Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение изменено с 1 января 2019 г. - Постановление Совета министров Республики Крым от 29 декабря 2018 г. N 695
Приложение
к постановлению Совета министров
Республики Крым
от "29" декабря 2016 года N 650
(в редакции постановления
Совета министров Республики
Крым от 2018 года N 695)
Государственная программа
развития курортов и туризма в Республике Крым
15 мая, 4 августа, 22 сентября, 27 ноября 2017 г., 20 апреля, 6 июля, 20 сентября, 24, 29 декабря 2018 г., 21 января, 11 июня, 1 августа 2019 г.
Паспорт изменен с 1 августа 2019 г. - Постановление Совета министров Республики Крым от 1 августа 2019 г. N 416
Паспорт
Государственной программы развития курортов и туризма в Республике Крым
Наименование программы |
Государственная программа развития курортов и туризма в Республике Крым (далее - Госпрограмма) |
|||||||
Ответственный исполнитель Госпрограммы |
Министерство курортов и туризма Республики Крым |
|||||||
Участники Госпрограммы |
Министерство строительства и архитектуры Республики Крым; Министерство транспорта Республики Крым; Министерство образования, науки и молодёжи Республики Крым; Государственное казенное учреждение Республики Крым "Инвестиционно-строительное управление Республики Крым" (далее - ГКУ "Инвестстрой Республики Крым"); Государственное казенное учреждение Республики Крым "Служба автомобильных дорог Республики Крым"; органы местного самоуправления муниципальных образований курортно-туристических регионов Республики Крым (городские округа: Алушта, Евпатория, Керчь, Саки, Симферополь, Судак, Феодосия, Ялта; муниципальные районы: Бахчисарайский, Белогорский, Ленинский, Раздольненский, Сакский, Симферопольский, Черноморский) |
|||||||
Подпрограммы Госпрограммы |
- |
|||||||
Государственные программы Российской Федерации и/или федеральные целевые программы, на реализацию которых направлены мероприятия Госпрограммы |
Федеральная целевая программа "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 года N 644; Концепция федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019 - 2025 года)", утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 05 мая 2018 года N 872-р; государственная программа Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 317; федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 года N 790 |
|||||||
Национальные проекты (программы), на реализацию которых направлены мероприятия Госпрограммы |
Национальный проект "Международная кооперация и экспорт", утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным. проектам (протокол от 24 сентября 2018 года N 12) |
|||||||
Программно-целевые инструменты Госпрограммы |
|
|||||||
Цель Госпрограммы |
Формирование современного туристско-рекреационного комплекса, характеризующегося конкурентоспособностью, востребованностью, разнообразием предлагаемых туристских и лечебно-оздоровительных услуг и высоким качеством обслуживания |
|||||||
Задачи Госпрограммы |
Обеспечение комплексного развития туристских территорий Республики Крым; диверсификация туристского продукта Республики Крым, ориентированного на различные сегменты туристского рынка; повышение качества туристских услуг, повышение квалификации работников курортно-туристской сферы, приведение качества обслуживания туристов в соответствие с международными стандартами; развитие информационного поля для популяризации туристических продуктов Республики Крым; внедрение комплексной системы мониторинга удовлетворенности гостей Республики Крым качеством предоставленных туристских услуг; продвижение туристского продукта Республики Крым на международном и внутреннем туристских рынках, развитие различных видов туризма, направленных на круглогодичную работу санаторно-курортного и туристского комплекса; выполнение функций по нормативно-правовому регулированию и контролю в санаторно-курортной и туристской отрасли. |
|||||||
Целевые индикаторы и показатели Госпрограммы |
Количество прибывших в Республику Крым туристов; темп роста туристского потока в Республику Крым (по отношению к предыдущему году; численность лиц, размещенных в коллективных средствах размещения Республики Крым; количество коллективных средств размещения Республики Крым; количество круглогодичных коллективных средств размещения; количество койко-мест в круглогодичных средствах размещения; налоговые поступления от деятельности субъектов санаторно-курортного и туристского комплексов Республики Крым; количество созданных на территории Республики Крым туристско-рекреационных кластеров; количество введенных в эксплуатацию объектов; объем привлеченных частных инвестиций в сфере курортов и туризма; количество установленных зон санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов; количество действующих туристских информационных центров; количество изготовленных знаков туристской навигации к объектам туристской инфраструктуры Республики Крым; количество проведенных международных, общероссийских, межрегиональных туристских форумов, выставок и иных подобных мероприятий; количество международных, общероссийских, межрегиональных туристских форумов, выставок и иных подобных мероприятий, в которых принято участие; количество разработанных туристских маршрутов; количество разработанных и реализованных программ дополнительного профессионального обучения и повышения квалификации для специалистов Республики Крым в курортно-туристской сфере |
|||||||
Этапы и сроки реализации Госпрограммы |
2017 - 2022 годы |
|||||||
Объемы бюджетных ассигнований Госпрограммы |
Источники финансирования Госпрограммы: средства бюджета Республики Крым, средства федерального бюджета в объемах, определенных федеральной целевой программой "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 года N 790 |
|||||||
Общий объем финансирования Госпрограммы (тыс. руб.) |
Всего |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
|
всего, в том числе: |
35 264 742,53 |
1 568 206,05 |
3 494 851,27 |
3 773 216,19 |
6 305 685,95 |
9 565 194,76 |
10 557 588,30 |
|
федеральный бюджет |
32 221 561,63 |
1 418 454,13 |
3 202 908,10 |
3 426 539,40 |
5 279 300,00 |
8 992 720,00 |
9 901 640,00 |
|
бюджет РК |
3 042 743,63 |
149 751,92 |
291 537,74 |
346 644,95 |
1 026 385,95 |
572 474,76 |
655 948,30 |
|
местные бюджеты |
437,26 |
- |
405,43 |
31,84 |
- |
- |
- |
|
внебюджетные средства |
|
|
|
|
|
|
|
|
Ожидаемые результаты реализации Госпрограммы |
Обеспечение комплексного развития туристских территорий Республики Крым, в том числе за счет создания кластеров; обеспечение развития курортов и лечебно-оздоровительных местностей с осуществлением охраны и рационального использования имеющихся природных лечебных ресурсов, обустройства мест массового отдыха населения; обеспечение инновационного развития курортно-туристской сферы Республики Крым на основе государственно-частного партнерства; разработка инвестиционного портфеля развития туристских территорий Республики Крым; диверсификация туристского продукта Республики Крым, ориентированного на различные сегменты туристского рынка; увеличение количества предприятий санаторно-курортного и туристского комплекса, работающих круглогодично, увеличение объемов реализации крымского туристского продукта; создание единой туристско-информационной сети Республики Крым; повышение качества предоставляемых туристских услуг; формирование современной, конкурентоспособной, прозрачной (легальной) структуры туристского бизнеса; создание системы кадрового обеспечения туристской отрасли; приведение качества обслуживания в соответствие с международными стандартами; продвижение туристского продукта Республики Крым на международном и внутреннем туристских рынках; развитие видов туризма и санаторно-курортного лечения, направленных на круглогодичное функционирование санаторно-курортного и туристского комплекса; формирование узнаваемого туристского бренда Республики Крым и его продвижение. |
1. Характеристика текущего состояния сферы реализации Госпрограммы и прогноз развития на перспективу
Республика Крым - уникальный регион Российской Федерации, в котором соединен мощный природно-климатический и историко-культурный потенциал, являющийся основой для развития курортно-туристской сферы.
Выгодное географическое положение полуострова, разнообразный ландшафт, благоприятный климат, природные богатства (Черное и Азовское моря, водные, лесные ресурсы), богатое историко-культурное наследие (общее количество архитектурно-исторических и культурных памятников в Крыму составляет около 11500 объектов), имеющийся рекреационный потенциал (минеральные воды, лечебные грязи и др. полезные ископаемые, отнесенные к категории лечебных), исторический опыт определяют основные направления развития туризма на Крымском полуострове.
Общая протяженность морской береговой полосы Республики Крым составляет 914 км, при этом длина побережья, пригодного для организации пляжного отдыха, - 452 км. В течение купального сезона 2018 года функционировало 446 пляжей. Их количество увеличилось по сравнению с 2017 годом на 59 пляжей. Однако ряд пользователей пляжей не смогли выполнить требования по открытию пляжей в установленные сроки.
На территории Республики Крым расположено более 40 соляных озер, донные отложения которых сформированы грязевыми залежами. В качестве перспективных месторождений для использования в санаторно-курортном лечении можно рассматривать 5 объектов: озера Сакское, Чокракское, Кояшское, Джарылгачское и Бугланакское сопочное поле. В настоящее время на территории Республики Крым единственным разрабатываемым месторождением лечебных грязей является Сакское лечебное озеро, гидроминеральные ресурсы которого широко используются в санаторно-курортном лечении здравницами городов Саки и Евпатория.
Природные лечебные ресурсы Республики Крым, наряду с благоприятными климатическими условиями и лечебными грязями, включают в себя также минеральные воды. Известно более 100 минеральных источников: хлоридные, кальциево-натриевые, термальные хлоридно-натриевые и другие. В настоящее время на территории Республики Крым эксплуатируется около 20 источников минеральных вод, в том числе в городах Саки, Евпатория, Ялта, Бахчисарайском и Красногвардейском районах.
Имеющиеся месторождения минеральных вод используются недостаточно, в основном для внутреннего и наружного применения в санаторно-курортных учреждениях. В городах Саки, Евпатория и Ялта оборудованы бюветы минеральной воды. Для промышленного розлива в настоящее время используются скважины Сакского и Пятихаткинского месторождений минеральных вод.
Эффективное функционирование санаторно-курортной отрасли остается одним из приоритетных направлений развития Республики Крым. Оно базируется на использовании минеральных вод, лечебных грязей, пляжей, климатических и ландшафтных ресурсов, морского и горного воздуха.
На территории Республики Крым расположено 898 коллективных средств размещения (санаторно-курортных и гостиничных учреждений) общей вместимостью 158,2 тыс. мест, из которых 149 учреждений предоставляют санаторно-курортное лечение, 208 объектов предоставляют услуги оздоровительного характера, 541 учреждение - услуги по временному размещению. Таким образом, количество средств размещения, предоставляющих услуги лечения и оздоровления, составляет 357 объектов.
Для круглогодичного функционирования предназначены 109 санаторно-курортных и 204 гостиничных учреждения.
Указанного количества круглогодичных коллективных средств размещения недостаточно для реализации потенциала курортно-туристской сферы Республики Крым, работы туристско-рекреационных кластеров, постоянной занятости населения.
Отмечается высокий уровень износа основных фондов и медицинского оборудования здравниц. При этом сохранился уникальный опыт и традиции санаторного лечения и оздоровления граждан.
Для реализации стратегической задачи развития курортно-туристской сферы необходима инфраструктурная перестройка, модернизация (реконструкция) объектов санаторно-курортного комплекса, в первую очередь государственной (республиканской) формы собственности.
Традиционно в коллективных средствах размещения за последние несколько лет размещалось в среднем 1,1 млн. человек, или 1434 человека на одно коллективное средство размещения в год (119 человек в месяц), что свидетельствует о недозагруженности имеющихся коллективных средств размещения.
В результате перехода на круглогодичный цикл работы коллективных средств размещения количество организованных туристов может составить дополнительно 2 млн человек ежегодно.
Кроме того, на территории Республики Крым функционирует более 4,5 тыс. домовладений, предоставляющих услуги по временному размещению, и около 14 тыс. квартиросдатчиков.
Также в Республике Крым (по состоянию на 1 сентября 2018 года) насчитывается 660 субъектов туристской деятельности, из которых: 88 туроператоров (внесены в Единый федеральный реестр туроператоров) и 572 турагента (уведомили Роспотребнадзор о начале турагентской деятельности).
С апреля 2015 года по 1 января 2017 года в рамках действующего законодательства Министерство курортов и туризма Республики Крым предоставляло государственную услугу "Аттестация экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников, осуществляющих деятельность на территории Республики Крым". Аттестация осуществлялась бесплатно. По состоянию на 31 декабря 2016 года соответствующую аттестацию прошли 1324 экскурсовода и гида-переводчика, а также 70 инструкторов-проводников.
С 2017 года аттестация была отменена. Вместе с тем в настоящее время Министерством культуры России разработан проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников", который предполагает проведение обязательной аттестации на всей территории Российской Федерации с 1 июля 2019 года.
В 6 регионах Республики Крым функционирует 7 круглогодичных туристско-информационных центров (муниципальные образования Республики Крым: городской округ Евпатория - 1, городской округ Ялта - 1, городской округ Феодосия - 2, городское поселение Старый Крым Кировского района - 1, городской округ Керчь - 1 и г. Симферополь - 1). Кроме того, организована работа 29 круглогодичных туристско-информационных пунктов в 12 регионах Республики Крым.
Республика Крым располагает всеми ресурсами, необходимыми для развития следующих видов туризма:
- медицинский и оздоровительный (на территории Республики Крым 149 учреждений предоставляют туристам специализированное санаторно-курортное лечение);
- культурно-познавательный (в Республике Крым действует 15 государственных музеев и более 300 музеев, действующих на общественных началах. В фондах государственных музеев хранится около 800 тыс. экспонатов);
- событийный (ежегодно проводится более 200 различных фестивалей - музыкальные, винные, военные, хореографические, театральные, кинематографические, спортивные и фольклорные. Многие из них стали уже традиционными для Республики Крым - это фестивали "Война и мир", "Генуэзский шлем", "Театр. Чехов. Ялта", "Великое русское слово", "Боспорские агоны");
- пешеходный (в горно-лесной зоне Республики Крым расположено 86 туристских стоянок, 26 мест массового отдыха населения, 201 туристская трасса);
- велосипедный (разветвленная сеть туристских троп и сельских дорог создает условия для езды на велосипедах. Наиболее разнообразна для горного велотуризма юго-западная часть Республики Крым);
- подводный (локальный дайвинг, дайв-круизы, школы обучения, детские лагеря с обучением подводному плаванию);
- конный (на территории Республики Крым расположено более 20 конных клубов, в которых разработаны одно- и многодневные маршруты конных прогулок для туристов);
- этнографический (в Республике Крым проживают представители 175 национальностей, расположено более 50 этнографических объектов, на основе которых разработаны культурно-этнографические маршруты);
- спортивный (международные соревнования по дельтапланерному спорту, воздухоплаванию на тепловых аэростатах и другие);
- круизный (прием круизных судов в Республике Крым могут осуществлять 3 морских порта, расположенных в муниципальных образованиях Республики Крым городские округа Ялта, Керчь и Евпатория).
Несмотря на наличие множества предпосылок для развития различных видов туризма, в настоящее время существует ряд общих проблем, тормозящих развитие туристской отрасли Республики Крым, а именно:
1. Неудовлетворительное состояние инфраструктуры на территории туристских регионов Республики Крым.
Для обеспечения комплексного развития курортно-туристской сферы Республики Крым разработано 5 туристско-рекреационных кластеров, которые включены в федеральную целевую программу "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 года N 790.
Создание и функционирование туристско-рекреационных кластеров позволит создать необходимые объекты обеспечивающей инфраструктуры, соответствующие настоящим и перспективным требованиям и потребностям регионов как туристских территорий, активизировать инвестиционную и туристическую деятельность в Крыму. Формирование кластеров осуществляется точечно на всей территории Республики Крым.
На создание кластеров в период 2017 - 2022 годов запланировано выделение средств из федерального бюджета в сумме 27,8 млрд. руб. Планируется разработать кластеры по всем курортным регионам с учетом особенностей их развития и выполнения задач круглогодичной работы предприятий, учреждений (организаций) курортно-туристской сферы.
2. Неравномерность развития туристского потенциала Республики Крым.
На сегодняшний день туристско-рекреационный комплекс Республики
Крым характеризуется неравномерностью развития, что проявляется в повышенной загрузке объектов размещения и инфраструктуры Южного и Западного берегов Республики Крым и, соответственно, недостаточной загрузкой в других регионах полуострова (больше всего туристов с начала 2018 года года отдохнуло на Южном берегу Крыма - 43% от общего количества туристов, отдохнувших с начала года в Крыму в целом, на Западном побережье - 27%, на Восточном побережье - 19%, в других регионах (муниципальные образования Республики Крым городской округ Симферополь, Симферопольский район и Бахчисарайский район) - 11%.).
3. Сезонность работы туристской отрасли.
Сезонные колебания турпотока в Республику Крым отражаются на изменении тенденций генерации рабочих мест в сфере обслуживания, интенсивности загрузки транспортных средств, объектов размещения, ресторанов и аттракций. В высокий сезон возникает перегрузка туристских центров, цены повышаются, отсутствуют свободные места в средствах размещения. В низкий сезон - наоборот.
С целью преодоления фактора сезонности необходимо разрабатывать и продвигать новые виды турпродуктов, не подверженных сезонным колебаниям. Это, прежде всего, развитие лечебно-оздоровительного, культурно-познавательного, событийного, активного, делового и социального видов туризма.
Также необходима постепенная модернизация средств размещения.
4. Высокий уровень износа основных фондов и медицинской базы коллективных средств размещения.
В первую очередь это касается объектов санаторно-курортного комплекса, находящихся в государственной собственности Республики Крым, основные фонды и медицинские базы которых изношены на 70 - 90%, но при этом сохранен уникальный опыт и традиции санаторного лечения и оздоровления.
Из 184 коллективных средств размещения, находящихся в федеральной собственности Российской Федерации и государственной собственности Республики Крым, нуждаются в модернизации и реконструкции не менее 95 здравниц. Сумма вложений в реконструкцию или модернизацию одного объекта колеблется от 85 до 200 млн. руб. Ориентировочная общая стоимость работ по реконструкции и модернизации номерного фонда и медицинской базы указанных объектов составляет от 15,9 млрд. руб.
Реконструкция (модернизация) объектов санаторно-курортного комплекса Республики Крым на основе государственно-частного партнерства как наиболее перспективного способа объединения усилий органов власти и частного бизнеса позволит обеспечить основной переход на круглогодичный цикл работы предприятий отрасли, что в дальнейшем при стратегически выстроенной политике развития повлечет за собой увеличение количества внутренних и иностранных туристов, количества рабочих мест, объема реализации услуг как туристскими предприятиями, так и предприятиями, осуществляющими деятельность в сопутствующих отраслях (транспорт, сельское хозяйство, торговля, сфера обслуживания и т.д.).
5. Кадровый дефицит.
Туристическая сфера Республики Крым испытывает острую нехватку квалифицированных кадров, которая связана с сезонным характером деятельности отраслевых предприятий. Основная кадровая проблема отрасли заключается в отсутствии качественного профильного образования, а также в нежелании тех, кто уже работает, учиться чему-то новому. Работа в санаторно-курортной и туристской сферах многими воспринимается как сезонная подработка, а не как полноценная профессия, что негативно сказывается на качестве персонала.
В таких условиях создание системы кадрового обеспечения является необходимым шагом для обеспечения устойчивого развития курортно-туристской сферы и повышения качества предоставляемых туристских услуг.
6. Высокий уровень "тенизации" рынка предоставления услуг размещения туристам.
На территории Республики Крым функционирует более 4,5 тыс. домовладений, предоставляющих услуги по временному размещению, и около 14 тыс. квартиросдатчиков (частный сектор в последние годы принимал свыше 80 процентов всего туристского потока - около 4 млн туристов в год), при этом ключевой проблемой данного сектора является высокий уровень "тенизации" - частные домовладения не подлежат налогообложению, к ним не применяется государственная статистическая отчетность, они тарифицируются как частные домовладения во всех муниципальных службах.
Для решения указанной проблемы необходима разработка системы выявления "теневых" субъектов туриндустрии, системы контроля за деятельностью выявленных "теневых" субъектов туриндустрии. Одним из инструментов в этой работе является проведение классификации средств размещения.
Формирование современной, конкурентоспособной, прозрачной (легальной) структуры туристского бизнеса позволит увеличить налоговые поступления в бюджеты всех уровней, создать комфортные и понятные условия работы для всех участников рынка предоставления туристских услуг.
Реализация туристского потенциала Республики Крым, обеспечение развития туризма на основе государственно-частного партнерства позволит привлекать больше финансовых потоков не только в сферу туризма, но и в другие отрасли экономики Республики Крым, что отразится на увеличении прямого эффекта развития туризма в виде налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Согласно данным Всемирной организации туризма при ООН в настоящее время объем реализации туристских услуг равен или даже превосходит экспорт нефти, продуктов питания или автомобилей. Туризм стал одним из основных игроков в международной торговле и представляет один из основных источников дохода для многих развивающихся стран.
Таким образом, развитие туризма с учетом синергетического эффекта будет являться стимулом для развития экономики Республики Крым в целом и позволит вывести Республику Крым из дотационной территории в категорию территории-донора.
2. Приоритеты, цели, задачи и показатели (целевые индикаторы), результаты, этапы и сроки реализации Госпрограммы
В Республике Крым развитие санаторно-курортного и туристского комплексов является приоритетным направлением развития экономики Республики Крым.
Туризм рассматривается как источник финансовых доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средство повышения занятости и качества жизни населения, способ поддержания здоровья граждан, основа для развития социокультурной среды и воспитания патриотизма.
Традиционно популярные места отдыха в Республике Крым увеличивают привлекательность внутреннего туризма, что накладывает дополнительную ответственность на Министерство курортов и туризма Республики Крым за качество услуг и объектов туристской инфраструктуры, безопасность туристов, обеспечение сохранения существующих и создания новых рабочих мест.
Общегосударственные приоритеты в сфере туризма, которыми должны руководствоваться субъекты Российской Федерации, в настоящее время установлены следующими нормативными правовыми актами:
Федеральным законом от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации";
Стратегией развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2014 года N 941-р;
федеральной целевой программой "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 года N 644;
Концепцией федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019 - 2025 года)", утвержденной распоряжением Правительством Российской Федерации от 05 мая 2018 года N 872-р;
государственной программой Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 317;
федеральной целевой программой "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 года N 790;
Планом мероприятий по реализации Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2014 года N 2246-р;
Законом Республики Крым от 14 августа 2014 года N 51-ЗРК "О туристской деятельности в Республике Крым";
Законом Республики Крым от 28 января 2015 года N 76-ЗРК/2015 "О курортах, природных лечебных ресурсах и лечебно-оздоровительных местностях Республики Крым".
Основной целью Госпрограммы является формирование современного туристско-рекреационного комплекса, характеризующегося конкурентоспособностью, востребованностью, разнообразием предлагаемых туристских и лечебно-оздоровительных услуг и высоким качеством обслуживания.
Для достижения цели Госпрограммы предусмотрено решение следующих задач:
обеспечение комплексного развития туристских территорий Республики Крым;
диверсификация туристского продукта Республики Крым, ориентированного на различные сегменты туристского рынка;
повышение качества туристских услуг, повышение квалификации работников курортно-туристской сферы, приведение качества обслуживания туристов в соответствие с международными стандартами;
развитие информационного поля для популяризации туристических продуктов Республики Крым;
внедрение комплексной системы мониторинга удовлетворенности гостей Крыма качеством предоставленных туристских услуг;
продвижение туристского продукта Республики Крым на международном и внутреннем туристских рынках, развитие различных видов туризма и санаторно-курортного лечения, направленных на круглогодичное функционирование санаторно-курортного и туристского комплексов;
выполнение функций по нормативно-правовому регулированию и контролю в санаторно-курортной и туристской отраслях.
Успешное решение поставленных задач по итогам реализации Госпрограммы позволит получить следующие результаты:
обеспечение комплексного развития туристских территорий Республики Крым, в том числе за счет создания кластеров;
обеспечение развития курортов и лечебно-оздоровительных местностей с осуществлением охраны и рационального использования имеющихся природных лечебных ресурсов, обустройства мест массового отдыха населения;
обеспечение инновационного развития курортно-туристской сферы Республики Крым на основе государственно-частного партнерству
разработка инвестиционного портфеля развития туристских территорий Республики Крым;
диверсификация туристского продукта Республики Крым, ориентированного на различные сегменты туристского рынка;
увеличение количества предприятий санаторно-курортного и туристского комплексов, работающих круглогодично, увеличение объемов реализации крымского туристского продукта;
создание единой туристско-информационной сети Республики Крым; повышение качества предоставляемых туристских услуг; формирование современной, конкурентоспособной, прозрачной
(легальной) структуры туристского бизнеса;
создание системы кадрового обеспечения туристской отрасли; приведение качества обслуживания в соответствие с международными стандартами;
продвижение туристского продукта Республики Крым на международном и внутреннем туристских рынках;
развитие видов туризма и санаторно-курортного лечения, направленных на круглогодичное функционирование санаторно-курортного и туристского комплексов;
формирование узнаваемого туристского бренда Республики Крым и его продвижение.
Сведения о показателях (индикаторах) Госпрограммы и их значениях приведены в приложении 1 к Госпрограмме.
Раздел 3 изменен с 1 августа 2019 г. - Постановление Совета министров Республики Крым от 1 августа 2019 г. N 416
3. Характеристика основных мероприятий Госпрограммы
Госпрограмма предусматривает реализацию 7 основных мероприятий, сведения о которых приведены в приложении 2 к Госпрограмме.
Основное мероприятие 1. Комплексное развитие туристских территорий Республики Крым
В ходе выполнения основного мероприятия будут реализованы следующие ключевые мероприятия:
подготовка документации по вопросу признания территорий Республики Крым лечебно-оздоровительными местностями и курортами федерального, государственного и местного значения;
разработка концепций развития курортов и туризма в Республике Крым; обеспечение привлечения инвестиций в санаторно-курортную и туристскую сферы экономики Республики Крым, в том числе в рамках создаваемых туристско-рекреационных кластеров (формирование перечня инвестиционных площадок, паспортизация инвестиционных площадок, поиск и отбор инвестиционных проектов и др.);
внедрение и развитие системы туристской навигации к объектам туристской инфраструктуры Республики Крым;
мероприятия по обустройству и содержанию пляжных. территорий Республики Крым;
создание и развитие крымской сети туристских информационных центров; объекты обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационного кластера "Детский отдых и оздоровление", г. Евпатория, Республика Крым;
объекты обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационного кластера "Лечебно-оздоровительный отдых", г. Саки, Республика Крым;
объекты обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационного кластера в районе озера Чокракское, Республика Крым;
объекты обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационного кластера "Черноморский", Республика Крым;
объекты обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационного кластера "Коктебель", Республика Крым;
объекты обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационного кластера "Гурзуф", Республика Крым;
мероприятия по обследованию технического состояния, проведению изыскательских работ и оценке предполагаемой (предельной) стоимости объектов;
мероприятия по технологическому присоединению, а также проектно-изыскательские работы по объектам, реализуемым в рамках федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года";
мероприятия на 2019 - 2021 годы в части восстановления средств, не освоенных в 2017 - 2018 годах, для реализации объектов федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года", в том числе строительно-монтажных, проектно-изыскательских работ и технико-экономического обоснования;
мероприятия на 2019 год в части остатка не использованных ассигнований 2018 года на оплату государственных (муниципальных) контрактов, заключенных от имени Республики Крым (муниципального образования) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежавших в соответствии с условиями этих государственных (муниципальных) контрактов оплате в 2018 году;
мероприятия в части объектов федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года", по которым необходима корректировка проектно-сметной документации;
субсидия бюджетам муниципальных образований Республики Крым на мероприятия по развитию курортной инфраструктуры.
Основное мероприятие 2. Развитие различных видов туризма В ходе выполнения основного мероприятия будут реализованы следующие ключевые мероприятия:
систематизация туристских маршрутов, расположенных в Республике Крым, создание единой информационной базы туристской маршрутной сети Крыма;
разработка и обустройство туристских маршрутов;
предоставление субсидий из бюджета Республики Крым на возмещение части затрат субъектов туристической индустрии Республики Крым, связанных с осуществлением деятельности по организации внутреннего и въездного туризма на территории Республики Крым.
Основное мероприятие 3. Повышение качества предоставляемых услуг, кадровое обеспечение санаторно-курортного и туристского комплексов
В ходе выполнения основного мероприятия будут реализованы следующие ключевые мероприятия:
создание условий для проведения классификации средств размещения Республики Крым;
обеспечение формирования и ведения реестра субъектов и объектов туристской индустрии Республики Крым и реестра туристских ресурсов Республики Крым;
разработка и реализация программ обучения и повышения квалификации для работников курортно-туристской сферы;
подготовка методических рекомендаций по вопросам деятельности субъектов хозяйствования в сфере курортов и туризма;
изготовление пластиковых бейджей для экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников, осуществляющих деятельность на территории Республики Крым и прошедших аттестацию.
Основное мероприятие 4. Создание информационного поля для популяризации туристских продуктов Республики Крым
В ходе выполнения основного мероприятия будут реализованы следующие ключевые мероприятия:
проведение вебинаров для сотрудников туристических компаний из Российской Федерации и стран СНГ по продвижению туристских продуктов Республики Крым;
создание и поддержка единого туристического информационного ресурса Республики Крым;
изготовление и приобретение рекламно-сувенирной представительской продукции, социально-информационной полиграфической и мультимедийной продукции о возможностях отдыха, оздоровления и лечения в Республике Крым, размещение наружной социальной рекламы в Республике Крым и регионах Российской Федерации.
Основное мероприятие 5. Создание системы обратной связи с гостями Республики Крым
В ходе выполнения основного мероприятия будут реализованы следующие ключевые мероприятия:
создание и поддержка телефонной "горячей" линии; проведение социологических опросов в туристской сфере;
внедрение системы мониторинга социальных сетей.
Основное мероприятие 6. Проведение имиджевых, маркетинговых мероприятий и развитие межрегионального сотрудничества
В ходе выполнения основного мероприятия будут реализованы следующие ключевые мероприятия:
организация и проведение конгрессно-выставочных, событийных, презентационных и маркетинговых мероприятий туристической направленности.
Основное мероприятие 7. Руководство и управление в сфере курортов и туризма Республики Крым
Указанное основное мероприятие предусматривает реализацию функций по нормативно-правовому регулированию, контролю в санаторно-курортной и туристской сферах, отраслевому управлению в данных сферах.
4. Характеристика мер государственного и правового регулирования
С целью урегулирования вопросов предоставления в рамках реализации Госпрограммы из бюджета Республики Крым субсидий юридическим лицам на возмещение части затрат субъектов туристической индустрии Республики Крым, связанных с осуществлением деятельности по организации внутреннего и въездного туризма на территории Республики Крым и на возмещение части затрат субъектам хозяйственной деятельности, предоставляющим гостиничные услуги на территории Республики Крым, связанных с необходимостью проведения обязательной классификации, планируется разработка проектов постановлений Совета министров Республики Крым в соответствии с приложением 3 к Госпрограмме.
5. Прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам реализации Госпрограммы
Реализация мероприятий Госпрограммы не предполагает выделения средств государственным учреждениям Республики Крым на оказание государственных услуг (работ).
6. Участие общественных, научных и иных организаций в реализации Госпрограммы
Участие общественных, научных и иных организаций в реализации Госпрограммы не предусмотрено.
Раздел 7 изменен с 1 августа 2019 г. - Постановление Совета министров Республики Крым от 1 августа 2019 г. N 416
7. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации Госпрограммы
Реализация Госпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджета Республики Крым. Объемы финансирования из бюджета Республики Крым подлежат ежегодному уточнению в соответствии с законом Республики Крым о бюджете Республики Крым на соответствующий финансовый год и плановый период.
Общий объем финансирования Госпрограммы в 2017 - 2022 годах составляет 35 264 742,53 тыс. руб., в том числе 32 221 561,63 тыс. руб. - из федерального бюджета, 3 042 743,63 тыс. руб. - из бюджета Республики Крым, 437,26 тыс. руб. - из местных бюджетов (приложение 4).
Объем финансирования по годам реализации Госпрограммы распределяется следующим образом:
в 2017 году - 1 568 206,05 тыс. руб., в том числе 149 751,92 тыс. руб. - из бюджета Республики Крым;
в 2018 году - 3 494 851,27 тыс. руб., в том числе 291 537,74 тыс. руб. - из бюджета Республики Крым;
в 2019 году - 3 773 216,19 тыс. руб., в том числе 346 644,95 тыс. руб. - из бюджета Республики Крым;
в 2020 году - 6 305 685,95 тыс. руб., в том числе 1 026 385,95 тыс. руб. - из бюджета Республики Крым;
в 2021 году - 9 565 194,76 тыс. руб., в том числе 572 474,76 тыс. руб. - из бюджета Республики Крым;
в 2022 году - 10 557 588,30 тыс. руб., в том числе 655 948,30 тыс. руб. - из бюджета Республики Крым.
В рамках реализации Госпрограммы предусматривается закупка товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд за счет средств бюджета Республики Крым в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Госпрограммой предусмотрено предоставление субсидий из бюджета Республики Крым на возмещение части затрат субъектов туристической индустрии Республики Крым, связанных с осуществлением деятельности по организации внутреннего и въездного туризма на территории Республики Крым, на возмещение части затрат субъектам хозяйственной деятельности, предоставляющим гостиничные услуги на территории Республики Крым, связанных с необходимостью проведения обязательной классификации, а также субсидий юридическим лицам, за исключением государственных учреждений, в связи с выполнением работ, связанных с деятельностью республиканского туристско-информационного центра, Call-центра ("горячая" телефонная линия) и обеспечением работы единого туристического информационного ресурса Республики Крым. Порядки и условия предоставления указанных субсидий определяются постановлениями Совета министров Республики Крым.
Бюджетам муниципальных образований Республики Крым в рамках Госпрограммы предусмотрено предоставление субсидий из бюджета Республики Крым на реализацию мероприятий федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года", на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, приобретение объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность, а также на развитие курортной инфраструктуры. Порядки предоставления и расходования указанных субсидий представлены в приложениях 5, 6 и 7 к настоящей Госпрограмме соответственно.
8. Риски реализации Госпрограммы и меры по управлению этими рисками
Реализация Госпрограммы сопряжена с возникновением и преодолением различных рисков, которые могут существенным образом повлиять на достижение запланированных результатов. Управление рисками реализации Госпрограммы включает в себя:
предварительную идентификацию рисков, оценку вероятности возникновения и степени их влияния на достижение запланированных результатов Госпрограммы;
текущий мониторинг наступления рисков;
планирование и осуществление мер по снижению вероятности и уменьшению негативных последствий возникновения рисков.
На ход реализации Госпрограммы существенное влияние оказывают следующие группы рисков: финансовые, правовые и организационные.
1. Наиболее значимым финансовым риском является недостаток финансирования Госпрограммы, причины возникновения которого в большей степени определяются внешними факторами: недополучение (выпадение) доходов бюджета Республики Крым, незапланированное увеличение расходов, и, как следствие, увеличение дефицита бюджета Республики Крым, которое приводит к пересмотру финансирования ранее принятых расходных обязательств.
Наступление данного риска может повлечь за собой полное или частичное невыполнение мероприятий и, как следствие, недостижение целевых значений индикаторов (показателей) Госпрограммы.
Снижение вероятности и минимизация последствий наступления рисков, связанных с недостатком финансирования Госпрограммы, осуществляется при помощи следующих мер:
рациональное использование имеющихся средств (получение экономии при осуществлении закупок для государственных нужд);
составление и исполнение ежемесячного графика финансирования и своевременное использование средств при реализации мероприятий Госпрограммы;
привлечение дополнительных средств на покрытие возникшего дефицита, кассового разрыва и пр., в том числе из внебюджетных источников;
корректировка Госпрограммы в соответствии с фактическим уровнем финансирования и перераспределение средств между приоритетными направлениями Госпрограммы.
2. Правовые риски реализации Госпрограммы связаны с возможными изменениями бюджетного законодательства.
В первую очередь данный риск может оказать влияние на увеличение планируемых сроков и/или изменение условий реализации мероприятий Госпрограммы.
Снижение вероятности и минимизация последствий наступления рисков, связанных с изменением бюджетного законодательства, осуществляется при помощи следующих мер:
регулярный мониторинг изменений бюджетного законодательства; реализация мероприятий с учетом результатов проводимого мониторинга, при необходимости - проведение корректировки Госпрограммы.
3. К организационным рискам реализации Госпрограммы можно отнести следующие:
3.1. Несогласованность и отсутствие должной координации действий ответственного исполнителя и участников реализации Госпрограммы. Данный риск может оказать влияние на эффективность взаимодействия участников реализации Госпрограммы, что может повлечь за собой невыполнение цели и задач, снижение эффективности использования ресурсов и качества выполнения мероприятий Госпрограммы.
Снижение вероятности и минимизация последствий наступления риска осуществляется при помощи следующих мер:
выделение промежуточных этапов и составление детальных оперативных планов реализации мероприятий Госпрограммы, осуществление последующего мониторинга их выполнения, в том числе с применением программно-технических комплексов;
обеспечение должного уровня координации действий участников Госпрограммы с помощью существующих (формирования новых) координационных и совещательных органов при Министерстве курортов и туризма Республики Крым;
заблаговременное составление плана государственных закупок, отбор и привлечение к выполнению работ (оказанию услуг) квалифицированных исполнителей, формирование четких и исчерпывающих требований к результатам работ (услуг), ужесточение условий исполнения контрактных обязательств и применение штрафных санкций, при необходимости - замена исполнителей работ (услуг).
3.2. Ограниченность кадровых ресурсов, недостаточная квалификация финансовых работников ответственного исполнителя и участников реализации Госпрограммы.
Риск оказывает значительное влияние на реализацию практически всех мероприятий Госпрограммы.
Снижение вероятности и минимизация последствий наступления риска осуществляется при помощи следующих мер:
назначение постоянных ответственных исполнителей с обеспечением возможности их полноценного участия в реализации мероприятий Госпрограммы;
повышение квалификации непосредственных исполнителей мероприятий Госпрограммы (проведение обучения, семинаров, обеспечение им открытого доступа к методическим и информационным материалам);
привлечение к реализации мероприятий представителей общественных, научных и профессиональных сообществ;
при необходимости - ротация непосредственных исполнителей мероприятий Госпрограммы.
9. Оценка эффективности реализации Госпрограммы
Для выявления степени достижения запланированных результатов Госпрограммы в отчетном году ответственный исполнитель осуществляет ежегодную оценку эффективности Госпрограммы, в т.ч.:
I. Степень реализации мероприятий оценивается как доля мероприятий Госпрограммы, выполненных в полном объеме, по следующей форме:
СРм = Мв / М,
где:
СРм - степень реализации мероприятий Госпрограммы;
Мв - количество мероприятий Госпрограммы, выполненных в полном объеме, из числа мероприятий, запланированных к реализации в отчетном году;
М - общее количество мероприятий Госпрограммы, запланированных к реализации в отчетном году.
II. Степень соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств бюджетных и иных источников ресурсного обеспечения Госпрограммы путем сопоставления плановых и фактических объемов финансирования основных мероприятий Госпрограммы, по каждому источнику ресурсного обеспечения, рассчитывается по формуле:
,
где:
- общая степень соответствия запланированному уровню расходов;
- сумма фактических расходов по всем источникам ресурсного обеспечения;
- сумма плановых расходов по всем источникам ресурсного обеспечения.
III. Оценка эффективности использования средств бюджета рассчитывается для Госпрограммы как отношение степени реализации мероприятий к степени соответствия запланированному уровню расходов из средств бюджета по следующей формуле:
,
где:
Эйс - эффективность использования средств бюджета;
СРм - степень реализации мероприятий по Госпрограмме;
ССуз - степень соответствия запланированному уровню расходов из средств бюджета.
IV. Для оценки степени достижения целей и решения задач Госпрограммы определяется степень достижения плановых значений каждого показателя (индикатора), характеризующего цели (задачи) Госпрограммы.
1. Степень достижения планового значения показателя (индикатора) рассчитывается по следующим формулам: '
,
где:
- степень достижения планового значения показателя, характеризующего цели и задачи Госпрограммы;
- значение показателя, характеризующего цели и задачи Госпрограммы, фактически достигнутое на конец отчетного периода;
- плановое значение показателя, характеризующего цели и задачи Госпрограммы.
2. Степень реализации программы рассчитывается по формуле:
,
где:
- степень реализации Госпрограммы;
- степень достижения планового значения показателя, характеризующего цели и задачи Госпрограммы;
N - число показателей, характеризующих цели и задачи Госпрограммы.
V. Оценка эффективности реализации Госпрограммы рассчитывается в зависимости от значений оценки степени реализации мероприятий и оценки эффективности использования средств бюджета по следующей формуле:
,
где:
- эффективность реализации Госпрограммы;
- степень реализации Госпрограммы;
- эффективность использования средств бюджета.
Эффективность реализации Госпрограммы признается:
высокой, в случае если значение составляет не менее 0,90;
средней, в случае если значение составляет не менее 0,75;
удовлетворительной, в случае если значение составляет не менее 0,60;
в остальных случаях эффективность реализации Госпрограммы признается неудовлетворительной.
Специфика цели, задач, мероприятий и результатов Госпрограммы такова, что некоторые из эффектов от ее реализации являются косвенными, опосредованными и относятся не только к развитию сферы туризма и курортов, но и к уровню, качеству жизни населения, развитию социальной сферы и экономики.
Заместитель Председателя Совет |
Л. Опанасюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.