Текст статьи 4 Закона в редакции от 9 декабря 1997 г.
Статья 4. Избирательное право
1. Гражданин Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающий на территории соответствующего муниципального образования, достигший возраста 18 лет и обладающий активным избирательным правом, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств вправе избирать, участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами иных избирательных действиях.
2. Не могут избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
3. Депутатом представительного органа местного самоуправления, главой муниципального образования может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года и обладающий активным избирательным правом.
Формирование и уточнение сведений о зарегистрированных избирателях осуществляются главой муниципального образования, а в отношении избирателей - военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других избирателей в случае, если они проживают на территории расположения воинской части, - командиром воинской части. Указанные сведения направляются главой муниципального образования в территориальную избирательную комиссию, а командиром воинской части - в территориальную или участковую избирательную комиссию не позднее чем в течение 5 дней после назначения даты голосования или после образования этих комиссий. Список избирателей составляется соответствующей избирательной комиссией, в том числе с использованием государственной автоматизированной информационной системы, в порядке, установленном федеральными законами, настоящим законом, отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, представляемых по установленной форме главой муниципального образования, командиром воинской части.
5. Органы местного самоуправления, учреждения, организации, предприятия с государственным и муниципальным участием, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности, предоставлять необходимые помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование, сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий в срок, установленный действующим законодательством. Средства массовой информации, указанные в пункте 6 статьи 23 настоящего Закона, должны предоставлять возможность для размещения печатной информации избирательных комиссий в порядке, установленном настоящим Законом. Общественные объединения, предприятия, учреждения, организации, средства массовой информации, не указанные в пункте 6 статьи 23 настоящего Закона, а также их должностные лица обязаны предоставлять избирательным комиссиям необходимые сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий в срок, установленный действующим законодательством.
1. Формирование территориальных избирательных комиссий осуществляется на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, казачьих обществ, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, избирательных комиссий предыдущего состава, а участковых избирательных комиссий - на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, казачьих обществ, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы представительным органом местного самоуправления. Представительный орган местного самоуправления обязан назначить не менее одной трети составов территориальной и участковой избирательных комиссий на основе поступивших предложений каждого из избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также на основе поступивших предложений избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в Законодательном Собрании Краснодарского края и в представительном органе местного самоуправления. При этом может быть назначено не более одного представителя от каждого из избирательных объединений, избирательных блоков.
Членами избирательных комиссий с правом решающего голоса не могут быть депутаты законодательных органов государственной власти, органов местного самоуправления, выборные должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления, судьи, кандидаты, зарегистрированные кандидаты, их доверенные лица, уполномоченные представители избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов, члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса, супруги и близкие родственники кандидатов, зарегистрированных кандидатов или лица, которые находятся в непосредственном подчинении у кандидатов, зарегистрированных кандидатов.
Орган, назначивший члена избирательной комиссии, обязан назначить нового члена избирательной комиссии вместо члена, который выбыл по вышеуказанным обстоятельствам, не позднее чем в месячный срок со дня его выбытия, в соответствии с требованиями настоящего Закона.
3. Решения избирательных комиссий об избрании председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии, о регистрации кандидатов, об отмене регистрации кандидатов, по вопросам финансового обеспечения подготовки и проведения выборов, об установлении итогов голосования и результатов выборов, о признании выборов несостоявшимися или недействительными принимаются большинством голосов от общего числа членов комиссии с правом решающего голоса. Решения избирательных комиссий по иным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
При принятии решений избирательной комиссией в случае равного числа голосов "за" и "против" голос председателя избирательной комиссии является решающим.
Решения избирательной комиссии подписываются председателем и секретарем избирательной комиссии.
5. Решения избирательной комиссии, принятые в пределах ее полномочий, обязательны для выполнения всеми государственными органами и органами местного самоуправления, нижестоящими избирательными комиссиями, общественными и избирательными объединениями, избирательными блоками, предприятиями, учреждениями, должностными лицами и гражданами.
8. На заседаниях избирательных комиссий вправе присутствовать члены вышестоящей избирательной комиссии, зарегистрированные кандидаты и их доверенные лица, представители избирательных объединений, избирательных блоков и средств массовой информации. Для присутствия на заседаниях указанным лицам не требуется дополнительного разрешения.
2. Выдвижение кандидатов возможно при условии представления письменного заявления лица о согласии баллотироваться кандидатом и обязательства в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или главы муниципального образования. Указанное заявление вместе с уведомлением о начале сбора подписей направляется в территориальную избирательную комиссию. Несоблюдение данных требований влечет за собой отказ в регистрации кандидатом.
1. Кандидаты при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в их поддержку, в течение 5 дней регистрируются соответствующей территориальной избирательной комиссией по письменному заявлению кандидата о самовыдвижении, а также по представлению отдельных избирателей, групп избирателей, избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов, при наличии заявлений кандидатов об их согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу.
3. Для регистрации кандидата на должность главы муниципального образования требуется, чтобы в его поддержку были собраны подписи избирателей соответствующего муниципального образования в количестве не менее двух процентов от числа избирателей, зарегистрированных в данном муниципальном образовании.
Для регистрации кандидата в депутаты требуется, чтобы в его поддержку были собраны подписи избирателей соответствующего избирательного округа в количестве не менее одного процента от числа избирателей, приходящихся в среднем на один депутатский мандат в округе. При этом предельное количество представленных подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, не должно превышать более чем на 15 процентов необходимое для регистрации количество подписей.
6. Территориальная избирательная комиссия принимает решение об отказе в регистрации кандидата в случае непредставления надлежащим образом оформленных подписных листов с количеством подписей избирателей, необходимым для регистрации, либо обнаружения повлиявших на итоги выдвижения нарушений требований настоящего Закона, включая подлог документов.
В случае отказа зарегистрировать кандидата территориальная избирательная комиссия обязана в течение суток выдать кандидату либо уполномоченному представителю избирательного объединения (избирательного блока), группе избирателей, избирателю копию решения избирательной комиссии с изложением оснований отказа. Основаниями отказа могут служить недостаточное количество представленных достоверных подписей избирателей в поддержку кандидата, превышение установленной Законом предельной доли недостоверных подписей среди подписей, подвергшихся проверке, нарушение установленного федеральным законом, настоящим Законом порядка сбора подписей, нарушение порядка создания избирательного фонда и расходования его средств, а также иные основания, предусмотренные настоящим Законом. Отказ в регистрации может быть обжалован лицом, претендующим на регистрацию в качестве кандидата, в избирательную комиссию Краснодарского края или в суд.
6. Средства массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются государственные или муниципальные органы, организации, учреждения либо которые финансируются полностью или частично за счет средств соответствующего бюджета (федерального бюджета, краевого бюджета, местного бюджета) или средств органов местного самоуправления, а также средства массовой информации, которые имеют льготы по уплате налогов и обязательных платежей по сравнению с другими средствами массовой информации, обязаны обеспечить зарегистрированным кандидатам равные возможности проведения предвыборной агитации.
1. Периодические печатные издания, подпадающие под действие пункта 6 статьи 23 настоящего Закона и распространяемые на территории, на которой проводятся выборы, за исключением изданий, учрежденных органами государственной власти и органами местного самоуправления исключительно для публикации официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов, должны выделить печатные площади для материалов, предоставляемых зарегистрированными кандидатами. Для специализированных печатных изданий (детских, технических, научных и других) допускается отказ от публикации каких бы то ни было агитационных материалов при условии полного неучастия в избирательной кампании в какой бы то ни было форме.
Статья 27. Условия распространения агитационных печатных материалов
1. Зарегистрированные кандидаты вправе выпускать агитационные печатные материалы. Экземпляры агитационных печатных материалов или их копии должны представляться в территориальную избирательную комиссию, зарегистрировавшую соответствующего кандидата.
2. Все агитационные печатные материалы должны содержать наименования и адреса организаций (фамилии, имена, отчества и адреса мест жительства лиц), изготовивших печатные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей изготовление данных печатных материалов, а также информацию об их тираже и о дате их выпуска. Распространение агитационных печатных материалов, не содержащих указанную информацию, запрещается.
3. Агитационные печатные материалы могут вывешиваться в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах с согласия собственников или владельцев указанных объектов. Запрещается вывешивание указанных материалов на памятниках, обелисках и зданиях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в помещениях избирательных комиссий, у входа в них и в помещениях для голосования.
4. Органы местного самоуправления по предложению избирательной комиссии обязаны предусмотреть на территории каждого избирательного участка специальные места для вывешивания агитационных печатных материалов. Не позднее чем за 25 дней до дня выборов местная администрация обязана выделить специальные места для вывешивания или распространения агитационных печатных материалов. Такие места должны быть удобны для посещения избирателями, и их должно быть не менее одного в пределах территории каждого избирательного участка. Зарегистрированным кандидатам должны быть обеспечены равные условия для вывешивания таких материалов.
5. Избирательная комиссия, поставленная в известность о распространении подложных агитационных печатных материалов либо агитационных печатных материалов, не содержащих информацию, указанную в пункте 2 настоящей статьи, принимает меры по пресечению этой деятельности и вправе обратиться в соответствующие правоохранительные и иные органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и об изъятии незаконных агитационных печатных материалов.
Статья 28. Недопустимость злоупотреблений правом на проведение агитации
1. Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации.
2. При проведении агитации не допускаются злоупотребления свободой массовой информации: агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны и иные формы злоупотребления свободой массовой информации, запрещенные федеральными законами.
3. Кандидатам, а также иным лицам и организациям, прямо или косвенно участвующим в предвыборной агитации, запрещается осуществлять подкуп избирателей: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности иначе как за выполнение организационной работы (дежурство на избирательных участках, сбор подписей и другую агитационную работу), проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных, в том числе иллюстративных, материалов и значков, специально изготовленных для избирательной кампании, а также предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях. Кандидаты и иные лица и организации не вправе при проведении агитации воздействовать на избирателей обещаниями передачи им денежных средств, ценных бумаг (в том числе по итогам голосования) и других материальных благ, а также предоставления услуг на иных условиях, чем это предусмотрено законом.
4. Зарегистрированные кандидаты, доверенные лица с момента их регистрации и до опубликования результатов выборов не вправе заниматься благотворительной деятельностью, в том числе и за пределами избирательного округа, в котором выдвинут кандидат.
5. Средства массовой информации, указанные в пункте 6 статьи 23 настоящего Закона, участвуя в избирательных кампаниях, не вправе допускать публикации, способные нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированных кандидатов, если эти средства массовой информации не могут предоставить зарегистрированному кандидату возможность опубликовать опровержение или иные разъяснения в защиту его репутации до окончания срока предвыборной агитации. Непредоставление зарегистрированному кандидату возможности опубликовать до окончания срока предвыборной агитации опровержение или иные разъяснения в защиту его репутации в средствах массовой информации, которые опубликовали информацию, способную нанести ущерб репутации кандидата, может являться основанием для судебной ответственности данных средств массовой информации.
6. В случае нарушения зарегистрированным кандидатом пункта 2 настоящей статьи территориальная избирательная комиссия, а также иные органы, организации и граждане, указанные в пункте 1 статьи 16 настоящего Закона, вправе обратиться в суд с представлением об отмене регистрации кандидата. В случае нарушения зарегистрированным кандидатом установленных статьями 23 - 28 настоящего Закона иных правил проведения предвыборной агитации избирательная комиссия вправе обратиться в соответствующие правоохранительные и иные органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности, а территориальная избирательная комиссия также вправе отменить решение о регистрации кандидата.
В случае, если средства бюджета своевременно не выделены или если средства бюджета не выделены при проведении досрочных, дополнительных или новых выборов, территориальная избирательная комиссия вправе обратиться в коммерческие банки для получения кредита на конкурсной основе. При этом допустимый объем средств кредита не может превышать сумму, содержащуюся в отчете территориальной избирательной комиссии о расходовании средств при подготовке и проведении аналогичных предыдущих выборов, с учетом изменения установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Данные кредиты, включая начисленные на них проценты, покрываются за счет средств местного бюджета не позднее чем через 1 год после дня выборов в первоочередном порядке.
3. Не допускаются добровольные пожертвования в избирательные фонды со стороны иностранных государств, предприятий, организаций, граждан, лиц без гражданства, международных организаций, российских юридических лиц с иностранным участием, если доля иностранного капитала превышает 30 процентов, граждан Российской Федерации, не достигших возраста 18 лет, органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и организаций, юридических лиц, имеющих государственную или муниципальную долю в их уставном капитале, превышающую 30 процентов, а также пользующихся льготами по уплате налогов и сборов, воинских частей, правоохранительных органов, благотворительных организаций, религиозных объединений, а также анонимные пожертвования.
3. В помещении для голосования либо непосредственно перед указанным помещением участковая избирательная комиссия оборудует стенд, на котором помещаются информационные материалы о всех зарегистрированных кандидатах. В указанных материалах не должны содержаться агитационные призывы. На стенде помещаются также образцы заполненных избирательных бюллетеней, которые не должны содержать фамилии кандидатов, зарегистрированных в данном избирательном округе.
4. Избирательный бюллетень содержит в алфавитном порядке фамилию, имя, отчество, год рождения, адрес места жительства, основное место работы или службы, род занятий каждого зарегистрированного кандидата, информацию о том, кем выдвинут данный кандидат. Принадлежность кандидата к общественному объединению указывается в избирательном бюллетене по желанию самого кандидата.
_________________________________
Текст абзаца четвертого пункта 2 статьи 38 Закона в редакции от 31 декабря 1999 г.
Законом Краснодарского края от 31 декабря 1999 г. N 226-КЗ подпункт "б" изложен в новой редакции
б) при выборах главы муниципального образования - кандидата, получившего более пятидесяти процентов голосов от числа избирателей, внесенных в список;
- признание выборов по избирательному округу несостоявшимися, если в выборах приняло участие менее 25 процентов внесенных в списки избирателей.
Второй экземпляр протокола и второй экземпляр сводной таблицы предоставляются для ознакомления и снятия копий членам избирательной комиссии, составившей протокол, наблюдателям, иным лицам, указанным в пункте 8 статьи 15 настоящего Закона.
Третий экземпляр протокола территориальной избирательной комиссии после опубликования общих данных о результатах выборов направляется вместе с третьим экземпляром сводной таблицы об итогах голосования в избирательную комиссию Краснодарского края.
Повторные выборы проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня первоначальных выборов или не позднее чем через три месяца со дня признания выборов недействительными. При повторных выборах сроки избирательных действий по решению соответствующей территориальной избирательной комиссии могут быть сокращены на одну треть. Сообщение о проведении повторных выборов публикуется в средствах массовой информации.
4. Территориальная избирательная комиссия публикует данные, которые содержатся в ее протоколе о результатах выборов, и данные, которые содержатся в протоколах участковых избирательных комиссий об итогах голосования и на основании которых определялись результаты выборов. Официальное опубликование полных данных о результатах выборов осуществляется в течение трех месяцев со дня голосования.
Статья 42. Ответственность за нарушения избирательных прав граждан
Лица, путем насилия, подкупа, обмана, угроз, подлога избирательных документов или иным способом препятствующие свободному осуществлению гражданином Российской Федерации права избирать и быть избранным депутатом представительного органа местного самоуправления или главой муниципального образования либо работе избирательных комиссий или членов избирательных комиссий, или лица, распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах либо совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов, а равно лица, нарушающие условия проведения предвыборной агитации, несут ответственность в соответствии с федеральным законом.
1. Регистрация кандидата может быть отменена (аннулирована) в случае:
нарушения правил выдвижения и регистрации кандидатов;
нарушения правил ведения предвыборной агитации и финансирования избирательной кампании;
использования кандидатами и их доверенными лицами, руководителями избирательных объединений (избирательных блоков) должностного или служебного положения в целях избрания;
установления фактов подкупа избирателей кандидатами, избирательными объединениями (избирательными блоками), иными организациями, действующими в целях избрания определенных кандидатов;
по иным основаниям, установленным федеральными законами, настоящим Законом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.