Распоряжение главы администрации Краснодарского края
от 11 июня 1992 г. N 549-р
"Об усилении санитарного режима и улучшении эксплуатации
объектов внешнего благоустройства в крае"
Постановлением главы администрации края от 28 мая 1997 г. N 204 настоящее распоряжение снято с контроля как выполненное
В последнее время, в связи с проведенными реорганизациями предприятий, организаций, ассоциаций жилищно-коммунального комплекса (в т.ч. с изменением форм собственности), недостатком средств на внешнее благоустройство, ухудшилось санитарное состояние городов, райсельцентров и населенных пунктов Краснодарского края.
В городах и районах не в полной мере обеспечивается система санитарной очистки и контроля санитарного режима, не приведены в соответствии с нормативными документами правила санитарного содержания, территории населенных пунктов не закрепляются для очистки и содержания за предприятиями, учреждениями, не определены экономические санкции за нарушение санитарного режима, не везде проводятся "санитарные пятницы" и субботники по наведению порядка.
В ряде мест администрациями не определены правопреемники ЖКО и других подразделений, эксплуатирующих жилье и коммунальную сферу ликвидированных объединений, колхозов, совхозов и др.
Недостаточно эффективно работают предприятия жилищно-коммунального хозяйства края. Участились перебои в вывозе бытовых отходов. С нарушениями санитарных норм эксплуатируются свалки бытовых отходов, особенно в сельской местности. Приходят в упадок зеленые насаждения городов, поселков, сел, мест общего пользования.
Вследствие резкого удорожания работ по ремонту и содержанию объектов внешнего благоустройства происходит ухудшение их технического и санитарного состояния, особенно дорожно-мостового хозяйства городов, рабочих и курортных поселков, райсельцентров, что в ряде случаев угрожает безопасности и жизни людей.
В целях наведения порядка в эксплуатации объектов внешнего благоустройства и обеспечения должного санитарного содержания территории населенных мест Краснодарского края:
1. Поручить администрации городов и районов, предприятиям, организациям, учреждениям независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, предприятиям жилищно-коммунального хозяйства края принять необходимые меры к наведению санитарного порядка в городах и районах края.
2. Утвердить "Типовые правила санитарного содержания территорий населенных пунктов Краснодарского края" согласно приложению.
3. Считать данные правила обязательными для исполнения предприятиями, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, а также всеми гражданами на территории края.
4. Администрациям городов и районов края при необходимости дополнить правила с учетом местной специфики, согласовать их с территориальными центрами Госсанэпиднадзора и межрайонными комитетами по охране природы и утвердить своими распоряжениями "Правила санитарного содержания города (района)".
5. Краевому центру Государственного санитарно-эпидемиологического надзора (Калашников), краевому комитету по охране природы (Половинко) обеспечить в соответствии с законодательством действенный контроль за соблюдением санитарного режима на территории края.
6. Территориальному производственному объединению жилищно-коммунального хозяйства края (Завгородний) обеспечить координацию работ по санитарной очистке и содержанию объектов внешнего благоустройства, действенный контроль в соответствии с функциями, делегированными администрацией края ТПО ЖКХ постановлением правительства края от 28.12.91 г. N 170, оказание методической помощи предприятиям и организациям, осуществляющим эти работы независимо от подчиненности и форм собственности.
7. Департаменту экономики и прогнозирования (Власюк), департаменту строительства и архитектуры администрации края (Золотарев) совместно с ТПО ЖКХ края и управлением "Краснодаравтодор" внести предложения малому Совету краевого Совета народных депутатов по классификации автомобильных дорог на территории края в соответствии с постановлением Правительства РСФСР от 24.12.91 г. N 61 и в соответствии с этой классификацией предложения по использованию дорожного фонда края.
8. Департаменту строительства и архитектуры (Золотарев), департаменту по финансам, бюджету и контролю (Деменко), территориальному производственному объединению жилищно-коммунального хозяйства края совместно с органами исполнительной власти городов и районов внести предложения администрации края по дополнительному целевому выделению средств на ремонт и содержание объектов внешнего благоустройства (в т.ч. дорожно-мостового хозяйства) населенных мест края.
9. Обязать администрации городов и районов края:
9.1. Обеспечить требуемое санитарное состояние территорий городов и районов в соответствии с "Типовыми правилами санитарного содержания территорий населенных пунктов Краснодарского края".
9.2. Обеспечить закрепление территории каждого населенного пункта за предприятиями, организациями, домовладельцами и определить их долевое участие в обеспечении санитарного режима. Определить сроки и периодичность уборки, проведения "санитарных пятниц", субботников по наведению санитарного порядка на закрепленных территориях.
9.3. Обеспечить на своих территориях требуемую эксплуатацию и содержание объектов внешнего благоустройства.
9.4. Привлекать для выполнения этих работ материальные и финансовые ресурсы городов, районов, в т.ч. долевое участие предприятий, организаций, учреждений, находящихся на их территории.
9.5. Временно запретить начало строительства новых объектов внешнего благоустройства (за исключением объектов, возводимых по требованию краевого центра по Госсанэпиднадзору и краевого комитета по охране природы).
10. За невыполнение настоящих правил и совершение санитарного или экологического правонарушения должностные лица и граждане могут быть привлечены к дисциплинарной (по месту деятельности), административной и уголовной ответственности.
В соответствии с Законом Российской Федерации "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 19 апреля 1991 г., за совершение санитарного правонарушения органами Госсанэпиднадзора налагается штраф:
на должностных лиц - до суммы трехмесячного дохода;
на работающих граждан - до одного месячного дохода;
на неработающих граждан - до 50 рублей.
См. статьи 6.3 - 6.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, главу 3 Закона Краснодарского края от 23 июля 2003 г. N 608-КЗ "Об административных правонарушениях"
В соответствии с Законом Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" от 19 декабря 1991 года, за совершение экологических правонарушений органами комитета по охране природы, Госсанэпиднадзора, а также технической инспекции труда профессиональных союзов налагается штраф:
на граждан - от однократного до десятикратного размера минимальной месячной оплаты труда;
на должностных лиц - от трехкратного до двадцатикратного размера минимальной месячной оплаты труда;
на предприятия, учреждения, организации - от 50 тыс. рублей до 500 тыс. рублей.
За совершение санитарного или экологического правонарушений, повлекших или могущих повлечь за собой возникновение массовых заболеваний, отравлений, нарушение экологической безопасности, причиняющих вред природной среде и здоровью человека, а также приведших к смерти людей, должностные лица и граждане подлежат уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Предприятия, учреждения, организации и граждане, совершившие санитарные и экологические правонарушения, несут материальную ответственность и обязаны возместить причиненный ущерб в полном объеме в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
11. Контроль за выполнением распоряжения возложить на краевой комитет по охране природы (Половинко), краевой центр Госсанэпиднадзора (Калашников), департамент строительства и архитектуры администрации края (Золотарев) и ТПО ЖКХ края (Завгородний).
Глава администрации
Краснодарского края |
В.Н. Дьяконов |
Приложение
к распоряжению главы
администрации Краснодарского края
от 11 июня 1992 года N 549-р
Типовые санитарные правила
содержания территорий населенных мест Краснодарского края
I. Общие положения
1.1. Настоящие правила распространяются на всю территорию и населенные пункты Краснодарского края. Основные их положения обязательны для исполнения администрациями всех городов и районов, предприятиями, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, а также всеми гражданами на территории края. На основе этих правил рекомендуется разрабатывать аналогичные правила для административных территорий края с учетом местных условий.
1.2. Настоящие правила содержат основные положения, необходимые для обеспечения должного санитарного состояния на территории края.
См. также Санитарные правила и нормы СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденные Минздравом СССР 5 августа 1988 г. N 4690-88
1.3. Организация рациональной системы санитарной очистки и содержания населенных мест, сбора, временного хранения, регулярного вывоза токсичных промышленных отходов, твердых и жидких бытовых отходов, отлова, подбора трупов и утилизации бродячих животных (собак и кошек) и уборки территорий должна соответствовать требованиям настоящих правил.
1.4. Система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экологически целесообразную утилизацию бытовых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких отходов из неканализованных зданий, уличного мусора, смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенных мест, а также токсичных промышленных отходов, образующихся на промпредприятиях и других организациях края.
1.5. Для обеспечения должного санитарного уровня населенных мест и более эффективного использования парка специальных машин, бытовые отходы в городах целесообразно удалять по единой централизованной системе специализированными транспортными жилищно-коммунальными предприятиями соответствующих городов и районов.
В целях более полного охвата населения планово-регулярной очисткой, целесообразно введение в населенных пунктах постановлением администрации единого платежного документа за коммунальные услуги, включающего плату за вывоз бытовых отходов.
Отходы, образующиеся при строительстве, ремонте, реконструкции жилых и общественных зданий, а также объектов культурно-бытового назначения, должны вывозиться транспортом строительных организаций на специально выделенные участки. При отсутствии предприятия по переработке, обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов, такие отходы хранить на территории предприятий, где образуются данные отходы, на специально обустроенных площадках или хранилищах, исключающих загрязнение окружающей среды и согласованных с комитетом по охране природы.
1.6. Организация планово-регулярной системы очистки и режим удаления бытовых отходов определяются на основании распоряжений соответствующих глав администраций городов и районов по представлению органов жилищно-коммунального хозяйства и центров санэпиднадзора.
1.7. Планово-регулярная или заявочная система очистки должна осуществляться транспортными предприятиями жилищно-коммунального хозяйства или ведомственного специального автотранспорта аналогичного предназначения.
1.8. В районах существующей застройки очередность уборки территорий устанавливается по согласованию с местными центрами госсанэпиднадзора. Во вновь застраиваемых жилых микрорайонах централизованная планово-регулярная очистка должна быть организована к моменту ввода зданий в эксплуатацию.
1.9. Мощность автотранспортных предприятий определяется органами жилищно-коммунального хозяйства с учетом фактического развития жилого фонда, исправности автотранспорта и других местных условий конкретного населенного пункта.
1.10. Планово-регулярную очистку следует проводить по договорам-графикам, составленным между организацией, производящей удаление отходов и жилищным органом или другим заказчиком по согласованию с учреждениями санэпиднадзора.
1.11. Санитарную очистку отдельных объектов, а также жилой территории различных ведомств необходимо проводить при наличии в них специального автотранспорта под контролем и методическим руководством организаций по удалению отходов системы жилищно-коммунального хозяйства по графикам, принятым для данного населенного пункта.
1.12. При осуществлении удаления отходов методом "самовывоза" должна применяться талонная система, определенная владельцем полигона (свалки).
1.13. Ответственность за содержание вывозимых промышленных, токсичных, радиоактивных, взрывоопасных отходов несут предприятия, осуществляющие "самовывоз", и те, где эти отходы образуются.
1.14. Для обеспечения шумового комфорта жителей бытовые и пищевые отходы необходимо удалять из домовладений не ранее 7 часов и не позднее 23 часов.
1.15. Вывоз твердых и жидких бытовых отходов непосредственно на поля и огороды, в лесополосы и пригородные рекреационные леса запрещается.
1.16. Площадки для строительства мусороперегрузочных станций должны отводиться на промышленно-складских территориях или окраинах городов с санитарно-защитными зонами от жилых и общественных зданий не менее 100 метров.
II. Сбор твердых, жидких бытовых и пищевых отходов
Общие требования
2.1. Объектами очистки являются: территории домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха и др.
2.2. Ввиду повышения эпидемического риска и опасности для здоровья населения специфическими объектами очистки следует считать: медицинские учреждения, особенно инфекционные и кожно-венерологические, туберкулезные больницы и отделения, ветеринарные объекты, пляжи.
2.3. На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров для сбора отходов удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и огражденной (желательно) зелеными насаждениями.
2.4. Для определения числа устанавливаемых мусоросборников (контейнеров) следует исходить из численности населения, пользующегося мусоросборниками, норм накопления отходов, сроков хранения отходов. Расчетный объем мусоросборников должен соответствовать фактическому накоплению отходов в периоды наибольшего их образования.
2.5. Твердые бытовые отходы вывозятся мусоровозным транспортом, а жидкие отходы из неканализованных домовладений - ассенизационным вакуумным транспортом.
Сбор твердых бытовых отходов
2.6. При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5° и ниже) должен быть не более 3 суток, а в теплое время (при температуре +5° и выше) - не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом конкретном населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санэпиднадзора.
2.7. Для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники.
2.8. Площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 метров, но не более 100 метров от собственного жилого дома. Сокращение разрыва до соседних домовладений допускается только по согласованию с соседями. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5 (см. Альбом площадок под контейнеры для сбора бытовых отходов, Свердловск, УНИИ, АКХ, 1977 г.).
Ответственность за размещение и санитарное состояние площадок для сбора бытовых отходов несут организации и предприятия, на территории которых они находятся.
Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовывать с соответствующими службами архитектуры и градостроительства, центрами госсанэпиднадзора и жилищно-коммунальной службой. В исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно с участием вышеперечисленных служб. Акты комиссий должны утверждаться администрациями соответствующих населенных мест.
На территории частных домовладений места расположения мусоросборников, дворовых туалетов и помойных ям должны определяться самими домовладельцами, разрыв может быть сокращен до 8 - 10 метров. В конфликтных ситуациях этот вопрос должен рассматриваться представителями общественности, административными комиссиями соответствующих администраций.
2.9. Металлические сборники отходов в летний период необходимо промывать при "несменяемой" системе не реже одного раза в 7 - 10 дней, "сменяемой" - после опорожнения.
2.10. Выбор вторичного сырья (текстиль, банки, бутылки и др. предметы) из сборников отходов, а также из мусоровозного транспорта не допускается.
На территории свалок допускается выбор металлолома только предприятиями объединения "Вторчермет" и коммунального хозяйства при условии медицинского обследования работающих как угрожаемого контингента, их бытового обслуживания (душевые, раздевалки со шкафчиками для спецодежды и домашней одежды), обеспечения средствами индивидуальной защиты (комбинезон, перчатки, резиновые сапоги, изолирующий противогаз), механизации работ с применением магнитных средств, обезвреживания извлеченных металлов огневым способом.
2.11. Во вновь строящихся жилых домах 5-ти этажей и более следует устраивать мусоропроводы в соответствии с требованиями ВСН 8-72.
См. Свод правил по проектированию и строительству СП 31-108-2002 "Мусоропроводы жилых и общественных зданий и сооружений", утвержденный постановлением Госстроя РФ от 29 октября 2002 г. N 148
2.12. Вход в мусороприемную камеру необходимо изолировать от входа в здание и в другие помещения. Пол камеры должен быть на одном уровне с асфальтированным подъездом. Категорически запрещается сброс бытовых отходов из мусоропровода непосредственно на пол мусороприемной камеры (в мусороприемной камере должен быть запас контейнеров или емкости в контейнерах не менее чем на одни сутки).
Емкости с отходами не допускается выставлять за пределы камеры ранее чем за час до прибытия специального транспорта.
2.13. Мусоропровод, мусороприемная камера должны быть исправными. Крышки загрузочных клапанов мусоропроводов на лестничных клетках должны иметь плотный привод, снабженный резиновыми прокладками в целях герметизации и шумоглушения. В жилых домах, имеющих мусоропровод, должны быть обеспечены условия для еженедельной чистки, дезинфекции и дезинсекции ствола мусоропровода, для чего стволы оборудуются соответствующими устройствами.
Для дезинфекции каналов мусоропровода следует применять растворы: лизола (8 - 5%), креолина (8 - 5%), нафтализола (15 - 10%), фенола (3 - 5%), метасиликата натрия (1 - 3%). Время контакта - не менее 0,5 часа. Металлические емкости, контейнеры и каналы мусоропроводов дезинфицировать хлорактивными веществами и их растворами категорически запрещается.
2.14. Удаление негабаритных отходов из домовладений следует производить по мере их накопления, но не реже одного раза в неделю.
2.15. Ответственность за содержание камеры мусоропровода, мусоросборников и территории, прилегающий к месту выгрузки отходов, несет организация, в ведении которой находится дом.
2.16. Применять "поквартирную" систему удаления твердых бытовых отходов в многоэтажной благоустроенной жилой застройке не рекомендуется.
2.17. Для технико-экономических расчетов по каждому населенному пункту комиссионно определяются в соответствии с "Рекомендациями по определению норм накопления твердых бытовых отходов для городов РСФСР", утвержденными МЖКХ РСФСР от 09.03.82, нормы накопления твердых бытовых отходов для всех видов отходов и утверждаются распоряжениями администраций городов и районов сроком до 5 лет.
Сбор жидких отходов
2.18. Для сбора жидких отходов в неканализованных домовладениях устраиваются дворовые помойницы, которые должны иметь водонепроницаемый выгреб и наземную часть с крышкой и решеткой для отделения твердых фракций. Для удобства очистки решетки передняя стенка помойницы должна быть съемной или открывающейся. При наличии дворовых уборных выгреб может быть общим. Расстояние от помойниц до окон жилых домов устанавливается не менее 20 метров.
2.19. Дворовые уборные должны быть удалены от жилых зданий, детских учреждений, школ, площадок для игр детей и отдыха населения на расстояние не менее 20 и не более 100 метров.
На территории частных домовладений расстояние от дворовых уборных до домовладений определяется самими домовладельцами и может быть сокращено до 8 - 10 метров от собственного домовладения. В конфликтных ситуациях место размещения дворовых уборных определяется представителями общественности и административными комиссиями соответствующих администраций.
В условиях децентрализованного водоснабжения дворовые уборные должны быть удалены от колодцев и каптажей родников на расстояние не менее 50 метров.
2.20. Дворовая уборная должна иметь надземную часть и выгреб. Надземные помещения сооружают из плотно пригнанных материалов (досок, кирпичей, блоков и т.д.). Выгреб должен быть водопроницаемым, объем его рассчитывают исходя из численности населения, пользующегося уборной.
Глубина выгреба зависит от уровня грунтовых вод, но не должна быть более 3 метров. Не допускается наполнение выгреба нечистотами выше чем до 0,35 метра от поверхности земли.
2.21. Выгреб следует очищать по мере его заполнения, но не реже одного раза в полгода.
2.22. Помещения дворовых уборных должны содержаться в чистоте. Уборку их следует производить ежедневно. Не реже одного раза в неделю помещения необходимо промывать горячей водой с дезинфицирующими средствами.
Наземная часть помойниц и дворовых уборных должна быть непроницаемой для грызунов и насекомых.
Неканализованные уборные и выгребные ямы дезинфицируются растворами состава: хлорная известь (10%), гипохлорид натрия (3 - 5%), лизол (5%), нафтализол (10%), креолин (5%), метасиликат натрия (10%). Эти же растворы применяют для дезинфекции деревянных мусоросборников. Время контакта не менее 2 минут.
Запрещается применять сухую хлорную известь (исключение составляют пищевые объекты и медицинские лечебно-профилактические учреждения).
Сбор пищевых отходов
2.23. Собирать и использовать пищевые отходы следует в соответствии с "Ветеринарно-санитарными правилами о порядке сбора пищевых отходов и использовании их для корма скота". Вопрос о целесообразности сбора и хранения пищевых отходов в конкретном населенном пункте должен решаться соответствующими администрациями при наличии необходимых санитарно-гигиенических условий и технических возможностей для переработки и реализации пищевых отходов. При этом предпочтительно, чтобы сбор, хранение, переработка и реализация пищевых отходов осуществлялись одной организацией (предприятием) в данном населенном пункте.
2.24. Сбор, хранение и вывоз пищевых отходов следует осуществлять в соответствии с инструктивными указаниями по организации сбора и вывоза пищевых отходов, утвержденными Минжилкомхозом по согласованию с органами госсанэпиднадзора.
2.25. Откормочные хозяйства, использующие пищевые отходы для кормления свиней, обязаны получить для этого специальное разрешение от главного ветеринарного врача района (города) по месту нахождения хозяйства. При изменении эпидемической обстановки в животноводческих хозяйствах данной местности разрешение на продолжение сбора пищевых отходов в каждом конкретном случае дает главный ветеринарный врач района (города).
2.26. Пищевые отходы разрешается собирать только в специально предназначенные для этого сборники (баки, ведра и т.д.), окрашеные# изнутри и снаружи краской, закрывающиеся крышками (применять оцинкованные емкости без окраски запрещается).
2.27. Сборники, предназначенные для пищевых отходов, использовать для каких-либо других целей запрещается. Следует ежедневно тщательно промывать сборники горячей водой с применением моющих средств и периодически подвергать их дезинфекции 2-процентным раствором кальцинированной соды или едкого натра или раствором хлорной извести, содержащей 2% активного хлора. После дезинфекции сборники необходимо промыть водой. Ответственность за использование и правильное содержание сборников несет предприятие, собирающее пищевые отходы.
2.28. Сборники пищевых отходов в жилых домах следует устанавливать в местах, согласованных с местными учреждениями госсанэпиднадзора (санитарный разрыв 20 метров). Сборщики отходов должны быть ознакомлены с правилами сбора и хранения пищевых отходов и обязаны следить за тем, чтобы в отходы не попадали посторонние предметы (тряпки, бумага, стекло, железо и т.п.). На сборщика возлагается также обязанность следить за чистотой тары и санитарным порядком на площадке.
Для временного хранения собранных пищевых отходов до вывоза их в откормочное хозяйство, домоуправление, ЖЭУ, РЭУ по согласованию с учреждениями госсанэпиднадзора выделяют специальные пункты сбора - укрупненные площадки. Территория последних должна быть заасфальтирована, обеспечена водопроводом и канализацией, иметь уклон для стока жидкости в канализацию, содержаться в чистоте.
2.29. Запрещается собирать пищевые отходы в столовых кожно-венерологических, инфекционных и туберкулезных больниц, а также в специальных санаториях по оздоровлению переболевших инфекционными заболеваниями, в ресторанах и кафе аэропортов, поездов и пароходов, обслуживающих международные линии.
2.30. Запрещается выбор пищевых отходов как из сборников для пищевых, так и для твердых бытовых отходов.
2.31. Сбор пищевых отходов производится при раздельной системе и только при наличии устойчивого сбыта их специализированным откормочным хозяйствам.
2.32. Временное хранение пищевых отходов до момента их вывоза не должно превышать одних суток для предотвращения их разложения и отрицательного воздействия на условия проживания.
2.33. Временное хранение пищевых отходов в объектах торговли и общественного питания, независимо от ведомственной подчиненности, должно осуществляться только в ограждаемых помещениях.
III. Хранение, транспортировка, утилизация, обезвреживание
и захоронение токсичных промышленных отходов
3.1. Ответственность за получение, временное хранение, транспортировку, утилизацию, обезвреживание и захоронение токсичных промышленных отходов, согласно постановлению Совета Министров РСФСР от 12.06.84 г. N 250 "Об утилизации, обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов", возлагается на те предприятия и организации, где эти отходы образуются.
3.2. В соответствии с ГОСТом 12.1.007-76 и санитарными правилами Минздрава "Порядок накопления, транспортировки, обезвреживания и захоронения токсичных промышленных отходов", токсичные промышленные вещества (отходы) делятся на 4 класса опасности:
I класс - чрезвычайно опасные
II класс - высокоопасные
III класс - умеренно опасные
IV класс - мало опасные.
См. Санитарные правила СП 2.1.7.1386-03 "Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 16 июня 2003 г.
3.3. Отнесение тех или иных отходов к классу опасности должны производить промышленные предприятия и организации - поставщики (производители) отходов или научно-исследовательские организации - разработчики технологических процессов.
3.4. Предприятия и организации обязаны максимально использовать или повторно перерабатывать образующиеся у них токсичные промышленные отходы и ежегодно производить их инвентаризацию. На каждом предприятии необходимо приказом назначать лицо, ответственное за сбор, хранение, отгрузку и транспортировку этих отходов.
3.5. При организации сбора токсичных промышленных отходов на предприятиях-поставщиках следует руководствоваться документом "Предельное количество накопления токсичных промышленных отходов на территории предприятия (организации) Минздрава СССР, Минводхоза СССР, Мингео СССР" 1985 года и санитарными правилами "Порядок накопления, транспортировки, обезвреживания и захоронения токсичных промышленных отходов" N 3183-84, утвержденными Главным государственным санитарным врачом СССР 29 декабря 1984 года.
Способ хранения токсичных промышленных отходов определяется их классом опасности и агрегатным состоянием. Класс опасности отходов определяется в соответствии с "Классификатором токсичных производственных отходов" действующим на территории Краснодарского края и с ГОСТом 12.1.005-88. Хранение токсичных отходов необходимо осуществлять в соответствии с нормативным документом "Предельное количество накопления токсичных промышленных отходов на территории предприятия (организации)" N 3209-85.
См. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 30 апреля 2003 г.
Допускается временное хранение отходов на специальной площадке под навесом при соблюдении следующих условий:
- содержание вредных веществ в воздухе промышленной площадки на высоте до 2 метров от поверхности земли не должно превышать 30% ПДК для рабочей зоны;
- содержание вредных веществ в подземных и поверхностных водах и почве на территории предприятия не должно превышать ПДК этих веществ и должно соответствовать требованиям государственных стандартов системы "Охрана природы" для окружающей среды и правил охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами;
- площадка для временного хранения отходов должна располагаться в подветренной зоне территории и быть покрыта неразрушаемым и непроницаемым для токсичных веществ материалом (керамзитобетоном, полимербетоном, плиткой) с автономными ливнестоками и уклонами в сторону очистных сооружений. При этом попадание поверхностного стока с площадок в общий ливнесток должно быть исключено путем обваловки и других мероприятий. Для указанного поверхностного стока необходимы специальные очистные сооружения, обеспечивающие улавливание токсичных веществ, очистку и обезвреживание этого стока;
- должна быть предусмотрена эффективная защита от воздействия атмосферных осадков на отходы.
3.7. Хранение токсичных отходов в открытом виде (навалом, насыпью) или в негерметической открытой таре как на складе, так и на специальной площадке не допускается.
3.8. Транспортировка токсичных промышленных отходов на полигон, как правило, осуществляется специализированным автотранспортом полигона. Допускается транспортировка жидких горючих органических отходов III и IV класса опасности автотранспортом предприятий-поставщиков при условии согласования с органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы и полигоном.
Транспортировка токсичных промышленных отходов осуществляется в соответствии с "Инструкцией по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом", утвержденной МВД, от 23 сентября 1985 года.
3.9. Утилизация, обезвреживание и захоронение токсичных промотходов производятся только на специальных полигонах по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов, отвечающих СНиП 2.01.28-85.
3.10. Допускается утилизация ограниченного количества токсичных промотходов III и IV класса опасности в соответствии с нормативным документом "Предельное количество токсичных промышленных отходов, допускаемое для складирования в накопителях (на полигонах) твердых бытовых отходов" от 30.05.85 N 3897-85/85-191-1, на полигонах (свалках) твердых бытовых отходов по согласованию с жилищно-коммунальной службой, санэпиднадзором и инспекцией пожарной охраны.
3.11. Утилизация ртутьсодержащих люминесцентных ламп и приборов как наиболее опасного источника загрязнения окружающей среды должна проводиться на Краснодарском ртутном руднике. Вывоз ртутьсодержащих ламп и приборов на свалки твердых бытовых отходов категорически запрещается.
IV. Обезвреживание бытовых отходов
4.1. Обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях.
4.2. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации.
Промышленные, неутилизированные на производстве отходы вывозят транспортом предприятий на специальные полигоны или сооружения для промышленных отходов. Устройство неконтролируемых полигонов бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается.
4.3. Отводы земельных участков для организации полигонов твердых бытовых отходов (усовершенствованные свалки) должны быть согласованы с местными центрами санэпиднадзора и комитетами по охране природы.
Работы на полигоне следует вести в полном соответствии с "Инструкцией по проектированию и эксплуатации полигонов для твердых бытовых отходов", согласованной с Минздравом и утвержденной Минжилкомхозом РСФСР в 1981 году.
4.4. Отведенные для полигонов (свалок) участки должны отвечать следующим основным требованиям:
- территория участка должна быть доступна воздействию солнечных лучей и ветра;
- уровень грунтовых вод должен быть не ближе 1 м от основания полигона; при более высоком уровне грунтовых вод необходимо устройство дренажа или водоотвода;
- не допускается расположение участка на берегах рек, прудов, открытых водоемов и в местах, затопляемых паводковыми водами.
4.5. Все помещения сливных станций должны быть оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией. Полы производственных помещений должны быть водонепроницаемыми и иметь уклоны, обеспечивающие сток жидкости в приямок. Полы следует регулярно промывать водой и содержать в чистоте. Бытовые и административные помещения должны иметь обособленный от производственных помещений вход.
4.6. Отловленные безнадзорные животные (собаки, кошки) и трупы павших животных и птиц (за исключением трупов крупного рогатого скота) утилизируются на специальных утилизационных площадках (скотомогильниках).
4.7. Утилизационные площадки располагаются на расстоянии не менее 500 метров от жилой застройки и включают в себя помещения для приема собак и кошек, помещения для передержки породистых животных, убойное отделение со специальным оборудованием, помещение для снятия, обработки и хранения шкур, санитарно-бытовые помещения.
4.8. Отловленные безнадзорные животные должны быть осмотрены ветеринарным врачом. Животные с накожными и другими заразными заболеваниями уничтожаются без снятия шкур.
4.9. Отловленные животные умертвляются с помощью электрического тока, инъекций, удушением отработанными выхлопными газами или ингаляциями хлороформом в специальной герметической камере вместимостью не менее 1 м3.
4.10. Трупы здоровых животных могут направляться на специальные заводы для утилизации и получения технического жира, мясокостной муки и других продуктов. Такие заводы располагаются на расстоянии не менее 1000 м от жилой застройки (СН 245-71).
См. Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.2.1.1312-03 "Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий", утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 22 апреля 2003 г.
4.11. Обезвреживаться и утилизироваться трупы животных могут в специальных трупосжигательных печах; биотермическим методом в ямах глубиной 10 - 12 метров с водонепроницаемыми стенками и дном (продолжительность разложения под действием микробной флоры 3 - 4 месяца, санитарно-защитная зона 300 метров); почвенным методом на скотомогильниках с захоронением в ямах глубиной не менее 2 м, шириной 2 м, длиной 3 м (срок разложения 20 лет, санитарно-защитная зона 500 м).
4.12. Категорически запрещается принимать на полигоны (свалки) бытовых отходов металлолом и отходы, которые могут быть использованы в качестве вторичного сырья.
4.13. Эксплуатация полигонов для утилизации бытовых и промотходов должна обеспечиваться в соответствии с технологией, исключающей загрязнение окружающей среды, в том числе атмосферного воздуха.
V. Уборка населенных мест
5.1. На всех площадках и улицах, садах, парках, на вокзалах, в аэропортах, на пристанях, рынках, остановках городского транспорта и других местах должны быть выставлены в достаточном количестве урны. Расстояние между урнами определяется органами коммунального хозяйства в зависимости от интенсивности использования магистрали (территории), но не более чем 40 метров - на оживленных и 100 метров - на малолюдных. Обязательна их установка внутри и перед входом в магазины, учреждения, организации, вокзалы, аэропорты и т.п.
Очистка урн должна производиться систематически по мере их наполнения.
За содержанием урн в чистоте несут ответственность организации, предприятия и учреждения, осуществляющие уборку закрепленных за ними территорий.
5.2. Запрещается у киосков, палаток, павильонов мелкорозничной торговля и магазинов складировать тару и запасы товаров, а также использовать для складирования прилегающие к ним территории.
5.3. Устройство на улицах палаток, ларьков, лотков для продажи фруктов и овощей должно быть согласовано с центрами санэпиднадзора с обязательной установкой урн. Уборку территорий, прилегающих к торговым павильонам в радиусе 5 м, осуществляют предприятия торговли.
5.4. Механизированную мойку, поливку и подметание проезжей части улиц и площадей с усовершенствованным покрытием в летний период следует производить в плановом порядке.
5.5. Дорожные покрытия следует мыть так, чтобы загрязнения, скапливающиеся в прилотковой части дороги, не выбрасывались потоками воды на полосы зеленых насаждении или тротуар.
5.6. Улицы с повышенной интенсивностью движения, нуждающиеся в улучшении микроклимата, в жаркое время года, по мере возможности, следует поливать.
5.7. Проезжую часть улиц, на которых отсутствует ливневая канализация, для снижения запыления воздуха и уменьшения загрязнений следует убирать подметально-уборочными машинами.
5.8. В период листопада опавшие листья необходимо своевременно убирать. Собранные листья следует вывозить на специально отведенные участки для компостирования или на свалки. Сжигать листья и бытовой мусор на территории жилой застройки, в скверах и парках запрещается.
5.9. Заправлять поливомоечные и подметально-уборочные машины технической водой из открытых водоемов можно только по согласованию с учреждениями санэпиднадзора.
5.10. В зимний период при обработке дорожных покрытий химическими материалами для предотвращения образования водных растворов применяемых реагентов необходимо строго придерживаться установленных норм распределения химических реагентов.
5.11. В зимний период обработка тротуаров и дорожных покрытий поваренной солью запрещается. Все средства борьбы с гололедом и участки размещения и устройства снежных "сухих" свалок необходимо согласовывать с органами санэпиднадзора с учетом конкретных местных условий, исключая при этом возможность отрицательного воздействия на окружающую среду.
5.12. Запрещается перемещение, переброска и складирование скола льда, загрязненного снега и т.д. на площади зеленых насаждений и газоны.
VI. Уборка объектов с обособленной территорией
На объектах с обособленной территорией (рынки, пляжи, парки, лечебно-профилактические учреждения) запрещается строить и переоборудовать санитарные установки без согласования с органами санэпиднадзора, собирать отходы, мыть автотранспорт, хранить тару и дрова в местах, не отведенных для этой цели.
Пляжи
6.1. Технический персонал пляжа после его закрытия должен производить основную уборку берега, раздевалок, туалетов, зеленой зоны, мойку тары и дезинфекцию туалетов. Днем следует производить патрульную уборку. Вывозить собранные отходы разрешается до 8 часов утра.
6.2. Урны необходимо располагать на расстоянии 3 - 5 м от полосы зеленых насаждений и не менее 10 м от уреза воды. Урны должны быть расставлены из расчета не менее одной урны на 1600 м2 территории пляжа. Расстояние между установленными урнами не должно превышать 40 м.
6.3. Контейнеры емкостью 0,75 м3 следует устанавливать из расчета 1 контейнер на 3500 - 4000 кв. м площади пляжа.
6.4. На территориях пляжей устраивать общественные туалеты из расчета одно место на 75 посетителей. Расстояние от общественных туалетов до места купания должно быть не менее 50 м, не более 200 м.
6.5. На территории пляжа должны быть установлены фонтанчики с подводом питьевой воды, соответствующей требованиям ГОСТа "Вода питьевая". Расстояние между фонтанчиками не должно превышать 200 метров. Отвод использованных вод допускается в проточные водоемы на расстоянии не менее 100 м ниже по течению реки от границы пляжа. Запрещается отвод воды из питьевых фонтанчиков в места, не предназначенные для этой цели.
См. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества", утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 26 сентября 2001 г. N 24
6.6. Открытые и закрытые раздевалки, павильоны для раздевания, гардеробы следует мыть ежедневно с применением дезинфицирующих растворов.
6.7. Ежегодно на пляж необходимо подсыпать чистый песок или гальку.
6.8. При наличии специальных механизмов на песчаных пляжах не реже одного раза в неделю следует производить механизированное рыхление поверхностного слоя песка с удалением собранных отходов. После рыхления песок необходимо выравнивать.
6.9. В местах, предназначенных для купания, категорически запрещается стирать белье и купать животных.
Рынки
6.10. Территория рынка, в том числе хозяйственные площадки, подъездные пути и подходы должны иметь твердое покрытие (асфальт, булыжник) с уклоном, обеспечивающим сток и ливневых талых вод.
На рынках с площадью 0,2 га в виде исключения допускается утрамбованная грунтовая поверхность с обязательной подсыпкой песка слоем не менее 3 см.
6.11. Территория рынка должна иметь канализацию и водопровод.
6.12. На рынках без канализации общественные туалеты с непроницаемыми выгребами следует располагать на расстоянии не менее 50 м от места торговли. Число расчетных мест в них должно быть не менее одного на каждые 50 торговых мест.
6.13. Хозяйственные площадки необходимо располагать на расстоянии не менее 30 м от мест торговли.
6.14. При определении числа урн следует исходить из того, что на каждые 50 кв. м площади рынка должна быть установлена одна урна, причем расстояние между ними вдоль линии торговых прилавков не должно превышать 10 метров. При определении числа мусоросборников вместимостью до 100 литров следует исходить из расчета не менее одного на 200 кв. м площади рынка и устанавливать их вдоль линии торговых прилавков, при этом расстояние между ними не должно превышать 20 м. Для сбора пищевых отходов должны быть установлены специальные емкости.
6.15. На рынках площадью 0,2 га и более собранные на территории отходы следует хранить в контейнерах емкостью 0,75 м3.
6.16. Часы работы рынков устанавливаются на основании распоряжений администрацией городов и районов. Один день в неделю объявляется санитарным для уборки и дезинфекции всей территории рынка, основных и подсобных помещении, торговых мест, прилавков, столов, инвентаря.
6.17. Технический персонал рынка после его закрытия должен производить основную уборку территории. Днем следует производить патрульную уборку и очистку наполненных отходами сборников.
6.18. В теплый период года, помимо обязательного подметания, территорию рынка с твердым покрытием следует ежедневно мыть.
Парки
6.19. Хозяйственная зона с участками, выделенными для установки сменных мусоросборников, должна быть расположена не ближе 50 м от мест массового скопления отдыхающих (танцплощадки, эстрады, фонтаны, главные аллеи, зрелищные павильоны и др.).
6.20. При определении числа урн исходить из расчета: одна урна на 800 кв. м площади парка. На главных аллеях расстояние не должно быть более 40 м. У каждого ларька, киоска (продовольственного, сувенирного, книжного и т.д.) необходимо устанавливать урну емкостью не менее 10 л.
6.21. Для удобства сбора отходов в местах, удаленных от массового скопления отдыхающих, следует устанавливать промежуточные сборники для временного хранения отходов и смета.
6.22. При определении числа контейнеров для хозяйственных площадок следует исходить из среднего накопления отходов за три дня.
6.23. Общественные туалеты необходимо устраивать на расстоянии не ближе 50 м от мест массового скопления отдыхающих, исходя из расчета: одно место на 500 посетителей.
6.24. Основную уборку следует производить после закрытия парков до 8 часов утра. Днем необходимо собирать отходы и опавшие листья, производить патрульную уборку, поливать зеленые насаждения.
Лечебно-профилактические учреждения
6.25. Собирать отходы из кожно-венерологических, инфекционных онкологических, хирургических (в том числе гинекологических) отделений следует в герметичные сборники вместимостью 50 - 100 л с плотно закрывающимися крышками. Запрещается вывозить такие отходы на полигоны (свалки). Их следует уничтожать на месте по согласованию с учреждениями санэпидслужбы. Желательно в каждом лечебном учреждении (или на группу больниц) иметь установки по сжиганию отходов. При отсутствии в лечебно-профилактических учреждения# сжигательных печей такие специфические отходы, как остатки органов после хирургических операций, должны захораниваться на специально выделенных участках на кладбищах.
6.26. Расположение специальных установок, сжигательных печей на территории регламентируется соответствующими санитарными и строительными нормативами и согласовывается с местными центрами санэпиднадзора.
6.27. Сбор, хранение, удаление и захоронение отходов, содержащих радиоактивные вещества, должны осуществляться в соответствии с требованиями Санитарных правил работы с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений.
См. Санитарные правила СП 2.6.1.799-99 "Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99)", утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 27 декабря 1999 г.
6.28. Режим и способ уборки территории с твердым покрытием зависят от специфики лечебного учреждения и определяются на месте по согласованию с центрами санэпиднадзора.
6.29. Размер хозяйственной площадки для установки контейнеров должен быть не менее 40 кв. м, площадку следует располагать на расстоянии не ближе 50 м от лечебных корпусов и пищеблоков. Допускается устанавливать сборники отходов во встроенных помещениях.
6.30. В медицинских лечебных учреждениях целесообразно использовать эмалированные и фаянсовые урны. При определении числа урн следует исходить из расчета: одна урна на каждые 700 кв. м дворовой территории лечебного учреждения. На главных аллеях должны быть установлены на расстоянии 10 м одна от другой урны.
6.31. Технический персонал медицинского учреждения должен ежедневно производить очистку, мойку, дезинфекцию урн, мусоросборников (контейнеров) и площадок под них.
Уборка домовладений, придомовых и внутриквартальных территорий
6.32. Организация, нормативы численности и порядок проведения работ и технология уборки домовладений, придомовых и внутриквартальных территорий определяются "Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденными МЖКХ РСФСР от 05.01.89 г.
См. Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170
6.33. Уборочные работы на этих территориях должны выполняться как часть комплексной системы очистки всего населенного пункта и обязательны для всех жилищно-эксплуатационных организаций независимо от ведомственной принадлежности.
6.34. Объем уборочных работ в зимнее и летнее время определяется в соответствии с данными, имеющимися в техническом паспорте на жилой дом и земельный участок по установленной форме по списку подлежащих уборке территорий, утвержденному соответствующим распоряжением администрации города или района.
6.35. Для эффективного использования средств механизации должны быть проведена соответствующая подготовка: поверхность покрытия должна быть приведена в исправное состояние; в местах ввода уборочных машин должны быть устроены пантусы из асфальтобетона или местные понижения бортового камня; сооружения, которые могут препятствовать проведению мехуборки (киоски, телефонные будки, торговые лотки, палатки и т.п.) должны, по возможности, быть на местах, не затрудняющих работу спецтехники; свободные и озелененные территории должны быть соответствующим образом ограждены, чтобы препятствовать смыву грунта на проезды.
6.36. На всей закрепленной территории должны быть установлены в необходимом количестве контейнеры и урны установленного образца.
Отлов безнадзорных собак и кошек и обезвреживание их трупов.
Выгул собак
6.37. Правила содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах установлены в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 23.09.80 N 499 "Об упорядочении содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР" и соответствующими правилами, утвержденными в 1981 году Министерствами ЖКХ, сельского хозяйства, здравоохранения, юстиции и правлением Роспотребсоюза. Содержание собак и кошек на лестничных площадках, на чердаках, в технических подпольях жилых домов и общественных зданий запрещается.
6.38. Правила распространяются на все предприятия, учреждения, организации, кроме Министерства обороны, внутренних дел, безопасности, расположенных на территории края, а также на граждан - владельцев кошек и собак.
6.39. Отлов безнадзорных собак и кошек, подбор и обезвреживание трупов павших животных и птиц производится специальными службами:
- жилищно-коммунального хозяйства в городах, райсельцентрах, курортных и рабочих поселках;
- потребкооперации во всех остальных населенных пунктах и территориях края.
6.40. Безнадзорными животными считаются собаки (независимо от их породы и назначения) не на поводках, даже при наличии на них ошейников, намордников, жетонов, и кошки, находящиеся на территории общего пользования без владельцев. Они подлежат отлову при соблюдении установленного порядка и мер безопасности.
6.41. Периодичность и время отлова безнадзорных собак и кошек устанавливаются соответствующими распоряжениями администрации городов и районов.
6.42. При разработке проектов детальной планировки и застройки жилых микрорайонов специальные площадки для выгула собак следует располагать на расстоянии 40 м от окон жилых и общественных зданий, с оборудованием ограждения, скамеек и контейнеров для мусора. В существующей жилой застройке допускается выгуливание собак на пустырях и других местах, определяемых распоряжением администрации города (района).
VII. Содержание домашних животных
7.1. Определение мест выпаса животных частных владельцев производится распоряжением администрации данного населенного пункта.
7.2. Размещение сараев для скота и птицы (для собственного пользования) в частных домовладениях сельской местности следует предусматривать на расстоянии от окон жилого дома: одиночные или двойные - не менее 15 м, до 8 блоков - не менее 25 м, от 8 до 30 блоков - не менее 50 м, свыше 30 блоков - не менее 100 м. Размещаемые в пределах селитебной территории группы сараев должны содержать не более 30 блоков каждая. Для жителей секционных жилых домов хозяйственные постройки для скота выделяются за пределами селитебной территории (основание: СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", пункт 2.19).
Расстояние от хозпостроек для скота и птицы до шахтных колодцев должно быть не менее 20 м, а при неблагоприятном направлении потока грунтовых вод увеличивается в два раза по сравнению с расстояниями до жилых домов, указанными выше. Расстояние от хозпостроек для скота и птицы до детских, лечебно-профилактических учреждений, школ, объектов питания и мест массового отдыха населения должно быть не менее 50 м.
7.3. Конкретные вопросы выращивания и откорма животных и птиц в частных домовладениях (семейные и арендные фермы) должны определяться соответствующими распоряжениями администраций населенных пунктов по согласованию с органами госсанэпиднадзора и ветеринарного надзора.
Этими распоряжениями определяются условия содержания скота и птицы (регламентация обеспечения кормами, выгула скота, уборки и утилизации навоза и помета).
Рекомендуются следующие разрывы от семейных, арендных ферм скота и птиц до жилых домов:
-------------------------------------------------------------------------
Норма | поголовье (шт.)
разрыва |--------------------------------------------------------------
| свиньи | коровы,| овцы, |кролики-| птица | лошади | нутрии
| | бычки | козы | матки | | |и песцы
----------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------
20 м | до 5 | 2/5 | 15 | 20 | 50 | 5 | 5
40 м | 15 | 8/15 | 25 | 50 | 75 | 15 | 15
75 м | 50 | 80/50 | 100 | 100 | 150 | 100 | 50
150 м | 100 | 50/150 | 250 | 200 | 500 | 250 | 100
-------------------------------------------------------------------------
Указанные нормы устанавливаются от помещений для содержания животных, площадок сбора, хранения навоза, помета, сжижесборников, кормокухонь и могут изменяться в зависимости от рельефа местности, розы ветров.
Содержание пушных зверей находится в компетенции ветеринарной службы. С учетом их специфики (особенности используемого корма, шум, запахи и прочее) размещение хозпостроек возможно только за пределами жилой застройки.
7.4. Размещение помещений для коллективного (группового) содержания скота и птицы необходимо осуществлять за пределами селитебной территории. На участках для коллективного содержания животных должны быть решены вопросы централизованного водоснабжения, канализования кормокухни, утилизации навоза и помета в соответствии с действующими нормами. При этом сбор и хранение навоза и помета целесообразно осуществлять на единой для всех площадке компостирования.
7.5. Расстояния от животноводческих ферм до жилых домов и общественных зданий должны быть:
- коневодческие и кролиководческие - 100 м
- крупного рогатого скота (всех специализаций), овцеводческие и звероводческие - 300 м.
7.6. Разрывы от крупных животноводческих и птицеводческих предприятий, в зависимости от количества голов, устанавливаются специальным письмом Госстроя и Минздрава NN НК-2232-1 и 4-5/193 от 15 мая 1975 года.
7.7. Разрывы от жилых и общественных зданий до помещений для содержания голубей устанавливаются не менее 50 м. По требованию органов госсанэпиднадзора в конкретных случаях разрывы могут быть увеличены (от голубиных питомников - 500 м).
7.6. Обезвреживание навоза и помета в частном секторе осуществляется в основном методом компостирования. В случае невозможности использования на приусадебных участках всего объема компоста владельцам скота и птицы следует заключать коллективные договоры с близлежащими сельхозпредприятиями на вывоз отходов на поля.
7.9. Обезвреживание навоза и помета на фермах и животноводческих комплексах осуществляется в соответствии со специальными общесоюзными нормами технологического проектирования (ОНТП).
См. письмо Департамента ветеринарии Минсельхозпрода РФ от 4 августа 1997 г. N 13-7-2/1027 "Ветеринарно-санитарные правила подготовки к использованию в качестве органических удобрений навоза, помета и стоков при инфекционных и инвазионных болезнях животных и птицы"
VIII. Содержание объектов водопроводно-канализационного хозяйства
8.1. Проектирование и строительство централизованных наружных систем водоснабжения населенных пунктов и объектов народного хозяйства регламентируются требованиями СНиП 2.04.02-84 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения".
8.2. Проектирование вновь строящихся и реконструируемых систем наружной канализации для населенных пунктов, промышленных и сельскохозяйственных предприятий регламентируется требованиями СНиП 2.04.03-85 "Канализация. Наружные сети и сооружения".
8.3. Эксплуатация систем водоснабжения и канализации осуществляется в соответствии с "Правилами технической эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения населенных мест", утвержденными приказом МЖКХ РСФСР от 30 марта 1977 года N 164 и согласованными с Минздравом 17 сентября 1977 года N 121-14/3438-14.
8.4. Прием сточных вод промышленных предприятий и сельскохозяйственных объектов в систему канализации населенного пункта должен производиться согласно "Правилам приемки производственных сточных вод в системы канализации населенных пунктов", а также расчетам предельно допустимых сбросов, разработанным специализированными проектными организациями.
8.5. Нормативные сроки ликвидации аварий, порывов и утечек на водопроводно-канализационных сетях:
- аварии (повреждения, когда прекращается подача воды потребителю в дом, на улицу, в район) должны устраняться при диаметре труб до 400 мм в течение 8 часов, от 400 до 1000 мм - 12 часов, более 1000 мм - 18 часов. Указанное время может быть изменено в соответствии с примечаниями к пункту 8.4 СНиП 2.04.02-84;
- повреждения, утечки - в течение одних суток. Об авариях на водопроводно-канализационных сетях, об использовании аварийных выпусков насосных станций перекачки сточных вод и очистных сооружений канализации следует незамедлительно сообщать в местные центры госсанэпиднадзора и комитеты по охране природы;
8.6. Устройство колодцев и каптажей родников общественного пользования регламентируется "Санитарными правилами по устройству и содержанию колодцев и каптажей родников, используемых для децентрализованного хозяйственно-питьевого водоснабжения" от 20.02.75 г. N 1226-75.
IX. Объекты внешнего благоустройства
9.1. К объектам (сооружениям) внешнего благоустройства относятся:
- городские дороги, тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки, водоотводные сооружения, дорожные ограждающие устройства;
- мосты, путепроводы, виадуки, трубы, транспортные и пешеходные тоннели;
- объекты инженерной защиты городов: береговые сооружения и укрепления, набережные, защитные дамбы, противооползневые сооружения, дренажные устройства и штольни, закрытые водостоки и водовыпуски, насосные станции;
- городские зеленые насаждения: парки, скверы, сады общего пользования, зеленые насаждения на улицах и дорогах, элементы малых архитектурных норм на них;
- уличное освещение;
- сооружения санитарной уборки городов: полигоны для захоронения бытовых и других отходов (свалки), заводы по промышленной переработке бытовых отходов, мусороперегрузочные станции, поля ассенизации и компостирования, сливные станции, скотомогильники, общественные туалеты;
- пляжи, переправы;
- элементы простейшего водоснабжения: шахтные и металлические колодцы, открытые водоемы, используемые для заправки поливомоечных машин, противопожарные водоемы;
- кладбища.
9.2. Ответственность за техническое и санитарное состояние объектов внешнего благоустройства, зеленые насаждения и их сохранность несут предприятия, организации, учреждения, на балансе которых они находятся, а по объектам, являющимся муниципальной собственностью - предприятия, организации, которым распоряжением соответствующей администрации поручена их эксплуатация и содержание.
9.3. Финансирование работ по ремонту и содержанию объектов внешнего благоустройства производится за счет средств дорожного фонда, внелимитных средств соответствующих бюджетов края, города, района и т.д., а также за счет средств долевого участия предприятий, организаций, учреждений, размеры и сроки внесения которого определяются постановлением соответствующих администраций городов и районов.
9.4. Порядок и сроки проведения ремонтных и регламентных работ по объектам внешнего благоустройства определяются нормативными документами, а работы по их содержанию (объемы, сроки их проведения) определяются соответствующими постановлениями администрации городов и районов края.
9.5. Порядок разрытий, в том числе аварийных, территорий населенных мест, их ликвидация или восстановление определяются распоряжениями соответствующих администраций городов и районов.
Наиболее предпочтительным при производстве плановых работ является метод передачи по договору городских, сельских, поселковых территорий производителю работ на определенный срок с компенсацией затрат, вызванных этими работами, обязательствами по полному восстановлению в срок производителем этих территорий и сдачи их соответствующим муниципальным (коммунальным) службам, а также прогрессивные экономические санкции за невыполнение договорных обязательств по качеству и срокам.
X. Жилые дома и помещения. Придомовая территория
10.1. Санитарное содержание зданий, помещений и придомовой территории определяется "Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденными приказом МЖКХ РСФСР от 5.01.89 г. N 8.
См. Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170
10.2. Ответственность за должное санитарное содержание и техническое состояние зданий, квартир, помещений и придомовой территории несет владелец этого помещения или юридическое лицо, которому владельцем в установленном порядке поручено содержание этого домовладения (помещения) или же наниматель (арендатор) данного помещения.
10.3. Правила санитарной очистки, уборки жилых домов и придомовой территории, их последовательность, время проведения (начало, окончание, периодичность) определяются распоряжениями соответствующих администраций городов (районов) и составляют часть единой системы санитарной очистки соответствующего населенного пункта.
10.4. Рекомендуемая периодичность уборки тротуаров и придомовой территории определяется интенсивностью движения по ней, т.е. среднего количества пешеходов в час, полученного в результате их подсчета с 8 до 18 часов в полосе движения шириной 0,75 м и составляет:
- при интенсивности до 50 человек в час - 1 раз в два дня;
- при интенсивности от 51 до 100 человек в час - 1 раз в сутки;
- при интенсивности свыше 101 человека в час - 2 раза в сутки.
10.5. В состав летней уборки территорий входят следующие основные виды работ: ручное и механическое подметание, мойка, поливка, дизинфекция# от насекомых и грызунов (подвальных помещений, техподполий, туалетов, выгребных ям, мусороприемных камер и площадок для сбора бытовых отходов и т.п.) и вывоз мусора.
10.6. В состав зимней уборки территорий входят следующие основные виды работ: очистка ручная или механизированная от снега, скалывание льда, посыпка территорий песком и другими противогололедными материалами.
10.7. Технические подполья, чердачные помещения, а также вентилируемые бесчердачные крыши должны иметь сетки (размер ячейки 0,5 см2) на всех проемах, каналах, отверстиях, защищающих здания от проникновения грызунов.
10.8. Периодичность проведения работ по дератизации и дезинфекции мест общего пользования определяется рекомендациями соответствующих центров госсанэпиднадзора.
10.9. При наличии бассейнов или "плескательниц" для детей на придомовой территории участок вокруг них следует озеленять влаголюбивыми растениями. Купание в них допускается лишь при условии ежедневной чистки, смене воды и выполнении всех требований центров госсанэпиднадзора.
10.10. На территории каждого домовладения должны быть установлены урны. Расстояние между ними во дворах и других придомовых территориях не более 100 м.
10.11. Очистка урн производится по мере их наполнения, но не реже одного раза в сутки, промывание - периодически при утренней очистке не реже одного раза в неделю. Окраска урн производится не реже одного раза в год.
10.12. Крупногабаритные отходы (старая мебель, ветки, остатки стройматериалов и т.п.) должны собираться на специально отведенных площадках или накопителях, вывозиться собственным специальным транспортом или обычным грузовым транспортом за дополнительную плату по тарифам на грузовые перевозки.
10.13. Сжигание всех видов отходов на территориях домовладений и придомовых территориях, а также в контейнерах и мусоросборниках категорически запрещается.
10.14. Вопросы внешнего благоустройства, озеленения этих территорий, а также устройство указателей, номерных знаков, аншлагов, флагодержателей и содержание фасадов домов определяются также "Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда" и соответствующими распоряжениями администраций городов (районов).
XI. Подвижной состав пассажирского и автомобильный транспорт
11.1. Ответственность за санитарное и техническое состояние транспорта и загрязнение территорий населенных мест несут владельцы транспортных средств и лица, их эксплуатирующие.
11.2. Техническое состояние выезжающего на линию или территорию населенных мест подвижного состава пассажирского и автомобильного транспорта должно соответствовать принятым на территории края экологическим, природоохранным и санитарным нормам и требованиям.
11.3. Уборка внутренней части салона пассажирского транспорта (трамваев, троллейбусов, автобусов, такси и др.) должна производиться ежедневно до выхода машин на линию.
11.4. Мойка транспортных средств должна осуществляться на специальных моечных площадках по мере их загрязнения, но не реже одного раза в 7 дней.
11.5. Рекомендуется иметь на въездах в населенные пункты специально оборудованные площадки для мойки автотранспортных средств (в т.ч. индивидуального транспорта).
11.6. Запрещается осуществлять мойку автотранспортных средств вблизи рек, водоемов и мест общего пользования.
11.7. Перевозка всех видов грузов должна осуществляться с помощью специальных средств, исключающих их просыпание и загрязнение дорог и населенных пунктов.
XII. Ответственность за санитарное содержание территорий
населенных мест края
12.1. В соответствии с действующим законодательством и нормативными актами контроль за соблюдением правил санитарного содержания территорий населенных мест осуществляется органами санэпиднадзора, комитета по охране природы и милиции.
12.2. Администрациями городов и районов утверждаются:
- титульный список улиц, площадей и проездов, подлежащих механизированной уборке, а также очередность их уборки в летний и зимний периоды года;
- нормы накопления твердых и жидких бытовых отходов на одного человека в год;
- список городских территорий, подлежащих уборке силами предприятий, организаций, ведомств, домовладельцев;
- состав инспекции по охране окружающей среды;
- организации, ответственные за санитарное состояние набережных, садов, парков, скверов, пляжей, пешеходных переходов, служебно-технических зданий и сооружений, строительных площадок, торговых и зрелищных учреждений и др.
12.3. Учреждения по эксплуатации зданий, жилищные отделы, коменданты и управляющие домами должны:
- своевременно заключать договоры на удаление бытовых отходов;
- проводить разъяснительную работу и организовывать население для выполнения мероприятий по соблюдению санитарных правил содержания территорий населенных мест;
- оборудовать площадки водонепроницаемым покрытием под мусоросборники;
- обеспечивать сборниками и инвентарем, применяемыми для сбора пищевых отходов, уличного и дворового смета;
- принимать меры по обеспечению регулярной мойки и дезинфекции мусороприемных камер, площадок и ниш под сборники, а также сборников отходов.
12.4. Предприятиям по уборке следует:
- своевременно осуществлять, в соответствии с договорами, вывоз твердых бытовых отходов с территорий жилых домов, организаций, учреждений и предприятий;
- составлять на каждую спецмашину маршрутные графики со схемой движения;
- корректировать маршрутные графики в соответствии с изменившимися эксплуатационными условиями;
- обеспечивать обязательное выполнение утвержденных маршрутных графиков;
- в районах застройки домов, принадлежащих гражданам на правах личной собственности, обеспечивать должное санитарное состояние свалок.
12.5. С целью поддержания должного санитарного состояния автотранспорта (автобусов, такси, грузовых и легковых автомобилей) администрациям городов и районов следует разработать и внедрить систему обеспечения мойки автотранспортных средств во всех населенных пунктах.
Руководителями специализированных автотранспортных предприятий и других ведомств должен обеспечиваться выход автотранспорта на линии в чистом виде.
12.6. Специалисты центров госсанэпиднадзора должны обеспечивать выполнение следующих задач:
- участвовать в подготовке проектов распоряжений администраций городов и районов по организации санитарной очистки в населенных пунктах;
- рассматривать и согласовывать материалы по размещению и проектированию полигонов твердых бытовых отходов, а также промышленного производства, схемы санитарной очистки городов и др.;
- изучать и анализировать заболеваемость населения в связи с санитарным состоянием населенных мест;
- давать предложения руководителям органов жилищно-коммунального хозяйства о проведении рейдов проверки чистоты и уборки территории в зависимости от эпидемической ситуации;
- проводить один раз в год, а при необходимости и чаще, инструктажи и занятия по санитарному минимуму для специалистов жилищных органов и предприятий по организации системы сбора, удаления и вывоза отходов с учетом эпидемической ситуации;
- проводить обучение общественных санитарных инспекторов в соответствии с планом, создавать советы общественных санитарных инспекторов и руководить их работой;
- осуществлять контроль за накоплением, транспортировкой, обезвреживанием и утилизацией токсичных промышленных отходов на предприятиях.
12.7. Специалисты краевого комитета по охране природы обеспечивают выполнение следующих задач:
- контроль за состоянием окружающей среды на территории края;
- в целях возмещения экологического ущерба, нанесенного природопользователем, независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности, в результате загрязнения окружающей среды, взимание платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, использование пестицидов, ядохимикатов и минеральных удобрений, с учетом коэффициента экологической ситуации и экологической значимости состояния почвы, выбросов в атмосферу от передвижных источников (автомобильный, железнодорожный, авиационный, водный транспорт, сельскохозяйственная техника и т.п.), стационарных установок, где используются двигатели внутреннего сгорания и другие, использующие любые виды топлива;
- разработку и контроль за выполнением природоохранных мероприятий (программ) по достижению предельно допустимых выбросов во всех населенных пунктах края и объектах, независимо от их ведомственной принадлежности, а также устанавливают временно согласованные нормативы;
- согласовывание для всех предприятий, организаций и учреждений системы ведомственного контроля и учета массы загрязняющих веществ, выбрасываемой, сбрасываемой, размещаемой в природной среде, в том числе через сети коммунальной канализации;
- согласовывание вопросов размещения объектов, связанных со сносом зеленых насаждений.
12.8. При организации планово-регулярной уборки территории населенных мест следует руководствоваться:
- Законом РСФСР о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения;
- Положением об экологических фондах;
- Инструкцией по проектированию и эксплуатации полигонов для твердых бытовых отходов (М., ОНТИ АКХ, 1982);
- Инструкцией по организации и технологии механизированной уборки территории населенных мест (М., Стройиздат, 1980 г);
- Ветеринарно-санитарными правилами о порядке сбора пищевых отходов и использования их для корма скота (М., МСХ, 1970 г.);
- Инструкцией по сбору и вывозу пищевых отходов (М., 1982 г.);
- Альбомом площадок под контейнеры для сбора бытовых отходов (Свердловск, УНИИ АКХ, 1977 г.);
- Нормативным документом "Порядок накопления, транспортировки, обезвреживания и захоронения токсичных промышленных отходов (санитарные правила)" N 3183-84, утвержденным Главным государственным врачом 29.12.84 г.;
- Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными приказом Минжилкомхоза РСФСР от 5.01.89 г. N 8;
- Рекомендациями по определению норм накопления твердых бытовых отходов для городов РСФСР, утвержденными заместителем Министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР А.П. Ивановым 9.03.82 г.;
- Правилами содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР, утвержденными Министерствами: жилищно-коммунального хозяйства РСФСР 13.06.81 г., здравоохранения РСФСР 24.06.61 г., сельского хозяйства 24.06.81 г., юстиции РСФСР 03.07.81 г., заместителем председателя Роспотребсоюза 29.06.81 г.;
- Пособием по проектированию полигонов по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов (СНиП 2.01.28-85), утвержденным Госстроем от 15.06.84 г. N 47;
- Законом РСФСР об охране окружающей среды;
- СНиП 2.04.03-85 "Канализация. Наружные сети и сооружения";
- Санитарными правилами содержания территорий населенных мест, утвержденными 5.08.88 г. N 4690-88;
- Санитарными правилами устройства и содержания кладбищ, утвержденными 10.02.77 N 1600-77;
- Санитарными правилами устройства и эксплуатации земледельческих полей и# орошения, утвержденными зам. главного Государственного санитарного врача 26.03.85 г. N 3236-85;
- Ветеринарно-санитарными рекомендациями по использованию сточных вод для орошения пастбищ, утвержденными 15.12.77;
- Санитарными правилами устройства и содержания сливных станций, утвержденными 10.01.75 г. N 1216-75;
- Санитарными правилами по сбору, хранению, транспортировке и первичной обработке вторичного сырья, утвержденными 22.01.81;
- Временным классификатором токсичных промышленных отходов, утвержденным главным Государственным врачом 13.05.87 N 4286-87;
- Правилами технической эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения населенных мест;
- СНиПом "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения";
- Нормативами платы за выбросы загрязняющих веществ в природную среду и порядок их применения, определенными распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.01.91 N 13 и от 09.01.92 N 50-р;
- Правилами дорожного движения и ГОСТом 25478-82, определяющими содержание вредных веществ в отработанных газах автомобильных двигателей;
- Законом РСФСР "О дорожных фондах в РСФСР" от 18.10.91 г.;
- Постановлением Правительства РСФСР от 24.12.91 N 61 "О классификации автомобильных дорог в РСФСР";
- Классификацией работ по ремонту и содержанию объектов внешнего благоустройства городов, рабочих, курортных поселков и райсельцентров РСФСР, согласованной с Минфином и Госкомархстроем РСФСР и утвержденной Госкомитетом РСФСР по жилищно-коммунальному хозяйству 24.05.91 г.;
- Положением о порядке проектирования и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения, утвержденным главным Государственным санитарным врачом 18.12.82 N 2640-82;
- Классификатором токсичных производственных отходов, действующим на территории Краснодарского края, утвержденным председателем Краснодарского краевого комитета по охране природы и согласованным главным санитарным врачом края 28.02.1992 г.
12.9. Руководителям соответствующих ведомств необходимо разработать документ о внутреннем распорядке на железнодорожных и автомобильных вокзалах, аэропортах, пристанях, переправах, в котором должны быть отражены вопросы санитарного содержания зданий и прилегающей территории, допущения курения только в специально отведенных местах (курительных комнатах).
12.10. Граждане и должностные лица, виновные в нарушении настоящих правил, привлекаются к ответственности в порядке, установленном действующим законодательством.
Начальник производственно-технической
службы ТПО ЖКХ Краснодарского края |
А.П. Махорин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение главы администрации Краснодарского края от 11 июня 1992 г. N 549-р "Об усилении санитарного режима и улучшении эксплуатации объектов внешнего благоустройства в крае"
Текст распоряжения официально опубликован не был
Распоряжением Губернатора Краснодарского края от 4 апреля 2023 г. N 86-Р настоящий документ признан утратившим силу с 4 апреля 2023 г.
Настоящий документ снят с контроля