Постановлением главы администрации края от 9 июня 2000 г. N 428 настоящее постановление снято с контроля в связи с окончанием срока действия
О социально-экономическом положении в крае в 1997 году и основных направлениях деятельности администрации края на 1998 год см. постановление главы администрации края от 4 марта 1998 г. N 94;
об итогах социально-экономического развития края в 1999 году и основных направлениях деятельности администрации края в 2000 году - постановление главы администрации края от 13 апреля 2000 г. N 258
Итоги социально-экономического положения в крае за 1998 год показали, что в экономике края происходит дальнейшее обострение ситуации. Продолжается падение производства, не преодолен кризис в бюджетной сфере, ускорился рост неплатежей, дестабилизировался финансовый рынок, снизилась инвестиционная активность. Отмечается резкое снижение уровня жизни населения края, усиление социальной напряженности.
В целях смягчения воздействия разрушительных процессов на хозяйственный комплекс и поддержания жизненного уровня населения Кубани, а также руководствуясь задачами, вытекающими из Программы правительства Российской Федерации и Центрального банка РФ "О мерах по стабилизации социально-экономического положения в стране", одобренной на заседании Правительства Российской Федерации 31 октября 1998 г., постановляю:
1. Принять к сведению информацию о социально-экономическом положении в крае в 1998 году (приложение N 1).
2. Утвердить основные направления деятельности администрации Краснодарского края на 1999 год и показатели социально-экономического положения края в 1998 - 1999 годах согласно приложениям N 2 и 3.
3. Поручить правительству Краснодарского края (Мельников) принять исчерпывающие меры по выполнению основных направлений деятельности администрации Краснодарского края на 1999 год.
4. Направить Законодательному Собранию края информацию о социально-экономическом положении в крае в 1998 году, основные направления деятельности администрации Краснодарского края на 1999 год и показатели социально-экономического положения края в 1998 - 1999 годах.
5. Департаментам, комитетам, управлениям и отделам администрации края ежеквартально до 20-го числа каждого следующего за отчетным кварталом месяца докладывать правительству края о ходе реализации основных направлений деятельности администрации края на 1999 год.
6. Управлению информации и социально-политического прогнозирования (Мухина) опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
7. Контроль за выполнением данного постановления возложить на первого заместителя главы администрации края, председателя правительства края Мельникова В.А.
8. Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Первый заместитель главы
администрации Краснодарского края,
председатель правительства |
В.А. Мельников |
Приложение N 1
к постановлению главы
администрации Краснодарского края
от 21 апреля 1999 г. N 279
О социально-экономическом положении в крае
в 1998 году
В 1998 году, как и в предыдущем, деятельность администрации края была направлена на защиту населения, хозяйственного комплекса Кубани от негативных последствий углубляющегося в стране острого экономического кризиса и реанимацию производства, прежде всего - сельскохозяйственного, как основы продовольственной безопасности России.
Кадровая чехарда в высших эшелонах власти России, необъяснимые перетряски правительства, непредсказуемость и некомпетентность принимаемых решений, коррупция и господство криминального капитала привели к августовскому обвалу кредитно-денежной системы и полному банкротству курса так называемых реформ, нанесших беспрецедентный для мирного времени ущерб российской экономике. Страна приблизилась к черте, за которой финансово-экономический кризис мог перерасти во всеобщий общественно-политический.
К сожалению, практические меры по реализации предложений правительства, яростно дискредитируемые обанкротившимися политиками и их зарубежными покровителями, осуществляются крайне медленно и непоследовательно. Запущенный в начале 90-х годов механизм разрушения экономики и территориальной целостности России, расхищения ее национального богатства не остановлен. Он продолжает действовать, обостряя социальную напряженность.
Кризисные потрясения в российской экономике значительно осложнили деятельность администрации края. Если в первом полугодии благодаря правильному выбору приоритетов и деловому, конструктивному сотрудничеству с федеральными органами и правительством страны удалось обеспечить сравнительно четкое исполнение бюджета края, последовательно реализовать социальные программы и приступить к оживлению производства, то после августовского обвала ситуация резко изменилась. Практически все усилия администрации и правительства края сосредоточились на принятии неотложных мер по защите населения и сельхозтоваропроизводителей от рыночного хаоса и беспредела, изыскании необходимых краю до нового урожая продовольственных ресурсов. Таким образом, была перечеркнута значительная часть намечавшихся ранее планов, а итоги года оказались хуже, чем предполагалось.
Валовой региональный продукт сократился к уровню 1997 года на 5 процентов, объем выпуска промышленной продукции - на 3 процента.
Наиболее значительный спад объемов производства допущен на предприятиях легкой, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной, топливной промышленности, электроэнергетики.
Сводный индекс потребительских цен на товары и услуги возрос до 174,8 процента против 111,9 процента в 1997 году.
Величина прожиточного минимума на 1 января 1999 года достигла 486,8 рубля, что в 1,6 раза больше, чем в прошлом году.
Отсутствие позитивных перемен в экономике страны, обострение кризиса не позволили улучшить положение в хозяйственном комплексе края и остановить резкое падение жизненного уровня населения.
Наиболее трудным истекший год был для тружеников агропромышленного комплекса. Крайне сложное состояние дел в этой отрасли усугубили экстремальные погодные условия. Подтопления огромных территорий и морозы зимне-весеннего периода сменились жестокой летней засухой. Стихийные бедствия привели к гибели сельскохозяйственных культур на больших площадях и недобору урожая более чем на 2,7 млрд. рублей. Долги сельскохозяйственных предприятий превысили 7 млрд. рублей.
Спасение агропромышленного комплекса, производство зерна и продуктов животноводства были в центре внимания администрации края.
Несмотря на острый недостаток бюджетных средств сельхозтоваропроизводителям была оказана финансовая помощь в сумме 600 млн. рублей в виде товарных кредитов горюче-смазочными материалами, удобрениями, средствами защиты растений. Особое значение придавалось применению в растениеводстве элементов интенсивных технологий, улучшению использования сельхозтехники, организации машинно-технологических станций, которые уже действуют в Выселковском, Новокубанском, Лабинском районах.
В итоге в ряде хозяйств Ленинградского, Каневского, Ейского, Староминского, Новокубанского районов удалось получить урожай озимой пшеницы по 45 - 50 центнеров с гектара. Положительные результаты достигнуты в производстве риса, подсолнечника, увеличился сбор овощей.
Заложена в целом неплохая основа урожая 1999 года. Во всех категориях хозяйств озимыми зерновыми засеяно 1418 тыс. гектаров. К осеннему севу хозяйства были полностью обеспечены семенами. Почти на половине площадей озимые посеяны с припосевным внесением минеральных удобрений. Больше, чем в прежние годы, вспахано зяби.
Расширилось применение технологий по минимальной и "нулевой" обработке почвы. На осеннем севе работали 85 посевных комплексов "Конкорд", засеявшие более 110 тыс. гектаров.
Для обеспечения животноводства полноценными кормами оказана помощь сельхозпроизводителям в приобретении шрота и зернофуража. Принимались меры по ограничению вывоза за пределы края сельскохозяйственного сырья и вторичных продуктов переработки сахарной свеклы и подсолнечника.
Эти и другие меры позволили в целом по краю в 1998 году существенно сократить темпы спада производства продуктов животноводства, а производство мяса птицы, яиц, надои молока от каждой коровы увеличились.
В 1998 году сельхозтоваропроизводителям выплачены дотации за проданную продукцию животноводства в сумме почти 92 млн. рублей. На закупку продовольственного зерна в региональный фонд из краевого бюджета выделены 150 млн. рублей.
Проводилась целенаправленная работа по гарантированному обеспечению жителей Кубани продуктами питания. Под жесткий контроль были взяты производимые в крае продовольственные ресурсы, разработана модель распределения продовольствия на договорной основе между районами и городами. Заключены договоры о поставках продуктов питания между торговыми, сельскохозяйственными и перерабатывающими предприятиями. Регулярно проводились ярмарки по продаже сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки. Всего за 1998 год на них реализовано продовольственных товаров на сумму 200 млн. рублей.
Особое внимание уделялось регулированию и контролю закупочных, оптово-отпускных и розничных цен. Усилия администрации позволили сдержать цены на основные продовольственные и социально значимые товары. Цена на хлеб сохранена на уровне 1997 года.
В целях защиты и государственной поддержки отечественных виноделов был введен механизм использования на развитие виноградарской отрасли 50 процентов акцизов на вина виноградные и коньяк. Для усиления контроля за производством алкогольных напитков, защиты потребителей от фальсифицированных изделий регулярно проводились проверки предприятий-производителей ликеро-водочной и винодельческой продукции. По фактам нарушений принимались решения о приостановке действия лицензий. Контроль качества алкогольной продукции осуществлялся также путем применения именной штрих-кодовой марки с повышенными степенями защиты.
Все это позволило в 1998 году увеличить поступления акцизов от производства алкогольной продукции в бюджеты всех уровней на 115,4 млн. рублей, или на 64 процента.
Принимались меры по поддержке промышленных предприятий, реструктуризации производства, ориентации его на нужды края. Введение порядка размещения краевого государственного заказа позволило повысить загрузку производственных мощностей, произвести, расчеты с краевым бюджетом по зачетной схеме, обеспечить организации и учреждения, финансируемые из краевого и местных бюджетов, швейными изделиями, обувью, мебелью, лакокрасочной продукцией, лекарственными препаратами, тканями, приборами учета потребления ресурсов, фарфоро-фаянсовой посудой, лесоматериалами и другими видами продукции.
Ряду предприятий легкой промышленности (ЗАО ПКФ "Кубаньфарфор", Краснодарская фабрика бытовых изделий ВОИ, ЗАО "Россияне") оказана финансовая помощь для закупки сырья и материалов и запуска производства, ликвидации долгов по обязательным платежам в государственные внебюджетные фонды. Кроме того, для разрешения сложившейся ситуации на предприятиях легкой промышленности принято решение о создании отраслевого государственного унитарного предприятия "Кубаньлегпром".
В целях увеличения загрузки производственных мощностей на деревообрабатывающих предприятиях постановлением главы администрации края был установлен определенный порядок в лесопользовании и реализации деловой древесины в круглом виде. Ряду предприятий администрацией края предоставлялось право проводить в 1998 году самостоятельную заготовку сырья для собственных нужд.
В чрезвычайно напряженных условиях работал топливно-энергетический комплекс. Просроченная задолженность за отпущенные энергоресурсы превысила 3,7 млрд. рублей. Администрация края принимала меры к обеспечению бесперебойного снабжения хозяйственного комплекса энергоресурсами и нефтепродуктами. Были введены в действие ряд нормативных документов, заключены соглашения с ОАО "Газпром", ОАО "Нефтяная компания "Роснефть" и другими для надежного снабжения региона газом и совершенствования расчетов за него, улучшения использования производственных мощностей местных нефтеперерабатывающих заводов. Продолжалась газификация поселков Джубга, Архипо-Осиповка, города Геленджика.
Реализуется Комплексная программа по энергосбережению в 1997 - 2000 годах, утверждены лимиты общих объемов потребления электроэнергии организациями и учреждениями, финансируемыми из краевого и местных бюджетов. Решением краевой энергетической комиссии с 1 октября 1998 года предоставлено право на снижение тарифов на электрическую энергию промышленным потребителям и учреждениям, финансируемым из бюджетов всех уровней, обеспечивающим оплату в денежной форме до 100 процентов текущего фактического потребления энергии. Для бесперебойного обеспечения города-курорта Сочи введена в эксплуатацию новая линия электропередач.
Под особым контролем находились вопросы снабжения твердым топливом населения, бюджетных учреждений и предприятий жилищно-коммунального хозяйства.
В транспортном комплексе края особое внимание уделялось эффективному использованию портовых мощностей, морского и речного транспорта. В морских портах в процессе проведенных проверок финансово-хозяйственной деятельности выявлены грубые нарушения порядка приватизации государственной собственности, использования земельных ресурсов, арендных отношений, антимонопольного и валютного законодательства. Принято постановление главы администрации края, направленное на наведение должного порядка в функционировании морских администраций портов, укрепление налоговой и бюджетной дисциплины, повышение экономической безопасности края и России в целом.
После присоединения в мае 1998 г. Туапсинского отделения к Краснодарскому в регионе образовано единое Краснодарское отделение железной дороги. В его состав возвращены дистанционные пути и путевые машинные станции, доля которых достигает 50 процентов всех основных фондов отделения. Сохранено движение на малодеятельных участках железной дороги.
Продолжалось развитие средств связи. Осуществлялась модернизация оборудования, строительство цифровых АТС в городах Армавире, Кропоткине, Новороссийске, Славянске-на-Кубани, Краснодаре. Установлено оборудование последнего поколения на междугородных телефонных станциях в Краснодаре и Сочи.
В целях обеспечения населения края качественными товарами и услугами была продолжена работа по лицензированию отдельных видов деятельности, а также начато лицензирование новых видов: производство хлеба и хлебобулочных изделий; заготовка и переработка древесины; сбор, скупка, переработка и реализация лома, отходов черных и цветных металлов.
Систематически проводились комплексные проверки по контролю за соблюдением лицензионных условий, а также направленные на выявление лиц, работающих без лицензий, в результате которых за 1998 год аннулировано 96 лицензий.
Обострение финансово-экономического кризиса в стране резко ухудшило инвестиционный климат, снизило инвестиционную активность и государственное участие в поддержке региона. Не выполнены обязательства государства по финансированию Федеральной целевой программы по комплексному социально-экономическому развитию Краснодарского края в 1996 - 2000 годах, даже предусмотренные в бюджете средства на ее реализацию не выделялись.
Практически не финансируется программа "Развитие индустрии детского питания", имеющая большое социальное значение.
Значительное снижение бюджетного финансирования, сокращение внебюджетных источников, отсутствие механизма долгосрочного ипотечного кредитования не позволили добиться роста объемов жилищного строительства. По-прежнему основная часть жилья в крае строится за счет средств населения. В прошлом году его введено более 1 млн. кв. м, что на 11 процентов больше, чем в 1997 году.
Особенно напряженная ситуация сложилась с обеспечением жильем военнослужащих, уволенных в запас. Из 76,4 млн. рублей, предусмотренных региону, выделены всего 6,4 млн. рублей. В рамках президентской программы государственные жилищные сертификаты реализованы в крае на 56,4 млн. рублей, 384 семьи военнослужащих получили квартиры общей площадью 26,7 тыс. кв. м. Однако это практически не снизило остроты жилищной проблемы.
Несмотря на отсутствие федеральной поддержки, в крае начато осуществление ряда крупных инвестиционных проектов. В их числе строительство дорог федерального значения - магистрали "Кавказ", "Дон", дороги Краснодар - Новороссийск, Адлер - Красная Поляна, а также реконструкция нефтепровода "Тихорецк - Новороссийск", реализация проектов с участием иностранных инвесторов в пищевой и целлюлозно-бумажной промышленности.
В целом за 1998 год в экономику края иностранными партнерами инвестировано 69,5 млн. долларов США, что в 6 раз больше, чем в 1997 году. По инвестиционному потенциалу край занимает 13-е место среди регионов России.
Разработан и внесен на рассмотрение Законодательного Собрания края проект закона о стимулировании инвестиционной деятельности в регионе, предусматривающий налоговые льготы инвесторам, банкам, инвестиционным и лизинговым компаниям. Принято постановление главы администрации края "О предоставлении гарантий и поручительств краевого бюджета для инвестиционных проектов".
Активно развивались внешнеэкономические связи. Рост объемов внешнеторгового оборота составил 14 процентов. По этому показателю край лидирует среди регионов Северного Кавказа. В структуре товарооборота импортные поступления превысили экспортные поставки в 1,4 раза. Сокращен вывоз продукции топливно-энергетического комплекса, продовольственных товаров, сельхозсырья.
Проводилась работа по созданию совместных предприятий. Всего на территории края зарегистрировано 741 предприятие с иностранным капиталом, из них 47 - в прошлом году. Наиболее высокую активность проявляют зарубежные партнеры из Турции, США, Германии.
В рамках развития торгово-экономических отношений край посетили официальные делегации из 25 стран мира и СНГ. По итогам визитов были подписаны 12 договоров и соглашений.
Последствия финансового кризиса отрицательно повлияли на жилищно-коммунальную сферу. Задолженность потребителей за предоставленные коммунальные услуги достигла 40 процентов их общей стоимости. Дефицит бюджетных средств не позволил обеспечить финансирование расходов, связанных с разницей между фактическими затратами и установленным для населения уровнем оплаты. Это повлекло рост неплатежей поставщикам электроэнергии и газа, задолженности по налогам в бюджет и внебюджетные фонды.
Особенно острой остается проблема содержания и эксплуатации жилого муниципального фонда, более 60 процентов которого нуждается в капитальном ремонте. Велика и продолжает увеличиваться доля аварийного жилья.
Обострилась ситуация в банковской сфере края. Возникли проблемы с выплатами вкладов физическим лицам в краевых филиалах московских коммерческих банков: Инкомбанка, Мосбизнесбанка, СБС-Агро и других. Сохранилась тенденция сокращения банков.
В целях сокращения неплатежей и нормализации межбанковских расчетов в клиринговых операциях, проведенных Центральным банком РФ в четвертом квартале прошлого года, приняли участие 7 самостоятельных банков и 6 филиалов, головные офисы которых находятся за пределами края. В результате общая сумма неплатежей по этим организациям сократилась на 33,4 млн. рублей.
Под пристальным вниманием находились вопросы, связанные с удовлетворением требований обманутых вкладчиков. Проводимая целенаправленная работа администрации края в минувшем году позволила возвратить более 17,6 млн. рублей. Региональным общественно-государственным фондом по защите прав инвесторов были выплачены компенсации 828 вкладчикам - инвалидам Великой Отечественной войны на сумму около 480 тыс. рублей. В администрации края еженедельно проводились заседания постоянно действующей рабочей группы сотрудников правоохранительных и судебных органов по проверке исполнения судебных решений и других вопросов, связанных с удовлетворением требований обманутых вкладчиков.
В то же время серьезным ударом по интересам вкладчиков стал отказ государства от выполнения своих обязательств по ГКО. В результате приостановлены компенсационные выплаты инвалидам войны 2 и 3 группы.
Остается неудовлетворительным финансовое состояние большинства предприятий края, сохраняется рост неплатежей. В целом по краю на 1 января 1999 года просроченная дебиторская задолженность достигла 7,0 млрд. рублей, кредиторская - 15,3 млрд. рублей. При этом долги по налоговым платежам превысили 3 млрд. рублей.
Для разрешения проблемы, улучшения наполняемости бюджета в крае систематически работала Временная чрезвычайная комиссия по укреплению налоговой и бюджетной дисциплины. На ее заседаниях рассматривались вопросы, связанные с задолженностью предприятий в бюджеты всех уровней, внебюджетные фонды, по оплате труда, за топливно-энергетические ресурсы, за предоставленные денежные и товарные кредиты. В целом за 1998 год заслушаны 222 предприятия-недоимщика различных отраслей хозяйственного комплекса края из 35 городов и районов. Принятые меры позволили снизить темпы роста бюджетной задолженности, обеспечить мобилизацию налогов и других обязательных платежей в объеме 9,6 млрд. рублей, что на 4,4 процента больше, чем в 1997 году.
Работа, проводимая администрацией края по наполнению консолидированного бюджета, позволила улучшить ситуацию с выплатой заработной платы в бюджетных организациях. Средства, предназначенные на эти цели, аккумулировались на специальных счетах, их расходование строго контролировалось. В результате край вошел в число 6 регионов России, в которых на 1 января 1999 года практически ликвидирована задолженность по заработной плате в бюджетной сфере.
В то же время остается напряженной ситуация с финансированием выплаты пенсий. Большинство пенсионеров, проживающих в крае, находятся за чертой бедности, мизерный размер пенсии не позволяет им обеспечивать нормальное существование. Но даже эти средства выплачиваются с полуторамесячной задержкой. Основными причинами задержки являются задолженность Правительства РФ перед Пенсионным фондом, рост просроченной задолженности по уплате страховых взносов, наличие предприятий, не ведущих хозяйственную деятельность, низкий процент платежей предприятий с частной формой собственности, снижение в два раза платежей индивидуальных предпринимателей.
Органами социальной защиты населения края составлены списки для первоочередной выдачи пенсий малообеспеченным, одиноко проживающим пенсионерам. Остро нуждающимся из территориальных фондов социальной защиты населения выдаются беспроцентные займы на возвратной основе, продуктовые наборы, оказывается единовременная материальная помощь, организуется бесплатное горячее питание.
Крайне неудовлетворительной продолжает оставаться выплата ежемесячных пособий на детей, задолженность по которым в целом по краю превысила 1 млрд. рублей. Проведение взаимозачетов в счет платежей за квартплату, коммунальные услуги, пользование газом и электроэнергией, приобретение социально значимых товаров позволило сократить ее на сумму около 155 млн. рублей. В городах и районах края проводятся мероприятия, способствующие переходу на заявительный характер выплаты детских пособий, позволяющий в первоочередном порядке производить выплаты малообеспеченным семьям.
Недостаточное государственное финансирование важнейших социальных программ, неадекватные меры правительства Российской Федерации в этом направлении не позволили улучшить социальную обстановку в крае.
В 1998 году в крае произошло значительное снижение жизненного уровня населения. Численность малоимущих граждан увеличилась на 50 процентов и составила 35 процентов населения края. Одновременно с ростом прожиточного минимума реальные денежные доходы населения сократились более чем на 10 процентов.
Для оказания социальной поддержки малоимущим гражданам проводились мероприятия в рамках целевых программ "Старшее поколение" и "Кубанская семья", позволившие оказать различные виды помощи свыше 700 тысячам малоимущих граждан на сумму 25 млн. рублей.
Возросли объемы оказания помощи семьям и детям через сеть детских учреждений социальной защиты. Такую поддержку в течение года получили около 7 тысяч детей и подростков. Из краевого бюджета учреждениям для детей-сирот выделены 8,7 млн. рублей на приобретение одежды, дорогостоящего оборудования для столовых и прачечных, мебели. Выплачивалась целевая стипендия детям-сиротам, обучающимся в федеральных профессиональных училищах края.
В летний период были организованы целевые смены по оздоровлению детей из малообеспеченных семей, детей-инвалидов, им были выделены бесплатные санаторно-курортные путевки. Оздоровительными мероприятиями были охвачены дети из неблагополучных семей в учебно-полевом центре при юридическом институте. К началу учебного года была организована адресная поддержка школьников из малообеспеченных семей.
Предметом особой заботы краевой администрации оставались ветераны. Активно работала межведомственная комиссия по делам ветеранов и памятным событиям в истории Отечества. Из краевого бюджета выделялись средства на благоустройство зданий краевой и городской организации ветеранов, бесплатную подписку и поддержку газет обществ инвалидов.
В системе охраны здоровья граждан наиболее проблемными оставались санитарно-гигиеническая и эпидемиологическая обстановка, рост младенческой и материнской смертности.
Из консолидированного бюджета края здравоохранение профинансировано в большем объеме, чем в 1997 году. В лечебные учреждения поступали платежи из фонда обязательного медицинского страхования населения, что позволило сохранить гарантированный объем предоставляемой населению бесплатной медицинской помощи. Обеспечены права на льготы по приобретению лекарственных препаратов особо нуждающимся.
Отмечено увеличение количества лиц, потребляющих алкоголь и наркотики, особенно среди молодежи. В марте прошлого года создана межведомственная комиссия по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту, разработана комплексная программа мер, направленных на решение проблемы. Однако отсутствие государственной поддержки не позволило в полной мере реализовать намеченные мероприятия.
В курортно-туристической отрасли в прошлом году удалось добиться почти 100-процентной заполняемости здравниц в летний период. Большую роль в этом сыграли всероссийские туристические ярмарки в городах Сочи, Анапе, Геленджике.
Впервые проведенные тендеры путевок летнего отдыха детей позволили сэкономить более 2,3 млн. рублей бюджетных средств и дополнительно оздоровить свыше 2 тысяч ребят.
Усилия администрации края в сфере культуры были направлены на сохранение культурного потенциала региона, организацию досуга населения в соответствии с программами на 1997 - 1999 годы. Активно ведется подготовка к 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина.
Много нерешенных проблем накопилось в сфере образования - неудовлетворительное состояние материальной базы отрасли, ничтожные объемы финансирования, рост уровня детской безнадзорности. В условиях дефицита бюджета администрации края все же удалось в 1998 году увеличить количество детских дошкольных учреждений, построить новые школы.
Объективные экономические трудности не повлияли на спортивные достижения кубанцев. По результатам участия в международных соревнованиях край занял II место в России после г. Москвы.
Истекший год стал во многом определяющим в реализации молодежной политики. Стремление молодежи активно участвовать в гражданском, патриотическом становлении общества, в возрождении экономики и культуры Кубани способствовало созданию краевого Патриотического союза молодежи, организации "Пионеры Кубани", краевой молодежной биржи труда.
В сфере занятости реализована "Программа содействия занятости населения Краснодарского края на 1998 год". Она способствовала созданию на территории края гибкой государственной системы социальной поддержки населения, обеспечения занятости, предотвращения роста безработицы. Подобные программы разработаны и осуществлены всеми городами и районами края.
В крае сохраняется относительная стабильность на рынке труда. Уровень регистрируемой безработицы снизился до 1,1 процента против 1,7 процента на начало 1998 года.
Миграционный прирост населения за последние годы в регионе в 5 - 6 раз превышает среднероссийские показатели. Это осложняет жилищные проблемы, дефицит рабочих мест, увеличивает нагрузки на деятельность органов социального обеспечения, здравоохранения, жилищно-коммунальных систем, правоохранительных структур. В целях нормализации положения администрация ужесточила контроль за временной и постоянной пропиской населения в крае, достигнуты положительные подвижки в решении проблемы турок-месхетинцев.
Осуществляя мероприятия, связанные с предупреждением и ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций, администрация добилась выделения региону из федерального бюджета 138,7 млн. рублей, из которых 95,1 млн. рублей уже поступили. Проведены аварийно-восстановительные работы на объектах ЖКХ и социальной сферы, оказана материальная помощь 1132 семьям, пострадавшим от подтоплений. Приняты постановления и законы края "О защите населения края и территорий Краснодарского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "О береговой зоне Черного и Азовского морей на территории Краснодарского края".
В системе мер, направленных на укрепление правопорядка и соблюдение законности, была предусмотрена разработка Комплексной программы по борьбе с преступностью в крае на 1998 - 2000 годы, на реализацию которой выделено 6 млн. рублей. Активизирована борьба с распространением наркотических веществ и нелегальным производством алкогольной продукции.
Работа администрации края со средствами массовой информации была направлена на сохранение в крае единого информационного пространства, оперативное обеспечение населения Кубани достоверной информацией о деятельности краевых органов власти. Ведущая роль в этом деле принадлежит государственной телевизионной и радиовещательной компании "Кубань", газетам "Кубанские новости", "Кубань сегодня", информационному приложению "Краевые новости", районным и городским газетам, входящим в газетное издательство "Периодика Кубани".
Проведению собственной региональной информационной политики способствует созданная Краснодарская государственная краевая телерадиовещательная компания "Кубань-РТВ".
Важным моментом в установлении надежной обратной связи между населением и администрацией края является работа с письмами и обращениями граждан, проведение дней информации населения с выездом руководителей в города и районы края.
Как видно из приведенных фактов, администрация края стремилась использовать все имеющиеся возможности для сохранения в регионе стабильности и защиты населения, государственных интересов России от последствий разрушительного кризиса. Особое внимание при этом уделялось обеспечению продовольственной безопасности и поддержке агропромышленного комплекса, реанимации производства в отраслях жизнеобеспечения, оказанию социальной поддержки наиболее остро нуждающимся.
Правильный выбор первоочередных целей и эффективная мобилизация кредитно-денежных и материальных ресурсов, честное выполнение администрацией и правительством края своего долга перед кубанцами активно поддерживается большинством населения края. Ярким свидетельством этого стала убедительная победа на выборах в Законодательное Собрание края кандидатов общественно-политического объединения "Отечество".
Это важно отметить еще и потому, что в течение всего года работа администрации и правительства края подвергалась яростному шельмованию в ряде средств массовой информации, называющих себя "демократическими". Практически каждый шаг администрации подвергался разносной критике и преподносился кубанцам такими газетами и телевизионными студиями в искаженном виде. Крах этого "демократического" шабаша закономерен. Большинство кубанцев уже разобралось в том, кто есть кто, и все активнее помогает администрации края в ее созидательной деятельности.
Заместитель председателя правительства
края, генеральный директор департамента
экономики и прогнозирования |
С.В. Гордиенко |
Приложение N 2
к постановлению главы
администрации Краснодарского края
от 21 апреля 1999 г. N 279
Основные направления
социально-экономического развития Краснодарского края
на 1999 год
В 1999 год край, как и Россия в целом, вступил с тяжелым грузом нерешенных проблем. Российскому правительству не удалось выработать и закрепить механизм государственного регулирования, не сформировано налоговое законодательство, стимулирующее рост отечественного производства, сохраняется опасность перебоев в снабжении населения продовольствием. В этих условиях администрация края сосредоточит усилия прежде всего на реализации неотложных мер, направленных на обеспечение функционирования хозяйственного комплекса, разрешение наиболее острых социальных проблем, защиту интересов населения края.
Администрации края предстоит продолжить работу с федеральными министерствами и ведомствами по обеспечению государственного участия в реализации краевых проектов и программ.
Рассмотреть возможность увеличения загрузки нефтеперерабатывающих заводов края за счет поставки нефти структурами, использующими нефтепроводы, проложенные на территории края для перекачки нефти на экспорт.
В рамках реализации мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций будет продолжено взаимодействие с федеральными органами по защите населения и обеспечению безопасности региона с учетом аномальных проявлений и высокой техногенной нагрузки на Черноморское побережье и край в целом.
В агропромышленном комплексе сохранят свою значимость вопросы совершенствования экономического механизма хозяйствования, повышения материальной заинтересованности и ответственности работников, восстановления вертикали управления предприятиями и организациями АПК, замены руководителей, утративших хозяйственную самостоятельность.
В целях поддержания сельскохозяйственного производства необходимо:
в растениеводстве обеспечить эффективное использование сельхозугодий путем внесения минеральных и органических удобрений, средств защиты растений. Получить продовольственной пшеницы не менее 4 млн. тонн;
в животноводстве осуществить меры по:
- сохранению маточного поголовья, увеличению производства продукции животноводства;
- совершенствованию структуры кормовых культур и рациональному использованию кормовых ресурсов.
В перерабатывающей промышленности направить усилия на восстановление деятельности консервных предприятий, в том числе выпускающих детское питание и экологически чистые продукты.
В области механизации агропромышленного комплекса предусматривается обеспечить повышение технической готовности машинно-тракторного парка, развитие регионального сельскохозяйственного машиностроения на базе промышленных предприятий края.
В целях развития рынка алкогольной продукции будут предприняты действия по:
- восстановлению производственной базы для выработки конкурентоспособных шампанских, марочных и игристых вин, коньяков;
- сокращению вывоза сырьевых ресурсов в другие регионы.
В сложившейся ситуации администрация края будет принимать меры, направленные на сдерживание роста цен на социально значимые продовольственные товары, ужесточит контроль за правильностью формирования и применения цен (тарифов) на регулируемые виды продукции, товаров, услуг, в частности на хлеб из муки регионального фонда и алкогольную продукцию.
Приоритетными задачами в промышленности администрация считает формирование условий для восстановления реального сектора экономики за счет усиления роли государства в управлении промышленными предприятиями края.
В целях поддержки отечественных товаропроизводителей намечается:
- начать выпуск сельскохозяйственной техники на заводах края в рамках краевой Программы развития сельскохозяйственного машиностроения на 1999 - 2001 годы;
- переориентировать предприятия военно-промышленного комплекса на выпуск гражданской продукции для удовлетворения региональных нужд в рамках государственной программы "Конверсия".
Предусматривается более эффективная реализация механизма управления путем создания в крае государственных унитарных предприятий "Кубаньлегпром" и лесопромышленной компании "Кубань".
Для обеспечения учреждений социальной сферы необходимыми продуктами питания и социально значимыми товарами будет активизирована работа с местными предприятиями-изготовителями по формированию и размещению государственного заказа на конкурсной основе.
В топливно-энергетическом комплексе главной задачей остается бесперебойное обеспечение населения, сельхозтоваропроизводителей края и хозяйственного комплекса региона энергоресурсами, особенно в зимний период 1999 года.
Решение проблемы энергетической независимости края требует создания собственных генерирующих мощностей порядка 2000 - 2500 МВт, а также сети небольших по мощности электростанций, обеспечивающих функционирование жизненно важных объектов. Предполагается:
- наладить производство по выпуску мини-электростанций мощностью до 600 кВт;
- приступить к реализации мероприятий, направленных на развитие малой, ведомственной энергетики на Кубани, в увязке с программой развития энергетики Северного Кавказа.
Для снабжения нефтепродуктами предприятий и организаций бюджетной сферы края планируется создание в текущем году на базе государственной собственности унитарного предприятия "Кубаньнефть".
Администрация края намерена ужесточить контроль за ценами (тарифами) и их необоснованным повышением на тепловую и электрическую энергию, газ природный и сжиженный, топливо, нефтепродукты, продолжить практику снижения тарифов на электроэнергию для промышленных потребителей, обеспечивающих своевременную оплату в денежной форме.
В рамках соглашения о сотрудничестве между администрацией края и ОАО "Забсибгазпром" намечается завершить ввод в эксплуатацию второй очереди магистрального газопровода Туапсе - Джубга - Архипо-Осиповка - Геленджик.
Деятельность транспортного комплекса края осуществляется в соответствии с Концепцией государственной транспортной политики Российской Федерации. Администрация продолжит обеспечение интересов края в рамках проводимой Министерством путей сообщения России реорганизации железнодорожного транспорта, предпримет меры по сохранению статуса юридического лица предприятий Краснодарского отделения железной дороги.
Особое внимание будет уделяться развитию портовых мощностей и сопутствующей инфраструктуры, содействию авиапредприятиям в обеспечении безопасности полетов, удовлетворению потребностей хозяйственного комплекса и населения Кубани в перевозках пассажиров и грузов автомобильным транспортом.
В области развития средств связи администрация края в рамках своих полномочий намерена способствовать дальнейшему наращиванию объемов телекоммуникационных услуг и повышению их качества.
В рамках расширения инвестиционного сотрудничества с зарубежными партнерами предусматривается применение схем наиболее широкого привлечения иностранных инвестиций. С участием представительства края в Западной Европе предполагается решить вопросы поставок в регион сельскохозяйственной техники для новых энергосберегающих технологий обработки почвы, а также мельничного и технологического оборудования для ряда предприятий.
Приоритетными задачами в строительном комплексе остаются привлечение внебюджетных инвестиций за счет развития системы ипотечного кредитования, формирования коллективов дольщиков для достройки жилых домов, использования средств земельного налога на развитие инженерной и социальной инфраструктуры.
В целях координации действий краевой администрации и органов местного самоуправления по вопросам перспективного развития населенных пунктов региона предусматривается принятие Градостроительного кодекса (устава) края.
В 1999 году будет продолжена реализация комплекса мер по разрешению проблемы строительства жилья для военнослужащих, уволенных в запас, своевременному возмещению краю выделенного лимита на государственные жилищные сертификаты. Одним из направлений станет разработка и реализация целевых программ инженерного обустройства массивов индивидуальной жилой застройки в городах и районах, газификации края, предотвращения и ликвидации подтопления населенных пунктов, сельхозземель.
В сфере жилищно-коммунального хозяйства предусматривается обеспечить рациональное потребление всех видов ресурсов, адресную поддержку наименее защищенных слоев населения. Предстоит разработать и внести на рассмотрение в ЗСК пакет краевых законов, касающихся энергосбережения и эффективного использования ресурсов, ответственности юридических и физических лиц за нарушение стандартов по содержанию, эксплуатации и ремонту жилого фонда.
В целях создания условий для проведения единой государственной денежно-кредитной политики на территории края администрация окажет содействие в реализации мер по координации деятельности коммерческих банков на территории края, направленных на защиту интересов вкладчиков, обеспечение возврата вложенных средств.
Администрация края намерена активизировать усилия по оптимизации системы расчетов, увеличению доходной части краевого бюджета. В этом направлении предусмотрено осуществление комплекса мер по снижению недоимки, повышению собираемости платежей в консолидированный бюджет, укреплению платежной и налоговой дисциплины.
Будут осуществлены меры, направленные на повышение государственного регулирования курортно-туристической отрасли, укрепление ее материально-технической базы, увеличение заполняемости здравниц, эффективное проведение рекламной кампании.
Ключевыми позициями в сфере внешнеэкономической деятельности администрация края считает:
- создание благоприятных условий для выхода кубанских товаров на внешний рынок;
- углубление сотрудничества с Республикой Беларусь, государствами - участниками Таможенного Союза (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия), автономной Республикой Крым.
В целях улучшения экологической обстановки предусмотрен ряд мер по защите атмосферы от выбросов вредных веществ, противодействию загрязнению окружающей среды нефтью и нефтепродуктами в результате аварий, а также пестицидами, токсичными промышленными отходами и бытовым мусором, усилению радиационного контроля трансграничных грузов.
Большая роль в решении социально-экономических и политических задач региона отводится кубанскому казачеству, широкому привлечению членов казачьих обществ к несению государственной и иной службы в крае.
В обеспечении мер законности и правопорядка основной упор делается на охрану общественного порядка, проведение профилактических мероприятий правонарушений, усиление борьбы с преступностью, противодействие теневой экономике, обеспечение личной и имущественной безопасности граждан.
Жизненно важные интересы региона требуют продолжения регулирования миграционных процессов в крае путем внесения изменений в Закон "О порядке регистрации пребывания и жительства на территории Краснодарского края".
В целях снижения нагрузки на регион проявляющихся сепаратистских тенденций будет обеспечена разработка региональной программы по межнациональным отношениям, предусматривающей мероприятия по возрождению культуры, родного языка граждан различных национальностей, улучшению условий проживающих на территории края адыгов, армян и других.
Деятельность средств массовой информации края будет способствовать проведению единой информационной политики в целях обеспечения жителей Кубани объективной и полной информацией о работе органов местного самоуправления, действиях администрации и правительства края, пресечению показа безнравственных фильмов, а также передач, проповедующих национальное превосходство и антагонизм.
В социальной сфере усилия администрации будут направлены на ужесточение контроля за расходованием средств, выделяемых на содержание бюджетных учреждений, обеспечение своевременной выплаты пенсий, заработной платы работникам бюджетных организаций, стипендий учащимся и студентам.
В целях ликвидации задолженности по выплате ежемесячных пособий на детей поставлена задача пересмотра федерального законодательства в части усиления государственной поддержки регионов по выплате детских пособий при одновременном сохранении механизмов, направленных на оказание адресной помощи, решение проблемы путем взаимозачетов по выплате пособий на детей в счет платежей за квартплату, коммунальные услуги, пользование газом и электроэнергией, приобретение социально значимых продуктов питания и товаров первой необходимости.
Особое внимание будет уделяться оказанию социальной поддержки малоимущим гражданам, детям-инвалидам через учреждения социальной защиты, детям-сиротам через учреждения образования. Для комплексного разрешения проблем семьи, материнства, детства будет принята краевая межведомственная программа "Дети Кубани".
В здравоохранении приоритетными задачами остаются гарантированное обеспечение населения Кубани квалифицированной, общедоступной и бесплатной медицинской помощью, лекарственными средствами, а также создание рынка медицинских услуг. Планируется продолжить реализацию программы развития обязательного страхования населения края. В рамках реализации Закона РФ "О наркотических средствах и психотропных веществах" активизировать работу по пресечению распространения наркотиков, особенно среди молодежи.
В области культуры необходимо сохранить особо ценные объекты культурного наследия, систему общедоступности учреждений культуры и искусства, предусмотреть эффективное использование их творческого потенциала и материально-технической базы.
В связи с тем, что 1999 год Организацией Объединенных Наций объявлен Годом А.С. Пушкина, в культурной жизни края намечено проведение мероприятий, посвященных празднованию 200-летия со дня рождения великого поэта, а также традиционных фестивалей "Кубанская музыкальная весна", "Золотое яблоко" и других.
Важнейшим спортивным событием года должны стать юношеские игры "Олимпийские надежды Кубани". В предолимпийском году предстоит сохранить завоеванные позиции, продолжить работу по привлечению населения Кубани к массовым спортивным мероприятиям, укреплению материально-спортивной базы на местах.
В области образования по-прежнему актуальна задача обеспечения общедоступности и реальной возможности получения общего среднего образования на бюджетной основе, сохранения престижа отечественных учебных заведений.
Особое внимание будет уделено восстановлению системы патриотического и нравственного воспитания молодежи, реализации программы духовного и физического оздоровления населения Кубани.
Представляется необходимым в 1999 году повысить ответственность со стороны органов местного самоуправления, администрации края в решении вопросов, поднимаемых жителями Кубани в своих обращениях и письмах, усилить контроль за состоянием исполнительской дисциплины работников всех уровней власти и управления, пресекать факты волокиты и формального отношения к делу.
Повышение уровня жизни, благосостояния жителей края - главная задача администрации края. Ее можно решить только путем всемерного развития производства. Возрождение экономики Кубани должно начинаться с усиления роли государства, отказа от сырьевой модели и противодействия иностранной зависимости, регулирования ценообразования и ликвидации ценовых диспаритетов, беспощадной борьбы с коррупцией.
Текущий год - особый в политической жизни страны. Это год выборов в Государственную Думу и год начала президентской предвыборной кампании. Уже сегодня лихорадит стрелку политического барометра, что ставит в зависимость действия администрации края.
В этих условиях принципиальное значение приобретают усилия администрации и правительства края, всех органов местной власти, направленные на обеспечение в регионе стабильной обстановки, сохранение равновесия в обществе.
Заместитель председателя правительства
края, генеральный директор департамента
экономики и прогнозирования |
С.В. Гордиенко |
Приложение N 3
к постановлению главы
администрации Краснодарского края
от 21 апреля 1999 г. N 279
Основные показатели
социально-экономического положения края в 1998 - 1999 годах
(с учетом деноминации)
-------------------------------------------------------------------------
Показатели | Един.| 1996 | 1997 |1998 | 1999 |1998 |1998 |1999
| изме-| г., | г., | г., | г., |г. в |г. в |г. в
| рения| от- | от- |опер. | про- |% к |% к |% к
| | чет | чет |отчет | гноз |1996 |1997 |1998
| | | |(оцен-| | г. | г. | г.
| | | | ка) | | | |
-------------------------------------------------------------------------
Макроэкономические показатели
-------------------------------------------------------------------------
Валовой региональный| млн. |45080,0 |55200,0 | х | х | х
продукт (В.Р.П.) в | руб. | |48200,0 |73720,0 | |
действующих ценах | | | | | | | |
каждого года (пока- | | | | | | | |
затель расчетный) | | | | | | | |
--------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+-----
Индекс физического | % | 87,2| 94,0| 95,0| 96,5| 89,3| х | х
объема к предыдущему| | | | | | | |
году | | | | | | | |
--------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+-----
Сводный индекс по- | % | 121,5| 113,7| 125,7| 162,7|142,9| х | х
требительских цен на| | | | | | | |
товары и услуги (год| | | | | | | |
к году) | | | | | | | |
--------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+-----
Балансовая прибыль | млн. |3892,4|3159,4|2850,0|2900,0| 73,2| 90,2|101,8
по всем видам дея- | руб. | | | | | | |
тельности | | | | | | | |
-------------------------------------------------------------------------
Социальная сфера
-------------------------------------------------------------------------
Фонд оплаты труда | млн. |12016,0 |14554,2 |121,1|109,4|136,5
| руб. | |13308,0 |19866,5 | |
--------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+-----
Денежные доходы на | руб. | 551,9| 649,8| 713,0| 944,8|129,2|109,7|132,5
душу населения | в ме-| | | | | | |
| сяц | | | | | | |
--------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+-----
Денежные расходы на | руб. | 525,3| 622,4| 690,9| 903,1|131,5|111,0|130,7
душу населения | в ме-| | | | | | |
| сяц | | | | | | |
--------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+-----
Прожиточный минимум | руб. | 274,2| 311,0| 352,7| 675,0|128,6|113,4|191,4
на душу населения | в ме-| | | | | | |
| сяц | | | | | | |
--------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+-----
Среднемесячная зара-| руб. | 584,0| 680,0| 777,0|1071,3|133,0|114,3|137,9
ботная плата | в ме-| | | | | | |
| сяц | | | | | | |
-------------------------------------------------------------------------
Ввод в действие объектов социальной сферы
-------------------------------------------------------------------------
Ввод в действие жи- | тыс. |1450,1|1445,9|1412,1|1450,0| 97,4| 97,7|102,7
лых домов за счет | кв. м| | | | | | |
всех источников | общ. | | | | | | |
финансирования | площ.| | | | | | |
--------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+-----
в том числе за счет | тыс. | 904,8|1009,4|1116,1|1120,0|123,4|110,6|100,3
индивидуальных за- | кв. м| | | | | | |
стройщиков | общ. | | | | | | |
| площ.| | | | | | |
--------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+-----
Ввод в действие объ-| | | | | | | |
ектов социально- | | | | | | | |
культурной сферы за | | | | | | | |
счет всех источников| | | | | | | |
финансирования: | | | | | | | |
--------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+-----
дошкольных образова-| мест | 240 | 280 | - | 140 | - | - | -
тельных учреждений | | | | | | | |
--------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+-----
общеобразовательных | уч. | 440 | 1664 | 1671 | 1744 | в |100,4|104,4
учреждений | мест | | | | |3,8р.| |
--------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+-----
больниц | коек | - | 295 | - | 70 | х | х | х
--------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+-----
поликлиник | посе-| - | 168 | 300 | - | 70 | - | -
| щений| | | | | | |
| в | | | | | | |
| смену| | | | | | |
-------------------------------------------------------------------------
Демографические показатели
-------------------------------------------------------------------------
Число родившихся | чел. | 47530| 45143| 45189| х | 95,1|100,1| х
--------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+-----
Число умерших | чел. | 74460| 73675| 71936| х | 96,6| 97,6| х
--------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+-----
Естественный прирост| чел. |-26930|-28532|-26747| х | х | х | х
(+), убыль (-) насе-| | | | | | | |
ления | | | | | | | |
-------------------------------------------------------------------------
Трудовые ресурсы
-------------------------------------------------------------------------
Занято в экономике | тыс. |1987,0|1985,7|1984,0|1985,9| 99,8| 99,9|100,1
| чел. | | | | | | |
--------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+-----
Количество зарегист-| тыс. | 58,3| 44,3| 28,7| 35,0| 49,2| 64,8|121,9
рированных безработ-| чел. | | | | | | |
ных на конец года | | | | | | | |
--------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+-----
Уровень безработицы | % | 2,7| 2,1| 1,3| 1,6| х | х | х
(отношение численно-| | | | | | | |
сти зарегистрирован-| | | | | | | |
ных безработных к | | | | | | | |
численности экономи-| | | | | | | |
чески активного на- | | | | | | | |
селения) на конец | | | | | | | |
года | | | | | | | |
--------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+-----
Уровень безработицы | % | 2,3| 1,7| 1,1| 1,4| х | х | х
(отношение численно-| | | | | | | |
сти зарегистрирован-| | | | | | | |
ных безработных к | | | | | | | |
численности трудовых| | | | | | | |
ресурсов) на конец | | | | | | | |
года | | | | | | | |
-------------------------------------------------------------------------
Агропромышленный комплекс
-------------------------------------------------------------------------
Валовая продукция | % | 82,4| 98,0| 88,0| 114,0| 86,2| х | х
сельского хозяйства | | | | | | | |
во всех категориях | | | | | | | |
хозяйств (без учета | | | | | | | |
неформальной эконо- | | | | | | | |
мики) - всего в со- | | | | | | | |
поставимых ценах | | | | | | | |
в % к предыдущему | | | | | | | |
году | | | | | | | |
-------------------------------------------------------------------------
Посевная площадь основных культур
-------------------------------------------------------------------------
Зерновые | тыс. |1759,2|1977,3|1462,3|1867,0| 83,1| 74,0|127,7
| га | | | | | | |
--------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+-----
Пшеница озимая | тыс. | 970,3|1082,0| 661,2|1100,0| 68,1| 61,1|166,4
| га | | | | | | |
--------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+-----
Рис | тыс. | 106,9| 100,7| 91,7| 96,0| 85,8| 91,1|104,7
| га | | | | | | |
--------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+-----
Сахарная свекла | тыс. | 181,7| 149,9| 150,5| 160,0| 82,8|100,4|106,3
| га | | | | | | |
--------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+-----
Подсолнечник | тыс. | 452,3| 388,0| 457,8| 380,0|101,2|118,0| 83,0
| га | | | | | | |
--------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+-----
Овощи | тыс. | 63,2| 62,0| 57,5| 60,0| 91,0| 92,7|104,3
| га | | | | | | |
--------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+-----
Виноград (площадь | | | | | | | |
насаждений) | тыс. | 37,8| 36,8| 34,9| 35,0| 92,3| 94,8|100,3
| га | | | | | | |
-------------------------------------------------------------------------
Урожайность основных культур (в весе после доработки)
-------------------------------------------------------------------------
Зерновые | ц/га | 25,7| 30,8| 24,1| 30,0| 93,8| 78,2|124,5
--------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+-----
Пшеница озимая | ц/га | 28,1| 33,6| 29,0| 31,0|103,2| 86,3|106,9
--------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+-----
Рис | ц/га | 27,1| 23,5| 34,3| 33,5|126,6|146,0| 97,7
--------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+-----
Сахарная свекла | ц/га | 208,8| 236,0| 142,0| 230,0| 68,0| 60,2|162,0
--------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+-----
Подсолнечник | ц/га | 12,8| 8,4| 12,4| 13,2| 96,9|147,6|106,5
--------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+-----
Овощи | ц/га | 54,0| 58,0| 65,0| 88,0|120,4|112,1|135,4
--------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+-----
Виноград | ц/га | 57,5| 48,5| 36,0| 49,0| 62,6| 74,2|136,1
-------------------------------------------------------------------------
Производство основных видов сельскохозяйственной продукции
по всем категориям хозяйств
-------------------------------------------------------------------------
Зерно (в весе после |тыс. т|4523,1|6087,2|3530,3|5600,0| 78,1| 58,0|158,6
доработки) | | | | | | | |
--------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+-----
Сахарная свекла |тыс. т|3793,6|3532,8|2137,7|3800,0| 56,4| 60,5|177,8
--------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+-----
Масличные - всего |тыс. т| 582,0| 349,3| 591,2| 550,0|101,6|169,3| 93,0
--------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+-----
в том числе подсол- |тыс. т| 546,5| 300,5| 537,9| 500,0| 98,4|179,0| 93,0
нечник (в весе после| | | | | | | |
доработки) | | | | | | | |
--------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+-----
Картофель |тыс. т| 797,7| 822,8| 715,2| 800,0| 89,7| 86,9|111,9
--------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+-----
Овощи |тыс. т| 351,2| 375,3| 396,8| 550,0|113,0|105,7|138,6
--------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+-----
Скот и птица (в жи- |тыс. т| 374,0| 319,1| 291,0| 287,0| 77,8| 91,2| 98,6
вом весе) | | | | | | | |
--------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+-----
Молоко |тыс. т|1350,2|1117,5|1082,0|1100,0| 80,1| 96,8|101,7
--------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+-----
Яйца | млн. |1285,5|1167,2|1217,0|1275,0| 94,7|104,3|104,8
| шт. | | | | | | |
--------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+-----
Шерсть (физический | | | | | | | |
вес) | тонн | 745,0| 505,0| 334,0| 320,0| 44,8| 66,1| 95,8
--------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+-----
Внесено минеральных | кг | 30 | 44 | 46 | 55 |153,3|104,5|119,6
удобрений на 1 га | | | | | | | |
посева с/х культур | | | | | | | |
-------------------------------------------------------------------------
Поголовье скота на конец года во всех категориях хозяйств
-------------------------------------------------------------------------
Крупный рогатый скот| тыс. |1122,8| 975,1| 900,0| 825,0| 80,2| 92,3| 91,7
| гол. | | | | | | |
--------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+-----
в том числе коровы | тыс. | 450,8| 419,0| 398,0| 395,0| 88,3| 95,0| 99,2
| гол. | | | | | | |
--------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+-----
Свиньи | тыс. |1604,5|1346,0|1321,0|1280,0| 82,3| 98,1| 96,9
| гол. | | | | | | |
--------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+-----
Овцы и козы | тыс. | 207,4| 148,0| 114,0| 114,0| 55,0| 77,0|100,0
| гол. | | | | | | |
-------------------------------------------------------------------------
Продуктивность (общественный сектор)
-------------------------------------------------------------------------
Средний удой молока | кг | 2745 | 2475 | 2609 | 2720 | 95,0|105,4|104,3
от одной коровы | | | | | | | |
--------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+-----
Средняя яйценоскость| шт. | 192 | 207 | 215 | 223 |112,0|103,9|103,7
одной курицы | | | | | | | |
-------------------------------------------------------------------------
Производство продукции перерабатывающей промышленности АПК
-------------------------------------------------------------------------
Мясо, включая суб- |тыс. т| 114,1| 75,0| 52,3| 55,0| 45,8| 69,7|105,2
продукты I категории| | | | | | | |
--------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+-----
Цельномолочная про- |тыс. т| 250,0| 251,0| 261,6| 270,0|104,6|104,2|103,2
дукция | | | | | | | |
--------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+-----
Масло животное |тыс. т| 17,3| 11,7| 10,8| 11,0| 62,4| 92,3|101,9
--------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+-----
Сыры |тыс. т| 14,9| 10,7| 10,7| 10,7| 71,8|100,0|100,0
--------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+-----
Масло растительное |тыс. т| 262,1| 171,7| 198,3| 192,0| 75,7|115,5| 96,8
--------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+-----
Маргариновая про- |тыс. т| 20,5| 24,0| 19,6| 25,0| 95,6| 81,7|127,6
дукция | | | | | | | |
--------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+-----
Сахар-песок - всего |тыс. т|1083,6|1298,2|1514,0|1167,0|139,7|116,6| 77,1
--------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+-----
в том числе сахар- |тыс. т| 420,9| 330,0| 273,5| 367,0| 65,0| 82,9|134,2
песок из сахарной | | | | | | | |
свеклы | | | | | | | |
--------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+-----
Мука |тыс. т| 556,5| 526,7| 439,0| 430,0| 78,9| 83,3| 97,9
--------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+-----
Крупа |тыс. т| 197,6| 153,6| 129,0| 130,0| 65,3| 84,0|100,8
--------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+-----
Товарная пищевая |тыс. т| 72,5| 57,7| 49,9| 52,0| 68,8| 86,5|104,2
рыбная продукция, | | | | | | | |
включая консервы | | | | | | | |
рыбные | | | | | | | |
-------------------------------------------------------------------------
Производство спирта и алкогольной продукции предприятиями края
-------------------------------------------------------------------------
Спирт этиловый из | тыс.|1565,0|1281,0|1126,5|3100,0| 72,0| 87,9|275,2
пищевого сырья (рек-| дал | | | | | | |
тификат) | | | | | | | |
--------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+-----
Водка и ликероводоч-| тыс.| 534,0| 445,0|1045,0|3200,0|в 1,9|234,8|306,2
ные изделия | дал | | | | | р.| |
--------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+-----
Коньяк | тыс.| 93,0| 77,0| 63,0| 60,0| 67,7| 81,8| 95,2
| дал | | | | | | |
--------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+-----
Шампанское | тыс.|4680,0|5827,0|6300,0| |134,6|108,1|238,1
| бут.| | | 15000,0| | |
--------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+-----
Вина виноградные | тыс.|3082,0|3312,0|3310,0|6000,0|107,4| 99,9|181,3
| дал | | | | | | |
--------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+-----
Вина плодово-ягодные| тыс.| 502,0| 238,0| 378,0| 500,0| 75,3|158,8|132,3
| дал | | | | | | |
-------------------------------------------------------------------------
Промышленность
-------------------------------------------------------------------------
Продукция промышлен-| % | 89,0| 93,2| 97,4| 98,4| 90,8| х | х
ности (работ, услуг)| | | | | | | |
без налога на добав-| | | | | | | |
ленную стоимость | | | | | | | |
(без учета нефор- | | | | | | | |
мальной экономики), | | | | | | | |
индекс физического | | | | | | | |
объема в % к преды- | | | | | | | |
дущему году | | | | | | | |
-------------------------------------------------------------------------
Производство промышленной продукции в натуральном выражении
-------------------------------------------------------------------------
Электроэнергия с | млн. |6938,0|6943,0|6735,0|6486,0| 97,1| 97,0| 96,3
блок-станциями | кВт | | | | | | |
--------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+-----
Нефть, включая |тыс. т|1579,4|1606,1|1550,7|1595,0| 98,2| 96,6|102,9
газовый конденсат | | | | | | | |
--------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+-----
Газ естественный | млн. |1738,6|1984,5|1897,5|1904,0|109,1| 95,6|100,3
|куб. м| | | | | | |
--------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+-----
Удобрения минераль- |тыс. т| 25,7| 4,5| 58,0| 165,0|в 2,3| в |в 2,8
ные (в пересчете на | | | | | | р. | 12,9| р.
100% питательных | | | | | | | р. |
веществ) | | | | | | | |
--------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+-----
Лакокрасочные мате- |тыс. т| 15,4| 17,4| 18,3| 18,5|118,8|105,2|101,1
риалы | | | | | | | |
--------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+-----
Станки металлорежу- | шт. | 456 | 324 | 259 | 280 | 56,8| 79,9|108,1
щие | | | | | | | |
--------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+-----
Комбайны зерноубо- | шт. | 5 | 7 | 7 | 8 |140,0|100,0|114,3
рочные | | | | | | | |
--------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+-----
Древесина деловая | тыс. | 94,9| 48,3| 30,9| 35,2| 32,6| 64,0|113,9
|куб. м| | | | | | |
--------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+-----
Плиты древесностру- | тыс. | 28,9| 19,9| 23,2| 27,2| 80,3|116,6|117,2
жечные | усл. | | | | | | |
|куб. м| | | | | | |
--------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+-----
Плиты древесноволок-| тыс. |1982,0| 2348 | 4412 | 4505 |в 2,2|в 1,9|102,1
нистые твердые | усл. | | | | | р. | р. |
| кв. м| | | | | | |
--------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+-----
Цемент |тыс. т|1664,0| 1531 |1858,3| 1910 |111,7|121,4|102,8
--------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+-----
Листы асбестоцемент-| млн. | 17,5| 17,1 | 21,4| 22,5 |122,3|125,0|105,0
ные (шифер) | усл. | | | | | | |
|плиток| | | | | | |
--------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+-----
Материалы стеновые | млн. | 765,0| 713,9| 600,0| 670,0| 78,4| 84,0|111,7
| шт. | | | | | | |
| усл. | | | | | | |
| кирп.| | | | | | |
-------------------------------------------------------------------------
Потребительский рынок
-------------------------------------------------------------------------
Общий объем рознич- | % | 98,4| 96,0| 97,3| 96,0| 93,4| х | х
ного товарооборота в| | | | | | | |
сопоставимых ценах | | | | | | | |
в % к предыдущему | | | | | | | |
году | | | | | | | |
--------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+-----
Объем реализации | % | 83,0| 98,0| 93,0| 96,0| 90,1| х | х
платных услуг насе- | | | | | | | |
лению в сопоставимых| | | | | | | |
ценах в % к преды- | | | | | | | |
дущему году | | | | | | | |
--------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+-----
Производство потре- | % | 81,0| 88,0| 99,0| 100,5| 87,1| х | х
бительских товаров -| | | | | | | |
всего - индекс физи-| | | | | | | |
ческого объема в % | | | | | | | |
к предыдущему году | | | | | | | |
-------------------------------------------------------------------------
Производство потребительских товаров
-------------------------------------------------------------------------
Мебель корпусная |компл.| 5648 | 5123 | 5003 | 5637 | 88,6| 97,7|112,7
--------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+-----
Мебель мягкая |компл.| 8416 |25780 |25647 |25647 |в 3,0| 99,5|100,0
| | | | | | р. | |
--------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+-----
Ткани хлопчатобумаж-| тыс. |14600 | 5556 | 1300 | 1500 | 8,9| 23,4|115,4
ные | кв. м| | | | | | |
--------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+-----
Ткани шерстяные | тыс. | 1600 | 1796 | 700 | 700 | 43,8| 39,0|100,0
| кв. м| | | | | | |
--------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+-----
Трикотажные изделия | тыс. | 197,0| 106,0| 104,0| 110,0| 52,8| 98,1|105,8
| шт. | | | | | | |
--------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+-----
Обувь | тыс. | 363,0| 484,3| 308 | 320 | 84,8| 63,6|103,9
| пар | | | | | | |
--------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+-----
Электросчетчики | тыс. | 2,0 | 0,07 | 3,0 | 3,5 |150,0| в |116,7
| шт. | | | | | | 42,8|
| | | | | | | р. |
--------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+-----
Машины стиральные | тыс. | 5,2 | 10,4 | 8,7 | 20,0|167,3| 83,7|в 2,3
| шт. | | | | | | | р.
--------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+-----
Мыло хозяйственное |тыс. т| 10,8 | 7,4 | 5,9 | 8,0 | 54,6| 79,7|135,6
--------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+-----
Мыло туалетное |тыс. т| 2,3 | 2,35| 1,8 | 2,0 | 78,3| 76,6|111,1
--------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+-----
Папиросы и сигареты | млн. | 6368 | 11932| 14400| 17000|в 2,3|120,7|118,1
| кур. | | | | | р. | |
| един.| | | | | | |
--------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+-----
Водомеры | тыс. | 4,5 | 11,4| 12,1| 21,0|в 2,7|106,1|173,5
| шт. | | | | | р. | |
--------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+-----
Газовые плиты | тыс. | 13,7 | 15,1| 17,0| 17,5|124,1|112,6|102,9
| шт. | | | | | | |
--------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+-----
Посуда фарфоро-фаян-| тыс. | 34461| 29012| 33838| 40606| 98,2|116,6|120,0
совая | шт. | | | | | | |
--------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+-----
Котел бытовой | шт. | 1012 | 525 | 613 | 623 | 60,6|116,8|101,6
--------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+-----
Крышки для домашнего| млн. | 26,8 | 90,7 | 105,2| 116 |в 3,9|116,1|110,2
консервирования | шт. | | | | | р. | |
-------------------------------------------------------------------------
Малое предпринимательство
-------------------------------------------------------------------------
Среднесписочная чис-| тыс. | 260,6| 265,6| 268,5| 273,1|103,0|100,1|101,7
ленность работников | чел. | | | | | | |
малых предприятий - | | | | | | | |
всего | | | | | | | |
--------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+-----
Объем произведенной | % | 99,6| 115,6| 107,3| 104,2|124,0| х | х
малыми предприятиями| | | | | | | |
продукции (работ, | | | | | | | |
услуг) - всего в со-| | | | | | | |
поставимых ценах в %| | | | | | | |
к предыдущему году | | | | | | | |
-------------------------------------------------------------------------
Транспорт
-------------------------------------------------------------------------
Перевезено грузов |тыс. т|61403,0 |48159,7 | 78,4| 82,7| 91,0
предприятиями транс-| | |58207,0 |43849,9 | |
порта (без трубопро-| | | | | | | |
водного) - всего | | | | | | | |
--------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+-----
Пассажирооборот | млн. |12195,0 |10602,0 | 86,9| 93,0| 95,8
предприятий транс- |пасс.-| |11396,0 |10158,0 | |
порта - всего | км | | | | | | |
--------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+-----
Грузооборот предпри-| млн. |150723|144845|100227|78841,5 66,5| 69,2| 78,7
ятий транспорта (без| т-км | | | | | | |
трубопроводного) - | | | | | | | |
всего | | | | | | | |
-------------------------------------------------------------------------
Инвестиции
-------------------------------------------------------------------------
Объем инвестиций в | % | 78,0 | 79,0 | 110,1| 81,0 | 87,0| х | х
основной капитал по | | | | | | | |
территории края за | | | | | | | |
счет всех источников| | | | | | | |
финансирования в со-| | | | | | | |
поставимых ценах в %| | | | | | | |
к предыдущему году | | | | | | | |
-------------------------------------------------------------------------
Внешнеэкономическая деятельность
-------------------------------------------------------------------------
Экспорт в страны | млн. | 439,1| 302,5| 484,6| 493,1|110,4|160,2|101,8
дальнего зарубежья | долл.| | | | | | |
| США | | | | | | |
--------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+-----
Импорт из стран | млн. | 476,9| 453,5| 447,6| 415,2| 93,9| 98,7| 92,8
дальнего зарубежья | долл.| | | | | | |
| США | | | | | | |
--------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+-----
Экспорт в страны СНГ| млн. | 110,5| 48,2| 32,4| 34,8| 29,3| 67,2|107,4
| долл.| | | | | | |
| США | | | | | | |
--------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+-----
Импорт из стран СНГ | млн. | 142,5| 115,9| 103,7| 85,9| 72,8| 89,5| 82,8
| долл.| | | | | | |
| США | | | | | | |
-------------------------------------------------------------------------
Заместитель председателя правительства
края, генеральный директор департамента
экономики и прогнозирования |
С.В. Гордиенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление главы администрации Краснодарского края от 21 апреля 1999 г. N 279 "Об итогах социально-экономического положения в крае за 1998 год и основных направлениях деятельности администрации края на 1999 год"
Постановление вступило в силу со дня его подписания.
Текст постановления опубликован в газете "Кубанские новости", N 84 от 14 мая 1999 г.
Настоящий документ снят с контроля