Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 1 апреля 2008 г. N А29-3653/2007
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Князевой Г.А.,
судей Бабаева С.В., Павлова В.Ю.
при участии представителей
от истца: Черепнова М.Е. (доверенность от 18.03.2008), Готлиба В.В. (доверенность от 18.03.2008), Маркиной И.В. (доверенность от 17.01.2008), от ответчика: Белонина П.В. (доверенность от 05.02.2008)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца - открытого акционерного общества "Ухтинский механический завод" на решение от 28.09.2007 Арбитражного суда Республики Коми и на постановление от 12.12.2007 Второго арбитражного апелляционного суда по делу N А29-3653/2007, принятые судьями Дончевской О.А., Губиной Л.В., Тетерваком А.В., Поляковой С.Г., по иску открытого акционерного общества "Ухтинский механический завод" к администрации муниципального образования городского округа "Ухта" и Комитету по управлению имуществом муниципального образования городского округа "Ухта" о признании права собственности и по встречному иску администрации муниципального образования городского округа "Ухта" к открытому акционерному обществу "Ухтинский механический завод" о признании права собственности и установил:
открытое акционерное общество "Ухтинский механический завод" (далее - ОАО "УМЗ", Завод) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к администрации муниципального образования городского округа "Ухта" (далее - Администрация) и к Комитету по управлению имуществом муниципального образования городского округа "Ухта" (далее - Комитет) о признании права собственности на пятиэтажное здание общежития, расположенное по адресу: Республика Коми, город Ухта, улица Дзержинского, дом 37.
Заявленное требование основано на статьях 213 и 217 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивировано тем, что спорное имущество в виде объекта незавершенного капитального строительства приватизировано Заводом, учитывается на его балансе, эксплуатируется и содержится истцом.
Определением Арбитражного суда Республики Коми от 17.07.2007 принято к производству встречное исковое заявление Администрации к ОАО "УМЗ" о признании права собственности муниципального образования городского округа "Ухта" на упомянутое здание общежития.
Требование основано на положениях Закона РСФСР от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее - Закон о приватизации жилфонда) и постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление от 27.12.1991 N 3020-1) и мотивировано тем, что общежитие относится к муниципальной собственности в силу прямого указания закона.
Решением от 28.09.2007 Арбитражного суда Республики Коми, оставленным без изменения постановлением от 12.12.2007 Второго арбитражного апелляционного суда, встречный иск удовлетворен, в удовлетворении первоначального иска отказано на основании статьи 18 Закона о приватизации жилфонда и приложения N 3 к Постановлению от 27.12.1991 N 3020-1. Обе судебные инстанции исходили из того, что сделка приватизации в части включения в уставный капитал здания общежития не соответствует действовавшему приватизационному законодательству, а потому является ничтожной. Суд руководствовался статьей 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сослался на решение Ухтинского городского федерального суда по делу N 2-362/2007, которым дана оценка упомянутому плану приватизации.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ОАО "УМЗ" обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Коми и постановление Второго арбитражного апелляционного суда в связи с неправильным применением норм процессуального права.
Основной довод заявителя сводится к тому, что суд неверно применил статью 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и необоснованно руководствовался решением суда общей юрисдикции по делу N 2-362/2007.
В судебном заседании представители Завода поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель Администрации отклонил аргументы заявителя и просил оставить жалобу без удовлетворения.
Комитет в отзыве указал на правильность судебных актов и просил оставить их в силе.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и заслушав представителей сторон, окружной суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из имеющихся документов следует и суд установил, что решением от 22.09.1989 N 476 Ухтинского городского Совета народных депутатов Ухтинскому механическому заводу Министерства строительного, дорожного и коммунального машиностроения предоставлен земельный участок площадью 4 600 квадратных метров по улице Дзержинского в городе Ухте для строительства пятиэтажного общежития для малосемейных работников на 59 квартир в соответствии с разработанным генеральным планом и заключением от 22.09.1989 Управления архитектуры и градостроительства N 28.
Решением от 01.11.1991 Госкомитета РСФСР по управлению государственным имуществом разрешена приватизация государственного предприятия "Ухтинский механический завод".
Комитет Совета Министров Коми АССР и коллектив Ухтинского механического завода 31.01.1992 заключили договор о приватизации имущества завода.
Согласно акту оценки незавершенного строительства, составленному по состоянию на 01.11.1991, в состав имущества, подлежащего приватизации, вошло не законченное строительством общежитие без указания места расположения данного объекта.
Решением от 29.10.1992 государственной приемочной комиссии, утвержденным постановлением главы администрации города Ухты от 29.10.1992 N 560, принято в эксплуатацию здание общежития.
Письмом от 04.12.1992 N 1939/1 Завод обратился к Госкомитету по имуществу Республики Коми и главе администрации города Ухты с просьбой о передаче общежитие, расположенного по адресу: город Ухта, улица Дзержинского, дом 37, в собственность муниципалитета, а здание по адресу: город Ухта, улица Заводская, дом 6, - в собственность ОАО "УМЗ".
Решением от 15.02.1993 N 24 Комитета по управлению имуществом города Ухты и пригородной зоны Завод обязан передать в муниципальную собственность общежитие, расположенное на улице Дзержинского. Общежитие по улице Заводской передано в собственность ОАО "УМЗ".
Неисполнение данного решения Заводом послужило основанием для обращения Комитета по управлению имуществом муниципального образования "Город Ухта" в Арбитражный суд Республики Коми с иском об обязании ОАО "УМЗ" # в муниципальную собственность здания общежития, расположенного по адресу: город Ухта, улица Дзержинского, дом 37. Решением Арбитражного суда Республики Коми от 09.11.2005 по делу N А29-4426/2005-2э в удовлетворении заявленного требования отказано в связи с пропуском истцом срока исковой давности.
Решением от 07.02.2007 по делу N 2-362/2007 Ухтинского федерального городского суда, оставленным без изменения определением от 16.04.2007 судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми, признано право истцов (граждан) на бесплатную передачу в собственность занимаемых помещений в доме N 37 по улице Дзержинского в городе Ухте. При этом суд установил, что здание общежития, помещения которого являлись предметом спора, относится к муниципальной собственности в силу положений Постановления от 27.12.1991 N 3020-1.
Наличие противоречивых документов, не позволяющих ни одной из сторон зарегистрировать право собственности на объект недвижимости в установленном законом порядке, послужило основанием для обращения в Арбитражный суд Республики Коми ОАО "УМЗ" и Администрации с настоящим иском.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" указанный в нем порядок приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий не распространяется на жилищный фонд предприятий.
В силу статьи 1 Закона Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" жилищный фонд - это совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы - приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома - интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.
В статье 18 Закона о приватизации жилфонда указано, что при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
На основании изложенного следует, что в силу прямого указания приватизационного законодательства помещения общежитий не могут быть переданы в собственность предприятий в процессе приватизации. Поэтому окружной суд счел обоснованным вывод судов первой и апелляционной инстанций о ничтожности в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделки приватизации государственного предприятия "Ухтинский механический завод" в части включения в уставный капитал образуемого общества здания общежития, расположенного по адресу: город Ухта, улица Дзержинского, дом 37.
В соответствии с частью 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Решением 07.02.2007 по делу N 2-362/2007 Ухтинского федерального городского суда установлено, что спорный объект является муниципальной собственностью и граждане, проживающие в нем, имеют право на приватизацию жилых помещений.
При указанных обстоятельствах суд правомерно удовлетворил встречный иск Администрации о признании права муниципальной собственности на спорный объект и отклонил первоначальный иск Завода о признании права собственности ОАО "УМЗ" на здание общежития по улице Дзержинского в городе Ухте.
Доводы заявителя жалобы отклоняются, поскольку противоречат материалам дела и, по существу, направлены на переоценку установленных арбитражным судом доказательств и сделанных на их основании выводов, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции и Вторым арбитражным апелляционным судом не допущено.
В связи с принятием судом кассационной инстанции настоящего постановления, определение окружного суда от 05.03.2008 о принятии обеспечительных мер по данному делу утратило силу.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по кассационной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение от 28.09.2007 Арбитражного суда Республики Коми и постановление от 12.12.2007 Второго арбитражного апелляционного суда по делу N А29-3653/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Ухтинский механический завод" - без удовлетворения.
Определение от 05.03.2008 Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа о принятии обеспечительных мер по делу N А29-3653/2007 Арбитражного суда Республики Коми отменить.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.А. Князева |
В.Ю. Павлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 1 апреля 2008 г. по делу N А29-3653/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника