Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Утвержден
постановлением главы администрации
(губернатора) Краснодарского края
от 19 июня 2009 г. N 515
Экспериментальный проект по совершенствованию организации питания
обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях
муниципального образования город Краснодар в 2009 году
Наименование проекта |
|
экспериментальный проект по совершенствованию организации питания обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях муниципального образования город Краснодар в 2009 году (далее - Проект)
|
Основания для разработки Проекта |
|
постановление Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2007 года N 799 "О мерах государственной поддержки в 2008 - 2009 годах реализации в субъектах Российской Федерации экспериментальных проектов по совершенствованию организации питания обучающихся в государственных общеобразовательных учреждениях субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждениях" приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2007 года N 363 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2007 года N 799" приказ Федерального агентства по образованию от 10 апреля 2009 года N 385 "Об итогах конкурсного отбора субъектов Российской Федерации для реализации экспериментальных проектов по совершенствованию организации питания обучающихся в государственных общеобразовательных учреждениях субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждениях"
|
Разработчики Проекта |
|
департамент образования и науки Краснодарского края управление образования администрации муниципального образования город Краснодар |
Заказчики Проекта |
|
Федеральное агентство по образованию администрация Краснодарского края
|
Исполнитель Проекта |
|
управление образования администрации муниципального образования город Краснодар (по согласованию)
|
Цель Проекта |
|
создание современных условий организации школьного питания в строгом соответствии с требованиями СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования" социальная поддержка учащихся и педагогов при организации питания обеспечение 100-процентного охвата обучающихся качественным сбалансированным горячим питанием формирование культуры здорового питания у всех учащихся общеобразовательных учреждений города совершенствование механизмов управления качеством питания
|
Задачи Проекта |
|
осуществление комплексной модернизации и индустриализации системы питания в общеобразовательных учреждениях муниципального образования город Краснодар: переоснащение школьных пищеблоков и столовых, замена физически изношенного оборудования и инвентаря на современное, энергоемкое, энергосберегающее модернизация комбината школьного питания с привлечением средств частных инвесторов капитальный ремонт с элементами реконструкции столовой-доготовочной в школьно-базовую столовую организация школьного питания на основе внедрения современных технологий производства и транспортировки пищевых продуктов и полуфабрикатов, обеспечение качества и безопасности питания детей в общеобразовательных учреждениях муниципального образования город Краснодар улучшение рационов питания, использование альтернативных форм и методов обслуживания: "шведские столы", экспресс-столы, салат-бары и другое расширение ассортимента продукции с учетом мнения медицинских работников, родителей, учащихся разработка рационов для диетического питания детей, больных сахарным диабетом подготовка и переподготовка кадров, ответственных за организацию питания, а также специалистов комбинатов общественного питания, обеспечивающих питание школьников реализация социально ориентированного питания и оказание поддержки детям из семей, находящихся в сложной жизненной ситуации, организация летнего оздоровления детей, социальная поддержка педагогов активизация работы по пропаганде здорового питания в средствах массовой информации повышение роли общественности в решении проблем правильного питания, контроля за качеством питания привлечение родителей к решению проблем организации питания, осуществление контроля со стороны общественности
|
Срок реализации Проекта
|
|
2009 год |
Основные направления осуществления мероприятий Проекта |
|
комплексная модернизация и индустриализация системы питания в общеобразовательных учреждениях, обеспечивающая современное качество питания обеспечение обучающихся качественным сбалансированным горячим питанием обеспечение доступности качественного школьного питания (социально ориентированное питание) пропаганда здорового питания в рамках урочной, внеурочной деятельности учащихся, формирование культуры здорового питания совершенствование системы управления и контроля организации школьного питания |
1. Общие положения
Проект разработан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2007 года N 799 "О мерах государственной поддержки в 2008 - 2009 годах реализации в субъектах Российской Федерации экспериментальных проектов по совершенствованию организации питания обучающихся в государственных общеобразовательных учреждениях субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждениях", приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2007 года N 363 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2007 года N 799", приказом Федерального агентства по образованию от 10 апреля 2009 года N 385 "Об итогах конкурсного отбора субъектов Российской Федерации для реализации экспериментальных проектов по совершенствованию организации питания обучающихся в государственных общеобразовательных учреждениях субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждениях".
Решение вопросов совершенствования организации школьного питания основано на программно-целевом методе с учетом направлений краевой целевой программы "Развитие образования в Краснодарском крае" на 2009 - 2010 годы, программы экспериментального проекта по совершенствованию организации питания обучающихся "Реализация экспериментального проекта по совершенствованию организации питания обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях муниципального образования город Краснодар в 2008 году", муниципальных целевых программ "Развитие образования на территории муниципального образования город Краснодар" на 2006 - 2010 годы, "Школьное питание" на 2008 - 2010 годы.
Проект содержит основные направления осуществления мероприятий по совершенствованию школьного питания и предполагаемые методы их реализации.
2. Основные финансовые механизмы реализации Проекта
Проект реализуется в 2009 году за счет средств краевого и местного бюджетов и субсидий, выделенных на внедрение Проекта из федерального бюджета.
В 2009 году на реализацию Проекта планируется выделить 145114,1 тыс. рублей, в том числе:
из средств бюджета муниципального образования город Краснодар (муниципальная целевая программа "Школьное питание" на 2008 - 2010 годы) - 51884,2 тыс. рублей;
из средств краевого бюджета (краевая целевая программа "Развитие образования в Краснодарском крае" на 2009 - 2010 годы) - 48259,9 тыс. рублей;
из средств федерального бюджета (в соответствии с приказом Федерального агентства по образованию от 10 апреля 2009 года N 385 "Об итогах конкурсного отбора субъектов Российской Федерации для реализации экспериментальных проектов по совершенствованию организации питания обучающихся в государственных общеобразовательных учреждениях субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждениях") - 44970,0 тыс. рублей.
За счет средств краевого бюджета и бюджета муниципального образования город Краснодар на совершенствование системы организации школьного питания и повышение его качества в рамках Проекта планируется продолжить:
приобретение специализированного автотранспорта;
частичную компенсацию удорожания стоимости питания учащихся дневных муниципальных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы, из расчета 10,5 рубля в день на одного обучающегося (3,5 рубля - краевые средства, 7 рублей - муниципальные) и педагогических работников указанных учреждений из расчета 23 рубля в день на одного педагогического работника (11,5 рубля - краевые средства, 11,5 рубля - муниципальные).
В краевом бюджете в рамках реализации краевых целевых программ предусмотрены также средства на проведение курсов повышения квалификации лиц, ответственных за организацию школьного питания, включая учреждения города Краснодара.
Порядок предоставления из краевого бюджета субсидий местному бюджету муниципального образования город Краснодар и их расходования, а также размер выделяемых средств определяется в установленном законодательством порядке нормативными правовыми актами Краснодарского края.
За счет субсидий, выделяемых из федерального бюджета на реализацию Проекта, планируется приобретать технологическое оборудование для школьных пищеблоков.
Расходование средств местного бюджета, выделяемых на реализацию Проекта, предполагается осуществлять также по следующим направлениям:
капитальный ремонт с элементами реконструкции столовой-доготовочной в школьно-базовую столовую, а также ее оборудование;
перепланировка или ремонт дополнительных площадей для расширения обеденных залов, пищеблоков;
проведение ремонтных и наладочных работ для подключения нового оборудования;
приобретение автотранспорта для подвоза готовой продукции в столовые общеобразовательных учреждений муниципального образования город Краснодар.
3. Содержание проблемы и обоснование необходимости его# решения
программными методами
Проблемы, связанные с организацией питания в общеобразовательных учреждениях муниципального образования город Краснодар, характерны и для других территорий Краснодарского края и субъектов Российской Федерации.
Одна из них - расположение школьных столовых в помещениях, построенных в начале - середине XX века, несоответствие их современным санитарно-гигиеническим требования и нормам, что порождает необходимость их реконструкции. Кроме того, существуют и другие проблемы:
недостаточная индустриализация производства, которая влечет за собой нарушение технологии приготовления пищи и современных санитарно-гигиенических требований;
отсутствие линий раздачи пищи;
отсутствие единой материально-технической базы, поставка продуктов питания разными поставщиками с разными ценами и разным качеством;
невыполнение натуральных норм продуктового набора для школьного питания, несоблюдение принципов сбалансированного питания;
наличие изношенных коммуникаций и технологического оборудования;
нехватка кадров, их недостаточная профессиональная подготовка, старение кадров на предприятиях, обеспечивающих школьное питание.
Для материально-технического переоснащения школьных пищеблоков необходимо приобретать современное энергоемкое оборудование, пароконвектоматы, проводить демонтаж устаревшего оборудования, ремонт электропроводки, водопровода, канализации, вентиляции, установку приборов учета воды и электроэнергии.
Решение этих проблем потребует установки современного оборудования и подведения коммуникаций, строительства пристроек, реконструкции, перепланировки существующих пищеблоков или выделения дополнительных помещений.
Для перехода на новые формы обслуживания, установки современных раздаточных линий самообслуживания, создания дополнительных зон реализации буфетной продукции необходимо увеличение площадей обеденных залов, раздаточных столовых, что также предполагается осуществить за счет реконструкции, проведения перепланировки имеющихся обеденных залов.
Особенно нуждаются в переоборудовании и модернизации школьные буфеты общеобразовательных учреждений Центрального и Карасунского внутригородских округов, расположенные как в центральной части города, так и в отдаленных от центра сельских населенных пунктах муниципального образования город Краснодар.
4. Цели и задачи реализации Проекта
Основными целями Проекта являются создание современных условий организации школьного питания в строгом соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, социальная поддержка учащихся и педагогов при организации питания, обеспечение 100-процентного охвата обучающихся качественным сбалансированным горячим питанием, формирование культуры здорового питания у всех учащихся общеобразовательных учреждений города, совершенствование механизмов управления качеством питания.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
дальнейшее осуществление комплексной модернизации и индустриализации системы питания в общеобразовательных учреждениях муниципального образования город Краснодар;
переоснащение школьных пищеблоков и столовых, замена физически изношенного оборудования и инвентаря на современное, энергоемкое, энергосберегающее;
привлечение в рамках реализации Проекта в установленном законодательством порядке средств частных инвесторов, в том числе для дальнейшей модернизации комбината школьного питания;
организация школьного питания на основе внедрения современных технологий производства и транспортировки пищевых продуктов и полуфабрикатов, обеспечение качества и безопасности питания детей в общеобразовательных учреждениях муниципального образования город Краснодар путем дальнейшей индустриализации производства;
улучшение рационов питания, использование альтернативных форм и методов обслуживания: "шведские столы", экспресс-столы, салат-бары и другое;
расширение ассортимента продукции с учетом мнения медицинских работников, родителей, учащихся;
разработка рационов для диетического питания детей, больных сахарным диабетом;
подготовка и переподготовка кадров, ответственных за организацию питания;
реализация социально ориентированного питания и оказание поддержки детям из семей, находящихся в сложной жизненной ситуации, организация летнего оздоровления детей, социальная поддержка педагогов;
активизация работы по пропаганде здорового питания в средствах массовой информации, просветительской работы со школьниками, их родителями и педагогами, привлечение их к активному участию в проводимом эксперименте;
повышение роли общественности в решении проблем правильного питания;
привлечение родителей к решению проблем организации питания, осуществление контроля со стороны общественности, создание условий дальнейшего повышения привлекательности и доступности школьного питания для обучающихся.
5. Основные направления реализации Проекта
5.1. Осуществление комплексной модернизации, индустриализации и централизации системы школьного питания, обеспечивающей современное качество питания.
В рамках реализации данного направления предполагается:
включение в эксперимент школ, расположенных в центральной и юго-восточной частях города;
проведение капитального ремонта с элементами реконструкции столовой-доготовочной средней общеобразовательной школы N 35 с целью организации на ее базе работы школьно-базовой столовой, которая сможет обслужить, кроме учащихся и педагогов средней общеобразовательной школы N 35, школы, имеющие в настоящее время буфеты: школы N 30, 34, 8 (охват учащихся - 2356 человек);
дальнейшее развитие материально-технической базы школьных пищеблоков: реконструкция в столовые-раздаточные 10 школьных буфетов, в том числе 3 из них функционируют в сельских школах (общий охват учащихся 4082 человека);
приобретение двух раздаточных линий самообслуживания и установка их в гимназиях N 18 и 23;
приобретение современного энергоемкого оборудования для столовых-доготовочных, оборудования "шоковой заморозки" с целью совершенствования процедуры доставки и сохранности полуфабрикатов и готовой продукции в школьные столовые-раздаточные;
приобретение автомобилей для осуществления доставки готовой продукции.
5.2. Обеспечение обучающихся качественным сбалансированным горячим питанием. Внедрение новых технологий производства продукции школьного питания и методов обслуживания школьников.
На втором этапе реализации эксперимента будут проводиться:
дальнейшая отработка схем современных альтернативных форм и экспресс-методов обслуживания при организации обязательных горячих завтраков: "шведских столов", свободного выбора из скомплектованных меню завтраков и обедов, создание раздаточных линий самообслуживания и современных зон для организации дополнительного питания (салат-баров, столов саморасчета и другого). Установка в гимназиях N 18 и 23 муниципального образования город Краснодар раздаточных линий самообслуживания позволит сократить время предварительного накрытия столов, обеспечить качественной горячей пищей одновременно максимально возможное по числу посадочных мест в столовой количество учащихся;
изготовление готовой продукции и полуфабрикатов высокой степени готовности, их доготовка, в том числе в пароконвектоматах, и реализация через систему столовых-доготовочных и столовых-раздаточных;
применение современных методов доставки продукции в термоконтейнерах с соблюдением температурного режима;
реализация десятидневного цикличного меню для трех возрастных категорий;
разработка и внедрение сбалансированных рационов школьных завтраков и обедов для учащихся трех возрастных групп (от 7 до 10 лет; от 11 до 13 лет; от 14 до 17 лет) с учетом климатогеографических особенностей региона (под руководством ученых и при участии медицинских работников);
разработка и внедрение рецептурных композиций и частных технологических решений производства полуфабрикатов и готовых кулинарных изделий для оптимизации питания школьников (с высокой биологической ценностью, с детоксикационными свойствами, с повышенным содержанием пищевых волокон, йода, железа) с учетом современных методов моделирования пищевых систем и квалиметрических моделей, с использованием интегрального показателя качества;
создание системы производственного контроля, основным элементом которой должна стать специализированная лаборатория качества питания.
5.3. Обеспечение доступности качественного школьного питания (социально ориентированное питание).
Предусматривается продолжение практики организации льготного и дальнейшее развитие диетического питания школьников.
В ходе реализации Проекта будет продолжена отработка схемы дифференцированной помощи учащимся в зависимости от уровня материальной обеспеченности семьи:
обеспечение льготным питанием учащихся из семей, находящихся в сложной жизненной ситуации;
пересмотр в установленном законодательством порядке и в соответствии с компетенцией денежных норм расходов на льготное питание учащихся, посещающих группы продленного дня; средств, выделяемых на бесплатное молоко для учащихся 1 - 4 классов, в зависимости от действующих натуральных норм и сложившихся розничных цен, бесплатное питание учащихся коррекционных классов, функционирующих на базе общеобразовательных школ города.
В целях развития диетического питания школьников будет завершена начатая в городе работа по разработке и внедрению меню школьных столовых для детей, болеющих сахарным диабетом, совершенствованию ассортимента молочных и диетических столов.
5.4. Пропаганда здорового питания. Формирование культуры здорового питания.
В рамках реализации Проекта планируется продолжить создание доступных, популярных информационных ресурсов по всем аспектам здорового школьного питания.
Медиа-планом на 2009 год предусмотрена широкая просветительская и информационно-разъяснительная работа о преимуществах качественно новой системы школьного питания, разработка и проведение PR-мероприятий указанного и нового формата (оформление тематических стендов в школьных столовых, выпуск тематических листовок, буклетов, организация волонтерского движения с соответствующей атрибутикой и объектов социальной рекламы), в том числе с использованием средств массовой информации.
5.5. Совершенствование системы управления организацией школьного питания.
В ходе реализации Проекта планируется продолжить работу по подготовке кадров для организации школьного питания. На эти цели выделено на 2008 - 2010 годы 4,2 млн. рублей.
Предполагается дальнейшее совершенствование программы повышения квалификации педагогических, медицинских работников и производственного персонала школьных комбинатов и пищеблоков, включение в ее содержание следующих вопросов:
использование современных технологий, высокопроизводительного оборудования для приготовления пищи (в том числе пароконвектоматов);
внедрение новых методов обслуживания школьников;
проведение мониторинга качественной составляющей рационов школьного питания через использование соответствующего программного обеспечения, позволяющего проводить оценку пищевой и биологической ценности блюд и готовых кулинарных изделий по показателям нутриентной адекватности, проводить анализ сбалансированности меню школьных обедов и завтраков, а также его соответствия существующим медико-биологическим требованиям.
Для совершенствования системы управления организацией школьного питания планируется:
под руководством научных работников высших учебных заведений Краснодарского края провести специальные исследования качественно-количественных показателей рационов школьного питания учащихся общеобразовательных школ города с целью изучения фактического питания школьников и его влияния на состояние их здоровья. Внедрение этих разработок позволит в перспективе управлять технологическими процессами и обеспечивать качество питания школьников на основе научно обоснованного подхода;
дальнейшее совершенствование сложившейся системы проведения конкурсных торгов как на централизованные поставки продуктов питания, так и на организацию питания школьников;
совершенствование деятельности комбинатов школьного питания в части эффективного планирования, управления и учета бюджетных средств; контроль за качеством услуг, предоставляемых комбинатами школьного питания;
изучение предпочтений потребителей (родителей, школьников) и выработка необходимых рекомендаций с учетом преимуществ здорового питания;
развитие общественного управления качеством организации школьного питания.
6. Ожидаемые результаты реализации Проекта
Реализация Проекта обеспечит:
ввод в строй школьно-базовой столовой, использование возможностей комбинатов школьного питания как наиболее эффективной системы организации школьного питания, направленного на достижение высоких качественно-экономических моделей управления организацией питания школьников;
оснащение муниципальных общеобразовательных учреждений современным энергоемким технологическим оборудованием, пароконвектоматами, энергосберегающей посудой, инвентарем в соответствии с современными требованиями к технологиям пищевого производства, снижение производственных издержек, повышение эффективности системы организации питания детей в общеобразовательных учреждениях;
внедрение новых технологий производства продукции школьного питания и методов обслуживания школьников;
создание в школьных столовых и на школьных пищеблоках условий, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям, улучшение эстетического оформления обеденных залов;
100-процентный охват обучающихся горячим полноценным сбалансированным питанием;
обеспечение качественным сбалансированным горячим питанием в соответствии с физиологическими потребностями учащихся трех возрастных групп;
создание благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья школьников, нормального роста и развития детей;
повышение у школьников культуры питания и формирование чувства ответственности за свое здоровье.
7. Организационное обеспечение реализации Проекта
7.1. Организационное обеспечение реализации Проекта осуществляется посредством взаимодействия уполномоченных исполнительных органов государственной власти Краснодарского края, администрации муниципального образования город Краснодар (управлений образования, здравоохранения, торговли и бытового обслуживания населения, департамента финансов, правового управления), организаций общественного питания, которые предоставляют на конкурсной основе услуги по осуществлению питания детей в общеобразовательных учреждениях, частных инвесторов и лиц, заинтересованных в организации школьного питания обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях муниципального образования город Краснодар.
Государственно-общественный контроль за выполнением мероприятий Проекта, эффективным целевым использованием бюджетных средств, выделенных на реализацию Проекта, осуществляется в установленном законодательством порядке уполномоченными органами и Межведомственным советом по питанию при главе муниципального образования город Краснодар (далее - Совет), утверждаемым постановлением главы муниципального образования город Краснодар. В состав Совета входят представители управлений образования, здравоохранения, торговли и бытового обслуживания администрации муниципального образования, а также по согласованию - представители Роспотребнадзора, общественных и других организаций.
7.2. Мониторинг хода реализации Проекта осуществляется в соответствии с соглашением, заключаемым администрацией Краснодарского края и Федеральным агентством по образованию.
Оперативный контроль за реализацией Проекта обеспечивает департамент образования и науки Краснодарского края с привлечением подведомственных государственных учреждений.
Мониторинг хода реализации Проекта проводится по следующим показателям:
увеличение переоснащенных школьных столовых и пищеблоков;
увеличение доли учащихся, получающих горячее питание;
уровень сбалансированности питания (удовлетворение физиологических потребностей учащихся);
степень удовлетворенности учащихся и их родителей качеством питания;
мониторинг состояния здоровья школьников.
Используются следующие основные формы мониторинга и контроля:
анализ выполнения мероприятий Проекта;
анализ отчетной документации по Проекту;
анализ муниципальной нормативной правовой базы;
организация тематических "горячих линий" и социологических опросов обучающихся и их родителей по проблемам организации и качества питания.
Результаты мониторинга реализации Проекта опубликовываются в средствах массовой информации и на официальных сайтах департамента образования и науки Краснодарского края и управления образования администрации муниципального образования город Краснодар.
Руководитель департамента |
Т.П. Хлопова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.