Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 31 августа 2007 г. N А11-306/2007-К2-23/55
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Масловой О.П.,
судей Радченковой Н.Ш., Шутиковой Т.В.,
при участии представителей от заявителя: Михеева В.Н. (доверенность от 01.08.2007 N юр-97А),
от заинтересованного лица: Чижовой Е.В. (доверенность от 01.02.2007 N 03-14/2),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Владимирской области на решение от 23.04.2007 по делу N А11-306/2007-К2-23/55 Арбитражного суда Владимирской области, принятое судьей Фиохиной Е.А., по заявлению открытого акционерного общества Гороховецкого завода подъемно-транспортного оборудования "Элеватормельмаш" о признании частично недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Владимирской области от 09.11.2006 N 10-07/24 и установил:
открытое акционерное общество Гороховецкий завод подъемно-транспортного оборудования "Элеватормельмаш" (далее - ОАО "Элеватормельмаш", Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Владимирской области (далее - Инспекция, налоговый орган) от 09.11.2006 N 10-07/24 в части доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 30 496 рублей, пеней по этому налогу в сумме 7 435 рублей 75 копеек и штрафа в размере 6 099 рублей.
Решением суда от 23.04.2007 заявленное требование удовлетворено.
В Первом арбитражном апелляционном суде дело не рассматривалось.
Инспекция не согласилась с принятым по делу судебным актом и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суд неправильно применил статью 154 Налогового кодекса Российской Федерации; подпункт "у" пункта 2 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.1992 N 552; не применил подлежащий применению пункт 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации; выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. По его мнению, раздача буклетов, календарей, ручек неопределенным лицам без оплаты является реализацией, поэтому Общество обязано было исчислить и уплатить налог на добавленную стоимость с этой операции. Включение затрат по производству и реализации рекламной продукции в себестоимость товаров (работ, услуг) не имеет отношения к порядку исчисления налога на добавленную стоимость, так как налоговая база по данному налогу определяется исходя из цены товаров (работ, услуг), указанной сторонами сделки, а не из себестоимости товаров (работ, услуг).
Представитель Инспекции доводы, приведенные в кассационной жалобе, поддержал в судебном заседании.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании против доводов налогового органа возразили, считают решение суда законным.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 10 часов 30 минут 28.08.2007 до 11 часов 31.08.2007.
Законность принятого Арбитражным судом Владимирской области решения проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела выездную налоговую проверку ОАО "Элеватормельмаш" по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах и установила ряд нарушений, в том числе неуплату налога на добавленную стоимость в сумме 30 496 рублей вследствие неправомерного невключения Обществом в налоговую базу по названному налогу операций по безвозмездной передаче на выставках и ярмарках изделий рекламного характера (листовок, календарей, наклеек, буклетов).
Результаты проверки отражены в акте от 29.05.2006 N 10-07/17, на основании которого заместитель руководителя Инспекции вынес решение от 09.11.2006 N 10-07/24 о привлечении ОАО "Элеватормельмаш" к налоговой ответственности, в частности за указанное правонарушение по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 6 099 рублей. В решении налогоплательщику также предложено перечислить в бюджет неуплаченную сумму налога и сумму пеней за несвоевременную уплату налога.
Общество не согласилось с решением налогового органа в данной части и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 39, пунктами 1, 3 статьи 38, пунктом 1 статьи 146, пунктом 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации; статьей 2 Федерального закона "О рекламе"; подпунктом "у" пункта 2 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.1992 N 552, Арбитражный суд Владимирской области пришел к выводу о том, что безвозмездная передача Обществом рекламной продукции не может расцениваться как операция по реализации товара, являющаяся объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, в связи с чем удовлетворил заявленное требование.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях исчисления налога на добавленную стоимость передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).
Как следует из материалов дела, Общество в целях создания положительного имиджа и успешного проведения договорной компании организовывало рекламные мероприятия, в ходе которых на ярмарках и выставках безвозмездно передавало потенциальным потребителям рекламную продукцию.
Согласно статье 2 Федерального закона от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе" реклама - распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях, начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.
В соответствии с подпунктом 28 пункта 1 статьи 264 Кодекса расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.
К расходам организации на рекламу относятся: расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети; расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов; расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
Расходы налогоплательщика на иные виды рекламы, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьей 249 Кодекса (пункт 4 статьи 264 Кодекса).
Арбитражный суд Владимирской области, оценив представленные в дело доказательства, установил, что Общество, организовывая рекламные мероприятия, оплатило рекламную продукцию (листовки, календари, наклейки, буклеты) с учетом налога на добавленную стоимость. Расходы на рекламу включены Обществом в стоимость реализуемого товара (цену производимой Обществом продукции), с которой налогоплательщик уплачивает налог на добавленную стоимость. Рекламная продукция в данном случае не реализовывалась, а только способствовала продаже производимой Обществом продукции.
Доказательств того, что расходы на рекламу, превышали один процент выручки от реализации произведенной Обществом продукции, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что безвозмездная передача Обществом рекламной продукции не может расцениваться как операция по реализации товара и являться объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, и правомерно удовлетворил требование Общества, признав решение Инспекции в оспариваемой части недействительным.
Доводы налогового органа относительно неправильного применения судом подпункта "у" пункта 2 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.1992 N 552, признаются обоснованными, однако применение судом указанной нормы не привело к принятию неправильного решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы, связанные с уплатой государственной пошлины с кассационной жалобы, относятся на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 8 по Владимирской области.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 и частью 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 23.04.2007 по делу N А11-306/2007-К2-23/55 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Владимирской области - без удовлетворения.
Расходы, связанные с уплатой государственной пошлины с кассационной жалобы, отнести на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 8 по Владимирской области.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Владимирской области в доход федерального бюджета 1 000 рублей государственной пошлины с кассационной жалобы.
Арбитражному суду Владимирской области выдать исполнительный лист.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.П. Маслова |
Т.В. Шутикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с подп.1 п.1 ст.146 НК РФ в целях исчисления НДС передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров, работ, услуг.
Налогоплательщик оспорил в суде решение налогового органа о доначислении НДС.
Основанием для принятия обжалуемого решения послужил вывод налогового органа о том, что налогоплательщик занизил налоговую базу по НДС, не включив в нее операции по безвозмездной передаче на выставках и ярмарках изделий рекламного характера.
Суд, рассмотрев дело, установил, что налогоплательщик на выставках и ярмарках рекламного характера раздавал неопределенным лицам без оплаты, т.е. на безвозмездной основе, буклеты, календари, ручки и т.п.
По мнению суда, рекламная продукция в данном случае не реализовывалась, а только способствовала продаже производимой налогоплательщиком продукции.
Таким образом, безвозмездная передача налогоплательщиком рекламной продукции не является операцией по реализации товара, относящейся к объекту налогообложения по НДС.
На основании изложенного, суд признал решение налогового органа недействительным.
Суд кассационной инстанции оставил решение нижестоящего суда без изменения.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 31 августа 2007 г. N А11-306/2007-К2-23/55
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника