Несмотря на предпринимаемые Законодательным Собранием Краснодарского края и администрацией Краснодарского края усилия по стабилизации электроэнергетической отрасли Кубани, положение продолжает ухудшаться.
Особенно тяжелая ситуация сложилась в электросетевом хозяйстве. Основные производственные фонды электроэнергетики создавались в середине прошлого века. Вся энергосистема Краснодарского края и Республики Адыгея была заведомо сформирована как энергодефицитная. В результате этого более 60 процентов потребляемой электроэнергии необходимо поставлять из-за пределов края. Имеются серьезные проблемы в электроснабжении городов Краснодар, Сочи, Туапсе, Новороссийск, Геленджик, Анапа, а также Абинского, Славянского, Темрюкского и Туапсинского районов.
Потребляемая электрическая мощность по Сочинским сетям в пиковые часы достигает 390 МВт, в 2006 году ожидаемые нагрузки составят 480 МВт, а к 2010 году они достигнут 2100 МВт.
Центральная часть Сочи имеет одностороннее питание по двум высоковольтным линиям, пропускная способность которых составляет 30 процентов от потребности города. Собственная выработка электроэнергии осуществляется на Краснополянской ГЭС и Сочинской ТЭЦ и не обеспечивает потребностей города в полном объеме.
Основная сеть линий и подстанций Сочинского энергорайона построена в период с 1948 года по 1973 год. Семь подстанций находятся в неудовлетворительном состоянии, некоторые из них работают по временной схеме, что резко снижает надежность электроснабжения.
Установка нового оборудования и его замена ведутся недостаточными темпами. Начиная с 2002 года заменено всего 45 км кабеля при общей длине эксплуатируемых кабельных линий 1046 км. В настоящее время количество поврежденных участков кабельных линий достигает 14 - 15 процентов, что значительно превышает нормативы.
В Юго-Западных электрических сетях открытого акционерного общества ОАО "Кубаньэнерго" (далее - ОАО "Кубаньэнерго"), обслуживающих потребителей городов Абинск, Анапа, Геленджик, Новороссийск, степень износа оборудования составляет в среднем 80 процентов.
Электроснабжение города Новороссийска осуществляется от 16 питающих центров, запитанных по радиально-кольцевой схеме от подстанции 220/110/35/6 кВ "Кирилловская", которая не обеспечивает надежное электроснабжение потребителей. Высоковольтные линии монтировались в 1963 году и находятся в предаварийном состоянии. За период эксплуатации в условиях агрессивной среды (близость моря, уносы цементных заводов) провод потерял механическую прочность, металлические конструкции опор погнуты, их ремонт практически невозможен, так как из-за самовольно возведенных построек нет подъезда к опорам.
Планируемое размещение жилого комплекса базы Черноморского флота без увеличения мощности существующих подстанций невозможно.
На территории муниципального образования Абинский район планируется сооружение электрометаллургического завода с привлечением инвестиций на сумму свыше 28 млрд. рублей. Реализация проекта позволит создать более 4,5 тысячи рабочих мест и обеспечить налоговые поступления во все уровни бюджетной системы в сумме 3 млрд. рублей в год. Однако осуществление инвестиционного проекта невозможно из-за отсутствия необходимых электрических мощностей и питающих центров.
Износ электрооборудования на территории муниципального образования город-курорт Анапа составляет в среднем 80 процентов. Возможности каскадной замены трансформаторов исчерпаны полностью, требуется установка дополнительных трансформаторов и увеличение мощности существующих.
Электроснабжение потребителей города Геленджика осуществляется от пяти подстанций 110 кВ. Оборудование введено в эксплуатацию в 1965 году и не обеспечивает требований к надежности электроснабжения. Из-за резкого роста нагрузок, связанного с развитием курорта и жилищным строительством, трансформаторы перегружены, присоединение новых потребителей невозможно без их реконструкции, а также замены трансформаторов на более мощные.
Город Краснодар является динамично развивающимся краевым центром. Реконструкция центральной части города, значительные объемы жилищного строительства, создание объектов социального назначения, развитие промышленности требуют надежного электроснабжения.
В 2005 году нагрузка потребителей на электросети города Краснодара составила 620 МВт, что на 13 процентов превышает нагрузку 2004 года. В 2005 году неудовлетворенный спрос на электрическую мощность составил 110 МВт, в 2006 году он составит 300 МВт, а к 2010 году возрастет до 1200 МВт.
Электроснабжение потребителей в городе Краснодаре осуществляется от неблочной части, автотрансформаторов Краснодарской ТЭЦ и автотрансформаторов подстанции 220 кВ "Витаминкомбинат". Пропускная способность существующих питающих линий ограничена площадью сечения провода и его техническим состоянием.
Для обеспечения надежного электроснабжения города и удовлетворения спроса на дополнительные мощности к 2015 году необходимо поэтапно ликвидировать подстанции 35 кВ, осуществить строительство и реконструкцию подстанций 220 кВ и 110 кВ ("Яблоновская", "Восточная промзона", "Набережная", "Путевая", "Северо-Восточная", "Юго-Западная", "Почтовая", "Тургеневская", "Пашковская", "Западная-2", "Плодородная", "Ангарская", "Российская", "Военгородок"), предусмотрев увеличение мощности существующих трансформаторов и обеспечение естественного прироста нагрузок существующих потребителей и новых потребителей в застраиваемых жилых микрорайонах.
Ситуация, сложившаяся в энергорайонах города Краснодара, Юго-Западных и Славянских электрических сетях, усугубляется ограниченной пропускной способностью существующих линий 220 кВ, а также отсутствием необходимого количества подстанций 220 кВ, 500 кВ и питающих их линий электропередач. Передача электроэнергии в район Юго-Западных электрических сетей и Таманского полуострова при выводе в ремонт существующих высоковольтных линий ограничена наличием вставок с малым сечением проводов и отсутствием резервного автотрансформатора на подстанции "Славянская", что приводит к отсутствию технической возможности технологического присоединения к электрическим сетям в районах порта Тамань на мысе Железный Рог, а также порта Кавказ на косе Чушка. Для реализации крупнейших инвестиционных проектов остро стоит необходимость строительства подстанции 500 кВ и высоковольтной линии "Тихорецкая - Абинск".
Зависимость вышеназванных районов от строительства и ввода в эксплуатацию подстанций 220 кВ, 500 кВ, а также питающих их линий определяет необходимость незамедлительного обращения к Председателю Правительства Российской Федерации и руководству РАО "ЕЭС России" о необходимости первоочередного решения данного вопроса.
В Краснодарском крае потребление электрической энергии составило в 1990 году - 16,126 млрд. кВтч, в 1995 году - 13,887 млрд. кВтч, а к 2005 году возросло до 16,020 млрд. кВтч. По итогам пяти месяцев 2006 года, то есть без учета летних максимумов, объем электропотребления уже составил 6,555 млрд. кВтч, а к концу года достигнет величины не менее 16,9 млрд. кВтч. За это время изменилась структура экономики Краснодарского края, произошло перераспределение потребления мощностей по его территории. С началом реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" и развитием ипотеки активно ведется строительство жилья. С учетом энерговооруженности населения растет потребление электрической мощности в коммунальной сфере. При этом Нормативами для определения расчетных электрических нагрузок зданий (квартир), коттеджей, микрорайонов (кварталов) застройки и элементов городской распределительной сети, утвержденных# приказом Минтопэнерго России от 29 июня 1999 года N 213, предусмотрено проектирование электрических нагрузок установленной мощностью 15 кВт для помещений с общей площадью 150 кв.м.
Вместе с тем техническое состояние сетей ухудшается, возможности каскадной замены трансформаторов исчерпаны по причине отсутствия оборудования достаточной мощности, а также высокой стоимости демонтажно-монтажных работ. Рост тарифов на электрическую энергию ограничен нормативными актами федеральных органов государственной власти, вследствие чего не хватает средств на широкомасштабную замену электрооборудования. При существующих темпах капитальных вложений в электроэнергетику Краснодарского края дефицит мощности энергосистемы при отсутствии дополнительного финансирования к 2010 году может составить более 2000 МВт.
Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года N 109, предусмотрено установление платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям организаций, имеющим# на правах собственности или иных законных основаниях объекты электросетевого хозяйства. Технологическое присоединение энергопринимающих устройств физических и юридических лиц осуществляется на основании договора, заключение которого обязательно для сетевых организаций.
В целях удовлетворения возрастающего спроса на электрическую энергию, обеспечения необходимого финансирования затрат на развитие энергосистемы Краснодарского края и защиты прав и законных интересов потребителей, заслушав и обсудив предложения комиссии Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам тарифной и ценовой политики, Законодательное Собрание Краснодарского края постановляет:
1. Предложить региональной энергетической комиссии - департаменту цен и тарифов Краснодарского края:
1) на основании Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 15 февраля 2005 года N 22-э/5, в соответствии с заключением региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 9 июня 2006 года N 16 утвердить плату (с НДС) за технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО "Кубаньэнерго" при наличии технической возможности (далее - плата за присоединение) на уровне напряжения до 35 кВ в диапазоне присоединяемой мощности до 10 МВт для:
а) физических лиц, потребляющих электрическую энергию для коммунально-бытовых нужд в жилых помещениях общей площадью до 150 кв.м включительно с присоединяемой мощностью до 15 кВт включительно, - 550 рублей за присоединение;
б) юридических и физических лиц при присоединяемой мощности до 30 кВт включительно, за исключением физических лиц, потребляющих электрическую энергию для коммунально-бытовых нужд в жилых помещениях общей площадью до 150 кв.м включительно с присоединяемой мощностью до 15 кВт включительно, - 2000,1 руб./кВт;
в) юридических и физических лиц при присоединяемой мощности от 30 до 100 кВт включительно - 2360,0 руб./кВт;
г) юридических и физических лиц при присоединяемой мощности от 100 до 750 кВт включительно - 2230,55 руб./кВт;
д) юридических и физических лиц при присоединяемой мощности более 750 кВт - 1756,08 руб./кВт;
2) согласовать максимальную ставку за технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО "Кубаньэнерго" при отсутствии технической возможности технологического присоединения к электрическим сетям для электроснабжения заявителей (далее - максимальная ставка), за исключением физических лиц при присоединяемой мощности до 15 кВт включительно, в размере 11000 руб./кВт (без НДС).#
3) в срок до 1 сентября 2006 года совместно с департаментом по вопросам топливно-энергетического комплекса Краснодарского края, ОАО "Кубаньэнерго", ОАО "НЭСК" и другими энергоснабжающими организациями разработать регламент рассмотрения спорных вопросов по технологическому присоединению к электрическим сетям и внести на рассмотрение комиссии Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам ценовой и тарифной политики;
4) установить, что определение размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО "Кубаньэнерго" при отсутствии технической возможности технологического присоединения для электроснабжения потребителя с мощностью свыше 10 МВт осуществляется индивидуально.#
5) установить, что:
а) согласованная максимальная ставка применяется в следующих муниципальных образованиях: город-курорт Анапа, город-курорт Геленджик, город Краснодар, город Новороссийск, город-курорт Сочи, город Туапсе, Славянский район, Темрюкский район, Туапсинский район;
б) размер ставки за технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО "Кубаньэнерго" при отсутствии технической возможности технологического присоединения к электрическим сетям для электроснабжения заявителей (далее - ставка за присоединение) устанавливается по соглашению сторон индивидуально по каждому конкретному присоединению. В случае, если соглашение сторон не будет достигнуто, разногласия рассматриваются в соответствии с регламентом рассмотрения спорных вопросов по технологическому присоединению к электрическим сетям ОАО "Кубаньэнерго;
в) плата за присоединение взимается однократно. Изменение собственника (потребителя или сетевой организации) или формы собственности не влечет за собой повторную оплату за присоединение;
г) при внесении заявителем платы по ставке за присоединение оплата за действия, предусмотренные подпунктами "а" - "д" пункта 1 части 1 настоящего постановления, дополнительно не взимается;
д) предельный срок ликвидации технических ограничений технологического присоединения к сетям ОАО "Кубаньэнерго" для заявителя не должен превышать двух лет с момента уплаты аванса присоединяемым потребителем;
е) в целях проверки обоснованности установления сетевой организацией факта отсутствия технической возможности заявитель вправе обратиться в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по технологическому надзору для получения заключения о наличии (отсутствии) технической возможности технологического присоединения сетевой организацией.
2. Предупредить ОАО "Кубаньэнерго" о недопустимости направления средств, получаемых в результате взимания платы за присоединение и применения ставки за присоединение, на:
увеличение фонда оплаты труда работников ОАО "Кубаньэнерго";
непроизводительные затраты, затраты на дополнительное пенсионное страхование, затраты на все виды необязательного и дополнительного видов страхования;
негосударственное пенсионное обеспечение;
погашение кредиторской задолженности прошлых лет.
Указанные выше средства должны быть использованы целевым образом на реконструкцию и строительство объектов электросетевого хозяйства ОАО "Кубаньэнерго" для создания дополнительных мощностей и погашение заемных средств, привлеченных на эти цели, в соответствии с программами, утвержденными региональной энергетической комиссией - департаментом цен и тарифов Краснодарского края.
3. ОАО "Кубаньэнерго":
1) для опережающего развития энергосистемы Краснодарского края привлечь заемные средства в объеме не менее 3,0 млрд. рублей, погашение и обслуживание которых обеспечить за счет средств, получаемых в результате взимания платы за присоединение и применения ставки за присоединение;
2) в срок до 1 сентября 2006 года совместно с региональной энергетической комиссией - департаментом цен и тарифов Краснодарского края, департаментом по вопросам топливно-энергетического комплекса Краснодарского края разработать и представить в комиссию Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам тарифной и ценовой политики проекты программ использования заемных средств и использования средств, получаемых в результате взимания платы за присоединение и применения ставки за присоединение;
3) обеспечить раздельный учет доходов и расходов по средствам, получаемым в результате взимания платы за присоединение и применения ставки за присоединение, целевое использование указанных средств на финансирование мероприятий по созданию технической возможности технологического присоединения к электрическим сетям ОАО "Кубаньэнерго", а также на возврат и обслуживание заемных средств;
4) в целях обеспечения целевого и эффективного использования средств, получаемых в результате взимания платы за присоединение и применения ставки за присоединение, закупать материалы и оборудование, выполнять работы и предоставлять услуги только на конкурсной основе или в исключительных случаях путем применения других регламентированных способов закупок самостоятельно, силами ОАО "Кубаньэнерго", без передачи функции организатора торгов другим юридическим лицам, структурным подразделениям и управляющим компаниям. При проведении указанных мероприятий привлекать к участию преимущественно предприятия, находящиеся на территории Краснодарского края;
5) с целью контроля за экономической обоснованностью затрат и целевым расходованием денежных средств, получаемых в результате взимания платы за присоединение и применения ставки за присоединение, привлекать специалистов региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края и департамента по вопросам топливно-энергетического комплекса Краснодарского края к участию в работе центральной конкурсной комиссии ОАО "Кубаньэнерго" с правом голосования и выражения особого мнения по вопросам повестки дня;
6) при строительстве подстанции 500/220 кВ "Тихорецкая - Абинск" зарезервировать мощности не менее 250 МВт под строительство электрометаллургического завода в Абинском районе, 70 МВт - для нужд Северо-Кавказской железной дороги и 35 МВт - для развития Новороссийского морского торгового порта, учтя данное распределение резерва в схеме перспективного развития сетей ОАО "Кубаньэнерго" до 2015 года;
7) обеспечить ежеквартальное предоставление# в органы исполнительной власти Краснодарского края по формам и в порядке, утвержденным региональной энергетической комиссией - департаментом цен и тарифов Краснодарского края, отчетов об исполнении:
ремонтных и инвестиционных программ, плановые средства на реализацию которых предусмотрены в тарифах на электрическую энергию;
программ, реализация которых осуществляется за счет средств, получаемых в результате взимания платы за присоединение и применения ставки за присоединение.
В случае отклонений от плановых величин, предусмотренных в программе развития, ОАО "Кубаньэнерго" представлять подробные разъяснения о причинах этих отклонений.
4. Департаменту по вопросам топливно-энергетического комплекса Краснодарского края совместно с ОАО "Кубаньэнерго", ОАО "НЭСК", другими энергоснабжающими организациями, а также с органами местного самоуправления в Краснодарском крае в срок до 1 сентября 2006 года:
1) осуществить инвентаризацию электросетевого хозяйства с целью выявления и последующего перераспределения существующих мощностей, а также выявления и инвентаризации бесхозяйных электрических сетей;
2) в целях обеспечения надежного и бесперебойного электроснабжения потребителей Краснодарского края и привлечения в экономику Краснодарского края инвестиций подготовить обращение к Председателю Правительства Российской Федерации и руководству РАО "ЕЭС России" о необходимости оперативного решения проблемы по энергоснабжению Краснодарского края и оказания содействия по ускорению строительства объектов электроэнергетики на его территории;
3) совместно с департаментом имущественных отношений Краснодарского края сформировать перечень земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края и в муниципальной собственности, для их последующей передачи ОАО "Кубаньэнерго" в аренду на льготных условиях по целевому назначению для строительства подстанций и технологических коридоров для прокладки кабельных и воздушных линий электропередач.
5. Предложить департаменту по вопросам имущественных отношений Краснодарского края, органам местного самоуправления в Краснодарском крае в целях оперативного решения вопросов, связанных с обеспечением надежности энергообеспечения края, принять меры по выделению земельных участков в срок, не превышающий два месяца с момента обращения заявителя, для использования их энергоснабжающими организациями по целевому назначению под строительство подстанций и технологических коридоров для прокладки кабельных и воздушных линий электропередач.
6. Предложить органам местного самоуправления в Краснодарском крае совместно с управлением государственного строительного надзора Краснодарского края в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего постановления обеспечить снос незаконно возведенных строений, находящихся в охранной зоне воздушных и кабельных линий электропередач, подстанций и не позволяющих осуществлять их обслуживание.
7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам экономического развития промышленности, строительства и жилищно-коммунального хозяйства и комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи.
8. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Законодательного
Собрания Краснодарского края |
В.А. Бекетов |
г. Краснодар
12 июля 2006 г.
N 2357-П
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 12 июля 2006 г. N 2357-П "О некоторых мерах по стабилизации ситуации в энергоснабжении потребителей электрической энергии в Краснодарском крае"
Постановление принято на L сессии Законодательного Собрания края третьего созыва.
Постановление вступило в силу со дня его принятия.
Текст постановления опубликован в газете "Краснодарские известия", N 113 от 26 июля 2006 г. (информационное приложение к городским и районным газетам "В Законодательном Собрании Краснодарского края", выпуск N 7, 2006 год),
в Информационном бюллетене Законодательного Собрания Краснодарского края, N 45 (116) от 18 сентября 2006 г., стр. 224.