Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 25 декабря 2007 г. N А31-1251/2007-13
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Евтеевой М.Ю., Радченковой Н.Ш.
при участии представителя
от заявителя: Сидорова А.М. (доверенность от 24.04.2007 N 17)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "Элина" на решение от 21.05.2007 Арбитражного суда Костромской области и на постановление от 03.09.2007 Второго арбитражного апелляционного суда по делу N А31-1251/2007-13, принятые судьями Байбродиным О.Л., Караваевой А.В., Лысовой Т.В., Ольковой Т.М., по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Костромской области о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Элина" к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Костромской области (далее - Инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Элина" (далее - ООО "Элина", Общество) к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда первой инстанции от 21.05.2007 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 03.09.2007 решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Костромской области и постановление Второго арбитражного апелляционного суда.
Заявитель считает, что суды нарушили нормы материального и процессуального права, а именно: статьи 8 и 13 Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", пункты 5 и 6 Положения о федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации 30.09.2004 N 506, и статью 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По его мнению, проверяя соблюдение Обществом законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции сотрудники Инспекции вышли за пределы мероприятий по контролю, предписанных им поручением от 29.03.2007 N 05-30 (проверка соблюдения законодательства о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт). Кроме того, в ходе проверки нарушены права руководителя ООО "Элина", который не присутствовал при проведении мероприятий по контролю и не смог дать объяснения по вопросам, касающимся предмета проверки.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
В судебном заседании и отзыве на кассационную жалобу представитель налогового органа возразил против доводов заявителя, считает принятые судебные акты законными и обоснованными.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направило.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании поручения от 29.03.2007 N 05-30 Инспекция провела проверку магазина "Теремок", принадлежащего ООО "Элина" и расположенного по адресу: Костромская область, село Боговарово, улица Победы, рыночная площадь, по вопросам соблюдения законодательства о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт и законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В результате проверки установлен факт розничной продажи спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, чем нарушены требования пункта 3 статьи 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции", абзац 3 пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 872 "О справке, прилагаемой к грузовой таможенной декларации", пункт 5 Правил заполнения справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 864, а именно:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Название Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ следует читать: "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"
- справки, прилагаемые к товарно-транспортной накладным на алкогольную продукцию (водку "Среднерусская былина", производитель Галичский ликероводочный завод, емкостью 0, 5 литра, 56 бутылок по цене 78 рублей и водку "Исток оригинальная люкс", производитель ОАО "Исток", город Беслан, емкостью 0,5 литра, пять бутылок по цене 110 рублей), не заверены оригиналами оттиска печати собственника товара - ООО "Элина" и подписью должностного лица;
- справки к грузовым таможенным декларациям на импортируемую алкогольную продукцию (вино "Эмосьен де Пари" белое полусладкое, производитель фирма Group UCCOAR SA, Франция, одна бутылка стоимостью 140 рублей и настойка горькая "Украинская медовая с перцем", производитель ДП Украинская водочная компания "НЕМИРОФФ" емкостью 0,5 литра по цене 180 рублей) не заверены оригиналами оттиска печати собственника товара - ООО "Элина" и подписью должностного лица.
По результатам проверки составлен акт от 29.03.2007 N 05-30.
Усмотрев в действиях ООО "Элина" признаки состава административного правонарушения, предусмотренного в части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, налоговый орган составил протокол от 02.04.2007 N 05-31.
Инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности.
Руководствуясь частью 3 статьи 4.1, частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пунктом 1 статьи 10.2, статьей 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции", суд первой инстанции сделал вывод о наличии в действиях Общества состава вменяемого правонарушения, в связи с чем удовлетворил заявленное требование.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Название Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ следует читать: "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"
Апелляционная инстанция, руководствуясь аналогичными нормами права, а также Правилами заполнения справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 864, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 872 "О справке, прилагаемой к грузовой таможенной декларации", согласилась с выводом суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
Согласно статьям 16 и 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" запрещается оборот (в том числе розничная купля-продажа) алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, подтверждающих легальность такой продукции и без сертификатов соответствия.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Название Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ следует читать: "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"
К документам, удостоверяющим легальность алкогольной и спиртосодержащей продукции, в силу статьи 10.2 данного Закона относятся в том числе товарно-транспортная накладная, справка, прилагаемая к грузовой таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции); справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации).
В пункте 139 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (далее - Правила), установлено, что на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь товарно-транспортную накладную; копию справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции; копию справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.
В пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 872 "О справке, прилагаемой к грузовой таможенной декларации" установлено, что при реализации в розницу импортированной алкогольной продукции собственник товара обязан предъявить по требованию покупателя или контролирующего органа копию справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации, заверенную оригиналами оттисков его печати и печати предыдущего собственника товара.
В пункте 6 Правил заполнения справки к грузовой таможенной декларации (утвержденных названным постановлением Правительства Российской Федерации) предусмотрено, что раздел "Б" справки заполняется при каждой последующей оптовой реализации (передаче) последним собственником товара (продавцом) и покупателем (получателем) и заверяется их печатями. Ответственность за достоверность сведений, указываемых в разделе "Б" справки на каждом этапе реализации (передачи) товара, несут собственник товара (продавец) и покупатель (получатель) товара.
Правилами заполнения справки к товарно-транспортной накладной, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 864, предусмотрено, что справка заполняется в соответствии с данными товарно-транспортной накладной при каждой последующей оптовой реализации алкогольной продукции последним собственником на каждое наименование продукции в составе отгружаемой партии. Разделы "А" и "Б" справки содержат характеристики и параметры, аналогичные указанным в товарно-транспортной накладной. Справка должна быть заверена подписью и печатью изготовителя, поставщика, продавца.
Ненадлежащее оформление справок к товарно-транспортной накладной и к грузовой таможенной декларации не подтверждает законности прохождения реализуемой алкогольной продукции от организации-производителя до потребителя на территории Российской Федерации, то есть свидетельствует о нахождении такой продукции в нелегальном обороте.
Поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, в том числе без справки к товарно-транспортной накладной (на отечественную продукцию) и справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации (для импортируемой алкогольной продукции), то есть без документов, подтверждающих нахождение такой продукции в законном обороте, является административным правонарушением, ответственность за которое установлена в части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В рассматриваемом случае суды обеих инстанций исследовали и оценили представленные в дело доказательства и признали доказанным факт реализации Обществом алкогольной продукции без надлежаще оформленных справок к товарно-транспортным накладным и к грузовым таможенным декларациям. Факт отсутствия указанных документов Общество не отрицает.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Костромской области и Второй арбитражный апелляционный суд пришли к правильному выводу о наличии в действиях ООО "Элина" состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод заявителя о том, что сотрудники Инспекции вышли за пределы мероприятий по контролю, предписанных им поручением от 29.03.2007 N 05-30, отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку в данном поручении на налоговый орган возложена обязанность провести в том числе проверку Общества по вопросам соблюдения законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В пункте 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, определено, что Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции.
Ссылка ООО "Элина" на нарушение процедуры проведения налогового контроля в связи с отсутствием при проверке магазина директора Общества несостоятельна, поскольку в статье 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" определено, что при проведении мероприятий по контролю должностные лица органов государственного контроля (надзора) не вправе осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей. В данном случае при проверке присутствовала продавец Общества - Гаджиева Г.М. С протоколом об административном правонарушении от 02.04.2007 N 05-31 директор Общества ознакомлен.
Ошибочное указание в протоколе об административном правонарушении от 02.04.2007 N 05-31 абзаца 3 пункта 2 вместо абзаца 1 пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 872 "О справке, прилагаемой к грузовой таможенной декларации" не является основанием для признания его недействительным.
С учетом изложенного кассационная жалоба Общества удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Костромской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права, не допустив нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основанием для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение от 21.05.2007 Арбитражного суда Костромской области и постановление от 03.09.2007 Второго арбитражного апелляционного суда по делу N А31-1251/2007-13 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Элина" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Н.Ш. Радченкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно ч.2 ст.14.16 КоАП РФ розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без справки к ГТД или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к ТТН (на отечественную алкогольную продукцию) влечет привлечение продавца к административной ответственности.
В отношении организации налоговым органом была проведена проверка, в результате которой привлечена к ответственности по ч.2 ст.14.16 КоАП РФ.
По мнению организации, налоговая инспекция вышла за пределы мероприятий, предписанных им поручением (проверка соблюдения законодательства о применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт) следовательно привлечение к административной ответственности является неправомерным.
Помимо этого, руководитель организации не присутствовал при проведении мероприятий по контролю и не мог дать соответствующие пояснения, чем, по мнению организации, нарушены его права.
Однако, как установлено судом, рассматриваемое поручение, в том числе, содержало обязанность налогового органа провести мероприятия по проверке за деятельностью организации в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В ходе указанного мероприятия было установлено, что в справках, прилагаемых к товарно-транспортным накладным и к ГТД, отсутствовали оттиски печати и подписи должностного лица организации. Данный факт организацией не отрицается.
При этом в ходе проведенных мероприятий присутствовали представители организации в лице продавца, а руководитель был ознакомлен с протоколом.
Таким образом, организация правомерно привлечена налоговым органом к административной ответственности по ч.2 ст.14.16 КоАП РФ.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25 декабря 2007 г. по делу N А31-1251/2007-13
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника