Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 21 мая 2010 г. по делу N А82-14152/2009-37
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Масловой О.П., Шутиковой Т.В.
при участии представителей
от заявителя: Лякиной О.Н. (доверенность от 30.12.2009 N 76), Овчинниковой Е.В. (доверенность от 10.02.2010 N 115),
от заинтересованных лиц: Багно А.А. (доверенность от 11.02.2010 N 05), Шпагиной Ю.В. (доверенность от 11.01.2010 N 06-13/1/00039)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - Управления Федеральной налоговой службы по Ярославской области на решение Арбитражного суда Ярославской области от 10.11.2009, принятое судьей Ландарь Е.В., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.02.2010, принятое судьями Хоровой Т.В., Лобановой Л.Н., Черных Л.И., по делу N А82-14152/2009-37 по заявлению открытого акционерного общества "Ярославский ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции шинный завод" о признании недействительными решений Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Ярославля от 05.06.2009 N 1521, от 05.06.2009 N 268 и решения Управления Федеральной налоговой службы по Ярославской области от 27.07.2009 N 314, третье лицо - Северный территориальный отдел - филиал Управления федерального агентства по государственным резервам по Центральному федеральному округу, и установил:
открытое акционерное общество "Ярославский ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции шинный завод" (далее - ОАО "ЯШЗ", Общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Ярославской области о признании недействительными решений Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Ярославля (далее - Инспекция) от 05.06.2009 N 1521, от 05.06.2009 N 268 и решения Управления Федеральной налоговой службы по Ярославской области (далее - Управление, налоговый орган) от 27.07.2009 N 314.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Управление федерального агентства по государственным резервам по центральному федеральному округу (далее - ЦТУ Росрезерва).
Решением суда от 10.11.2009 заявленные требования Общества удовлетворены.
Постановлением апелляционного суда от 19.02.2010 указанное решение оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Управление обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Согласно статье 2 Федерального закона от 29.12.1994 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" выпуск материальных ценностей из государственного резерва с истекающим сроком хранения осуществляется при одновременной поставке и закладке в государственный резерв равного количества аналогичных материальных ценностей, следовательно, по мнению налогового органа, хозяйственные операции между ЦТУ Росрезерва и Обществом являются товарообменными. Ссылаясь на пункт 4 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), Управление полагает, что обязательным условием использования права на налоговый вычет при осуществлении товарообменных операций является уплата налога на добавленную стоимость налогоплательщику на основании платежного поручения.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Инспекция в отзыве на кассационную жалобу и ее представитель в судебном заседании поддержали доводы Управления.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и его представители в судебном заседании не согласились с доводами Управления, указав на законность принятых судебных актов.
ЦТУ Росрезерва не представило в суд отзыв на кассационную жалобу; надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, не направило представителя в судебное заседание.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела камеральную налоговую проверку представленной Обществом уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 4-й квартал 2008 года, в ходе которой пришла к выводу о необоснованном применении ОАО "ЯШЗ" вычета по налогу на добавленную стоимость в сумме 1 092 918 рублей 30 копеек ввиду отсутствия документов, подтверждающих уплату налога по счетам-фактурам, выставленным ЦТУ Росрезерва, при проведении операций по освежению товарно-материальных ценностей, поставленных в государственный резерв.
Результаты проверки отражены в акте от 28.04.2009 N 1521.
По итогам рассмотрения материалов проверки и возражений Общества Инспекция приняла решения от 05.06.2009 N 1521 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым налогоплательщику предложено уменьшить предъявленный к возмещению налог на добавленную стоимость на 1 092 918 рублей и от 05.06.2009 N 268 об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость в части заявленной суммы.
Решением Управления от 27.07.2009 N 314 ненормативные акты контролирующего органа оставлены без изменения.
Не согласившись с решениями Инспекции и Управления, Общество обжаловало их в арбитражный суд.
Руководствуясь статьей 171, пунктом 2 статьи 172 Кодекса, статьями 2, 8 и 13 Федерального закона от 29.12.1994 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве", постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 20.02.2001 N 3-П и определением Конституционного Суда Российской Федерации от 08.04.2004 N 168-О, Арбитражный суд Ярославской области пришел к выводу, что Общество понесло реальные затраты и подтвердило право на применение налоговых вычетов, поставив взамен выпущенных из государственного резерва материальных ценностей товар того же наименования, количества и стоимости. Кроме того, суд первой инстанции учел специфику операций по освежению материальных ресурсов государственного резерва, а также отсутствие реальной возможности ЦТУ Росрезерва уплатить налог на добавленную стоимость, в связи с чем удовлетворил заявленные Обществом требования.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В силу статьи 2 Федерального закона от 29.12.1994 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" (далее - Закон о государственном материальном резерве) закладка материальных ценностей в государственный резерв - принятие материальных ценностей для хранения в государственном резерве; ответственное хранение материальных ценностей государственного резерва - хранение заложенных в государственный резерв материальных ценностей у поставщика (производителя) или получателя (потребителя) без предоставления ему права пользования этими материальными ценностями до принятия в установленном порядке решения о выпуске их из государственного резерва; выпуск материальных ценностей из государственного резерва - реализация или безвозмездная передача материальных ценностей государственного резерва определенному получателю (потребителю) либо реализация их на рынке; освежение запасов государственного резерва - выпуск материальных ценностей из государственного резерва в связи с истечением установленного срока хранения материальных ценностей, тары, упаковки, а также вследствие возникновения обстоятельств, могущих повлечь за собой порчу или ухудшение качества хранимых материальных ценностей до истечения установленного срока их хранения, при одновременной поставке и закладке в государственный резерв равного количества аналогичных материальных ценностей.
На основании пункта 4 статьи 11 и пункта 2 статьи 13 Закона о государственном материальном резерве организации, которым установлены мобилизационные и другие специальные задания, обязаны обеспечить размещение, хранение, своевременное освежение, замену, а также выпуск материальных ценностей из государственного резерва в соответствии с указанными заданиями своими силами и средствами. Выпуск из государственного резерва подлежащих освежению материальных ценностей, хранящихся в организациях системы государственного резерва, производится на основании решений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление государственным резервом. Освежение материальных ценностей государственного резерва, находящихся на предприятиях, в учреждениях и организациях, осуществляющих их ответственное хранение, а также их замена на продукцию аналогичного ассортимента и качества производятся указанными предприятиями, учреждениями и организациями самостоятельно, без привлечения дополнительных бюджетных средств.
На основании пунктов 1 и 2 статьи 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении: товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 Кодекса налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав. Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 169 Кодекса счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном настоящей главой.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что ЦТУ Росрезерва и Общество заключили договор от 08.04.2008 N 2/544 на выполнение мероприятий мобилизационной подготовки в части хранения материальных ценностей мобилизационного резерва, согласно условиям которого Управление поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства по выполнению мероприятий по ответственному хранению материальных ценностей мобилизационного резерва.
Согласно пункту 4.3.5 договора Общество (исполнитель) как ответственный хранитель обязуется производить своими силами и средствами размещение, выпуск, замену и освежение материальных ценностей мобилизационного резерва в соответствии с установленными сроками хранения без разрыва во времени между выпуском и закладкой.
По истечении срока хранения товарно-материальные ценности ЦТУ Росрезерва используются в качестве сырья для производства продукции, при этом Общество оформляет документы по приобретению данного сырья у ЦТУ Росрезерва, в адрес ОАО "ЯШЗ" выставляются счета-фактуры, выписываются накладные, приходные ордера. Приобретенный и обновленный товар (с более длительным сроком хранения) у поставщиков реализуется в адрес ЦТУ Росрезерва и находится на территории ОАО "ЯШЗ".
Общество отражало в бухгалтерском учете указанные операции, при этом стоимость заложенных в резерв товаров и выпущенных являлась одинаковой, числилась дебиторская и кредиторская задолженность.
При осуществлении выпуска материальных ценностей из государственного резерва ЦТУ Росрезерва выставляло на выпускаемые (реализуемые) Обществу материальные ценности счета-фактуры с выделением налога на добавленную стоимость от 13.11.2008 N 347 на сумму 515 374 рубля 98 копеек, в том числе налог на добавленную стоимость - 78 616 рублей 52 копейки и от 13.11.2008 N 348 на сумму 6 649 311 рублей 67 копеек, в том числе налог на добавленную стоимость - 1 014 301 рубль 78 копеек, которые Общество отразило в книге покупок за 4-й квартал 2008 года с указанием даты оплаты и принятия на учет приобретенных товаров - 20.11.2008. По данным операциям Общество оформило накладные на отпуск материалов на сторону, в которых поставщиком значится ОАО "ЯШЗ", а получателем - ЦТУ Росрезерва, и выписаны приходные ордера.
По операции освежения материальных ресурсов государственного резерва Общество выставило в адрес ЦТУ Росрезерва счета-фактуры от 13.11.2008 N 10908/1182 на сумму 515 374 рубля 98 копеек, в том числе налог на добавленную стоимость - 78 616 рублей 52 копейки и от 13.11.2008 N 10910/1183 на сумму 6 649 311 рублей 67 копеек, в том числе налог на добавленную стоимость - 1 014 301 рубль 78 копеек; оформило накладные от 13.11.2008 N 1182 и 1183 на отпуск материальных ценностей на сторону; операцию реализации товаров в адрес ЦТУ Росрезерва по указанным счетам-фактурам Общество отразило в книге продаж.
Стоимость реализуемых ЦТУ Росрезерва материальных ценностей включена ОАО "ЯШЗ" в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость в 4-м квартале 2008 года. Налог на добавленную стоимость в размере 1 092 918 рублей 30 копеек исчислен к уплате в бюджет. Одновременно в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 4-й квартал 2008 года Общество заявило к возмещению налог на добавленную стоимость по спорной операции освежения материальных ресурсов государственного резерва в сумме 1 092 918 рублей 30 копеек.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к выводу, что Общество выполнило условия, предусмотренные в статьях 169, 171 и 172 Кодекса, для использования права на вычет по налогу на добавленную стоимость (ЦТУ Росрезерва в стоимости реализованных ОАО "ЯШЗ" товаров предъявило налог на добавленную стоимость, товары были приняты Обществом на учет и использованы в его производственной деятельности).
Таким образом, суды правомерно удовлетворили заявленные Обществом требования о признании недействительными оспариваемых решений Инспекции и Управления.
Выводы судов соответствуют имеющимся в деле документам, не противоречат им и в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации переоценке судом кассационной инстанции не подлежат, ибо это выходит за пределы его полномочий.
Ссылка налогового органа на абзац 2 пункта 4 статьи 168 Кодекса, в соответствии с которым сумма налога, предъявляемая налогоплательщиком покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, уплачивается налогоплательщику на основании платежного поручения на перечисление денежных средств при осуществлении товарообменных операций, зачетов взаимных требований, при использовании в расчетах ценных бумаг, не может быть принята во внимание.
Содержание товарообменных операций состоит в обмене товарами, работами или услугами, правовой формой таких операций является договор мены (глава 31 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 567 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой. К договору мены применяются правила о купле-продаже (глава 30), если это не противоречит правилам настоящей главы и существу мены. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен. Товары, подлежащие обмену, предполагаются равноценными, если из договора мены не вытекает иное (статья 568 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.09.2002 N 69 передача каждой из сторон договора товаров контрагенту сама по себе не свидетельствует, что между ними сложились отношения по договору мены.
Как установили суды, специфика рассматриваемых хозяйственных операций заключается в отсутствии движения денежных средств между ЦТУ Росрезерва и ОАО "ЯШЗ" при закладке товаров в государственный резерв и при их выпуске и реализации Обществу.
В рассматриваемом случае реализация выпущенных товаров была произведена непосредственно ответственному хранителю - Обществу, однако в Законе о государственном материальном резерве не закреплена обязанность реализации таких товаров именно их хранителю и оговорена возможность реализации любому потребителю на рынке (статья 2); не предусмотрена такая обязанность и содержанием заключенного договора от 08.04.2008.
Следовательно, как правомерно указал апелляционный суд, ни положения Закона о государственном материальном резерве ни условия договора N 2/544 не указывают на товарообменный характер операций по закладке товаров в государственный резерв, и об их последующем выпуске из государственного резерва. При этом за участниками хозяйственных операций до настоящего времени числится дебиторская и кредиторская задолженность.
Кроме того, суды при рассмотрении дела учли особый статус ЦТУ Росрезерва, являющегося территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление государственным резервом, то есть являющегося не собственником материальных ценностей, а государственным заказчиком их поставок, и правомерно приняли во внимание то обстоятельство, что ЦТУ Росрезерва не имеет фактической возможности по уплате налога на добавленную стоимость в бюджет, что не может лишать Общество, как добросовестного налогоплательщика, права на налоговый вычет по налогу на добавленную стоимость.
Необходимо отметить, что согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 20.02.2001 N 3-П и определении от 08.04.2004 N 168-О, экономическая обоснованность принятия налогоплательщиком к вычету сумм налога на добавленную стоимость при неденежных формах расчетов надлежащим образом обеспечивается порядком, который обязывает налогоплательщика осуществить реальные затраты на оплату начисленных поставщиками сумм налога. При этом под фактически уплаченными поставщикам суммами налога на добавленную стоимость подразумеваются реально понесенные налогоплательщиком затраты (в форме отчуждения части имущества в пользу поставщика) на оплату начисленных поставщиком сумм налога.
Суды установили, что налогоплательщик при осуществлении операций по освежению материальных ресурсов, поставленных в государственный резерв, понес реальные затраты, следовательно, он подтвердил право на применение налоговых вычетов.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Ярославской области и Вторым арбитражным апелляционным судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 10.11.2009 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.02.2010 по делу N А82-14152/2009-37 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21 мая 2010 г. по делу N А82-14152/2009-37
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве