Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 7 мая 2010 г. по делу N А28-16789/2009
(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 05.05.2010.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Радченковой Н.Ш., Чигракова А.И.
при участии представителя
от заявителя: Мячина Д.О. (доверенность от 12.04.2010)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Кировского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Кировской области от 04.02.2010, принятое судьей Серегиным Р.В., по делу N А28-16789/2009 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лизинг-С" о признании недействительным решения государственного учреждения - Кировского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 29.09.2009 N 675 и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Лизинг-С" (далее - ООО "Лизинг-С", Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения государственного учреждения - Кировского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) от 29.09.2009 N 675 об отказе в принятии к зачету 98 060 рублей 64 копейки расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 04.02.2010 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционном суде дело не рассматривалось.
Фонд не согласился с принятым судебным актом и обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суд неправильно применил статьи 135, 191, 282, 285 Трудового кодекса Российской Федерации, статью 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию", статью 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования". По его мнению, в связи с выполнением Солодянкиной О.И. работ на должности главного бухгалтера в ООО "Лизинг-С" по совместительству размер пособия по беременности и родам должен исчисляться пропорционально отработанному времени; оклад Солодянкиной О.И. установлен на полную штатную единицу при 8-часовом рабочем дне. Солодянкина О.И. не имеет права на начисление пособия за 07 и 10.07.2009, поскольку в это время она выполняла трудовые обязанности и за это время ей должна начисляться заработная плата. Кроме того, при расчете размера пособия по беременности и родам необоснованно учтена премия в сумме 8 050 рублей, выплаченная Солодянкиной О.И. за качественное и добросовестное исполнение трудовых обязанностей, поскольку данная выплата не входит в систему оплаты труда.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании возразили против доводов Фонда, просили оставить жалобу без удовлетворения.
Фонд, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителя не направил.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Лизинг-С" обратилось в Фонд с заявлением о возмещении расходов по выплате пособия по беременности и родам в размере 104 563 рублей 20 копеек, произведенных за период с 15.06 по 01.11.2009 на основании листка нетрудоспособности серии ВУ N 5417054 работнику Солодянкиной О.И., состоящей с Обществом с# трудовых отношениях.
Фонд провел камеральную проверку по вопросу выделения средств на осуществление (возмещение) расходов по обязательному социальному страхованию, по результатам которой составил акт от 08.09.2009 N 4682/ЕСН, протокол рассмотрения материалов камеральной проверки от 29.09.2009 N 61 и вынес решение от 29.09.2009 N 675 о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования, в размере 98 060 рублей 64 копеек.
Общество посчитало данный отказ Фонда незаконным и обжаловало его в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 132, 135, 282, 284, 285 Трудового кодекса Российской Федерации, статьей 237 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 6, 8, 9, 10, 11, 12, 22 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", статьями 11, 13 и 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию", статьей 8 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", пунктом 10 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, Арбитражный суд Кировской области удовлетворил заявленное требование. Суд пришел к выводу о том, что отказ Фонда в возмещении спорной суммы расходов является незаконным.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно статье 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" отношения по обязательному социальному страхованию у страхователя (работодателя) возникают с момента заключения с работником (застрахованным лицом) трудового договора. Основанием для назначения и выплаты страхового возмещения является наступление документально подтвержденного страхового случая (пункт 1 статьи 22 Закона), в связи с чем Фонд обязан своевременно выплатить страховое возмещение (статья 11 Закона).
В силу подпункта 7 пункта 2 статьи 8 названного Закона пособие по беременности и родам является видом страхового обеспечения.
Из части 1 и пункта 1 части 2 статьи 2 Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Закон N 255-ФЗ) следует, что право на пособие по беременности и родам имеют граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам.
Назначение и выплата пособия по беременности и родам осуществляется работодателем по месту работы застрахованного лица. В случае если застрахованное лицо работает у нескольких работодателей, пособие назначается и выплачивается ему каждым работодателем (часть 1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ).
Согласно части 4 названной статьи Закона N 255-ФЗ для назначения и выплаты пособия по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования.
В пункте 1 статьи 11 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100 процентов среднего заработка.
На основании пункта 2 статьи 14 Закона N 255-ФЗ в заработок, исходя из которого исчисляется пособие по беременности и родам, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации, в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации. В заработок для исчисления пособия по беременности и родам застрахованным лицам, добровольно вступившим в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, включаются полученные ими доходы, с которых уплачены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан".
Согласно пункту 15 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375 (далее - Положение N 375), во всех случаях для исчисления пособия используется средний дневной заработок. Средний дневной заработок определяется путем деления суммы заработка, начисленного за расчетный период, на число календарных дней, приходящихся на этот период, за исключением календарных дней, приходящихся на периоды, указанные в пунктах 8 и 9 Положения N 375.
В случае установления застрахованному лицу неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня) средний дневной заработок определяется в том же порядке, который предусмотрен пунктом 15 Положения N 375 (пункт 16 Положения N 375).
В силу пункта 23 Положения N 375 застрахованному лицу, работающему у нескольких работодателей, исчисление и выплата пособия осуществляется работодателями по каждому месту работы. В этом случае размер пособия по каждому месту работы не может превышать максимального размера пособия, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на соответствующий год.
Суд первой инстанции установил и материалами дела подтверждается, что ООО "Лизинг-С" заключило с Солодянкиной О.И. трудовой договор от 10.02.2006 N 2, согласно которому она принята на работу по совместительству на должность главного бухгалтера, рабочий день установлен продолжительностью 4 часа.
Приказом от 14.02.2006 N 2 Солодянкина О.И. принята на работу в ООО "Лизинг-С" на должность главного бухгалтера с окладом согласно штатному расписанию. Дополнением от 01.10.2008 к трудовому договору от 14.02.2006 N 2 работнику установлен должностной оклад в размере 26 086 рублей 96 копеек в месяц и надбавка, связанная с районным регулированием труда, в размере 3 913 рублей 04 копейки.
В силу статей 132 и 135 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установление работнику размера заработной платы относится к исключительным полномочиям работодателя.
В соответствии со статьей 282 Кодекса совместительством является выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время. Совместители пользуются гарантиями и компенсациями, предусмотренными законодательством, в полном объеме.
В статье 284 Кодекса установлено, что продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать четырех часов в день. В дни, когда по основному месту работы работник освобожден от исполнения трудовых обязанностей, он может работать по совместительству полный рабочий день.
Согласно статье 285 Кодекса оплата труда лиц, работающих по совместительству, производится пропорционально отработанному времени, в зависимости от выработки либо на других условиях, определенных трудовым договором.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что продолжительность рабочего времени Солодянкиной О.И. в ООО "Лизинг - С" не превышала 4-х часов в день, что соответствует требованиям статьи 284 Кодекса, а оплата ее труда определена трудовым договором вне зависимости от отработанного времени, что предусмотрено положениями статьи 285 Кодекса.
Суд также установил и материалами дела подтверждается, что Обществом соблюдены условия, необходимые для возмещения страхователю расходов по обязательному социальному страхованию, а именно: наличие между Обществом - страхователем и работником - застрахованным лицом (Солодянкиной О.И.) трудовых отношений; наступление страхового случая подтверждено листком нетрудоспособности серии ВУ N 5417054; наличие документов, подтверждающих выплату пособия застрахованному лицу.
Расчет пособия по беременности и родам произведен заявителем из установленной трудовым договором и дополнениями к нему и фактически выплаченной заработной платы Солодянкиной О.И.
Довод Фонда о том, что Солодянкина О.И. не имеет права на начисление пособия по беременности и родам за 07 и 10.07.2009, так как в это время она выполняла трудовые обязанности и за это время ей должна начисляться заработная плата, правомерно отклонен судом первой инстанции, как не подтвержденный материалами дела.
Довод заявителя кассационной жалобы о неправомерном включении в расчет пособия по беременности и родам премии в сумме 8 050 рублей, выплаченной Солодянкиной О.И. за качественное и добросовестное исполнение обязанностей в соответствии с приказом от 25.08.2008 N 7, также подлежит отклонению в силу следующего.
Согласно статье 135 Кодекса заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Как видно из материалов дела и установил суд первой инстанции, в Обществе установлены следующие выплаты работникам за их труд: должностной оклад и премия по итогам работы за добросовестное выполнение трудовых обязанностей.
Вопреки требованиям части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Фонд не представил доказательства того, что выплаченная Солодянкиной О.И. премия является выплатой социального характера и не может быть включена в расчет среднемесячного заработка для исчисления пособия. Единый социальный налог с данной премии уплачен.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Кировской области сделал правильный вывод о необоснованном отказе Обществу в возмещении спорной суммы расходов на выплату пособия по социальному страхованию.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, судом кассационной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от её уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Кировской области от 04.02.2010 по делу N А28-16789/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Кировского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 7 мая 2010 г. по делу N А28-16789/2009
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве