Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28 августа 2008 г. N А29-3138/2008
г. Нижний Новгород |
|
28 августа 2008 г. |
Дело N А29-3138/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.08.2008.
Постановление в полном объеме изготовлено 28.08.2008.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Бердникова О.Е., Масловой О.П.
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - Сыктывкарского городского комитета по охране окружающей среды Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми на решение Арбитражного суда Республики Коми от 23.05.2008 и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 01.07.2008 по делу N А29-3138/2008, принятые судьями Шипиловой Э.В., Перминовой Г.Г., Буториной Г.Г., Лысовой Т.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сатурн"
о признании незаконным и об отмене постановления Сыктывкарского городского комитета по охране окружающей среды Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми о привлечении к административной ответственности
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Сатурн" (далее - ООО "Сатурн", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Сыктывкарского городского комитета по охране окружающей среды Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - Комитет, административный орган) от 29.04.2008 N 25 сык-эк о привлечении к административной ответственности по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 23.05.2008 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением апелляционного суда от 01.07.2008 решение суда оставлено без изменения.
Комитет не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суд неправильно применил статью 8.1 КоАП РФ. По мнению Комитета, он доказал, что ООО "Сатурн" осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами без разработанного и утвержденного в установленном законом порядке проекта нормативов образования отходов и лимитов на размещение; без учета полученных от других лиц, переданных другим лицам, а также размещенных отходов; без организации и проведения производственного контроля, что является нарушением требований Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Следовательно, факт совершения Обществом административного правонарушения установлен, основания для признания постановления Комитета незаконным отсутствовали.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Общество отзыв на жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в период с 17.03.2008 по 17.04.2008 Комитет провел проверку соблюдения ООО "Сатурн" природоохранного законодательства, в ходе которой выявил нарушения статей 11, 18, 19 и 26 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и статей 24, 51 и 67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Проверяющие установили, что ООО "Сатурн" осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами (вывоз твердых бытовых отходов) без разработанного и утвержденного в установленном законом порядке проекта нормативов образования отходов и лимитов на размещение, без организации и проведения производственного контроля и не ведет учет полученных от других лиц, переданных другим лицам, а также размещенных отходов. Результаты проверки оформлены актом от 17.04.2008 N 25 сык-эк.
Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в статье 8.1 КоАП РФ, Комитет составил протокол от 17.04.2008 N 25 сык-эк.
Рассмотрев материалы дела, руководитель Комитета вынес постановление от 29.04.2008 N 25 сык-эк о привлечении ООО "Сатурн" за вменяемое правонарушение к административной ответственности в виде штрафа в сумме 20 000 рублей.
Общество не согласилось с постановлением Комитета и обжаловало его в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 8.1 и 26.2, пунктом 1 части 1 статьи 28.1 и частями 2 и 5 статьи 28.2 КоАП РФ, статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Арбитражный суд Республики Коми удовлетворил заявленное требование. Суд счел недоказанным наличие в действиях Общества события и состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ.
Второй арбитражный апелляционный суд руководствовался этими же нормами права, а также статьей 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 1.6 и 2.1 КоАП РФ и согласился с выводами суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
Административная ответственность за несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов предусмотрена в статье 8.1 КоАП РФ.
Объективная сторона данного правонарушения представляет собой действия или бездействие, состоящие в несоблюдении экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В рассматриваемом случае Комитет вменил Обществу в вину нарушение требований статей 11, 18, 19 и 26 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и статей 24, 51 и 67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", выразившееся в осуществлении хозяйственной деятельности в области обращения с отходами (транспортирование твердых бытовых отходов для последующего их размещения) без разработанного и утвержденного в установленном законом порядке проекта нормативов образования отходов и лимитов на размещение.
Однако несоблюдение требований указанных норм не образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ.
Вопреки положениям статей 28.2 и 29.10 КоАП РФ ни в протоколе об административном правонарушении, ни в постановлении о привлечении к административной ответственности Комитет не указал, какие именно экологические требования и на каких объектах нарушены Обществом. Доказательств того, что ООО "Сатурн" осуществляет планирование, технико-экономического обоснование проектов, проектирование, размещение, строительство, реконструкцию, ввод в эксплуатацию, эксплуатацию предприятий, сооружений или иных объектов с нарушением экологических требований, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу об отсутствии в действиях Общества события административного правонарушения, ответственность за которое установлена в статье 8.1 КоАП РФ, и обоснованно удовлетворили требование ООО "Сатурн".
Арбитражный суд Республики Коми и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права, не допустив нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 23.05.2008 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 01.07.2008 по делу N А29-3138/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу Сыктывкарского городского комитета по охране окружающей среды Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В рассматриваемом случае Комитет вменил Обществу в вину нарушение требований статей 11, 18, 19 и 26 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и статей 24, 51 и 67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", выразившееся в осуществлении хозяйственной деятельности в области обращения с отходами (транспортирование твердых бытовых отходов для последующего их размещения) без разработанного и утвержденного в установленном законом порядке проекта нормативов образования отходов и лимитов на размещение.
Однако несоблюдение требований указанных норм не образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ.
Вопреки положениям статей 28.2 и 29.10 КоАП РФ ни в протоколе об административном правонарушении, ни в постановлении о привлечении к административной ответственности Комитет не указал, какие именно экологические требования и на каких объектах нарушены Обществом. Доказательств того, что ООО "Сатурн" осуществляет планирование, технико-экономического обоснование проектов, проектирование, размещение, строительство, реконструкцию, ввод в эксплуатацию, эксплуатацию предприятий, сооружений или иных объектов с нарушением экологических требований, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу об отсутствии в действиях Общества события административного правонарушения, ответственность за которое установлена в статье 8.1 КоАП РФ, и обоснованно удовлетворили требование ООО "Сатурн"."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28 августа 2008 г. по делу N А29-3138/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника