Проект закона Амурской области
"Об Уполномоченном по правам человека в Амурской области"
(принят Амурским областным Советом народных депутатов ___"__________ 1999 года)
Глава I. Общие положения ________________________________________ (ст.ст. 1-3)
Глава II. Порядок назначения на должность и освобождение от _____ (ст.ст. 4-12)
должности Уполномоченного
Глава III. Компетенция Уполномоченного __________________________ (ст.ст. 13-33)
Глава IV. Аппарат Уполномоченного ______________________________ (ст.ст. 34-38)
Настоящий Закон определяет порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в Амурской области, его компетенцию, организационные формы и условия его деятельности.
Глава I. Общие положения
Статья 1
Уполномоченный по правам человека в Амурской области (далее - Уполномоченный) назначается на должность и освобождается от должности Амурским областным Советом народных депутатов в соответствии с настоящим Законом в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод человека, содействия соблюдению и уважению его прав и достоинства государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Средствами, указанными в настоящем Законе, Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства Российской Федерации и Амурской области о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международными права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.
Статья 2
Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам.
В своей деятельности Уполномоченный руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, законами Амурской области, общепризнанными принципами и нормами международного права, а также настоящим Законом.
Статья 3
Уполномоченный действует в пределах компетенции, установленной настоящим Законом, и не вправе принимать решения, отнесенные к компетенции других государственных органов и должностных лиц.
Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод человека на территории Амурской области, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление прав и свобод.
Глава II. Порядок назначения на должность и освобождение от
должности Уполномоченного
Статья 4
1. На должность Уполномоченного может быть назначен гражданин Российской Федерации, не моложе 35 лет, проживающий на территории Амурской области.
2. Кандидат для назначения на должность Уполномоченного должен обладать высокими моральными качествами, пользоваться доверием общественности, иметь познания в области прав человека и опыт правозащитной деятельности.
3. Кандидат для назначения на должность Уполномоченного, как правило, должен иметь высшее юридическое образование. В отдельных случаях допускается отсутствие у кандидата, обладающего большим опытом правозащитной деятельности, специального юридического образования.
4. Под правозащитной деятельностью понимается деятельность, направленная на соблюдение и исполнение органами государственной власти, местного самоуправления и должностными лицами международных, конституционных и областных правовых норм, закрепляющих права и свободы человека и гражданина.
Статья 5
1. Представления на назначение на должность Уполномоченного могут вноситься в областной Совет народных депутатов Главой Администрации области, депутатами и депутатскими группами областного Совета народных депутатов.
2. Представления на назначение на должность Уполномоченного вносятся в Амурский областной Совет народных депутатов не позднее месяца до окончания срока полномочий предыдущего Уполномоченного.
3. Физические или юридические лица вправе направлять в областной Совет народных депутатов свои предложения по кандидатуре Уполномоченного.
4. Представления на назначение на должность Уполномоченного предварительно рассматриваются постоянной комиссией областного Совета народных депутатов по вопросам социальной политики и защите прав человека, которая формирует общий список кандидатов для назначения на должность Уполномоченного.
Статья 6
1. Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности областным Советом народных депутатов большинством голосов от установленного числа депутатов при тайном голосовании.
Областной Совет народных депутатов принимает решение о назначении на должность Уполномоченного не позднее 30 дней со дня истечения срока полномочий предыдущего Уполномоченного.
2. Председатель областного Совета народных депутатов обязан довести до сведения депутатов мнение общественности, выраженное в средствах массовой информации, в заявлениях и обращениях граждан и общественных объединений, поступивших в областной Совет народных депутатов.
3. До проведения голосования на заседании областного Совета народных депутатов заслушивается выступление кандидатов на должность Уполномоченного.
4. Решение о назначении Уполномоченного оформляется решением областного Совета народных депутатов. Соответствующее решение вместе с биографическими сведениями об Уполномоченном подлежат обязательному опубликованию в печати.
5. Если Уполномоченный не назначен областным Советом народных депутатов, кандидатуры на должность Уполномоченного повторно рассматривается на очередном заседании областного Совета народных депутатов.
Статья 7
1. При вступлении в должность Уполномоченный приносит присягу следующего содержания: "Я клянусь защищать права и свободы человека и гражданина, добросовестно исполнять свои обязанности и руководствоваться Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и Амурской области, справедливостью и голосом совести".
Присяга приносится на очередном заседании областного Совета народных депутатов после назначения Уполномоченного.
2. Уполномоченный имеет служебное удостоверение, являющееся документом, подтверждающим личность и полномочия Уполномоченного, которым он пользуется в течение срока своих полномочий.
Положение об удостоверении, его образец и описание утверждаются областным Советом народных депутатов.
Статья 8
1. Уполномоченный назначается сроком на пять лет со дня принятия присяги. Его полномочия прекращаются с момента принесения присяги вновь назначенным Уполномоченным.
Одно и то же лицо не может быть назначено на должность Уполномоченного более чем на два срока подряд.
2. Истечение срока полномочий Амурского областного Совета народных депутатов, а также его роспуск не влекут прекращение полномочий Уполномоченного.
Введение режима чрезвычайного положения на всей или части территории Амурской области не приостанавливает деятельности Уполномоченного и не влечет за собой изменение его компетенции.
Статья 9
1. Уполномоченный в течение всего срока полномочий не вправе являться депутатом представительных органов государственной власти и местного самоуправления, занимать иные должности в органах государственной власти и местного самоуправления, а также заниматься какой-либо деятельностью, приносящей доход, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Уполномоченный не вправе быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели.
2. Лицо, назначенное на должность Уполномоченного, до принесения присяги обязано прекратить деятельность, не совместимую с его статусом.
3. В случае, если в течение указанного срока Уполномоченный не выполнит установленные требования, его полномочия прекращаются, и Амурский областной Совет народных депутатов назначает нового Уполномоченного.
Статья 10
1. Уполномоченный обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий. Он не может быть без согласия Амурского областного Совета народных депутатов привлечен к уголовной и административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц.
2. Для получения согласия на привлечение к уголовной и административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, на задержание, кроме случаев задержания на месте преступления, арест и обыск Уполномоченного прокурор области вносит в Амурский областной Совет народных депутатов представление.
Амурский областной Совет народных депутатов рассматривает представление прокурора области не позднее чем в месячный срок, принимает по нему мотивированное решение и в трехдневный срок извещает о нем прокурора области.
Статья 11
1. Уполномоченный досрочно освобождается от должности в случаях:
1) прекращения гражданства Российской Федерации;
2) выезда на постоянное местожительство за пределы Амурской области;
3) нарушение требований статьи 9 настоящего Закона;
4) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении Уполномоченного;
5) признания гражданина, являющегося Уполномоченным, безвестно отсутствующим по решению суда, вступившим в законную силу;
6) смерти.
Полномочия Уполномоченного могут быть прекращены также ввиду его неспособности по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени (не менее четырех месяцев подряд) исполнять свои обязанности.
Уполномоченный освобождается от должности также в случае подачи им письменного заявления о сложении полномочий.
2. Нарушение требований статьи 9 настоящего Закона устанавливается комиссией, назначаемой областным Советом народных депутатов из числа его депутатов.
3. Досрочное освобождение Уполномоченного от должности производится решением Амурского областного Совета народных депутатов.
Статья 12
В случае досрочного освобождения Уполномоченного от должности новый Уполномоченный должен быть назначен Амурским областным Советом народных депутатов в течение двух месяцев.
Глава III. Компетенция Уполномоченного
Статья 13
Уполномоченный по правам человека:
1) рассматривает направленные ему жалобы граждан Российской Федерации, проживающих на территории Амурской области, и лиц без гражданства;
2) оказывает гражданам бесплатную юридическую консультацию;
3) направляет предложения, рекомендации, решения государственным органам, органам местного самоуправления и их должностным лицам;
4) вносит на рассмотрение областного Совета народных депутатов вопросы о нарушении прав и свобод человека и гражданина в Амурской области;
5) осуществляет другие полномочия, предусмотренные настоящим Законом.
Статья 14
1. Уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.
Уполномоченный не рассматривает жалобы на решения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти области.
2. Жалобы на решения или действия (бездействия) судей могут быть приняты к рассмотрению только в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина в процессе судопроизводства либо отказа судом в приеме жалобы на действия и решения государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Статья 15
1. Жалоба должна быть подана Уполномоченному в письменной форме не позднее чем по истечении года с момента нарушения его прав и свобод или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении. Жалоба может быть подана лично, через представителя либо направлена по почте.
Жалобы могут подаваться гражданами или негосударственными организациями, уставной целью которых является защита прав человека, при условии согласия на это лица, права и свободы которого были нарушены.
2. Жалоба должна содержать фамилию, имя, отчество и адрес заявителя, адрес и наименование органа, фамилию, имя, отчество и место работы должностного лица, чьи решения или действия (бездействия) обжалуются, изложения существа решения или действия (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы, а также сопровождаются копиями решений, принятых по его жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке.
3. Жалоба, поданная с нарушением требований, указанных в пунктах первом и втором настоящей статьи, решением Уполномоченного может быть принята к рассмотрению в случае ее особой общественной значимости.
Статья 16
Жалоба, направленная Уполномоченному, необлагается государственной пошлиной.
Статья 17
Жалобы и письма, адресованные Уполномоченному лицами, находящимися в местах принудительного содержания, просмотру администрацией мест принудительного содержания не подлежат.
Статья 18
1. Получив жалобу, Уполномоченный имеет право:
1) принять жалобу к рассмотрению;
2) дать заявителю необходимые разъяснения и указать средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;
3) передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу;
4) отказать в принятии жалобы к рассмотрению.
2. О принятом решении Уполномоченный в десятидневный срок уведомляет заявителя. В случае рассмотрения жалобы Уполномоченный информирует также государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, решения, или действия (бездействие) которых обжалуется.
Отказ в принятии жалобы к рассмотрению должен быть мотивирован. Отказ в принятии жалобы к рассмотрению обжалованию не подлежит.
Статья 19
Уполномоченный вправе принять по собственной инициативе соответствующие меры в пределах своей компетенции при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод гражданина, либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты.
Статья 20
Приступив к рассмотрению жалобы, Уполномоченный вправе обратиться к компетентным государственный органам или должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежавших выяснению.
Проверка не может быть поручена государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, решения или действия (бездействия) которых обжалуется.
Статья 21
При проведении проверки по жалобе Уполномоченный вправе:
1) беспрепятственно посещать любые органы государственные власти, органы местного самоуправления, а также беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, воинские части, общественные объединения;
2) запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления и у должностных лиц и государственных и муниципальных служащих сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы;
3) получать объяснения должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, исключая судей, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;
4) проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными и муниципальными служащими проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц;
5) поручать компетентным государственным учреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;
6) знакомится с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел.
Статья 22
Предоставление Уполномоченному информации, составляющей государственную, коммерческую либо иную охраняемую законом тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 23
При рассмотрении жалобы Уполномоченный обязан предоставить государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, чьи решения или действия (бездействия) обжалуются, возможность дать свои объяснения по любым вопросам, подлежащим выяснению в процессе проверки, а также мотивировать свою позицию в целом.
С представленными объяснениями может быть ознакомлен заявитель.
Статья 24
В случае установления нарушений прав заявителя Уполномоченный вправе предпринять меры в пределах своей компетенции для восстановления нарушенных прав до вынесения окончательного решения по результатам рассмотрения жалобы.
Уполномоченный обязан направить государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и свобод граждан, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и свобод.
Статья 25
До вынесения окончательного решения материалы, полученные при рассмотрении жалобы, разглашению не подлежат.
Уполномоченный не вправе разглашать ставшие ему известными в ходе рассмотрения жалобы сведения о частной жизни заявителя или других лиц без их согласия.
Статья 26
1. По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе:
1) обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод гражданина, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично или через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах;
2) обратиться в компетентные государственные органы с представлением о возбуждении дисциплинарного или административного производства в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека;
3) обращаться в суд или к прокурору с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи;
4) изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора;
7) обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан, законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.
2. В случае, если дело о нарушении прав человека касается действий или решений государственных органов Российской Федерации, судов, исправительно-трудовых учреждений, прокуратуры и иных правоохранительных органов других субъектов Российской Федерации, а также других субъектов, в отношении которых Уполномоченный не может вынести решения, он может передать материалы Уполномоченному по правам человека Российской Федерации или в другой компетентный орган.
3. Заявление или жалоба, направляемые Уполномоченным в соответствии с подпунком 3 пункта 1 настоящей статьи, государственной пошлиной не облагаются.
Статья 27
Уполномоченный вправе опубликовать принятое им решение по результатам рассмотрения жалобы.
Решение о публикации доводится до сведения должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которых были установлены нарушения прав и свобод человека.
Статья 28
По результатам изучения и анализа информации о нарушении прав и свобод человека, обобщения итогов рассмотрения жалоб Уполномоченный вправе:
1) направлять государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам свои замечания и предложения общего характера, относящиеся к обеспечению прав и свобод человека, совершенствованию административных процедур;
2) обращаться к субъектам права законодательной инициативы с предложениями об изменении и о дополнении законодательства либо о восполнении пробелов в законодательстве, если Уполномоченный полагает, что решение или действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, нарушающих права и свободы человека, совершаются на основании и во исполнение законодательства, либо в силу существующих пробелов в законодательстве, либо в случае, если законодательство противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации.
Статья 29
В случае грубого или массового нарушения прав и свобод человека Уполномоченный вправе выступить с докладом на очередном заседании областного Совета народных депутатов, если считает, что имеющихся в его распоряжении иных средств реагирования недостаточно.
В исключительных случаях Уполномоченный вправе обратиться в областной Совет народных депутатов с предложением о создании депутатской комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод человека и о проведении депутатских слушаний. Уполномоченный вправе непосредственно участвовать в работе комиссии и проводимых слушаний.
Статья 30
1. Не позднее чем через три месяца по окончании календарного года Уполномоченный направляет доклад о своей деятельности Главе Администрации области и в областной Совет народных депутатов.
В докладе должны быть указаны государственные органы, организации, должностные лица, систематически нарушающие права и свободы человека и уклоняющиеся от принятия мер по их восстановлению. Доклад должен содержать также общие оценки, выводы и рекомендации, относящиеся к обеспечению прав и свобод человека в Амурской области.
2. По отдельным вопросам соблюдения прав и свобод человека в Амурской области Уполномоченный может направлять в областной Совет народных депутатов специальные доклады.
3. Ежегодные доклады Уполномоченного подлежат обязательному опубликованию в печати, специальные доклады по отдельным вопросам могут быть опубликованы по решению Уполномоченного.
Статья 31
1. Должностные лица должны оказывать Уполномоченному всемерное содействие, предоставлять запрошенные материалы и документы, иную информацию, необходимую для осуществления его полномочий, а также обоснование своих решений или действий (бездействий).
2. Запрошенная информация и пояснения должны быть направлены Уполномоченному в течение 15 дней с момента получения запроса. При необходимости срок предоставления информации может быть продлен по согласованию с Уполномоченным.
Статья 32
Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, получившие заключение Уполномоченного, содержащее его рекомендации, должны в месячный срок рассмотреть их и в письменной форме направить Уполномоченному ответ.
В случае, если рекомендации Уполномоченного не выполнены, соответствующее должностное лицо обязано обосновать причины их невыполнения.
Статья 33
Вмешательство в деятельность Уполномоченного с целью повлиять на его решение, осуществляемое в интересах отдельного лица или группы лиц, неисполнение должностными лицами обязанностей, установленных настоящим Законом, а равно воспрепятствование деятельности Уполномоченного в иной форме влечет установленную законом ответственность.
Глава IV. Аппарат Уполномоченного
Статья 34
Для обеспечения деятельности Уполномоченного создается рабочий аппарат.
Рабочий аппарат Уполномоченного осуществляет организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение деятельности Уполномоченного.
Статья 35
1. Финансирование деятельности рабочего аппарата Уполномоченного осуществляется из средств областного бюджета.
В областном бюджете ежегодно предусматривается отдельной строкой средства, необходимые для обеспечения деятельности Уполномоченного и его рабочего аппарата.
2. Уполномоченный самостоятельно разрабатывает и исполняет свою смету расходов.
Смету расходов на аппарат Уполномоченного утверждает областной Совет народных депутатов по представлению Уполномоченного.
3. Финансовая отчетность предоставляется Уполномоченным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Амурской области.
Статья 36
1. Уполномоченный утверждает положение о рабочем аппарате, назначает на должность сотрудников аппарата и непосредственно руководит их работой.
В пределах сметы расходов Уполномоченный устанавливает численность, структуру и штатное расписание рабочего аппарата.
По вопросам, связанным с руководством рабочим аппаратом, Уполномоченный издает распоряжения.
2. При Уполномоченном для оказания консультативной помощи на общественных началах может создаваться экспертный совет по вопросам прав и свобод человека, состоящий из лиц, имеющих необходимые познания в этой области.
Статья 37
Материальные гарантии независимости Уполномоченного, связанные с оплатой труда, медицинским, социальным и иным обеспечением и обслуживанием, устанавливаются применительно к соответствующим гарантиям, предусмотренным законами и иными нормативными актами Российской Федерации для должностных лиц, занимающих государственные должности Российской Федерации.
Права, обязанности, ответственность сотрудников рабочего аппарата Уполномоченного, а также условия прохождения ими службы определяются областными законами и иными нормативными актами о государственной службе, а также законодательством Российской Федерации и Амурской области о труде.
Статья 38
Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2000 года.
Глава Администрации
Амурской области |
А.Н. Белоногов |
г. Благовещенск
"_____"__________1999 г.
N______
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Проект закона Амурской области от 16 сентября 1999 г. N 29/347 "Об уполномоченном по правам человека в Амурской области"
Текст Проекта официально опубликован не был