Решение Арбитражного суда Амурской области
от 25 июня 2008 г. N А04-1101/08-11/124
Арбитражный суд Амурской области, при участии от истца: Подручный Г.Р. - дов. N 681 от 24.06.2008 г., паспорт 10 02 305543, от Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ: Тараруева Л.А. - дов. N 10-53/62 от 28.12.2007 г., от министерства финансов Амурской области: Братковская А.А. - дов. N 13-10/501 от 15.08.2007 г., рассмотрев в судебном заседании дело по иску МУЖЭП ЗАТО Углегорск к министерству финансов Амурской области, Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, МДОУ Детский сад N 2, третьи лица: Финансовый отдел администрации ЗАТО Углегорск, МУ Финансовый отдел администрации Свободненского района, МУ Отдел образования Администрации Свободненского района, о взыскании 209394 руб. 04 коп.
установил:
В Арбитражный суд Амурской области обратилось Муниципальное унитарное жилищно-эксплуатационное предприятие ЗАТО Углегорск (далее - МУЖЭП ЗАТО Углегорск) к министерству финансов Амурской области, Муниципальному дошкольному образовательному учреждению - детский сад N 2 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития (далее - МДОУ - детский сад N 2 ) о взыскании с министерства финансов Амурской области убытков в сумме 209394 руб. 04 коп., понесенных в результате предоставления гражданам мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг и электрической энергии согласно Закону Амурской области от 05.12.2005 N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий".
Представитель истца в заседании 25.06.2008 г. заявил ходатайство об уточнении исковых требований - просит взыскать с Амурской области в лице министерства финансов Амурской области и Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации убытки, связанные с предоставлением льгот следующим категориям граждан:
- педагогические работники 2006 год в сумме 49655 руб.22 коп., 2007 год в размере 145871 руб. 16 коп.;
- медицинские работники 2006 год в сумме 5275 руб. 24 коп, 2007 год в размере 8592 руб. 12 коп.
Ходатайство представителя истца об уточнении исковых требований судом удовлетворено на основании ст. 49 АПК РФ.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены на основании ст. 51 АПК РФ Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, Муниципальное учреждение Финансовый отдел администрации Свободненского района, Муниципальное учреждение Отдел образования администрации Свободненского района (Определение от 17.03.2008 г.); Финансовый отдел администрации ЗАТО Углегорск (Определение от 10.04.2008 г.).
Определением от 10.04.2008 г. судом к участию в деле в качестве ответчика на основании ст. 46 АПК РФ привлечена Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Свои требования истец обосновывает тем, что на основании договоров N 3/7 от 01.01.2006 и N 5/3 от 01.01.2007 г., заключенных с МДОУ Детский сад N 2, предоставлял персоналу Детского сада N 2, проживающему в Свободненском районе, льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг и электрической энергии. По условиям договоров Детский сад N 2 обязался ежемесячно по мере поступления денежных средств из областного бюджета перечислять предприятию средства на возмещение выпадающих доходов от предоставления льгот. За период действия договоров ответчиком принятые на себя обязательства были исполнены ненадлежащим образом, задолженность за декабрь 2006 г. и март - декабрь 2007 г. составила 209394 руб. 04 коп. В соответствии со ст.ст. 16 и 1069 ГК РФ, ст.ст. 84 и 86 Бюджетного кодекса РФ истец просит взыскать указанную сумму в качестве убытков с министерства финансов Амурской области.
Истцу на основании ст. 102 АПК РФ предоставлена отсрочка уплаты госпошлины.
В заседаниях представитель Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ указал о том, что с иском не согласен в полном объеме по доводам, изложенным в представленном в материалы дела отзыве на иск. Согласно позиции Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, Минфин РФ является ненадлежащим ответчиком по данному спору. В соответствии с действующим законодательством (в частности, п. 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании", ст. 2 ФЗ от 06.05.2003 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг", ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, ст. 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации") установление размера, условий и порядка предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим, медицинским и фармацевтическим работникам отнесено к полномочиям субъекта Российской Федерации. В связи с этим, по мнению Министерства финансов РФ, законодательное регулирование и финансирование данного вида льгот должно осуществляться органами государственной власти субъекта РФ, поэтому при наличии достаточных оснований взыскание должно производиться за счет средств казны Амурской области.
Представитель МДОУ Детский сад N 2 в заседание 25.06.2008 г. не явился, уведомлен заказным письмом N 22808. В отзыве на иск указал, что все поступившие из областного бюджета денежные средства были перечислены истцу, поэтому своей вины в возникновении задолженности не усматривает. Предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг и электроэнергии педагогически и медицинским работникам предусмотрена Законом Амурской области от 05.12.2005 г. N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отде6льных категорий". Согласно п. 4 ст. 9 указанного Закона, финансовое обеспечение мер социальной поддержки граждан производится за счет средств областного бюджета. Свои обязательства по перечислению денежных средств министерство финансов Амурской области не исполнило.
Представитель министерства финансов Амурской области в заседании и в отзыве на иск указал, что с требованиями истца не согласен. Ссылается на то, что в соответствии с п. 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании" расходы по предоставлению льгот педагогическим работникам образовательных учреждений должны быть возложены на Российскую Федерацию, поскольку органы государственной власти РФ не обеспечили реализацию льгот, предусмотренных этим законом. В частности, по утверждению ответчика, в 2006-2007 г.г. Российской Федерацией не передавались денежные средства на реализацию льгот граждан вышеназванной категории. Из областного бюджета ЗАТО Углегорск в части оказания мер социальной поддержки специалистам, проживающим и работающим в сельской местности, были выделены субвенции: в 2006 г. - в сумме 1150 тыс. руб., в 2007 г. - в сумме 3781 тыс. руб. Кредиторская задолженность по состоянию на 01.01.2008 составляет 1551,9 тыс. руб.
В судебное заседание 25.06.2008 г. представители Муниципального учреждения Финансового отдела администрации Свободненского района, Муниципального учреждения Отдел по управлению образованием администрации Свободненского района, Финансового отдела администрации ЗАТО Углегорск не явились, уведомлены заказными письмами NN 22812, 22810, 22811.
Представитель Муниципального учреждения Финансового отдела администрации Свободненского района в представленном отзыве указывал на то, что МДОУ Детский сад N 2 не является муниципальным учреждением Свободненского района и не финансируется из бюджета Свободненского района.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд установил:
Между Муниципальным дошкольным образовательным учреждением - детский сад N 2 ЗАТО Углегорск (далее МДОУ д/с N 2) и Муниципальным унитарным жилищно-эксплуатационным предприятием ЗАТО Углегорск (далее МУЖЭП) заключены договоры от 01.01.2006 г. N 3/7, от 01.01.2007 г. N 5/3 на долевое финансирование выпадающих доходов от предоставления гражданам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Согласно пунктам 1.1. договоров истец предоставляет льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг персоналу ответчика, которому согласно законодательству предоставляются льготы по оплате стоимости следующих видов услуг: содержание и текущий ремонт жилищного фонда, отопление, электроэнергия.
На момент судебного разбирательства истцу не возмещены убытки, понесенные в результате предоставления гражданам мер социальной поддержки:
педагогическим работникам в 2006 г. в сумме 49655 руб. 22 коп., в 2007 г. - 145871 руб. 16 коп.,
медицинским работникам в 2006 г. в сумме 5275 руб. 24 коп., в 2007 г. - 8592 руб. 12 коп.
В качестве доказательств предоставления льгот истцом представлены списки граждан, которым предоставлены меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, электроэнергии, счета-фактуры, акт сверки взаимных расчетов.
Возражений по представленным документам от сторон не поступило.
Пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ предусмотрено, что решение вопросов, относящихся к сфере социальной защиты населения, включая установление льгот, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Это же положение закреплено в пункте 1 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ.
В соответствии с п. 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Статьей 2 ФЗ N 52-ФЗ от 06.05.2003 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики" предусмотрено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" устанавливаются законодательными актами субъектов РФ и учитываются в межбюджетных отношениях.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 377 от 27.06.2003 утверждены Правила предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности.
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности. Субсидии выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.
Закон Амурской области от 05.12.2005 г. N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" (далее по тексту Закон N 99-ОЗ), устанавливает размеры, условия и порядок возмещения расходов на предоставление социальной поддержки по оплате электрической энергии отдельным категориям граждан и принят во исполнение Закона РФ "Об образовании".
В п. 10 статьи 1 Закона N 99-ОЗ определены категории граждан, имеющих право на получение социальной поддержки, в том числе: специалисты государственных и муниципальных организаций, учреждений, финансируемых за счет средств областного и местных бюджетов, проживающие и работающие в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках):
- педагогические и руководящие (имеющие педагогическую нагрузку и работающие не менее чем на 0,75 ставки по основной должности, в сельских малокомплектных школах - вне зависимости от педагогической нагрузки) работники (специалисты) государственных и муниципальных образовательных учреждений и государственных учреждений социального обслуживания, финансируемых за счет средств областного бюджета и местных бюджетов, проживающие и работающие в сельской местности, поселках городского типа (п. 10);
Пунктом 4 ст. 9 Закона N 99-ОЗ предусмотрено, что обеспечение предусмотренных настоящим Законом мер социальной поддержки граждан производится за счет средств областного бюджета. Средства на реализацию передаваемых органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий предусматриваются в составе фонда компенсаций областного бюджета в виде субвенций.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 22 июня 2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным до 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо учитывать, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
При применении статьи 72 Конституции Российской Федерации, абзаца шестого пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005) судам необходимо исходить из того, что отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.
Учитывая изложенное, в том числе указанное постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, суд приходит к выводу, что компенсация понесенных сторонами, предоставляющими льготы по оплате жилья и коммунальных услуг по Закону РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", убытков должна осуществляться посредством передачи финансовых средств нижестоящим бюджетам Российской Федерацией.
Как следует из материалов дела, Российской Федерацией в лице Министерства финансов РФ доказательств того, что денежные средства на предоставление субвенций для компенсации льгот, понесенных в связи с реализацией Закона РФ от 10.07.1992 г. "Об образовании" были предусмотрены и выделены из федерального бюджета бюджету субъекта РФ (Амурской области) в 2006-2007 г.г., не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу, что Амурская область в лице Министерства финансов Амурской области, МДОУ д/с N 2 не имели возможности направлять средства на реализацию Закона РФ "Об образовании" и принятого во исполнение его Закона Амурской области N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий", поскольку средства на реализацию указанного Закона РФ "Об образовании" из федерального бюджета в 2006-2007 г.г. не передавались.
В соответствии со ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные юридическому лицу в результате бездействия государственных органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием. Согласно ст. 1069 ГК РФ вред возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.
Амурской области в 2006-2007 г.г. не были выделены средства федерального бюджета на реализацию полномочий в части предоставления социальной поддержки гражданам согласно Закону "Об образовании".
На основании изложенного с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу истца следует взыскать убытки, связанные в предоставлением льгот педагогическим работникам в 2006 г. в сумме 49655 руб. 22 коп., в 2007 г. в сумме 145871 руб. 16 коп., всего 195526 руб. 38 коп.
В подпункте "а" пункта 9 статьи 1 Закона N 99-ОЗ от 05.12.2005 г., определены категории граждан, имеющих право на получение социальной поддержки, в том числе:
- специалисты государственных и муниципальных организаций, учреждений, финансируемых за счет средств областного и местных бюджетов, проживающие и работающие в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках): врачи, провизоры, средний медицинский и фармацевтический персонал медицинских и фармацевтических организаций, учреждений здравоохранения и социального обслуживания.
В приложении N 1 к вышеуказанному Закону N 99-ОЗ установлены размеры социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг, в том числе граждан указанным в п.п. "а" п. 9 части 1 ст. 1 Закона N 99-ОЗ в размере 100% уменьшения оплаты коммунальных услуг.
Пунктом 4 ст. 9 Закона N 99-ОЗ предусмотрено, что обеспечение предусмотренных настоящим Законом мер социальной поддержки граждан производится за счет средств областного бюджета. Средства на реализацию передаваемых органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий предусматриваются в составе фонда компенсаций областного бюджета в виде субвенций.
В 2006 году из областного бюджета на реализацию Закона Амурской области N 99-ОЗ ЗАТО Углегорск было выделено 1150 тыс. руб., по состоянию на 01.01.2007 г. кредиторская задолженность составила 1458,7 тыс. руб., в том числе по медицинским работникам 512,2 тыс. руб.
В 2007 году из областного бюджета на реализацию Закона Амурской области N 99-ОЗ ЗАТО Углегорск было выделено 3781 тыс. руб., в том числе по медицинским работникам 1259,6 тыс. руб.
Сумма фактических затрат предприятий в 2007 г. составила 3874,2 тыс. руб., в том числе по медицинским работникам 1410,4 тыс. руб.
Полученные из областного бюджета в 2006-2007 г. г. средства на реализацию Закона N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" были полностью распределены, что отражено в отчете об использовании субвенций ЗАТО Углегорск за декабрь 2007 г., в том числе по медицинским работникам.
Из изложенного следует, что фактическая потребность ЗАТО Углегорск в средствах, необходимых для возмещения расходов по предоставленным льготам, превышает средства, выделенные из бюджета Амурской области.
Доказательств нецелевого использования полученных бюджетом муниципального образования ЗАТО Углегорск денежных средств не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу, что МДОУ д/с N 2 в 2006-2007 г.г. не имело возможности направлять средства на реализацию Закона N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий", поскольку средства на реализацию указанного закона из областного бюджета в 2006-2007 г.г. в необходимом количестве не передавались, а средств, выделенных в порядке субвенций, было недостаточно.
Федеральными законами "О финансовых основах местного самоуправления в РФ", "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" определено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.
Статьей 85 БК РФ (в ред. до 01.01.2008 г.) предусмотрено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации, возникшие в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации или от имени субъекта Российской Федерации договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
Поскольку муниципальному образованию ЗАТО Углегорск в 2006-2007 г.г. в достаточном размере не были выделены средства областного бюджета на реализацию полномочий в части предоставления социальной поддержки гражданам согласно Закону Амурской области от 05.12.2005 г. N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий", постольку, суд приходит к выводу, что ответственность за причиненный вред в сумме 13867 руб. 36 коп. (в том числе 2006 г. - 5275 руб. 24 коп., 2007 г. - 8592 руб. 12 коп.) в части не возмещенных истцу убытков, связанных с предоставлением в 2006-2007 г. льгот медицинским работникам МДОУ д/с N 2, должна нести Амурская область в лице министерства финансов Амурской области в силу ст.ст. 85, 136 БК РФ, ст.ст. 16, 1069 ГК РФ.
В иске к Муниципальному дошкольному общеобразовательному учреждению Детский сад N 2 и в остальной части исковых требований в связи с уменьшением размера требований следует отказать.
Госпошлина по делу, исходя из уменьшенного размера иска, составляет 5687 руб. 87 коп.
На основании ст. 110 АПК РФ в доход федерального бюджета следует взыскать госпошлину: с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в сумме 5311 руб. 18 коп., с Амурской области в лице министерства финансов Амурской области за счет казны Амурской области в сумме 376 руб. 69 коп.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 176 АПК РФ, суд
решил:
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Муниципального унитарного жилищно-эксплуатационного предприятия ЗАТО Углегорск убытки, связанные в предоставлением льгот педагогическим работникам в 2006 г. в сумме 49655 руб. 22 коп., в 2007 г. в сумме 145871 руб. 16 коп., всего 195526 руб. 38 коп.
Взыскать с Амурской области в лице министерства финансов Амурской области за счет казны Амурской области в пользу Муниципального унитарного жилищно-эксплуатационного предприятия ЗАТО Углегорск убытки, связанные в предоставлением льгот медицинским работникам в 2006 г. в сумме 5275 руб. 24 коп., в 2007 г. в сумме 8592 руб. 12 коп., всего 13867 руб. 36 коп.
В остальной части в иске отказать.
В иске к Муниципальному дошкольному общеобразовательному учреждению Детский сад N 2 отказать.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 5311 руб. 18 коп.
Взыскать с Амурской области в лице министерства финансов Амурской области за счет казны Амурской области в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 376 руб. 69 коп.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск), либо в двухмесячный срок после вступления его в законную силу - в Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Амурской области от 25 июня 2008 г. N А04-1101/08-11/124
Текст решения официально опубликован не был