Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Законодательного
Собрания от 25 апреля 1996 г. N 295-П
Региональная миграционная программа Краснодарского края
на 1996 - 1997 годы
1. Основания разработки краевой миграционной программы
Региональная миграционная программа Краснодарского края на 1996 - 1997 годы (далее именуется - Программа) разработана в соответствии с Федеральной миграционной программой, одобренной Указом Президента Российской Федерации от 9.08.94 г. N 1668 "О Федеральной миграционной программе", постановлением Правительства Российской Федерации от 18.01.95 г. N 64 "О реализации Федеральной миграционной программы", приказом Федеральной миграционной службы России от 1.03.95 г. N 66 "О реализации Федеральной миграционной программы", постановлениями правительства Российской Федерации от 8.09.94 г. N 1019, 1020, 1021, Законом Краснодарского края "О порядке регистрации пребывания и жительства на территории Краснодарского края", а также Законами Российской Федерации "О беженцах" и "О вынужденных переселенцах", в которых заложены основы правового регулирования вынужденной миграции и определены новые подходы к решению проблем лиц, ищущих убежища на территории Российской Федерации.
Программа разработана с учетом:
- требований Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации, приказов и распоряжений Федеральной миграционной службы России;
- факта присоединения Российской Федерации к Конвенции ООН 1951 г. и Протокола к ней 1967 г.
2. Цели и задачи миграционной политики. Характеристика процессов
миграции на территории края: состояние и перспективы
2.1. Цели и задачи миграционной политики
Первоочередной целью миграционной политики является регулирование миграционных потоков, преодоление негативных последствий стихийно развивающихся процессов миграции, создание условий для реализации законных прав мигрантов, а также обеспечение гуманного отношения к лицам, ищущим убежища на территории Краснодарского края.
Основными задачами миграционной политики в Краснодарском крае являются:
- создание нормальных условий жизнедеятельности для вынужденных переселенцев и беженцев, проживающих либо прибывающих на территорию края;
- защита прав и свобод мигрантов, проживающих на территории края;
- регулирование миграционных потоков с учетом перспектив социально-экономического развития Краснодарского края, специфики национального состава мигрантов;
- определение правового статуса иностранного гражданина, прибывшего на территорию края;
- организация иммиграционного контроля.
В этой связи возникает настоятельная необходимость скоординированных действий всех органов государственной власти края в целях создания нормальных условий жизнедеятельности для вынужденных переселенцев и беженцев, проживающих на территории края, с учетом интересов местного населения.
Достижение намеченных целей в рамках программы предполагается путем реализации комплекса организационных, экономических, правовых, финансовых, материально-технических, информационных и иных мероприятий, содержащих оценку требуемых финансовых и материальных ресурсов.
2.2. Характеристика процессов миграции на территории края: состояние и перспективы
Распад Союза ССР привел к созданию новых условий межэтнического взаимодействия, к которым далеко не все нации и народности оказались психологически готовы. В ряде государств СНГ и регионов России резко осложнились межнациональные отношения.
Правовая незащищенность основных прав и свобод граждан, создающая возможность дискриминации лиц некоренной национальности по признаку вероисповедания, языка и образа жизни, еще более усугубилась в процессе суверенизации бывших союзных республик. В этой ситуации произошло резкое увеличение миграционных потоков в Российскую Федерацию из этих республик.
Наиболее напряженная ситуация в области миграции сложилась на Северном Кавказе, особенно в Краснодарском крае.
Миграционные процессы в последние годы являются одним из наиболее значимых факторов, влияющих на развитие этнополитической и социально-политической ситуации в Краснодарском крае.
Привлекательность края обусловлена благоприятными природно-климатическими условиями, развитой инфраструктурой, относительной стабильностью экономической и политической ситуации, близостью к местам прежнего проживания и сходством с ними экономической инфраструктуры. Кубань превращается в один из основных центров притяжения мигрантов различных категорий.
Краснодарский край сегодня официально принимает около 12% от числа всех мигрантов, прибывающих в Россию из ближнего зарубежья, тогда как его население составляет 3,3% от общего числа жителей России.
Кроме лиц трудоспособного возраста в край прибывает много отставных военнослужащих и пенсионеров из районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий. Прибытие большого числа пенсионеров ухудшило социально-экономическую обстановку в крае. На 1.01.94 г. из 4880 тысяч жителей края 1103 тысяч (22,6%) составляли пенсионеры. Миграция с 1988 года является единственным источником роста населения края, что нельзя назвать положительным фактором как демографического, так и социального плана.
2.2.1. Межобластная миграция
В 1995 году общая численность мигрантов из регионов России составила 69335 человек, а миграционный прирост населения края - 34792 человека. Анализ статистики миграционного прироста свидетельствует о том, что до 84% потока мигрантов формируется в районах Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока и Северного Кавказа. Значительный удельный вес мигрантов из отдаленных регионов обусловлен рядом причин в основном экономического характера, в частности девальвацией системы материальных льгот, ранее предоставлявшихся жителям Крайнего Севера и приравненных к ним территорий. Сегодня миграция из регионов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока составляет 41% от всего массива межобластной миграции (миграционный прирост по этим регионам - 58%. Увеличение доли этих регионов в миграционном приросте объясняется незначительностью выезда населения из края в эти регионы). Наиболее интенсивный приток мигрантов идет из Дальневосточного региона (Республика Саха, Магаданская область, Сахалин и др.), Северного региона (Мурманская область, Республика Коми), Восточно-Сибирского региона. Вторым по значимости источником межобластной миграции является Северный Кавказ (29% - среди прибывших и 26% - в миграционном приросте). Большая часть мигрантов из регионов Северного Кавказа прибывает из зон политической и экономической нестабильности и межнациональных конфликтов. В качестве основных источников миграции следует назвать Чечню (18%) и Ростовскую область (31%). Миграционный прирост за счет других регионов Северного Кавказа относительно невелик, хотя въезд в край из Адыгеи и Ставрополья достаточно значителен. Выезд из регионов Северного Кавказа обусловлен пессимистическими ожиданиями русскоязычного населения в связи с суверенизацией бывших автономных республик и подготовкой в них мероприятий по приданию языкам титульных этносов статуса государственного языка.
2.2.2. Межрегиональная миграция
Общая численность мигрантов из государств ближнего зарубежья составила в 1995 году 43070 человек.
Насыщенность миграционного потока из стран ближнего зарубежья неравномерна, она определяется характером и уровнем напряженности экономической и социальной ситуации в зонах выезда. Основной поток (45% от общего числа мигрантов) прибывает из Украины и Казахстана. На третьем месте Грузия - 19%, далее Узбекистан - 9%, Армения - 6%, Азербайджан - 6%, Туркмения - 4%, Таджикистан - 3%.
По сравнению с аналогичным периодом прошлого года значительно изменилась интенсивность притока мигрантов из зон выезда: на 82% возрос приток из Украины, на 75% - из Казахстана, на 103% - из Туркмении, в то же время на 85% снизился приток мигрантов из Таджикистана, на 85% - из Грузии, на 93% - из Азербайджана.
Состав мигрантов многонационален, однако среди них наиболее велика доля мигрантов основной национальности края - русских (80%). Существенную долю миграционного прироста в настоящий момент составляют армяне - 9,8% (по сравнению с 1994 годом увеличение на 2,5%).
Основным источником миграции лиц армянской национальности являются Азербайджан, Армения и Грузия. Характерно, что отток армян из Армении намного превышает русскоязычную миграцию из этой республики.
Стремление мигрантов-неславян к компактному расселению в местах уже существующих колоний соотечественников на Кубани создает ряд проблем социальной адаптации, усугубляемых различием основных социально-демографических характеристик мигрантов и местного населения: в миграционном потоке почти вдвое меньше доля лиц пенсионного возраста по сравнению с жителями края. Очевидно, что инфраструктура районов расселения не в состоянии выдержать резкого роста численности населения (в основном работающих взрослых и детей) по причине нехватки рабочих мест, жилья, школьных и дошкольных учреждений. Вследствие этого мигранты-неславяне нередко создают в социально-экономической системе края свои общинные структуры, пытаются монополизировать конкретные сферы общественной деятельности. Это является серьезным фактором напряженности в межнациональных отношениях.
С учетом устойчиво сохраняющейся естественной убыли славянского населения при увеличении доли армян в миграционном приросте и сохранении их естественного прироста можно говорить о постепенном процессе изменения исторически сложившегося баланса численности основных национальных групп населения края.
2.2.3. Вынужденная миграция
Миграционная ситуация осложняется тем, что в край усиливается поток вынужденных мигрантов.
Мигранты из ближнего зарубежья наряду с мигрантами из Чечни, Ингушетии и Северной Осетии формируют основную часть массива вынужденных переселенцев и беженцев и имеют тенденцию к росту своей численности. Согласно действующему законодательству Российской Федерации и Краснодарского края, Кубань не является территорией, благоприятной для расселения вынужденных переселенцев и беженцев и не имеет в этой связи финансово-кредитных льгот для расширения объектов социально-производственной сферы. Вместе с тем Краснодарскому краю приходится принимать значительное количество вынужденных переселенцев, при этом одним из основных направлений работы миграционной службы края является временное размещение мигрантов на период чрезвычайных ситуаций, оказание им первоочередной неотложной материальной, финансовой и медицинской помощи, подготовка к отправке в конечные регионы расселения.
Стремительные темпы прироста вынужденных мигрантов (10 - 15 тысяч человек в квартал), сложная социально-экономическая и демографическая ситуации в крае, высокая плотность населения (61 человек на 1 кв. км), трудоизбыточность региона, наличие в крае большого числа зон, в которых нецелесообразно расселение мигрантов (курорты, погранзона), - все это порождает в крае ряд сложнейших проблем: резкое увеличение цен на жилье и продукты питания, усиление напряженности на рынке занятости и объектах социальной инфраструктуры.
Динамика численности вынужденных мигрантов, прибывших из зон межэтнических конфликтов и межнациональной напряженности, выглядит следующим образом:
на январь 1993 года - 101000 человек,
на январь 1994 года - 160000 человек,
на январь 1995 года - 195000 человек,
на январь 1996 года - 223000 человек.
Этнический состав этой категории мигрантов не претерпел серьезных изменений в последнее время. По-прежнему численность этнических славян от общего потока вынужденных мигрантов составляет более 50%, армян - около 25%.
По данным миграционной службы края, на 1.01.96 г. органами миграционной службы края зарегистрировано 30423 человека вынужденных переселенцев, в том числе: из Грузии - 6574 человека (21,6%), из Чечни - 12550 человек (41,5%), из Таджикистана - 3648 человек (11,9%), из Азербайджана - 2266 человек (7,4%). Из них русских - 26092 человека (85,7%), армян - 1652 человека (5,4%), украинцев - 903 человека (2,9%). 17579 человек (57,7%) вынужденных переселенцев осели в сельской местности края, 12844 человека (42,2%) - в городах. Наибольшее число вынужденных переселенцев разместилось в Тимашевском (12,3%), Апшеронском и Гулькевичском (по 8,1%), Крымском (5,1%) районах и г. Краснодаре (10,3%). Среди них 49,8% трудоустроено, 26,5% находятся на иждивении других лиц, 17,8% - старше трудоспособного возраста.
В этих условиях органы государственной власти края были вынуждены пойти на ряд мер, направленных на ужесточение миграционного регулирования.
Приоритетными направлениями в реализации миграционной политики в крае признаны:
- воссоединение семей;
- восстановление исторической справедливости в отношении лиц, подвергшихся политическим репрессиям на территории Краснодарского края;
- гуманное отношение к вынужденным переселенцам и беженцам.
Регулирование миграционных потоков вынужденных переселенцев и беженцев в рамках настоящей Программы будет также производиться с учетом территориального распределения следующих категорий мигрантов:
- семей военнослужащих, выполняющих задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, а также граждан, высвобождаемых в связи с передислокацией и расформированием воинских частей;
- населения зон экологических бедствий, в том числе Чернобыльской катастрофы, и ряда других, переселение и обустройство которых осуществляется в рамках иных федеральных, краевых и ведомственных программ.
При сохранении темпов динамики вынужденной миграции в край на уровне двух последних лет (30 тысяч человек в год), а также учитывая нестабильную политическую обстановку в республиках Закавказья, Средней Азии и Северного Кавказа, которая в любой момент может перерасти в очередной военный конфликт, поток вынужденной миграции в Краснодарский край на 1996 - 1997 годы можно прогнозировать на уровне 50 тысяч человек в год, из которых статус вынужденного переселенца получат 15 тысяч человек. Обоснование прогноза миграционных процессов в 1996 - 1997 годах на территории Краснодарского края приведено в приложении 1.
Столь значительные прогнозируемые масштабы миграции, прибытия населения на фоне нерешенности многих проблем жизнедеятельности как местного населения, так и лиц, уже нашедших убежище на территории края, может существенно осложнить проведение социально-экономических преобразований, привести к возникновению очагов межнациональной напряженности.
2.2.4. Внешняя миграция
Работа по регулированию в Краснодарском крае вынужденной миграции из государств дальнего зарубежья проводится в соответствии с требованиями Указа Президента Российской Федерации от 16.12.93 г. N 2145, постановлениями Правительства Российской Федерации от 8.09.94 г. N 1019, 1020, 1021 и постановлением главы администрации Краснодарского края от 13.12.94 г. N 695. Система иммиграционного контроля, вводимая в крае, призвана осуществлять на границах России контроль за въездом на территорию страны иностранных граждан и лиц без гражданства, ищущих убежища либо следующих транзитом, их регистрацию и учет. Она направлена на предупреждение и сокращение неконтролируемой внешней миграции.
Вместе с тем, по данным ОВИР УВД края, в настоящее время на территории края проживает свыше 2000 иностранных граждан дальнего зарубежья с неопределенным правовым статусом. Преимущественно это граждане Афганистана, Ирана, Йемена, Сомали, Эфиопии. Основная их часть проживает в г. Краснодаре. Эти иммигранты добывают средства к существованию в основном коммерцией. Многие их них, опасаясь возвращения на свою родину в силу неблагоприятных экономических, социальных и политических причин, обращаются в миграционную службу края с ходатайствами о предоставлении им статуса беженца.
Нерешенной проблемой в этом вопросе остается несовершенство механизма выявления этих лиц и отсутствие в крае центра временного размещения иммигрантов, где могла бы проводиться работа по выявлению причин их пребывания на территории края и Российской Федерации в целом.
В миграционной службе Краснодарского края имеется отдел по работе с иммигрантами, который занимается приемом ходатайств от лиц, ищущих убежища на территории Российской Федерации, и предоставлением им статуса беженца. Для работы с этой категорией лиц, а также в целях пресечения незаконной миграции в крае созданы и работают 3 поста иммиграционного контроля: аэропорт г. Краснодара, морской порт г. Новороссийска, автомобильный и железнодорожный переход в с. Веселое Адлерского района г. Сочи. Согласно постановлению главы администрации Краснодарского края от 13.12.94 г. N 695 такие посты будут создаваться в г. Сочи, морских портах городов Туапсе, Геленджика, Ейска, Анапы, Темрюка, морском порте Кавказ Темрюкского района, на которых предполагается осуществление первичного приема и других мероприятий по контролю за миграцией.
Миграционной службой Краснодарского края за счет средств администрации края приобретен комплекс зданий в ст. Имеретинской г. Горячего Ключа для развертывания центра временного размещения иммигрантов и проведения индивидуальной работы с гражданами дальнего зарубежья и лицами без гражданства, обратившимися в миграционную службу с ходатайством о предоставлении им соответствующего статуса.
2.2.5. Внешняя трудовая миграция
Процесс интернационализации производства связан с межгосударственным перемещением рабочей силы, при этом в трудовых отношениях все чаще возникают специфические правовые и экономические проблемы, связанные с вхождением в международный рынок труда.
Несмотря на общую трудоизбыточность, обусловленную развитой инфраструктурой и отраслевой несбалансированностью регионального рынка труда, в край привлекается значительное количество иностранных работников, численность которых в настоящее время составляет 6,2 тысячи человек. В то же время сложная общественно-политическая и социально-экономическая ситуация является причиной поиска жителями Краснодарского края работы за рубежом. В 1995 году в край прибыло 6214 иностранных специалистов, в том числе из стран дальнего зарубежья - 2609 человек, из стран СНГ - 3605 человек. За 1995 год силами десяти организаций края, занимающихся трудоустройством российских граждан за рубежом и имеющих лицензии на право такой деятельности, трудоустроено 2119 человек в 9-ти странах мира. На учете в миграционной службе края зарегистрировано 217 кандидатов, желающих работать за границей.
Основная цель государственной политики в области трудовой миграции состоит в содействии повышению социального статуса мигрирующих работников и членов их семей при условии удовлетворения национальных интересов стран - экспортеров и импортеров рабочей силы.
В связи с этим в области внешней трудовой миграции необходимо:
- надежно защитить российский рынок труда от неконтролируемого притока иностранной рабочей силы;
- смягчить ситуацию на внутреннем рынке труда за счет трудоустройства российских граждан за границей;
- обеспечить защиту прав российских трудящихся-мигрантов.
В этих целях проводятся ревизия наличия иностранной рабочей силы в крае, лицензирование деятельности организаций, специализирующихся на международном трудовом рынке.
3. Правовое обеспечение программы
Развитие новых социально-экономических отношений на территории России требует их правового урегулирования. Действующая в настоящее время правовая база не позволяет в полной мере осуществлять системный подход к проблемам миграции. Разработка законодательства, регулирующего эти проблемы, должна быть направлена на достижение следующих основных целей:
1) совершенствование управления миграционными процессами на территории края, включая регулирование въезда, выезда и пребывания мигрантов, осуществление иммиграционного контроля, стабилизацию миграционных потоков;
2) обеспечение защиты прав и интересов граждан России вне зависимости от места проживания либо пребывания, в том числе трудящихся мигрантов;
3) содействие в социально-экономической адаптации лиц, имеющих статус вынужденного переселенца или беженца на территории края.
Правовое регулирование проблем миграции, исходя из сложившейся миграционной ситуации как в целом в России, так и в Краснодарском крае, в частности, требует:
- введения в установленном порядке процедуры предоставления вида на жительство (временного и постоянного) и миграционных квот для Краснодарского края;
- принятия Законодательным Собранием Краснодарского края пакета нормативных правовых актов, обеспечивающих нормализацию миграционной обстановки в крае;
- заключения соглашений по вопросам регулирования миграционных процессов в рамках реализации Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Краснодарского края.
Перечень организационных мероприятий по данному разделу Программы приведен в приложении 2.
4. Финансовое обеспечение программы
При реализации Программы необходимы денежные средства для выполнения текущих и чрезвычайных мероприятий, связанных с приемом и размещением вынужденных переселенцев, создания и функционирования сети пунктов иммиграционного контроля и первичного приема, деятельности центров временного размещения, создания новых производств и рабочих мест, а также решения других вопросов.
Источниками финансирования, связанными с приемом и обустройством мигрантов, будут являться:
- поступления из федерального бюджета (средства на создание и содержание пунктов первичного приема и центров временного размещения, расходы на проезд и провоз багажа к месту временного и постоянного жительства, средства на выплату ссуд на строительство жилья, создание рабочих мест и объектов социальной инфраструктуры для мигрантов);
- средства из краевого бюджета, предусмотренные дополнительным соглашением между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Краснодарского края;
- средства, получаемые из специальных фондов по оказанию помощи вынужденным переселенцам и беженцам (обустройство в местах нового постоянного жительства). Выделение денежных средств будет производиться под представленные Федеральной миграционной службе России региональные программы по жилищному строительству;
- отчисления от прибыли предприятий, направляемые на мероприятия по обеспечению занятости вынужденных мигрантов;
- целевые инвестиции российских, зарубежных и международных неправительственных организаций.
Помимо федеральных источников финансирования целесообразно создание самостоятельного регионального фонда оказания помощи вынужденным переселенцам и беженцам либо регионального отделения республиканского фонда "Соотечественники".
Перечень организационных мероприятий по данному разделу Программы приведен в приложении 2.
5. Вынужденная миграция
Для решения проблем вынужденных мигрантов в крае требуется принятие комплексных мер.
5.1. Создание условий для приема и размещения вынужденных мигрантов
Комплексный подход к созданию условий для приема и размещения вынужденных мигрантов предполагает стимулирование самообеспечения вынужденных переселенцев, с одной стороны, и экономического развития принимающей территории края, с другой.
5.2. Разработка и реализация программ помощи социально незащищенным категориям вынужденных мигрантов
Реализация принципов миграционной политики требует создания комплекса специальных мер по приему и обустройству социально незащищенных категорий вынужденных мигрантов и включает следующее направления:
- предоставление безвозмездных субсидий и пособий;
- предоставление жилой площади для временного расселения вынужденных переселенцев из фонда жилья Федеральной миграционной службы России, а в случае необходимости - выделение земельных участков под строительство жилья;
- участие в строительстве и развитии объектов культурно-образовательной сферы;
- предоставление мест в стационарных учреждениях социального обеспечения;
- социально-бытовое обслуживание через службы срочной социальной помощи;
- создание центров социально-психологической реабилитации;
- открытие домов матери и ребенка.
5.3. Создание системы готовности к приему вынужденных мигрантов при возникновении чрезвычайных ситуаций
Система готовности к массовому приему вынужденных мигрантов при возникновении чрезвычайных ситуаций предусматривает следующие мероприятия:
- развертывание полевых пунктов первичного приема на основе быстровозводимых конструкций;
- организация учета и регистрации прибывающих вынужденных мигрантов;
- организация транспортных перевозок мигрантов к местам временного или постоянного расселения;
- организация медицинского и санитарно-эпидемиологического обслуживания;
- организация питания, обеспечение мигрантов одеждой и обувью.
Работа в условиях чрезвычайных ситуаций проводится органами исполнительной власти Краснодарского края с участием миграционной службы края и Федеральной миграционной службы России по специально разработанной схеме взаимодействия.
5.4. Создание системы пунктов первичного приема лиц, ходатайствующих о признании их вынужденными переселенцами или беженцами
Для организации работы с лицами, подавшими ходатайство о признании их вынужденными переселенцами или беженцами, необходимо обеспечить деятельность пунктов первичного приема и центра временного размещения иммигрантов, где будут осуществляться:
- решение вопросов о регистрации ходатайства о предоставлении статуса вынужденного переселенца или беженца;
- выдача направления в центр временного размещения;
- обязательный санитарно-эпидемиологический контроль.
Для решения вопроса о возможности регистрации ходатайства о предоставлении статуса вынужденного переселенца отводится срок - не более З-х дней, а статуса беженца - не более 5-ти дней.
На территории Краснодарского края в настоящее время созданы и функционируют 3 пункта первичного приема вынужденных мигрантов в городах Краснодаре, Тихорецке и Сочи.
5.5. Функционирование центра временного размещения
В центр временного размещения вынужденные мигранты помещаются (в случае необходимости) на срок до З-х месяцев для решений вопроса об их статусе, выборе места постоянного расселения с учетом возможности трудоустройства и климатических особенностей региона.
Содержание мигрантов в центре временного размещения предполагает:
- обеспечение временным жильем;
- медицинскую помощь;
- бытовое обслуживание;
- трехразовое питание;
- профессиональную и языковую переподготовку.
Для социально незащищенных категорий, а также в отдельных исключительных случаях миграционная служба может принимать решение о бесплатном содержании и предоставлении услуг. Кроме того, при необходимости вынужденные мигранты обеспечиваются одеждой и предметами хозяйственного обихода.
На территории Краснодарского края создан и функционируем центр временного размещения "Магри" (Лазаревский район г. Сочи).
5.6. Расселение и жилищное обустройство
Решение проблем расселения и жилищного обустройства вынужденных переселенцев и беженцев невозможно без тесной связи интересов местного населения, с одной стороны, и интересов вынужденных мигрантов, с другой.
Временное размещение вынужденных переселенцев на территории края будет осуществляться в специально созданных для этих целей центре временного размещения (ЦВР) в г. Сочи и пунктах первичного приема (ППП) в городах Краснодаре, Сочи и Тихорецке. Суммарные расходы на содержание в течение года центра временного размещения и пунктов первичного приема приведены в приложении 3.
В случаях проведения экстренных гуманитарных акций по вывозу вынужденных переселенцев и беженцев из зон вооруженных конфликтов через территорию Краснодарского края размещение транспортируемых вынужденных мигрантов может производиться в свободных помещениях, удовлетворяющих санитарно-эпидемиологическим нормам.
Расселение вынужденных переселенцев для постоянного жительства в Краснодарском крае осуществляется в соответствии с Законом Краснодарского края "О порядке регистрации пребывания и жительства на территории Краснодарского края". Кроме того, миграционная служба края оказывает содействие в расселении группам вынужденных переселенцев, которые заключили договоры с администрациями районов края на выделение земли под строительство жилых поселков и развитие необходимых району сфер производства.
См. постановление главы администрации края от 3 июня 1993 г. N 201 "О выделении земельных участков под жилищное строительство для организаций других регионов"
Расселение вынужденных переселенцев к родственникам позволяет временно решить проблему жилищного обустройства этой категории мигрантов, так как на сегодняшний день отсутствует достаточное финансирование программ помощи вынужденным переселенцам, не производятся компенсационные выплаты за оставленное имущество государствами, инициирующими процесс вынужденной миграции, крайне недостаточными остаются темпы жилищного строительства для вынужденных переселенцев. В этих условиях единственным реально существующим путем решения жилищной проблемы является метод самостроя, предусматривающий непосредственное участие мигрантов в развитии жилищного строительства. На оказание помощи при строительстве жилья лицам, получившим статус вынужденных переселенцев и право на постоянное проживание на территории края, миграционной службой Краснодарского края в настоящее время выдается долговременная беспроцентная возвратная ссуда в размере 9 - 13 миллионов рублей. Кроме того, Законом Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" предусмотрено выделение жилья за счет средств федерального бюджета для социально незащищенных категорий вынужденных переселенцев. Затраты на создание фонда жилья в крае приведены в приложении 3.
5.7. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия вынужденных мигрантов
Проблемы миграции оказывают влияние на санитарно-эпидемиологическую обстановку в крае и сопровождаются повышением нагрузки на существующую лечебно-профилактическую сеть.
Для эффективного решения вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия вынужденных переселенцев в рамках Программы необходимо проведение следующих мероприятий:
а) определение квот и мест для компактного размещения беженцев на территории края;
б) внедрение индивидуального медико-эпидемиологического сертификата мигранта;
в) обеспечение государственного санитарно-эпидемиологического надзора за условиями приема, временного и постоянного проживания вынужденных переселенцев;
г) организация и устройство при пунктах первичного приема и размещения мигрантов санитарных пропускников для проведения обязательных медицинских осмотров мигрантов;
д) разработка плана ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в местах размещения мигрантов на случай их возникновения;
е) оказание медицинской помощи, обеспечение вынужденных мигрантов медицинским страховым полисом;
ж) определение порядка обеспечения нуждающихся мигрантов лекарственными препаратами;
з) проведение оценки, анализа и прогнозирования санитарно-эпидемиологической обстановки и состояния здоровья вынужденных переселенцев, а также местного населения, в том числе:
- оценка уровня загрязненности на территориях временного и постоянного размещения вынужденных мигрантов;
- оценка влияния заболеваемости прибывших вынужденных переселенцев на состояние здоровья жителей края;
- проведение социально-гигиенического мониторинга влияния уровня загрязненности окружающей среды на состояние здоровья вынужденных мигрантов и местного населения;
и) предупреждение возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний среди вынужденных переселенцев и населения края, в том числе:
- совершенствование контроля за выполнением мероприятий санитарно-эпидемиологической безопасности;
- выделение средств для обеспечения вынужденных переселенцев достаточным количеством вакцин, моющих и дезинфицирующих средств;
- организация прививочной работы среди мигрантов;
к) научное обеспечение системы наблюдения за состоянием коллективного иммунитета населения края, принимающего вынужденных мигрантов.
5.8. Обеспечение занятости вынужденных мигрантов
Работа по обеспечению занятости вынужденных мигрантов должна осуществляться краевым центром занятости населения совместно с миграционной службой Краснодарского края и другими заинтересованными организациями и ведомствами. Обеспечение занятости вынужденных мигрантов - одна из важнейших задач реализации Программы. Оттого, насколько успешно будет решен этот вопрос, в конечном счете зависит эффективность и быстрота адаптации мигрантов на новом месте жительства.
Для обеспечения занятости вынужденных мигрантов необходимо:
- содействие в устройстве на работу по имеющимся вакансиям с учетом имеющейся специальности или после соответствующей переподготовки в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации";
- создание новых рабочих мест в местах компактного размещения вынужденных переселенцев и организация самозанятости мигрантов в предпринимательской сфере, малом бизнесе, фермерском хозяйствовании (данное направление является приоритетным при компактном расселении переселенцев);
- выделение субсидий для создания новых рабочих мест и организации производств (использование бюджетных средств, выделяемых на Программу, кредитов Центрально банка России, средств международных организаций).
Одним из направлений обеспечения занятости мигрантов может стать создание рабочих мест в строительном комплексе, формируемом параллельно с действующим производством. Занятость в этой сфере может быть рассчитана исходя из потребности прибывающего населения в жилье.
Учитывая аграрную направленность экономики края, другим направлением в обеспечении занятости при одновременном самообеспечении вынужденных переселенцев является участие в сельскохозяйственном производстве.
Необходимо учитывать, что Краснодарский край относится к трудоизбыточным регионам и не может полностью обеспечить занятость вынужденных переселенцев, при этом часть из них может оказаться безработными, требующими соответствующих мер социальной защиты.
6. Внешняя трудовая миграция
Организация управления процессами внешней трудовой миграции требует принятия и определения следующих мер и подходов:
- совершенствование системы органов внешней трудовой миграции в крае;
- организация межведомственного взаимодействия государственных и негосударственных структур, осуществляющих деятельность в области внешней трудовой миграции.
При решении этих задач следует руководствоваться принципами, вытекающими из международных обязательств, общепризнанных норм международного права и национального законодательства, в том числе:
а) признание и последовательное соблюдение прав человека и гражданина на свободу перемещения;
б) обеспечение равенства трудовых прав мигрантов с правами граждан принимающей страны;
в) защита политических, экономических и социальных интересов России посредством организации комплексной координации деятельности государственных и негосударственных структур, занимающихся внешней трудовой миграцией;
г) учет политических, экономических и социальных потребностей и интересов стран, предоставляющих возможность трудоустройства российским гражданам и поставляющих рабочую силу для народного хозяйства края.
Программой предусмотрено развитие системы внешней трудовой миграции. Соответствующие функции государственных органов и служб, расположенных на территории Краснодарского края, представлены в таблице:
-----------------------------------------------------------------
Ведомство | Функции | Взаимодействующие
| | ведомства
-----------------+-------------------------+---------------------
Миграционная | Подбор и представление |
служба Красно- | в Федеральную миграци- |
дарского края | онную службу России |
(МСКК) | кандидатов для работы |
| по найму или долгосроч- |
| ной стажировки на рабо- |
| чих местах за границей |
| |
| Выдача лицензий на дея- | Территориальные
| тельность, связанную с | органы налоговой
| трудоустройством россий-| полиции Красно-
| ских граждан за грани- | дарского края
| цей, организациям, |
| осуществляющим ее в пре-|
| делах Краснодарского |
| края, и контроль за |
| деятельностью этих ор- |
| ганизаций |
| |
| Контроль за привлече- | Территориальные
| нием и использованием | органы УВД Крас-
| иностранной рабочей силы| нодарского края
| на соответствующей тер- |
| ритории края |
-----------------------------------------------------------------
7. Внешняя миграция
7.1. Регулирование внешней миграции
В течение 1994 - 1995 годов в миграционную службу Краснодарского края с ходатайством о предоставлении статуса беженца обратился 291 иностранный гражданин из дальнего зарубежья, в том числе:
1994 год - 140 человек (зарегистрировано 77 человек);
1995 год - 151 человек (зарегистрировано 58 человек).
Обращавшиеся - преимущественно граждане Афганистана (90%), а также Ливана, Алжира, Эфиопии, Заира (около 10%).
Организация управления процессами внешней миграции требует принятия и определения следующих мер и подходов:
а) подготовка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации по вопросу иммиграции, созданию правовой базы, определяющей основные взаимные обязанности иммигрантов и государства;
б) защита прав иммигрантов в соответствии с действующим законодательством и нормами международного права;
в) прогнозирование иммиграционных процессов и участие в формировании государственной иммиграционной политики с учетом изменения политической и экономической ситуации;
г) совершенствование механизма взаимодействия между органами исполнительной власти Краснодарского края, региональными подразделениями федеральных органов и миграционной службой Краснодарского края, что позволит обеспечить:
- контроль за въездом и пребыванием на территории края вынужденных мигрантов;
- прием и учет иностранных граждан и лиц без гражданства, ходатайствующих о признании их беженцами;
- определение правового статуса вынужденных мигрантов из дальнего зарубежья;
- санитарно-эпидемиологическое благополучие вынужденных мигрантов;
- выдворение (депортация) лиц, не имеющих оснований на признание их беженцами;
д) регулирование потока иммигрантов на территории края;
е) принятие ходатайств о предоставлении статуса беженца.
7.2. Работа по осуществлению иммиграционного контроля, регулирование иммиграционного потока
Организация и совершенствование иммиграционного контроля на территории края включает в себя:
а) выполнение Закона Российской Федерации "О беженцах" и постановления Правительства Российской Федерации от 8.09.94 г. N 1021 "О мерах по регулированию и сокращению неконтролируемой внешней миграции", что предполагает следующие направления работы иммиграционного отдела миграционной службы Краснодарского края по определению правового статуса иммигранта:
- подача и принятие ходатайства о признании иммигранта беженцем в Российской Федерации, анкетирование иммигранта и прибывших с ним членов его семьи, достигших 18-летнего возраста;
- принятие миграционной службой Краснодарского края и ее территориальными органами решения о регистрации ходатайства о признании иммигранта беженцем в Российской Федерации;
- индивидуальные собеседования с иммигрантом и членами его семьи с оформлением опросного листа;
- проверка достоверности сведений и причин прибытия, сообщаемых иммигрантом;
- принятие решения о признании иммигранта беженцем в Российской Федерации;
- выдача иммигранту удостоверения беженца в Российской Федерации;
б) согласование действий и установление деловых взаимоотношений, основанных на тесном сотрудничестве и взаимопомощи, с органами пограничной службы в соответствии с требованиями совместного приказа Федеральной пограничной службы Российской Федерации и Федеральной миграционной службы Российской Федерации от 09.02.96 N 96/23;
в) взаимный обмен информацией и сотрудничество с органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации по вопросам пребывания иностранных граждан, лиц без гражданства и регулирования иммиграционных процессов;
г) взаимодействие с органами УВД края по сопровождению и выдворению лиц, незаконно находящихся на территории края;
д) создание центра временного размещения иммигрантов;
е) рассмотрение вопросов адаптации лиц, получивших статус беженца, на территории края.
Контроль и распределение потока внешней миграции предполагает:
а) совершенствование работы созданных в 1994 - 95 годах постов иммиграционного контроля, предназначенных для работы с иностранными гражданами, прибывающими на территорию края или следующими транзитом, в пунктах пропуска через государственную границу;
б) создание и развертывание в 1996 году пяти новых постов иммиграционного контроля и мест временного содержания иммигрантов при этих постах;
в) создание центра временного размещения иммигрантов в ст. Имеретинской г. Горячего Ключа Краснодарского края на 150 человек.
Размещение и определение продолжительности нахождения иммигрантов на территории Краснодарского края производятся в строгом соответствии с Законом Российской Федерации "О беженцах", что предполагает:
а) в пунктах временного размещения - 5 суток, при постах иммиграционного контроля - до решения вопроса о регистрации ходатайства;
б) после регистрации ходатайств до решения вопроса об определении статуса - в центре временного размещения иммигрантов.
7.3. Информационное обеспечение и прогнозирование иммиграционных процессов
Перед миграционной службой Краснодарского края сегодня стоят задачи по формированию единого банка данных, содержащего информацию о потоке иммигрантов, а также регулярному проведению прогнозных расчетов, экспертных оценок и социологических исследований.
Информационное обеспечение предусматривает сбор и обмен информацией по следующим направлениям:
а) перемещение основных потоков иммигрантов по территории края, характеризующее внешнюю миграцию в целом (данные собираются системой иммиграционного контроля миграционной службы Краснодарского края, региональными пограничными и таможенными службами, органами УВД края, поступают из федеральных органов России);
б) работа миграционной службы края с иммигрантами, включающая в себя сбор сведений о состоянии дел:
- на постах иммиграционного контроля;
- в центре временного размещения;
в) создание банка данных со сведениями об иностранной рабочей силе, прибывающей на территорию края;
г) создание банка данных о фирмах, привлекающих иностранную рабочую силу.
Перечень организационных мероприятий по данному разделу Программы приведен в приложении 2.
8. Организационное и информационное обеспечение,
подготовка и закрепление кадров
Миграционные проблемы, включающие вопросы строительства, финансирования, землепользования, социального обеспечения, государственной безопасности, медицинского обеспечения и санитарно-эпидемиологического контроля, обеспечения занятости, правового регулирования, межнациональных отношений и другие, предполагают сотрудничество различных государственных организаций и ведомств.
Вопросы, в ходе решения которых необходимо сотрудничество или согласование действий различных организаций в крае, объединяются в следующие разделы:
- законотворческая деятельность и правоохранительная практика;
- международная деятельность;
- финансово-экономическая деятельность и развитие инвестиционных фондов, создание переселенческих банков и системы страхования;
- строительство объектов производственной и социально-бытовой инфраструктуры;
- контроль за миграционными процессами;
- разработка региональных программ и организация их выполнения;
- обеспечение занятости мигрантов;
- выработка региональной политики в области трудовой миграции;
- развитие системы научного прогноза миграционных процессов;
- подготовка кадров для органов миграционной службы.
В рамках Программы необходимо участие миграционной службы Краснодарского края в координации деятельности других ведомств и организаций по вопросам, затрагивающим интересы мигрантов.
Следует также выделить проблему взаимодействия с различными общественными организациями и благотворительными фондами. Необходимо привлечь общественные организации как к прямой благотворительности, так и к работе по инициированию инвестиций от других предприятий.
В целях развития системы органов миграционной службы предполагается:
- обеспечение развития сети территориальных миграционных служб края, включая оснащение их необходимым оборудованием, в том числе информационно-вычислительной техникой;
- поэтапное расширение базы размещения системы миграционной службы края за счет аренды, строительства или передачи на баланс дополнительных служебных помещений;
- плановое внедрение компьютерной сети, включая разработку на всех уровнях миграционной службы единых стандартов, требований к технике и программному обеспечению.
Организация регулирования миграционных процессов, миграционного контроля и расширения функций, возложенных на миграционную службу края, требует системного подхода к проблеме профессиональной подготовки, отбора и закрепления своих кадров. Это позволит в процессе формирования управленческого звена осуществить подбор грамотных и квалифицированных сотрудников.
Проведение организационных мероприятий по подготовке и повышению квалификации кадров осуществляется в следующих направлениях:
а) подготовка и повышение квалификации кадров всех подразделений миграционной службы края, в том числе:
- учебно-методическое обеспечение профессиональной подготовки кадров;
- материально-техническое оснащение учреждений для специальной профессиональной подготовки;
б) подготовка кадров, действующих в условиях чрезвычайных ситуаций, в том числе:
- подготовка кадров из числа добровольцев для оказания экстренной помощи в полевых условиях (психологов, социологов, медицинских работников, работников детских учреждений и других);
- учебно-методическое обеспечение обучения, предполагающее разработку образовательных программ подготовки и методических рекомендаций, оснащение нормативно-правовыми и справочными материалами.
В целях поддержания высокого профессионального уровня работников миграционной службы периодичность обучения должна быть не менее двух раз в год для каждого сотрудника.
В соответствии с Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации" категорию сотрудников миграционной службы Краснодарского края необходимо включить в реестр государственных служащих, предусмотреть для них, учитывая сложные производственные условия и низкий уровень оплаты труда, целевое выделение федеральных средств на строительство или покупку жилья.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.