Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 7 октября 2010 г. по делу N А17-8894/2009
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Радченковой Н.Ш., Чигракова А.И.
при участии представителей от заявителя: Штепа Г.П., директора (протокол от 04.05.2007), Смолова И.А. (доверенность от 11.01.2010 N 1)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Забота" на решение Арбитражного суда Ивановской области от 05.04.2010, принятое судьей Новиковым Ю.В., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 21.06.2010, принятое судьями Хоровой Т.В., Немчаниновой М.В., Черных Л.И., по делу N А17-8894/2009 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Забота" о признании частично недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Иваново от 21.08.2009 N 17-26 и по встречному заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Иваново о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Забота" 277 255 рублей 30 копеек налогов, пеней, налоговых санкций и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Забота" (далее - ООО "Забота", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Иваново (далее - Инспекция, налоговый орган) от 21.08.2009 N 17-26 в части начисления 220 770 рублей единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, 13 266 рублей 88 копеек пеней по этому налогу и 43 789 рублей 20 копеек штрафа.
Инспекция обратилась в суд со встречным заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с Общества 220 101 рубля единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, 13 134 рублей 10 копеек пеней по этому налогу и 44 020 рублей 20 копеек налоговых санкций.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 05.04.2010 требование Общества удовлетворено частично: решение налогового органа признано недействительным в части подпункта 6 пункта 1, подпункта 7 пункта 1 в сумме 43 789 рублей 20 копеек, подпункта 2 пункта 2 в сумме 362 рублей 47 копеек, подпункта 2 пункта 3 в сумме 1824 рублей; в удовлетворении остальной части требования Обществу отказано. Встречное требование Инспекции также удовлетворено частично: с Общества взыскано 218 946 рублей единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и 12 904 рубля 91 копейка пеней; в остальной части встречного заявления Инспекции отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 21.06.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Общество не согласилось с выводами судов в части отказа в удовлетворении его требования и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права. По его мнению, Общество правомерно применяло систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход по операциям, связанным с реализацией технических средств реабилитации для инвалидов по государственным контрактам, заключенным с Государственным учреждением - Ивановским региональным отделением Фонда социального страхования (далее - Фонд); указанные товары использовались в целях, не связанных с предпринимательской деятельностью, поэтому их реализация относится к розничной торговле. В обоснование своей позиции Общество сослалось на статью 209, пункт 2 статьи 218, пункт 1 статьи 223, статью 224, пункт 1 статьи 454, статьи 492, 493 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов", определение Конституционного суда Российской Федерации от 20.10.2005 N 405-О, пункт 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.10.1997 N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки".
Инспекция в отзыве на кассационную жалобу возразила против доводов Общества, просила оставить жалобу без удовлетворения; заявила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие её представителя.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 07.10.2010.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела выездную налоговую проверку Общества за период с 04.06.2007 по 31.12.2008, результаты которой оформила актом от 20.07.2009 N 17-27.
В ходе проверки, в частности, установлена неуплата единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в сумме 220 101 рубля в результате неправомерного применения Обществом системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход по операциям, связанным с реализацией технических средств реабилитации для инвалидов по государственным контрактам, заключенным с Фондом. По мнению Инспекции, указанная деятельность Общества является оптовой торговлей и подлежит налогообложению единым налогом, уплачиваемым в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
По результатам рассмотрения материалов проверки заместитель руководителя Инспекции принял решение от 21.08.2009 N 17-26 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации. В этом же решении Обществу предложено уплатить доначисленные суммы налогов и пеней.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Ивановской области от 02.10.2009 N 09-45/09057 решение Инспекции от 21.08.2009 N 17-26 оставлено без изменения.
Общество частично не согласилось с решением Инспекции и обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Инспекция обратилась в суд со встречным заявлением о взыскании с Общества 220 101 рубля единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, 13 134 рублей 10 копеек пеней по этому налогу и 44 020 рублей 20 копеек налоговых санкций.
Руководствуясь статьями 3, 23, 45, 122, 346.11, 346.12, 346.26, 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 454, 492, 506-522, 525, 526, 530 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 70, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N 240, Государственным стандартом России ГОСТ Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения", решением Ивановской городской думы от 11.10.2005 N 601 "О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности", постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.10.1997 N 18, Арбитражный суд Ивановской области отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования в обжалуемой части. Суд пришел к выводу о том, что договоры, заключенные Обществом с Фондом, не являются договорами розничной купли-продажи, поэтому доход, полученный налогоплательщиком от исполнения названных договоров, не может относиться к деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа счел её подлежащей удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается названным Кодексом, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В пункте 2 названной статьи определены виды предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, в том числе и розничная торговля.
В целях применения главы 26.3 Кодекса под розничной торговлей понимается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи. К данному виду предпринимательской деятельности не относится реализация подакцизных товаров, указанных в подпунктах 6 - 10 пункта 1 статьи 181 Кодекса, продуктов питания и напитков, в том числе алкогольных, как в упаковке и расфасовке изготовителя, так и без такой упаковки и расфасовки, в барах, ресторанах, кафе и других объектах организации общественного питания, а также продукции собственного производства (изготовления).
Из статей 492 и 506 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что основным критерием, позволяющим отличить розничную торговлю от оптовой, является конечная цель использования приобретаемого покупателем товара.
Согласно пункту 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.10.1997 N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки" под целями, не связанными с личным использованием, следует понимать, в том числе, приобретение покупателем товаров для обеспечения его деятельности в качестве организации или гражданина-предпринимателя (например, оргтехники, офисной мебели, транспортных средств, материалов для ремонтных работ). Однако в случае, если данные товары приобретаются у продавца, осуществляющего предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, отношения сторон регулируются нормами о розничной купле-продаже.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, в том числе установление единого порядка размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов, регулируются Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона N 94-ФЗ под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация, либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ.
В рассматриваемом случае Общество по государственным контрактам (договорам), заключенным с Фондом, осуществляло реализацию технических средств реабилитации для инвалидов; товар приобретен Фондом для целей, не связанных с предпринимательской деятельностью.
Таким образом, реализация Обществом указанного товара относится к розничной торговле и подлежит налогообложению в виде единого налога на вмененный доход.
С учетом изложенного у судов первой и апелляционной инстанций отсутствовали основания для отказа Обществу в удовлетворении заявленного требования в части признания недействительным решения Инспекции от 21.08.2009 N 17-26 о доначислении 218 946 рублей единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и 12 904 рублей 91 копейки пеней, а также удовлетворения встречного заявления Инспекции о взыскании с Общества указанных сумм.
Таким образом, обжалуемые судебные акты подлежат частичной отмене, как принятые при неправильном применении норм материального права.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, связанная с рассмотрением дела в судах апелляционной и кассационной инстанций, подлежит взысканию с Инспекции в пользу Общества в сумме 2000 рублей.
Руководствуясь статьями 287 (пунктами 1 и 2 части 1), 288 (частью 2), 289, 319 (частью 2), 326 (частью 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 05.04.2010 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 21.06.2010 по делу N А17-8894/2009 отменить в части отказа в удовлетворении заявленного обществом с ограниченной ответственностью "Забота" требования о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Иваново от 21.08.2009 N 17-26 в отношении доначисления 218 946 рублей единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и 12 904 рублей 91 копейки пеней по этому налогу. Заявленное требование общества с ограниченной ответственностью "Забота" в указанной части удовлетворить.
Признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Иваново от 21.08.2009 N 17-26 в части доначисления 218 946 рублей единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и 12 904 рублей 91 копейки пеней по этому налогу.
Решение Арбитражного суда Ивановской области от 05.04.2010 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 21.06.2010 по делу N А17-8894/2009 отменить в части удовлетворения встречного заявления Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Иваново о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Забота" 218 946 рублей единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и 12 904 рублей 91 копейки пеней по этому налогу. В данной части в удовлетворении встречного заявления Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Иваново отказать.
Арбитражному суду Ивановской области осуществить поворот исполнения решения от 05.04.2010 в части взыскания с общества с ограниченной ответственностью "Забота" 218 946 рублей единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и 12 904 рублей 91 копейки пеней по этому налогу.
В остальной части судебные акты по настоящему делу оставить без изменения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Иваново в пользу общества с ограниченной ответственностью "Забота" государственную пошлину в сумме 2000 рублей.
Арбитражному суду Ивановской области выдать исполнительный лист.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи
|
Н.Ш. Радченкова А.И. Чиграков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
При рассмотрении вопроса о том, применяются ли нормы ГК РФ о договоре розничной купли-продажи к реализации технических средств реабилитации для инвалидов по государственным контрактам, суд установил следующее.
Основным критерием, позволяющим отличить розничную торговлю от оптовой, является конечная цель использования приобретаемого покупателем товара. По договору поставки товар покупается для осуществления предпринимательской деятельности, по договору розничной купли-продажи - для личного использования.
Согласно пункту 5 постановления Пленума ВАС РФ от 22.10.1997 N 18 под целями, не связанными с личным использованием, следует понимать, в том числе, приобретение покупателем товаров для обеспечения его деятельности в качестве организации или гражданина-предпринимателя.
Товар реализовывался обществом Фонду социального страхования в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ для государственных нужд, то есть для осуществления функций и полномочий ФСС, а не для целей, связанных с предпринимательской деятельностью.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 7 октября 2010 г. по делу N А17-8894/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника