Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 22 января 2010 г. по делу N А43-17082/2009
Дата изготовления постановления в полном объеме 22.01.2010.
Резолютивная часть постановления объявлена 20.01.2010.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Базилевой Т.В., Евтеевой М.Ю.
при участии представителей
от заинтересованного лица: Валитова М.А. (доверенность от 12.01.2010 N 02/56),
от третьего лица: Акимычева Г.А. (директора общества с ограниченной ответственностью "Доверие", решение от 30.07.2009 N 2)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - Министерства здравоохранения Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 21.08.2009, принятое судьей Ивановым А.В., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2009 принятое судьями Захаровой Т.А., Рубис Е.А., Урлековым В.Н., по делу N А43-17082/2009 по заявлению Министерства здравоохранения Нижегородской области о признании недействительными и об отмене решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 29.05.2009, вынесенных по делу N 200-ФАС52-ТР-15-02/04-09 о нарушении антимонопольного законодательства, и установил:
Министерство здравоохранения Нижегородской области (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными и об отмене решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее - Управление, антимонопольный орган) от 29.05.2009, вынесенных по делу N 200-ФАС52-ТР-15-02/04-09 о признании действий Министерства нарушающими часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Доверие" (далее - ООО "Доверие", Общество).
Решением суда от 21.08.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2009 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Министерство не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление судов и удовлетворить заявленное требование.
Орган исполнительной власти считает, что суды неправильно применили часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и Положение о министерстве здравоохранения Нижегородской области, утвержденное постановлением Правительства Нижегородской области от 23.11.2007 N 435, вследствие чего сделали ошибочные выводы.
По мнению Министерства, оспариваемые им решение и предписание антимонопольного органа необоснованны, поскольку включение в состав комиссии по проверке качества оказания организациями и учреждениями различных форм собственности (действующих на территории города и области) медицинской помощи, на предмет еесоответствия# установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения, в частности в сфере дерматовенерологии, главного врача государственного учреждения здравоохранения "Нижегородский областной кожно-венерологический диспансер" (далее - Диспансер) Евстафьева В.И. и его заместителя (по организационно-методической работе) Карпова В.К. в качестве специалистов-экспертов в названной сфере здравоохранения, не свидетельствует об угрозе ограничения конкуренции на рынке платных медицинских услуг в области дерматовенерологии.
Подробно доводы органа исполнительной власти изложены в кассационной жалобе.
Антимонопольный орган и ООО "Доверие" в отзывах на кассационную жалобу и их представители в судебном заседании не согласились с доводами Министерства, посчитав принятые судебные акты законными и обоснованными.
О месте и времени судебного заседания Министерство извещено надлежащим образом.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Управление рассмотрело заявление ООО "Доверие" о нарушении Министерством антимонопольного законодательства, выразившемся во включении в состав комиссии по проверке качества оказания Обществом медицинской помощи в сфере дерматовенерологии представителя Диспансера, оказывающего этот же вид медицинской помощи, и, усмотрев в действиях органа исполнительной власти признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", приказом от 20.04.2009 N 114 возбудило дело N 200-ФАС52-ТР-15-02/04-09.
Рассмотрев данное дело, комиссия Управления признала факт нарушения Министерством антимонопольного законодательства. При этом комиссия фактически пришла к выводу о том, что включение Министерством в состав комиссий, уполномоченных на осуществление контрольных функций в отношении хозяйствующих субъектов, оказывающих платные медицинские услуги, представителей учреждений здравоохранения, работающих на тех же товарных рынках, может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, что отразила в решении от 29.05.2009, на основании которого выдала органу исполнительной власти предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства посредством исключения в срок до 15.06.2009 из состава комиссий, образованных в рамках исполнения государственных функций по контролю за деятельностью хозяйствующих субъектов в сфере здравоохранения, представителей организаций, работающих на тех же товарных рынках и предложила Министерству сообщить в Управление об исполнении предписания в срок до 22.06.2009, представив соответствующие доказательства.
Орган исполнительной власти не согласился с принятыми антимонопольным органом решением и предписанием и обратился в арбитражный суд.
Арбитражный суд Нижегородской области отказал Министерству в удовлетворении заявленных требований. Суд руководствовался статьями 15 (частью 1), 22 (пунктом 1), 23 (пунктами 1, 3 части 1) Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", подпунктами 2.1.4, 2.1.6 Административного регламента министерства здравоохранения Нижегородской области по исполнению государственной функции "Осуществление контроля за соответствием качества оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения (за исключением контроля качества высокотехнологичной медицинской помощи, а также медицинской помощи, оказываемой в федеральных организациях здравоохранения)", утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 15.08.2008 N 341, статьями 197, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и исходил из отсутствия правовых оснований для признания недействительными оспариваемых ненормативных актов антимонопольного органа.
Руководствуясь этими же нормами права, Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон) органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Следовательно, для признания оспариваемых действий (бездействия) органов государственной власти субъектов Российской Федерации нарушающими антимонопольное законодательство необходимо установить, что данные действия (бездействие) этих органов приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и они не основаны на законе.
В подпункте 1.1 Положения о Министерстве здравоохранения Нижегородской области (утвержденном постановлением Правительства Нижегородской области от 23.11.2007 N 435; далее - Положение) закреплено, что Министерство является органом исполнительной власти Нижегородской области, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере здравоохранения.
Согласно подпункту 2.5 Положения осуществление контроля за соответствием качества оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения (за исключением контроля качества высокотехнологичной медицинской помощи, а также медицинской помощи, оказываемой в федеральных организациях здравоохранения) является одной из основных задач Министерства.
По вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, в порядке, установленном законодательством, Министерство взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами, органами государственной власти Нижегородской области, органами государственной власти иных субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственным учреждением - Нижегородским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации, Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Нижегородской области, образовательными учреждениями, профессиональными медицинскими ассоциациями, общественными объединениями, иными российскими организациями, а также с органами государственной власти иностранных государств, иностранными и международными организациями и гражданами (раздел 7 Положения).
Совместным приказом Министерства и Территориального фонда обязательного медицинского страхования Нижегородской области от 01.12.2008 N 1986/268-о утверждено Положение о контроле качества медицинской помощи в Нижегородской области, в главе 2 раздела I которого определено, что субъектами ведомственного контроля качества медицинской помощи являются медицинские организации и орган управления здравоохранением субъекта; ведомственный контроль качества медицинской помощи осуществляется должностными лицами медицинских организаций, врачебными комиссиями, главными штатными, а также внештатными специалистами всех уровней, входящими в регистр экспертов, утвержденный в установленном порядке; на уровне медицинской организации ответственным за организацию контроля качества медицинской помощи является руководитель организации.
В целях обеспечения качества и доступности медицинской помощи населению, а также определения сроков и последовательности действий при осуществлении Министерством полномочий по исполнению государственной функции, связанной с осуществлением контроля за соответствием качества оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения, Правительство Нижегородской области постановлением от 15.08.2008 N 341 утвердило Административный регламент (действовал в период рассматриваемых отношений). Из подпунктов 2.1.4, 2.1.6 этого регламента следует, что данная государственная функция исполняется государственными гражданскими служащими Министерства, на которых в установленном порядке возложены соответствующие полномочия; должностные лица Министерства имеют право привлекать в качестве специалистов при проведении мероприятий по контролю иных лиц только в том случае, если требуется осуществление исследований (испытаний), экспертиз.
Закона или нормативного акта, который бы позволял делегировать названным специалистам полномочия гражданских служащих Министерства, не существует. Само Министерство не уполномочено принимать такие решения.
Из материалов дела видно и суды установили, что в комиссию, уполномоченную на проведение проверок контроля качества дерматовенерологической медицинской помощи, оказываемой, в частности ООО "Доверие", на основании приказа Министерства от 01.09.2008 N 1327, вошли шесть человек, четверо из которых (в том числе Евстафьев В.И. и Карпов В.К.) являлись должностными лицами Диспансера, осуществляющего свою деятельность на том же рынке услуг, что и Общество - рынке платных медицинских услуг в области дерматовенерологии. Суды также установили, что соответствующие комиссии, сформированные Министерством, в большей части состояли из должностных лиц различных лечебно-профилактических учреждений, в основном государственных. При проведении контрольных мероприятий данные лица выступали не в качестве специалистов, привлеченных для осуществления исследований (испытаний), экспертиз, а являлись полноправными членами таких комиссий, о чем свидетельствует факт подписания ими соответствующих актов проверок.
При таких обстоятельствах вывод судов о том, что включение Министерством в состав комиссий, уполномоченных на осуществление контрольных функций в отношении хозяйствующих субъектов, оказывающих платные медицинские услуги, представителей учреждений здравоохранения, работающих на тех же товарных рынках, фактически создает реальную угрозу ограничения конкуренции, является правильным.
Выводы судов основаны на законе, полном, всестороннем и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств и не противоречат им.
Таким образом, суды обоснованно отказали Министерству в удовлетворении заявленных им требований.
Доводы органа исполнительной власти об обратном, изложенные в кассационной жалобе, судом округа признаются несостоятельными, направленными на переоценку имеющихся в деле доказательств, поэтому отклоняются на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права суды применили правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного кассационная жалоба Министерства не подлежит удовлетворению.
Вопрос об уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 33337 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 21.08.2009 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2009 по делу N А43-17082/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства здравоохранения Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
М.Ю. Евтеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22 января 2010 г. по делу N А43-17082/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника