Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 5 апреля 2010 г. по делу N А82-16357/2009
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Масловой О.П.,
судей Башевой Н.Ю., Шутиковой Т.В.
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - Ростовского межрайонного прокурора Ярославской области на решение Арбитражного суда Ярославской области от 03.11.2009, принятое судьей Красновой Т.Б., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.01.2010, принятое судьями Ольковой Т.М., Буториной Г.Г., Перминовой Г.Г., по делу N А82-16357/2009 по заявлению Ростовского межрайонного прокурора Ярославской области о привлечении индивидуального предпринимателя Авакяна Карлена Бакратовича к административной ответственности и установил:
Ростовский межрайонный прокурор Ярославской области (далее - Прокурор) обратился в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Авакяна Карлена Бакратовича (далее - Предприниматель) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 03.11.2009 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 19.01.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Прокурор не согласился с решением и постановлением судов первой и апелляционной инстанций и обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить данные судебные акты, принять по делу новый акт и прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с истечением срока давности привлечения к ответственности.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили часть 2 статьи 14.1 КоАП РФ, статьи 3, 5, 9, 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Он указывает на то, что осуществление Предпринимателем деятельности по организации и проведению азартных игр вне территории игорных зон без специального разрешения является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Прокурор и Предприниматель, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направили. ИП Авакян К.Б. не представил отзыв не кассационную жалобу.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Ростовская межрайонная прокуратура Ярославской области совместно с сотрудниками ЦБПСПР и ИАЗ УВД по Ярославской области провели проверку соблюдения законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и установили, что в развлекательном центре, расположенном по адресу: Ярославская область, г. Ростов, ул. Октябрьская, д. 66, Предприниматель организует и проводит азартные игры с использованием лотерейного оборудования, имеющего признаки игровых автоматов. Результаты проверки зафиксированы в протоколе осмотра помещений, территорий от 03.09.2009.
Усмотрев в действиях ИП Авакяна К.Б. признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, Прокурор 06.10.2009 вынес постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и обратился в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о привлечении Предпринимателя к административной ответственности.
Руководствуясь частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 8 статьи 4, статьями 5, 9, 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и статьей 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", суд первой инстанции указал на отсутствие в действиях Предпринимателя объективной стороны вменяемого административного правонарушения, поскольку на момент проведения проверки деятельность по организации и проведению азартных игр и пари, в том числе с использованием игрового оборудования, не подлежала лицензированию, выдача разрешений на осуществление данной деятельности в Ярославской области законом не предусмотрена.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены принятых судебных актов.
В части 2 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Согласно статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 128-ФЗ) под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которой на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с Федеральным законом.
Подпункт 77 пункта 1 статьи 17 Федерального закона N 128-ФЗ, согласно которому деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игрового оборудования (кроме игровых столов), подлежит лицензированию, утратил силу с 30.06.2009.
В силу частей 2 и 4 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 244-ФЗ) деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне предоставляет организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в игорной зоне при соблюдении требований и ограничений, установленных решением о создании соответствующей игорной зоны. Разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне выдается органом управления игорной зоной в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (соглашением между органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации), в том числе путем проведения аукциона или конкурса (части 1 и 2 статьи 13 Закона N 244-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона N 244-ФЗ игорные зоны создаются на территориях следующих субъектов Российской Федерации: Алтайский край; Приморский край; Калининградская область; Краснодарский край и Ростовская область (данная игорная зона включает в себя часть территории каждого из указанных субъектов Российской Федерации).
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что Ярославская область не включена в перечень игорных зон и на ее территории выдача разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр законодательством не предусмотрена. Предприниматель осуществлял запрещенную в данном регионе законом предпринимательскую деятельность.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что нарушение запрета на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр за пределами игорных зон не образует состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, и правомерно отказали в привлечении Предпринимателя к административной ответственности.
Доводы заявителя кассационной жалобы признаны несостоятельными.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом округа не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 03.11.2009 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.01.2010 по делу N А82-16357/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу Ростовского межрайонного прокурора Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.П. Маслова |
Т.В. Шутикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 5 апреля 2010 г. по делу N А82-16357/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника