Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 25 мая 2016 г. N 225 приложение изложено в новой редакции
Приложение 1
к постановлению
Совета министров
Республики Крым
от 25 ноября 2014 г. N 466
Меры
по обеспечению безопасности (антитеррористической защищенности) объектов с массовым пребыванием людей, расположенных на территории Республики Крым
25 мая 2016 г.
I. Общие положения
Настоящие Меры определяют механизм обеспечения антитеррористической защищенности объектов, территорий, зданий, сооружений, помещений, расположенных на территории Республики Крым, и направлены на:
обеспечение безопасности находящихся на объекте людей (персонала, посетителей);
предотвращение несанкционированного доступа на объект физических лиц, транспортных средств и грузов;
обнаружение взрывных устройств, оружия, боеприпасов; минимизацию и (или) ликвидацию последствий террористического акта; организацию охраны объекта;
выработку мер по совершенствованию антитеррористической защищенности объекта.
Меры распространяются на места массового пребывания людей, расположенные на территории Республики Крым, в том числе отнесенные к ведению исполнительных органов государственной власти Республики Крым (объекты здравоохранения, образования, культуры, спорта, социального обслуживания населения, объекты, осуществляющие торговую деятельность, за исключением объектов, фактически являющихся рынками, ярмарками, торгово-развлекательными комплексами, осуществляющими услуги общественного питания) (далее - объекты).
Настоящие Меры не распространяются на объекты федеральной и частной собственности.
За невыполнение Мер юридические и физические лица привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
II. Обязанности руководителя объекта с массовым пребыванием людей по обеспечению безопасности (антитеррористической защищенности) объекта
Руководитель объекта обязан:
а) планировать и проводить мероприятия по повышению антитеррористической устойчивости функционирования объекта и обеспечению жизнедеятельности работников объекта и посетителей в случае угрозы совершения и (или) совершении террористического акта;
б) разработать, согласовать и утвердить в установленном порядке паспорт безопасности (антитеррористической защищенности) объекта;
в) планировать и осуществлять необходимые меры в области антитеррористической защиты работников объекта и посетителей;
г) организовать соблюдение пропускного и внутриобъектового режимов;
д) проводить подготовку и поддерживать в готовности к применению силы и средства предупреждения и ликвидации последствий террористического акта, осуществлять обучение работников объекта способам защиты и действиям при угрозе совершения и (или) совершении террористического акта;
е) создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения;
ж) обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и неотложных работ на объектах и на прилегающих к ним территориях в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
з) контролировать функционирование кнопок экстренного вызова группы быстрого реагирования организации, осуществляющей охрану объекта;
и) создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для минимизации и (или) ликвидации последствий террористического акта;
к) своевременно оповещать работников объекта и посетителей об угрозе совершения или о совершении террористического акта.
Руководители и другие работники объектов проходят подготовку к действиям по предупреждению террористических актов в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, организациях дополнительного образования (повышение квалификации, курсы профессиональной подготовки) и непосредственно по месту работы.
III. Рекомендации по обеспечению безопасности (антитеррористической защищенности) объекта и его систем
1. Перечень документов, рекомендуемых для обеспечения безопасности (антитеррористической защищенности) объекта
В целях организации надежной защиты, охраны и антитеррористической защищенности объектов рекомендуется иметь на объекте следующие документы:
а) приказ об организации антитеррористической и антиэкстремистской деятельности на объекте;
б) приказ об организации пропускного и внутриобъектового режимов на объекте;
в) акт государственной комиссии о приемке объекта в эксплуатацию;
г) паспорт антитеррористической защищенности объекта;
д) план охраны объекта, согласованный с организацией, обеспечивающей физическую охрану объекта;
е) правила противопожарного режима;
ж) планы эвакуации людей в случае возникновения чрезвычайных ситуаций в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации;
з) журнал проверки охранно-пожарной сигнализации, систем оповещения;
и) журнал технического обслуживания средств охраны;
к) инструкция (положение) о пропускном и внутриобъектовом режимах;
л) должностные регламенты (инструкции) сотрудников объекта, включая сотрудников инженерных служб и служб безопасности, о действиях при возникновении и локализации чрезвычайных ситуаций, террористических актов и установлении уровней террористической опасности;
м) схемы организации движения транспорта и посетителей по территории объекта;
н) правила поведения посетителей на объекте;
о) тексты для службы информации объекта на случай возникновения чрезвычайных ситуаций, террористических актов и установления уровней террористической опасности;
п) функциональные обязанности персонала (руководителя объекта и его заместителей, сотрудников охраны) в части, касающейся охраны и противодействия терроризму, предотвращения нарушения общественного порядка и безопасности объекта, их действия при угрозах совершения акта терроризма, нарушения общественного порядка, пожара (включая обязанности осуществления данной деятельности сотрудниками охраны);
р) документация, определяющая силы и средства, привлекаемые для охраны объекта, задействованных въездов, входов на территорию объекта, парковок при повседневном режиме и режиме проведения массового мероприятия, их расчет, резервы, количество и место дислокации;
с) список инженерно-технических средств, применяемых в охране, средств дистанционного наблюдения, обнаружения оружия, боеприпасов и других запрещенных предметов;
т) описание действующих пропусков, печатей, образцы подписей сотрудников, имеющих право подписи пропусков, в том числе материальных;
у) схема связи и оповещения при выполнении повседневных задач, осложнении обстановки и при возникновении критических ситуаций;
ф) перспективный план на 3 - 5 лет в части оборудования объекта инженерно-техническими средствами и приборами, системой охранной телевизионной.
2. Комплекс средств обеспечения безопасности (антитеррористической защищенности) объекта
2.1. Система физической охраны
Для физической охраны объектов должны допускаться только лицензированные охранные организации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2011 года N 498 "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности".
Систему охраны рекомендуется строить в трех режимах:
а) повседневном режиме;
б) при проведении массовых мероприятий;
в) при ограниченном посещении.
При проведении массовых мероприятий следует определить примерный расчет численности персонала (сотрудников охраны, контрольно-распорядительных служб), привлекаемого для обеспечения безопасности.
На физическую охрану объектов возлагается решение следующих основных задач:
обеспечение санкционированного (контролируемого) прохода (проезда) лиц (транспортных средств) на территорию и в помещения объекта;
предотвращение силового прорыва нарушителей и транспортных средств на территорию объекта;
предотвращение несанкционированного (скрытного) проникновения нарушителей в различные контролируемые зоны общего и ограниченного доступа (отдельные блоки здания, этажи, помещения, критически важные точки и т.п.);
предотвращение проноса на территорию и в помещения объекта запрещенных и опасных предметов (оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и т.п.);
осуществление контроля обстановки на объекте и на прилегающей к объекту территории;
обеспечение выявления и задержания (блокирования) правонарушителей;
осуществление контроля состояния и работоспособности средств и систем комплексного обеспечения безопасности и инженерных систем объекта;
осуществление взаимодействия с экстренными службами и органами обеспечения безопасности;
содействие в обеспечении оповещения людей и органов обеспечения безопасности о возникновении на объекте чрезвычайных ситуаций, террористических актов и установлении уровней террористической опасности;
содействие в обеспечении безопасной, беспрепятственной и своевременной эвакуации, спасения людей с территории объекта при возникновении чрезвычайных ситуаций, террористических актов и установлении уровней террористической опасности, локализации и ликвидации очага возгорания.
Деятельность по обеспечению объекта физической охраной может быть реализована в различных вариантах:
а) заключение договоров на охрану с частными охранными организациями;
б) заключение договоров на охрану с подразделениями вневедомственной охраны МВД России;
в) собственными силами.
2.2. Система охранная телевизионная
Система охранная телевизионная (далее - СОТ) предназначена для визуального контроля обстановки в выделенных зонах, анализа нештатных ситуаций, проверки поступающих сигналов тревоги, оказания помощи в принятии оперативных решений, документирования данных видеонаблюдения. Для создания системы СОТ должны соблюдаться требования действующих в Российской Федерации стандартов, а также отраслевых стандартов МВД России.
Видеокамерами СОТ следует оснастить:
въездные ворота (с возможностью фиксации государственных номерных знаков въезжающего автотранспорта);
периметр здания, строения, территории (стационарные камеры должны быть установлены таким образом, чтобы обеспечить отсутствие "слепых" зон по периметру);
главный вход (выход) для фиксации лица каждого из входящих посетителей в анфас с записью на цифровой носитель;
эвакуационные выходы;
эвакуационные лестницы;
запасные входы и выходы;
входы в помещения, где расположено оборудование инженерных систем здания;
подвальные помещения;
помещения, коридоры, по которым производится перемещение или непосредственно сосредоточены денежные средства, материальные ценности, за исключением хранилищ ценностей;
другие помещения по усмотрению руководства (собственника) объекта.
2.3. Система контроля и управления доступом
Система контроля и управления доступом (далее - СКУД) предназначена для ограничения и регистрации входа-выхода объектов (людей, транспортных средств) на заданной территории через точки прохода (двери, ворота, контрольно-пропускные пункты) путем идентификации личности по комбинации различных признаков, а также предотвращения несанкционированного прохода в помещения и зоны ограниченного доступа.
СКУД должна соответствовать требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
На объектах устройствами СКУД могут быть оснащены:
въездные ворота;
входы на объект вне зависимости от их категории;
контрольно-пропускные пункты;
входы в помещения, где расположено оборудование инженерных систем здания;
подвальные помещения;
помещения, коридоры, по которым производится перемещение или непосредственно сосредоточены денежные средства, материальные ценности, за исключением хранилищ ценностей;
другие помещения по усмотрению руководства (собственника) объекта.
2.4. Система охранной сигнализации
Система охранной сигнализации предназначена для своевременного обнаружения факта несанкционированного проникновения в охраняемые помещения (площадки, зоны) с точным определением места и документированием информации.
В охранную сигнализацию могут входить следующие узлы: контрольная панель; коммуникационная панель; пульт управления; набор извещателей (в соответствии с типом здания).
Система охранной сигнализации должна соответствовать требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
Техническими средствами системы охранной сигнализации на объектах рекомендуется обеспечить все помещения с постоянным или временным хранением материальных ценностей, а также окна, двери, люки, вентиляционные шахты, короба и др., через которые возможно несанкционированное проникновение в помещение объекта.
2.5. Автоматическая установка пожарной сигнализации, автоматическая установка пожаротушения и система оповещения и управления эвакуацией.
2.5.1. Автоматическая установка пожарной сигнализации (далее - АУПС) предназначена для своевременного обнаружения места возгорания и формирования управляющих сигналов для систем оповещения о пожаре и автоматического пожаротушения.
Проектирование и монтаж АУПС осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
2.5.2. Автоматические установки пожаротушения (далее - АУП) предназначены для тушения пожаров разных классов.
В зависимости от предназначения зданий, их степени пожароопасности применяются различные виды технических систем АУП: водяное, порошковое и газовое.
На объектах с массовым пребыванием людей, в основном, используется спринклерное или дренчерное водяное пожаротушение, так как является безопасным для персонала и посетителей объекта.
2.5.3. Система оповещения и управления эвакуацией (далее - СОУЭ) -это комплекс организационных мероприятий и технических средств, предназначенный для своевременного сообщения людям информации о возникновении пожара и порядке проведения эвакуационных мероприятий.
Технические средства СОУЭ должны обеспечивать слышимость сообщений во всех помещениях здания и действовать в течение расчетного времени, необходимого для эвакуации персонала и сотрудников.
Проектирование и монтаж СОУЭ осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
2.6. Комплекс технических средств обнаружения и противодействия применению оружия и взрывных устройств
В целях обеспечения безопасности на объектах с массовым пребыванием людей устанавливается комплекс технических средств обнаружения и противодействия применению оружия и взрывных устройств, состоящих из:
металлодетекторов (стационарных, не менее 1 на каждый служебный вход, и ручных);
интроскопов (рентгенотелевизионных установок), детекторов взрывчатых веществ;
средств защиты от взрывов (взрывогасящих устройств, взрывозащитных контейнеров).
2.7. Система тревожной сигнализации
Система тревожной сигнализации предназначена для автоматической или ручной передачи сигналов тревоги на пульт дежурной части территориального отдела внутренних дел (охранной организации) при возникновении на объекте чрезвычайной ситуации техногенного или криминального характера.
Система тревожной сигнализации должна соответствовать требованиям действующих в Российской Федерации стандартов.
Информация от системы тревожной сигнализации должна быть выведена на пульт охраны объектов.
2.8. Система связи и передачи данных
Система связи и передачи данных должна обеспечивать возможность:
оперативной связи (проводной и беспроводной) с подразделениями вневедомственной охраны (частными охранными организациями);
передачи данных в интересах территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по Республике Крым;
оперативной связи между сотрудниками инженерных служб и администрацией объекта.
Обязательна функция фиксации (записи) телефонных разговоров, переговоров по радиоканалам связи для возможности последующего прослушивания в случае необходимости.
2.9. Комплекс инженерно-технической укрепленности
Комплекс инженерно-технической укрепленности - совокупность мероприятий, направленных на усиление конструктивных элементов зданий, помещений, охраняемых территорий и технических средств объекта, обеспечивающих необходимое противодействие несанкционированному проникновению в охраняемую зону, взлому и другим преступным посягательствам. Он должен соответствовать требованиям действующих в Российской Федерации стандартов.
В состав комплекса инженерно-технической укрепленности объектов, имеющих купольные крыши и перекрытия, распределенные точечные опоры (столбы, арки) и т.п. нестандартные конструкции, в обязательном порядке должны входить системы заблаговременного оповещения о первых же признаках нарушений устойчивости, целостности и появлений усталостных деформаций несущих опор конструкций и сооружений: соответствующие датчики и аппаратура контроля, тревоги и оповещения.
2.10. Комплекс организационных мероприятий
Комплекс организационных мероприятий включает:
1) создание на объекте структурных подразделений (или назначение работников), ответственных и уполномоченных на решение задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
2) разработку и регулярную корректировку (1 раз в полгода) планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций с целью обеспечения необходимого уровня безопасности при проведении антитеррористических мероприятий;
3) разработку и регулярную корректировку инструкций о действиях служб и сотрудников службы безопасности и инженерных служб при выявлении вызывающих опасность предметов, при возникновении и локализации чрезвычайных ситуаций (на каждого сотрудника);
4) разработку и реализацию мероприятий по обучению персонала способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях (в том числе путем проведения объектовых тренировок по вопросам противодействия терроризму и обеспечения безопасности согласно утвержденным графикам);
5) разработку и изготовление схем эвакуации посетителей и персонала, информационных указателей эвакуации;
6) разработку и регулярную корректировку паспорта антитеррористической защищенности, включая план охраны объекта.
IV. Меры по обеспечению охраны объекта
Охрана объекта осуществляется в соответствии с требованиями нормативных актов Российской Федерации и настоящими Мерами.
Руководитель объекта планирует и организует выполнение комплекса мероприятий по защите объекта и несет персональную ответственность за состояние его безопасности.
1. Охрана объекта
Основная задача охраны объекта - обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов, сохранность имущества, находящегося в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении.
Эффективность охранной деятельности достигается за счет правильного использования имеющихся в наличии сил и средств, четкого управления, а также взаимодействия с подразделениями усиления и правоохранительными органами.
Охрана объекта может осуществляться путем:
технического мониторинга;
использования мобильной группы сотрудников охраны;
выставления постов охраны.
Перечень необходимых документов, которые должны находиться у сотрудников охраны на объекте указан в приложении к настоящим Мерам.
2. Посты охраны
Пост охраны подразумевает под собой место или участок территории, на котором сотрудник охраны исполняет должностные обязанности по охране объекта.
Посты охраны подразделяются:
по месту расположения - на внутренние и наружные;
по характеру несения службы - на подвижные и стационарные;
по времени использования - на постоянные и временные.
в зависимости от времени несения службы - на суточные, двухсменные, полусуточные, односменные.
3. Патрулирование
Патрулирование - это способ охраны поста путем перемещения сотрудников охраны по заданному маршруту.
Патруль (подвижный наряд) может состоять из одного, двух и более человек. Патруль может нести службу как на автотранспорте, так и в пешем порядке.
4. Использование специальных средств, служебного оружия и средств связи
Сотрудники охраны при выполнении служебных обязанностей на объекте могут использовать необходимые виды служебного оружия и специальных средств. Порядок их использования и применения регламентируется действующим законодательством Российской Федерации.
Для организации охраны на объекте и ее взаимодействия с подразделениями усиления и правоохранительными органами сотрудники охраны используют сертифицированные средства связи. Порядок их использования регламентируется действующим законодательством Российской Федерации.
5. Порядок обследования объекта при приеме под охрану
Обследование объекта - изучение на месте состояния, характеристик и особенностей объекта для определения и разработки охранной организацией (далее - Исполнитель) организационно-технических рекомендаций по охране с учетом стоимостных ограничений и требований руководства объекта (далее - Заказчик).
Целями обследования объекта является:
1) определение необходимого времени, материальных средств, людских ресурсов, позволяющих провести подготовительную работу по приему объекта под охрану;
2) определение и разработка комплекса мероприятий и технических предложений по организации охраны объекта, обеспечивающих достаточную безопасность.
Результаты обследования объекта оформляются актом, подписанным представителем Заказчика и представителем Исполнителя.
Акт обследования составляется в 2 экземплярах. Первый экземпляр акта остается у Заказчика для реализации выработанных Исполнителем рекомендаций, второй экземпляр - у Исполнителя.
6. Порядок приема объекта под охрану
Основанием для приема объекта под охрану является подписанный сторонами договор (контракт).
Приемке объекта под охрану должны предшествовать действия Исполнителя по подготовке перечня документов, которые должны находиться на объекте у сотрудников охраны и обследованию объекта под приемку.
Началом оказания охранных услуг является время, указанное в контракте (договоре).
7. Порядок организации охраны объекта в повседневном режиме
Организация охраны объекта в повседневном режиме осуществляется на основании заключенного сторонами договора и инструкции об организации внутриобъектового и пропускного режимов.
Заместитель Председателя |
Л. Опанасюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.