Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 5 июня 2009 г. по делу N А82-9465/2008-18
См. также постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26 июня 2008 г., от 10 апреля 2009 г. по делу N А82-12191/2007-56
См. также постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 8 октября 2009 г. по делу N А82-12191/2007
См. также постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 21 августа 2009 г. по делу N 02АП-783/2008 по делу N А82-12191/2007-56
См. также определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13 мая 2009 г. по делу N А82-9465/2008-18
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шишкиной Е.Н.,
судей Князевой Г.А., Кислицына Е.Г.
при участии представителя от заявителя: Казанцева Л.А. по доверенности от 04.06.2009
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - Управления земельных ресурсов мэрии города Ярославля на решение Арбитражного суда Ярославской области от 11.01.2009, принятое судьей Сорокиной С.Р., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16.03.2009, принятое судьями Лысовой Т.В., Караваевой А.В., Перминовой Г.Г., по делу N А82-9465/2008-18 по заявлению индивидуального предпринимателя Березняк Натальи Дамировны к Управлению земельных ресурсов мэрии города Ярославля о признании бездействия незаконным и установил:
индивидуальный предприниматель Березняк Наталья Дамировна (далее - Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия Управления земельных ресурсов мэрии города Ярославля (далее - Управление), допущенного при оформлении прав на земельный участок для размещения принадлежащего Предпринимателю торгового павильона у дома 5 по улице Чехова в городе Ярославле, выразившегося в неутверждении проекта границ земельного участка и неосуществлении постановки его на государственный кадастровый учет в виде подачи заявления и необходимых документов в орган, осуществляющий постановку земельного участка на кадастровый учет, и об обязании ответчика утвердить и выдать заявителю схему расположения названного земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Заявленные требования основаны на пунктах 6.1 и 6.2 постановления мэра города Ярославля от 23.04.2007 N 1227 "О порядке взаимодействия структурных подразделений мэрии города Ярославля при представлении и изъятии земельных участков на территории города Ярославля" (далее - Постановление о порядке взаимодействия структурных подразделений мэрии города Ярославля при предоставлении и изъятии земельных участков на территории города Ярославля) и мотивированы тем, что оспариваемое бездействие Управления противоречит закону и нарушает право заявителя на аренду земельного участка, который расположен под его торговым павильоном.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 11.01.2009, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 16.03.2009, суд со ссылками на статьи 29 и 34 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации частично удовлетворил заявленные требования: признал незаконным бездействие Управления, допущенное при оформлении прав на земельный участок для размещения принадлежащего Предпринимателю торгового павильона у дома 5 по улице Чехова в городе Ярославле, выразившееся в неосуществлении утверждения проекта границ упомянутого земельного участка, и обязал Управление утвердить и выдать Предпринимателю схему расположения земельного участка, на котором размещается торговый павильон заявителя, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, а в остальной части заявленных требований отказал ввиду того, что обязанность по обеспечению постановки земельного участка на государственный кадастровый учет возникает у Управления только после утверждения проекта границ земельного участка и принятия постановления мэра о предоставлении этого земельного участка. В этой части судебный акт не обжалован.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Управление обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить состоявшиеся судебные акты в связи с неправильным применением норм материального права.
Доводы заявителя сводятся к следующему. Суд необоснованно применил норму, не подлежащую применению (пункт 6.2 Постановления о порядке взаимодействия структурных подразделений мэрии города Ярославля при предоставлении и изъятии земельных участков на территории города Ярославля), поскольку положения упомянутого пункта применяются к отношениям, регулируемым статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации и регламентируют оформление (переоформление) прав на земельные участки. Суд применил к спорным правоотношениям статью 34 Земельного кодекса Российской Федерации, не подлежащую применению, поскольку указанная норма и пункт 5 Постановления о порядке взаимодействия структурных подразделений мэрии города Ярославля при представлении и изъятии земельных участков на территории города Ярославля распространяются на правоотношения по предоставлению земельного участка гражданам для целей, не связанных со строительством и предпринимательской деятельностью, а заявитель является лицом, осуществляющим такого рода деятельность.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ярославской области от 18.01.2008 по делу N А82-12191/2007-56 на Предпринимателя возложена обязанность по освобождению спорного земельного участка в связи с тем, что договор аренды земельного участка считается незаключенным ввиду отсутствия его кадастрового учета, однако суд не учел данное обстоятельство.
Предприниматель в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании возразили против доводов заявителя и просили оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Управление, извещенное надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, не направило представителей в заседание кассационной инстанции. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Управления.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и заслушав представителя Предпринимателя, кассационная инстанция не нашла оснований для отмены обжалуемых судебных актов в силу следующего.
Как видно из документов и установил суд, Предпринимателю на праве собственности принадлежит металлический торговый павильон, расположенный по адресу: город Ярославль, Ленинский район, улица Чехова, у дома 5.
Постановлением мэра города Ярославля от 17.09.2004 N 3772 заявителю в аренду предоставлен земельный участок площадью 120 квадратных метров для размещения торгового павильона сроком на 11 месяцев. Впоследствии срок аренды был продлен до 15.08.2006 (постановление мэра города Ярославля о 13.10.2005 N 4804).
Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля (арендодатель) и Предприниматель (арендатор) подписали договор аренды земельного участка от 01.11.2005 N 15714/1, по условиям которого арендодатель предоставляет за плату, а арендатор принимает в аренду и использует земельный участок площадью 120 квадратных метров из земель поселений, расположенный по адресу: город Ярославль, Ленинский район, улица Чехова, у дома 5, для размещения и эксплуатации торгового павильона на срок до 15.08.2006. Впоследствии договор был возобновлен на неопределенный срок.
Исходя из необходимости выполнения работ по межеванию данного земельного участка и постановки его на кадастровый учет, Предприниматель (заказчик) и общество с ограниченной ответственностью научно-технический центр "Омега плюс" (подрядчик) заключили договор подряда от 23.08.2006 N 156 на выполнение подрядчиком работ по инвентаризации земель и установлению границ участка, отводимого для размещения торгового павильона у дома 5 по улице Чехова города Ярославля.
Подрядчик во исполнение договорных обязательств изготовил землеустроительное дело и 21.03.2007 передал его в Управление, где дело было утеряно. Впоследствии землеустроительное дело передавалось ответчику 11.07.2007 и после доработки 19.09.2007.
В ходе рассмотрения Арбитражным судом Ярославской области дела N А82-4117/2008-38 по иску Предпринимателя к Управлению с требованием о передаче ответчиком копии землеустроительного дела N 2458/06 последнее было возвращено в подрядную организацию, где Предприниматель получил его копию и узнал об отсутствии утвержденного Управлением проекта границ спорного земельного участка.
Предприниматель посчитал, что бездействие Управления, выразившееся в неутверждении границ земельного участка, является незаконным, в связи с чем обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" также следует, что для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется на основании решения органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. В соответствии со статьей 11 Кодекса управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляются органами местного самоуправления.
В целях реализации полномочий органов городского самоуправления по организации благоустройства территории города постановлением мэра города Ярославля от 15.05.2007 N 1519 утверждено Положение о размещении временных построек, не являющихся объектами капитального строительства, на территории города Ярославля (далее - Положение о размещении временных построек, не являющихся объектами капитального строительства, на территории города Ярославля).
Согласно пункту 3.4. данного Положения основаниями для размещения временных построек до вступления в силу настоящего Положения являются акты приемки в эксплуатацию временного сооружения или приказ директора департамента архитектуры и развития территорий города мэрии города Ярославля о согласовании размещения объекта, оформленные в порядке, установленном постановлением мэра от 18.08.2006 N 3015 "Об утверждении Положения о порядке размещения временных сооружений в городе Ярославле", акты приемки в эксплуатацию временных сооружений, оформленные в порядке, установленном постановлениями мэра от 05.12.2005 N 5639 "Об упорядочении размещения временных сооружений в городе Ярославле", от 23.07.1998 N 1257 "Об упорядочении размещения временных сооружений торговли и сферы услуг в г. Ярославле", правовые акты органов государственной власти или органов городского самоуправления о предоставлении владельцу временного объекта земельного участка для строительства, организации, размещения, установки, эксплуатации временного объекта, принятые в соответствии с компетенцией таких органов в момент издания акта, копии топографических планов М 1:500 с указанием места размещения временного объекта, выданные владельцу временного объекта до 05.08.1998 органом мэрии города Ярославля по вопросам архитектуры и согласованные с органом мэрии города Ярославля по вопросам земельных отношений и иными органами и организациями.
Материалами дела подтверждается наличие у Предпринимателя, владеющего на праве собственности торговым павильоном, установленном на земельном участке до вступления в силу Положения о размещении временных построек, не являющихся объектами капитального строительства, на территории города Ярославля соответствующих документов, указанных в пункте 3.4 Положения (акт приемки временного сооружения от 05.07.2001, постановление мэра города Ярославля от 13.10.2005 N 4804 "О предоставлении земельных участков в аренду в Ленинском районе", карта (план) земельного участка с кадастровым номером 76:23:05 03 01, проектный план границ земельного участка М 1:500).
Владельцы временных построек, размещенных на территории города до вступления в силу указанного Положения, в соответствии с правилами, действовавшими в период размещения объекта, оформляют земельные отношения для эксплуатации временных построек в порядке, установленном разделом 6 Постановления о порядке взаимодействия структурных подразделений мэрии города Ярославля при представлении и изъятии земельных участков на территории города Ярославля, обратившись в управление земельных ресурсов и представив документы, являвшиеся основанием для размещения временного объекта (пункт 3.3 Положения о размещении временных построек, не являющихся объектами капитального строительства, на территории города Ярославля).
Пункт 6.2 Постановления о порядке взаимодействия структурных подразделений мэрии города Ярославля при предоставлении и изъятии земельных участков на территории города Ярославля предусматривает, что в случае отсутствия кадастрового плана земельного участка Управление на основании дежурной кадастровой карты либо с участием подрядной землеустроительной организации обеспечивает изготовление и утверждает проект границ земельного участка и осуществляет подготовку проекта постановления мэра о предоставлении земельного участка на соответствующем праве.
После принятия постановления о предоставлении земельного участка за счет средств заявителя устанавливаются его границы на местности в соответствии с утвержденным проектом границ и осуществляется его постановка на государственный кадастровый учет.
Управление в недельный срок с момента предоставления заявителем кадастрового плана земельного участка заключает с ним договор аренды земельного участка.
Суд установил и материалами дела подтверждается неоднократное предоставление подрядной организацией землеустроительного дела по межеванию (установлению на местности границ земельного участка) в Управление, однако последним проект границ не утвержден.
На основании изложенного суды обеих инстанций пришли к правильному выводу о незаконности бездействия Управления, выразившегося в неутверждении проекта границ земельного участка, и о нарушении таким бездействием прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 6 Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что вместо утверждения проекта границ земельного участка при его формировании должна утверждаться схема расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории. Следовательно, суды обоснованно удовлетворили требование заявителя по возложению на Управление обязанности по утверждению и выдаче Предпринимателю схемы расположения спорного земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Довод заявителя жалобы о неприменении судом пункта 2.1 Положения о размещении временных построек несостоятелен, так как данная норма регулирует правоотношения по предоставлению земельного участка для строительства временной постройки, а заявитель просил предоставить земельный участок не для строительства нового объекта, а для эксплуатации существующего торгового павильона.
Решение Арбитражного суда Ярославской области от 18.01.2008 по делу N А82-12191/2007-56 не препятствует обращению Предпринимателя в суд за защитой нарушенных прав и законных интересов.
При таких обстоятельствах по делу окружной суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены окружным судом в полном объеме и подлежат отклонению в силу их несостоятельности по изложенным мотивам.
Нарушений норм материального и процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора не установлено.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины в кассационной инстанции, согласно статьям 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 11.01.2009 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16.03.2009 по делу N А82-9465/2008-18 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления земельных ресурсов мэрии города Ярославля - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Шишкина |
Е.Г. Кислицын
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 5 июня 2009 г. по делу N А82-9465/2008-18
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника