Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 18 августа 2009 г. по делу N А39-1282/2009
См. также определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29 июля 2009 г. по делу N А39-1282/2009
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Башевой Н.Ю., Забурдаевой И.Л.
при участии представителя от заявителя: Палагина И.И. (доверенность от 01.04.2009)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Административной комиссии городского округа Саранск на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 24.04.2009, принятое судьей Савочкиным В.Н., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2009, принятое судьями Протасовым Ю.В., Рубис Е.А., Смирновой И.А., по делу N А39-1282/2009 по заявлению общества с ограниченной ответственностью Специализированное предприятие "Стройтехтранс" о признании незаконным и об отмене постановления Административной комиссии городского округа Саранск от 10.03.2009 N 1594 о привлечении к административной ответственности и установил:
общество с ограниченной ответственностью Специализированное предприятие "Стройтехтранс" (далее - ООО СП "Стройтехтранс", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Административной комиссии городского округа Саранск (далее - Административная комиссия, административный орган) от 10.03.2009 N 1594 о привлечении к административной ответственности по статье 13 Закона Республики Мордовия от 12.07.2002 N 25-З "Об административной ответственности на территории Республики Мордовия".
Решением суда от 24.04.2009 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2009 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Административная комиссия не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, имеющиеся в материалах дела доказательства надлежащим образом подтверждают наличие вины ООО СП "Стройтехтранс" в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании возразили против доводов Административной комиссии, просили оставить жалобу без удовлетворения.
Административный орган, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителя не направил.
Законность принятых Арбитражным судом Республики Мордовия решения и Первым арбитражным апелляционным судом постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 16 и 17.02.2009 специалисты Административно-технической инспекции администрации городского округа Саранск провели проверку соблюдения Обществом Правил благоустройства, чистоты и порядка в городе Саранске, утвержденных решением Саранского городского Совета депутатов от 24.04.2003 N 304, и установили нарушение пунктов 54-1, 124 указанных Правил, выразившееся в несанкционированном складировании на прилегающей к Республиканскому противотуберкулезному диспансеру территории грунта, вывозимого со строящегося объекта "Жилой дом с блоком обслуживания (площадка N 1 по генплану) в квартале, ограниченном улицами Попова - Ульянова - Серадзской - Энгельса в Ленинском районе города Саранска". Грунт завозился автосамосвалами КАМАЗ-6520-06 (государственные номера С182АА/13, С180АА/13, С179АА/13), МАЗ-5551020 (государственные номера К731ЕЕ/13, К733ЕЕ/13 и К941ЕЕ/13) и распределялся по территории бульдозером ДТ-75 (государственный номер 0417МВ/13) и трактором К-701 с логотипом "СТТ". Согласно предъявленным водителями путевым листам автомашины МАЗ-5551020 с государственными номерами К731/ЕЕ/13, К733ЕЕ/13, К941ЕЕ/13 и бульдозер ДТ-75 с государственным номером 0417МВ/13 принадлежат ООО СП "Стройтехтранс". Указанная техника была направлена в распоряжение ООО "Саранскгражданстрой" для вывоза грунта со строящегося объекта по улице Попова.
Результаты проверки зафиксированы в актах от 16 и 17.02.2009.
Усмотрев в действиях ООО СП "Стройтехтранс" состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в статье 13 Закона Республики Мордовия от 12.07.2002 N 25-З "Об административной ответственности на территории Республики Мордовия", Административно-техническая инспекция администрации городского округа Саранск составила протокол об административном правонарушении от 02.03.2009 N 741, на основании которого Административная комиссия вынесла постановление от 10.03.2009 N 1594 о привлечении Общества к административной ответственности в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Общество не согласилось с названным постановлением и обжаловало его в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 1.5, 2.1, 26.1 КоАП РФ, статьями 13, 15 Закона Республики Мордовия от 12.07.2002 N 25-З "Об административной ответственности на территории Республики Мордовия", пунктами 6, 54-1, 124 Правил благоустройства, чистоты и порядка в городском округе Саранск, утвержденных решением Саранского городского Совета депутатов от 24.04.2003 N 304, Арбитражный суд Республики Мордовия удовлетворил заявленное требование. Суд пришел к выводу о недоказанности Административной комиссией вины ООО СП "Стройтехтранс" в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В статье 13 Закона Республики Мордовия от 12.07.2002 N 25-З "Об административной ответственности на территории Республики Мордовия" предусмотрена ответственность за нарушение правил благоустройства, чистоты и порядка в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с примечаниями к данной статье Правила благоустройства, чистоты и порядка городов и других населенных пунктов утверждаются соответствующими органами местного самоуправления Республики Мордовия.
Правила благоустройства, чистоты и порядка в городском округе Саранск утверждены решением Саранского городского Совета депутатов от 24.04.2003 N 304 (далее - Правила).
Подпунктом 11 пункта 54-1 Правил установлен прямой запрет на организацию несанкционированных свалок бытовых и производственных отходов, грунта и снега.
Согласно подпункту 5 пункта 124 Правил в процессе проведения земляных, строительных и ремонтных работ заказчик и подрядчики, производящие данные работы, должны обеспечивать и выполнять соответственно следующие условия: приступать к расчистке строительной площадки и выемке грунта при производстве нулевого цикла только при наличии технической и технологической документации об использовании и обезвреживании отходов, образующихся в процессе производства вышеуказанных работ, либо документа, подтверждающего утилизацию данных отходов в установленном порядке. При строительстве и реконструкции все юридические и физические лица обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека. Запрещается размещение строительных отходов и вынутого грунта на городских территориях общего пользования, в том числе на склонах.
Содержание объектов благоустройства в надлежащем состоянии осуществляется юридическими и физическими лицами, на которых возложена указанная обязанность в соответствии с законодательством, заключенным в установленном порядке договором либо по иным основаниям (пункт 6 Правил).
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (часть 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суды установили и материалами дела подтверждается, что согласно пункту 1.6 Устава ООО СП "Стройтехтранс" создано с целью обслуживания юридических лиц и граждан транспортными средствами, строительной техникой и механизмами, а также для получения прибыли в интересах его участника.
Между ООО "Саранскгражданстрой" (заказчиком) и ООО СП "Стройтехтранс" (исполнителем) заключен договор от 01.03.2008 N 11/03-у08 на предоставление услуг по грузовым перевозкам и услуг по эксплуатации строительных машин и механизмов. Согласно пунктам 2.1.1. и 2.1.2 данного договора объемы перевозок, характер груза, маршрут движения, расстановка строительных машин и механизмов определяются заказчиком.
Согласно письму от 15.02.2009 N 01-56а, адресованному ООО СП "Стройтехтранс", ООО "Саранскгражданстрой" (заказчик) просило выделить на 16 и 17.02.2009 автотранспорт для перевозки грунта с объекта "Жилой дом (площадка N 1) по улицам Попова, Ульянова" до улицы Комарова.
Из договора строительного подряда от 02.02.2009 N 1-сп/09 следует, что ООО "Саранскжилстрой" является подрядчиком, а ООО "Саранскгражданстрой" - субподрядчиком строящегося объекта "Жилой дом с блоком обслуживания (площадка N 1 по генплану) в квартале, ограниченном улицами Попова - Ульянова - Серадзской - Энгельса в Ленинском районе города Саранска. Первая очередь строительства".
Доказательства, свидетельствующие о том, что ООО СП "Стройтехтранс" является заказчиком или подрядчиком строительства названного объекта, с которого вывозился грунт, административный орган не представил.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о недоказанности административным органом вины Общества в совершении вменяемого ему правонарушения, в связи с чем правомерно удовлетворили заявленное требование.
Нормы материального права применены судами обеих инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 24.04.2009 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2009 по делу N А39-1282/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу Административной комиссии городского округа Саранск - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
И.Л. Забурдаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18 августа 2009 г. по делу N А39-1282/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника