Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 24 июня 2009 г. по делу N А43-249/2009-42-7
См. также определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 4 июня 2009 г. по делу N А43-249/2009-42-7
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Масловой О.П.,
судей Башевой Н.Ю., Забурдаевой И.Л.
при участии представителей от заявителя: Голованова А.В. (доверенность от 30.12.2008 N 08/23),
от заинтересованного лица: Медведева М.А. (доверенность от 15.04.2009 N 09-03)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Нижегородской области на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2009, принятое судьями Смирновой И.А., Захаровой Т.А., Гущиной А.М., по делу N А43-249/2009-42-7 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Шарм" о признании незаконным и об отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Нижегородской области от 15.10.2008 N 411-09 о привлечении к административной ответственности и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Шарм" (далее - ООО "Шарм", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Нижегородской области (далее - Инспекция, административный орган) от 15.10.2008 N 411-09 о привлечении Общества к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 06.02.2009 в удовлетворении заявленного требования отказано в связи с пропуском срока, установленного пунктом 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2009 решение суда первой инстанции отменено, оспариваемое постановление Инспекции признано незаконным и отменено.
Инспекция не согласилась с постановлением суда апелляционной инстанции и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы указывает на то, что копия оспариваемого постановления Инспекции направлена Обществу заказным письмом с уведомлением по его местонахождению, однако данное письмо возвращено органом почтовой связи с отметкой "истек срок хранения". При этом орган почтовой связи неоднократно извещал Общество о наличии заказного письма. Уважительными причинами пропуска срока могут быть признаны только обстоятельства объективного характера, препятствующие соблюдению установленных законом процессуальных сроков на обращение в суд, возникновение которых не зависит от воли заявителя. В рассматриваемом случае у арбитражного суда апелляционной инстанции не было правовых оснований для восстановления срока подачи Обществом заявления. В связи с этим Инспекция просит отменить постановление Первого арбитражного апелляционного суда и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Представитель Инспекции доводы, приведенные в кассационной жалобе, поддержал в судебном заседании.
ООО "Шарм" отзыв на кассационную жалобу в суд не представило, его представитель в судебном заседании возразил против доводов административного органа, указав на отсутствие оснований для удовлетворения жалобы.
Законность принятого Первым арбитражным апелляционным судом постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 02.10.2008 Инспекция провела проверку соблюдения ООО "Шарм" требований Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" по адресу: Нижегородская область, г. Городец, ул. Новая, д. 29, и установила, что при получении наличных денежных средств за оказанные абонентские услуги водителям такси "Блюз" Общество не применило контрольно-кассовую технику ввиду ее отсутствия и не выдало бланки строгой отчетности. Согласно журналу поступления денежных средств сумма выручки от оказания услуг за период со 02.08.2008 по 02.10.2008 составила 17 664 рубля, на момент проведения проверки - 1 093 рубля.
По результатам проверки составлены акт проверки наличных денежных средств от 02.10.2008 N 520 и протокол об административном правонарушении от 06.10.2008 N 520-08, на основании которого руководитель Инспекции принял постановление от 15.10.2008 N 411-09 о привлечении ООО "Шарм" к административной ответственности, предусмотренной в статье 14.5 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Общество не согласилось с постановлением административного органа и обжаловало его в арбитражный суд.
Руководствуясь статьей 29, частью 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 30.3 КоАП РФ, Арбитражный суд Нижегородской области отказал Обществу в восстановлении пропущенного процессуального срока и удовлетворении заявленного требования.
Первый арбитражный апелляционный суд отменил решение суда, восстановил пропущенный процессуальный срок на обжалование постановления административного органа, рассмотрел спор по существу и удовлетворил заявленное требование.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции.
Порядок рассмотрения дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности установлен во втором параграфе главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Согласно части 1 статьи 207 Кодекса дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным Кодексом, с особенностями, установленными в главе 25 Кодекса и федеральном законе об административных правонарушениях.
Заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства заявителя в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя (части 1, 2 статьи 208 Кодекса).
Суд апелляционной инстанции, оценив представленные в дело доказательства, пришел к выводам о том, что результаты рассмотрения административного дела стали известны Обществу только после получения копии оспариваемого постановления от пристава-исполнителя; доказательств, свидетельствующих об отказе Общества в получении заказного письма с копией оспариваемого постановления, в суд не представлено. В связи с этим суд в целях обеспечения доступности правосудия посчитал необходимым восстановить пропущенный Обществом процессуальный срок на обжалование постановления административного органа.
Выводы суда апелляционной инстанции установленным фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам не противоречат и в силу статьи 286 Кодекса переоценке в суде кассационной инстанции не подлежат.
Арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы (часть 1 статьи 286 Кодекса).
Инспекция в кассационной жалобе доводов по существу спора не привела.
Первый арбитражный апелляционный суд не допустил нарушений норм процессуального права, в том числе перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины с кассационной жалобы судом не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2009 по делу N А43-249/2009-42-7 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.П. Маслова |
И.Л. Забурдаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24 июня 2009 г. по делу N А43-249/2009-42-7
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника