Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 14 января 2008 г. N А17-1345/2007
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Евтеевой М.Ю.,
судей Радченковой Н.Ш., Шутиковой Т.В.,
без участия представителей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области на решение Арбитражного суда Ивановской области от 08.08.2007 и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.10.2007 по делу N А17-1345/2007, принятые судьями Борисовой В.Н., Буториной Г.Г., Лысовой Т.В., Хоровой Т.В., по заявлению государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области к обществу с ограниченной ответственностью "Медико-санитарная часть "Ивановоискож" о взыскании штрафа и встречному заявлению общества с ограниченной ответственностью "Медико-санитарная часть "Ивановоискож" к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о признании недействительным решения и установил:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Медико-санитарная часть "Ивановоискож" (далее - ООО "МСЧ "Ивановоискож", Общество) о взыскании штрафа в сумме 34 806 рублей 48 копеек за представление недостоверных сведений об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования за 2006 год.
ООО "МСЧ "Ивановоискож" предъявило встречное заявление о признании недействительным решения Управления от 12.04.2007 N 24/1 о привлечении к ответственности в виде 34 806 рублей 48 копеек штрафа по части 3 статьи 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Решением от 08.08.2007 требование Общества удовлетворено; в удовлетворении требования Управлению отказано.
Постановлением апелляционного суда от 24.10.2007 данное решение оставлено без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель считает, что суды неправильно применили (истолковали) подпункт 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 N 28-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 03.06.2004 N 11-П и не применили подлежащую применению статью 120 Гражданского кодекса Российской Федерации. На его взгляд, по своей организационно-правовой форме ООО "МСЧ "Ивановоискож" не является учреждением, следовательно, периоды работы медицинских работников, осуществляющих медицинскую и иную деятельность по охране здоровья населения, в негосударственных организациях не подлежат включению в стаж, дающий право на установление досрочной трудовой пенсии по старости.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер Федерального закона от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" следует читать: "N 173-ФЗ"
Общество не согласилось с доводами, изложенными в кассационной жалобе.
Заявитель и заинтересованное лицо, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили.
Законность принятых Арбитражным судом Ивановской области решения и Вторым арбитражным апелляционным судом постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в ходе документальной проверки представленных сведений об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования за 2006 год (в том числе Перечня производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение; уточняющей пофамильной справки), результаты которой оформлены актом от 21.03.2007 N 149, Управление установило, что в отношении 40 застрахованных лиц сведения о стаже работы на соответствующих видах работ (код 28 ГД) являлись недостоверными, ибо в силу подпункта 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 N 28-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии предоставлено лицам, осуществляющим лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. ООО "Ивановоискож" по своей организационно-правовой форме не относится к категории учреждений.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер Федерального закона от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" следует читать: "N 173-ФЗ"
Рассмотрев представленные материалы, заместитель руководителя Управления принял решение от 12.04.2007 N 24/1 о привлечении ООО "МСЧ "Ивановоискож" к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в виде штрафа в размере 34 806 рублей 48 копеек.
В добровольном порядке Общество штраф не уплатило, поэтому Управление обратилось за его взысканием в арбитражный суд; Общество обратилось в суд с заявлением о признании недействительным названного решения.
Руководствуясь статьями 27, 28 Федерального закона от 17.12.2001 N 28-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", статьями 3, 5, 8, 9, 11, 15, 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", постановлениями Конституционного Суда Российской Федерации от 03.06.2004 N 11-П, от 14.07.2003 N 12-П, от 27.04.2001 N 7-П, определениями Конституционного Суда Российской Федерации от 06.12.2001 N 310-О, от 04.03.2004 N 81-О, статьей 14 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 и пунктом 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", суд первой инстанции пришел к выводу о том, что термин "учреждение здравоохранения" применяется ко всем субъектам здравоохранения, в том числе к коммерческим организациям здравоохранения, в связи с чем признал оспариваемое решение недействительным и отказал во взыскании штрафа.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер Федерального закона от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" следует читать: "N 173-ФЗ"
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил принятое решение в силе.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения по следующим причинам.
Согласно части 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон) страхователь представляет один раз в год, но не позднее 1 марта, о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, перечисленные в подпунктах 1-10, а также сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
За непредставление в установленные сроки сведений либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке (часть 3 статьи 17 Закона).
Конституционный Суд Российской Федерации постановлением от 03.06.2004 по делу N 11-П признал не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) взаимосвязанные нормативные положения подпунктов 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28 и пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливающие для лиц, осуществлявших в том числе лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в качестве условия назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста осуществление этой деятельности в соответствующих государственных или муниципальных учреждениях, - в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения данные положения не позволяют засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся лечебной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, периоды осуществления ими этой деятельности в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, которые включались в соответствующий стаж ранее действовавшим законодательством.
То обстоятельство, в чьем ведении находятся учреждения здравоохранения и кому принадлежит закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий.
Таким образом, понятием "учреждение здравоохранения" охватывается и субъект частной системы здравоохранения независимо от его организационно-правовой формы.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о достоверности представленных Обществом сведений, поэтому обоснованно признали недействительным решение Управления от 12.04.2007 N 24/1 и отказали во взыскании 34 806 рублей 48 копеек штрафа.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Ивановской области и Вторым арбитражным апелляционным судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 08.08.2007 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.10.2007 по делу N А17-1345/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу - государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Ю. Евтеева |
Т.В. Шутикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14 января 2008 г. по делу N А17-1345/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника