В крае сложилась крайне неудовлетворительная обстановка по обеспечению сельского населения товарами первой необходимости.
В станицах и хуторах закрыты многие магазины, прекращена заготовительная деятельность и соответственно переработка сельхозпродукции. Ассортимент сельских магазинов узкий, прилавки полупустые, торговые помещения требуют ремонта.
Не в полной мере обеспечивает обслуживание сельского населения потребительская кооперация.
Рабочей комиссией администрации края проведена проверка законности реорганизации предприятий потребительской кооперации в 12 районах.
Рабочая комиссия по проверке законности реорганизации потребительской кооперации на местах была сформирована распоряжением правительства края от 10 апреля 1997 г. N 33-рп
Установлены грубые нарушения Указа Президента Российской Федерации, постановлений главы администрации края, правления крайпотребсоюза, выразившиеся в незаконном изменении формы собственности, ее отчуждении без согласия собственников-пайщиков.
Некоторые руководители, потеряв нравственность, прикрываясь нормативными актами, занимаются распродажей собственности потребкооперации.
В результате на собственности пайщиков были организованы товарищества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, а часть ее передана в муниципальную собственность.
Администрации Мостовского и Калининского районов одними из первых в крае начали активно способствовать приобретению в частные руки имущества райпотребсоюзов путем изменения формы собственности и преобразования в акционерные общества, товарищества с ограниченной ответственностью.
В итоге в Мостовском районе было создано 49 обществ и товариществ, в Калининском - 57.
Установлены факты регистрации обществ без учредительных документов (Ленинградский район), фальсификации решений собраний пайщиков (Калининский район), передачи кооперативной собственности без соответствующего документального оформления (Анапский, Темрюкский, Красноармейский и другие районы).
Как правило, ТОО и АО созданы на базе рентабельных предприятий, расположенных в райцентре или крупных населенных пунктах, и незаконно пользуются льготами (налогообложение, торговые надбавки и т.п.), предоставляемыми предприятиям потребкооперации, а обслуживанием отдаленных населенных пунктов не занимаются, так как это невыгодно.
Ранее существовавший гибкий механизм перераспределения средств рентабельными предприятиями убыточных магазинов, обслуживающих население глубинки, нарушен, и эти магазины на грани закрытия.
Необходимо изъять собственность из незаконного пользования ТОО, АО, ОО, вернуть потребительской кооперации с возмещением компенсаций понесенных ими затрат.
Имеют место случаи, когда переданные в собственность частным лицам торговые предприятия изменяли свой профиль.
На хуторе "Южный склон" Темрюкского района единственный магазин, обеспечивающий свыше 300 жителей продуктами питания, хозтоварами, после продажи частному лицу приспособлен под жилое помещение.
Такие же факты имеют место в Апшеронском, Калининском, Новороссийском, Анапском райпотребсоюзах, где магазины перепрофилировались или использовались под другие цели.
Таким образом, отдельными руководителями организаций потребительской кооперации без согласия собственников пайщиков реализована, передана в аренду с изменением профиля деятельности, отдана за долги часть материально-технической базы потребкооперации.
Подтверждением негативных процессов в системе потребкооперации является то, что за 1996 год убытки по системе превысили 82 млрд. рублей. Количество убыточных организаций и предприятий составило 348 из 540, 70 процентов из которых - предприятия торговли.
Средняя заработная плата работников торговли в проверенных районах не превышает 150 тысяч рублей.
Насыщенность магазинов товарами недостаточная, ассортиментный перечень не соблюдается. В продаже отсутствуют более 300 наименований товаров и прежде всего товаров первой необходимости.
Нарушены связи торговых предприятий с товаропроизводителями, 70 процентов непродовольственных товаров в магазины поставляют посредники и мелкие производители, которые необоснованно взвинчивают цены на товары, делая их недоступными для сельского населения, и поставляют в ассортименте, не удовлетворяющем его.
Оптовая торговля не выполняет своей основной функции по обеспечению товарами розничной торговли. В работе оптово-розничного звена полная разобщенность. Не функционируют оптовые базы в Ленинградском, Мостовском, Тимашевском, Апшеронском районах.
Пришло в упадок общественное питание потребкооперации края. Число предприятий уменьшилось в 4 раза, соответственно и уменьшилась численность работающих.
В Апшеронском райпотребсоюзе закрыты все 6 предприятий, в Анапском районе действующая столовая осталась только в Гастагаевском сельпо.
В связи с передачей функций по организации питания школьников от сельских потребительских обществ органам народного образования значительно ухудшилась работа школьных столовых.
Дети получают питание не каждый день. В меню преобладают хлебобулочные и макаронные изделия. Отсутствует контроль за приготовлением пищи со стороны специалистов общепита.
Имеют место случаи открытия в пищеблоках школ коммерческих ларьков (школа N 8 с. Юровка Анапский район).
Директоры школ заключают договоры с коммерческими структурами на поставку продуктов для школьных столовых, или она закупается на рынке, в результате чего почти вся продукция в школьных столовых без сертификатов качества. Разрушена ранее действовавшая система заготовок. Из существовавших в 1990 году 1230 единиц заготовительных предприятий в 1996 году осталось 513 единиц. Материально-техническая база заготовительных предприятий практически не используется.
Объем заготовительного оборота в настоящее время составил 5 процентов к уровню 1990 года.
Процессы коммерциализации и реорганизации коснулись и промышленных предприятий потребкооперации. По сравнению с 1990 годом их число сократилось на 49 единиц. Почти в 2 раза снижены объемы производства. За период с 1990 года по 1996 год сокращено производство хлебобулочных, колбасных изделий, особенно выработка плодоовощных консервов, солений, кондитерских изделий.
Производственные мощности предприятий промышленности используются не в полном объеме. Так, в Красноармейском райпотребсоюзе мощность хлебопекарных предприятий используются на 59 процентов, Каневском - 12 процентов, колбасных цехов в Красноармейском райпотребсоюзе - 53 процента.
Хлебозаводы выпускают в основном 2 наименования хлеба, узок ассортимент булочных изделий.
Материально-техническая база хлебозаводов находится на крайне низком уровне. Помещения требуют капитального ремонта, необходима замена оборудования.
Приведенные факты свидетельствуют о том, что неправомерные и непродуманные действия органов местного самоуправления, бесконтрольность правлений кооперативных организаций края подорвали экономическую основу всей системы и нарушили отработанную практику обеспечения сельского населении товарами первой необходимости.
Объективно оценивая сложившееся положение в системе потребительской кооперации края, приходится признать, что без государственной поддержки ей не выжить.
В целях выполнения задач социальной поддержки села, определенных Указом Президента Российской Федерации от 31 мая 1996 года N 795 "О мерах по стабилизации обеспечения сельского населения товарами и услугами", постановлениями Правительства Российской Федерации и администрации края по данному вопросу, и улучшения обеспечения сельского населения товарами и услугами, более эффективного использования материально-технической базы потребительской кооперации, ее экономического потенциала постановляю:
1. Правлению крайпотребсоюза (Коломиец), главам муниципальных образований городов и районов края:
Провести до 1 октября 1997 г. участковые собрания пайщиков и собрания представителей потребительских обществ, на которых обсудить настоящее постановление и принять конкретные меры по улучшению обслуживания сельского населения.
Восстановить вертикаль ведомственной подотчетности и подконтрольности организаций и внести соответствующие дополнения в Уставы.
2. Управлению юстиции администрации края (Матякин) до 1 сентября 1997 г. провести в первоочередном порядке правовую экспертизу пакетов учредительных документов предприятий и организаций, образованных на собственности потребительской кооперации. При установлении незаконного отчуждения кооперативной собственности передать материалы районным прокурорам для направления исков в суды или отмены постановлений о регистрации юридических лиц на собственности пайщиков.
3. Управлениям: юстиции, торговли и конъюнктуры рынка (Дроздов) администрации края, главному управлению внутренних дел (Сапрунов), комитету по управлению госимуществом края (Федотов), правлению крайпотребсоюза оказать всестороннюю помощь местным администрациям и потребительским обществам в вопросах проверки правомерности продажи имущества пайщиков.
Просить прокурора края Шкребца А.Н. дать соответствующее поручение по этому вопросу прокурорам городов и районов края.
4. Просить председателей краевого суда Чернова А.Д., краевого арбитражного суда Журавского А.К. дать соответствующее поручение судам общей юрисдикции об организации рассмотрения в первоочередном порядке исковых заявлений потребительских обществ, администраций городов и районов по спорам в отношении собственности потребкооперации, по вопросам об образовании на базе потребительских обществ иных организационно-правовых форм хозяйствования.
5. До 15 июля 1997 года заключить Соглашения о взаимоотношениях между администрацией края и крайпотребсоюзом, органами местного самоуправления и кооперативными организациями на 1997 год в решении вопросов, связанных с обслуживанием сельского населения.
6. Главам муниципальных образований городов и районов края совместно с крайпотребсоюзом, районными кооперативными организациями:
6.1. Поднять роль кооперативного опта (районного и межрайонного) в обеспечении сельских магазинов необходимыми товарами.
6.2. До 1 августа 1997 года провести инвентаризацию основных средств предприятий системы потребкооперации и других форм собственности;
разработать экономические обоснования и предложения по повышению эффективности их деятельности, имея в виду не только извлечение прибыли, но и компенсацию затрат сельских магазинов, расположенных в малых и отдаленных населенных пунктах.
7. Исполнительным органам местного самоуправления городов и районов края:
7.1. Прекратить отчуждение собственности потребительских обществ, союзов (предприятий и рынков) без соответствующего на то решения общего собрания пайщиков или их представителей и согласования с крайпотребсоюзом.
7.2. Запретить мелкорозничную торговлю вблизи стационарных магазинов потребительской кооперации, обеспечив строгое расположение киосков, павильонов с учетом равномерности размещения торговой сети в населенном пункте.
7.3. Освободить предприятия и организации потребительской кооперации от уплаты сборов за право торговли, лицензионных сборов за торговлю акцизными товарами.
7.4. Освободить предприятия потребительской кооперации, расположенные в отдаленных или труднодоступных населенных пунктах (кроме городов, районных центров, поселков городского типа), от применения контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением.
7.5. Установить для организаций и предприятий потребительской кооперации порядок землепользования в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" на условиях предоставления долгосрочного пользования с оплатой налога на землю при условии выполнения установленных функций.
7.6. Производить возмещение из местного бюджета предприятиям и организациям потребительской кооперации расходов по доставке товаров первой необходимости и повседневного спроса в сельские магазины, расположенные начиная с 11 километра от пункта их получения, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 24 января 1994 года N 24, а также по поставке муки предприятиям хлебопечения.
7.7. При выделении на возвратной основе бюджетных средств или предоставлении кредита на заготовку, переработку и хранение сельхозпродуктов и сырья, закупку товаров первой необходимости и повседневного спроса направлять их в первоочередном порядке организациям потребительской кооперации.
7.8. Освободить организации и предприятия потребительской кооперации от уплаты налогов, зачисляемых в местный бюджет.
7.9. Решить вопрос о принятии в муниципальную собственность ведомственного жилья и коммуникаций потребительской кооперации по ходатайству кооперативных организаций.
7.10. Погасить кооперативным организациям задолженность за отпущенные товары бюджетным организациям и впредь расчеты производить своевременно.
8. Отменить постановление главы администрации края от 18 ноября 1993 г. N 430 в части установления предельных торговых надбавок для предприятий розничной торговли и общественного питания на социально значимые и продовольственные товары в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)".
9. Департаментам экономики и прогнозирования (Никкеров), сельского хозяйства и продовольствия администрации края (Шоков), правлению крайпотребсоюза:
9.1. Установить с 1 июля 1997 года тарифные ставки на оплату тепловой и электрической энергии организациям и предприятиям потребительской кооперации на уровне тарифов, рекомендованных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1997 года N 224 для предприятий агропромышленного комплекса "Об экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса Российской Федерации в 1997 году".
9.2. Войти с предложениями в Правительство Российской Федерации:
о внесении изменения в Закон Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц", упразднив требование о наличии у физического лица справки исполнительного органа власти об имеющемся у него личном подсобном хозяйстве и невзимании с него подоходного налога при отмене справки;
о внесении изменения в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" для заготовительных организаций, аналогичного для предприятий розничной торговли.
10. Департаменту по финансам, бюджету и контролю (Ярошенко) совместно с правлением крайпотребсоюза войти с ходатайством в Законодательное Собрание края об освобождении предприятий и организаций потребительской кооперации от уплаты налога на имущество, налога на прибыль, налога на нужды образовательных учреждений, транспортного налога, налога на пользователей автомобильных дорог, налога на приобретение автотранспортных средств, налога с владельцев транспортных средств, зачисляемых в краевой бюджет.
11. Государственной налоговой инспекции по Краснодарскому краю до 1 июля 1997 года решить вопрос об отмене заполнения "Справок о доходах физического лица" на закупаемую сельскохозяйственную продукцию.
12. Краевому центру стандартизации, метрологии и сертификации (Литвиненко) освободить хлебопекарные предприятия потребительской кооперации от взимания платы за сертификацию готовой продукции и сырья.
13. Управлению ветеринарии администрации края (Трошин), органам государственного санитарно-эпидемиологического надзора, пожарного надзора, внутренних дел городов и районов края освободить предприятия и организации потребительской кооперации от взимания платы за проверки и проведение обследований.
14. Рекомендовать руководителям перерабатывающих и промышленных предприятий края, оптовым базам изыскать возможность отпуска товаров предприятиям потребительской кооперации с отсрочкой платежа по продовольственным товарам 30 дней, по непродовольственным - 40 - 60 дней и предоставления товаров для торговли по образцам.
15. Правительству Краснодарского края (Мельников) при формировании государственных заказов по поставкам сельхозпродукции получателям федерального и региональных, Крайнего Севера, воинским подразделениям и приравненных к ним потребителям наделить правление крайпотребсоюза функциями государственного заказчика.
16. Краевому центру Государственного санитарно-эпидемиологического надзора (Калашников) установить порядок согласования ассортиментных перечней для предприятий потребительской кооперации, осуществляющих торговлю продовольственными товарами, один раз в год без взимания платы.
17. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя председателя правительства края Петренко И.М. и заместителя председателя правительства края Куркова М.В.
18. Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Глава администрации
Краснодарского края |
Н.И. Кондратенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление главы администрации Краснодарского края от 16 июня 1997 г. N 234 "О бедственном положении сельского населения Кубани в обеспечении товарами первой необходимости и мерах по восстановлению потребкооперации"
Постановление вступило в силу со дня его подписания.
Текст постановления опубликован в газете "Кубанские новости", N 112 от 24 июня 1997 г.
Постановлением главы администрации Краснодарского края от 14 июня 2002 г. N 665 настоящее постановление объявлено утратившим силу.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление главы администрации Краснодарского края от 4 сентября 1997 г. N 375
Настоящий документ снят с контроля