Настоящая редакция Закона действовала до 31 мая 1999 г.
См. текст Закона в следующей редакции,
в редакции, действовавшей до 13 ноября 2002 г.
Закон Краснодарского края от 8 августа 1995 г. N 13-КЗ
"Об особом порядке землепользования в Краснодарском крае"
21 ноября 1996 г.
Принят Законодательным Собранием Краснодарского края
1 августа 1995 года
Глава I. Общие положения (ст.ст. 1, 2)
Глава II. Отнесение земельных участков к федеральной, (ст.ст. 3-10)
краевой и муниципальной собственности, а также
к собственности граждан и юридических лиц и
право распоряжения этими земельными участками
Глава III. Порядок и условия совершения сделок (ст.ст. 11-17)
с земельными участками (долями) на территории
Краснодарского края
Глава IV. Особенности казачьего землепользования (ст.ст. 18-21)
Глава V. Особенности земельных отношений, порядок (ст.ст. 22-28)
землевладения и землепользования
в Краснодарском крае
Земли Краснодарского края являются уникальным и наиболее ценным природным ресурсом, составляют основу жизни и деятельности его жителей и должны:
- гарантированно использоваться в интересах населения края;
- быть защищены от нерегулируемого предоставления юридическим лицам и гражданам;
- использоваться рационально и по целевому назначению.
Земля на территории Краснодарского края, в чьей бы собственности она ни находилась: государственной (федеральной, краевой), муниципальной, частной, общей долевой или общей совместной, - не может быть предметом купли-продажи и других сделок по передаче прав собственности, кроме случаев сделок с земельными участками, предоставляемыми или занятыми под индивидуальное жилищное строительство, личное подсобное хозяйство, садоводство, а также в иных случаях, прямо предусмотренных законом.
Вопрос о возможности купли-продажи и других сделок по передаче прав собственности земель сельскохозяйственного назначения может быть решен только Законодательным Собранием Краснодарского края.
Население Краснодарского края в лице его представительного органа - Законодательного Собрания Краснодарского края - закрепляет до принятия Земельного кодекса Краснодарского края в соответствии с Конституцией Российской Федерации особый порядок землепользования в Краснодарском крае.
Глава I
Общие положения
Статья 1.
Особый порядок землепользования в Краснодарском крае устанавливает:
- разграничение земельных участков на федеральную, краевую и муниципальную собственность, а также на собственность граждан и юридических лиц, приобретенную ими в установленном данным Законом порядке;
- порядок и условия совершения сделок с земельными участками (долями), в том числе и купли-продажи их, на территории Краснодарского края;
- особенности формирования и использования фонда перераспределения земель с целью предоставления жителям, постоянно проживающим в крае и нуждающимся в земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества, а также для индивидуального жилищного строительства;
- порядок формирования казачьего земельного фонда и условия предоставления земельных участков казачьим обществам;
- особенности осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель на территории Краснодарского края.
Статья 2.
Нормативные правовые акты Российской Федерации по регулированию земельных отношений применяются на территории Краснодарского края с учетом настоящего Закона.
Глава II
Отнесение земельных участков к федеральной,
краевой и муниципальной собственности, а также
к собственности граждан и юридических лиц и
право распоряжения этими земельными участками
Статья 3.
К федеральной собственности относятся:
- территории, занятые государственными заповедниками, национальными парками и заказниками, природными комплексами плавневой зоны восточного Приазовья, береговой полосы Азовского моря, определенными Международной Рамсарской конвенцией по водно-болотным угодьям и распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.04.1994 N 572-р;
- земли, занятые лесами первой и второй группы;
- земли природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения, учреждений культуры общероссийского значения;
- земли высших учебных заведений, научно-исследовательских учреждений, используемые для научно-исследовательской и селекционной деятельности, предприятий и других объектов Российской академии наук, отраслевых академий наук.
Статья 4.
К собственности Краснодарского края относятся:
- земли находящихся или намечаемых для размещения в крае объектов железнодорожного и автомобильного транспорта, магистральных трубопроводов, морских, речных и воздушных портов, связи, энергетики, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, обороны, международного туризма;
- земли, занятые морской береговой противоэрозионной полосой;
- земли, занятые лиманами, имеющими связь с Азовским морем, реки, протекающие по территориям двух и более субъектов Российской Федерации;
- земли высших учебных заведений, научно-исследовательских учреждений, используемые для производственных целей, средних учебных заведений и учебных заведений начального профессионального образования, предприятий и учреждений санитарно-эпидемиологической и ветеринарной службы, службы защиты растений, фармацевтической и медико-биологической промышленности, государственных племенных и конных заводов и совхозов, селекционно-гибридных центров, государственных инспекций и лабораторий по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, сортоиспытательных станций и участков, предприятий и хозяйств по производству ценных и анодромных видов рыб, серпентариев;
- земли курортов Черноморского и Азовского побережий, других лечебно-оздоровительных местностей, отнесенных к этой категории на основании специальных исследований, а также градостроительной документацией, территории в пределах округа санитарной охраны городов-курортов побережий Черного и Азовского морей и в административных границах городов и районов Черноморского побережья, источники минеральных лечебных вод и лечебных грязей, а также земли, предназначенные для реализации комплексных программ федерального и межрегионального значения, реки Черноморского побережья, Приазовья и притоки реки Кубань с их прибрежными полосами;
- земли, занятые рисовыми системами и другими гидротехническими сооружениями;
- территории нефтяных и газовых месторождений в границах горных отводов и разведанных месторождений и иных полезных ископаемых;
- земли, занятые придорожными полосами автомобильных дорог краевого значения, а также объектами краевого значения или предназначенные для реализации комплексных программ краевого значения.
Статья 5.
Земли сельских населенных пунктов, поселков, городов и районов (вне городов), земли, находящиеся в пользовании сельскохозяйственных предприятий, и земли фонда перераспределения относятся и землям муниципальной собственности, кроме земельных участков, отнесенных к краевой собственности, установленных статьей 4 настоящего Закона, а также переданных бесплатно или выкупленных гражданами в установленном законом порядке.
Статья 6.
Земли, переданные бесплатно в пределах установленных норм или выкупленные гражданами и юридическими лицами и используемые ими в целях, определенных законом, относятся к частной собственности граждан и собственности предприятий, организаций и учреждений. В собственности граждан могут находиться земельные участки, в том числе земельные доли, в общей совместной (долевой) собственности.
Статья 7.
Изъятие (выкуп) и предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам из земель, отнесенных к собственности края, производится только администрацией края по представлению или согласованию с органом местного самоуправления, в административных границах которого находятся эти земли.
Статья 8.
На территориях, отнесенных к собственности края, органы местного самоуправления могут распоряжаться земельными участками, находящимися в границах существующей застройки населенных пунктов, а также землями фонда перераспределения, включенными утвержденными генеральными планами или другой градостроительной документацией для расширения населенных пунктов, для предоставления в собственность гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, сдачи в краткосрочную аренду юридическим лицам и гражданам для предпринимательской деятельности и сельскохозяйственного использования на срок не менее 5 лет.
Статья 9.
Предоставление земельных участков в пользование или аренду юридическим лицам других регионов, зарегистрированным в крае и за его пределами, производится в установленном порядке при положительном заключении межведомственной комиссии по развитию производительных сил и трудовых ресурсов в крае и заключении договоров с администрацией района, города о развитии социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов. При этом соответствующие администрации предварительно информируют население о возможном (предстоящем) предоставлении земель для размещения таких объектов и выясняют мнение граждан через местные референдумы, собрания, сходы граждан, иные формы непосредственной демократии.
Предоставление земельных участков юридическим лицам других регионов для жилищного строительства производится только при условии получения гражданами, которым намечается предоставление жилья, (наличия у них) права на постоянное проживание в Краснодарском крае.
Статья 10.
Предоставление земельных участков гражданам осуществляется:
а) для индивидуального жилищного строительства при отсутствии заявлений от местных жителей:
- гражданам Российской Федерации, прибывающим в край из-за его пределов, - после получения права на постоянное проживание на данной территории Краснодарского края;
- гражданам других государств и лицам без гражданства - после получения гражданства Российской Федерации и права на постоянное проживание на указанной территории Краснодарского края;
- вынужденным переселенцам - после получения удостоверения вынужденного переселенца, выданного миграционной службой Краснодарского края с указанием конкретной территории края для постоянного проживания;
б) для организации крестьянского хозяйства при отсутствии заявлений от местных жителей - гражданам Российской Федерации, получившим право на постоянное проживание в Краснодарском крае, проработавшим в сельском хозяйстве по месту постоянного проживания не менее 5 лет. Лицам, не имеющим гражданства Российской Федерации, земельные участки не предоставляются;
в) военнослужащим Вооруженных Сил, органов государственной безопасности и органов внутренних дел, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей гарантируется получение земельных участков бесплатно по месту военной службы: или призванным на службу из Краснодарского края, или уроженцам Краснодарского края, прошедшим службу в рядах Вооруженных Сил в установленном законом порядке,- по их желанию в собственность или в пожизненное наследуемое владение для индивидуального жилищного строительства, ведения коллективного садоводства, личного подсобного и крестьянского (фермерского) хозяйства.
Глава III
Порядок и условия совершения сделок с
земельными участками (долями) на территории
Краснодарского края
Статья 11.
На территории Краснодарского края могут совершаться сделки по нормативной цене с земельными участками, предоставленными гражданам бесплатно в собственность или выкупленными ими в установленном порядке для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства и садоводства: купля-продажа, наследование, дарение, обмен, залог и передача в аренду.
Статья 12.
Законом Краснодарского края от 21 ноября 1996 г. N 47-КЗ статья 12 изложена в новой редакции
На территории Краснодарского края собственникам земельных долей предоставляется право на осуществление следующих сделок с земельными долями:
- внесение земельной доли в уставной капитал или паевой фонд сельскохозяйственного предприятия, на территории которого расположена данная земельная доля, или прилегающих хозяйств;
- внесение права пользования земельной долей на срок не менее трех лет в уставной капитал или паевой фонд сельскохозяйственного предприятия, на территории которого расположена данная земельная доля, или прилегающих хозяйств;
- передача земельной доли с выделением земельного участка в натуре в аренду крестьянскому (фермерскому) хозяйству, сельскохозяйственному предприятию, на территории которого расположена данная земельная доля, или прилегающим хозяйствам на срок не менее трех лет;
- передача земельной доли сельскохозяйственному предприятию, крестьянскому (фермерскому) хозяйству, на территории которого расположена данная земельная доля, или прилегающим хозяйствам на условиях договора пожизненного содержания;
- обмен земельной доли на имущественный пай или земельную долю в другом хозяйстве.
Собственник земельной доли вправе передать ее по наследству, выделить в натуре земельную долю в виде земельного участка для ведения крестьянского хозяйства, а также увеличить в счет земельной доли (до установленных предельных размеров) ранее предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства земельный участок за пределами территорий перспективного развития населенных пунктов, определенных градостроительной документацией.
Статья 13.
Приватизированные государственные и муниципальные предприятия арендуют земельные участки сроком на 49 лет, заключая договор с органами местного самоуправления, являющимися собственниками участков.
Форму договора аренды земельных участков в г. Краснодаре см. в постановлении главы городского самоуправления Краснодара от 29 апреля 1999 г. N 707
Арендованные предприятием незастроенные территории подлежат освоению в течение 6 лет.
Статья 14.
Разрешенные в крае сделки могут совершаться с земельными участками (их частями), только прочно связанными с объектами недвижимости.
Правомерность разрешенных в крае сделок с земельными участками (их частью) подтверждается документами (договорами, свидетельствами и другими), составленными в письменной форме и оформленными в установленном законом порядке.
При этом сделки между гражданами или с участием граждан и юридических лиц, кроме наследования, оформляются постановлением органа местного самоуправления о разрешении сделки и нотариальным удостоверением правомерности сделки. Между юридическими лицами законность сделки подтверждается принятием постановления органа местного самоуправления.
Статья 15.
Законом Краснодарского края от 21 ноября 1996 г. N 47-КЗ статья 15 изложена в новой редакции
Приобретение земельных участков (части земельных участков), в том числе с индивидуальными жилыми домами, осуществляется при отсутствии покупателей из числа местных жителей:
- гражданами Российской Федерации, прибывающими в край из-за его пределов, после получения права на постоянное проживание в Краснодарском крае;
- гражданам других государств и лицам без гражданства после получения гражданства Российской Федерации и права на постоянное проживание в Краснодарском крае.
Статья 16.
Сделки с земельными участками на территории Краснодарского края могут осуществляться при условии:
- бесспорности границ земельных участков, отсутствии иных установленных законодательством причин, препятствующих заключению сделки;
- неизменности целевого использования;
Законом Краснодарского края от 21 ноября 1996 г. N 47-КЗ следующий абзац из текста настоящего Закона исключен
- получения разрешения органа местного самоуправления на совершение сделки;
- сохранения минимальных размеров земельных участков, ниже которых нарушаются экологические, санитарные, противопожарные, градостроительные и иные специальные требования или становится невозможным соблюдение целевого назначения земельного участка и условий его использования;
Законом Краснодарского края от 21 ноября 1996 г. N 47-КЗ следующий абзац изложен в новой редакции
См. исходную редакцию абзаца
- при наличии либо после получения покупателем права на постоянное проживание в данной местности;
- нотариального удостоверения сделок;
- регистрации сделок в комитетах по земельным ресурсам и землеустройству района (города).
План земельного участка является документом, подтверждающим положение границ и площадь земельного участка.
Изменение целевого назначения земельных участков, используемых в сельскохозяйственном производстве, при осуществлении сделки купли-продажи производится администрацией Краснодарского края.
Изменение целевого назначения земель населенных пунктов может быть произведено по решению соответствующего органа местного самоуправления, если это изменение отрицательно не сказывается на функциональном использовании территории.
Статья 17.
Органы местного самоуправления городов, районов и населенных пунктов могут передавать в аренду земельные участки для предпринимательской деятельности гражданам, прибывающим из других регионов России, после положительного заключения межведомственной комиссии по развитию производительных сил и трудовых ресурсов в крае.
Глава IV
Особенности казачьего землепользования
См. также постановление правительства Краснодарского края от 25 сентября 1996 г. N 7-п "О создании целевого земельного фонда для предоставления казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации"
Статья 18.
Казачий земельный фонд создается органами местного самоуправления по представлению комитетов по земельным ресурсам и землеустройству с учетом предложений земельных комиссий, организуемых при атаманских правлениях казачьих обществ, без ущемления прав других граждан, проживающих в данной местности и не относящихся к казачеству, за счет:
- земель запаса;
- земель, право собственности, владения и пользования которыми прекращается в соответствии с законодательством;
- земель, изъятых у физических и юридических лиц при совершении ими в нарушение установленного порядка сделок по купле-продаже, дарению, обмену, сдаче в аренду земельных участков;
- земель казаков, добровольно вступающих в казачьи общества со своими земельными паями, полученными в ходе осуществления земельной и аграрной реформ.
Статья 19.
Земельные участки для размещения казачьих пограничных соединений и частей, таможенных застав казачьим обществам, которые их создают, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование.
Земли резерва указанных казачьих обществ формируются также за счет участков, переданных в краткосрочную аренду из имеющегося в районе специального фонда перераспределения земель (после окончания срока аренды).
Статья 20.
Предоставление казачьим обществам земельных участков (наделов) из казачьего земельного фонда производится органом местного самоуправления после регистрации устава казачьего общества. При этом в орган местного самоуправления, обладающий правом предоставления земельных наделов, подается ходатайство-обоснование, в котором указываются: численный состав членов общества, вид землепользования, предполагаемые размеры участка, его местоположение, а также виды государственной службы, которые берет на себя казачье общество.
Размер земельного надела, выделяемого казачьему обществу, определяется исходя из количества членов общества и среднерайонной земельной доли с учетом кадастровой оценки земель, а также необходимости создания станичного (хуторского) запаса земель, обеспечивающего коллективное землепользование при расширении состава обществ, поощрения казаков за безупречную службу в Вооруженных Силах и других войсках Российской Федерации и выделении земельных участков гражданам, пожелавшим выйти из общества.
Казаки, ранее получившие в соответствии с действующим законодательством земельные наделы в собственность, могут вступить в казачьи общества со своими земельными наделами с сохранением юридического статуса земельного надела и правом выхода из казачьего общества с тем же наделом.
Казачьи общества вправе использовать земельные угодья на основе традиционных для казачества форм общности владения землей либо общей совместной или общей долевой собственности участников общества. Может допускаться и смешанная форма собственности владения на землю в казачьем обществе. Механизм регулирования земельных отношений между казачьим обществом и его членами отражается в уставе казачьего общества.
Земельные наделы, переданные казачьим обществам из казачьего земельного фонда, не могут быть переданы в собственность членам общества, а также гражданам, не являющимся членами общества.
Предоставление земельных участков (наделов) станичным (хуторским) казачьим обществам не должно нарушать права казаков и других граждан края на получение в собственность или аренду земельных участков.
Расширение земель казачьего общества разрешается при удовлетворительном (урожайность не более чем на 15% ниже среднерайонной урожайности) использовании ранее закрепленных за обществом земель.
Статья 21.
Ходатайства-обоснования казачьих обществ о предоставлении земельных наделов из казачьего земельного фонда рассматриваются соответствующим органом местного самоуправления в месячный срок. При предоставлении земельного надела казачьему обществу как юридическому лицу выдается государственный акт на право пользования землей.
Случаи нерассмотрения заявлений в указанный срок или отказ в их удовлетворении рассматриваются в установленном законом порядке.
Главы местного самоуправления в рамках действующего законодательства могут расторгать договоры аренды для включения этих земель в казачий земельный фонд.
Земельные наделы, выделенные из казачьего земельного фонда казачьим обществам, используются для производства и переработки сельскохозяйственной продукции и развития инфраструктуры, связанной с этим производством.
Незанятые земли казачьего земельного фонда, не переданные казачьим обществам, могут органами местного самоуправления передаваться в аренду на срок до 1 года по согласованию с казачьими обществами.
Глава V
Особенности земельных отношений, порядок землевладения
и землепользования в Краснодарском крае
Статья 22.
В фонд перераспределения дополнительно включаются земельные участки крестьянских хозяйств, члены которых своим решением добровольно отказались от них или их части в связи с реорганизацией или прекращением деятельности крестьянского хозяйства, а также участки юридических лиц и граждан, предоставленных им для сельскохозяйственного использования, при добровольном отказе от них.
При выбытии члены сельскохозяйственных предприятий получают компенсацию за земельные доли (паи) за счет этих предприятий при условии, что они проработали в них не менее 5 лет. При этом земельные доли (паи) остаются у предприятий. Компенсация может производиться как в натуральной, так и в денежной форме по взаимному соглашению сторон.
Компенсация за земельную долю (пай) должна производиться с момента обращения в срок не более 5 лет равными долями без индексации. Аналогично компенсация за земельную долю (пай) применяется в случае их наследования.
Земельные доли (паи) умерших граждан, у которых отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, остаются в обществе или хозяйстве, в котором находилась доля (пай) умершего.
Статья 23.
Земли фонда перераспределения преимущественно используются для ведения сельскохозяйственного производства и удовлетворения потребностей жителей края в земельных участках для жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и животноводства. Они могут предоставляться собственникам земельных участков и земельных долей (паев) в качестве компенсации за изъятые у них земельные участки, находящиеся в собственности, для размещения объектов краевого значения, а также передаваться в аренду. Земли, включенные в фонд перераспределения в результате прекращения деятельности крестьянских хозяйств, должны, как правило, передаваться в аренду расположенным рядом другим сельхозпредприятиям, в том числе и крестьянским хозяйствам, эффективно использующим предоставленную им землю и имеющим необходимую материальную базу. Договоры аренды заключают органы местного самоуправления районов и городов, в административных границах которых находятся земли фонда перераспределения, на срок не менее 5 лет.
Доля средств, поступающих в краевой бюджет от земель, сданных в аренду, должна составлять 20%, а 80% остается в местном бюджете.
Для строительства индивидуальных жилых домов и ведения личного подсобного хозяйства земельные участки предоставляются из земель, находящихся в ведении городских, поселковых и сельских органов местного самоуправления.
Статья 24.
Организация новых крестьянских хозяйств допускается при условии, когда у лиц, выходящих из коллективных хозяйств, совокупная площадь полученных бесплатно в собственность земель, а также земель, которые они реально могут получить из имеющегося фонда перераспределения, будет соответствовать или превышать площадь, минимально необходимую для организации товарного сельскохозяйственного производства. При этом претендентами должны быть подтверждены имеющиеся финансовые ресурсы для приобретения основных средств производства или другие возможности эффективного ведения сельскохозяйственного производства.
Заключения о возможности организации крестьянских хозяйств дают земельные комиссии, созданные органами местного самоуправления районов и городов.
В случае выбытия членов акционерного сельскохозяйственного общества (колхоза, совхоза) и вступления их во вновь создаваемые ассоциации (товарищества, кооперативы) в целях агрокооперации необходимо им предоставлять земельные паи (наделы, участки) рядом и в едином массиве для эффективного и компактного землепользования, возможности создания системы мер по совместному техническому и агрохимическому обслуживанию.
Статья 25.
Передача земельных участков в частную собственность гражданам производится бесплатно и за плату.
Бесплатно земельные участки передаются в частную собственность граждан для:
1) ведения крестьянского (фермерского) хозяйства в момент его организации в расчете на каждого члена этого хозяйства в пределах среднерайонной нормы передачи земли в собственность;
2) ведения личного подсобного хозяйства в пределах норм предоставления земельных участков, установленных в расчете на семью органом местного самоуправления сельского населенного пункта;
Законом Краснодарского края от 21 ноября 1996 г. N 47-КЗ в подпунктах 3 и 4 статьи 25 дата "1 января 1992 года" заменена датой "1 января 1991 года"
3) садоводства - земельные участки, предоставленные до 1 января 1991 года, а также вновь предоставляемые для этих целей малопродуктивные сельскохозяйственные угодья с кадастровым баллом не более 40, а также нарушенные земли, в пределах до 1500 квадратных метров на семью;
4) индивидуального и коллективного жилищного строительства в сельской местности, в городах и поселках городского типа, предоставленные до 1 января 1991 года для этих целей, а также категориям граждан, пользующимся льготами согласно перечню, утвержденному органом власти края, другим гражданам, состоящим на учете в местной администрации на получение (улучшение) жилья с учетом: проживания семьи в коммунальной квартире, наличием установленных законодательством льгот на улучшение жилищных условий, отсутствия у семьи другого земельного участка для жилищного строительства в пределах норм предоставления земельных участков, установленных в расчете на семью органом местного самоуправления.
За плату земельные участки передаются в частную собственность гражданам для:
1) индивидуального и коллективного жилищного строительства в городах, рабочих и курортных поселках - вновь предоставленные земельные участки, за исключением перечисленных выше;
2) садоводства и животноводства - при предоставлении для этих целей продуктивных сельскохозяйственных угодий.
Цена земельных участков, предоставляемых за плату, определяется комитетами по земельным ресурсам и землеустройству районов и городов и оформляется в форме акта об установлении нормативной цены земельного участка по согласованию с органом местного самоуправления.
Статья 26.
При совершении сделок с земельными участками (купли-продажи, наследовании, дарении и другими), при которых происходит их деление, не допускается выделение частей земельных участков в натуре, которые ниже следующих минимальных размеров:
- для индивидуального жилищного строительства - 300 квадратных метров, при ширине участка не менее 8 метров;
- для ведения личного подсобного хозяйства - 500 квадратных метров, при ширине участка не менее 12 метров;
- для садоводства - 200 квадратных метров, при ширине участка не менее 8 метров.
Статья 27.
По решению членов крестьянского хозяйства его деятельность может быть прекращена. Прекращение деятельности осуществляется в виде его ликвидации или реорганизации (слияние, присоединение к другому крестьянскому хозяйству, сельскохозяйственному предприятию, преобразование в иную организационно-правовую форму с сохранением деятельности по производству, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции).
В случае ликвидации крестьянского хозяйства в связи с выходом из него всех его членов или по иным основаниям полученные ими в совместную собственность земельные участки возвращаются бесплатно в фонд перераспределения с компенсацией затрат, связанных с улучшением земель.
В целях более рационального и эффективного использования земельного участка районное, городское управление сельского хозяйства и районная, городская ассоциация крестьянских хозяйств вносят предложения о претенденте на данный земельный участок с дальнейшим предоставлением его на конкурсной основе.
Законом Краснодарского края от 21 ноября 1996 г. N 47-КЗ часть четвертая статьи 27 изложена в новой редакции
При слиянии или присоединении крестьянских хозяйств по заявлениям, подписанным их членами, принимается постановление органа местного самоуправления района (города) о слиянии двух и более крестьянских хозяйств в одно новое, за которым закрепляюся земельные участки слившихся хозяйств, или о присоединении одного или нескольких крестьянских хозяйств к одному из крестьянских хозяйств или сельскохозяйственному предприятию, которому передаются земли присоединившихся хозяйств.
Предоставленные в собственность крестьянских хозяйств или приобретенные ими земельные участки находятся в совместной собственности членов крестьянских хозяйств.
Земельный участок крестьянского хозяйства, при выходе из него одного из его членов, может подлежать разделу до установленных минимальных размеров. Вышедший из хозяйства имеет право на выдел в натуре земельного участка при соблюдении изложенных выше условий для организации самостоятельного крестьянского хозяйства либо вступления в расположенное рядом сельскохозяйственное предприятие, в том числе и в другое крестьянское хозяйство.
Статья 28.
В целях повышения ответственности собственников земельных участков, владельцев, пользователей и арендаторов за состояние использования земельных участков установить, что при выявлении нарушения (нерациональное использование сельскохозяйственных земель, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв, использование земельных участков не по целевому назначению, а также способами, приводящими к порче земель; систематическое невнесение платежей за землю; захламление земель, загрязнение земель химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами, нарушение установленного режима использования земель природоохранного, природозаповедного, оздоровительного, рекреационного назначения и других земель с особыми условиями использования, а также земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению; нарушение сроков возврата временно занимаемых земель, невыполнение обязанностей по приведению их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению) органы государственного контроля выносят соответствующее предупреждение с установлением месячного срока для их устранения.
В случае неустранения нарушений в указанный срок виновные лица подвергаются штрафу в установленных законом размерах, и назначается дополнительный месячный срок ликвидации допущенных нарушений.
При выявлении других видов нарушений земельного законодательства (самовольное занятие земельных участков, а также противоправные действия должностных и юридических лиц, повлекшие за собой самовольное занятие земель, несоблюдение научно обоснованных систем земледелия, севооборотов; порчу и уничтожение плодородного слоя; проектирование, размещение, строительство и ввод в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на состояние земель; искажение сведений о состоянии и использовании земель; нарушение сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) граждан о предоставлении земельных участков; сокрытие информации о наличии свободного земельного фонда; уничтожение межевых знаков) виновные лица подвергаются штрафу без вынесения предупреждения в размерах, установленных законодательными актами Российской Федерации.
При непринятии мер по ликвидации нарушения в установленный после штрафа срок контролирующие органы передают администрации, предоставившей земельный участок, или собственнику земельного участка, землевладельцу, землепользователю, передавшему земельный участок в аренду или временное пользование, акт и заключение о необходимости прекращения права на земельный участок.
Глава местного самоуправления, в ведении которого находятся земельные участки, принимает соответствующее решение по данному вопросу.
Собственник земельного участка, владелец и землепользователь, предоставивший землю во вторичное пользование или аренду, при наличии материалов, подтверждающих вину нарушителя, в десятидневный срок принимает решение о прекращении права на землю.
Соответствующие копии документов о прекращении права на землю выдаются предприятию, организации, учреждению и гражданам в семидневный срок с момента его принятия, которые в случае несогласия собственника земельного участка, землевладельца, арендатора могут быть обжалованы в десятидневный срок в судебном порядке.
Глава администрации
Краснодарского края |
Е.М. Харитонов |
Краснодар
8 августа 1995 года
N 13-КЗ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.