См. также определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 9 декабря 2010 г. по делу N А79-830/2010
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Фоминой О.П.,
судей Базилевой Т.В., Бердникова О.Е.
при участии представителя от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике: Петрова С.И., доверенность от 31.08.2010 N 005/1492,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "Фирма Старко" на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 11.05.2010, принятое судьей Щетинкиным А.В., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2010, принятое судьями Гущиной А.М., Кирилловой М.Н., Москвичевой Т.В., по делу N А79-830/2010 по заявлению Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Фирма Старко" 60 921 рубля 47 копеек и установил:
Приволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Фирма Старко" (далее - Общество, ООО "Фирма Старко") 60 921 рубля 47 копеек задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства" (МУ "Управления ЖКХ и благоустройства") и открытое акционерное общество "Водоканал" (далее - ОАО "Водоканал").
Решением суда от 11.05.2010 заявленное Управлением требование удовлетворено.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 22.09.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Общество не согласилось с решением и постановлением судов первой и апелляционной инстанций и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить данные судебные акты и отказать в удовлетворении заявленного Управлением требования.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статью 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. По мнению Общества, воздействие на окружающую среду в виде неорганизованного поверхностного стока в ливневую канализацию и на рельеф местности с территории предприятия не является платным. Управление не представило в материалы дела доказательств осуществления ООО "Фирма Старко" сбросов загрязняющих веществ в поверхностные, подземные водные объекты и на водосборные площади.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Управление заявило ходатайство об осуществлении в порядке процессуального правопреемства замены истца по настоящему делу на Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике, а также просило рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Суд округа рассмотрел ходатайство Управления в порядке, установленном в статье 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и произвел замену Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, участвовавшего в деле в качестве заявителя, на Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике в связи с изменением лица, обладающего полномочиями администратора бюджета по осуществлению взыскания задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании указало на отсутствие оснований для отмены решения и постановления судов первой и апелляционной инстанций.
МУ "Управление ЖКХ и благоустройства" заявило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя, отзыв на кассационную жалобу не представило.
ОАО "Водоканал", надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, представителя в судебное заседание не направило, отзыв на кассационную жалобу не представило.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Управление по результатам проверки представленных Обществом расчетов фактической платы за негативное воздействие на окружающую среду за первый квартал 2009 года доначислило 170 615 рублей 53 копейки платы за негативное воздействие на окружающую среду. С учетом переплаты за другие периоды задолженность ООО "Фирма Старко" составила 60 921 рубль 47 копеек.
Управление направило Обществу требование N 323 по состоянию на 17.12.2009 об уплате указанной задолженности.
ООО "Фирма Старко" в установленный в требовании срок в добровольном порядке задолженность не уплатило, в связи с чем Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Общества 60 921 рубля 47 копеек задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Руководствуясь статьями 1, 3, 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды), пунктами 1, 5 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632, приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557, Методическими указаниями по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденными Госкомэкологии Российской Федерации от 29.12.1998, пунктом 5 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О, суд первой инстанции удовлетворил заявленное Управлением требование. При этом суд исходил из того, что ООО "Фирма Старко" являлось плательщиком платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ, поскольку при осуществлении Обществом строительных работ происходило загрязнение территории водостока в связи с использованием строительных материалов и техники.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии со статьей 1 Закона об охране окружающей среды негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В пункте 1 статьи 16 Закона об охране окружающей среды определено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами.
К видам негативного воздействия на окружающую среду отнесены: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду (пункт 2 статьи 16 Закона об охране окружающей среды).
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632.
Указанный порядок предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2006 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные воды, размещение отходов производства и потребления".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату постановления Правительства Российской Федерации N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные воды, размещение отходов производства и потребления" следует читать: "от 12.06.2003"
Срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду установлен приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, равным календарному кварталу.
Порядок расчета платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты, а также приравненный к ним сброс на рельеф местности, поля фильтрации и земледельческие поля орошения, специальные водоотводящие устройства (сбросные и дренажные каналы), в составе сточных дождевых, талых и поливочных вод (далее - неорганизованный сброс загрязняющих веществ) с площади территории природопользователей установлен в Методических указаниях по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных Госкомэкологией Российской Федерации 29.12.1998.
Согласно данным методическим указаниям под неорганизованным сбросом загрязняющих веществ подразумевается вынос загрязняющих веществ с территории водосбора предприятий и организаций и прилегающей инфраструктуры, относящейся к промплощадкам, неорганизованным поверхностным стоком (отведение дождевых, талых и поливочных вод за пределы территорий предприятий по естественному уклону местности в кюветы дорог, овраги, непосредственно в реки, ручьи, пруды и иные водные объекты, либо в ливневую канализацию соседних предприятий и организаций).
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что Общество осуществляет строительную деятельность на территории завода "ЖБИ" по адресу: г. Чебоксары, Базовый проезд, д. 30, на строительных площадках по адресам: ул. Чапаева (микрорайон 1А "Грязевая стрелка", поз. 9 и 12), ул. Чапаева (микрорайон "Благовещенский", поз. 10), пр. Ленина, д. 7.
Территории, на которых ООО "Фирма Старко" осуществляет строительную деятельность, не оборудованы системой ливневой канализации. МУ "Управление ЖКХ и благоустройства" на основании договора от 24.09.2007 N 312-07-07 осуществляет прием и транспортировку физического объекта ливнево-дренажных стоков Общества в систему ливневой канализации города Чебоксар. При осуществлении ООО "Фирма Старко" строительных работ происходит загрязнение территории водостока в связи с использованием строительных материалов, строительной техники.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу, что Общество является лицом, обязанным вносить плату за загрязнение окружающей среды в связи с осуществлением неорганизованного поверхностного стока в ливневую канализацию и рельеф местности с территории (водосбора) предприятия, и, проверив расчет Управления, правомерно взыскали с ООО "Фирма Старко" задолженность по указанной плате.
Выводы судов основаны на имеющихся в деле документах, не противоречат им и в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации переоценке судом кассационной инстанции не подлежат.
На основании изложенного доводы заявителя кассационной жалобы признаны несостоятельными.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы, связанные с уплатой государственной пошлины с кассационной жалобы, относятся на заявителя. Излишне уплаченная государственная пошлина за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 2 000 рублей подлежит возврату обществу с ограниченной ответственностью "Фирма Старко" из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьей 48, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
в порядке процессуального правопреемства заменить Приволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, участвовавшее в деле N А79-830/2010 в качестве заявителя, на Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике.
Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 11.05.2010 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2010 по делу N А79-830/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фирма Старко" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью "Фирма Старко".
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Фирма Старко" из федерального бюджета государственную пошлину с кассационной жалобы в сумме 2 000 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 01.11.2010 N 4110.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.П. Фомина |
О.Е. Бердников
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632.
Указанный порядок предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2006 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные воды, размещение отходов производства и потребления".
Срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду установлен приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, равным календарному кварталу.
Порядок расчета платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты, а также приравненный к ним сброс на рельеф местности, поля фильтрации и земледельческие поля орошения, специальные водоотводящие устройства (сбросные и дренажные каналы), в составе сточных дождевых, талых и поливочных вод (далее - неорганизованный сброс загрязняющих веществ) с площади территории природопользователей установлен в Методических указаниях по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных Госкомэкологией Российской Федерации 29.12.1998."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20 декабря 2010 г. по делу N А79-830/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника