий с внедрением новых высокопроизводительных линий по окраске волнистых и плоских листов (шифера).
в реформировании предприятий домостроения:
- продолжение работы по перепрофилированию предприятий домостроения и организации выпуска эффективных конструкций и изделий для домов различных архитектурно-строительных систем, в том числе безригельной - типа "КУБ", "Сарет" и ряда других, позволяющих применять для устройства наружных стен как панели, так и мелкоштучные изделия, отвечающие повышенным требованиям по теплозащите зданий;
- завершение перевода предприятий индустриального домостроения на строительство жилых домов с использованием трехслойных эффективных наружных конструкций;
- дальнейшее развитие практики малоэтажного строительства с использованием легких конструкций, монолитных и сборно-монолитных технологий с наружным утеплением или с оставляемой опалубкой из пенополистирола, арболита и других материалов;
- повышение эффективности монолитного домостроения, улучшение организации, снижение стоимости и повышение качества этого вида строительства;
- расширение использования продукции отечественных производителей для монолитного строительства (опалубки, бетоновозов, бетононасосов и другого оборудования и механизмов).
в производстве стеновых материалов:
- обновление основных фондов, замена устаревшего и физически изношенного оборудования за счет внедрения в производство современного высокопроизводительного оборудования для выпуска широкой номенклатуры эффективного керамического кирпича, изделий из ячеистых бетонов, цементно-песчаных стеновых блоков и других современных стеновых материалов;
- расширение применения в строительной практике теплоэффективных ограждающих конструкций на основе современных утеплителей, пористой керамики, изделий из гипса и ячеистых бетонов, а также облицовочных изделий на основе бетонов, керамики и природного камня;
- повышение темпов технического перевооружения действующих кирпичных заводов и завершение строительства ранее начатых объектов.
в производстве отделочных материалов:
- намечается масштабное развитие производства высокоэффективных отделочных материалов и предметов домоустройства, гипсокартонных и гипсоволокнистых листов, различных мастик, клеев, шпаклевок, красок, керамической плитки, санитарных керамических изделий, широкого ассортимента напольных покрытий: линолеума, ковролина.
в производстве строительного стекла;
- техническое перевооружение действующих стекольных предприятий, оснащенных устаревшим и морально изношенным технологическим оборудованием;
- разработка и изготовление оборудования для производства широкого ассортимента новых видов продукции, в том числе специальных видов стекла, таких как: архитектурное, декоративное, закаленное стекло с оксидными, металлическими и другими многослойными покрытиями, строительный триплекс;
- более широкое применение стекла в строительной практике, как конструктивного материала, обеспечивающего архитектурно-строительную выразительность зданий и сооружений, комфортность в помещениях, энергосбережение, звукоизоляцию, огнестойкость и другие параметры.
по техническому перевооружению горных предприятий отрасли:
- повышение темпов технического перевооружения и обновления технологического оборудования, машин и механизмов горных предприятий промышленности строительных материалов;
- создание новых и совершенствование существующих технологий и процессов, обеспечивающих перевод базового производства на новый ресурсосберегающий уровень, а также получение высокого качества и широкой номенклатуры сырья, полуфабрикатов и готовой продукции;
- повышение степени использования извлеченных из недр горных пород;
- использование нетрадиционных видов минерального сырья для различных видов строительных материалов, изделий и конструкций;
- разработка и ведение кадастров месторождений сырья для производства строительных материалов и горнодобывающих предприятий, находящихся на самостоятельном балансе;
- создание технологии и оборудования для обогащения отечественного сырья (глины, каолины, цирконий), применяемого в производстве строительной керамики, с целью сокращения закупок его по импорту;
- развитие горно-обогатительных предприятий в Челябинской, Калужской, Воронежской областях в целях обеспечения керамической промышленности отечественными тугоплавкими глинами и каолинами;
- строительство отечественных карьеров по добыче и обогащению цирконового концентрата на предприятиях Удмуртской Республики и Тамбовской области;
- проведение реконструкции АО "Кварц" (Ташлинский ГОК) и строительство новых обогатительных производств для обеспечения потребности стекольной промышленности высококачественными кварцевыми песками;
- совершенствование и гармонизация нормативно-законодательной базы недропользования.
Эти направления рекомендуются вниманию организаций и учреждений строительного комплекса, предпринимателей и потенциальных инвесторов.
Поддержка органами исполнительной власти различных уровней указанных приоритетных направлений будет способствовать решению региональных аспектов развития отрасли.
Одновременно с этим, заслуживает поддержки наметившийся в последний период процесс объединения производителей продукции в подотраслевые некоммерческие организации, ассоциации, партнерства, союзы и т.д. Основная цель создания подобных структур - объединить финансовый, технический, интеллектуальный и организационный потенциал родственных предприятий строительных материалов и потребителей их продукции для ускорения темпов технического перевооружения, решения наиболее острых производственных вопросов.
Таким образом, в реализации Концепции предусматривается сбалансировать решение как региональных, так отраслевых (подотраслевых) проблем.
Наиболее значимыми и принципиальными, требующими решения в рассматриваемом периоде, являются задачи стимулирования опережающего развития отраслевой науки и создания условий для активного привлечения инвестиций в отрасль.
Государственная поддержка с выделением средств из федерального бюджета необходима для реструктуризации научно-технической инфраструктуры, обновления технической базы научных организаций. Эффективным инструментом координации научно-технической политики является институт государственной аккредитации научных учреждений с предоставлением им установленных законодательством мер государственной поддержки.
Современные научные исследования становятся все более дорогими и при недостатке финансовых средств необходимо определять их приоритетные направления, на которые целесообразно сосредоточивать финансирование за счет всех источников. Исключительно важное внимание следует уделить формированию межотраслевых и отраслевых внебюджетных фондов НИОКР.
Предстоит выработать государственную политику в области международного научно-технического сотрудничества ускорить создание кооперации российских организаций с передовыми зарубежными фирмами.
Научно-информационная деятельность является одним из важнейших элементов научной инфраструктуры. В промышленности предусматривается создать "Отраслевой банк эффективных технологий". Основное внимание должно быть уделено созданию телекоммуникационной инфраструктуры для обмена информацией, обеспечения непрерывного мониторинга состояния научно-технического потенциала.
В инновационной сфере на федеральном уровне предусматривается координация работы по созданию современного технологического оборудования, эффективных технологий, новых видов материалов и изделий, ориентированных на различные климатические зоны страны.
Особенность промышленности строительных материалов заключается в том, что она может стать одним из механизмов в решении ряда экологических проблем за счет использования отходов производства других отраслей экономики, а также вовлечения в производство вторичных энергетических ресурсов.
Так, в производстве цемента широкое распространение получило использование отходов смежных отраслей экономики страны: шлаков черной и цветной металлургии, зол и золошлаковых отходов ТЭС, отходов химической, горнодобывающей и других отраслей промышленности. В качестве технологического топлива используются изношенные автомобильные покрышки, отходы угольной промышленности. В перспективе имеется возможность увеличить в 2,5-3 раза объем использования вторичных ресурсов. При этом экологический эффект от вовлечения вторичных сырьевых и энергетических ресурсов в технологические процессы многократно возрастает как за счет утилизации отходов, так и экономии потребляемых основных сырьевых и энергетических ресурсов.
Для реализации этой проблемы необходимо решить вопрос законодательного обеспечения использования промышленностью строительных материалов вторичных сырьевых и энергетических ресурсов в производстве продукции с одновременным стимулированием предприятий, решающих экологические проблемы утилизации производственных отходов в других отраслях экономики страны.
4. Методическое обеспечение достижения поставленных целей и решения задач по развитию промышленности строительных материалов
4.1. Разграничение системы приоритетов на различных уровнях хозяйствования
В качестве основы для разграничения функций по реализации Концепции приняты принципы взаимовыгодного сотрудничества, заложенные в Генеральном соглашении о взаимодействии Госстроя России с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Осуществляя функции государственного координатора по развитию промышленности строительных материалов и стройиндустрии в Российской Федерации, Госстрой России предусматривает основные усилия сконцентрировать на развитии подотраслей, имеющих межрегиональное значение.
К ним относятся:
- сырьевая база промышленности строительных материалов (карьеры и предприятия по добыче и первичной обработке природного сырья);
- цементная промышленность;
- асбестовая промышленность;
- промышленность асбестоцементных изделий;
- промышленность теплоизоляционных материалов;
- производство строительных материалов и изделий из полимерного сырья;
- промышленность мягких кровельных и гидроизоляционных материалов;
- стекольная промышленность;
- неметаллорудная промышленность.
Задачи Госстроя России заключаются в осуществлении функций координатора по развитию, техническому перевооружению и модернизации предприятий промышленности строительных материалов, стройиндустрии и отраслевого машиностроения.
По остальным подотраслям, достаточно широко представленным на территориях практически всех субъектов Российской Федерации и имеющим региональное значение, а также деревянному домостроению, инициатива в разработке и реализации инновационных и инвестиционных проектов принадлежит соответствующим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Важное место при разработке прогнозов развития промышленности строительных материалов, изделий и конструкций на региональном и муниципальном уровнях должно быть уделено вопросам изучения конъюнктуры рынка продукции отрасли. В этой связи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется использовать практику разработки материально-стоимостных балансов (расчетов) спроса-предложения основных видов строительных материалов на соответствующей территории в качестве основного исходного механизма оценки перспектив развития той или иной подотрасли, которые должны учитываться Госстроем России при разработке соответствующих балансов на федеральном уровне.
4.2. Содействие институциональным преобразованиям в отрасли
В последние годы, как противовес процессу разукрупнения производителей строительных материалов, наметился процесс создания отраслевых некоммерческих структур, которые отстаивают профессиональные, экономические, финансовые, юридические и другие интересы их участников. К их числу следует отнести отраслевые некоммерческие организации: "Асбестовая ассоциация"; "Ассоциация производителей строительных материалов"; "Партнерство производителей кровельных материалов" и др.
В основу объединения производителей строительных материалов может быть положен как подотраслевой принцип, так и заинтересованность производителей и строителей, выпускающих и потребляющих однотипную продукцию. Такие структуры могут создаваться и поддерживаться как федеральными, так и региональными органами исполнительной власти.
Особенно перспективным представляется создание таких некоммерческих организаций в сочетании с реформированием в торгово-сбытовой сфере промышленности строительных материалов. Целесообразно создавать разветвленную региональную сеть оптово-розничных торговых организаций, способных оказывать не только торговые услуги, но и широкий спектр консультационных, рекламных и выставочных услуг по вопросам архитектуры, проектирования и строительства.
4.3. Стандартизация, сертификация и качество продукции
Стандартизация и сертификация продукции - один из наиболее эффективных методов государственного регулирования научно-технической политики в отрасли, направленный на повышение качества и конкурентоспособности продукции.
Повышение качества строительных материалов, изделий и конструкций - одна из основных проблем. Решение ее на предприятиях отрасли возможно только на базе внедрения новейших технологий, оборудования и современных методов организации производства и управления. Ключевым вопросом в этом звене является система управления качеством. На предприятиях должны быть разработаны и реализовываться инновационные программы по внедрению и поддержанию на должном уровне систем качества.
Инновационная политика предприятий должна быть направлена на ускорение промышленного освоения новых видов эффективных строительных материалов, изделий и конструкций, по качеству и конкурентоспособности, отвечающим мировым требованиям.
Система качества должна обеспечивать соответствие выпускаемой продукции регламентам действующих международных и российских стандартов (ИСО 9000). Гарантией качества для каждого предприятия должен являться сертификат соответствия, выданный органом по сертификации продукции, аккредитованным Госстроем России.
Наряду с мероприятиями по совершенствованию государственных и отраслевых стандартов в производстве и применении строительных материалов, изделий и конструкций, должны быть решены вопросы подготовки:
- методических рекомендаций для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по разработке материально-стоимостных балансов на конкретные виды продукции;
- рекомендаций по проведению в регионах мониторинга деятельности предприятий, направленных на определение их инвестиционной привлекательности;
- рекомендаций по созданию предприятиями строительных материалов отраслевых региональных некоммерческих организаций (ассоциаций, партнерств, союзов и т.д.);
- рекомендаций для создания оптово-розничных торговых организаций;
- рекомендаций по внедрению наиболее эффективных, экономически выгодных "типовых" (модульных) технологических линий и др.
5. Ресурсное обеспечение и механизм реализации Концепции
Инвестиционная деятельность будет направлена на развитие производства новых эффективных, конкурентоспособных видов строительных материалов, изделий и конструкций, применение которых обеспечит снижение стоимости строительства жилья при повышении уровня его комфортности, создание мощностей по производству строительных материалов и изделий на основе новых ресурсо- и энергосберегающих технологий, материалов, обеспечивающих уменьшение теплопотерь в строительных конструкциях; развитие производства современных предметов домоустройства для жилищного строительства, а также максимальное использование местных строительных материалов.
Основу финансово-экономического обеспечения Концепции должны составить внебюджетные средства.
При этом следует отметить, что пропорции по источникам инвестиций в промышленность строительных материалов в целом должны соответствовать федеральной инвестиционной политике. Федеральная инвестиционная программа на 2001 год исходит из первостепенной роли инвестирования в основной капитал как собственных, так и привлеченных средств предприятий и организаций. Удельный вес этих средств от общего объема инвестиций составит 87%. За счет собственных средств предприятий прогнозируется обеспечить порядка 60% всех капиталовложений. Доля привлеченных предприятиями средств от общего объема капитальных вложений намечается на уровне 27%. Объем привлекаемых средств должен формироваться за счет банковских кредитов, заемных средств, иностранных инвестиций, внебюджетных фондов и других. Исходя из инвестиционной программы текущего года, средства федерального бюджета в объеме инвестиций в основной капитал не должны превышать в 2001-2005 годах 2,5 процента.
Определенная доля капиталовложений будет финансироваться за счет местных бюджетов - около 10% от общего объема. Иностранные инвестиции следует рассматривать как одно из важнейших условий для осуществления технического перевооружения, модернизации и развития предприятий реального сектора экономики. Основой для развития иностранного участия является действующая законодательная база в сфере международного сотрудничества. Это Федеральный Закон N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", введенный в действие 14 июня 1999 года, а также принятые документы по реализации законодательства в области заключения соглашений о разделе продукции.
Выполнение мероприятий по перевооружению и модернизации производства, осуществляемых предприятиями за счет собственных или заемных средств, обеспечивается исходя из экономической целесообразности и финансовых возможностей и координируется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Предприятия самостоятельно или с привлечением стратегических инвесторов проводят маркетинговые исследования, осуществляют техническое обновление производственных фондов, реализуют мероприятия по совершенствованию управления предприятием и оптимизации производственных процессов.
На уровне органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации следует больше внимания уделять мониторингу промышленности строительных материалов на территории региона, составлению региональных балансов спроса и предложения по основным видам продукции, а также разработке проектов региональных законодательных и нормативно-правовых актов, направленных на создание цивилизованного рынка строительных материалов, стимулирование привлечения отечественных и иностранных инвесторов, повышение качества и конкурентоспособности продукции отрасли, максимальное использование местных сырьевых ресурсов.
В ходе подготовки и реализации региональных программ развития предприятий отрасли необходимо руководствоваться положениями государственной инвестиционной политики и возможностями федерального бюджета по финансированию инвестиционных проектов.
Учитывая это, инвесторам необходимо более глубоко прорабатывать вопросы изыскания соответствующих внебюджетных источников для финансирования намеченных мероприятий.
За счет привлечения иностранных инвестиций, технологий и создания на их основе современных производственных мощностей предусматривается увеличить объемы российского экспорта, улучшить его структуру. Стимулирование экспортно-импортных операций намечается посредством совершенствования таможенной, налоговой политики, принятия мер по сохранению и расширению рынка сбыта продукции промышленности строительных материалов, в первую очередь на территории государств-участников СНГ. Последнему будет способствовать осуществление мер по расширению Таможенного союза государств-участников СНГ, что позволит повысить степень свободы перемещения через границы государств товаров, капитала и рабочей силы.
Ход выполнения мероприятий, реализуемых с участием бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, анализируется соответствующими региональными органами исполнительной власти при координирующей роли Госстроя России по соответствующим вопросам.
О проводимой работе органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации информируют Госстрой России.
На федеральном уровне предусматривается:
- разработка нормативно-технической документации на производство и применение строительных материалов;
- проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на приоритетных направлениях технической политики отрасли;
- регулирование таможенной политики и поддержание отечественных производителей;
- разработка и реализация мер государственной поддержки эффективных инвестиционных проектов на приоритетных направлениях технической политики отрасли;
- рассмотрение и решение других вопросов.
6. Оценка эффективности мероприятий Концепции
Основным результатом реализации Концепции должно стать привлечение финансовых ресурсов для развития отрасли, прежде всего из внебюджетных источников, за счет создания для органов исполнительной власти, предпринимателей, инвесторов и всех заинтересованных организаций системы приоритетов в развитии промышленности строительных материалов.
Одним из главных ожидаемых результатов должно стать насыщение товарных рынков доступными по цене для широкого потребителя, добротными по качеству и надежности отечественными строительными материалами, изделиями и предметами домоустройства, необходимыми для сооружения индивидуального и многоквартирного жилья.
Прогнозируемый рост объемов товарной продукции отрасли в 2005 составит 25-30 процентов к уровню 2000 года.
Развитие добросовестной конкуренции на рынке стройматериалов, государственное регулирование монопольных проявлений повлекут выравнивание цен и их постепенное снижение.
Реализация мероприятий позволит также стимулировать дополнительный спрос на продукцию смежных отраслей экономики - машиностроения, металлургической и химической промышленностей (технологическое оборудование, черный и цветной металл, химическое сырье для производства строительных материалов и изделий и т.д.).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Концепция развития приоритетных направлений промышленности строительных материалов и стройиндустрии на 2001 - 2005 годы
Текст концепции официально опубликован не был