Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 3. Комплексные проекты развития и повышения конкурентоспособности Петрозаводского городского округа
3.1. Проект "Развитие промышленного производства г. Петрозаводска"
Обоснование реализации проекта. Петрозаводский городской округ обладает необходимыми факторами и условиями для формирования производственных секторов, которые как традиционно сложились на территории города и во многом определяют на сегодняшний день его специализацию, обеспечивают занятость и поступление налогов, так и могут быть сформированы с учетом усиления роли научно-образовательного сектора в части инновационных разработок новых технологичных производств. Развитие инвестиционных процессов в экономике является одним из основных факторов, способствующих подъему промышленного производства, общему оздоровлению экономики, решению проблем обновления технической, технологической базы, основных фондов предприятий, созданию новых рабочих мест. Именно поэтому требуется усиление работы по повышению инвестиционной привлекательности как г. Петрозаводска, так и республики и муниципальных образований Карелии в целом.
Одним из факторов отрицательно влияющим на уровень инвестиционной привлекательности, на сегодняшний день является, в том числе и недостаток подготовленных инвестиционных площадок, обеспеченных необходимой инфраструктурой и энергетическими мощностями, предназначенных для размещения промышленных производств. В Российской Федерации для решения указанных проблем все более активно используется такой инструмент, как подготовка регионами, муниципальными образованиями инвестиционных площадок с готовой инженерной инфраструктурой, а также создание индустриальных (промышленных парков).
При разработке Стратегии развития Петрозаводского городского округа на период до 2025 года, в качестве вариантов дальнейшего развития города предлагается к рассмотрению и межотраслевой проект по созданию и развитию промышленного кластера (в том числе: переработка древесины, развитие пищевой промышленности, иных сфер производства).
Готовые промышленные площадки в сочетании с соответствующим региональным, муниципальным законодательством в сфере инвестиций, а также активной совместной маркетинговой стратегией, направленной на информирование инвесторов о возможностях вложений в экономику республики, муниципальных образований будут являться фактором, способствующим привлечению инвестиционных проектов в экономику Карелии.
Генеральным планом города Петрозаводска определяется рост территорий, необходимых для размещения объектов промышленного назначения (на 14% - с 1300 га в 2005 г. до 1482 га к 2025 г.). При этом основной прирост территорий производственного назначения происходит за счет организации новых промышленных производств в пределах Южной и Северной промышленных зон.
Для решения указанной задачи предполагается разработка документации и реализация проекта по формированию готовых инвестиционных площадок общей площадью не менее 150 гектар.
По результатам анализа возможных вариантов размещения индустриального парка, можно сделать вывод о наиболее перспективном решении указанного вопроса в северной части Петрозаводского городского округа. При этом в зависимости от выбранного варианта в качестве базового, площадь предполагаемого индустриального парка может варьироваться от 40 до 150 гектар. Предлагаемые участки расположены в непосредственной близости от железнодорожного узла, федеральной трассы М18 (Санкт-Петербург - Мурманск), имеются возможности подключения к природному газу, водоснабжению и водоотведению.
Проводится инвентаризация промышленных площадок расположенных на территориях крупных промышленных предприятий города, результаты работы позволят предложить для реализации потенциальным инвесторам участки с готовой инженерной инфраструктурой.
Стратегическая цель проекта - Создание благоприятных условий, включая развитие инфраструктуры для развития и повышения конкурентоспособности, диверсификации промышленных предприятий, работающих на территории Петрозаводского городского округа, и их выхода на внешние рынки (рынки других российских регионов и зарубежные рынки).
Основные задачи и направления реализации проекта:
1. Оценка потенциала развития промышленности г. Петрозаводска и обоснование приоритетов инвестиционной деятельности в этих секторах экономики.
2. Разработка комплексного плана создания производственных кластеров в г. Петрозаводске, а также комплекса отраслевых стратегий.
3. Формирование инвестиционных площадок/индустриального парка, обеспеченных необходимой инженерной инфраструктурой и энергетическими мощностями, предназначенных для размещения промышленных производств на территории Петрозаводского городского округа.
4. Совершенствование логистики поставок сырья и готовой продукции.
5. Привлечение инвестиций в расширение существующих и создание новых предприятий в производственной сфере.
6. Развитие системы подготовки специализированных кадров для промышленности Петрозаводского городского округа.
7. Стимулирование разработки и внедрения в производство новых продуктов и инновационных технологий, направленных на повышение эффективности и конкурентоспособности предприятий промышленности.
8. Маркетинговое сопровождение процесса формирования производственных кластеров, создание и продвижение на рынки брендов предприятий Петрозаводского городского округа.
Этапы реализации проекта:
Первый этап - оценка потенциала развития промышленности г. Петрозаводска, обоснование приоритетов инвестиционной деятельности в этих секторах экономики и разработка комплексного плана создания производственных кластеров в г. Петрозаводске, а также комплекса отраслевых стратегий.
Второй этап - Формирование инвестиционных площадок/индустриального парка, обеспеченных необходимой инженерной инфраструктурой и энергетическими мощностями, предназначенных для размещения промышленных производств на территории Петрозаводского городского округа. Развитие инфраструктуры, обеспечивающей повышение эффективности работы промышленности города, привлечение инвестиций в расширение существующих и создание новых предприятий.
Третий этап - создание условий и основ для долгосрочного развития создаваемых производственных кластеров за счет формирования и реализации долгосрочной кадровой политики, развития комплекса вспомогательных и сопутствующих производств и видов деятельности.
Ожидаемые результаты. Формирование производственных кластеров в г. Петрозаводске позволит повысить эффективность работы существующих предприятий и обеспечит создание новых высокотехнологичных предприятий, что отразится на существенном повышении налогового потенциала города, позволит создать до 1,5 тыс. новых рабочих мест (как на специализирующих предприятиях, так и на предприятиях сферы обслуживания). С учетом развития инфраструктуры, а также в результате развития межотраслевого кооперирования предприятий промышленности следует ожидать снижения производственных издержек и увеличения объемов выпуска продукции (без учета технического перевооружения существующих предприятий и создания новых предприятий). Выход петрозаводских предприятий на внешние рынка обеспечит еще большее увеличение объема выпуска продукции, а также позволит реализовать инвестиционные проекты по расширению существующих и созданию новых предприятий.
3.2. Проект "Создание научно-образовательного и инновационного кластера в г. Петрозаводске"
Обоснование реализации проекта. В Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года устойчивое развитие науки, технологий и образования включено в число стратегических национальных приоритетов России. Формируется государственная политика в области развития науки и технологий. Определены приоритетные направления развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, а также перечень критических технологий, в совокупности представляющих стратегические направления "технологического прорыва".
Несмотря на внушительный научно-образовательный потенциал нашей страны, он крайне неравномерно распределен по регионам. Город Петрозаводск в этом отношении имеет серьезные конкурентные преимущества перед большинством других российских городов (в том числе региональных столиц), обладая большим числом научных и образовательных учреждений, значительным кадровым потенциалом, который, однако, пока не стал реальным фактором экономического роста.
Использование мощного научно-технического и инновационного потенциала, которым располагает город, требует реализации проекта, направленного на формирование научно-образовательного и инновационного кластера на базе существующих научных организаций, вузов и инновационных компаний.
Стратегическая цель проекта - создание благоприятных условий для интеграции академической, вузовской и отраслевой науки с производством, воссоздания цепочки доведения результатов фундаментальных и прикладных научных исследований до инновационных продуктов и их внедрения в производство (в том числе за счет включения в инновационный процесс петрозаводских промышленных предприятий и создания промышленно-технологических парков), развития инфраструктуры инновационной деятельности.
Основные задачи и направления реализации проекта:
1. Определение приоритетных направлений научной и инновационной деятельности в г. Петрозаводске, обладающих значительным потенциалом и способных обеспечить "инновационный прорыв".
2. Создание условий для повышения научной и инновационной активности молодежи, развитие научно-технического творчества детей и молодежи.
3. Развитие системы подготовки кадров полного цикла.
4. Создание условий для интеграции высшего образования и науки с производственным сектором.
5. Развитие специализированной инфраструктуры (системы информационно-маркетинговой, консультационно-методической, технической, финансовой, патентной и правовой поддержки научно-образовательной и инновационной деятельности).
6. Выявление, стимулирование и развитие инновационной деятельности в соответствии с приоритетными направлениями, позволяющими максимальной эффективно использовать имеющийся научно-образовательный, инновационный и производственный потенциал города.
7. Организация и проведение в городе крупных международных и российских научных и инновационных мероприятий (конференций, выставок, симпозиумов, конвентов и др.), развитие соответствующей инфраструктуры.
8. Привлечение крупных инновационных компаний, банков, венчурного капитала в научно-инновационный сектор города.
9. Маркетинговое обеспечение научно-инновационной деятельности в городе, формирование и продвижение на рынок инновационных брендов.
Этапы реализации проекта:
Первый этап - Разработка стратегии, муниципальной программы и комплекса вспомогательных мероприятий, направленных на формирование научно-образовательного и инновационного кластера.
Второй этап - Определение приоритетных направлений научной и инновационной деятельности в г. Петрозаводске, обладающих значительным потенциалом и способных обеспечить "инновационный прорыв" (включая оценку и выявление инновационных разработок, требующих незначительной доработки или готовых к внедрению).
Третий этап - создание условий для повышения научной и инновационной активности на основе формирования долгосрочной кадровой политики, развития инновационной инфраструктуры и стимулирования инновационной деятельности (в т.ч. за счет привлечения крупных инновационных компаний и венчурного капитала).
Ожидаемые результаты. В результате реализации проекта предполагается обеспечить к 2025 г. рост числа инновационных компаний в 2,5 раза, объем выпуска инновационной продукции предприятиями города в 3 раза, рост налоговых платежей от инновационного сектора экономики города в 4 раза. За счет реализации проекта ожидается рост инвестиций в основной капитал в 2,5-3 раза. В результате реализации проекта ожидается существенное изменение структуры рынка труда за счет роста спроса и предложения высококвалифицированных трудовых ресурсов. За счет развития инновационного сектора экономики планируется создание до 2,5 тыс. новых рабочих мест. В результате роста спроса на высококвалифицированные трудовые ресурсы ожидается увеличение миграционного притока специалистов, что потребует увеличения объемов жилищного строительства и развития сферы услуг.
3.3. Проект "Формирование Петрозаводской агломерации* как инструмента освоения пространственного потенциала"
Обоснование реализации проекта. На территории муниципальных образований, которые могли бы стать участниками реализации проекта, а именно Петрозаводского городского округа, Кондопожского, Прионежского муниципальных районов и Пряжинского национального муниципального района, проживает 60,1% городского и 29,5% сельского населения Карелии. Общая доля проживающих на территории составляет 53,5% населения республики. При этом, площадь территории составляет 9,38% от территории Республики Карелия. Таким образом, на территории менее 10 процентов республики сконцентрировано не менее 53 процентов населения, что создает определенные предпосылки для возможного более плотного сотрудничества муниципалитетов и совместного развития данной территории. (по данным Территориального органа ФСГС по РК "Демографический ежегодник Республики Карелия". Статистический сборник. Петрозаводск - 2012).
Петрозаводский городской округ предлагает использовать определенные преимущества для развития межмуниципального сотрудничества, направленного на стимулирование комплексного развития территории, и создаваемая агломерация может выступить в рамках Российской Федерации и Северо-Запада России в качестве пилотной территории по разработке и внедрению инструментов такого сотрудничества. Для Российской Федерации развитие межмуниципального взаимодействия рассматривается как важный инструмент снижения поляризации и фрагментации национального и региональных экономических пространств.
Межмуниципальное сотрудничество способно обеспечить существенный рост инвестиционной привлекательности территорий и рост их налогового потенциала, а также обеспечить привлечение высококвалифицированных трудовых ресурсов при условии разработки механизмов совместного планирования в области территориального и экономического развития. Результатом такого планирования должны стать комплексные проекты, обеспечивающие формирование Петрозаводской агломерации и развитие территорий входящих в нее муниципальных образований, направленные на повышение их инвестиционной привлекательности, поиск и создание новых эндогенных факторов и точек экономического роста. Комплексные проекты развития территорий должны включать в себя предложения и проекты в части пространственного развития территорий, повышения эффективности использования их ресурсного потенциала, развития инфраструктурного каркаса, сохранения и дальнейшего развития сложившейся системы расселения, сохранения и привлечения трудовых ресурсов на территории, развития межмуниципального взаимодействия.
В целях согласованной реализации и продвижения комплексных проектов развития территорий должны быть созданы действенные механизмы взаимодействия органов государственной власти Республики Карелия и ОМСУ Петрозаводского городского округа, соседних Кондопожского, Прионежского и муниципальных районов, Пряжинского национального муниципального района, а также механизмы, обеспечивающие взаимодействие и координацию деятельности органов местного самоуправления.
Стратегическая цель проекта - существенное повышение инвестиционной привлекательности и налогового потенциала территорий Петрозаводского городского округа, Кондопожского, Прионежского муниципальных районов и Пряжинского национального муниципального района за счет развития межмуниципального взаимодействия, реализации проектов комплексного развития территории и формирования Петрозаводской агломерации.
Основные задачи и направления реализации проекта:
1. Усиление взаимодействия ОМСУ Петрозаводского городского округа, Кондопожского, Прионежского муниципальных районов и Пряжинского национального муниципального района в сфере совместного планирования территориального и экономического развития.
2. Разработка и внедрение договорной модели управления развитием агломерации, в основу которой закладывается регламентация различных форм межмуниципального сотрудничества в сфере совместного территориального планирования, экономического развития, поселенческой (экистической) и экологической политики.
3. Разработка единой межмуниципальной стратегии ("дорожной карты") формирования Петрозаводской агломерации, муниципальных программ, а также комплекса вспомогательных мероприятий в сфере совместного социально-экономического развития МО, входящих в состав Петрозаводской агломерации.
4. Согласование схем территориального планирования МО, оценка потенциала и активов территорий, уровня их использования, выделение функциональных зон под создание комплексных и специализированных инвестиционных площадок на территории МО, входящих в состав Петрозаводской агломерации, освоение и развитие которых будет осуществляться на основе механизмов межмуниципального сотрудничества.
5. Разработка проектов комплексного развития территорий МО (девелоперских проектов) и проектов, направленных на формирование единого инфраструктурного каркаса территории будущей Петрозаводской агломерации.
6. Выделение и формирование новых инвестиционных площадок для развития различных видов экономической деятельности с необходимым их инфраструктурным обеспечением.
7. Совместная разработка комплекса мер, направленных на повышение инвестиционной привлекательности и маркетинг территорий, которые планируется включить в состав Петрозаводской агломерации.
Этапы реализации проекта:
Первый этап - Разработка организационно-правовой договорной модели управления формированием и развитием Петрозаводской агломерации, в основу которой закладывается регламентация различных форм и инструментов межмуниципального сотрудничества в сферах территориального, финансового, экономического планирования, а также в сферах поселенческой (экистической) и экологической политики.
Второй этап - Разработка единой межмуниципальной стратегии и муниципальных программ, комплекса вспомогательных мероприятий, направленных на усиление взаимодействия муниципальных образований и формирование Петрозаводской агломерации.
Третий этап - Согласование схем территориального планирования муниципальных образований с переходом к совместному планированию и разработка совместных инфраструктурных и девелоперских проектов, направленных на комплексное развитие территорий МО и повышение их инвестиционной привлекательности.
Четвертый этап - реализация совместных инфраструктурных и девелоперских проектов комплексного развития территорий МО и формирование единого инфраструктурного каркаса и единого информационного пространства.
Ожидаемые результаты. За счет согласованной деятельности администраций Петрозаводского городского округа, Кондопожского, Прионежского муниципальных районов и Пряжинского национального муниципального района ожидается значительный рост объемов инвестиций к 2025 г. (в результате разработки и реализации инфраструктурных и крупных девелоперских проектов). Важными результатами реализации проекта, которые позволят существенно повысить инвестиционную привлекательность и обеспечить капитализацию активов территории, также станут: существенный рост густоты транспортной инфраструктуры, увеличение числа инвестиционных площадок с необходимым инфраструктурным обеспечением, существенный рост числа создаваемых новых предприятий и, как результат, существенное увеличение налогового потенциала территории, рост числа жителей.
3.4. Проект "Создание и развитие водного межотраслевого кластера в г. Петрозаводске"
Обоснование реализации проекта. Одним из наиболее существенных конкурентных преимуществ г. Петрозаводска является его расположение вдоль побережья второго по величине внутреннего водоема Европы - Онежского озера, через которое и сеть внутренних водных путей имеется выход в Белое море и Северный ледовитый океан, Балтийское, Азовское, Черное, Каспийское моря и Атлантической океан. Преимущества такого положения города обеспечивают не только возможность выполнения городом транзитных функций, но и широкие возможности для развития различных отраслей судостроения, развития водного туризма, а также развитие рыболовства. Создание условий и инфраструктуры для интенсивного развития этих направлений и видов экономической деятельности, непосредственно связанных с водой, создаст основу для развития межотраслевого взаимодействия и обеспечит синергетический эффект в виде формирования межотраслевого водного кластера.
Традиционными отраслями специализации г. Петрозаводска на протяжении уже более, чем полувековой истории являются отрасли судостроения, которое представлено в городе широким спектром производств, включая маломерных судов, катеров и яхт, традиционное судостроение на основе возрождения традиций и технологий деревянного судостроения, было представлено производство судов класса "река-море", специальное и военное судостроение, а также судоремонт. Новыми специализирующими видами деятельности в г. Петрозаводске, связанными с возможным использованием имеющегося промышленного потенциала судостроения и преимуществ прибрежного расположения города, являются организация производства экранопланов на базе ОАО "Судостроительный завод Авангард", развитие сферы технического обслуживания маломерных судов (судоремонтный комплекс, станции для заправки маломерных судов, яхт-центры и стоянки для катеров и яхт и др.), развитие водного туризма.
Отдельным направлением развития водного кластера г. Петрозаводска станет развитие внутренних водных и каботажных грузоперевозок (перевозки генеральных, навалочных, лесных грузов, включая контейнеры международного образца и некоторые опасные грузы) с использованием новых сухогрузных теплоходов проекта RSD 60 класса ББК-Макс, имеющих максимально возможные габариты для прохождения по Беломорско-Балтийскому каналу, строительство которых должно быть возобновлено в г. Петрозаводске (с использованием производственной инфраструктуры Онежского судостроительного завода).
Таким образом, создание условий для возрождения и развития традиционных отраслей и производств, связанных с судостроением, и развитие инфраструктуры для освоения новых направлений деятельности требует формирования водного межотраслевого кластера в г. Петрозаводске.
Стратегическая цель проекта - создание благоприятных условий для развития судостроения, судоремонта и водного туризма, привлечения инвестиций в развитие технологической базы судостроения и расширение ассортимента продукции (включая суда класса река-море, маломерные суда, экранопланы), возрождения традиционных технологий судостроения и их использования для создания новых типов судов.
Основные задачи и направления реализации проекта:
1. Реструктуризация, привлечение инвестиций и развитие производственных мощностей традиционных петрозаводских судостроительных предприятий.
2. Реализация разработанной концепции территориального планирования и функционального зонирования прибрежных территорий городского округа, обеспечивающих развитие водного межотраслевого кластера, включая зоны отдыха (пляжи).
3. Обоснование размещения и строительство объектов инфраструктуры обслуживания судов (заправочных станций, пунктов сбора и обработки подсланевых вод, яхт-центров и долговременных стоянок маломерных судов, портово-причальных комплексов и др.).
4. Разработка и продвижение проектов по созданию новых судостроительных и обслуживающих производств, связанных с использованием инновационных технологий.
5. Подготовка заявки ООО ПСК в ОАО "Объединенная судостроительная корпорация", являющейся участником Государственной программы РФ "Развитие судостроения на 2013 - 2030 гг.". по размещению заказа на строительство 10 новых сухогрузных теплоходов проекта RSD 60 класса ББК-Макс, имеющих максимально возможные габариты для прохождения по Беломорско-Балтийскому каналу.
6. Реализация совместного проекта ООО ПСК и Администрации Петрозаводского городского округа "Возрождение водного транспорта Республики Карелия".
7. Стимулирование развития традиционного деревянного судостроения, создание новых композиционных судов на основе совмещения технологий традиционного судостроения с инновационными технологиями и материалами.
8. Развитие водного туризма и формирование новых турпродуктов и туристских маршрутов, в том числе рыболовных туров, не только в пределах Онежского озера, но и с выходом в моря (в т.ч. реализация крупных международных туристских проектов, включая проект "Скандинавское кольцо").
9. Развитие внутренних водных (каботажных) грузовых перевозок.
10. Развитие внутренних водных пассажирских перевозок (включая запуск маршрутов речного трамвая, обеспечивающего доступ к районам города и населенным пунктам, входящим в состав Петрозаводского городского округа и расположенным вдоль побережья Петрозаводской губы).
11. Разработка и реализация комплекса мер, направленных на маркетинг прибрежных территорий города и формирование брендов, связанных с водной тематикой, включая межрегиональные и международные проекты, а также призванных развивать всесезонное использование акватории и прибрежной территории. Формирование морского имиджа г. Петрозаводска.
12. Создание условий для нереста ценных видов рыб в черте города.
13. Разработка и реализация комплекса природоохранных мероприятий, направленных на улучшение экологической обстановки в Петрозаводской губе и прилегающих районов Онежского озера.
Этапы реализации проекта:
Первый этап - оценка производственного, технологического, кадрового потенциала для развития судостроения и сопутствующих видов деятельности, потенциала, возможностей и направлений развития межотраслевого кооперирования, формирование отраслевых стратегий и разработка комплексного плана реализации проекта по созданию межотраслевого водного кластера.
Второй этап - привлечение инвестиций в перепрофилирование и восстановление работы существующих судостроительных предприятий города, создание новых производств и продвижение новых видов продукции (судов, услуг по обслуживанию судов и судоремонту, туров водного туризма и т.д.) на внешних рынках.
Третий этап - развитие межотраслевого кооперирования и стимулирование новых разработок в сфере судостроения, судоремонта, обслуживания судов, водного туризма на основе интеграции судостроительных производств и предприятий сферы обслуживания судов с организациями научно-инновационного комплекса и реализации совместных проектов, развитие инфраструктуры водного туризма.
Ожидаемые результаты. Создание межотраслевого водного кластера позволит существенно повысить инвестиционную привлекательность Петрозаводского городского округа, обеспечит его уникальными конкурентными преимуществами международного уровня и создаст условия для интенсивного развития межотраслевого кооперирования в судостроении, судоремонте, в сфере обслуживания судов и водного, рыболовного туризма. В результате реализации проекта ожидается восстановление деятельности основных судостроительных предприятий города с созданием на них до новых рабочих мест, развитие новых производств и сферы услуг, а также существенный рост налогового потенциала города и налоговых поступлений в муниципальный бюджет.
3.5. Проект "Петрозаводск - модельная территория развития гражданского общества и реализации общественных инициатив"
Обоснование реализации проекта. Реализация целей и задач развития города возможно при условии, что население города консолидируется как городское сообщество и станет подлинным субъектом самоуправления. Для этого необходимо создание таких условий по организации социального пространства города, в которых бы стала возможной реализация каждым жителем своего права на город как права и возможности влиять на ход жизни в нем и ответственности за него.
Обеспечение общественного участия требует повышения публичности и открытости деятельности органов городского управления, создания эффективных механизмов "обратной связи", общественного контроля, прозрачных информационных потоков, организации системы общественных и экспертных советов. Одним из центральных процессов является достижение конструктивного и ответственного общественного согласия. Для этого необходимо создание инфраструктуры взаимодействий: переговорных площадок и технологий достижения общественного согласия различных групп интересов. Важным условием является преодоление социального иждивенчества и беспомощности, поощрение и поддержка разных форм социальной активности.
В последние годы в городе Петрозаводске не сложилось эффективное сотрудничество органов местного самоуправления, НКО, бизнеса, социальных групп и активных граждан для решения задач развития города. В городе есть профессиональные НКО, в том числе являющиеся головными организациями для программ и объединений российского, межрегионального уровней. Организации привлекают значительные средства для решения задач развития города. Город имеет хорошие перспективы получить дополнительные механизмы развития за счет создания для НКО режима наибольшего благоприятствования. Речь должна идти не столько о поддержке, сколько о развитии партнерства между администрацией и НКО, которая основывается на принципах равноправных отношений и выполнения взаимных обязательств.
Стратегическая цель проекта - Создание благоприятных условий для развития гражданского общества, общественного участия, реализации общественных инициатив, создания системы партнерства Администрации Петрозаводского городского округа с общественными организациями и всеми активными субъектами общественной деятельности.
Основные задачи и направления реализации проекта:
1. Разработка и реализация муниципальной программы по внедрению и развитию системы "электронной демократии" через:
1.1. развитие системы предоставления электронных муниципальных услуг с учетом доступности для слепых и слабовидящих;
1.2. формирование системы электронного онлайн мониторинга общественного мнения и оценки деятельности Администрации Петрозаводского городского округа по основным направлениям развития города;
1.3. организацию эффективной работы "электронной приемной" Главы Петрозаводского городского округа.
2. Создание благоприятной мотивационной среды для поддержки социальной активности, меценатства, благотворительности, волонтерства, лидерства и иных форм вовлечения жителей в решение социальных проблем:
2.1. формирование системы выявления сообществ горожан (по интересам, профессиональной принадлежности и др.), поощрения и поддержки их инициатив;
2.2. создание муниципальной системы поддержки социально-ориентированных НКО;
2.3. расширение и регулярное проведения общественных конкурсов и открытых "проектных мастерских" по решению наиболее важных комплексных проблем развития города;
2.4. поддержка и развитие деятельности городского фонда (совместно с заинтересованными бизнес-структурами и НКО) и системы конкурсного распределения его средств на поддержку социальных и общественных инициатив;
2.5. разработка механизмов делегирования НКО полномочий по решению местных проблем
2.6. поддержка создания и развития детских общественных организаций;
2.7. организация деятельности молодежного совета депутатов при ПГС;
2.8. создание общественной комиссии по приемке проектной документации по строительству и капитальному ремонту зданий и сооружений, а также по контролю за вводом в эксплуатацию и соблюдением норм для маломобильных групп населения.
3. Формирование городской общности путем создания городских общественных пространств и общегородских событий:
3.1. реконструкция городского парка как пространства городских событий и общения жителей города;
3.2. предоставление бесплатных площадок на общегородских массовых мероприятиях для социально-ориентированных НКО;
3.3. развитие инваспорта через благотворительное предоставление тренажерных залов, бассейнов, спортивных площадок;
3.4. создание городской газеты, приложений для смартфонов и т.д.
4. Повышение уровня открытости органов местного самоуправления, НКО, других субъектов общественной жизни, а также процесса принятия решений:
4.1. модернизация сайта АПГО: изменение структуры сайта, пользовательского интерфейса и поисковой машины, создание странички НКО на сайте администрации Петрозаводского городского округа для освещения их деятельности;
4.2. совершенствование системы "обратной связи" с населением города: создание электронной площадки взаимодействия населения и органов власти, проведение регулярных публичных отчетов, презентаций и др. форм, создание системы публичных отчетов, презентаций;
4.3. создание системы контроля качества ответов специалистов администрации на обращения граждан;
4.4. реформирование деятельности общественно консультационных советов (ОКС) на основе выработанных критериев: разработка критериев отбора членов ОКС, создание системы освещения деятельности ОКС;
4.5. модернизация системы освещения деятельности Петрозаводского городского совета (ПГС): публикация стенограмм заседания ПГС, публикация результатов голосования; создание системы он-лайн трансляций заседаний ПГС.
4.6. реформирование института общественных (публичных) слушаний: развитие системы информирования населения об общественных слушаниях, разработка системы инициирования общественных слушаний населением, создание механизма проведения общественных слушаний с использованием сети Internet.
5. Развитие партнерства в сфере социальных взаимодействий:
5.1. развитие механизмов партнерства Администрации Петрозаводского городского округа и НКО в сфере разработки, реализации и оценки городских программ;
5.2. адаптация и внедрение зарубежного опыта в сфере развития межмуниципального сотрудничества в сфере совместного планирования и развития территории с активным вовлечением в этот процесс основных стейкхолдеров и общественности.
6. Развитие системы гражданского образования, воспитания активного горожанина, привлечения молодежи к общественной деятельности.
Этапы реализации проекта:
Первый этап - разработка и реализация муниципальной программы по внедрению и развитию системы "электронной демократии", а также разработка механизмов трансформации институциональной среды, направленных на повышение открытости органов власти, совершенствование деятельности ОКС, общественных слушаний, поддержки НКО и общественных инициатив и городского сообщества.
Второй этап - внедрение механизмов трансформации институциональной среды, направленных на повышение открытости органов власти, совершенствование деятельности ОКС, общественных слушаний, поддержки НКО и общественных инициатив, городского сообщества.
Третий этап - эффективное функционирование новых институтов (в т.ч. ОКС, общественные слушания, система поддержки НКО и реализации общественных инициатив, открытость органов власти), городского сообщества.
Ожидаемые результаты. Развитие системы предоставления электронных муниципальных услуг с учетом доступности их слепым и слабовидящим, а также разработка и реализация муниципальной программы по внедрению и развитию системы "электронной демократии" позволит Петрозаводскому городскому округу создать эффективный механизм взаимодействия с общественностью в целях максимально эффективного использования креативного и экспертного потенциала местного сообщества. Реализация проекта будет способствовать повышению доверия населения к органам муниципальной власти с одной стороны, и, с другой, повышению доверия к НКО, как со стороны власти, так и со стороны гражданского общества и граждан, а также увеличению количества НКО, участвующих в реализации муниципальных программ, увеличению количества реализованных социальных инициатив, доли третьего сектора в экономике города. Кроме того, реализация проекта направлена на рост доли жителей города, участвующих в общественных слушаниях, on-line опросах общественного мнения, в деятельности НКО, являющихся добровольцами и благотворителями, количества участников общегородских событий и увеличение количества проектов НКО, поддержанных на уровне российском и международном уровне.
3.6 Проект "Петрозаводск: культурное измерение"
Обоснование реализации проекта. Деятельность в сфере культуры в немалой степени способствует созданию условий для позитивного досуга, реализации творческих потребностей жителей и гостей города, улучшению социально-психологического климата в городском сообществе. Петрозаводск переживает этап своей истории, связанный с необходимостью пересмотра приоритетов промышленного, гуманитарного развития. Многие в прошлом индустриальные города Европы использовали культуру в качестве ресурса развития территории в период выхода из кризиса, связанного с окончанием постиндустриального этапа развития. Творческие индустрии, туризм при планомерном сохранении исторического облика дали новый импульс к развитию этих городов.
Богатые традиции культурной жизни Петрозаводска, сохранившиеся объекты культурного наследия, и ценные градоформирующие элементы исторического города, создающие привлекательный и самобытный облик города, необходимо использовать в плане улучшения инвестиционного климата и туристской привлекательности города.
Сфера культуры города Петрозаводска становится полем деятельности все большего числа активных субъектов, стремящихся реализовать разнообразные инициативы. На этом фоне возрастает как актуальность согласования стратегических приоритетов развития сферы культуры, так и необходимость обновления способов управления сферой культуры Петрозаводского городского округа.
Стратегическая цель проекта - превращение культурной среды Петрозаводска в реальный фактор развития человеческого потенциала города, способствующий повышению культурного, духовно-нравственного уровня горожан, развитию сплоченности городского сообщества, формированию позитивного эмоционального настроя жителей города, повышению туристской и деловой привлекательности г. Петрозаводска.
Основные задачи и направления реализации проекта:
1. Сохранение культурного пространства города:
1.1. принятие мер для охраны исторического центра города;
1.2. планомерное проведение инвентаризации ценной средовой застройки, а также выявление объектов культурного наследия (ОКН) с целью использования их для размещения муниципальных учреждений культуры, объектов туристической инфраструктуры; планирование средств для проведения историко-культурных экспертиз, проектов зон охраны ОКН, а также предметов охраны;
1.3. постановка под охрану достопримечательных мест на территории города и их включение в туристские маршруты в качестве объектов культурного наследия, так и ценную средовую застройку;
1.4. планирование капитальных ремонтов на объектах культурного наследия, являющихся жилыми домами, включая ремонты и реставрацию фасадов, а также реконструкцию инженерной инфраструктуры с целью ее модернизации;
1.5. использование для привлечения жителей к делу сохранения исторического городского наследия широкой информации и различных форм краеведческого образования, в том числе начиная со школьного возраста.
2. Развитие инфраструктуры сферы культуры города:
2.1 приведение материально-технической базы муниципальных учреждений культуры (прежде всего, объема занимаемых площадей) в соответствие с федеральными нормам обеспеченности территорий объектами социальной сферы через реконструкцию или капитальный ремонт существующих и строительство новых зданий;
2.2 поддержка в надлежащем состоянии объектов муниципальной инфраструктуры, проведение своевременного капитального и текущего ремонта зданий;
2.3 модернизация и обеспечение инновационного развития организаций культуры путем масштабного инвестирования в технологическое обновление и распространение новых информационных продуктов и технологий;
2.4 формирование сети городских современных многофункциональных культурных комплексов (многопрофильных центров, соединяющих в себе клуб, библиотеку, музей, галерею, концертную площадку и др.) в различных микрорайонах города;
2.5 строительство единого городского многофункционального культурного комплекса (с концертным залом не менее чем на 1000 посадочных мест;
2.6 переоборудование помещений библиотек под места для комфортного проведения интеллектуального досуга и создания зон для обучения и консультирования горожан по работе с электронной информацией;
2.7 расширение городских рекреационных зон для организации отдыха горожан и проведения массовых городских мероприятий.
3. Развитие творческой культурной среды, создание условий для творческой деятельности в сфере культуры и искусства:
3.1. модернизация образовательной деятельности муниципальных учреждений, реализующих программы художественного образования детей и молодежи, создание эффективных форм выявления и поддержки молодых дарований;
3.2. развитие системы поддержки детского художественного творчества;
3.3. поддержка деятельности творческой интеллигенции, продвижение художественных произведений, созданных в петрозаводскими авторами;
3.4. содействие развитию народного художественного творчества, ремесленных традиций территории, комплексных этнопроектов;
3.5. создание культурно-общественных центров как основы новых форм партнерства, места деятельности творческих людей и реализации проектов;
3.6. информационная и организационная поддержка арт-проектов бизнеса;
3.7. выравнивание возможностей доступа к культурным ценностям жителей различных микрорайонов города;
3.8. развитие услуг, оказываемых на дому, развитие дистанционных услуг;
3.9. развитие услуг, оказываемых по месту работы горожан;
3.10. развитие семейных форм проведения досуга на основе культурного ресурса.
4. Реализация масштабных культурных и гуманитарных проектов международного уровня, способствующих созданию привлекательного образа Петрозаводска как культурного центра, стимулирование создания продуктов событийного туризма:
4.1. развитие комплексных мультикультурных проектов "День города", "Международный зимний фестиваль "Гиперборея";
4.2. поддержка проектов "Международный фестиваль живой музыки "Воздух", "Международный морской фестиваль "Голубое Онего";
4.3. содействие созданию культурных событий, отражающих самобытность города;
4.4. традиционной национальной культуры территории.
5. Улучшение кадрового обеспечения сферы культуры:
5.1. разработка и внедрение системы непрерывного образования, методической поддержки специалистов и управленческих кадров организаций культуры;
5.2. определение реальной потребности сферы культуры в специалистах в целом, и каждого учреждения сферы культуры в отдельности;
5.3. организация профориентационной работы с потенциальными кадрами, поиск и привлечение молодых специалистов на работу в муниципальных учреждениях культуры.
6. Создание эффективной системы продвижения культуры и культурного продукта в городскую среду и за ее пределы:
6.1 поддержка сетевых информационных и образовательных программ, направленных на формирование устойчивых художественных интересов населения;
6.2 реализация проекта "Отклик", мониторинг потребностей и ожиданий горожан в сфере культуры с целью выяснения их духовных потребностей;
6.3 организация и ведение работы по широкому освещению культурной жизни города и активному продвижению культуры в городское сообщество, с обращением особого внимания продвижению новых культурных продуктов;
6.4 развитие партнерских и спонсорских взаимоотношений со средствами массовой информации, использование социальной рекламы, других возможностей;
6.5 создание городского СМИ, специализирующегося на освещении вопросов культурной жизни;
6.6 развитие международного и межрегионального культурного сотрудничества, развитие культурных связей с городами-побратимами с целью обогащения городской культурной практики, творческого обмена;
6.7 расширение партнерства с общественными организациями;
6.8 создание условий для деятельности меценатов, формирование в городском сообществе восприятия меценатской деятельности как "престижной".
Этапы реализации проекта:
Первый этап - разработка и реализация мер, направленных на сохранение и развитие культурного пространства города, формирование и поддержку наиболее значимых комплексных проектов города в сфере культуры, их продвижение на внешние рынки.
Второй этап - реализация мер, направленных на развитие инфраструктуры сферы культуры города и создание условий для творческой деятельности в сфере культуры и искусства, создание условий для кадрового обеспечения сферы культуры.
Третий этап - Создание эффективной системы продвижения культуры и культурного продукта в городскую среду и на внешних рынках, формирование и продвижение масштабных культурных мероприятий, выступающих "брендовыми" для города.
Ожидаемые результаты: Реализация проекта ожидается достижение следующих общих результатов - повышение статуса сферы культуры в обеспечении привлекательности жизни в городе, а также формирование на основе культурного потенциала города новой точки экономического роста и одного из важнейших стратегических направлений развития города, рост позитивного имиджа Петрозаводска как культурного центра.
В числе частных результатов ожидаются следующие: рост удовлетворенности горожан различными видами услуг, оказываемых учреждениями культуры; рост количества и расширение направленности открытых конкурсов, фестивалей и других мероприятий, поддерживающих активность горожан в творческом самовыражении в сфере искусства и культуры, рост числа участников этих культурных событий; рост количества и расширение направленности мероприятий в сфере профессионального искусства и культуры российского и международного масштаба, проведенных в г. Петрозаводске; появление у города Петрозаводска новых культурных проектов российского или международного масштабов; появление устойчивого календаря событийного туризма, увеличение туристического потока в дни проведения крупных культурных событий в Петрозаводске.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.