Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 29 ноября 2007 г. N А29-2680/2007
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Павлова В.Ю.,
судей Бабаева С.В., Поповой Г.Г.
без участия представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми на решение Арбитражного суда Республики Коми от 07.06.2007 и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.08.2007 по делу N А29-2680/2007 Арбитражного суда Республики Коми, принятые судьями Василевской Ж.А., Караваевой А.В., Лысовой Т.В., Ольковой Т.М., по заявлению закрытого акционерного общества "Спорттовары" к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора в части определения семи процентов от суммы взыскания и об уменьшении размера исполнительского сбора и установил:
закрытое акционерное общество "Спорттовары" (далее Общество, ЗАО "Спорттовары") обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по городу Сыктывкару Скирко М.Л. от 10.04.2007 о взыскании исполнительского сбора в части определения исполнительского сбора в размере семи процентов от суммы взыскания, что составляет 28 700 рублей, и об уменьшении размера исполнительского сбора.
Заявленные требования основаны на статье 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 21.07.1997 N 119-ФЗ (далее Закон об исполнительном производстве) и статье 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что судебный пристав-исполнитель вынес обжалуемое постановление о взыскании исполнительского сбора в размере семи процентов, но не учел всех смягчающих ответственность Общества обстоятельств, имеющих существенное значение для применения штрафных санкций.
Решением от 07.06.2007, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 13.08.2007, заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконными действия судебного пристава-исполнителя, выразившиеся в определении исполнительского сбора в размере семи процентов от взыскиваемой суммы, и, сославшись на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, указал, что размер исполнительского сбора с учетом характера совершенного ЗАО "Спорттовары" правонарушения, уважительности причин неисполнения исполнительного документа в установленные сроки и степени вины нарушителя подлежит уменьшению до 8 200 рублей.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми (далее - Управление) обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции в части уменьшения исполнительского сбора по постановлению от 10.04.2007 в связи с неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителя, вывод суда о том, что при вынесении оспариваемого постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель не обосновал размер подлежащего взысканию сбора с учетом конкретных обстоятельств неисполнения должником требований исполнительного документа, является ошибочным. Управление указывает, что должник не предоставил приставу каких-либо документов, подтверждающих уважительность причин неисполнения обязательства по уплате долга, что свидетельствует об их отсутствии, поэтому судебный пристав-исполнитель правомерно принял решение о взыскании с Общества размера исполнительского сбора равным семи процентам.
При надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства стороны не обеспечили явку представителей в третью инстанцию.
Законность решения и постановления апелляционной инстанции проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, окружной суд счел, что обжалуемые судебные акты подлежат изменению в силу следующего.
Как видно из документов и установил суд, в отдел судебных приставов по городу Сыктывкару поступил исполнительный лист от 18.09.2006, выданный Арбитражным судом Республики Коми по делу N А29-4043/2006-4э, о взыскании с ЗАО "Спорттовары" долга в размере 410 000 рублей, на основании которого судебный пристав-исполнитель постановлением от 20.02.2007 возбудил исполнительное производство N 74260/1527/4/2007. Одновременно в постановлении должнику предложено в пятидневный срок добровольно исполнить содержащиеся в нем требования и разъяснено, что в случае неисполнения требований исполнительного документа в добровольном порядке без уважительных причин с него может быть взыскан исполнительский сбор в размере семи процентов от суммы задолженности.
Общество не погасило в установленный в постановлении срок сумму задолженности и не представило документы, подтверждающие наличие обстоятельств, препятствующих исполнению требований исполнительного документа в добровольном порядке в полном объеме, в связи с чем судебный пристав-исполнитель вынес постановление от 10.04.2007 о взыскании с должника исполнительского сбора в размере семи процентов, что составило 28 700 рублей.
Не обращаясь к судебному приставу-исполнителю с ходатайством о снижении размера взысканного исполнительского сбора, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, указав, что судебный пристав-исполнитель вынес постановление от 10.04.2007 незаконно, поскольку не принял во внимание тяжелое финансовое положение ЗАО "Спорттовары".
Статьей 31 Закона об исполнительном производстве предусмотрено право должника представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, давать устные и письменные объяснения в процессе исполнительных действий, высказывать свои доводы и соображения по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства.
Как разъяснено в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, судебный пристав-исполнитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленного срока исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, предусмотренной пунктом 1 статьи 81 Закона об исполнительном производстве.
Таким образом, обязанность доказывания в рамках исполнительного производства уважительности причин неисполнения в добровольном порядке исполнительного документа в установленный срок возложена на должника, а не на судебного пристава-исполнителя.
В соответствии с пунктом 2 резолютивной части постановления Конституционного суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П исполнительский сбор является санкцией (мерой административной ответственности) за неисполнение исполнительного документа, выдаваемого судами и другими уполномоченными органами, а установленный этим положением размер взыскания (семь процентов от взыскиваемой суммы) представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем.
По смыслу указанного постановления, правоприменитель обязан определить размер подлежащего взысканию исполнительского сбора с учетом конкретных обстоятельств неисполнения должником требований исполнительного документа.
Как усматривается из материалов дела, должник в течение двух месяцев не представил судебному приставу-исполнителю каких-либо доказательств, свидетельствующих о тяжелом финансовом положении должника, препятствующих исполнить требования исполнительного документа.
Таким образом, судебный пристав-исполнитель вынес постановление от 10.04.2007 о взыскании с Общества исполнительского сбора в размере семи процентов от взыскиваемой суммы долга в пределах своих полномочий.
Вывод суда о незаконности постановления судебного пристава-исполнителя в части определения размера исполнительского сбора противоречит указанным нормам права, что в силу статей 287 (пункта 2 части 1) и 288 (части 1 и пункта 3 части 2) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для изменения обжалуемых судебных актов и отказа Обществу в признании незаконным оспариваемого постановления в указанной части.
Согласно пункту 4 постановления Конституционного суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П указанный вид ответственности должен применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу статей 34 (части 1), 35 (частей 1 - 3) и 55 (части 3) Конституции Российской Федерации недопустимо.
С учетом позиции Конституционного суда Российской Федерации размер исполнительского сбора может быть снижен как судебным приставом-исполнителем, так и судом при наличии уважительных причин для неисполнения исполнительного документа.
Суд первой инстанции рассмотрел заявление ЗАО "Спорттовары", оценил в совокупности обстоятельства этого дела и все, представленные в арбитражный суд, доказательства, учел сложное финансовое состояние должника и баланс интересов сторон и правомерно снизил размер исполнительского сбора до 8 200 рублей.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом не допущено.
Вопрос о распределении судебных расходов по кассационной жалобе не рассматривался, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 2 части 1), 288 (частью 1 и пунктом 3 части 2) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 07.06.2007 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.08.2007 по делу N А29-2680/2007 изменить.
Отказать закрытому акционерному обществу "Спорттовары" в удовлетворении требования о признании незаконными постановления судебного пристава-исполнителя Скирко М.Л. от 10.04.2007 о взыскании исполнительского сбора в части определения размера исполнительского сбора.
В оставшейся части решение Арбитражного суда Республики Коми от 07.06.2007 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.08.2007 по делу N А29-2680/2007 оставить без изменения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Ю. Павлов |
Г.Г. Попова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29 ноября 2007 г. по делу N А29-2680/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника