Апелляционное определение СК по гражданским делам Амурского областного суда
от 1 февраля 2013 г. N 33АП-291/13
(извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе:
председательствующего Сараевой Н.В.,
судей коллегии Бабича В.В., Маньковой В.Э.,
при секретаре В,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования город Белогорск Аникиной Н.В. на решение Белогорского городского суда от 08 ноября 2012 года.
Заслушав дело по докладу судьи Сараевой Н.В., пояснения помощника прокурора Амурской области Т, судебная коллегия
установила:
Прокурор г. Белогорска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд в порядке главы 25 ГПК РФ с заявлением об оспаривании бездействия председателя контрольно-счетной палаты муниципального образования город Белогорск, выразившееся в непринятии мер к размещению на официальном сайте муниципального образования город Белогорск сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих контрольно-счетной палаты города Белогорска. В обоснование требований прокурор г. Белогорска указал, что положениями ст. 7 Федерального закона от 07.02.2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", ст. 15 Федерального закона от 02.03.2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" установлена обязанность председателей, заместителей председателя и аудиторов контрольно-счетных органов, а также лиц, претендующих на замещение указанных должностей предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и об обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга), и несовершеннолетних детей. Указанные сведения размещаются в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в том числе на официальных сайтах органов местного самоуправления, в 14-дневный срок со дня истечения срока, установленного для подачи справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими области, в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Указом Президента РФ N 557 от 18.05.2009 года органам местного самоуправления рекомендовано определить должности муниципальной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Приказом председателя контрольно-счетной палаты города Белогорск N от 08.06.2010 года утвержден Перечень должностей муниципальной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие контрольно-счетной палаты г. Белогорск представляют сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера о себе, своих супругах и несовершеннолетних детях. В указанный перечень включены председатель, заместитель председателя и аудиторы контрольно-счетной палаты. В нарушение требований закона председателем контрольно-счетной палаты муниципального образования города Белогорск не приняты меры по размещению указанных сведений в сети Интернет, что нарушает права неопределенного круга лиц (населения города Белогорска) на получение полной, объективной и достоверной информации как об исполнении муниципальными служащими обязанности по предоставлению указанных сведений, так и на раскрытие сведений с целью контроля полноты декларирования доходов и имущества служащих. Прокурор г. Белогорска просил признать бездействие председателя контрольно-счетной палаты муниципального образования город Белогорск, выразившееся в непринятии мер к размещению на официальном сайте муниципального образования город Белогорск сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих палаты города Белогорска за 2011 год посредством направления соответствующей информации в администрацию г. Белогорска незаконным, возложить на председателя контрольно-счетной палаты муниципального образования город Белогорск обязанность принять меры, направленные на размещение на официальном сайте муниципального образования г. Белогорск сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих контрольно-счетной палаты города Белогорска за 2011 год, посредством направления соответствующей информации в администрацию города Белогорска.
В судебном заседании председатель контрольно-счетной палаты муниципального образования г. Белогорск Аникина Н.В. не согласилась с заявленными требованиями, в обоснование возражений пояснила, что в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" сведения о доходах обязаны представить представителю нанимателя (работодателю) лица, замещающие должности государственной или муниципальной служб, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами РФ. Муниципальные должности в перечень, установленный нормативно-правовыми актами РФ не включены. Должности специалистов муниципального контрольного органа не включены и в постановление Губернатора Амурской области N 264 от 21.07.2010 года "О представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера", а также постановление главы муниципального образования города Белогорска N 859 от 13.08.2009 года "Об утверждении реестра наиболее коррупционно опасных сфер деятельности структурных подразделений муниципального образования г. Белогорск и наиболее коррупционных должностей муниципальной службы в г. Белогорске". В рамках реализации Федерального закона от 25.12.2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" председателем Контрольно-счетной палаты муниципального образования город Белогорск был издан приказ N от 08.10.2010 года, обязывающий муниципальных служащих Контрольно-счетной палаты предоставлять представителю нанимателя сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей. Такие сведения в кадровую службу палаты были представлены. Учитывая, что законом не установлена прямая обязанность муниципальных служащих контрольно-счетной палаты размещать в сети Интернет указанные сведения, оснований для удовлетворения требований прокурора не имеется.
Представитель администрации г. Белогорска Т пояснила, что официальным сайтом органов местного самоуправления г. Белогорска в информационной телекоммуникационной сети Интернет, содержащим информацию о деятельности органов местного самоуправления, электронный адрес которого включает доменное имя, является сайт www.belogorsk.ru. На указанном сайте имеется раздел "Контрольно-счетная палата" в котором размещаются сведения, относящиеся в деятельности и функционированию указанного органа местного самоуправления. До настоящего времени из контрольно-счетной палаты г. Белогорска сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2011 год муниципальных служащих и членов их семей для размещения на официальном сайте муниципального образования в сети Интернет не поступали.
Решением Белогорского городского суда от 08 ноября 2012 года требования прокурора г. Белогорска удовлетворены. Признано незаконным бездействие председателя контрольно-счетной палаты муниципального образования город Белогорск, выразившееся в непринятии мер к размещению на официальном сайте муниципального образования город Белогорск сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих контрольно-счетной палаты города Белогорска за 2011 год посредством направления соответствующей информации в администрацию г. Белогорска, на председателя контрольно-счетной палаты муниципального образования г. Белогорск возложена обязанность принять меры, направленные на размещение на официальном сайте муниципального образования город Белогорск сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих контрольно-счетной палаты г. Белогорска за 2011 год, посредством направления соответствующей информации в администрацию города Белогорска.
В апелляционной жалобе председатель контрольно-счетной палаты муниципального образования город Белогорск Аникина Н.В. ставит вопрос об отмене решения суда, прекращении производство по делу. Указывает, что принимая решение, суд не учел ее доводы о том, что нормами, действующего законодательства не установлена прямая обязанность служащих контрольно-счетной палаты размещать в сети Интернет сведения об их доходах.
В письменных возражениях помощник прокурора г. Белогорска Ж указывает на несогласие с доводами апелляционной жалобы, полагает, что обжалуемое решение соответствует требованиям законности и обоснованности, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Участвующий в рассмотрении дела прокурор Т возражала относительно доводов апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и возражениях относительно жалобы по правилам статьи 327.1 части 1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Контрольно-счетная палата муниципального образования город Белогорск относится к органам местного самоуправления, является органом внешнего муниципального финансового контроля, образуется представительным органом муниципального образования в составе председателя, заместителя представителя, аудиторов и аппарата. Председатель, заместитель председателя и аудиторы Контрольно-счетной палаты являются муниципальными служащими.
Ставя вопрос о незаконном бездействии председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования город Белогорск, прокурор г. Белогорска указал на непринятие в нарушение требований Федерального закона РФ "О противодействии коррупции" мер к размещению на сайте администрации г. Белогорска сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих палаты.
Принимая решение, суд пришел к выводу о правомерности заявленных требований. При этом суд исходил из установленного факта нарушения председателем Контрольно-счетной палаты муниципального образования город Белогорск законодательства, регламентирующего вопросы противодействия коррупции.
Не согласиться с указанными выводами суда у судебной коллегии оснований не имеется.
Отношения, связанные с прохождением муниципальной службы граждан Российской Федерации, а также определением правового статуса муниципальных служащих, регулируются Федеральным законом от 02.03.2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".
В силу части 1 статьи 15 вышеуказанного закона граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, муниципальные служащие, замещающие указанные должности, обязаны ежегодно представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Указанные сведения представляются в порядке и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации.
Пунктом 8 ст. 7 Федерального закона от 07.02.2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований" установлены требования, в соответствии с которыми председатели, заместители председателя и аудиторы контрольно-счетных органов, а также лица, претендующие на замещение указанных должностей, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.
Из содержания пунктов 1 и 4 части 1 статьи 8 Федерального закона "О противодействии коррупции" следует, что лица, замещающие должности муниципальной службы, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, предоставляют работодателю сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Кроме того, в соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона "О противодействии коррупции" сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые лицами, указанными в пункте 4 части 1 настоящей статьи, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах органов местного самоуправления. Порядок представления указанных сведений устанавливается федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что должности муниципальной службы Контрольно-счетной палаты муниципального образования город Белогорск, не включены в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, в связи с чем, требование о предоставлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера для размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте органа местного самоуправления, является необоснованным, являлся предметом исследования суда и правовой оценки и правомерно признан несостоятельным.
В целях реализации статьи 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 559 "О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера" органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться настоящим Указом при разработке и утверждении положений о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы, государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации и муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Таким образом, в систему законодательства противодействия коррупции, входят нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Губернатором Амурской области Постановлением N 64 от 03.03.2010 года было утверждено Положение "О предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы области, и государственными гражданскими служащими области сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера".
В соответствии с п. 3 вышеуказанного Положения гражданами, назначенными на должности гражданской службы области, предусмотренные перечнем должностей, ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, предоставляются сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
В такой Перечень включены должности государственной гражданской службы Амурской области, исполнение должностных обязанностей по которым в отчетном периоде предусматривает осуществление контрольных и надзорных мероприятий, в которым в том числе относятся председатель, заместитель председателя, аудиторы Контрольно-счетной палаты муниципального образования город Белогорск.
Во исполнение Федерального закона от 25.12.2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" председателем Контрольно-счетной палаты муниципального образования город Белогорск Аникиной Н.В. 08 июня 2010 года был издан приказ N, которым утвержден перечень должностей при назначении, на которые граждане и замещении которых муниципальные служащие представляют сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих, а также своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей. В указанный перечень должностей включены председатель, заместитель председателя и аудитор Контрольно-счетной палаты муниципального образования город Белогорск.
По указанным основаниям ссылки заявителя апелляционной жалобы об отсутствии норм права, устанавливающих обязанность муниципальных служащих Контрольно-счетной палаты муниципального образования город Белогорск предоставлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а руководителя принимать меры для их размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте органа местного самоуправления, не состоятельны.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции правильно и с учетом представленных сторонами доказательств установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда основаны на исследованных материалах, мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам и действующему законодательству. В апелляционной жалобе не содержится доводов, которые свидетельствовали бы о незаконности решения суда.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Белогорского городского суда от 08 ноября 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования город Белогорск- Аникиной Н.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по гражданским делам Амурского областного суда от 1 февраля 2013 г. N 33АП-291/13 (извлечение)
Данный материал размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с договором об информационном сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании