Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу департамента
здравоохранения Краснодарского края
от 30 мая 2001 г. N 147-ОД
Программа развития сестринского дела
в Краснодарском крае
Паспорт Программы развития сестринского
дела в Краснодарском крае
Наименование Программы: Программа развития сестринского дела в Красно-
дарском крае
Основание для разработки
Программы: Концепция развития здравоохранения и медицинской
науки в Российской Федерации, утвержденная по-
становлением Правительства Российской Федерации
от 5.11.97 г. N 1387, приказы Министерства здра-
воохранения Российской Федерации от 31.12.97 г.
N 390 "О мерах по улучшению сестринского дела в
Российской Федерации", от 09.01.2001 N 4 "Об
отраслевой Программе развития сестринского дела
в Российской Федерации"
Заказчик Программы: Департамент здравоохранения Краснодарского края
Основные разработчики
Программы: Департамент здравоохранения Краснодарского края,
совет департамента здравоохранения по сестрин-
скому делу
Цель Программы: Создание оптимальных условий для повышения эф-
фективности деятельности и усиления роли сест-
ринского персонала в оказании медицинской и
медико-социальной помощи населению
Основные задачи
Программы: - формирование региональной политики в области
здравоохранения, направленной на совершенст-
вование организации работы сестринского персо-
нала, улучшение правовой, материально-техниче-
ской, организационно-методической базы для
реформирования сестринского дела;
- содействие созданию условий для развития и со-
вершенствования сестринской деятельности;
- создание гибкой, мобильной системы подготовки,
переподготовки и эффективного использования
сестринских кадров;
- совершенствование системы управления сестрин-
ским персоналом;
- обеспечение развития научных исследований в
сестринском деле;
- повышение профессионального и социального ста-
туса сестринского персонала;
- развитие новых организационных форм и техноло-
гий сестринской деятельности, внедрение сест-
ринского процесса в практическое здравоохране-
ние;
- обеспечение социальной защищенности сестрин-
ского персонала;
- совершенствование системы аттестации, исполь-
зование ее с целью повышения качества сест-
ринской деятельности, рациональной расстановки
кадров;
- содействие развитию профессиональных сестрин-
ских ассоциаций и привлечение их к реформиро-
ванию сестринского дела;
- повышение эффективности использования кадровых
и финансовых ресурсов в здравоохранении
Сроки реализации
Программы: 2001 - 2005 гг.
Ожидаемые конечные
результаты: Реализация Программы позволит повысить эффектив-
ность использования трудовых, материальных и
экономических ресурсов, улучшить качество меди-
цинского обслуживания
Исполнители основных
мероприятий Программы: Департамент здравоохранения Краснодарского края,
краевой координационно-методический совет депар-
тамента здравоохранения края по среднему меди-
цинскому образованию, Совет департамента здраво-
охранения Краснодарского края по сестринскому
делу, объединение медицинских сестер Кубани; ЛПУ
края
Источники финансирования
Программы: Средства краевого и местных бюджетов, внебюджет-
ные средства и другие источники, не противореча-
щие законодательству Российской Федерации
Система организации
контроля за исполнением
Программы Контроль за реализацией Программы осуществляет
департамент здравоохранения Краснодарского края.
Координацию выполнения программных мероприятий
осуществляет совет департамента здравоохранения
Краснодарского края по сестринскому делу
Обоснование разработки Программы
Анализ кадрового обеспечения
сестринской службы
Комплекс политических, социально-экономических, демографических и экологических факторов, возникших в последнее время в Краснодарском крае, крайне негативно сказался на состоянии здоровья населения. Увеличение спроса на медицинские услуги происходит на фоне все возрастающего дефицита материальных и финансовых ресурсов. Финансирование здравоохранения из бюджетов всех уровней и за счет средств обязательного медицинского страхования не может обеспечить население общедоступной бесплатной медицинской помощью, а медицинских работников безопасными условиями труда. Во вредных условиях труда работают многие медики (психиатрические, инфекционные, онкологические учреждения здравоохранения, радиологическая, рентгенологическая, физиотерапевтическая службы, операционные, стерилизационные, отделения гипербарической оксигенации, лаборатории и др.). Только в 2000 г. уровень производственного травматизма в ЛПУ края составил 1,34 на 1000 работающих, произошел 1 несчастный случай со смертельным исходом (по вине водителя скорой помощи погибла фельдшер ЦРБ), зарегистрировано 5 случаев профессиональных заболеваний, в том числе 4 случая туберкулеза органов дыхания и 1 случай медикаментозной поливалентной аллергии.
Самую многочисленную категорию медицинских работников (56%) составляют специалисты со средним медицинским образованием. В настоящее время на 50770 должностях среднего медицинского персонала работают 39974 специалистов. Из них наибольшую группу составляют медицинские сестры - 69,5%, или 27781 человек, в том числе по специальности "Сестринское дело" - 17952, "Сестринское дело в педиатрии" - 3199, "Операционное дело" - 1922. Фельдшерами работают 10% средних медицинских работников, или 4037 человек, акушерками - 4,3% (1734 чел.), лаборантами - 5,8% (2305 чел.). Имеющийся дефицит физических лиц средних медицинских работников (10796 человек) в ЛПУ частично объясняется необходимостью медицинских сестер работать на 1,5 ставки из-за низкого уровня заработной платы. Укомплектованность ЛПУ физическими лицами среднего медицинского персонала составляет 80,5%. Этот показатель в различных регионах края резко отличается. В Белоглинской, Кавказской, Кущевской, Курганинской, Щербиновской, Староминской ЦРБ он свыше 100%. Самый низкий показатель в гг. Геленджике - 54%, Сочи - 58%, Туапсе - 58,7%, Анапе 62%, Краснодаре - 72,1%. Выпускники медицинских колледжей (училищ) в гг. Краснодаре, Сочи, Новороссийске, с филиалами в Анапе и Геленджике не доходят до ЛПУ. Причинами сложившейся ситуации явилось то, что целевая контрактная подготовка не подкреплена действующим законодательством, отсутствует система распределения выпускников, продолжается отток квалифицированных сестринских кадров из учреждений здравоохранения в курортную систему. Здравоохранение в целом страдает от несбалансированности медицинских кадров, малоэффективного использования сестринского персонала в практическом здравоохранении. Снижение обеспеченности лечебно-профилактических учреждений сестринскими кадрами, увеличение дисбаланса в соотношении между врачами и медицинскими сестрами (1: 2,4) ведет к ухудшению качества оказываемой медицинской помощи. От того, насколько рационально и эффективно будет использоваться имеющийся кадровый сестринский персонал, будет зависеть успех реформы здравоохранения.
Состояние проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Снижение рождаемости и старение населения, ухудшение состояния здоровья населения, хронизация патологии, появление и распространение новых заболеваний, в частности СПИДа, требуют более широкого использования сестринских кадров, нового направления деятельности сестринского персонала. Именно поэтому важная роль в реформе здравоохранения, обеспечении доступности качества предоставляемых населению услуг, усилении профилактической направленности, решении задач медико-социальной помощи отводится самой многочисленной категории работников здравоохранения - специалистам, имеющим среднее медицинское образование и высшее медицинское образование по специальности "Сестринское дело". В условиях экономических преобразований в Краснодарском крае стратегия развития сестринского дела должна соответствовать имеющимся потребностям здравоохранения, быть социально приемлемой, при этом гарантировать высокое качество оказания медицинской помощи населению и соблюдение требований охраны труда.
Роль, функции и организационные формы деятельности сестринского персонала меняются в соответствии с новыми задачами, стоящими перед здравоохранением:
- развитием первичной медико-санитарной помощи, направленной на профилактику заболеваний и укрепление здоровья, гигиеническое обучение и воспитание населения;
- реструктуризацией лечебно-профилактических учреждений, направленной на сокращение сроков пребывания в стационаре;
- расширением объемов помощи на дому;
- увеличением реабилитационных мероприятий;
- формированием больниц (отделений) с различной интенсивностью лечения и ухода;
- внедрением хосписов и оказанием паллиативной помощи умирающим.
Разнообразные функции, которые выполняет сестринский персонал, требуют понимания факторов, влияющих на здоровье, причин болезней, способов их лечения и реабилитации, а также экологических, социальных и иных условий, в которых осуществляется медицинская помощь и функционирует система здравоохранения.
Перечисленные факторы требуют совершенствования образовательной системы подготовки и повышения квалификации специалистов сестринского дела с учетом потребностей системы здравоохранения и состава сестринских кадров. В крае готовят специалистов со средним медицинским образованием 3 медицинских колледжа и 6 медицинских училищ. Ежегодный выпуск молодых специалистов со средним медицинским образованием составляет до 1500 человек.
В соответствии с решениями коллегии департамента здравоохранения Краснодарского края принимаются меры по совершенствованию качества профессиональной подготовки специалистов сестринского дела. Внесены изменения в содержание образовательных программ с переориентацией на медико-санитарную и медико-социальную профилактику, обучение новым технологиям сестринской практики, повышение ответственности и этических норм деятельности сестринского персонала. Препятствиями для осуществления необходимых преобразований в сестринском образовании до настоящего времени остаются слабая материально-техническая база образовательных учреждений, недостаточность специально подготовленных педагогических кадров и т.д. В настоящее время все медицинские училища ведут подготовку специалистов по новым, утвержденным государственным образовательным стандартам. Наряду с традиционными предметами студенты изучают перспективные направления развития сестринской деятельности, новое понимание роли медицинской сестры в практическом здравоохранении. В крае успешно функционирует многоуровневая система подготовки специалистов со средним медицинским образованием, включающая базовый уровень, повышенный и высшее сестринское образование. Появление на рынке труда края молодых специалистов сестринского дела с современным уровнем теоретической подготовки наряду с успехом становится серьезной проблемой, так как реформа сестринского образования идет впереди практики. Новые знания, полученные в соответствии с государственными образовательными стандартами, остаются пока не востребованными. Практическое здравоохранение оказалось не готово принять специалистов новой сестринской формации. Подавляющее же большинство средних медицинских работников, получивших образование до 1995 г., слабо ориентируется в новых формах сестринской деятельности, не владеет современными понятиями сестринского процесса. Для исправления сложившейся ситуации необходимо провести изменения в кадровой политике в области здравоохранения, осуществлять научно обоснованный подход к планированию, подготовке и использованию сестринских кадров, обеспечить совершенствование управления сестринской деятельностью, рациональное соотношение и партнерство между врачами и сестринским персоналом. Успешное проведение реформы сестринского дела в Краснодарском крае требует принятия Программы развития сестринского дела в крае.
Приоритетами данной Программы являются:
- обеспечение эффективного управления сестринским персоналом;
- повышение уровня квалификации сестринского персонала;
- формирование медицинской сестры новой формации, высококвалифицированного специалиста, способного к принятию решения и в пределах своей компетенции обладающего самостоятельностью;
- деятельность сестринского персонала, направленная на профилактику заболеваний, укрепление здоровья и повышение качества жизни населения.
Достижение приоритетов Программы осуществляется:
- разработкой правовых и экономических механизмов, обеспечивающих дальнейшее развитие и совершенствование сестринского дела;
- совершенствованием системы профессиональной подготовки сестринского персонала;
- использованием современных и экономически приемлемых организационных форм и ресурсосберегающих технологий в работе сестринского персонала, обеспечивающих качество медицинской и медико-социальной помощи, профилактическую направленность, повышение удовлетворенности населения предоставляемой медицинской помощью;
- информационным, научно-методическим и материально-техническим обеспечением сестринской деятельности.
Предполагается последовательное, постепенное реформирование сестринского дела, с сохранением накопленного потенциала и максимальным использованием имеющихся сестринских кадров в учреждениях здравоохранения края.
Содержание Программы
1. Нормативно-правовое обеспечение сестринской деятельности
Для нормативно-правового обеспечения сестринской деятельности предусматривается подготовка организационно-распорядительных и методических документов, определяющих организационную структуру, формы, объем и характер сестринской деятельности в лечебно-профилактических учреждениях края.
Требуется осуществить комплекс мероприятий по внедрению стандартов, протоколов профессиональной сестринской деятельности в лечебно-профилактических учреждениях, внедрению в практическое здравоохранение сестринского процесса, в том числе разработать сестринскую документацию наблюдения за пациентом, методические рекомендации по внедрению в практическое здравоохранение сестринского процесса.
2. Совершенствование организации работы сестринского персонала
В соответствии с Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации настоящей Программой предусматривается:
- разработать модели деятельности специалистов сестринского дела на основе федеральных;
- разработать сестринские программы по формированию здорового образа жизни, планированию семьи и предупреждению социально значимых заболеваний для использования в работе с пациентами, семьями и в организованных коллективах;
- провести поэтапную аттестацию рабочих мест специалистов сестринского дела в соответствии со стандартами их профессиональной деятельности;
- совершенствовать систему организации и проведения аттестации и сертификации средних медицинских работников учреждений здравоохранения края.
З. Развитие системы профессионального образования и
кадровой политики в области сестринского дела
Для совершенствования кадровой политики в области сестринского дела, системы подготовки и переподготовки сестринских кадров с учетом реформирования системы здравоохранения предусматривается:
- усиление контроля за качеством проведения практической подготовки студентов в ЛПУ, итоговой государственной аттестации выпускников средних и высших медицинских образовательных учреждений по подготовке сестринских кадров;
- разработка программы взаимодействия медицинских образовательных и лечебно-профилактических учреждений по обеспечению практической подготовки специалистов сестринского дела;
- разработка рекомендаций по совершенствованию организации повышения квалификации, подготовки и переподготовки средних медицинских работников учреждений здравоохранения;
- формирование и ведение компьютерного банка данных о кадровом обеспечении сестринской службы;
- формирование банка унифицированных тестовых заданий для проведения сертификации и аттестации сестринского персонала;
- разработка рекомендаций по совершенствованию работы в образовательных учреждениях служб содействия в трудоустройстве выпускников.
4. Развитие научных исследований в сестринском деле
Предусматривается проведение научных исследований по приоритетным направлениям в области сестринского дела и прикладным дисциплинам на 2001 - 2005 годы, разработка новых и усовершенствование существующих технологий подготовки специалистов со средним и высшим медицинским образованием по специальности "сестринское дело".
Планируется обеспечение регулярного проведения научно-практических конференций по актуальным проблемам в области сестринского дела.
Научное сопровождение реализации Программы будет способствовать ускорению процесса реформирования сестринского дела.
5. Информационное обеспечение и управление
сестринской деятельностью
Необходимо проводить работу по формированию позитивного общественного мнения о сестринской деятельности в системе здравоохранения. Важным является издание и распространение среди медицинских работников, населения специальных печатных информационных материалов о важности вклада сестринской деятельности в процесс улучшения здоровья и повышения качества жизни населения.
Предусматривается разработка и поэтапное внедрение автоматизированных рабочих мест (на примере краевой клинической больницы), что позволит эффективно управлять сестринской деятельностью и обеспечить контроль качества медицинской помощи, предоставляемой сестринским персоналом.
Провести семинары для организаторов здравоохранения края по реформированию сестринского дела в России.
Разработать условия для проведения конкурса на лучшую медицинскую сестру, менеджера сестринского дела.
Ресурсное обеспечение Программы
Программа реализуется за счет средств краевого и местных бюджетов и привлекаемых для ее выполнения внебюджетных источников, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
Механизм реализации Программы и контроль
за ее исполнением
Реализация Программы определяется планом мероприятий с указанием сроков и ответственных исполнителей указанных мероприятий.
Основные направления и положения Программы ежегодно уточняются и корректируются в зависимости от исхода ее выполнения и эффективности использования выделенных средств.
Управление и контроль за ходом выполнения мероприятий Программы осуществляет департамент здравоохранения. Координацию работ по реализации Программы развития сестринского дела в крае осуществляет совет департамента здравоохранения по сестринскому делу.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой развития сестринского дела в Краснодарском крае, позволит:
- укрепить систему мер, способствующих развитию оказания менее затратной медицинской помощи населению;
- совершенствовать систему подготовки и повышения квалификации специалистов сестринского дела;
- удовлетворять спрос населения на доступную и эффективную медицинскую и медико-социальную помощь, оказываемую специалистами сестринского дела;
- рационально использовать кадровые и финансовые ресурсы;
- провести реструктуризацию учреждений здравоохранения с привлечением сестринского персонала, что позволит реально увеличить профилактическую направленность медицинской помощи.
Реализация Программы заложит основу дальнейшего развития сестринского дела в крае, позволит осуществить переход на ресурсосберегающие модели сестринской деятельности, снизит заболеваемость, сократит длительности госпитального этапа, создаст предпосылки для улучшения показателей состояния здоровья населения.
Председатель совета
департамента здравоохранения
по сестринскому делу |
Т.В. Белохвостикова |
<< Назад |
||
Содержание Приказ департамента здравоохранения Краснодарского края от 30 мая 2001 г. N 147-ОД "О Программе развития сестринского... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.