Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел 1.2. Показатели, характеризующие уровень жизни населения
1.2.1. Демография
На протяжении нескольких лет демографическая ситуация в Ивановской области характеризуется снижением общей численности населения. Это результат отрицательного сальдо естественного воспроизводства. Однако в течение нескольких последних лет в регионе наблюдается тенденция уменьшения числа умерших.
На 01.01.2017 удельный вес численности населения Ивановской области составил порядка 0,7% от численности населения Российской Федерации и примерно 2,6% от численности населения Центрального федерального округа. Плотность населения Ивановской области на начало 2017 года - 47,7 человек на 1 кв. км.
За 2016 год численность постоянного населения Ивановской области сократилась на 6,9 тыс. человек, или на 0,7%, и составила 1026,5 тыс. человек. Общее снижение численности населения региона обусловлено, в основном, естественной убылью населения.
В 2016 году продолжилась основная тенденция сокращения численности населения области вследствие превышения числа умерших над числом родившихся.
По-прежнему, в Ивановской области удельный вес женщин значительно больше, чем мужчин - 55% и 45% соответственно. Неблагоприятно складывается ситуация в отношении нагрузки на трудоспособное население. На начало 2016 года доля жителей трудоспособного возраста составила 55,9%, моложе трудоспособного - 16% и старше трудоспособного - 28,1%.
В 2016 году число выбывших с территории региона превысило число прибывших. На протяжении нескольких лет миграционный приток отмечается, в большей степени, из стран СНГ, а именно: из Украины, Узбекистана, Таджикистана, Азербайджана, Армении и республики Молдова. Миграционный отток жителей Ивановской области направлен, в основном, в другие регионы Российской Федерации.
По-прежнему в Ивановском регионе остается высоким уровень урбанизации, а именно: численность городского населения в 2016 году составила 834,9 тыс. человек, или 81,3% от общей численности постоянного населения Ивановской области, сельского населения - 191,6 тыс. человек, или 18,7% соответственно.
В текущем году продолжится сокращение численности населения Ивановской области. Коэффициенты, характеризующие демографическую ситуацию в регионе, по оценке, достигнут в 2017 году следующих значений:
- коэффициент рождаемости увеличится до 11 человек на 1000 жителей;
- коэффициент смертности снизится до 16,02 человека на 1000 населения;
- коэффициент естественной убыли сократится до 5,02 человека на 1000 населения;
- коэффициент миграционного прироста составит (-8,75) человек на 10 000 жителей.
По оценке, в 2017 году среднегодовая численность населения Ивановской области составит 1020,2 тыс. человек, что на 0,6% меньше данного показателя 2016 года.
Прогноз развития демографической ситуации в области на 2018 - 2020 годы рассчитан с учетом сложившихся тенденций, анализа половозрастной структуры населения, миграционной ситуации. На протяжении прогнозного периода предполагается дальнейшее сокращение численности населения области, однако масштабы его не увеличатся. Этому будет способствовать дальнейшая реализация мер на федеральном и областном уровнях, направленных на сохранение и укрепление здоровья населения области, увеличение рождаемости и продолжительности жизни, сокращение уровня смертности, формирование мотивации для ведения здорового образа жизни. Принимаемые в области меры по улучшению социально-экономической ситуации будут способствовать повышению миграционной привлекательности региона.
В прогнозном периоде 2018 - 2020 годов в Ивановской области сохранится тенденция сокращения численности населения, однако темпы сокращения будут немного замедляться по сравнению с 2016 - 2017 годами. Так, в 2018 году численность постоянного населения составит 1014,5 тыс. человек, в 2020 году она достигнет значения 1004,9 тыс. человек.
Коэффициент рождаемости в течение всего прогнозного периода будет увеличиваться и достигнет в 2020 году значения 11,34 человека на 1000 жителей.
В целях стимулирования рождаемости с 2011 года в регионе внедрена дополнительная мера поддержки женщин, родивших (усыновивших) третьего или последующих детей, мужчин, являющихся единственными усыновителями троих и более детей, в виде бесплатного предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства или организации личного подсобного хозяйства (в соответствии с Законом Ивановской области от 31.12.2002 N 111-ОЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам Российской Федерации").
По состоянию на 01.01.2017 в Ивановской области предоставлены в собственность многодетным семьям 4590 земельных участков, в том числе в 2016 году - 1007 земельных участков.
С целью закрепления положительной динамики роста количества многодетных семей в Ивановской области в соответствии с Законом Ивановской области от 10.02.2012 N 7-ОЗ "О региональном материнском (семейном) капитале в Ивановской области" в течение 2012 - 2016 годов предоставлялся региональный материнский (семейный) капитал в виде единовременной денежной выплаты за счет средств областного бюджета в размере 53 тыс. рублей при рождении (усыновлении) третьего или последующего ребенка (детей). В 2016 году региональный материнский (семейный) капитал получили 1414 семей.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" принят Закон Ивановской области от 29.06.2012 N 48-ОЗ "О ежемесячной денежной выплате семьям на третьего и последующих детей". Закон предусматривает ежемесячную денежную выплату, как дополнительную меру социальной поддержки, семьям граждан Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Ивановской области, при рождении (усыновлении) после 31.12.2012 третьего и (или) последующих детей. Размер данной денежной выплаты соответствует величине прожиточного минимума для детей и утверждается ежеквартально.
За 12 месяцев 2016 года количество многодетных семей в Ивановской области увеличилось на 11,4% (на 01.01.2016 - 5925 семей, на 01.01.2017 - 6601 семья).
В Ивановской области в рамках государственной программы "Социальная поддержка граждан в Ивановской области", утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 15.10.2013 N 393-п, реализуется подпрограмма "Предоставление пособий и компенсаций, связанных с материнством и детством", в ходе которой за счет средств областного бюджета производятся:
- выплата ежемесячного пособия на ребенка;
- ежемесячная денежная выплата на питание кормящим матерям;
- единовременная денежная выплата на питание беременным женщинам.
В 2016 году ежемесячное пособие на ребенка предоставлено 34210 получателям на 54525 детей, ежемесячная денежная выплата на питание кормящим матерям предоставлена 1053 женщинам, единовременная денежная выплата на питание беременным женщинам - 5146.
Коэффициент смертности в прогнозируемом периоде уменьшится к 2020 году до 15,7 человека на 1000 жителей. Снижению уровня смертности будут способствовать:
- продолжающаяся работа по совершенствованию оказания медицинской помощи населению Ивановской области;
- меры социальной поддержки нуждающимся гражданам.
Коэффициент естественной убыли в 2020 году уменьшится до значения 4,4 человека на 1000 человек населения.
Следует отметить тот факт, что ожидаемая продолжительность жизни при рождении в Ивановской области несколько ниже, чем по Российской Федерации, однако данный показатель в регионе имеет стабильную положительную динамику на протяжении нескольких лет. По прогнозу ожидаемая продолжительность жизни при рождении увеличится с 72 лет в 2016 году до 74,7 лет в 2020 году.
1.2.2. Труд и занятость
При прогнозировании численности занятых в экономике региона учитывались демографические факторы (рождаемость, смертность, миграция), а также сложившиеся тенденции в области формирования и использования трудовых ресурсов.
Исходя из этого, на протяжении всего прогнозного периода сохранится тенденция уменьшения занятых в экономике региона. К 2020 году численность занятых в экономике снизится до 472,4 тыс. человек.
Ситуация на рынке труда в регионе характеризуется следующими показателями.
На 01.06.2017 численность официальных безработных составила 5,4 тыс. человек, уровень безработицы - 1,0% к экономически активному населению, напряженность - 0,8 человека на 1 заявленную вакансию.
По прогнозным оценкам, ситуация на рынке труда до конца текущего года не претерпит серьезных изменений.
Сдерживающими факторами роста безработицы станут:
- уменьшение численности экономически активного населения вследствие ухудшения демографической ситуации как в целом по стране, так и в Ивановской области;
- создание в различных секторах экономики новых рабочих мест (в том числе в рамках реализации инвестиционных проектов);
- проведение мероприятий активных форм занятости и сохранение объемов финансирования программных мероприятий из средств областного и федерального бюджетов.
Прогнозные значения основных параметров рынка труда Ивановской области разработаны с учетом тенденций социально-экономического развития как в целом Российской Федерации, так и Ивановской области.
Кроме того, при прогнозировании показателей рынка труда учитывались положения Соглашения от 22.02.2017 N 01-01-06/06-50 между Министерством финансов Российской Федерации и Правительством Ивановской области о предоставлении дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации из федерального бюджета бюджету Ивановской области.
Соглашением предусматривается снижение численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости в 2017 году, на 1,7% по сравнению с уровнем 2016 года.
В среднесрочной перспективе прогнозируется, что уровень безработицы снизится до 1% к концу 2020 года, а численность безработных - до 5,8 тыс. человек.
В 2016 году среднемесячная номинальная заработная плата одного работника увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 4,6% и составила, по предварительным данным, 22144 рубля.
В 2017 году среднемесячная номинальная заработная плата одного работника составит 23007,6 рубля и возрастет по сравнению с 2016 годом на 3,9%. Фонд заработной платы в 2017 году оценивается в действующих ценах в размере 74,2 млрд рублей.
В 2018 году среднемесячная номинальная заработная плата одного работника прогнозируется на уровне 24112 рублей, что выше ожидаемого в текущем году на 4,8%. Среднесписочная численность работников организаций по сравнению с 2017 годом снизится на 0,3% и составит 267,8 тыс. человек, фонд заработной платы оценивается на уровне 77,5 млрд рублей.
В 2019 году среднемесячная заработная плата одного работника увеличится до 25341,7 рубля при среднесписочной численности работников 268,3 тыс. человек. Фонд заработной платы составит порядка 81,6 млрд рублей с ростом к 2017 году на 5,3%.
В 2020 году фонд заработной платы увеличится до 86,2 млрд рублей. Среднемесячная заработная плата по области составит 26684,8 рубля при среднесписочной численности работников 269,1 тыс. человек.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.09.2015 N 973 "О совершенствовании статистического учета в связи с включением в официальную статистическую информацию показателя среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности)" и в целях обеспечения мероприятий по поэтапному повышению оплаты труда отдельных категорий работников государственных учреждений бюджетной сферы вышеуказанный показатель включен в состав прогноза.
В соответствии с разъяснениями Минэкономразвития России (письмо от 27.03.2017 N 7903-АЦ/Д14и), направленными в адрес субъектов Российской Федерации, необходимо при прогнозировании показателя "среднемесячная начисленная заработная плата наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячный доход от трудовой деятельности)" учитывать прогнозные значения показателей годового фонда заработной платы всех наемных работников и общей численности всех наемных работников субъекта Российской Федерации.
Так, в 2017 году среднемесячный доход от трудовой деятельности по Ивановской области оценочно составит 20089,1 рубля (103,9% к уровню 2016 года). В прогнозном периоде величина среднемесячного дохода от трудовой деятельности достигнет следующих значений: 21053,4 рубля (2018 год), 22127,1 рубля (2019 год), 23299,8 рубля (2020 год). Темпы роста составят 104,8%, 105,1% и 105,3% соответственно.
1.2.3. Денежные доходы населения
Среднедушевые денежные доходы являются одним из основных индикаторов уровня жизни населения региона. Среднедушевые денежные доходы в 2016 году составили 23304,7 рубля (103,3% к уровню 2015 года). Данные значения носят оценочный характер и будут уточнены ТО ФСГС по Ивановской области при расчете годового баланса денежных доходов и расходов населения Ивановской области.
При прогнозировании денежных доходов населения региона учитывались факторы, влияющие как на уровень заработной платы, как одной из основных составляющих доходов населения, так и на уровень социальных выплат населению.
В 2017 году (оценочно) среднедушевые денежные доходы составят 24379,4 рубля (104,6% к уровню 2016 года). Темпы роста среднедушевых денежных доходов в 2018, 2019 и 2020 годах составят 105,5%, 105,7% и 105,8% соответственно.
В 2020 году среднедушевые денежные доходы достигнут порядка 28,8 тыс. рублей.
1.2.4. Развитие социальной сферы
Стратегической целью развития сферы образования остается повышение качества и доступности образования в соответствии с потребностями населения Ивановской области и перспективными направлениями развития экономики Ивановской области.
В Ивановской области завершился трехлетний проект модернизации системы дошкольного образования, в рамках которого проводились мероприятия по строительству образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования. Реализация проекта позволила полностью ликвидировать очередность среди детей в возрасте от 3 до 7 лет во всех муниципальных образованиях Ивановской области. В 20 муниципальных образованиях региона отсутствует очередность в дошкольные организации детей от 1,5 лет.
В 2016 году в Ивановской области в рамках проекта было введено в эксплуатацию 2 дошкольных образовательных учреждения в городском округе Иваново. В 2016 году было дополнительно введено 640 мест в дошкольных образовательных организациях.
К концу 2017 года ожидается ввод в эксплуатацию 1 нового дошкольного учреждения в городском округе Кохма.
В 2018 году прогнозируется открытие еще 3 новых дошкольных учреждений (в городских округах Кинешма, Кохма и Шуя).
В 2017 - 2018 годах планируется создать 860 дополнительных мест в дошкольных организациях.
Обеспеченность дошкольными образовательными организациями в целом по области возрастет с 894,9 места на 1000 детей дошкольного возраста в 2015 году до 896 мест к 2020 году.
В 2016 году особое внимание было уделено созданию условий для реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего и основного общего образования. В результате по новым федеральным государственным образовательным стандартам (далее - ФГОС) в текущем году обучаются 100% учащихся начальной школы и все учащиеся 5 и 6 классов. В 45 пилотных школах области продолжается апробация ФГОС основного общего образования в 7 и 8 классах. Всего по новым ФГОС общего образования обучается 69% школьников Ивановской области.
Вместе с тем, инфраструктура ряда школ не в полной мере соответствует современным требованиям. Перспектива решения - участие региона в федеральной программе "Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях" на 2016 - 2025 годы", которая была утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.10.2015 N 2145-р. Целями программы являются: перевод учащихся из ветхих зданий в новые школы и поэтапный переход всех общеобразовательных организаций на односменный режим работы.
В Ивановской области распоряжением Правительства Ивановской области от 04.04.2016 N 49-рп утверждена Программа, направленная на создание новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения на территории Ивановской области, на 2016 - 2025 годы. В 2017 году планируется начать строительство двух школ в Родниковском и Савинском муниципальных районах, ввод в эксплуатацию которых намечен на 2018 год. В 2019 году планируется завершить строительство 1 объекта образования в городском округе Иваново.
В системе профессионального образования области насчитывается 29 областных профессиональных образовательных организаций, подведомственных региональным департаментам образования, здравоохранения, культуры и туризма.
На основе потребностей регионального рынка труда в 2016/2017 учебном году в учреждениях на бюджетной основе осуществлялась подготовка кадров по 137 профессиям квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена в сферах металлообработки, легкой промышленности, торговли, общественного питания, в сфере услуг, строительства, энергетики, транспорта, сельского хозяйства, образования и других, в том числе профессиональная подготовка по 10 профессиям.
На базе организаций профессионального образования функционируют 5 региональных ресурсных центров по профессиям легкой промышленности, машиностроения и металлообработки, энергетики, строительства, сферы услуг и туризма.
В регионе опережающими темпами развивается сеть многофункциональных центров прикладных квалификаций. На базе профессиональных колледжей работают 6 многофункциональных центров прикладных квалификаций.
Снижение значений показателей "Численность обучающихся в государственных образовательных организациях среднего профессионального образования" и "Численность обучающихся в государственных образовательных организациях высшего профессионального образования" в прогнозируемом периоде 2019 - 2020 годов обусловлено уменьшением контрольных цифр приема в указанные образовательные организации.
В сфере здравоохранения масштабные вложения изменили облик здравоохранения Ивановской области. Существенно укрепилась материально-техническая база лечебных учреждений (выполнены капитальные ремонты учреждений здравоохранения, приобретено высокотехнологичное медицинское оборудование, увеличилось число профилей оказываемой высокотехнологичной медицинской помощи), реализованы мероприятия по внедрению современных информационных систем в здравоохранение и стандартов медицинской помощи.
В 2016 году возросло количество жителей, которым оказана высокотехнологичная медицинская помощь в областных учреждениях здравоохранения за счет средств обязательного медицинского страхования. В настоящее время высокотехнологичная медпомощь оказывается в 10 лечебных учреждениях.
В целях профилактики и раннего выявления заболеваний в Ивановской области функционируют 6 центров здоровья для детей и взрослого населения.
Продолжает внедряться трехуровневая система оказания медицинской помощи.
В 2016 году обеспеченность врачебными кадрами в Ивановской области составила 34,2 человека на 10 тыс. населения. Министерством здравоохранения, начиная с 2016 года, изменен подход к расчету данного показателя. По итогам 2016 года расчет производился только исходя из численности лечебных учреждений, подведомственных Департаменту здравоохранения Ивановской области. Ранее в расчет включались федеральные учреждения и частные медицинские организации.
Прогнозируется, что к 2020 году обеспеченность врачами лечебных учреждений, подведомственных Департаменту здравоохранения Ивановской области, вырастет до 34,7 человека на 10 тыс. населения.
В Ивановской области сохраняется тенденция к сокращению сети клубных и библиотечных учреждений. Основная причина закрытия учреждений - их несоответствие требованиям пожарной безопасности, естественная убыль населения, оптимизация бюджетных расходов.
Вместе с тем, в целом по области сеть учреждений культуры соответствует социальным нормам и нормативам.
В целом по области в прогнозируемом периоде обеспеченность на 100 тыс. населения общедоступными библиотеками будет немного ниже уровня оценки 2017 года, а учреждениями культурно-досугового типа останется на уровне 2016 года.
В 2016 году в области осуществлялась работа по развитию жилищного строительства и обеспечению жителей Ивановской области комфортным и доступным жильем.
Вместе с тем, в 2016 году строительная отрасль испытала ряд проблем, связанных с реализацией жилья, падением выручки и нехваткой оборотных средств у застройщиков. Указанные обстоятельства привели к снижению в 2016 году по сравнению с 2015 годом объема ввода в действие жилых домов на 32,1%.
По итогам 2017 года ожидается ввести в эксплуатацию не менее 260 тыс. кв. м жилья.
В 2018 - 2020 годах прогнозируется ежегодное увеличение вводимой площади жилья в объеме 265 - 275 тыс. кв. м.
Предполагается, что на увеличение значений указанного показателя в 2017 году окажет влияние участие Ивановской области в реализации федеральных программ, направленных на стимулирование развития жилищного строительства и создание благоприятных условий для обеспечения жителей региона жильем.
Так, в рамках подпрограмм "Государственная поддержка граждан в сфере ипотечного жилищного кредитования" и "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Ивановской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем, объектами инженерной инфраструктуры и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Ивановской области", утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 N 458-п, действует механизм поддержки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. По оценке 2017 года, 104 семьи региона получат возможность улучшить свои жилищные условия.
В 2018 - 2020 годах жилищные условия улучшат порядка 357 семей.
1.2.5. Охрана окружающей среды
2016 году сброс загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты увеличился к уровню 2015 года на 1,4% и составил 96,3 млн куб. м. Данное увеличение связано с планомерной работой, проводимой с предприятиями-водопользователями по выявлению и пресечению нелегитимного сброса сточных вод в поверхностные водные объекты (в отчеты включены не учитываемые ранее объемы сброса нелегитимных водопользователей вследствие получения разрешительной документации и установки средств учета). Кроме того, на показатель увеличения объема сброса загрязненных сточных вод влияет увеличение мощностей ряда предприятий отрасли области и общий физический износ очистного оборудования.
Выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников, снизились к уровню 2015 года на 19,4% и составили 27 тыс. тонн. Прежде всего, это связано с кризисными и депрессивными тенденциями в работе предприятий, эксплуатирующих стационарные источники выбросов в рамках экономического цикла.
Использование свежей воды снизилось к уровню 2015 года на 3,4% и составило 131,5 млн куб. м. Данное снижение связано, в первую очередь, со сложившейся ситуацией в экономике, вследствие чего произошли сокращение потребностей промышленных предприятий, снижение плановых объемов отпуска тепловой и электрической энергии предприятиями сферы энергетики, закрытие и ликвидация производственных предприятий.
В 2017 году показатель сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты ожидается в объеме 95 млн куб. м (98,7% к уровню 2016 года).
Ожидается, что показатель выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, отходящих от стационарных источников, составит 35,5 тыс. тонн, что на 31,5% выше уровня 2016 года.
Значение показателя использования свежей воды ожидается на уровне 136,1 млн куб. м, или 103,5% к уровню 2016 года.
В 2018 - 2020 годах показатель объема сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты прогнозируется на уровне 95 млн. куб. м.
Показатель выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, отходящих от стационарных источников, в 2018 - 2020 годах прогнозируется в объеме 35,5 тыс. тонн.
Оценка данного показателя в 2017 году и его прогнозные значения в 2018 - 2020 годах приведены в соответствии с государственной программой Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 326, и государственной программой Ивановской области "Охрана окружающей среды Ивановской области", утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 N 452-п.
Показатель использования свежей воды прогнозируется в 2018 - 2020 годах на уровне 136,1 млн куб. м ежегодно. Наибольшая доля в числе предприятий-водопользователей приходится на предприятия жилищно-коммунальной сферы и текстильные предприятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.