Глава I. Общие положения (ст.ст. 1-3)
Глава II. Гарантии права работника на охрану труда (ст.ст. 4-6)
Глава III. Обеспечение охраны труда (ст.ст. 7-28)
Глава IV. Надзор и контроль за соблюдением (ст.ст. 29-34)
законодательства об охране труда
Глава V. Заключительные положения (ст.ст. 35-36)
Настоящий Закон устанавливает гарантии осуществления прав работников на охрану труда, обеспечивает единый порядок регулирования отношений между работодателями и работниками на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности и подчиненности и направлен на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в трудовой деятельности и в связи с ней на всей территории области.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные термины и определения
Для целей настоящего Закона применяемые термины означают:
Охрана труда - система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические. санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Условия труда - совокупность факторов производственной среды, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда.
Благоприятные условия труда - условия труда, в полной мере отвечающие требованиям санитарных норм, стандартов безопасности и эргономики, не вызывающие необратимых функциональных нарушений и повреждения здоровья работника за весь период его трудовой деятельности.
Вредные условия труда - условия труда, характеризующиеся наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающего и (или) его потомство.
Опасные условия труда - условия труда, характеризующиеся уровнями производственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных поражений.
Безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействия на работающих вредных и опасных производственных факторов исключено или их уровни не превышают гигиенических нормативов.
Работник - гражданин (физическое лицо), состоящий в трудовых отношениях с работодателем на основании заключенного трудового договора (контракта) и непосредственно выполняющий работу; студент, учащийся и ученик всех форм и видов обучения в период прохождения им ознакомительной или производственной практики; военнослужащий, привлекаемый для работы в организации; осужденный, отбывающий наказание по приговору суда, в период его работы в организации.
Работодатель - физическое или юридическое лицо (организация), заключившее трудовой договор (контракт) с работником.
Рабочее место - место, где работнику необходимо находиться или следовать в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
Опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к травме.
Вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к заболеванию.
Гарантии прав работников на охрану труда - условия и средства, обеспечивающие работникам полную возможность пользоваться правами, установленными Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами по охране труда.
Средства индивидуальной и коллективной защиты работников - средства, используемые от загрязнения и для предотвращения или уменьшения воздействия на работников опасных и (или) вредных производственных факторов.
Профессиональное заболевание - хроническое или острое заболевание, вызванное воздействием на работника вредных и опасных производственных факторов.
Несчастный случай на производстве - событие, в результате которого работник получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении трудовых обязанностей, повлекшее за собой необходимость его перевода на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть.
Иные уполномоченные работниками представительные органы - органы общественной самодеятельности, образованные на общем собрании (конференции) работников организаций и уполномоченные им.
Статья 2. Законодательство об охране труда и сфера его действия
Законодательство области об охране труда основывается на нормах Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Кодекса законов о труде Российской Федерации, Основ законодательства Российской Федерации об охране труда, других федеральных законов, Устава (основного Закона) Амурской области и состоит из настоящего Закона, а также принимаемых на его основе законов области и иных нормативных правовых актов.
Гарантии реализации права работников на охрану труда и нормативных требований по охране труда, установленных законодательными актами области, не могут быть ниже гарантий и нормативных требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Действие настоящего Закона распространяется на:
предприятия, учреждения и организации (в дальнейшем - организации) всех форм собственности и подчиненности;
работодателей;
работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях;
студентов, учащихся и учеников всех форм и видов обучения в период прохождения ими производственной практики;
военнослужащих, привлекаемых для работы в организациях;
лиц, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы в организациях.
На граждан Российской Федерации, работающих по найму в других государствах, распространяется законодательство об охране труда государства работодателя, а на иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в организациях области, распространяются законодательство Российской Федерации и настоящий Закон, если иное не предусмотрено международными договорами (соглашениями) Российской Федерации.
На граждан Российской Федерации, работающих по найму у иностранных юридических лиц и на совместных предприятиях, находящихся на территории области, распространяются законодательство Российской Федерации и настоящий Закон.
Статья 3. Основные принципы государственной политики в области охраны труда
Государственная политика в области охраны труда предусматривает совместные действия законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и области, объединений работодателей, профессиональных союзов в лице их соответствующих органов и иных уполномоченных работниками представительных органов по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
Основными направлениями государственной политики в сфере охраны труда в области являются:
признание и обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности организаций;
принятие нормативных правовых актов, программ, способствующих достижению высокого уровня безопасности труда и предотвращению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
координация деятельности в области охраны труда с другими направлениями экономической и социальной политики, с деятельностью в области охраны среды обитания;
установление единых нормативных требований по охране труда, обязательных к исполнению для организаций независимо от форм собственности и подчиненности;
государственное управление деятельностью в области охраны труда включая государственную экспертизу условий труда, государственный надзор и контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда;
общественный контроль за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда на производстве, осуществляемый работниками через профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы;
взаимодействие и сотрудничество органов государственного управления, надзора и контроля с работодателями, профессиональными союзами в лице их соответствующих органов и иными уполномоченными работниками представительными органами, заинтересованными в разработке и практической реализации государственной политики в области охраны труда;
участие в финансировании охраны труда, проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание здоровых и безопасных условий труда, внедрение безопасной техники и технологий, средств коллективной и индивидуальной защиты работников;
применение экономических санкций в целях соблюдения организациями и работниками нормативных требований по охране труда;
обеспечение работников специальной одеждой, специальной обувью, средствами коллективной и индивидуальной защиты, лечебно-профилактическим питанием, необходимыми профилактическими средствами за счет средств работодателей;
обязательное расследование каждого несчастного случая, профессионального заболевания на производстве;
установление льгот и компенсаций за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда, не устранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;
защита интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональные заболевания, а также членов их семей;
подготовка и переподготовка специалистов по охране труда в высших и средних специальных учебных заведениях, на специальных курсах;
всемерная поддержка деятельности представительных организаций работников и работодателей, иных общественных организаций и отдельных лиц, направленной на решение проблем охраны труда;
информирование работников о состоянии условий и охраны труда в организациях;
установление государственной статистической отчетности о пострадавших на производстве и профессиональных заболеваниях, условиях труда;
осуществление мероприятий по пропаганде передового опыта в области охраны труда.
Глава II. Гарантии права работника на охрану труда
Статья 4. Право работника на охрану труда
Каждый работник имеет право на охрану труда, в том числе: на рабочее место, защищенное от воздействия вредных или опасных производственных факторов, которые могут вызвать производственную травму, профессиональное заболевание или снижение работоспособности;
на возмещение вреда, причиненного ему увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением им трудовых обязанностей;
на получение достоверной информации от работодателя или государственных и общественных органов о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте работника, о существующем риске повреждения здоровья, а также о принятых мерах по его защите от воздействия вредных или опасных производственных факторов;
на отказ без каких-либо необоснованных последствий для него от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья до устранения этой опасности;
на обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных актов об охране труда за счет средств работодателя;
на обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя;
на профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае приостановки деятельности или закрытия организации, цеха, участка либо ликвидации рабочего места вследствие неудовлетворительных условий труда, а также в случае потери трудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием;
на проведение инспектирования органами государственного надзора и контроля или общественного контроля условий и охраны труда, в том числе по запросу работника - на его рабочем месте;
на обращение с жалобой в соответствующие органы государственной власти, а также в профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы в связи с неудовлетворительными условиями и охраной труда;
на участие в проверке и рассмотрении вопросов, связанных с улучшением условий и охраны труда;
на информацию о состоянии здоровья по результатам предварительного (при поступлении на работу) и последующих периодических медицинских осмотров.
Статья 5. Гарантии права работника на охрану труда
Государство в лице законодательной, исполнительной и судебной власти гарантирует право на охрану труда работникам, участвующим в трудовом процессе по трудовому договору (контракту) с работодателем.
Условия трудового договора (контракта) должны соответствовать требованиям законодательных и иных нормативных актов об охране труда. В трудовом договоре (контракте) указываются достоверные характеристики условий труда, компенсации и льготы работникам за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда.
На время приостановки работ в организации, в цехе, на участке, рабочем месте вследствие нарушения законодательства об охране труда, нормативных требований по охране труда не по вине работника за ним сохраняются место работы, должность и средний заработок.
При закрытии организации или ее структурных подразделений по решению органа исполнительной власти области по труду вследствие нарушения законодательства об охране труда или невозможности обеспечения здоровых и безопасных условий труда работодатель обязан предоставить работнику новое рабочее место, соответствующее его квалификации, или обеспечить бесплатное обучение работника новой профессии (специальности) с сохранением ему на период переподготовки среднего заработка.
Отказ работника от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором, а также не обеспечения его средствами индивидуальной защиты не влечет для него каких-либо необоснованных последствий. Работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время устранения опасности в той же организации либо в другой организации, но в той же местности с оплатой труда не ниже среднего заработка по прежней работе.
В случае невозможности по объективным причинам предоставления другой работы время простоя работника оплачивается как простой не по вине работника.
Допуск к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение, инструктаж и проверку знаний правил, норм и инструкций по охране труда, запрещается.
Категории работников, имеющих право на компенсации и льготы за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда, характер и объемы таких компенсаций и льгот определяются соответствующими законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Перечень и размер компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда в организации могут быть расширены и увеличены и должны быть приложены к коллективному договору.
Статья 6. Ограничения на тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда
На тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда запрещается применение труда женщин детородного возраста и лиц в возрасте до 21 года (до 1 июля 2000 года - восемнадцати лет), а также тех лиц, кому эти работы противопоказаны по состоянию здоровья.
При обнаружении у работника признаков профессионального заболевания или ухудшения состояния здоровья вследствие воздействия вредных или опасных производственных факторов работодатель на основании медицинского заключения должен перевести его на другую работу в установленном порядке.
Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда утверждается Правительством Российской Федерации с учетом консультаций с объединениями работодателей, профессиональными союзами в лице их соответствующих органов и иными уполномоченными работниками представительными органами.
Глава III. Обеспечение охраны труда
Статья 7. Государственное управление охраной труда
Государственное управление охраной труда заключается в реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда, разработке законодательных и иных нормативных правовых актов в этой области, а также требований к средствам производства, технологиям и организации труда, гарантирующим работникам здоровые и безопасные условия труда, в координации работ по обеспечению надзора и контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов по охране труда Российской Федерации и области и в содействии работодателям в организации обучения работников безопасным приемам труда, проверке знаний правил, норм, инструкций у работников организаций.
Статья 8. Органы государственного управления охраной труда
Государственное управление охраной труда на территории области осуществляет Администрация области непосредственно и через орган исполнительной власти области по труду.
Орган исполнительной власти области по труду:
проводит государственную политику в области охраны труда на основе реализации федеральных и региональных программ;
организует разработку региональных программ улучшения условий и охраны труда;
обеспечивает координацию и методическое руководство работой служб охраны труда организаций, расположенных на территории области;
разрабатывает и осуществляет на региональном уровне совместно с заинтересованными организациями меры по обеспечению экономической заинтересованности работодателей в обеспечении благоприятных и безопасных условий труда;
организует и проводит обучение и проверку знаний работников, включая руководителей и специалистов, в области охраны труда;
выдает разрешение на обучение и проверку знаний по охране труда;
организует контроль за обеспечением работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, работа без применения которых запрещена соответствующими нормативными правовыми актами;
разрабатывает с привлечением заинтересованных организаций мероприятия по обобщению и распространению передового опыта в области охраны труда, проводит выставки средств индивидуальной защиты, приборов контроля и измерений, а также совещания - семинары по проблемам охраны труда;
оказывает методическую помощь организациям в работе по охране труда;
участвует в установленном порядке в расследовании несчастных случаев на производстве;
проводит анализ состояния условий и охраны труда, причин несчастных случаев на производстве и профессиональной заболеваемости и разрабатывает предложения по их предупреждению;
принимает решения о закрытии организации или ее структурных подразделений.
Органы местного самоуправления обеспечивают на своей территории реализацию государственной политики в области охраны труда в пределах полномочий, переданных им органами государственной власти.
Для всестороннего учета мнений при принятии решений по проблемам охраны труда и координации действий всех органов, принимающих участие в реализации государственной политики в области охраны труда, могут создаваться областная, районные и городские межведомственные комиссии по охране труда, действующие на основании положений о них, утверждаемых Главой Администрации области и руководителями органов местного самоуправления.
Должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, осуществляющие государственное управление охраной труда, имеют право беспрепятственного посещения организаций независимо от форм собственности и подчиненности и доступа к необходимой информации.
Статья 9. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны труда
К полномочиям органов местного самоуправления в осуществлении государственной политики в области охраны труда относятся:
реализация государственной политики в области охраны труда на территории муниципального образования в пределах своих полномочий;
организация разработки территориальных программ по улучшению условий и охраны труда;
координация и методическое руководство работой служб охраны труда муниципальных организаций;
осуществление контроля за качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, предоставлением работникам организаций льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда, правильностью применения списка производств, работ, профессий, должностей и показателей, по которым устанавливаются льготные пенсии;
участие в подготовке материалов для экспертных заключений по условиям безопасности труда;
организация учета потребности в средствах индивидуальной и коллективной защиты, работа без применения которых запрещена соответствующими нормативными правовыми актами, и в средствах контроля производственной среды;
обобщение и распространение передового опыта в области охраны труда, проведение совещаний - семинаров по проблемам охраны труда;
организация и проведение обучения и проверки знаний работников, включая руководителей и специалистов, в области охраны труда;
оказание помощи организациям в приобретении нормативно-методической документации по охране труда;
участие в установленном порядке в расследовании несчастных случаев на производстве;
участие в анализе состояния охраны труда, причин производственного травматизма и подготовка предложений по повышению безопасности труда.
Расходы на содержание специалистов (служб) по охране труда осуществляются за счет средств местного бюджета.
Статья 10. Экспертные заключения о безопасности условий труда
Орган, осуществляющий государственное управление охраной труда в области, выдает экспертные заключения о состоянии условий безопасности труда для получения организациями (физическими лицами) лицензий для осуществления определенных видов деятельности в соответствии с законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации и области.
Статья 11. Управление охраной труда в областных отраслевых комитетах и управлениях, объединениях (ассоциациях) организаций, осуществляющих производственную деятельность
Областные отраслевые комитеты и управления, объединения (ассоциации) организаций, осуществляющие производственную деятельность, обязаны иметь службы охраны труда, которые:
определяют основные направления деятельности по реализации государственной политики в области безопасности труда в подведомственных (курируемых) организациях;
осуществляют разработку инструкций по охране труда;
организуют обучение и проверку в установленном порядке знаний законодательства об охране труда, правил и норм безопасности, гигиены труда руководителями, специалистами и инженерно-техническими работниками организаций;
осуществляют внутриведомственный контроль за состоянием охраны труда в организациях;
оказывают помощь организациям в реализации мер по обеспечению работников специальной одеждой, специальной обувью и средствами индивидуальной защиты, а также специальной литературой.
Статья 12. Органы управления охраной труда в организациях
В организациях, осуществляющих производственную деятельность, с численностью работающих 50 человек и более создается служба охраны труда (вводится должность инженера по охране труда), при численности работающих свыше 500 человек в составе службы охраны труда предусматривается должность промышленного (санитарного) врача.
При наличии в организациях автотранспортного парка в 50 и более единиц вводится служба (специалист) по безопасности дорожного движения.
В других организациях службы охраны труда создаются в случае необходимости или привлекаются специалисты по охране труда на договорной основе.
Службы охраны труда создаются из числа лиц, имеющих соответствующую подготовку.
По своему статусу службы охраны труда приравниваются к производственно-техническим службам организации, а специалисты по охране труда приравниваются к руководящему составу организации.
В целях организации сотрудничества по охране труда работодатель и работники и (или) их представители в организации с численностью работающих более 10 человек создают комитет (комиссию) по охране труда, в который на паритетной основе входят представители работодателей, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов.
Обеспечение безопасных и здоровых условий труда в организации возлагается на работодателя.
Взаимные обязательства работодателя и работников в лице их представительных органов по обеспечению здоровых и безопасных условий труда в организации предусматриваются коллективным договором, соглашением по охране труда.
Статья 13. Обязанности работодателя по обеспечению охраны труда в организации
Работодатель обязан обеспечить:
безопасность при эксплуатации производственных зданий, сооружений, оборудования, безопасность технологических процессов и применяемых в производстве сырья и материалов, а также эффективную эксплуатацию средств индивидуальной и коллективной защиты;
соответствующие требованиям законодательства об охране труда условия труда на каждом рабочем месте;
организацию надлежащего санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников;
режим труда и отдыха работников, установленный законодательством;
выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на производстве с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением;
создание специальной службы охраны труда в организации или назначение одного или нескольких ответственных специалистов по охраны труда;
эффективный контроль за уровнем воздействия вредных или опасных производственных факторов на здоровье работников;
возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей;
обучение, инструктаж работников и проверку знаний работниками норм, правил и инструкций по охране труда, недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение, инструктаж и проверку знаний по охране труда;
информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся работникам средствах индивидуальной защиты, компенсациях и льготах;
беспрепятственный допуск представителей органов государственного управления, местного самоуправления, надзора и контроля, общественного контроля для проведения проверок состояния условий охраны труда в организации и соблюдения законодательства об охране труда, а также для расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
своевременную уплату штрафа, наложенного органами государственного надзора и контроля за нарушения законодательства об охране труда и нормативных актов по безопасности и гигиене труда;
необходимые меры по обеспечению сохранения жизни и здоровья работников при возникновении аварийных ситуаций, в том числе надлежащие меры по оказанию первой помощи пострадавшим;
предоставление органам государственного управления, надзора и контроля необходимой информации о состоянии условий и охраны труда в организации, выполнении их предписаний, а также о всех подлежащих регистрации несчастных случаях и повреждениях здоровья работников на производстве;
обязательное страхование работников от временной нетрудоспособности вследствие заболевания, а также от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
аттестацию рабочих мест по условиям труда в установленные сроки;
сертификацию производственных объектов на соответствие их требованиям безопасности труда;
ежегодную разработку и реализацию программ по охарене труда.
Статья 14. Обязанности работодателя по расследованию и учету несчастных случаев на производстве
Работодатель обязан:
обеспечить незамедлительное оказание пострадавшему первой помощи и при необходимости доставить его в учреждение скорой медицинской помощи;
организовать формирование комиссии по расследованию несчастного случая в установленном Правительством Российской Федерации порядке.
По требованию пострадавшего (а в случае смерти пострадавшего - его родственников) в расследовании несчастных случаев может принимать участие его доверенное лицо.
Каждый несчастный случай, вызвавший потерю работником трудоспособности не менее чем на один рабочий день или его смерть, оформляется актом о несчастном случае на производстве по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации.
Работодатель сообщает в течение суток о каждом групповом несчастном случае, несчастном случае с возможным инвалидным исходом, несчастном случае со смертельным исходом в государственную инспекцию труда по Амурской области, прокуратуру области, орган исполнительной власти области по труду, орган местного самоуправления, соответствующий федеральный орган исполнительной власти, соответствующий профсоюзный орган.
Статья 15. Обязанности работника по обеспечению охраны труда в организациях
Работник обязан:
соблюдать нормы, правила, инструкции и приказы по охране труда;
правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
немедленно сообщать своему непосредственному руководителю о любом несчастном случае, происшедшем на производстве, о признаках профессионального заболевания, а также о ситуации, которая создает угрозу жизни и здоровью людей;
своевременно проходить обучение и проверку знаний по охране труда;
проходить установленные медицинские осмотры.
Статья 16. Соответствие производственных объектов и средств производства требованиям по охране труда
Проектирование, строительство и реконструкция производственных объектов, разработка и выпуск средств производства, внедрение технологий, в том числе приобретенных за рубежом, средств индивидуальной и коллективной защиты, не отвечающих требованиям по охране труда, не допускаются.
Проекты производственных объектов и средств производства подлежат государственной экспертизе, а опытные образцы продукции - государственным испытаниям на соответствие их стандартам, отвечающим требованиям по охране труда.
Новые или реконструируемые производственные объекты и средства производства не могут быть приняты в эксплуатацию, если они не имеют сертификата безопасности, выдаваемого в установленном порядке.
В действующих организациях согласно положению о сертификации оформляется сертификат соответствия требованиям по охране труда.
Статья 17. Обучение и инструктирование работников по охране труда
Для всех вновь поступающих на работу, а также переводимых на другую работу лиц работодатель обязан проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим.
Для лиц, поступающих на производство с вредными или опасными условиями труда, где требуется профессиональный отбор, организуется предварительное обучение по охране труда со сдачей экзаменов с последующей периодической аттестацией.
Все работники организаций обязаны проходить обучение, инструктаж, проверку знаний правил, норм и инструкций по охране труда в порядке и в сроки, которые установлены для определенных видов работ и профессий.
Проверка знаний по охране труда руководителей и специалистов, поступивших на работу, проводится не позднее одного месяца после назначения на должность, для работающих - периодически, не реже одного раза в три года.
Статья 18. Медицинские осмотры
Работодатель обязан в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, организовывать проведение предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников организации.
Медицинские осмотры работников производятся за счет работодателя.
При уклонении работника от прохождения медицинских осмотров или невыполнении им рекомендаций по результатам проведенных обследований работодатель не должен допускать работника к выполнению им трудовых обязанностей.
Статья 19. Обеспечение безопасности работников при производстве и применении вредных веществ
Не допускается применение новых материалов, сырья, не прошедших специальную экспертизу их влияния на организм и здоровье человека.
В организациях, деятельность которых связана с производством и применением вредных веществ, разрабатывается необходимая нормативно-техническая документация, и проводятся организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические и другие мероприятия, предотвращающие воздействие вредных веществ на работников.
Статья 20. Подготовка специалистов по охране труда
Органы государственной власти области в пределах своих полномочий обеспечивают подготовку специалистов по охране труда в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования.
Статья 21. Экономический механизм обеспечения охраны труда
Экономический механизм обеспечения охраны труда включает:
планирование и финансирование мероприятий по охране труда;
обеспечение экономической заинтересованности работодателя во внедрении более совершенных средств охраны труда;
обеспечение экономической ответственности работодателя за опасные или вредные условия труда в организации; за выпуск и сбыт средств производства, не отвечающих требованиям по охране труда; за вред, причиненный работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей;
предоставление работникам компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда, не устранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда.
Статья 22. Финансирование охраны труда
Финансирование охраны труда осуществляется в рамках отраслевых и региональных программ за счет:
целевых ассигнований, выделяемых из средств областного бюджета, средств Амурского отделения Фонда социального страхования Российской Федерации.
На финансирование программных мероприятий также используются средства, полученные от:
штрафов, налагаемых на организации и должностных лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о труде и об охране труда;
добровольных отчислений организаций и физических лиц;
лицензионной деятельности.
Финансирование работодателем мероприятий по охране труда в организациях любых организационно-правовых форм и форм собственности осуществляется в размерах, обеспечивающих условия и охрану труда в соответствии с требованиями по охране труда.
Работник не несет никаких расходов на мероприятия по охране труда.
Статья 23. Обеспечение экономической заинтересованности организаций в выпуске средств охраны труда, создании безопасных технологий и средств производства
Прибыль организаций, в том числе научно-исследовательских, технологических и проектно-конструкторских организаций, полученная за счет создания новых, более безопасных технологий и средств производства, выпуска и реализации средств индивидуальной и коллективной защиты работников, приборов контроля производственной среды, может подлежать льготному налогообложению в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации и области.
Статья 24. Обеспечение экономической заинтересованности организаций в создании благоприятных и безопасных условий труда
Прибыль организаций, направленная на обеспечение безопасных условий труда и техники безопасности, может подлежать льготному налогообложению в соответствии с законодательством.
Статья 25. Ответственность работодателя за вред, причиненный здоровью работника трудовым увечьем
Возмещение вреда, причиненного работнику трудовым увечьем, регулируется законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 26. Ответственность научно-исследовательских, технологических и проектно-конструкторских организаций за разработку проектов средств производства и технологий, не отвечающих нормативным требованиям по охране труда
Научно-исследовательские, технологические и проектно-конструкторские организации, разработавшие проекты средств производства, а также внедрившие новые технологии, не отвечающие нормативным требованиям по охране труда, обязаны возместить заказчику причиненный ущерб по устранению этих нарушений.
Статья 27. Ответственность организаций за выпуск и реализацию продукции производственно-технического назначения, не отвечающей нормативным требованиям по охране труда
Организации, выпускающие и поставляющие продукцию производственно-технического назначения, не отвечающую нормативным требованиям по охране труда, возмещают потребителям нанесенный ущерб в соответствии с законодательством.
Статья 28. Предоставление дополнительных компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда
Дополнительные, сверх установленных федеральным законодательством, компенсации и льготы работникам, предоставленные с учетом специфики условий труда в конкретной организации, могут определяться коллективным договором или соглашением.
Глава IV. Надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда
Статья 29. Органы государственного надзора и контроля
Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных актов об охране труда осуществляются государственной инспекцией труда по Амурской области, а также другими органами надзора и контроля, не зависящими в своей деятельности от администрации организаций и действующими в соответствии с положениями, утверждаемыми в установленном порядке.
Должностные лица органов государственного надзора и контроля (государственные инспекторы) по охране труда имеют право беспрепятственно посещать любые организации, проводить расследования несчастных случаев в организациях, иметь доступ к необходимой информации, выдавать должностным лицам организаций обязательные для исполнения предписания, приостанавливать эксплуатацию производственного оборудования и деятельность производственных подразделений, налагать штрафы на должностных лиц организаций, виновных в нарушении законодательных и иных нормативных актов об охране труда. Положение о статусе государственного инспектора по охране труда утверждается в установленном порядке Правительством Российской Федерации.
Решения должностных лиц органов государственного надзора и контроля, принятые в пределах предоставленных им полномочий, являются обязательными для исполнения организациями всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности.
Должностные лица органов государственного надзора и контроля несут ответственность за выполнение возложенных на них обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 30. Общественный контроль за охраной труда
Общественный контроль за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда осуществляют профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы, которые могут создавать в этих целях собственные инспекции.
Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право:
осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательных и других нормативных актов об охране труда;
проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации;
принимать участие в расследовании несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве, а также осуществлять самостоятельное их расследование;
получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций о состоянии условий и охраны труда, а также о всех подлежащих регистрации несчастных случаях на производстве;
предъявлять требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотрению представлений об устранении выявленных нарушений законодательства об охране труда;
осуществлять проверку состояния условий охраны труда, предусмотренных коллективными договорами или соглашениями;
принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;
принимать участие в разработке и согласовании нормативных актов об охране труда;
обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;
принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда, с изменением условий труда.
Статья 31. Ответственность работодателей и должностных лиц за нарушение законодательных и иных нормативных актов об охране труда
Работодатели и должностные лица, виновные в нарушении законодательных и иных нормативных актов об охране труда, в невыполнении обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда, либо препятствующие деятельности представителей органов государственного надзора и контроля, а также общественного контроля, привлекаются к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 32. Ответственность работников за нарушение требований законодательных и иных нормативных актов об охране труда
За нарушение требований законодательных и иных нормативных актов об охране труда работники организаций привлекаются к дисциплинарной, а в соответствующих случаях - к материальной и уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 33. Приостановка производственной деятельности организаций или их закрытие за нарушение нормативных требований по охране труда
В случаях, когда производственная деятельность организаций или их структурных подразделений представляет опасность для жизни и здоровья работников и населения, она может быть приостановлена по предписанию руководителя государственной инспекции труда и государственных инспекторов по охране труда на срок, необходимый для устранения выявленных нарушений.
Решение о закрытии указанных организаций или их структурных подразделений принимает орган исполнительной власти области по труду на основании представления главного государственного инспектора труда по Амурской области при наличии заключения органов государственной экспертизы условий труда Российской Федерации.
Решение органа исполнительной власти области по труду о закрытии организации или ее структурного подразделения может быть обжаловано в судебном порядке.
Статья 34. Расследование несчастных случаев и аварий на производстве
Все несчастные случаи и аварии на производстве, профессиональные заболевания расследуются и учитываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Глава V. Заключительные положения
Статья 35. Порядок введения в действие настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.
Статья 36. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом
Нормативные правовые акты области, действующие в части, противоречащей настоящему Закону, приводятся в соответствие с ним в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона.
Глава Администрации
Амурской области |
А.Н. Белоногов |
г. Благовещенск
5 октября 1998 г.
N 99-ОЗ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Амурской области от 5 октября 1998 г. N 99-ОЗ "Об охране труда в Амурской области" (принят Амурским областным Советом народных депутатов 24 сентября 1998 г.)
Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования
Текст Закона опубликован в газете "Амурская правда" от 14 октября 1998 г. N 242
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Амурской области от 27 ноября 2023 г. N 417-ОЗ
Изменения вступают в силу с 30 ноября 2023 г.
Закон Амурской области от 3 февраля 2023 г. N 250-ОЗ
Изменения вступают в силу с 7 февраля 2023 г.
Закон Амурской области от 14 декабря 2021 г. N 52-ОЗ
Изменения вступают в силу с 1 марта 2022 г.
Закон Амурской области от 3 апреля 2017 г. N 63-ОЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Амурской области от 7 марта 2014 г. N 324-ОЗ
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования названного Закона
Закон Амурской области от 28 ноября 2013 г. N 292-ОЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.
Закон Амурской области от 9 октября 2012 г. N 96-ОЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Амурской области от 7 ноября 2011 г. N 553-ОЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Амурской области от 13 мая 2009 г. N 204-ОЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня первого официального опубликования названного Закона
Закон Амурской области от 5 сентября 2007 г. N 383-ОЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня первого официального опубликования названного Закона
Закон Амурской области от 2 октября 2006 г. N 224-ОЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.
Закон Амурской области от 1 сентября 2005 г. N 37-ОЗ
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня первого официального опубликования вышеназванного Закона
Закон Амурской области от 24 января 2005 г. N 426-ОЗ
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня первого официального опубликования вышеназванного Закона
Закон Амурской области от 6 июня 2001 г. N 8-ОЗ
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня первого официального опубликования вышеназванного Закона