Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Аналитический блок
1.1. Петрозаводск сегодня
Население и рынок труда. Численность населения Петрозаводского городского округа по состоянию на начало 2014 года составила 271797 человек и последние три года имеет небольшую положительную тенденцию роста (рис. 2).
"Рис. 2. Динамика численности населения Петрозаводского городского округа, тыс.чел."
В естественном движении населения рождаемость по-прежнему характеризуется показателями ниже уровня смертности, что приводит к естественной убыли населения. Однако последние 10 лет наблюдается положительная тенденция естественного прироста населения (в основном за счет снижения смертности и роста средней продолжительности жизни).
Также причинами естественной убыли населения является сохранение ситуации, связанной с малым числом детей в семье и тенденции "отложенного рождения", являющихся результатом неблагоприятной социально-экономической ситуации, недостаточности мер, реализуемых в сфере охраны материнства и детства, поддержки молодой семьи.
Миграция характеризуется положительным сальдо, который обеспечен за счет мигрантов из других муниципальных районов Республики Карелия, из стран СНГ и Балтии. Уезжают жители города в основном в г. Москву, Московскую область, г. Санкт-Петербург, Ленинградскую область и ряд центральных и южных регионов. Среди стран дальнего зарубежья наибольший отток - в Финляндию. Рассматривая положительную тенденцию последних лет по снижению естественной убыли населения и наличие миграционного прироста, следует ожидать увеличение численности населения округа на 2-3 тыс. человек ежегодно.
Средний возраст жителей Петрозаводска составляет 38,1 лет (мужчин - 35,2 года, женщин - 40,3 лет). Согласно критериям Всемирной организации труда население считается "старым", если доля людей в возраст 65 и более лет превышает 7% от общей численности. В Петрозаводске данный показатель составляет 11,5%, что негативно отражается на структуре трудовых ресурсов.
В свете развития тенденций на рынке труда следует также учитывать тот факт, что в трудоспособный возраст вступают дети, рожденные в 90-х годах, когда наблюдался резкий спад рождаемости. Поэтому следует ожидать, что в ближайшей перспективе изменения возрастного состава населения и структуры трудовых ресурсов будут носить неблагоприятный характер.
Вместе с тем, в 2013 году численность трудоспособного населения округа увеличилась на 0,5% по сравнению с уровнем 2012 года и составила 166,024 тыс. человек. Снижению количества и качества трудовых ресурсов Петрозаводска способствует близость г. Санкт-Петербурга, являющегося центром притяжения мигрантов (особенно высококвалифицированных трудовых ресурсов). Данное обстоятельство требует не только выработки мер, направленных на "закрепление" высококвалифицированных трудовых ресурсов в городе, но и мер, связанных с привлечением трудовых ресурсов из других регионов.
Среднесписочная численность работающих на крупных и средних предприятиях города в 2013 году составила 74,1 тыс. чел. (увеличилась на 0,7% по сравнению с 2012 годом). Численность официально зарегистрированных безработных в г. Петрозаводске на начало 2014 года составила 1560 человек, уровень безработицы 1,1%.
Денежные доходы на душу населения в 2013 году выросли почти на 15,5% по сравнению с 2012 годом. Так, среднемесячная начисленная заработная плата на одного работника (по кругу средних и крупных предприятий) в 2013 году составила 32,5 тыс. рублей, тогда как в 2012 году она составляла 29,8 тыс. рублей. При этом реальные располагаемые доходы населения увеличились на 3,5%.
Несмотря на положительную динамику роста доходов населения, все же сохраняется ситуация, характеризующаяся опережающим ростом стоимости жизни по сравнению с динамикой роста реальных располагаемых денежных доходов населения города, а также достаточно высокой дифференциацией заработной платы по секторам экономики.
Экономическое развитие. В период с 2008 года наблюдается рост оборота организаций всех видов деятельности. В 2013 году он составил 98,5 млрд. руб. и вырос на 8,2% по сравнению с 2012 годом. Индекс промышленного производства в 2013 году составил 97,5% к 2012 году. Объем отгрузки товаров (услуг) собственного производства по крупным и средним организациям в 2013 году составил 20,5 млрд. рублей и характеризуется устойчивым ростом (рис. 3).
"Рис. 3. Динамика объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг"
На начало 2014 года в г. Петрозаводске действовало 15798 хозяйствующих субъектов и 7916 индивидуальных предпринимателей. На долю Петрозаводска приходится 56,5% общего числа хозяйствующих субъектов Республики Карелия. Почти 70% всех хозяйствующих субъектов г. Петрозаводска работают в сфере услуг (рис. 4). В целом, происходит постепенное изменение структуры экономики города, характеризующееся снижением удельного веса промышленных предприятий тяжелой промышленности и машиностроения и ростом удельного веса предприятий и отраслей, ориентированных на конечного потребителя.
"Рис. 4. Распределение хозяйствующих субъектов в г. Петрозаводске по видам экономической деятельности"
В отраслях промышленности, ориентированных на конечного потребителя (легкой промышленности и мебельном производстве), наблюдается наращивание объемов производства. Вместе с тем, в ряде отраслей пищевой промышленности (хлебопекарной и молочной) наблюдается снижение объемов производства ввиду вытеснения местной продукции внешними товаропроизводителями, что обусловлено интенсивным развитием сетевых ритейлинговых компаний.
В результате роста тарифов на тепловую и электрическую энергию, а также роста объемов энергопотребления на протяжении ряда лет устойчивый рост объемов производства наблюдается по виду деятельности "производство и распределение электроэнергии, газа и воды". Также результатом роста объемов жилищного и дорожного строительства является сложившаяся в последние годы положительная динамика производства ряда строительных материалов, в т.ч.: пиломатериалов (в 1,2 раза), строительных нерудных материалов (в 3,6 раза), бетона и готовых железобетонных конструкций (в 1,3 раза).
В 2013 году было отмечено снижение объема инвестиций в основной капитал по сравнению с 2011 - 2012 гг. (рис. 5). Объем инвестиций в основной капитал составил 9,65 млрд рублей (в т.ч. 126,4 млн рублей - за счет средств муниципального бюджета).
"Рис. 5. Динамика объема инвестиций в основной капитал в г. Петрозаводске"
Работа по поддержке малого и среднего предпринимательства в г. Петрозаводске до 2014 года осуществлялась в соответствии с долгосрочной муниципальной целевой программой "Развитие и муниципальная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Петрозаводского городского округа на 2009 - 2014 годы".
По состоянию на конец 2013 года количество малых предприятий составило более 4,1 тыс. единиц, количество индивидуальных предпринимателей - около 8,0 тыс. чел. Количество малых предприятий в г. Петрозаводске на 1000 человек в 2 раза выше, чем в среднем по республике и по Российской Федерации (справочно: в РФ на 1000 чел. приходится 7 малых предприятий, в г. Петрозаводске - 15). Более половины субъектов МСБ работают в сфере оптовой и розничной торговли и сфере услуг (55,2%). В секторе обрабатывающих производств и лесном хозяйстве их доля составляет 15,1%, в транспорте и связи - 5,1%, строительстве - 9,0%, в сфере гостиниц и ресторанов - 3,9%, на другие виды деятельности приходится 11,7% субъектов МСБ.
Несмотря на достаточно хороший уровень развития МСБ в г. Петрозаводске предприятия сталкиваются с финансовыми ограничениями, ограничениями доступа к ресурсной базе с материально-техническими ограничениями, недостатком кадров. Кроме того сфера МСБ характеризуется более низким уровнем заработной платы работников и высокой долей теневых и скрытых платежей, что не позволяет более эффективно использовать потенциал МСБ в развитии города. Решение этих и других перечисленных выше проблем требует выработки системных мер и подходов, а также комплексных проектов развития территории городского округа, которые позволили бы наиболее полно использовать имеющийся экономический потенциал, обеспечив для этого необходимые инфраструктурные условия.
Налоги и бюджет. В 2013 году общий объем доходов в бюджет составил 5407,1 млн. рублей, что на 3,9% больше, чем в 2012 году (рис. 6). Уровень обеспеченности бюджета города собственными доходами в 2013 году составил 80,4% от общего объема доходов. Общий объем расходов городского бюджета в 2013 году составили 6235,9 млн. рублей. Дефицит бюджета составил 828,8 тыс. рублей.
"Рис. 6. Динамика исполнения бюджета г. Петрозаводска по доходам в 2009 - 2013 гг."
По сравнению с 2010 - 2011 годами доходы бюджета сократились. В последние пять лет наблюдается негативная тенденция в изменении структуры доходов бюджета. В частности, сокращается обеспеченность расходных обязательств бюджета города собственными доходами. Наблюдается рост безвозмездных поступлений из бюджетов других уровней (с 1645 млн. рублей в 2009 году до 2560,8 млн. рублей в 2013 году). Одновременно с этим за последние два года существенно сократились неналоговые доходы при фактически неизменном уровне налоговых поступлений в бюджет.
Таким образом, если основной задачей бюджетной политики администрации города в период 2008 - 2012 гг. являлась поддержка социальной стабильности, обеспечение сбалансированности бюджета, выработка и реализация мер для обеспечения наиболее полного исполнения расходных обязательств, то сегодня назрела необходимость смены стратегического курса бюджетной политики на повышения самодостаточности городского бюджета, мобилизации доходов и повышения эффективности и отдачи от использования муниципального имущества.
С целью повышения эффективности бюджетных расходов в 2012 году был осуществлен перевод всех бюджетных учреждений г. Петрозаводска на финансовое обеспечение в виде субсидий на выполнение муниципального задания на оказание муниципальных услуг (работ) в соответствии с Законом РФ от 08.05.2010 N 83-ФЗ. Для всех учреждений утверждены нормативы финансовых затрат на оказание услуг.
Жилищное строительство и ЖКХ. В последние годы наблюдался устойчивый рост объемов жилищного строительства в г. Петрозаводске. В частности, в 2011 году было введено в эксплуатацию 113,0 тыс. кв. м общей площади жилых помещений, в 2012 году - 130 тыс. кв. м, а в 2013 году - 143,42 тыс. кв. м. За последние три года объем вводимого жилья увеличился почти на 24%. На Петрозаводский городской округ приходится почти 65% вводимого в эксплуатацию жилья по Республике Карелия.
В числе наиболее крупных проектов по строительству жилья, реализованных за последние 5 лет, следует назвать строительство микрорайонов "Древлянка-5", "Древлянка-8" и "Древлянка-9" жилого района "Древлянка II", жилого комплекса "Олимп" (пересечение ул. Попова и Лососинского шоссе), жилого комплекса "Город солнца" (район ул. С. Ковалевской), жилых комплексов на наб. Варкауса и др.
Помимо жилищного строительства в последние годы были созданы необходимые условий для развития инициативы собственников помещений по управлению многоквартирными домами, формирования конкурентных отношений в сфере управления и обслуживания жилищного фонда. По факту на 2013 год 3,5% многоквартирных домов находится под непосредственным управлением собственниками, более 17% - находится под управлением ТСЖ или ЖСК, 1,2% - находится под управлением муниципальных или государственных учреждений и более 70% - под управлением частными управляющими организациями.
Администрацией города реализуется муниципальная целевая программа "Переселение граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, и из аварийного жилищного фонда". В целом за последние пять лет аварийными были признаны 86 жилых домов, из них по программе расселено 37 домов. Вместе с тем, список аварийных домов ежегодно корректируется. На начало 2014 года в данном списке находятся 66 домов, которые планируется расселить до 2016 года.
Городская инфраструктура. Дорожное хозяйство. Общая площадь постоянно обслуживаемых муниципальных дорог и улиц на 01.01.2014 составляет 2,76 млн. кв. м (данные без учёта обслуживаемых площадей тротуаров, лестничных спусков, пешеходных дорожек, остановочных комплексов, дворовых территорий). В обслуживание включены все дороги и улицы общегородского и местного значения, находящиеся в реестре недвижимости города, а также объекты общегородской территории в жилых микрорайонах, в том числе основные и второстепенные внутриквартальные проезды на площади 214 тыс. кв. м.
В течение 2009 - 2013 годов реализован ряд крупных проектов, связанных с капитальным ремонтом и реконструкцией инфраструктурных объектов города. В частности, проведена реконструкция магистрали общегородского значения "Кукковка - Древлянка", осуществлен капитальный ремонт ряда улиц (включая центральные улицы города), проведен ремонт проездов к дворовым территориям многоквартирных домов в разных жилых районах города общей площадью около 45,0 тыс. кв. м (в рамках программы "Капитальный ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов многоквартирных домов Петрозаводского городского округа"), отремонтировано около 200 многоквартирных домов, начато строительство Лососинского шоссе от ул. Попова до второго транспортного полукольца в жилом районе Древлянка-II и др.
В соответствии с действующими нормативными документами для обеспечения нормативного технического состояния автомобильных дорог в городе ежегодно осуществляется ремонт не менее 42,6 км автодорог (366,7 тыс. кв. м). В соответствии с ведомственной муниципальной программы "Развитие дорожного хозяйства Петрозаводского городского округа на период 2012 - 2014 гг." был сформирован перечень объектов дорожно-мостового хозяйства городского округа, на которых в строительный период 2012 года выполнены работы по ремонту автомобильных дорог на площади 51,7 тыс. кв. м. В соответствии с программой ежегодно проводятся работы по ремонту проездов.
Если на начало 2009 года доля муниципальных дорог, не отвечающих нормативным требованиям, составляла 85%, то на начало 2014 года она составила 61%. Для приведения дорог в соответствие с нормативными требованиям необходимо ежегодное минимальное выделение денежных средств для проведения работ по капитальному ремонту, ремонту автодорог в размере 350-400 млн. рублей, а также обеспечение контроля за фактической реализацией проектов реконструкции, ремонта улично-дорожной сети и реализацией в полном объеме утверждённых целевых программ по обеспечению безопасности дорожного движения.
Водопроводно-канализационное хозяйство. На территории Петрозаводского городского округа осуществляется строительство и реконструкция водопроводных очистных сооружений г. Петрозаводска (ВОС) и модернизация канализационных очистных сооружений (КОС) в рамках проекта "Чистая вода". Реализация регионального инвестиционного проекта "Строительство и реконструкция водопроводных очистных сооружений г. Петрозаводска (II этап)" осуществляется на основе инвестиционного соглашения между Правительством Республики Карелия, Администрацией города и ОАО "ПКС". Проект реализуется ОАО "ПКС" при финансовой поддержке Инвестиционного фонда РФ и бюджетов Республики Карелия и г. Петрозаводска. Ежегодно выполняется значительный объем работ по замене запорной арматуры, пожарных гидрантов, водоразборных колонок, ремонту канализационных колодцев. В 2011 - 2013 годах с целью снижения объемов энергопотребления выполнены работы по установке насосов со сниженным потреблением электроэнергии и стабилизации режима работы канализационных сетей города.
Теплоснабжение. Подготовка к отопительным периодам проходит в соответствие с нормативными документами и утвержденными графиками. Проводится проверка технологического оборудования, источников тепловой энергии, испытания всех тепловых магистралей и распределительных сетей, принимаются меры по их ремонту, устранению выявленных недостатков. В соответствии с приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 04.09.2008 N 66 "Об организации в Министерстве энергетики Российской Федерации работы по утверждению нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных" Администрацией города согласованы расчеты нормативов создания запасов топлива энергоснабжающими организациями, эксплуатирующими источники теплоснабжения.
Основными теплоснабжающими организациями города являются Петрозаводская ТЭЦ Филиала "Карельский" ОАО "ТГК-1" (аварийный запас резервного топлива в наличии - 10 000 тон мазута), котельная ОАО "Славмо" (аварийный запас резервного топлива 220 тонн), котельная ООО "КАРТЭК" (аварийный запас резервного топлива 401 тонна), котельная ОАО "Петрозаводскмаш" (аварийный запас резервного топлива 2367 тонна), котельные ОАО "ПКС" (аварийный запас резервного топлива 510 тонна). Все они обеспечены природным газом. За последние три года введены в эксплуатацию ряд модульных котельных.
Электроснабжение. Ремонт, реконструкция и развитие системы городского электроснабжения осуществляется на основе долгосрочной муниципальной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Петрозаводского городского округа на 2010 - 2015 годы и на перспективу до 2020 года". В 2012 году завершена установка автоматизированной системы управления наружным городским освещением "Кулон", что существенно снизило затраты на электроэнергию. Для обеспечения освещения улиц и дворовых территорий используется около 14,7 тыс. светильников.
В 2010 - 2013 годах в сфере энергоснабжения реализованы мероприятия по повышению энергоэффективности, обеспечению бесперебойности электроснабжения, включая замену на более мощные силовых трансформаторов и текущий ремонт трансформаторных подстанций, воздушных линий электропередач, кабельных линий, развитие уличного освещения и его перевод на энергосберегающие технологии и др.
Газовое хозяйство. Содержание внутридомового газового оборудования многоквартирных жилых домов в исправном и работоспособном техническом состоянии осуществляется путем проведения комплекса установленных работ по его обслуживанию. В 2013 году проведено диагностирование 208 резервуаров и техническое освидетельствование 26 резервуаров групповых подземных установок, техническое освидетельствование сосудов 9 автоцистерн, проведено техническое обследование 10,15 км подземных газопроводов, диагностирование - 1,748 км. К природному газу в 2013 году подключены 17 многоквартирных домов. На эти цели из бюджета Петрозаводска было выделено 12,1 миллиона рублей.
Осуществляются текущие работы по переводу жилищного фонда г. Петрозаводска на природный газ в соответствии с "Мероприятиями по газификации Республики Карелия на 2011 - 2015 гг.". Для этого были проведены работы по строительству распределительных сетей наружного газоснабжения, сетей среднего и низкого давления, финансирование которых осуществлялось ЗАО "Карелтрансгаз" и частными инвесторами.
Услуги населению. Транспортные услуги. Перевозки пассажиров городским общественным транспортом осуществляются в соответствии с единой и упорядоченной городской маршрутной сетью регулярных перевозок как "традиционным" электрическим транспортом, так и автобусами различной вместимости. Внедрена современная программа по составлению расписания движения на всех транспортных предприятиях города, что позволило оптимизировать маршруты и время движения общественного транспорта, конкурсы на организацию регулярных пассажирских перевозок на регулярных городских маршрутах. В сфере транспортного обслуживания горожан работает 7 компаний-перевозчиков. На автобусных маршрутах города работает 348 автобусов. Со всеми перевозчиками, работающими на регулярных городских маршрутах, заключены долгосрочные договоры (сроком на 3 года).
Особое внимание уделяется вопросу организации транспортного обслуживания населения отдаленных районов города: микрорайонам Ключевая, Птицефабрика, Соломенное, Сулажгора, Сулажгорский кирпичный завод. В целях контроля за работой перевозчиков и регулировки интервалов движения на маршрутах организована работа диспетчерских служб на конечных пунктах "Соломенное", "Птицефабрика", "Кемская", "Сулажгора", "Тяжбуммаш". Внедрена система спутниковой навигации на весь подвижной состав, работающий на регулярных городских маршрутах.
Вместе с тем, необходимо отметить негативные тенденции в сфере транспортного обслуживания, а именно, увеличение процента износа троллейбусного парка (на начало 2014 года он составил более 80%). Из 98 троллейбусов 70 троллейбусов эксплуатируются после капитального ремонта.
Здравоохранение и социальное обеспечение. Приоритетами работы в области здравоохранения и социального обеспечения являются развитие первичной медико-санитарной помощи, укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений, повышение укомплектованности кадрами первичного звена здравоохранения, доступности высокотехнологичных видов медицинской помощи.
В сфере здравоохранения функционирует 35 самостоятельных учреждений здравоохранения на 2910 койко-мест, в том числе 13 стационарных учреждений и 22 амбулаторно-поликлинических учреждения. В системе здравоохранения работает более 4 тыс. человек, из них 1932 врачей и более 3400 чел. - среднего медицинского персонала. Укомплектованность медицинскими кадрами по врачам составляет 64,3%, по среднему медицинскому персоналу - 73,7%. Как и в целом по республике, в лечебно-профилактических учреждениях округа сохраняется сложная ситуация с укомплектованностью врачами узких специальностей.
На территории Петрозаводского городского округа реализована региональная программа модернизации здравоохранения Республики Карелия на 2011 - 2012 гг. За этот период на укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений было направлено 84,0 млн. руб.
Муниципальная система социального обслуживания населения г. Петрозаводска включает 5 учреждений, расположенных в 7 микрорайонах города. Деятельность учреждений финансируется за счет республиканского бюджета в виде субвенции, передаваемой на финансовое обеспечение социального обслуживания отдельных категорий граждан. МУ СЗ "Городская социальная служба" финансируется из бюджета городского округа. На базе учреждений организована работа с малообеспеченными семьями с детьми, пенсионерами, инвалидами, семьями, имеющими детей-инвалидов, несовершеннолетними и гражданами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.
Образование. Муниципальная образовательная сеть Петрозаводского городского округа представлена 69 дошкольными образовательными учреждениями, 22 дошкольными группами при МОУ "Средняя школа N 7", МОУ "Лицей N 1" и МОУ "Средняя школа N 35", 37 общеобразовательными учреждениями (из которых 5 лицеев, 3 гимназии, 8 школ с углубленным изучением отдельных предметов), одним вечерним (сменным) учреждением, одним специальным (коррекционным) общеобразовательным учреждением, 2 учреждениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также 16 учреждениями дополнительного образования различной ведомственной принадлежности.
Общий объем расходов бюджета муниципального образования по отрасли "Образование" в 2013 г. составил 2930,2 млн. руб. Во всех общеобразовательных учреждениях Петрозаводского городского округа на начало 2013/2014 учебного года обучалось 24506 человек. Средняя наполняемость в общеобразовательных классах Петрозаводского городского округа составляет 26,1 человек (норма 25).
В связи со стабилизацией демографических показателей, начиная с 2004 - 2005 годов в Петрозаводском городском округе сложилась сложная ситуация с наличием достаточного количества мест в дошкольных образовательных учреждениях. В связи с этим Администрацией Петрозаводского городского округа была разработана и реализуется ведомственная программа "Развитие сети дошкольных образовательных учреждений Петрозаводского городского округа", в рамках которой реализуются мероприятия, направленные на повышение доступности качественных образовательных услуг для жителей города. В городе функционируют три негосударственных образовательных учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, имеющие лицензию на образовательную деятельность (детский сад N 25 ОАО "РЖД", частное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа "Независимая школа" и Негосударственное образовательное частное учреждение "Первая частная школа"). Также 23 индивидуальных предпринимателя осуществляют услуги по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста.
В Петрозаводске сохранена сеть специализированных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждений и групп. В детских садах города 1316 детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе 208 детей-инвалидов.
В 2013/2014 учебном году муниципальные учреждения дополнительного образования детей реализовали на базе всех школ города 117 дополнительных образовательных программ для 13385 школьников. Обеспечивается принцип территориальной доступности данного типа образования. В учреждениях дополнительного образования спортивного профиля занимаются 9348 детей.
По состоянию на 2013-2014 учебный год в муниципальных образовательных учреждениях города трудятся 6570 чел. Общая численность педагогов составляет 3658 чел., учителей - 1582. Численность учащихся, приходящихся на одного учителя в муниципальных образовательных учреждениях, в 2013 году составила 15,5 учащихся.
Физическая культура и спорт. Муниципальная политика в области физической культуры и спорта в течение последних пяти лет была направлена на привлечение населения к систематическим занятиям физической культурой и спортом для укрепления здоровья, организацию активного досуга, формирование здорового образа жизни горожан.
Всего на территории Петрозаводского городского округа находятся 487 спортивных сооружений, из которых 62 находятся в федеральной собственности, 84 - в республиканской собственности, 315 - в муниципальной собственности, 26 принадлежат организациям иных форм собственности. Единовременная пропускная способность сооружений составляет 11724 чел.
В 2013 году число систематически занимающихся физической культурой и спортом составило около 76,0 тыс. чел. (35% от общей численности населения округа). В городе работают 7 спортивных школ, в которых занимаются 9369 учащихся по 25 видам спорта.
Ежегодно в Петрозаводске проводится около 200 спортивно-массовых мероприятий по различным видам спорта. В школах города ежегодно проводится около 1,5 тыс. физкультурно-оздоровительных и спортивных внеклассных мероприятий и "дней здоровья".
Культура и искусство. Муниципальная политика в сфере культуры основывается на Концепции развития сферы культуры г. Петрозаводска на 2009 - 2015 гг. В городе осуществляют деятельность 9 подведомственных учреждений, которые оказывают населению услуги дополнительного образования, библиотечного обслуживания и культурно-досуговые услуги.
В городе работают пять музыкальных школ, в которых обучаются более 3,5 тыс. детей на бюджетной и самоокупаемой основе.
Число зарегистрированных пользователей Централизованной библиотечной системы Петрозаводска, объединяющей 12 библиотек, составляет 56,3 тысячи человек. В культурно-просветительных библиотечных мероприятиях в 2013 году участвовало более 50 000 горожан. Ежегодно объем средств, направляемых на комплектование библиотечных фондов составляет от 1,2 до 2 млн. рублей. В течение последних 3-х лет осуществляется поэтапный переход городских библиотек на обслуживание по электронному читательскому билету, а также развиваются новые электронные услуги, включая предоставление удалённого доступа к библиотечным фондам Республики Карелия, создание и предоставление поисковых услуг в электронных базах данных.
Оказанием культурно-досуговых услуг в городе осуществляется тремя основными муниципальными учреждениями культуры - Городским выставочным залом, Городским танцевальным клубом "Ритм" и Городским домом культуры.
В Городском танцевальном клубе "Ритм" занимается более 600 человек. Подготовка спортивных танцевальных пар по программам Союза танцевального спорта России занимает значительное место в деятельности клуба. 161 человек достигли категории "спорт высших достижений".
Городской выставочный зал - единственная в Петрозаводске муниципальная художественная галерея, специализирующаяся на профессиональном изобразительном искусстве и фотографии. Одновременно это один из поликультурных центров, ежегодно это не только 13 выставок, но и более 70 концертов, встреч, литературных вечеров, экскурсий. Зал работает с авторами и творческими объединениями художников, дизайнеров, писателей, архитекторов не только Петрозаводска, но и других городов России и зарубежных стран. Городским выставочным залом успешно реализуется долгосрочный проект - международная выставка акварельной живописи "Аквабиеннале", представляющий лучшие работы акварелистов со всей России и из-за рубежа.
Структурные подразделения Городского дома культуры работают в шести микрорайонах города, в связи с отсутствием собственных зрительных залов, ведут целенаправленную работу, используя так называемые "малые" формы работы. Особое внимание уделяется культурно-просветительским программам и социально значимым акциям. Одно из значимых направлений деятельности - проведение массовых общегородских праздников. За период 2011 - 2013 гг. организовано более 10 тыс. мероприятий, на которых обслужено более 600 тыс. человек.
Развитие туризма. Основные направления работы по повышение туристской привлекательности г. Петрозаводска выполнялись в соответствии с долгосрочной муниципальной целевой программы "Развитие туристской привлекательности г. Петрозаводска на 2008 - 2012 гг.".
Ежегодно город посещают около 900 тыс. туристов, из которых около 300 тыс. - туристы, приезжающие в составе организованных групп. В структуре туристского потока около 53% приходится на транзитных туристов, 34% - деловой туризм, 7% - научный туризм (участие в конференциях, симпозиумах и конгрессах), примерно по 3% приходится на спортивный и детский туризм. Ежегодно в течение навигационного периода в Петрозаводский пассажирский порт осуществляется до 120 судозаходов.
Для привлечения туристов создан и работает Петрозаводский туристский портал (http://www.visitpetrozavodsk.ru), который содержит данные о средствах размещения различной степени комфортности и ценообразования, информацию для туристов, карту города.
Туристская инфраструктура г. Петрозаводска включает в себя 2306 мест размещения туристов (43 отеля различного уровня), городской туристский информационный центр. В Петрозаводске сосредоточены 53% всех средств размещения Республики Карелия.
В городе работают более 60 туристских фирм и организаций. Ежегодный оборот гостиниц и ресторанов города составляет от 1,2 до 1,5 млрд рублей.
С целью развития туризма на территории города сформированы 6 земельных участков общей площадью 66 га (в районе Соломенского шоссе на берегу Онежского озера и в районе Сайнаволок) для проведения аукционов по продаже права аренды земельных участков для размещения объектов туризма.
1.2. Ключевые конкурентные преимущества г. Петрозаводска и способы их использования
В качестве конкурентные преимуществ г. Петрозаводска выступают наиболее значимые факторы сильные стороны города, выявленные в ходе проведения конкурентного анализа и SWOT-анализа (табл. 1).
Таблица 1
Наиболее значимые сильные стороны Петрозаводского городского округа и направления их использования
Сильные стороны |
Конкурентные преимущества города |
Способы использования конкурентных преимуществ |
Выгодное географическое положение города |
близость к федеральным столичным центрам гг. Москве и Санкт-Петербургу; расположение между крупными промышленными узлами Северо-Запада России, связанными системой межрегионального разделения труда; близость границы с Финляндией (ЕС), с развитой инфраструктурой; выгодное транзитное положение на пересечении субмеридианальных и субширотных транспортных направлений; расположение вдоль побережья Онежского озера |
формирование межрегионального логистического центра и развитие транзита; развитие машиностроения (в том числе транспортного, судостроения); развитие производств, связанных с обслуживанием столичных агломераций; развитие рекреации и туризма; развитие рыбоводства и переработки рыбной продукции; создание крупного современного мультифункционального выставочного и рекреационного пространства, ориентированного на туристов |
Значительный потенциал пространственного развития города |
наличие четкого функционального зонирования территории города; возможности для расширения города; опыт внедрения европейских и скандинавских технологий в пространственном планировании, проектировании и строительстве объектов; наличие городов-спутников, являющихся промышленными центрами (г. Кондопога); близость "ресурсных" территорий; Петрозаводск - исторический город, обладающий четко локализуемым в пространстве историческим центром; историко-культурное и архитектурное наследие, как основа бренда города - заповедник сталинского ампира |
создание урбанистической среды нового типа на основе совмещения европейских и российских стандартов в планировании территории; трансфер строительных технологий; формирование Петрозаводской агломерации на основе создание единого инфраструктурного каркаса и межмуниципального сотрудничества; стимулирование развития "ресурсных" территорий за счет замыкания технологических цепочек и их кадрового обеспечения; вовлечение историко-культурного наследия в политику средового обустройства |
Значительный научно-образовательный и кадровый потенциал города |
наличие Карельского научного центра РАН и Петрозаводского университета; Петрозаводск - один из лидеров среди российских городов по доле жителей с высшим образованием и численности студентов вузов; быстро развивающийся инновационный сектор в сфере информационных, медицинских и биотехнологий; рост популярности города как конгресс-центра российского и международного масштаба |
привлечение высококвалифицированных трудовых ресурсов и развитие инновационных производств; формирование научно-образовательного и инновационного кластера международного масштаба; развитие инфраструктуры обслуживания крупных научных мероприятий и конференций международного и общероссийского масштаба |
Значительный промышленный потенциал города |
богатая промышленная история (Петрозаводск - родина русской металлургии); наличие крупных предприятий машиностроения и лесного комплекса; быстро развивающийся сектор пищевой и легкой промышленности; наличие судостроительных мощностей с возможностями строительства судов различного класса и назначения; значительный инновационный потенциал и система подготовки кадров для промышленности |
развитие промышленных предприятий машиностроения и лесного комплекса с освоением выпуска инновационной продукции; формирование производственных кластеров в судостроении и пищевой промышленности; развитие инновационного сектора за счет интеграции науки, образования и производства; создание индустриального парка |
Значительный культурно-гуманитарный потенциал города и развитые международные связи |
развитая сеть учреждений культуры с обновленной материально-технической базой; внедрение новых технологий в работу учреждений культуры; насыщенный культурный календарь с большим количеством международных и межрегиональных мероприятий; наличие центров возрождения и поддержки национальных культур; значительный потенциал гуманитарных научных исследований, проводимых на мировом уровне; развитые побратимские и международные связи в гуманитарной сфере; наличие полного цикла профессионального музыкального образования; большое число творческих исполнительских коллективов; возможность использования в создании культурных услуг имеющихся объектов культурно-исторического наследия и уникального природного ландшафта |
развитие города как крупного межрегионального центра национальных культур; реализация культурных и гуманитарных проектов международного уровня; привлечение творческой интеллигенции и специализация города как международного культурного центра и центра гуманитарного образования; вовлечение горожан (в первую очередь молодёжи) в процесс культурного развития города; стимулирование развития культурных индустрий, содействие частным инициативам в сфере культуры; создание эффективной системы продвижения культуры и культурного продукта в городскую среду и за ее пределы; создание культурных продуктов на основе использования памятников истории и культуры, расположенных в городе |
Указанные конкурентные преимущества Петрозаводска, а также способы и направления их использования (предлагающие конкретные технологии превращения конкурентных преимуществ города в факторы его долгосрочного социально-экономического развития) выступили основой для формирования стратегических целей, задач и комплексных проектов развития города.
1.3. Основные проблемы и вызовы социально-экономического развития г. Петрозаводска
К основным комплексным проблемам социально-экономического развития г. Петрозаводска относятся:
Проблема |
Содержание проблемы |
1. Низкая эффективность использования пространственного потенциала города |
Недооценено историко-культурное наследие как фактор развития города, неоптимальное пространственное планирование территории и наличие "уплотнительной" застройки, недостаточное использование градостроительного, производственного и рекреационного потенциала соседних территорий, отсутствует эффективная система управлении транспортной логистикой, проблемы транспортной доступности города (например, с точки зрения авиационного транспорта) |
2. Недостаток комплексных структурообразующих производственных и производственно-инфраструктурных проектов |
К числу комплексных проектов относятся проекты создания межотраслевых производственных и производственно-сервисных кластеров, способных вовлечь в хозяйственный оборот различные виды потенциала территории и стимулировать развитие смежных секторов |
3. Слабая внешняя информационно-маркетинговая политика, связанная с формированием привлекательного имиджа города и повышением его инвестиционной привлекательности |
Отсутствует глобальное позиционирование города, не выстроены внешние коммуникации, не определены целевые рынки, на которых следует позиционировать и продвигать бренд города |
4. Несмотря на значительный человеческий потенциал, которым обладает город, он не рассматривается в качестве значимого ресурса развития и источника роста |
Отсутствуют значимые проекты, связанные с активным вовлечением в хозяйственный оборот образовательного, научно-инновационного, культурно-гуманитарного потенциала города, потенциала и возможностей, которыми располагают общественные организации |
5. Город не представляет собой целостное городское сообщество |
В городе отсутствует целенаправленная политика по консолидации городского сообщества и слабо сформирована инфраструктура, способствующая его саморазвитию (общественные пространства, центры, клубы и т.д.), не полностью сформирована система продвижения общественных инициатив, недостаточно общегородских событий (мероприятий), укрепляющей чувство единства горожан |
К основным частным проблемам социально-экономического развития г. Петрозаводска относятся:
Проблемы |
Факторы риска |
Проблемы в сфере развития человеческого потенциала | |
Несмотря на рост числа мигрантов численность населения города продолжает снижаться, демографическая ситуация остается неблагоприятной |
сохранение естественной убыли населения, высокая смертность в трудоспособном возрасте, старение населения, рост числа разводов и неполных семей, сохранение отрицательного сальдо миграции населения |
Проблема качества и доступности услуг для жителей города в сфере здравоохранения, недостаточность мер по профилактике здоровья горожан |
рост заболеваемости населения, недостаточность профилактических мер, недостаточная доступность услуг здравоохранения, недостаток врачей-специалистов и технической оснащенности учреждений здравоохранения |
Недостаточный уровень развития системы социального обслуживания и социальной защиты населения |
низкая привлекательность социальной работы для молодежи, недостаточный уровень развития сети социальных учреждений, слабая социальная реклама и низкий уровень пропаганды экологической и санитарной безопасности, слабая материально-техническая база учреждений соцзащиты |
Недостаточное развитие сферы физкультуры и спорта, а также недостаточный уровень доступности услуг физкультуры и спорта для жителей города |
Недостаточное развитие сети объектов физкультуры и спорта (в т.ч., для лиц с ограниченными возможностями и инвалидов), недостаток спорткомплексов, соответствующих международным стандартам, слабое межмуниципальное взаимодействие в сфере развития спортивной инфраструктуры |
Неравномерная доступность образовательных услуг надлежащего качества для жителей города |
дефицит квалифицированных педагогических кадров, сложности с внедрением эффективных сетевых интеграций учреждений образования, недостаточная техническая оснащенность школ, несовершенство нормативно-правовой базы в части решения проблемы неравномерной доступности образовательных услуг |
Недостаточный уровень развития инновационной инфраструктуры и низкий уровень использования научно-инновационного потенциала в интересах города |
низкая востребованность научно-инновационного потенциала со стороны бизнеса, отсутствие крупных проектов, связанных с коммерциализацией научных разработок, отсутствие муниципальной инновационной инфраструктуры, недостаток инфраструктуры для проведения научных конференций и конгрессов, недостаток мер по привлечению и "закреплению" молодых высококвалифицированных специалистов в городе |
Недостаточность мер, связанных с формированием и продвижением культурного имиджа города |
Слабое использование объектов культурного наследия в качестве площадок для различных мероприятий, недостаток комплексных (мультикультурных) мероприятий и проектов культурно-просветительского плана, культурные события и мероприятия не увязаны с системной мер по формированию и продвижению бренда города |
Ухудшение качества трудовых ресурсов и снижение квалификационного потенциала города |
неблагоприятная демографическая ситуация и рост миграционного оттока населения, ухудшение структуры трудовых ресурсов и рост скрытой безработицы, разрыв между профессионально-квалификационной структурой кадров и требованиями работодателей, более низким размер оплаты труда молодых специалистов в г. Петрозаводске по сравнению с Москвой, Санкт-Петербургом и Финляндией, недостаточность мер муниципальной поддержки молодых специалистов |
Проблемы в сфере развития инфраструктуры | |
Неудовлетворительное состояние и ограничения развития транспортной инфраструктуры города |
многократный рост нагрузки на автодорожную инфраструктуру в связи с ростом количества автотранспортных средств, низкая пропускная способность основных перекрестков и дорог, высокая концентрация мест притяжения ТС в центре города, рост числа дорожно-транспортных происшествий, неоптимальная конфигурация транспортной логистики ввиду инфраструктурных ограничений и отсутствия дублирующих транспортных путей, опережение износа дорожного покрытия по сравнению с плановыми объемами дорожно-строительных работ и финансовыми возможностями бюджета города |
Неудовлетворительное состояние большей части городских коммунальных сетей |
высокая степень износа магистральных коммунальных сетей в связи с ростом жилищного строительства, повышение аварийности в коммунальных сетях в связи с существенным ростом нагрузки, нерешенность правовых вопросов содержания и ремонта магистральных сетей коммуникаций, недостаточное взаимодействие управляющих компаний и предприятий в сфере ЖКХ, слабое использование инновационных разработок и новых технологических решений в сфере ЖКХ |
Недостаточная обеспеченность жильём и ограниченные возможности по улучшению жилищных условий горожан |
низкая доступность нового жилья, связанная с конъюнктурными особенностями рынка жилищного строительства и высокой стоимостью жилья, низкая доступность социального жилья в связи с ограниченностью бюджетных ресурсов и недостаточными объёма строительства социального жилья, неразвитость инструментов поддержки социального строительства, высокая доля физически и морально устаревшего (ветхого) жилья, недостаточное качество технического обслуживания и текущего ремонта объектов жилищного фонда |
Недостаточный уровень развития туристско-рекреационной и обслуживающей инфраструктуры |
недостаток "раскрученных" объектов туристского показа, отсутствие согласованных планов развития объектов туристской и вспомогательной инфраструктуры, недостаточность городских туристских и экскурсионных маршрутов, слабая вовлеченность в туристскую деятельность уникальных архитектурных, природных и культурных объектов, расположенных в городе и пригородах |
Проблемы в сфере налогов, финансов и экономического развития | |
Низкий налоговый потенциал города, дифференциация доходов городского бюджета и низкий объем неналоговых доходов |
потенциальное сокращение неналоговых доходов в сочетании со снижением объема собираемых налогов, недостаточное использование возможностей привлечения неналоговых доходов в бюджет, низкая эффективность использования муниципального имущества, недостаточная обеспеченность ряда расходных обязательств бюджета, рост муниципального долга в сочетании с ростом дефицита бюджета |
Опережающий рост стоимости жизни по сравнению с динамикой роста реальных располагаемых денежных доходов населения города |
неравномерный рост реальных доходов населения по сравнению с динамикой роста цен, высокая дифференциация заработной платы населения по секторам экономики, значительная дифференциация заработной платы занятых в малом бизнесе и на крупных предприятиях, рост доли "серых" зарплат (особенно в малом и среднем бизнесе) |
Изменение структуры экономики города, характеризующееся снижением удельного веса промышленных предприятий и их налогового потенциала |
сложности с формированием портфеля заказов на производство продукции петрозаводскими машино- и судостроительными предприятиями, рост объемов промышленного производства в секторах, ориентированных на конечного потребителя, при снижении спроса на промежуточную продукцию, вытеснение местной продукции внешними товаропроизводителями, снижение доступности энергомощностей вследствие роста тарифов на тепловую и электрическую энергию, а также роста объемов энергопотребления |
Недостаточный уровень инвестиционной привлекательности города |
недостаток инвестиционных площадок, обеспеченных необходимой инфраструктурой и энергетическими мощностями, предназначенными для размещения промышленных производств, нерешенность вопросов в сфере реструктуризации неработающих промышленных объектов, расположенных в городе, недостаток свободных энергомощностей для реализации крупных новых производственных инвестиционных проектов и проектов расширения существующих производств, недостаток перехватывающих, погрузочно-разгрузочных и складских терминалов, связанных с реализацией транспортно-логистической функции города, малая емкость потребительского рынка, низкая гибкость рынка труда и недостаток квалифицированных кадров |
Ограничения, связанные с развитием малого и среднего бизнеса, не позволяющие в полной мере использовать его потенциал |
ограниченность финансовой и ресурсной базы для развития малого и среднего бизнеса, материально-технические ограничения развития и модернизации малых предприятий, недостаточный уровень развития инфраструктуры поддержки МСБ, недостаток квалифицированных кадров и неустойчивость рынка труда |
Проблемы развития информатизации в городе, межмуниципального и международного взаимодействия | |
Недостаточное развитие информатизации муниципальных услуг и внедрение в полной мере электронного документооборота |
недостаток соответствующего программного обеспечения, отсутствие общих стандартов при внедрении информационных систем ("лоскутная автоматизация"), финансовые ограничения для полноценного развития информационного потенциала города, не сформированная в полном объеме нормативная база в сфере информатизации и электронных услуг, отсутствие единой инфраструктуры межведомственного обмена данными в электронной форме, а также ведомственных и межведомственных информационных ресурсов, необходимых для оказания качественных электронных услуг, отсутствие обратной связи и практики взаимодействия между сайтом администрации города и адресными группами |
Недостаточный уровень использования возможностей межмуниципального сотрудничества для решения задач социально-экономического развития города |
отсутствие сформулированной задачи достижения значимых экономических эффектов от развития межмуниципального сотрудничества и отсутствие совместных межмуниципальных инвестиционных проектов, недостаточностью организации взаимодействия города и соседних МО в решении вопросов развития инфраструктуры и межбюджетных взаимодействий, |
Недостаточный уровень использования возможностей международного сотрудничества г. Петрозаводска для решения задач социально-экономического развития города |
недостаток финансовых ресурсов для международного сотрудничества, неполное использование потенциала побратимских связей города, низкая активность жителей города, предпринимателей, учреждений и НКО в разработке и реализации новых направлений (проектов) сотрудничества, отсутствие согласованных действий участников международного сотрудничества, направленных на социально-экономическое развитие города, отсутствие механизмов и стимулов развития прямых связей между предпринимателями и учреждениями города и зарубежными партнерами |
Низкий уровень использования инструментов территориального маркетинга для решения задач социально-экономического развития, улучшения имиджа и инвестиционного климата г. Петрозаводска |
отсутствие системной основы для маркетинга города (маркетингового плана), невключенность жителей города, бизнес-сообщества и НКО в процесс территориального маркетинга, несогласованность действий Правительства РК в области территориального маркетинга Карелии в целом и г. Петрозаводска, в частности, не сформированы привлекательные стороны города как административного центра РК и центра формирующейся Петрозаводской агломерации |
1.4. Потенциал и ресурсы развития г. Петрозаводска
Потенциал и ресурсы развития города представляют собой возможности для достижения поставленных целей и формирования новых конкурентных преимуществ. Потенциал и ресурсы развития города представлены следующими категориями:
1.4.1. Человеческий потенциал
Критерии оценки |
Состояние |
Направления и задачи по повышению эффективности использования |
Демографический и миграционный потенциал |
Наблюдается естественная убыль населения. В то же время за последние 7 лет (2007 - 2013 гг.) рождаемость выросла более чем на 25,6% при постепенном снижении смертности (снижение на 8,4%). Также постепенно растет средняя продолжительность жизни населения. Учитывая положительную тенденцию снижения естественной убыли населения и миграционный прирост, следует ожидать увеличение численности населения округа в течение ближайших 3-4 лет на 2,0-2,5 тыс. чел. ежегодно. |
Необходимо решение задач по повышению социального статуса семьи и пропаганды семейных ценностей, улучшению качества трудовых ресурсов, повышению квалификационного потенциала населения, "закрепления" высококвалифицированных трудовых ресурсов (особенно молодежи), а также по повышению качества медицинского и социального обслуживания населения |
Охрана здоровья и социальная защита |
Осуществляется развитие сети медицинских учреждений и соцзащиты населения и повышается качество и количество предоставляемых услуг группам населения за счет реконструкции и модернизации объектов, повышения их техоснащенности, строительства многофункциональных медицинских центров, введения новых технологий обслуживания. Тем не менее, сохраняются проблемы неравномерной доступности жителей к мед. услугам и привлечения высококвалифицированных кадров. |
Основной упор должен быть сделан на обеспечение равной доступности жителей (независимо от возраста, места жительства и материального положения) к медицинским услугам, подготовке и привлечении высококвалифицированных кадров (в т.ч. в рамках муниципального заказа). Также приоритетом является решение задач в области профилактически заболеваний и поддержания здоровья, пропаганды и создания условий здорового образа жизни, перехода к здоровому питанию. |
Развитие образования и науки |
В городе сложилась эффективная система образования с отлаженными механизмами соц. партнерства, высоким уровнем методического обеспечения и наличием ресурсных образовательных центров. Развит сектор доп. образования и профориентации. Город является передовым по информатизации образования и располагает возможностями социокультурного обмена с городами Северной Европы. Развита система среднего проф. и высшего образования. ПетрГУ - крупнейший многопрофильный классический университет Европейского Севера России. Научный потенциал представлен многопрофильным Карельским научным центром РАН и ПетрГУ. В научной деятельности занято более 2 тыс. работников, из них более 150 докторов наук и около 400 кандидатов наук. |
Развитие сети научной и инновационной инфраструктуры, развитие перспективного среднесрочного планирования подготовки высококвалифицированных кадров, а также развитие инфраструктуры для проведения крупных научных и инновационных мероприятия на территории города должно быть предусмотрено в рамках проекта по созданию научно-образовательного и инновационного кластера в г. Петрозаводске. |
Потенциал рынка труда |
Рынок труда г. Петрозаводска по сравнению со столичными центрами регионов СЗФО и г. Санкт-Петербургом - неконкурентоспособный. Этот фактор может стать препятствием в реализации инвестпроектов. Отток высококвалифицированных работников лишь частично компенсируется миграцией. В общей численности занятых 28% - с высшим, 31% - со средним проф., 25% - с начальным проф. и 16% - со средним общим образованием. Тенденции: рост численности работающих в сфере услуг и общественном обслуживании, сокращение доли занятых в промышленном производстве. В городе напряженность на рынке труда существенно ниже, чем в районах Карелии. В 2013 г. на 1 раб. вакансию приходилось 0,72 чел. Растет спрос на рабочих высокого уровня квалификации. |
В связи с тем, что структура рынка труда города крайне не сбалансирована, реализация инвестиционных проектов по развитию новых видов производств и формированию на территории городского округа локальных производственных кластеров требует выработки долгосрочной кадровой стратегии и привлечения высококвалифицированных трудовых ресурсов. |
Культурный потенциал |
Историко-культурное наследие Петрозаводска - это его конкурентное преимущество, способное стать имиджем города В городе развитая сеть учреждений культуры и учреждений образования в сфере культуры (5 профес. театров, 21 библиотека, 3 музея, выставочные и экспозиционные центры, медиацентр и др.). В городе высокая концентрация специалистов и творч. коллективов в сфере музыкального искусства, полный цикл музыкального образования. Город обладает высоким потенциалом для организации крупных культурных событий международного уровня. |
Формирование и продвижение крупномасштабных культурных событий, обеспечивающих консолидацию городского сообщества, формирующих привлекательный образ города, и позволяющих обеспечить синергетический эффект в виде формирования и продвижения культурных брендов. |
Человеческий потенциал города (учитывая его социальную, культурную, образовательную, научную составляющую) оценивается как весьма значительный. Вместе с тем, учитывая структуру трудовых ресурсов, низкий уровень безработицы, демографическую ситуацию и наличие близости конкурентных центров притяжения человеческих ресурсов (в первую очередь молодежи) г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области, г. Москвы, стран Северной Европы, возможно говорить о лимитирующем характере социально-экономического развития города по данному виду потенциала. С целью наиболее полного использования человеческого потенциала в интересах развития города должен быть разработан и реализован комплексный проект (проекты), направленный на создание интегрированного научно-образовательного и социокультурного кластера, обеспечивающего привлечение и "закрепление" молодежи и высококвалифицированных специалистов и членов их семей в городе.
1.4.2. Инфраструктурный потенциал
Критерии оценки |
Состояние |
Направления и задачи по повышению эффективности использования |
Пространственный потенциала и градостроительная политика |
По планировочной структуре город является совокупностью взаимосвязанных районов - от исторического ядра до поселков при производственных комплексах, слабо связанных с центром города. Между тем, пространственная автономность планировочной структуры города обеспечивает разнообразие жизненной среды и широкие возможности для проживания, работы и отдыха. Тенденции: в последние годы пространственная автономность снижается в результате застройки свободных территорий с хорошей транспортной доступностью и роста строительства малоэтажного жилья. Сложившийся в советский период характер застройки определил неоптимальное использование территории. Наличие большого числа промышленных и инженерно-инфраструктурных объектов в центре города и его прибрежной части снижает эффективность использования территории. Необходим перевод этих территорий под жилое или общественно-деловое назначение. |
Необходима оптимизация размещения объектов нежилого назначения, в т.ч. сокращение их доли, освобождение территорий, привлекательных для иного использования, от производственных функций. В основу градостроительного развития города должны быть заложены проекты сохранения исторически ценных градоформирующих объектов города (зданий и сооружений, формирующих историческую застройку и планировочную структуру) и усиления его уникальных особенностей (пространственной структуры исторического центра, силуэтов набережных, уникальной природной среды) в сочетании с созданием благоприятной среды жизнедеятельности, приближающейся к европейским стандартам качества среды. |
Транспортная инфраструктура города |
Потенциал развития транспортной инфраструктуры города определяется внешними и внутренними факторами. К внешним относятся возможности формирования в городе межрегионального транспортно-логистического узла с учетом близости границы, прохождения субмеридианальных магистралей и мультимодальности. К внутренним - необходимость совершенствования транспортной логистики и трафика (особенно в центре), обеспечения транспортной доступности ряда районов города (прежде всего, Древлянки, Перевалки, Соломенного). Проблема усложняется необходимостью реконструкции путепровода (Гоголевский мост). |
Требуется разработка транспортно-логистической стратегии города. |
Жилищно-коммунальная и инженерная инфраструктура |
Потенциал развития жилищно-коммунальной и инженерной инфраструктуры во многом согласуется с реализацией масштабных проектов, направленных на повышение доступности жилья и рост качества жилищной среды. В качестве таких проектов надо рассматривать реализацию масштабного проекта в сфере жилищного строительства - создание жилого района "Древлянка II", расширение практики предоставления гражданам земельных участков для индивидуального жилищного строительства, реализация программы по переселению жителей из домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, а также расширение практики предоставления жилья по договорам социального найма за счет привлечения ресурсов и заключения соглашений с компаниями-работодателями. |
Необходима разработка и реализация муниципальной программы по реконструкции и развитию жилищно-коммунальных сетей и инженерной инфраструктуры, согласованной с реализацией долгосрочных проектов в сфере жилищного строительства и создания высококачественной жилищной среды. |
Инфраструктурный потенциал города оценивается, с одной стороны, как весьма значительный, а с другой стороны, не в полной мере выполняет возложенные на него функции ввиду высокой степени износа и неудовлетворительного состояния отдельных инфраструктурных объектов, элементов и систем. Кроме того, состояние и существующий уровень развития основных жизнеобеспечивающих инфраструктур города следует рассматривать в качестве фактора, лимитирующего социально-экономическое развитие города.
1.4.3. Финансово-экономический потенциал
Критерии оценки |
Состояние |
Направления и задачи по повышению эффективности использования |
Бюджетная и налоговая политика |
Бюджетно-налоговый потенциал города рассматривается как наиболее значительный по сравнению с другими МО Республики Карелия. Тем не менее, в связи с изменениями нормативов отчислений средств по налогу на доходы физических лиц (с 40 до 30%) город за последние 3 года недополучает налоговые доходы. Также требует совершенствования политика в области использования муниципального имущества и увеличения роста неналоговых доходов. |
Повышение бюджетно-налогового потенциала города связано необходимостью выработки комплекса мер по увеличению налогового потенциала города, повышению эффективности администрирования доходов, а также с выработкой мер по повышению эффективности использования муниципального имущества. |
Промышленно-производственный потенциал |
Промышленно-производственный потенциал города значительный, предоставляющий возможности для реализации диверсифицированной промышленной политики. Структура промышленного производства характеризуется преобладанием трех отраслей специализации: электро- и теплоэнергетики, (66% в общем объеме промпроизводства), машиностроение и металлообработке (19%), пищевая промышленность (12%). Доля деревообработки 1,2%. Рост промышленного производства в городе в перспективе может быть обеспечен в размере 12% в год (за счет развития пищевой промышленности (10-15% в год), машино- и судостроения (8-10% в год) и электроэнергетики (12-17% в год). Расположение и характер использования промзон и производственных площадок в г. Петрозаводске определен Генпланом города и включает в себя две промышленные зоны города - Южную и Северную, а также места размещения локальных производственных объектов. Основным направлением развития промзон является перепрофилизация и модернизация предприятий в целях сокращения санитарно-защитных зон и повышения эффективности использования территорий. До 2025 года предполагается на 14% (до 1482 га) увеличить площадь территорий производственного назначения (за счет организации новых производств в Южной и Северной промзонах, переноса производств из центральной части города и создания новых комплексных промышленных объектов. |
Для реорганизации производственных зон и создания условий для развития промышленности необходимо предусмотреть следующие изменения в Генплане: сокращение территорий промзон в границах исторически сложившихся районов путём перебазирования объектов; повышение эффективности использования совершенствование градостроительного формирования территорий промзон; снижение экологического воздействия на окружающую среду за счёт вывода экологически опасных производств и внедрения новых технологий, обеспечивающих снижение размера санитарно-защитных зон предприятий; вывод производств с высокой фондоемкостью, находящихся в зоне контакта с жилыми, общественными и рекреационными зонами; выделение новых территорий, необходимых для размещения объектов промышленного и складского назначения (ключевым комплексным проектом развития промышленного потенциала города станет создание индустриального парка на основе использования Greenfield-площадки по Шуйскому шоссе). |
Развитие и поддержка малого бизнеса |
На начало 2014 г. число малых предприятий в городе составило более 4,0 тыс. ед., число индивидуальных предпринимателей - более 8,1 тыс. чел. На территории города работают почти 2/3 субъектов МСБ Карелии, что говорит о его значимости для экономики города и городского бюджета. Число субъектов МСБ в г. Петрозаводске на 1000 чел. жителей в 2 раза выше, чем в среднем по РК и РФ (справочно: в РФ на 1000 чел. приходится 7 малых предприятий, в г. Петрозаводске - 15). В сфере МСБ занято около 45% от общей численности занятых. Налоговые поступления в бюджет города от деятельности субъектов МСБ составляют более 37% и ежегодно растут. Структура МСБ: оптовая и розничная торговля, ремонт транспортных средств, бытовых изделий и предметов личного потребления - более 55%; деревообработка и лесное хозяйство - 15%; транспорт и связь - 5%, строительство - 9%, сфера услуг гостиниц и ресторанов - около 4%, др. виды деятельности - около 12%. В городе действует ведомственная программа "Развитие и муниципальная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Петрозаводского городского округа на 2014 - 2016 годы". |
Основное внимание необходимо уделить созданию и развитию объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса в городе, а также вопросам государственной и муниципальной поддержки предпринимательства. |
Управление муниципальной собственностью |
В Реестре недвижимости Петрозаводского ГО состоят 4087 уч. ед. (по данным на начало 2013 г.), общая стоимость которых составляет 5,1 млрд. рублей. В городе функционируют 10 муниципальных унитарных предприятий и 158 муниципальных учреждений. Администрация города входит в состав учредителей или владеет акциями четырех хозяйственных обществ. В хозяйственном ведении муниципальных унитарных предприятий находится 624 объектов недвижимости (общей площадью 135 тыс. кв.м и стоимостью 177 млн. руб.). В оперативное управление муниципальным учреждениям переданы 255 объектов недвижимости (общей площадью 276 тыс. кв.м и стоимостью 1440 млн. руб.). В составе муниципальной казны учитываются 188 объектов недвижимости (площадью 171 тыс. кв.м и стоимостью 890 млн. руб.). В муниципальную собственность принято 43 объекта, в том числе объекты инженерной инфраструктуры (наружные сети теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, электроснабжения) от юридических лиц. В 2013 г. доходы от сдачи имущества в аренду составили 45,57 млн. руб., доходы от приватизации - 463,02 млн. руб. |
Совершенствование политики в сфере имущественных и земельных отношений Администрации города должна предусматривать меры по последовательному повышению эффективности управления и распоряжения муниципальным имуществом и земельными ресурсами, увеличению бюджетных доходов от их использования, приватизации, разграничению собственности на землю и создание условий для развития современного и устойчивого рынка земли и недвижимости в г. Петрозаводске, обеспечивающего успешное решение социальных нужд и создание условий инвестиционной привлекательности города. |
Инвестиционный климат |
Инструментами улучшения инвестиционного климата в городе являются организационно-управленческие стандарты и регламенты, разработанные Администрацией (в т.ч. программно-целевые методы бюджетного планирования, порядок разработки, утверждения, реализации и мониторинга ведомственных целевых программ, порядок принятия решения о разработке долгосрочных целевых программ и др.). Указанные регламенты позволяют привлекать средства регионального и федерального бюджетов для решения муниципальных проблем, готовить заявки на включение города в федеральные и региональные программы. При Администрации города действует Комиссия по размещению, развитию производственных сил и развитию государственно-частного партнерства, рассматривающая вопросы реализации инвестпроектов, осуществляющая оценку их эффективности и возможностей реализации. По итогам 2013 г. объем инвестиций в основной капитал составил 9,65 млрд. рублей, в том числе 126,4 млн. рублей за счет средств бюджета округа. В результате реализации инвестиционных проектов на территории города в 2013 г. создано 1547 новых рабочих мест. |
Необходима реализация на территории города требований и рекомендаций "Стандарта деятельности органов государственной власти субъектов РФ по улучшению инвестиционного климата", разработанного Агентством стратегических инициатив, а также адаптация и внедрение лучших муниципальных практик в сфере улучшения инвестиционного климата (также отобранных и предлагаемых АСИ в рамках "Атласа лучших муниципальных практик"). Первоочередными мерами по улучшению инвестиционного климата в городе должны стать: совершенствование инвестиционного портала города; создание системы информирования предпринимателей и инвесторов о возможностях и преимуществах, которые может предложить город; введение единого регламента сопровождения инвестиционных проектов; создание обновляемого реестра инвестиционных площадок, производственных, складских и офисных помещений, предлагаемых бизнесу; назначение инвестиционного уполномоченного. |
Финансово-экономический потенциал города в целом оценивается как значительный, но при этом оценка его отдельных структурных элементов существенно дифференцирована. Благоприятная ситуация складывается в отношении бюджетного и налогового потенциала и поддержки среднего и малого бизнеса, которая характеризуется повышением эффективности использования имеющегося потенциала и созданием условий для его расширенного воспроизводства. Имеющийся промышленно-производственный, потребительский и инвестиционный потенциал используется не в полном объеме. Кроме того, реализация проектов по повышению эффективности его использования сталкивается с необходимостью снятия ограничений правового, организационного и технологического характера.
1.4.4. Информационный потенциал
Критерии оценки |
Состояние |
Направления и задачи по повышению эффективности использования |
Развитие новых информационно-коммуникационных технологий |
Администрацией г. Петрозаводска созданы базовые условия для использования и развития ИКТ, в частности: в структуре администрации создано структурное подразделение, отвечающее за развитие ИКТ; реализуется "Концепция информатизации Петрозаводского городского округа" и среднесрочная комплексная программа "Электронный Петрозаводск на 2011 - 2016 гг." Город традиционно входит в первую десятку российских городов по уровню развития и использования ИКТ. В городе создана базовая инфраструктура по обеспечению широкого доступа в Интернет и оказанию онлайн услуг, в т.ч.: работают более 30 площадок коллективного доступа в Интернет на бесплатной основе с использованием беспроводных технологий; созданы многофункциональные центры по оказанию государственных и муниципальных услуг населению. В городе создана городская социальная экспертная сеть - Экспертный онлайн совет города, которые позволяет вовлекать жителей в обсуждение проектов развития города. Город располагает системой подготовки кадров в сфере ИКТ (ПетрГУ) и значительным научным и инновационным потенциалом в данной сфере. |
Необходимо совершенствование и повышение функциональности Интернет-портала администрации города с возможностью оказания широкого спектра онлайн услуг и оперативного информирования жителей города. Необходимо существенное расширение зон устойчивой работы wi-fi сети в центре города. Необходимо усиление работы по представлению города в сети Интернет и создание системы мер по онлайн продвижению информации о городе и проводимых в городе "брендовых" мероприятий, а также расширение присутствия в социальных сетях. |
Развитие и использование традиционных информационных технологий и информационная политика |
В структуре администрации создано структурное подразделение по работе с общественностью и распространением информации. Город имеет официальные информационные источники (газеты и информационные бюллетени). Наработана практика проведения общественных мероприятий, проведение которых обеспечивает информирование общественности о наиболее значимых событиях и решениях городской администрации и Петросовета. Администрацией города введена практика ежемесячных видео-трансляций отчета главы города, обеспечивающих оперативность предоставления информации жителям города о работе администрации. |
Информационная политика города находится в стадии становления. Ее отдельные направления и инструменты значительно разняться по уровню развития и эффективности использования Необходима выработка комплекса мер в сфере территориального и событийного маркетинга, обеспечивающего повышение известности города в России и за рубежом, продвижение на рынок городских мероприятий |
Информационный потенциал города оценивается как весьма значительный и в последние годы отмечается активизация его вовлечения в решение задач социально-экономического развития города. При этом есть ряд сдерживающих факторов и проблем, решение которых позволит обеспечить повышение качества жизни населений и сделает город более открытым, конкурентоспособным и инвестиционно привлекательным.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
1.3.5. Оценка развития городского сообщества
Критерии оценки |
Состояние |
Направления и задачи по повышению эффективности использования |
Развитие городского сообщества, форм взаимодействия власти и общества, поддержка НКО |
В структуре Администрации города созданы подразделения, ориентированных на взаимодействие с НКО (Управление общественных связей и международного сотрудничества, управление по делам молодежи, управление культуры и др.). Обеспечена возможность участия НКО в деятельности коллегиальных (общественно-консультативных) органов администрации города (Градостроительного совета, Совета национальных общественных объединений, Совета по малому и среднему предпринимательству, Экспертного совета и др.). В городе активно используются конкурсные механизмы поддержки проектов НКО и общественных инициатив граждан, сформирована система информационной и консультационной поддержки НКО. В качестве дополнительных возможностей развития институциональной среды в городе рассматривается широкое развитие информационных ресурсов, широкие возможности привлечения международного финансирования деятельности НКО (международных грантов), наличие необходимой законодательной базы для стимулирования развития НКО и общественных инициатив. Сформирован институт городского развития (в лице Экспертного совета города), который обеспечивает консультационную, информационную, ресурсную и организационную поддержку и продвижение творческих инициатив горожан |
Необходимы разработка мер и проектов, направленных на развитие сотрудничества и снижение разобщенности НКО, на усиление координации их деятельности при решении комплексных вопросов и проблем социально-экономического, экологического и гуманитарного развития города. Также необходимо развитие системы повышения квалификации сотрудников НКО, создание инструментов тиражирования и распространения инновационных идей и успешных практик НКО в сфере городского развития. Кроме того, требуется дальнейшее развитие сложившейся инфраструктуры взаимодействия НКО с органами власти и МСУ на основе партнерства. Необходимо дальнейшее повышение открытости ОМСУ (включая информационное содержание официальных сайтов), обеспечение публичности и открытости процесса принятия решений в городе. |
Институциональный потенциал г. Петрозаводска может рассматриваться как значительный с учетом опыта деятельности общественных институтов на территории. Вместе с тем, существует определенная дифференциация уровня развития типов институциональных структур и эффективности их взаимодействия при решении вопросов развития городского округа. Данный потенциал определенно может быть положительно использован при развитии Петрозаводского городского округа, решении задач, стоящих перед городским сообществом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.