Временный порядок принятия и рассмотрения заявлений граждан
и юридических лиц о приобретении в собственность за плату земельных
участков государственной собственности, на которых расположены
здания, строения и сооружения
(утв. приказом департамента имущественных отношений
Краснодарского края от 6 мая 2002 г. N 11-пр)
Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 17 августа 2004 г. N 547 приказ департамента имущественных отношений Краснодарского края от 6 мая 2002 г. N 11-пр, утвердивший настоящий Временный порядок, признан утратившим силу
См. Методические рекомендации по рассмотрению заявлений граждан и юридических лиц о предоставлении в собственность за плату незастроенных земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края (утверждены приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 5 декабря 2005 г. N 266-з),
Методические рекомендации по рассмотрению исполнительными органами государственной власти Краснодарского края и органами местного самоуправления заявлений граждан и юридических лиц о предоставлении в аренду или постоянное (бессрочное) пользование земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения (утверждены приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 21 октября 2003 г. N 167-з),
Порядок рассмотрения заявлений граждан и юридических лиц о предоставлении в аренду находящихся в федеральной собственности земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения (утвержден приказом Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю от 16 июня 2005 г. N 36),
Методические рекомендации по рассмотрению органами местного самоуправления заявлений граждан и юридических лиц о предоставлении в аренду земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся в федеральной собственности или находившиеся в федеральной собственности до приватизации, до разграничения государственной собственности на землю (утверждены приказом Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 13 мая 2005 г. N 27)
Содержание
1. Общие положения
2. Порядок принятия и рассмотрения заявлений о приобретении в собствен-
ность земельных участков
3. Требования к оформлению документов, необходимых для рассмотрения
вопроса отчуждения (продажи) земельного участка государственной
собственности, на котором расположены здания, строения и сооружения
4. Перечень документов, необходимых для рассмотрения вопроса отчуждения
(продажи) земельного участка государственной собственности, на кото-
ром расположены здания, строения и сооружения (приложение N 1)
4. Журнал учета заявлений и договоров купли-продажи земельных участков
(приложение N 2)
5. "Дело об отчуждении (продаже) земельного участка" (приложение N 3)
6. Расписка в получении документов на приобретении в собственность зе-
мельного участка (приложение N 4)
7. Заявления о приобретении в собственность за плату земельного участка
(приложение N 5)
5.1. Форма заявления для покупателя - гражданина
5.2. Форма заявления для покупателя - юридического лица
5.3. Форма заявления для покупателя в лице представителя, действу-
ющего по доверенности
8. Заключение местного органа архитектуры и градостроительства (прило-
жение N 6)
9. Кадастровый план земельного участка (приложение N 7)
10. Предложение о заключении договора купли-продажи земельного участка
(приложение N 8)
11. Отказ в продаже земельного участка (приложение N 9)
12. Договор купли-продажи земельного участка, находящегося в государст-
венной собственности, на котором расположены здания, строения, со-
оружения (приложение N 10)
13. Расписка в возврате документов (приложение N 11)
14. Заключение о согласии на выкуп земельного участка для физических лиц
(приложение N 12)
1. Общие положения
1.1. Временный порядок принятия и рассмотрения заявлений граждан и юридических лиц о приобретении в собственность земельных участков государственной собственности, на которых расположены здания, строения и сооружения (далее Порядок), разработан в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ "О землеустройстве", Федеральным законом от 2 января 2000 года N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", Законом Краснодарского края от 8 августа 1995 года N 13-КЗ (в редакции от 11 апреля 2002 года N 465-КЗ) "О регулировании земельных отношений в Краснодарском крае", постановлением главы администрации Краснодарского края от 11 марта 2002 года N 253 "О делегировании полномочий по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности" и другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Краснодарского края.
1.2. Порядок обязателен для исполнения всеми исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований, гражданами и юридическими лицами при подготовке документов, необходимых для рассмотрения и принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату.
1.3. Порядок предусматривает единые требования при оформлении документов, связанных с отчуждением (продажей) земельных участков государственной собственности собственникам зданий, строений, сооружений.
1.4. Порядок не распространяется на случаи продажи земельных участков для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, а также на незастроенные земельные участки.
1.5. Основные понятия (применяемые только в данном Порядке).
1.5.1. Отчуждение, продажа - предоставление в собственность за плату земельного участка.
1.5.2. Заявитель(и) - физическое(ие), либо юридическое(ие) лицо(а), выразивший(ие) свои намерения в приобретении в собственность земельного участка, отнесенного к государственной собственности, на котором расположены здания, строения, сооружения, находящиеся в его собственности.
1.5.3. Перечень документов - определенный состав документов, необходимый для рассмотрения вопроса об отчуждении (продаже) земельного участка, отнесенного к государственной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, находящиеся собственности граждан(ина) или юридических(ого) лиц(а).
1.5.4. Земельный участок, сформированный для продажи - земельный участок, границы которого установлены с учетом фактически используемой площади и расположения объектов недвижимости, находящихся в собственности заявителя, в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
2. Порядок принятия и рассмотрения заявлений
о приобретении в собственность земельных участков
2.1. Заявители обращаются в департамент имущественных отношений Краснодарского края с письменным заявлением установленного образца (приложение N 5).
При подаче заявления физическое лицо или его представитель, действующий по доверенности, предъявляет документ, удостоверяющий его личность, а представитель юридического лица - документ, подтверждающий его полномочия.
К заявлению прилагаются:
- документы в соответствии с установленным Перечнем документов (приложение N 1);
- скоросшиватель картонный (для последующего хранения документов в архиве);
- почтовый конверт с маркой и адресом заявителя (для последующего направления заявителю результатов рассмотрения вопроса).
При отсутствии одного или нескольких документов, указанных в Перечне документов, а также несоблюдении требований, установленных к форме и содержанию представляемых документов, заявление к рассмотрению не принимается, материалы подлежат возврату заявителю.
Возвращение заявления не препятствует повторному обращению заявителя после устранения выявленных недостатков и представления недостающих документов.
2.2. Должностное лицо департамента имущественных отношений Краснодарского края, осуществляющее прием заявлений, регистрирует поступившее заявление посредством внесения соответствующей записи в Журнал учета (приложение N 2).
2.3. Заявителю выдается расписка в получении документов на приобретение в собственность земельного участка согласно установленной форме (приложение N 4).
2.4. По принятому заявлению оформляется дело по продаже земельного участка (приложение N 3). Делу присваивается номер, соответствующий входящему номеру по журналу учета.
2.5. Оформленные дела передаются в отделы департамента для проведения экспертизы, в том числе:
- проверки действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих полномочий у выдавшего их лица или органа власти;
- проверки достоверности сведений, содержащихся в представленных документах;
- проверки соответствия предполагаемой сделки купли-продажи земельного участка действующему законодательству Российской Федерации и Краснодарского края и др.
2.6. По результатам экспертизы готовится приказ департамента имущественных отношений Краснодарского края о продаже (а при необходимости также об установлении сервитута), либо об отказе в продаже. Приказ о принятом решении подписывается руководителем департамента имущественных отношений Краснодарского края или уполномоченным лицом.
2.7. На основании приказа о продаже испрашиваемого земельного участка готовится проект договора купли-продажи земельного участка.
2.8. Заявителю направляются (в зависимости от принятого решения):
а) - копия приказа о продаже земельного участка;
- письмо с предложением явиться для заключения договора купли-продажи земельного участка (приложение N 8);
б) - копия приказа об отказе в продаже земельного участка;
- письмо с указанием причин отказа и предложением явиться лично для получения подлинников документов (приложение N 9).
2.9. Договор купли-продажи составляется в пяти экземплярах и подписывается сторонами (приложение N 10).
2.10. Заключенный договор купли-продажи земельного участка подлежит обязательной государственной регистрации в учреждении юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Государственная регистрация договора купли-продажи земельного участка и права собственности покупателя осуществляется за счет заявителя.
2.11. Дело по продаже земельного участка хранится в архиве департамента имущественных отношений Краснодарского края. Для хранения дел используется картотечный принцип.
3. Требования к оформлению документов, необходимых для
рассмотрения вопроса отчуждения (продажи) земельного
участка государственной собственности, на котором
расположены здания, строения и сооружения
3.1. Заявление гражданина или юридического лица о приобретении в собственность земельного участка.
В заявлении гражданина или юридического лица о продаже земельного участка указываются:
- площадь продаваемого земельного участка, необходимая для эксплуатации расположенного на нем здания, строения, сооружения, находящегося в собственности покупателя;
- местоположение земельного участка;
- кадастровый номер;
- категория земель;
- целевое назначение и разрешенное использование земельного участка.
3.2. Учредительные документы юридического лица.
Устав юридического лица, учредительный договор (копии, нотариально удостоверенные или заверенные органом, осуществившим регистрацию).
3.3. Свидетельство о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя (копия).
3.4. Справка налогового органа о постановке на учет и присвоении ИНН (индивидуального номера налогоплательщика) (копия со штампом налогового органа).
3.5. Протокол общего собрания акционеров, совета директоров и других уполномоченных органов юридического лица на приобретение земельного участка.
3.6. Документ, подтверждающий полномочия руководителя юридического лица (его представителя, наделенного полномочиями на представление интересов при покупке земельного участка, в том числе на заключение договора купли-продажи земельного участка).
3.7. Кадастровая карта (план) земельного участка.
Кадастровая карта (план) земельного участка выдается на сформированный для продажи земельный участок с учетом фактически используемой площади земельного участка, в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, действующих строительных норм и правил, санитарных, природоохранных, противопожарных норм и с учетом расположения объектов недвижимости, находящихся в собственности заявителя.
В случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления физического или юридического лица обеспечивает ее изготовление и утверждает проект границ земельного участка. Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка по натуральным измерениям, в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (приложение N 13).
3.8. Правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на земельный участок (подлинник, дубликат, заверенный органом, выдавшим документ):
- акты, изданные органами государственной власти и органами местного самоуправления в рамках их компетенции о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, аренду;
- свидетельства о государственной регистрации прав на земельный участок, государственные акты на право бессрочного (постоянного) пользования, пожизненного наследуемого владения;
- договоры аренды земельных участков и др.
3.9. Документы об обременениях земельного участка и ограничениях его использования, в том числе о наличии сервитутов, зарегистрированных в учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (подлинники и копии при их наличии).
3.10. Документ об исчислении земельного налога:
- для граждан - произведенный налоговыми органами;
- для юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, - произведенный этими лицами и согласованный с налоговым органом;
- либо акт расчета цены приобретаемого земельного участка, произведенный лицом, имеющим лицензию на оценочную деятельность.
3.11. Документы, подтверждающие право собственности заявителя на недвижимое имущество (здания, строения, сооружения) (подлинники, копии):
- свидетельства о государственной регистрации права собственности на здания, строения, сооружения, расположенные на испрашиваемом земельном участке, выданные учреждением юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество, либо документ, подтверждающий регистрацию права органами БТИ или местного самоуправления (в случае приобретения объектов недвижимости до 1999 г.);
- правоустанавливающие документы на недвижимое имущество, принадлежащее гражданам и юридическим лицам;
- выписка от юридического лица о нахождении на балансе указанного имущества (подписанная руководителем, главным бухгалтером и заверенная печатью).
Для приватизированного недвижимого имущества дополнительно представляются:
- акты, изданные органами государственной власти и органами местного самоуправления в рамках их компетенции о приватизации государственного и муниципального имущества (подлинники и копии);
- выписки из планов приватизации государственных предприятий, подтверждающие их приватизацию из государственной и муниципальной собственности (подлинники и копии), и др.
3.12. Справка об отсутствии задолженности по платежам за землю.
3.13. Заключение местного органа архитектуры и градостроительства о разрешенном использовании земельного участка на землях поселений.
В заключении указывается:
- площадь ранее предоставленного земельного участка;
- площадь, фактически используемая для эксплуатации построенных объектов недвижимости;
- обоснование площади земельного участка, необходимой для эксплуатации построенных объектов в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, действующих строительных норм и правил, санитарных, природоохранных, противопожарных норм;
- территориальная зона, вид застройки согласно градостроительному регламенту;
- располагается ли выкупаемый земельный участок на территории, зарезервированной для государственных или муниципальных нужд, в зоне особо охраняемых территорий в пределах черты городских, сельских поселений;
- информация об обеспечении земельного участка объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, наличие сетей инженерно-технического обеспечения, наличие градостроительных ограничений, необходимость сноса и переноса существующих строений и т.д.;
- информация о принятии мер государственного контроля к заявителю за нарушение градостроительного и иного законодательства.
К заключению прикладывается планово-картографический материал с указанием проекта границ земельного участка, охранных зон, сервитутов, инженерных сетей, если они являются объектами права собственности иных лиц, смежных землепользователей, зон санитарной охраны источников водоснабжения, особо охраняемых территорий и др.
3.14. Заключение комитета по земельным ресурсам и землеустройству района (города).
В заключении указывается категория земель целевого назначения, основания возникновения прав на земельный участок (наличие правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на земельный участок), информация о принятии мер государственного земельного контроля к заявителю за нарушение земельного законодательства.
3.15. Заключения комитета по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края, федерального государственного учреждения "Краснодарский территориальный фонд геологической информации".
3.16. При необходимости департамент вправе запросить дополнительные сведения по имеющимся ограничениям.
3.17. В случае, если здание, строение, сооружение, находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность. При этом каждое лицо, выступающее на стороне покупателя, представляет в департамент имущественных отношений Краснодарского края, кроме вышеуказанных документов, соглашение собственников (совладельцев) о выкупе земельного участка.
3.18. В случае возникновения каких-либо вопросов, не урегулированных настоящим Положением, руководствуемся действующим законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Временный порядок принятия и рассмотрения заявлений граждан и юридических лиц о приобретении в собственность за плату земельных участков государственной собственности, на которых расположены здания, строения и сооружения (утв. приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 6 мая 2002 г. N 11-пр)
Текст Временного порядка официально опубликован не был
Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 17 августа 2004 г. N 547 приказ департамента имущественных отношений Краснодарского края от 6 мая 2002 г. N 11-пр, утвердивший настоящий Временный порядок, объявлен утратившим силу