Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Государственного
Совета - Хасэ Республики Адыгея
и Законодательного Собрания
Краснодарского края
Вносится Государственным
Советом - Хасэ Республики Адыгея
и Законодательным Собранием
Краснодарского края
Проект
Российская Федерация
Федеральный закон
О миграции в Российской Федерации
Принят Государственной Думой
Одобрен Советом Федерации
Настоящий Закон регулирует правовые отношения в области миграции и определяет правовые основы миграции в Российской Федерации.
Президент Российской Федерации |
В. Путин |
Москва, Кремль
Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О миграции в Российской Федерации"
Настоящий законопроект разработан на основе Конституции Российской Федерации и направлен на обеспечение регулирования миграционных потоков, преодоление негативных последствий стихийно развивающихся процессов миграции, создание условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов, а также обеспечение гуманного отношения к лицам, ищущим убежища на территории Российской Федерации.
Основной целью принятия данного федерального закона является закрепление на законодательном уровне государственной миграционной политики, направленной на преодоление негативных последствий стихийно развивающихся процессов миграции, создание условий для реализации прав мигрантов, но не в ущерб правам других граждан.
Правовой основой для принятия данного федерального закона является Конституция Российской Федерации, которая наряду с провозглашением свободы передвижения и выбора места пребывания и жительства, а также свободы въезда и выезда граждан Российской Федерации (ст. 27 Конституции), среди основополагающих принципов и правил закрепляет что:
осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (часть 3 статьи 17 Конституции);
права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 ст. 55 Конституции).
Необходимо отметить, что законодательство Российской Федерации, регулирующее вопросы миграции, разрозненно, а зачастую содержит еще союзные нормативные акты. Так, действующий в настоящее время Закон СССР "О правовом положении иностранных граждан в СССР" от 24 июня 1981 года и "Правила пребывания иностранных граждан в СССР", утвержденные постановлением Кабинета Министров СССР от 26 апреля 1991 года N 212, устарели и не отвечают требованиям Конституции Российской Федерации, национальным интересам Российской Федерации, ее новому социально-экономическому и политическому строю.
Необходимость данного закона определяется и прозрачностью границ с государствами СНГ. Потоки беженцев и вынужденных переселенцев из бывших союзных республик привели к тому, что в настоящее время на территории Российской Федерации, по данным некоторых федеральных органов исполнительной власти, находятся свыше 5 млн. нелегальных иностранных граждан и лиц без гражданства, которые значительно влияют на социально-экономическую и криминогенную обстановку в России и отрицательно влияют на экономическую и политическую стабильность в стране.
Определенное негативное влияние на обстановку оказала правовая неподготовленность Российской Федерации к наплыву беженцев из ближнего зарубежья после того, как Российская Федерация стала участником Конвенции "О статусе беженцев" 1951 года. Федеральные законы "О беженцах" и "О вынужденных переселенцах" от 19 февраля 1993 года без всеобъемлющего федерального закона о миграции не в состоянии решить сложные проблемы, возникающие в связи с массовым въездом иностранных граждан в Российскую Федерацию с самыми различными целями; внутренней вынужденной миграцией, создающей очаги социальной напряженности.
Законопроект "О миграции в Российской Федерации" многоплановый, он включает десять глав, в которых регламентированы нормы внешней и внутренней миграции граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства в Российской Федерации.
В законопроекте регулирование миграционных процессов разделено на две части: регулирование внешней миграции (глава II) и регулирование внутренней миграции (глава III).
В законопроекте заложен строго разрешительный порядок въезда иностранных граждан и лиц без гражданства в Российскую Федерацию, при наличии виз. Расширен перечень оснований для отказа во въезде в Российскую Федерацию иностранным гражданам и лицам без гражданства (п. 8 ст. 6) по сравнению с действующим Федеральным законом "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (8 оснований против 4).
Установлен довольно широкий перечень оснований для отказа в выдаче визы и вида на жительство (ст. 11). Иммиграционные визы и вид на жительство выдаются с учетом квот, устанавливаемых Правительством Российской Федерации по предложению исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации на количество иностранных граждан, желающих въехать в субъект Российской Федерации для постоянного проживания. Законопроект также предусматривает основания для сокращения срока пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства (ст. 12). Визовый порядок въезда в Российскую Федерацию распространяется на всех иностранных граждан государств (в том числе и из стран ближнего зарубежья), за исключением тех, с которыми у России заключены специальные двухсторонние договоры.
Законопроект предполагает ведение строгого регистрационного учета иностранных граждан и лиц без гражданства с передачей всей информации об их перемещении в Центральный банк данных.
Трудовая иммиграция также носит разрешительный характер и в соответствии с квотами, согласованными с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Она должна удовлетворять потребности российского рынка труда и обеспечивать приоритетные права граждан Российской Федерации на занятие свободных рабочих мест. Именно такое регулирование заложено в ст. 16 законопроекта.
В статье 26 предусматривается, что каждая из разновидностей вынужденной миграции должна регулироваться специальными нормативными правовыми актами с соблюдением следующих правил:
решения о местах компактного поселения вынужденных мигрантов должны приниматься Правительством Российской Федерации после согласования с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
при расселении вынужденных мигрантов должна учитываться складывающая<ся> в регионах межнациональная обстановка, плотность населения, наличие целевого земельного фонда, экологическая обстановка, перспективы развития инфраструктуры и создания рабочих мест и другие вопросы.
Таким образом, необходимость принятия федерального закона, отражающего и закрепляющего государственную миграционную политику, давно назрела.
Принятие федерального закона позволит упорядочить регистрацию иностранных граждан, их учет и деятельность, пресечь неконтролируемую миграцию иностранных граждан и осуществить административное выдворение иностранных граждан, незаконно находящихся на территории Российской Федерации или нарушивших визовой и правовой режим; кроме того, проект содержит нормы правового регулирования миграционных процессов внутри страны.
Законопроект должен стать основным, базовым в сфере регулирования всех миграционных процессов. Из него должны вытекать и дополнять его другие федеральные законы, в том числе и ныне действующие.
Председатель Государственного |
Председатель Законодательного |
<< Назад |
Глава I. >> Общие положения |
|
Содержание Постановление Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея и Законодательного Собрания Краснодарского края от 6 декабря... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.