Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Законом Краснодарского края от 3 октября 2008 г. N 1562-КЗ в приложение к настоящему Закону внесены изменения
Приложение
к Закону Краснодарского края
"О краевой комплексной программе
реализации государственной молодежной
политики в Краснодарском крае
"Молодежь Кубани" на 2008 - 2010 годы"
Краевая комплексная программа реализации государственной
молодежной политики в Краснодарском крае "Молодежь Кубани"
на 2008 - 2010 годы
13 марта, 1 июля, 3 октября и 26 декабря 2008 г., 3 июня 2009 г., 28 июля 2010 г.
Законом Краснодарского края от 28 июля 2010 г. N 2046-КЗ в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт краевой комплексной программы реализации государственной
молодежной политики в Краснодарском крае "Молодежь Кубани"
на 2008 - 2010 годы
Наименование программы краевая комплексная программа реализации
государственной молодежной политики в
Краснодарском крае "Молодежь Кубани" на
2008 - 2010 годы (далее - Программа)
Основание для разработки Стратегия государственной молодежной по-
Программы литики в Российской Федерации, утверж-
денная распоряжением Правительства Рос-
сийской Федерации от 18 декабря 2006 го-
да N 1760-р
Закон Краснодарского края от 4 марта
1998 года N 123-КЗ "О государственной
молодежной политике в Краснодарском
крае"
решение Совета по региональным проектам
и программам при главе администрации
Краснодарского края от 23 января
2008 года N 8
Основной разработчик департамент молодежной политики Красно-
Программы дарского края
Заказчик Программы администрация Краснодарского края
Координатор Программы департамент молодежной политики Красно-
дарского края
Государственные заказчики департамент молодежной политики Красно-
и исполнители мероприятий дарского края
Программы управление по закупкам для государствен-
ных нужд Краснодарского края
органы местного самоуправления - получа-
тели субсидий (субвенций)
другие организации, определенные в уста-
новленном законодательством Российской
Федерации порядке
Цели и задачи Программы создание благоприятных экономических,
социальных, организационно-правовых
условий для воспитания, обучения и раз-
вития молодых граждан
создание условий для гражданского стано-
вления, патриотического воспитания моло-
дежи
формирование здорового образа жизни
содействие решению социально-экономиче-
ских проблем молодежи
осуществление социальной адаптации и
поддержки молодежи
содействие решению вопросов профессио-
нального обучения и обеспечения занято-
сти молодежи
развитие молодежного предпринимательства
и деловой активности молодых граждан
творческое и интеллектуальное развитие
молодежи
осуществление международных обменов меж-
ду молодежными организациями
взаимодействие с молодежными обществен-
ными объединениями
правовая защита и социальная поддержка
молодых граждан
профилактика экстремистской деятельности
в молодежной среде
Срок реализации Программы 2008 - 2010 годы
Объемы и источники финан- объем финансирования Программы за счет
сирования Программы средств краевого бюджета составляет
460433,3 тысячи рублей, в том числе на:
2008 год - 149583,1 тысячи рублей
2009 год - 228850,2 тысячи рублей
2010 год - 82000,0 тысячи рублей
Контроль за выполнением администрация Краснодарского края
Программы Законодательное Собрание Краснодарского
края
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
Эффективная государственная молодежная политика - один из важнейших инструментов развития страны, роста благосостояния ее граждан и совершенствования общественных отношений.
Государственная молодежная политика реализуется в Российской Федерации в отношении молодых жителей в возрасте от 14 до 30 лет.
На Кубани около 1300 тысяч молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет.
Стремительное старение населения и неблагоприятные демографические тенденции заставят общество уже в ближайшем будущем предъявить к сегодняшним 14 - 30-летним жителям страны повышенные требования: молодежь станет основным трудовым ресурсом страны, ее трудовая деятельность в большей степени, чем деятельность ее родителей, станет источником средств для социального обеспечения детей, инвалидов и пожилых людей. Достаточно сказать, что по прогнозу Росстата коэффициент демографической нагрузки (количество нетрудоспособных на 1000 человек трудоспособного населения) возрастет в 2016 году на 20 процентов по сравнению с 2005 годом и составит 709 человек.
От позиции молодежи в общественно-политической жизни, ее активности будет зависеть темп продвижения России и Кубани по пути демократических преобразований. Именно молодые люди должны быть готовы к противостоянию политическим манипуляциям и экстремистским призывам.
Сложившаяся на сегодня ситуация в сфере развития молодого поколения неоднозначна. С одной стороны, современную российскую молодежь отличает самостоятельность, практичность и мобильность, ответственность за свою судьбу, повышенная заинтересованность в получении качественного образования и профессиональной подготовки, влияющих на дальнейшее трудоустройство и карьеру.
С другой стороны, молодым людям присущ низкий уровень интереса и участия в событиях политической, экономической и культурной жизни. Увеличиваются показатели смертности молодого поколения от неестественных причин. Основной группой риска является молодежь в возрасте от 15 до 24 лет, на эту группу приходится наибольшее количество смертей по неестественным причинам, в том числе вследствие употребления наркотиков и заболевания СПИДом.
Дети и молодежь, как представители социально незащищенных групп населения, являются наиболее активными участниками конфликтов на межконфессиональной и межнациональной почве. Именно на молодежную среду направлены основные усилия лидеров экстремистских формирований с целью ее привлечения к противоправной деятельности.
Несмотря на то, что межнациональные отношения в Краснодарском крае продолжают оставаться достаточно стабильными, любая конфликтная ситуация, даже на бытовой почве, в молодежной среде между представителями различных национальных групп может быть использована в политических целях и перенесена в плоскость межнациональных отношений.
На сегодняшний день самым нестабильным регионом с точки зрения внутренней безопасности является Северный Кавказ, где этническая напряженность вылилась в военные конфликты. Северный Кавказ объективно втянут и в абхазскую, и в южноосетинскую проблемы, включен в систему трансрегиональных отношений. Возникла прямая угроза превращения Северного Кавказа в один из центров международного терроризма. Рост терроризма и экстремизма, потоки беженцев и социальные потрясения - вот тот социально-политический фон, который характеризует ситуацию общей напряженности.
Кроме того, сохраняется потенциальная угроза возникновения и распространения в молодежной среде края экстремистских религиозных, националистических, политических идей и учений, ксенофобии и фашизма. Не меньшую обеспокоенность вызывает активизация в молодежной среде Краснодарского края миссионерской работы новых и нетрадиционных религиозных движений преимущественно зарубежного происхождения. Новые религиозные движения (молодежные религии), действующие в молодежной среде Краснодарского края без регистрации и не ставящие в известность о своей деятельности органы местного самоуправления, представлены достаточно широко. В ходе практической работы только за первое полугодие 2007 года из различных источников стало известно о деятельности более чем 130 религиозных групп восточной и западно-христианской ориентации.
Угроза расширения экстремизма, связанного с национальным, религиозным и политическим факторами, а также его возможное воздействие на развитие государственной системы и гражданского общества, активное участие в экстремистской деятельности подростков и молодежи указывают на необходимость разработки системы антиэкстремистских мер в сфере реализации государственной молодежной политики в Краснодарском крае, позволяющих институционально локализовать потенциальную угрозу возникновения экстремизма в молодежной среде края и создать условия, максимально блокирующие возможность его возникновения и расширения до опасных масштабов.
На основе проведенного прогноза условий развития России и Кубани, а также обстоятельств жизни молодежи в ближайшие десятилетия разрабатывалась новая краевая комплексная программа реализации государственной молодежной политики в Краснодарском крае, которая должна стать организационной основой реализации государственной молодежной политики в Краснодарском крае, обеспечивающей создание благоприятных экономических, социальных, организационно-правовых условий для воспитания, обучения и развития молодых граждан.
Краснодарский край - один из первых регионов России, где был принят закон о государственной молодежной политике. В крае сформирована сеть государственных учреждений, которые осуществляют реализацию государственной молодежной политики по основным ее направлениям.
Стратегические цели молодежной политики в Краснодарском крае определяются направленностью на социальное, культурное, нравственное и физическое развитие молодежи, ее благополучие, а также стремлением к использованию потенциала молодежи в интересах государства и общества.
Меры, принятые в 2003 - 2007 годах органами исполнительной власти Краснодарского края и органами местного самоуправления в крае в рамках краевой комплексной программы реализации государственной молодежной политики в Краснодарском крае "Молодежь Кубани" на 2003 - 2007 годы, создали базу для решения задач, направленных на усиление роли молодежи в социально-экономическом развитии Кубани.
Расширяется сеть муниципальных комплексных молодежных центров, основной направленностью которых является профилактика правонарушений в подростковой и молодежной среде, укрепление института семьи и повышение роли общественного воспитания детей и подростков, снижение уровня подростковой наркомании, алкоголизма, оказание социальной, психологической, педагогической помощи подросткам и молодежи, поддержка молодежных социальных инициатив, создание единой системы работы по месту жительства.
В 2006 году в крае было создано 16 новых молодежных центров в 15 муниципальных образованиях и открыто 94 подростково-молодежных клуба по месту жительства в 36 муниципальных образованиях. В 2007 году в крае действуют уже 46 комплексных молодежных центров в 38 муниципальных образованиях и 349 подростково-молодежных клубов по месту жительства.
Важным элементом летнего трудового семестра являются студенческие трудовые отряды, которые работают на заводах, стройках, сельскохозяйственных предприятиях, железных дорогах, детских оздоровительных лагерях, в сфере обслуживания. По количеству студенческих трудовых отрядов Краснодарский край занимает второе место в России.
Огромное внимание уделяется:
развитию лидерских качеств молодого человека;
поддержке талантливой молодежи, в том числе и представителей молодежной субкультуры, как в творческом, так и в общесоциальном плане (специальные молодежные стипендии для социально и общественно активных учащихся и студентов образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, студентов и аспирантов государственных высших учебных заведений (в различных областях), молодежные премии администрации Краснодарского края в области науки, производства, культуры и спорта);
дальнейшему развитию системы работы по месту жительства.
В 2006 - 2007 годах был организован краевой туристский лагерь молодежного актива "Регион-93". В мероприятиях лагеря приняли участие более 3000 молодых жителей Кубани. Мероприятия молодежного лагеря были нацелены на привитие молодым людям общечеловеческих норм и ценностей, вовлечение их в деятельность гражданского общества, выявление лидерского потенциала, умения работать в команде, воспитание чувства ответственности за собственной выбор и принятое решение, а также знакомство с уникальной природой Краснодарского края, обеспечение активного отдыха и оздоровления молодежи.
Приоритетной остается работа по воспитанию человека-патриота, знающего и уважающего традиции своего народа, труженика, любящего свою землю, гражданина, готового защищать свое Отечество.
В Краснодарском крае создан и на протяжении ряда лет успешно действует институт координаторов работы с молодежью в каждом муниципальном образовании края по основным направлениям государственной молодежной политики.
Таким образом, основополагающей задачей политики администрации Краснодарского края на современном этапе является создание благоприятных экономических, социальных, организационно-правовых условий для воспитания, обучения и развития молодых граждан, проведение на территории края эффективной государственной молодежной политики как одного из важнейших инструментов развития Кубани, роста благосостояния ее граждан и совершенствования общественных отношений.
Реализация комплексных направлений Программы, затрагивающих молодежную сферу в целом, предусматривает создание централизованных механизмов их координации и распространения на региональный и муниципальный уровни, а также формирование системы индикаторов и показателей изменений вклада молодежи в социально-экономическое развитие Кубани. Данное решение проблемы возможно только при использовании программно-целевого метода.
2. Цель, задачи и сроки реализации Программы
Основной целью Программы является создание благоприятных экономических, социальных, организационно-правовых условий для воспитания, обучения и развития молодых граждан.
Для достижения основной цели Программы необходимо решение следующих задач:
создание условий для гражданского становления, патриотического воспитания и физического развития молодежи;
содействие решению социально-экономических проблем молодежи;
осуществление социальной адаптации и защиты молодежи;
решение вопросов профессионального обучения и обеспечения занятости молодежи;
развитие молодежного предпринимательства и деловой активности молодых граждан;
творческое и интеллектуальное развитие молодежи;
международные обмены между молодежными организациями;
взаимодействие с молодежными общественными объединениями;
правовая защита и социальная поддержка молодых граждан.
формирование здорового образа жизни;
профилактика экстремистской деятельности в молодежной среде.
Сроки реализации Программы - 2008 - 2010 годы.
3. Перечень мероприятий Программы
Программа содержит комплексный план реализации мероприятий, направленных на:
гражданское и патриотическое воспитание, творческое и интеллектуальное развитие молодых граждан;
формирование здорового образа жизни;
содействие решению социально-экономических проблем, организации трудового воспитания, профессионального самоопределения и занятости молодежи;
организационное, методическое и кадровое обеспечение в области государственной молодежной политики;
информационное обеспечение в области государственной молодежной политики;
обеспечение деятельности координаторов работы с молодежью и специалистов по трудоустройству в муниципальных образованиях Краснодарского края;
профилактику экстремистской деятельности в молодежной среде Краснодарского края.
Перечень мероприятий, объемы и источники их финансирования приведены в приложении к Программе.
Законом Краснодарского края от 28 июля 2010 г. N 2046-КЗ в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения
4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Общий объем финансирования Программы из средств краевого бюджета составляет 460433,3 тысячи рублей, в том числе на:
2008 год - 149583,1 тысячи рублей;
2009 год - 228850,2 тысячи рублей;
2010 год - 82000,0 тысячи рублей.
Объем финансирования мероприятий на 2008 - 2010 годы определен исходя из фактических затрат на реализацию аналогичных мероприятий в 2007 году с учетом коэффициента инфляции и прогнозной оценки расходов.
Средства краевого бюджета, направляемые на финансирование мероприятий Программы, подлежат ежегодному уточнению при принятии закона о краевом бюджете на соответствующий финансовый год.
В ходе реализации Программы отдельные мероприятия, объемы и источники их финансирования могут корректироваться на основе анализа полученных результатов и с учетом реальных возможностей краевого бюджета.
Департамент молодежной политики Краснодарского края осуществляет подготовку и представление в администрацию Краснодарского края и Законодательное Собрание Краснодарского края в установленном порядке справочно-аналитической информации, полугодовых и ежегодных отчетов (докладов) о ходе реализации Программы и эффективности использования финансовых средств.
Координатор Программы с учетом выделяемых на ее реализацию финансовых средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы, состав исполнителей.
Для реализации Программы могут привлекаться также внебюджетные источники (средства общественных организаций, спонсорские средства и другие).
5. Оценка социально-экономической эффективности Программы
Оценка социально-экономической эффективности Программы осуществляется на основании системы измерителей, в состав которой входят количественные, качественные и статистические показатели, система прямых и косвенных индикаторов, а также результаты социологических замеров. Основными прямыми и косвенными индикаторами Программы являются:
повышение уровня гражданского и патриотического воспитания молодых граждан;
улучшение здоровья молодого поколения;
снижение темпов распространения наркомании и алкоголизма в молодежной среде;
снижение темпов роста безработицы среди молодежи;
развитие социальной инфраструктуры для молодежи;
рост общественно-политической и деловой активности молодежи;
снижение темпов роста безнадзорности среди детей и подростков;
сокращение распространения в молодежной среде экстремистских идей и учений, связанных с религиозным, политическим и национальным факторами.
Социологические замеры эффективности реализации Программы производятся в начале и конце текущего года для установления критериев эффективности.
Одним из основных результатов эффективности Программы является положительная динамика ее количественных показателей:
гражданское и патриотическое воспитание молодежи (доля молодежи, задействованной в гражданско-патриотической деятельности, от общего числа молодежи);
профилактика наркомании, безнадзорности и правонарушений в молодежной среде (доля молодежи, охваченной профилактическими мероприятиями, от общего числа молодежи);
трудоустройство молодежи (доля трудоустроенных от общего числа обратившихся);
формирование и развитие социальных служб для молодежи (доля молодежи, задействованной в работе социальных служб, от общего числа молодежи);
доля молодежи, вовлеченной в деятельность общественных движений и организаций (доля молодежи, задействованной в работе общественных движений и организаций, от общего числа молодежи);
молодежь, участвующая в мероприятиях, проводимых департаментом молодежной политики и подведомственными учреждениями (доля молодежи, охваченной мероприятиями, от общего числа молодежи).
Чтобы определить качественный показатель реализации государственной молодежной политики на территории Краснодарского края, необходимо ввести понятие "индекс развития молодежи".
Индекс развития молодежи - комплексный показатель, оценивающий уровень развития потенциала молодого поколения по трем основным направлениям: продолжительность жизни и здоровье, образование, уровень жизни.
Индекс развития молодежи рассчитывается на базе трех групп показателей:
индекса здоровья;
индекса образованности;
индекса дохода.
При расчете индекса здоровья используются данные о количестве умерших молодых людей по различным причинам, сгруппированным по двум категориям:
различные болезни;
несчастные случаи (самоубийства, убийства, повреждения, полученные вследствие участия в военных действиях, отравления и травмы, которые привели к летальному исходу, в том числе связанные с употреблением наркотиков и алкоголя).
Для расчета индекса образованности берутся данные о доле образованных людей среди молодежи (население в возрасте от 16 до 24 лет), а также о качестве полученного образования (на основании результатов единого государственного экзамена).
Индекс дохода рассматривается как внутренний валовой продукт на душу населения в Краснодарском крае.
Обобщающий индекс развития молодежи рассчитывается как среднее значение всех показателей, его составляющих.
Законом Краснодарского края от 28 июля 2010 г. N 2046-КЗ в раздел 6 настоящего приложения внесены изменения
6. Критерии выполнения Программы
Критериями выполнения Программы будут являться:
количество молодежи, участвующей в культурно-досуговых мероприятиях и мероприятиях, направленных на формирование здорового образа жизни (в 2007 году - 204320 человек (оценка); планируется: в 2008 году - 250000 человек, в 2009 году - 350000 человек, в 2010 году - 500000 человек);
количество молодежи, участвующей в мероприятиях, направленных на гражданское и патриотическое воспитание молодежи (в 2007 году - 199761 человек (оценка); планируется: в 2008 году - 251200 человек, в 2009 году - 300000 человек, в 2010 году - 350000 человек);
формирование и развитие клубов молодых семей (в 2007 году - 12 клубов; в 2008 - 2010 годах - увеличение количества клубов молодых семей до 50);
количество специалистов, повысивших квалификацию и прошедших переподготовку кадров по работе с молодежью (в 2007 году - 144 человека (оценка); планируется: в 2008 году - 200 человек, в 2009 году - 250 человек, в 2010 году - 300 человек);
количество трудоустроенной молодежи (в 2007 году - 11786 человек, в 2008 году - 12000 человек, в 2009 году - 13000 человек, в 2010 году - 14000 человек);
количество студенческих трудовых отрядов (в 2007 году - 300 отрядов с общей численностью 20967 человек, в 2008 году - 350 отрядов с общей численностью 22000 человек, в 2009 году - 400 отрядов с общей численностью 24000 человек, в 2010 году - 450 отрядов с общей численностью 26000 человек);
издание методической и информационной продукции по основным направлениям государственной молодежной политики в Краснодарском крае;
ввод в эксплуатацию около 45 экстрим-площадок общей площадью 27 тысяч квадратных метров (до 15 экстрим-площадок ежегодно);
обеспечение ежедневной пропускной способности спортивных сооружений свыше 4000 человек;
количество детей и молодежи, охваченной различными формами отдыха (не менее 50 тысяч детей и молодежи ежегодно);
развитие социоклубной инфраструктуры (увеличение количества комплексных молодежных центров - до 54 центров к концу 2010 года, клубов по месту жительства - до 380 клубов к концу 2010 года);
присуждение студентам и аспирантам высших учебных заведений 14 специальных молодежных стипендий администрации Краснодарского края, студентам образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования Краснодарского края 24 специальных молодежных стипендий администрации Краснодарского края, общественным деятелям, деятелям науки, культуры, спорта, молодым производственникам, творческим, научным, спортивным и производственным коллективам Краснодарского края 25 молодежных премий администрации Краснодарского края в области науки, производства, общественной деятельности, культуры и спорта (ежегодно);
издание ежемесячного журнала "Регион-93" (ежемесячный тираж 20 тысяч экземпляров);
информационное обеспечение государственной молодежной политики на краевом телевидении;
количество молодежи, участвующей в мероприятиях, направленных на профилактику экстремистской деятельности в молодежной среде (в 2008 году - 2000 человек, в 2009 году - 8000 человек, в 2010 году - 12000 человек);
количество организованных и проведенных обучающих семинаров, научно-практических конференций, совещаний, "круглых столов" по вопросам профилактики распространения в молодежной среде экстремистских идей и учений (в 2008 году - 2, в 2009 году - 6, в 2010 году - 10);
количество краевых конкурсов среди органов школьного самоуправления в муниципальных образованиях Краснодарского края и среди молодежных советов при главах муниципальных образований Краснодарского края (в 2010 году - 2 конкурса).
7. Механизм реализации Программы
Организацию, координацию деятельности исполнителей, уточнение ежегодных объемов финансирования и контроль за реализацией Программы осуществляет департамент молодежной политики Краснодарского края.
Для реализации Программы в качестве исполнителей могут привлекаться организации, образующие социальную инфраструктуру для молодежи, органы по делам молодежи муниципальных образований края, молодежные общественные объединения и иные организации, определяемые на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством.
В рамках Программы органам местного самоуправления в крае может быть предоставлена поддержка в форме финансирования их целевых расходов на реализацию настоящей Программы путем предоставления субсидий.
Решение о финансировании мероприятий, проводимых в муниципальных образованиях края за счет средств краевого бюджета, принимает департамент молодежной политики Краснодарского края с учетом рекомендаций экспертного совета по вопросам государственной молодежной политики в Краснодарском крае.
Условия предоставления и распределение субсидий местным бюджетам из краевого бюджета между муниципальными образованиями устанавливаются правовым актом главы администрации Краснодарского края.
Ежегодно департамент молодежной политики Краснодарского края проводит двухэтапный конкурс вариативных программ для молодежных общественных объединений, целью которого является поиск инновационных подходов к реализации основных направлений государственной молодежной политики в Краснодарском крае.
На первом этапе конкурса вариативных программ экспертный совет по вопросам государственной молодежной политики определяет программы (проекты), рекомендуемые к реализации. Второй этап конкурса осуществляется в рамках Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.