Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30 апреля 2010 г. по делу N А38-3137/2009
г. Нижний Новгород |
|
30 апреля 2010 г. |
Дело N А38-3137/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.04.2010.
Дата изготовления постановления в полном объеме 30.04.2010.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Евтеевой М.Ю.,
судей Башевой Н.Ю., Шутиковой Т.В.
при участии представителей от заявителя: Аристова С.В. (доверенность от 30.12.2009 N 469-12-1),
от заинтересованного лица: Гафиатуллина Э.В. (доверенность от 05.02.2010), Дыдычкина Д.А. (доверенность от 22.01.2010)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - открытого акционерного общества "Волжский электромеханический завод" на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 30.10.2009, принятое судьей Толмачевым А.А., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2010, принятое судьями Гущиной А.М., Кирилловой М.Н., Москвичевой Т.В., по делу N А38-3137/2009
по заявлению открытого акционерного общества "Волжский электромеханический завод"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Марий Эл
о признании недействительным решения
и установил:
открытое акционерное общество "Волжский электромеханический завод" (далее - Общество, ОАО "Волжский электромеханический завод") обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Марий Эл (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным письма от 17.06.2009 N 08-85/22258 и об обязании налогового органа списать недоимку по налогам и страховым взносам в сумме 17 174 127 рублей 27 копеек.
Решением от 30.10.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 01.02.2010 данное решение оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель считает, что суды неправильно применили (истолковали) пункт 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации, постановление Правительства Российской Федерации от 12.02.2001 N 100 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам", пункт 2 (подпункт "г") Порядка признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по региональным налогам и сборам, в том числе по суммам налоговых санкций за нарушения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 06.05.2009 N 114, не применили подлежащие применению часть 2 статьи 13, статью 218 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпункт 4 пункта 3 статьи 44, подпункт 21 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации. На его взгляд, задолженность по налогам и страховым взносам подлежит списанию в порядке статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации по причинам юридического характера - истечением срока на ее принудительное взыскание; отказ в списании задолженности нарушает права и законные интересы Общества, поскольку лишает его возможности на получение государственных гарантий, участие в конкурсах и аукционах.
Подробно позиция заявителя приведена в жалобе.
В судебном заседании представитель Общества пояснил, что налоговый орган выдал справки от 11.05.2009 N 66501 и от 07.07.2009 N 68747 о состоянии расчетов с бюджетом, в которых указал на наличие у налогоплательщика задолженности в оспариваемой сумме.
Инспекция не согласилась с доводами, изложенными в кассационной жалобе.
Законность принятых Арбитражным судом Республики Марий Эл решения и Первым арбитражным апелляционным судом постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ОАО "Волжский электромеханический завод" 25.05.2009 обратилось в Инспекцию с заявлением о списании задолженности по налогам и страховым взносам в общей сумме 17 174 127 рублей 27 копеек в связи с наличием причин юридического характера - пропуском налоговым органом сроков на ее принудительное взыскание.
Инспекция письмом от 17.06.2009 N 08-85/22258 отказала в списании указанной задолженности в связи с отсутствием оснований для признания ее безнадежной.
Общество не согласилось с указанным письмом и обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Отказав в удовлетворении заявленных требований, суды обеих инстанций руководствовались статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 31 - 33, 59 Налогового Кодекса Российской Федерации, статьей 3 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.2001 N 100 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам", пунктом 2 Порядка признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по региональным налогам и сборам, в том числе по суммам налоговых санкций за нарушения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 06.05.2009 N 114, и сделали вывод о том, что утрата налоговым органом права взыскания задолженности по налогам и сборам не может являться основанием для ее списания в порядке, установленном статьей 59 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены судебных актов.
В статье 59 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), предусматривающей возможность списания безнадежных долгов по налогам и сборам, определено, что недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном: по федеральным налогам и сборам - Правительством Российской Федерации; по региональным и местным налогам и сборам - соответственно исполнительными органами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Данные правила применяются также при списании безнадежной задолженности по пеням.
Во исполнение статьи 59 Кодекса Правительство Российской Федерации приняло постановление от 12.02.2001 N 100, согласно которому признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимка и задолженность по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженность по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, числящаяся за организациями по состоянию на 01.01.2001, начисленным пеням и штрафам в случае ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основания признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по региональным налогам и сборам, в том числе по суммам налоговых санкций за нарушения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, установлены в пункте 2 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 06.05.2009 N 114.
Пропуск Инспекцией совокупности установленных в статьях 46, 47, 48, 70 Кодекса сроков на взыскание налогов и страховых взносов не является обстоятельством, наступление которого влечет признание задолженности безнадежной.
Должностные лица налоговых органов не могут произвольно, исходя из собственного усмотрения, признавать долги по налогам и страховым взносам нереальными к взысканию и списывать соответствующие суммы.
Лицевой счет, который ведет налоговый орган, является формой внутриведомственного контроля, наличие в которой сведений о налоговых платежах и суммах недоимки само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика.
Сведения из лицевого счета налогоплательщика используются при составлении справки о состоянии расчетов с бюджетом, которая может быть обжалована.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно отказал ОАО "Волжский электромеханический завод" в удовлетворении заявленных требований.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Республики Марий Эл и Первым арбитражным апелляционным судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебных актов, не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина с кассационной жалобы в сумме 1 000 рублей, уплаченная по платежному поручению от 17.02.2010 N 225, подлежит отнесению на ОАО "Волжский электромеханический завод", а излишне уплаченная по платежному поручению от 22.03.2010 N 465 в сумме 1 000 рублей - возврату из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 30.10.2009 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда 01.02.2010 по делу N А38-3137/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Волжский электромеханический завод" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Волжский электромеханический завод" из федерального бюджета государственную пошлину с кассационной жалобы в сумме 1 000 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 22.03.2010 N 465. Справку на возврат выдать.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Ю. Евтеева |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В статье 59 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), предусматривающей возможность списания безнадежных долгов по налогам и сборам, определено, что недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном: по федеральным налогам и сборам - Правительством Российской Федерации; по региональным и местным налогам и сборам - соответственно исполнительными органами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Данные правила применяются также при списании безнадежной задолженности по пеням.
Во исполнение статьи 59 Кодекса Правительство Российской Федерации приняло постановление от 12.02.2001 N 100, согласно которому признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимка и задолженность по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженность по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, числящаяся за организациями по состоянию на 01.01.2001, начисленным пеням и штрафам в случае ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
...
Пропуск Инспекцией совокупности установленных в статьях 46, 47, 48, 70 Кодекса сроков на взыскание налогов и страховых взносов не является обстоятельством, наступление которого влечет признание задолженности безнадежной."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30 апреля 2010 г. по делу N А38-3137/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Хронология рассмотрения дела:
23.08.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10784/10
02.08.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10784/10
30.04.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N А38-3137/2009
01.02.2010 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-6346/2009
30.10.2009 Решение Арбитражного суда Республики Марий Эл N А38-3137/09