Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению малого Совета
Краснодарского краевого Совета
народных депутатов
от 27 января 1993 г. N 24
Временный порядок купли-продажи земельных участков
для целей, предусмотренных земельным законодательством
21 июля 1993 г.
См. Порядок купли-продажи гражданами земельных участков, утвержденный постановлением главы администрации края от 28 июля 1993 г.
Временный порядок разработан в соответствии с Земельным кодексом РСФСР, указами Президента Российской Федерации "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" от 27.12.91 г. N 323, "О продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятий" от 25.03.92 г. N 301 и "Об утверждении порядка продажи земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий, расширении и дополнительном строительстве этих предприятий, а также предоставленных гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности" от 14.06.92 г. N 631.
Решением малого Совета Краснодарского краевого Совета народных депутатов от 21 июля 1993 г. N 278 в пункт 1 приложения к настоящему решению внесены изменения
1. Общие положения
1.1. Временный порядок регламентирует продажу земельных участков в собственность гражданам и юридическим лицам для целей сельскохозяйственного использования, индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, индивидуального и коллективного садоводства и животноводства, а также при приватизации государственных, муниципальных предприятий, при расширении и дополнительном строительстве приватизированных предприятий, для занятий предпринимательской деятельностью.
Продавцами земли являются:
- органы, уполномоченные местными Советами народных депутатов;
- граждане, владеющие землей на правах собственности;
- работники коллективных сельскохозяйственных предприятий, имеющие земельные доли.
1.2. При выкупе земли юридические и физические лица подают заявку на приобретение участка в соответствующий фонд государственного (муниципального) имущества. Заявка регистрируется в день ее поступления. Отказ в приеме и регистрации заявки не допускается.
1.3. В месячный срок после подачи заявки (заявления для граждан) оформляется договор купли-продажи земельного участка. К договору купли-продажи земельного участка прилагаются ситуационный план, экспликация земель, акт установления нормативной цены земельного участка, заявленного на приобретение в собственность, подготовленные местным комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам и переданные в фонд госимущества в трех экземплярах.
Порядок определения нормативной цены земли на территории Краснодарского края был утвержден постановлением правительства края от 2 июня 1997 г. N 35-п
Ситуационный план включает в себя топографическую ситуацию, красные линии застройки, границы зон с особым правовым режимом, границы земель общего пользования, трассы инженерной инфраструктуры, границы земельного участка, виды и площади угодий, наименование юридических лиц и граждан, являющихся смежными землепользователями.
При необходимости для оформления ситуационного плана комитеты по земельной реформе и земельным ресурсам привлекают местные органы архитектуры и другие службы, владеющие необходимыми данными.
1.4. Покупателем на расчетный счет фонда государственного (муниципального) имущества, осуществляющего продажу земельного участка, вносится плата в размере 4,5% от сделки в соответствии с решением малого Совета краевого Совета народных депутатов N 303 от 2.09.92 г.
Соответствующим комитетам по земельной реформе и земельным ресурсам, оформляющим ситуационный план, акт установления нормативной цены земельного участка, заявленного на приобретение в собственность, и предоставляющим сведения по их местоположению, качественной и количественной характеристике, производится оплата работ в размере 4,5% от стоимости купленного участка.
1.5. Приобретение земли в собственность осуществляется по цене, устанавливаемой в процессе коммерческих конкурсов, аукционов, а также по договоренности сторон и по нормативной цене.
1.6. Выкуп земли у собственников, включая принудительный, для государственных или общественных целей, предусмотренных законодательством, осуществляется по цене, сложившейся в данной местности.
1.7. Постановление местной администрации о передаче земельного участка в собственность и государственный акт на право собственности на землю или свидетельство о праве собственности на землю составляется на основании договоров купли-продажи.
Государственный акт или свидетельство выдается соответствующей местной администрацией в месячный срок с момента заключения договора и регистрируется комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам.
1.8. Отчуждение земельных участков на территории Краснодарского края, предоставленных для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства, включая и продажу их собственниками, допускается независимо от сроков вступления в собственность без изменения целевого назначения физическим лицам, постоянно проживающим на территории края, по договорной цене.
Земельные участки, предоставленные для иных целей, могут быть проданы только Совету народных депутатов в случае, если они ранее были выкуплены у Совета народных депутатов по цене приобретения с учетом индексации цен и произведенных на этом участке затрат; в случае бесплатного предоставления - земельные участки отчуждаются Совету народных депутатов на тех же условиях, на которых земельный участок был предоставлен, с компенсацией произведенных на этом участке затрат.
Во всех остальных случаях земельные участки их собственниками могут быть проданы физическим и юридическим лицам по договорной цене не ранее чем через 10 лет, если они были получены в собственность бесплатно, и не ранее чем через 5 лет, если они были приобретены в собственность за плату.
2. Продажа земельных участков
фондом государственного (муниципального) имущества
2.1. Продажу земельных участков по поручению местных Советов народных депутатов осуществляет соответствующий фонд государственного (муниципального) имущества.
2.2. Местные Советы народных депутатов осуществляют продажу гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности:
- при приватизации государственных, муниципальных предприятий;
- при расширении и дополнительном строительстве приватизированных предприятий;
- для занятий предпринимательской деятельностью;
- для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства на площади сверх бесплатной доли;
- для коллективно-долевой и коллективно-совместной форм сельскохозяйственного производства на площади, сверх предоставленной бесплатно;
- для индивидуального и коллективного садоводства и животноводства на продуктивных сельскохозяйственных угодьях;
- для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства в городах и поселках;
- для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства в сельской местности сверх нормы отвода земли, устанавливаемой сельскими Советами народных депутатов.
Продаже подлежат земли, переданные ранее в пользование покупателю, включенные в фонд перераспределения, и другие участки земли, не предоставленные кому-либо в пользование.
2.3. Граждане и юридические лица, которым земля ранее предоставлена в пользование или аренду, имеют преимущественное право на ее выкуп.
Соответствующий фонд государственного (муниципального) имущества обязан в месячный срок со дня регистрации заявки на приобретение в собственность земельного участка заключить договор его купли-продажи (с нотариальным оформлением для граждан) по нормативной цене в соответствии с актом установления нормативной цены земельного участка, заявленного на приобретение в собственность. Акт утверждается местным комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам.
2.4. Продажа земельных участков, включенных в фонд перераспределения, и других земельных участков, не предоставленных кому-либо в пользование, производится соответствующим фондом государственного (муниципального) имущества по конкурсу, аукциону или непосредственно по договору с покупателем.
2.5. При проведении конкурса право приобретения земельного участка предоставляется покупателю, предложение которого полностью отвечает условиям конкурса и предложившему максимальную цену.
При этом преимущественные права (при прочих равных условиях) предоставляются:
- гражданам, ранее использовавшим земельные участки на правах аренды, членам трудовых коллективов, выходящим из колхоза или совхоза с целью создания крестьянского (фермерского) хозяйства, а также другим работникам этих хозяйств;
- гражданам, пожелавшим присоединить к ранее используемым участкам свободные близлежащие земли в целях расширения крестьянских (фермерских) хозяйств.
2.6. Условия конкурса разрабатываются соответствующим комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам и могут включать:
- целевое использование земельного участка;
- сохранение плодородия земель;
- соблюдение экологических и архитектурно-планировочных требований;
- обеспечение максимального размера инвестиций;
- проведение работ по улучшению, рекультивации и благоустройству участка;
- подготовленность конкурсантов к грамотному использованию приобретаемых земель и другие.
2.7. Оставшиеся после продажи по конкурсу (а также предоставления в аренду) земельные участки при наличии нескольких претендентов продаются на аукционах гражданам и юридическим лицам.
При продаже земельных участков с аукциона от покупателей не требуется выполнения каких-либо дополнительных условий, кроме целевого использования. При этом право собственности передается покупателю, предложившему в ходе торгов максимальную цену.
2.8. Начальная цена земельного участка при продаже на конкурсе и аукционе определяется не ниже нормативной цены земли.
2.9. Соответствующий фонд государственного (муниципального) имущества за 30 дней до проведения конкурса или аукциона производит публикацию условий конкурса и характеристик продаваемых земельных участков, включая их границы, размеры, условия использования (связанные с экологическими требованиями, качеством сельхозугодий и прочие), а также величину земельного налога, установленную в справке комитета по земельной реформе и земельным ресурсам.
2.10. Победитель конкурса или аукциона имеет право на заключение с продавцом договора купли-продажи на земельный участок.
2.11. В случаях, когда собственник приватизируемого предприятия является единственным участником аукциона, коммерческого или инвестиционного конкурса, занимаемый им земельный участок продается ему в собственность по стартовой цене, но не ниже нормативной. В остальных случаях земельный участок продается покупателю по цене, установленной решением конкурсной (аукционной) комиссии по цене не ниже двукратной нормативной цены участка.
2.12. Договора купли-продажи земельных участков, заключенные по итогам конкурсов и аукционов или непосредственно с покупателем земли, подлежат регистрации в местной администрации после регистрации в соответствующем фонде имущества. Свидетельство о регистрации сделки выдается покупателю фондом имущества после внесения первоначального взноса в счет выкупа при оплате в рассрочку или после внесения полной суммы платежа при единовременной оплате.
2.13. Проведение конкурсов и аукционов по продаже земельных участков осуществляется в соответствии с "Порядком продажи земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий, расширении и дополнительном строительстве этих предприятий, а также предоставленных гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности", утвержденного Указом Президента РФ от 17.06.92 г. N 631.
2.14. Средства, полученные от продажи в собственность земельных участков, перечисляются продавцом в следующих долях на бюджетные счета:
- местных Советов народных депутатов, на территории которых расположены земельные участки, - 80 процентов;
- краевого - 10 процентов;
- в республиканский бюджет - 10 процентов.
Впредь до принятия новой Классификации доходов и расходов бюджетов средства, поступающие от продажи земельных участков, зачисляются в доход бюджета на раздел 23 параграф 4 "Прочие поступления от реализации имущества".
О бюджетной классификации Российской Федерации см. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 115-ФЗ
Указанные средства расходуются на цели осуществления землеохранных мероприятии, землеустройства и ведения земельного кадастра, развития инженерно-транспортной инфраструктуры, благоустройства городов и территории.
2.15. Предельный размер земельного участка, продаваемый в собственность, определяется в каждом конкретном случае, но не должен быть более 5 гектаров. Остальная площадь предоставляется в аренду.
Продажа земельных участков может осуществляться посредством заключения договоров купли-продажи с рассрочкой до 3-х лет или договоров аренды с правом выкупа на срок от 5 до 10 лет. Право собственности на земельный участок переходит к покупателю после полной оплаты стоимости земельного участка. В случае невыплаты платежей в установленные сроки соответствующий фонд государственного (муниципального) имущества вправе расторгнуть договор аренды, продать участок и возвратить арендатору выплаченные им в рассрочку суммы, внесенные в счет стоимости участка, за вычетом штрафных санкций, предусмотренных действующим законодательством.
3. Продажа земельных участков гражданами, владеющими землей
на правах собственности
3.1. Гражданам, владеющим земельными участками на правах собственности для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства, независимо от сроков вступления в собственность, разрешена их продажа физическим и юридическим лицам по договорным ценам; гражданам, имеющим земельные участки в собственности для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, разрешена продажа их другим гражданам по свободным ценам в следующих случаях:
- при выходе на пенсию по старости (за выслугу лет);
- при получении земли в порядке наследования;
- при переселении с целью организации крестьянского хозяйства на свободных землях фонда перераспределения;
- при вложении вырученных средств от продажи земли в перерабатывающие, торговые, строительные и обслуживающие предприятия на селе.
3.2. Купля-продажа земельных участков, находящихся в собственности граждан, осуществляется самостоятельно путем договора с покупателем, либо с помощью районного (городского) комитета по земельной реформе и земельным ресурсам путем проведения в установленном порядке конкурса или аукциона.
Заявление от продавца на оформление договора купли-продажи участка подается в местную администрацию и регистрируется в день его поступления. Договор купли-продажи земельного участка заключается и нотариально оформляется в обязательном порядке в месячный срок после регистрации заявления и регистрируется в соответствующем комитете по земельной реформе и земельным ресурсам. Отказ в приеме и регистрации заявления не допускается.
3.3. При продаже земельного участка гражданином, владеющим этим участком на правах собственности, в местную администрацию должны быть представлены заявления с просьбой оформить договор купли-продажи и документы, подтверждающие право собственности на землю, а также подтверждена правомерность продажи:
- при выходе на пенсию по старости (за выслугу лет) - копия пенсионного удостоверения продавца;
- при получении земли в порядке наследования - копия нотариально заверенного документа, подтверждающего право наследства на продаваемый участок;
- при переселении с целью организации крестьянского хозяйства на свободных землях фонда перераспределения - копия акта на собственность по земельному участку на свободных землях фонда перераспределения;
- при вложении вырученных средств от продажи земли в перерабатывающие, торговые, строительные и обслуживающие предприятия на селе - платежное поручение о переводе денег за продаваемый участок на специальный счет местной администрации в банке, с которого оплачиваются строительные и обслуживающие предприятия на селе.
3.4. С момента регистрации договора купли-продажи земельного участка в соответствующем комитете по земельной реформе и земельным ресурсам района (города) и уплаты покупателем специального сбора администрация обязана выдать ему в течение месяца Государственный акт (свидетельство) на право собственности на землю.
4. Продажа работниками сельскохозяйственных предприятий
земельных долей
4.1. Работникам сельскохозяйственных предприятий, имеющим земельные доли, разрешена их продажа другим работникам хозяйства или хозяйству по свободным ценам.
4.2. Сделка купли-продажи земельных участков при продаже земельных долей оформляется договором купли-продажи, регистрируется в соответствующем комитете по земельной реформе и земельным ресурсам и после уплаты покупателем специального сбора администрация обязана ему выдать справку на право собственности на землю.
4.3. При заключении договора купли-продажи продавец представляет заявление об оформлении договора и копию документа, удостоверяющего выделение ему продаваемой земельной доли. Если при этом покупателем является другой работник хозяйства, им предоставляется справка, удостоверяющая его место работы. Заявление подлежит регистрации в день его подачи. Отказ в приеме и регистрации заявления не допускается.
4.4. При наличии документов, указанных в п. 4.3 договор купли-продажи заключается и нотариально оформляется в обязательном порядке в месячный срок после регистрации заявления.
Управляющий делами Краснодарского
краевого Совета народных депутатов |
А.Г. Усачев |
<< Назад |
||
Содержание Решение малого Совета Краснодарского краевого Совета народных депутатов от 27 января 1993 г. N 24 "Об утверждении Временного... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.