Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 30 марта 2010 г. по делу N А39-2534/2006
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Синякиной Т.В.,
судей Самуйлова С.В., Терешиной Н.М.
без участия лиц, участвующих в деле о банкротстве,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федеральной налоговой службы России в лице Управления по Республике Мордовия на определение Арбитражного суда Республики Мордовия от 25.11.2009, принятое судьями Сычуговой С.И., Трошиной В.И., Качуриным В.В., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2010, принятое судьями Рубис Е.А., Смироновой И.А., Захаровой Т.А., по делу N А39-2534/2006 по заявлению Федеральной налоговой службы России в лице Управления по Республике Мордовия об отстранении Ерошкина Юрия Владимировича от исполнения обязанностей конкурсного управляющего муниципального предприятия Торбеевского производственного предприятия жилищно-коммунального хозяйства и установил:
Федеральная налоговая служба России в лице Управления по Республике Мордовия (далее - ФНС России, налоговый орган, уполномоченный орган) обратилась на основании решения собрания кредиторов от 01.10.2009 Торбеевского производственного предприятия жилищно-коммунального хозяйства (далее - МП Торбеевского ПП ЖКХ, должник) в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением об отстранении Ерошкина Юрия Владимировича от исполнения обязанностей конкурсного управляющего муниципального предприятия.
Определением от 25.11.2009 суд отказал в удовлетворении заявления в связи с недоказанностью факта неисполнения или ненадлежащего исполнения конкурсным управляющим возложенных на него обязанностей.
Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 28.01.2010 оставил определение от 25.11.2009 без изменения по тем же мотивам.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, ФНС России обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить определение от 25.11.2009 и постановление от 28.01.2010 и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы оспаривает выводы судов двух инстанций, как не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
По мнению уполномоченного органа, выводы судов двух инстанций об отсутствии оснований для отстранения конкурсного управляющего противоречат абзацу 2 пункта 1 статьи 145 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и имеющимся в деле доказательствам. Факт ненадлежащего исполнения возложенных на Ерошкина Ю.В. обязанностей подтверждается решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 22.01.2009 по делу N А39-5042/2008, в котором установлено наличие в действиях конкурсного управляющего состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ФНС России указывает, что Ерошкин Ю.В. в период с 08.04.2009 по настоящее время не представляет собранию кредиторов отчеты о проведении процедуры банкротства должника, уклоняется от проведения собраний кредиторов МП Торбеевского ПП ЖКХ, инициатором проведения которых выступает уполномоченный орган, не принимает необходимых мер для реализации имущества должника. Своим бездействием Ерошкин Ю.В. затягивает процедуру конкурсного производства, и это влечет необоснованные расходы.
Лица, участвующие в деле о банкротстве, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность определения Арбитражного суда Республики Мордовия от 25.11.2009 и постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2010 по делу N А39-2534/2006 проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 20.11.2006 по делу N А39-2534/2006 МП Торбеевского ПП ЖКХ признано несостоятельным (банкротом), конкурсным управляющим утвержден Ерошкин Ю.В.
Собранием кредиторов должника от 01.10.2009, созванным по инициативе уполномоченного органа, единогласно принято решение об отстранении Ерошкина Ю.В. от исполнения обязанностей конкурсного управляющего и о выборе иной саморегулируемой организации, из числа членов которой подлежит утверждению новый арбитражный управляющий - Некоммерческое партнерство "Саморегулируемая организация "Сибирский центр экспертов антикризисного управления".
Во исполнение решения собрания кредиторов ФНС России обратилась в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением об отстранении Ерошкина Ю.В. от исполнения обязанностей конкурсного управляющего должника, признании незаконными его действий, выразившихся в уклонении от проведения собрания кредиторов по инициативе уполномоченного органа и непредставлении собранию кредиторов отчетов о своей деятельности. Также налоговый орган заявил требование о невыплате Ерошкину Ю.В. вознаграждения за период исполнения обязанностей конкурсного управляющего МП Торбеевского ПП ЖКХ и об утверждении нового конкурсного управляющего из числа членов некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация "Сибирский центр экспертов антикризисного управления".
Основанием для принятия кредиторами решения об обращении в суд с ходатайством об отстранения Ерошкина Ю.В. от исполнения обязанностей конкурсного управляющего послужило решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 22.01.2009 по делу N А39-5042/2008, которым конкурсный управляющий привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за представление собранию кредиторов отчетов о проделанной работе с нарушением установленных сроков.
Кроме того, уполномоченный орган исходил из того, что арбитражным управляющим допущены существенные нарушения Закона о банкротстве, выразившиеся в неоднократном, необоснованном не проведении, собрания кредиторов МП Торбеевского ПП ЖКХ по инициативе уполномоченного органа и в непредставлении собранию кредиторов отчетов о своей деятельности в период с 8 апреля 2009 года по настоящее время.
Согласно пункту 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур банкротства, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на арбитражного управляющего в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными стандартами, является основанием для отстранения арбитражным судом арбитражного управляющего от исполнения данных обязанностей по требованию лиц, участвующих в деле о банкротстве (пункт 1 статьи 20.4 Закона о банкротстве).
В пункте 1 статьи 145 Закона о банкротстве установлено, что конкурсный управляющий может быть отстранен арбитражным судом от исполнения обязанностей конкурсного управляющего на основании ходатайства собрания кредиторов (комитета кредиторов) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на конкурсного управляющего обязанностей; в связи с удовлетворением арбитражным судом жалобы лица, участвующего в деле о банкротстве, на неисполнение или ненадлежащее исполнение конкурсным управляющим возложенных на него обязанностей при условии, что такое неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей нарушило права или законные интересы заявителя жалобы, а также повлекло или могло повлечь за собой убытки должника либо его кредиторов; в случае выявления обстоятельств, препятствовавших утверждению лица конкурсным управляющим, а также в случае, если такие обстоятельства возникли после утверждения лица конкурсным управляющим.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель должен доказать наличие следующих обстоятельств: факт неисполнения или ненадлежащего исполнения конкурсным управляющим возложенных на него обязанностей; нарушение прав (законных интересов) заявителя и возможное причинение убытков должнику либо его кредиторам; причинно-следственную связь между первым и вторым обстоятельствами.
Полно и всесторонне исследовав имеющиеся в деле доказательства, суды двух инстанций признали недоказанным факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Ерошкиным Ю.В. возложенных на него обязанностей.
Суды установили, что собрание кредиторов должника по требованию уполномоченного органа не было проведено в установленный срок по уважительным причинам, в связи с болезнью Ерошкина Ю.В.
Отчеты о проведении процедуры конкурсного производства должника в материалы дела Ерошкиным Ю.В. представлены.
Пункт 2 статьи 129 Закона о банкротстве гласит, что конкурсный управляющий обязан принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества; принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц; принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника; предъявлять к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании и т.д.
Согласно положениям статьи 131 Закона о банкротстве все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.
В соответствии с пунктами 4, 5 и 6 статьи 139 Закона о банкротстве после проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к продаже имущества должника на открытых торгах, если Законом не установлен иной порядок продажи имущества должника. Начальная цена продажи выставляемого на торги имущества должника определяется независимым оценщиком, если иное не предусмотрено Законом.
Из отчетов о ходе конкурсного производства МП Торбеевского ПП ЖКХ следует: в результате реализации имущества должника, взыскания дебиторской задолженности и текущей деятельности МП Торбеевского ПП ЖКХ сформирована конкурсная масса в размере 4 317 643 рублей 68 копеек.
Конкурсным управляющим предпринимаются меры по реализации имущества должника, 07.08.2009 и 12.10.2009 проведены торги, которые признаны несостоявшимися по основаниям, предусмотренным частью 5 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Довод ФНС России о затягивании Ерошкиным Ю.В. процедуры банкротства документально не подтвержден.
Ссылка заявителя на привлечение арбитражного управляющего к административной ответственности по статье 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отклоняется, поскольку не является безусловным основанием для отстранения Ерошкина Ю.В. от исполнения обязанностей конкурсного управляющего.
Таким образом, у суда отсутствовали предусмотренные статьей 145 Закона о банкротстве основания для отстранения Ерошкина Ю.В. от исполнения обязанностей конкурсного управляющего МП Торбеевского ПП ЖКХ., поэтому суд правомерно отказал в удовлетворении заявления налогового органа.
Переоценка доказательств, определенных судами первой и апелляционной инстанций, не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом округа не установлено.
С учетом изложенного кассационная жалоба ФНС России не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
определение Арбитражного суда Республики Мордовия от 25.11.2009 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2010 по делу N А39-2534/2006 оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной налоговой службы России в лице Управления по Республике Мордовия - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Синякина |
Н.М. Терешина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктами 4, 5 и 6 статьи 139 Закона о банкротстве после проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к продаже имущества должника на открытых торгах, если Законом не установлен иной порядок продажи имущества должника. Начальная цена продажи выставляемого на торги имущества должника определяется независимым оценщиком, если иное не предусмотрено Законом.
...
Конкурсным управляющим предпринимаются меры по реализации имущества должника, 07.08.2009 и 12.10.2009 проведены торги, которые признаны несостоявшимися по основаниям, предусмотренным частью 5 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации.
...
Ссылка заявителя на привлечение арбитражного управляющего к административной ответственности по статье 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отклоняется, поскольку не является безусловным основанием для отстранения Ерошкина Ю.В. от исполнения обязанностей конкурсного управляющего.
Таким образом, у суда отсутствовали предусмотренные статьей 145 Закона о банкротстве основания для отстранения Ерошкина Ю.В. от исполнения обязанностей конкурсного управляющего МП Торбеевского ПП ЖКХ., поэтому суд правомерно отказал в удовлетворении заявления налогового органа."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30 марта 2010 г. по делу N А39-2534/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Хронология рассмотрения дела:
16.08.2017 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-6386/09
29.06.2017 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-2181/17
08.06.2017 Определение Арбитражного суда Республики Мордовия N А39-2534/06
23.03.2017 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-6386/09
02.02.2017 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-6143/16
25.10.2016 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-6386/09
29.02.2016 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-5726/15
13.10.2015 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-6386/09
31.03.2015 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-587/15
23.12.2014 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-6386/09
19.12.2014 Определение Арбитражного суда Республики Мордовия N А39-2534/06
28.11.2014 Определение Арбитражного суда Республики Мордовия N А39-2534/06
12.08.2014 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-6386/09
02.07.2013 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-6386/09
07.02.2013 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-6386/09
30.03.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N А39-2534/2006
28.01.2010 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-6386/2009
20.11.2006 Решение Арбитражного суда Республики Мордовия N А39-2534/06
20.11.2006 Решение Арбитражного суда Республики Мордовия N А39-2534/06