Закон Амурской области "О физической культуре и спорте" (далее Закон) регулирует отношения в области физической культуры и спорта, устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности и взаимодействия физкультурно-спортивных организаций Амурской области.
Правовой основой настоящего Закона являются положения Конституции Российской Федерации, Законов Российской Федерации "О физической культуре и спорте", "Об образовании", "Об общественных объединениях", "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", Устава (основного Закона) Амурской области и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации и Амурской области по вопросам физической культуры и спорта.
Иные нормативные правовые акты области по вопросам физической культуры и спорта должны соответствовать настоящему Закону. В случае противоречия между настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами области - действует настоящий Закон.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Цели и задачи настоящего Закона
Закон направлен на создание правовых условий для всестороннего развития человека, утверждение здорового образа жизни, развития массовых и индивидуальных форм физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в учреждениях, на предприятиях, в организациях, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, с детьми дошкольного возраста и с обучающимися в общеобразовательных учреждениях, работниками агропромышленного комплекса, инвалидами, пенсионерами и другими категориями населения.
Настоящий Закон рассматривает физическую культуру и спорт как одно из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, воспитания патриотизма граждан и профессионально-прикладной подготовки их к защите Родины.
Закон обеспечивает защиту прав граждан на равный доступ к занятиям физической культурой и спортом, создает правовые гарантии для функционирования, взаимодействия и развития государственных и общественных форм физического воспитания населения.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
Физическая культура - составная часть культуры, область социальной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования его двигательной активности;
физическое воспитание - педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически и духовно совершенного, морально стойкого подрастающего поколения, укрепления здоровья, повышение работоспособности, творческого долголетия и продление жизни человека;
спорт - составная часть физической культуры, исторически сложившаяся в форме соревновательной деятельности и специальной практики подготовки человека к соревнованиям;
система физической культуры и спорта - совокупность государственных и общественных организаций, осуществляющих деятельность в целях физического воспитания населения и развития спорта в Российской Федерации;
физкультурное (физкультурно-спортивное) движение - форма социального движения, целью которого является содействие повышению уровня физической культуры населения, целенаправленной деятельности государственных и общественных организаций, граждан по развитию физической культуры и спорта;
олимпийское движение России - составная часть международного олимпийского движения, целью которого является развитие спорта как одного из средств достижения физического и духовного совершенствования человека, укрепления международного спортивного сотрудничества;
физкультурно-спортивное объединение - общественное добровольное самоуправляемое некоммерческое объединение, создаваемое по инициативе граждан в целях развития физической культуры и спорта в Российской Федерации;
физкультурно-спортивная организация - одна из организационно-правовых форм физкультурно-спортивного объединения, созданная на основе членства в целях совместной деятельности по проведению физкультурно-оздоровительной и спортивной работы и достижения своих уставных целей;
всероссийский комплекс "Физкультура и здоровье" - совокупность программ и нормативов - основа физического воспитания населения Российской Федерации;
Единая всероссийская спортивная классификация программно-нормативный документ, устанавливающий нормы, требования, условия и порядок присвоения спортивных разрядов и званий;
любительский спорт - многогранное массовое спортивное движение как органическая часть системы физического воспитания граждан и выявления перспективных и талантливых спортсменов в различных видах спорта;
профессиональный спорт - предпринимательская деятельность, целью которой является удовлетворение интересов, профессиональных спортивных организаций, спортсменов, избравших спорт своей профессией, и зрителей;
спортсмен - лицо, систематически занимающееся спортом и выступающее на спортивных соревнованиях;
спортсмен - любитель (физкультурник) - спортсмен, систематически занимающийся избранным видом спорта или физическими упражнениями, принимающий участие в спортивных соревнованиях на началах добровольности или выполнивший разрядные нормативы согласно требованиям Единой всероссийской спортивной классификации и (или) нормативы всероссийского комплекса "Физкультура и здоровье";
спортсмен высокого класса - спортсмен, систематически занимающийся каким-либо видом спорта, регулярно выступающий на российских и международных спортивных соревнованиях, имеющий спортивное звание не ниже звания "Мастер спорта России" согласно требованиям Единой всероссийской спортивной классификации;
спортсмен-профессионал - спортсмен, для которого занятия спортом являются основным видом деятельности и который получает в соответствии с контрактом заработную плату и иное денежное вознаграждение за подготовку к спортивным соревнованиям и участие в них;
лидер Амурского спорта, ветеран Амурского спорта, Отличник физкультурной работы - почетные звания, присваиваемые работникам, специалистам физической культуры и спорта, тренерам и спортсменам Амурской области в соответствии с "Положением о спортивных почетных званиях в Амурской области", утвержденным Главой Администрации области;
физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения - объекты, предназначенные для занятий граждан физическими упражнениями, спортом и проведения спортивных зрелищных мероприятий;
спортивная промышленность - совокупность промышленных предприятий, осуществляющих производство продукции физкультурно-спортивного и туристического назначения на основании лицензий на данную деятельность.
Статья 3. Принципы государственной политики и меры поддержки развития физической культуры и спорта в Амурской области
Государственная политика в области физической культуры и спорта осуществляется на территории области в соответствии с принципами:
учета интересов всех граждан при разработке и реализации областных (федеральных) программ развития физической культуры и спорта, признания ответственности граждан за свое здоровье и физическое состояние;
признания самостоятельности всех физкультурно-спортивных объединений, организаций, зарегистрированных в управлении юстиции, областном органе управления физической культурой и спортом и равенства их прав на государственную и финансовую поддержку из бюджетов всех уровней по реализации согласованных (утвержденных) местных, областных программ развития физической культуры, спорта и Олимпийского движения;
создания благоприятных условий финансирования физкультурно-спортивных и спортивно-технических организаций, образовательных учреждений и комплексных физмероприятий среди детей, подростков и молодежи.
Меры государственной поддержки развития физической культуры и спорта в области включают:
ежегодное финансирование мероприятий в сфере физической культуры и спорта по утвержденным областным программам, сметам и спортивным календарям;
установление единого минимального норматива бюджетного финансирования физической культуры и спорта (в расчете на 1 жителя или в % от областного бюджета);
расширение сети спортивных школ, клубов, федераций по видам спорта, спортсооружений и предоставление им льготных тарифов на отпуск газа, электроэнергии, водоснабжения, телефонную связь;
стимулирование деятельности физкультурно-спортивных организаций по подготовке спортсменов высокого класса;
поощрение меценатства и благотворительности;
пропаганду физической культуры и спорта, физкультурно-спортивного движения и Олимпийского движения в области и России в соответствии с законодательством Российской Федерации;
создание нормативно-правовой базы физической культуры и спорта.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и профессиональные союзы включают вопросы развития физической культуры и спорта в соглашения (коллективные договора) по социальным проблемам и охране труда, организуют контроль за выполнением таких соглашений и своих программ развития физической культуры и спорта.
Глава II. Система физической культуры и спорта в Амурской области
Статья 4. Субъекты физкультурно-спортивного движения в Амурской области
Физкультурно-спортивное движение в Амурской области включает в себя:
спортивные клубы, коллективы физической культуры, действующие на самодеятельной и профессиональной основах в образовательных учреждениях, иных организациях независимо от форм собственности и по месту жительства граждан;
детско-юношеские спортивные школы, детско-юношеские клубы физической подготовки, детско-юношеские спортивно-технические школы, клубы; специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва, находящиеся в ведении соответственно государственных, муниципальных органов в области физической культуры и спорта, образования, профессиональных союзов, других организаций;
областные физкультурно-спортивные объединения - физкультурно-спортивные организации, областные федерации (союзы, ассоциации, клубы) по различным видам спорта, общественно-государственные, ведомственные физкультурно-спортивные общества, оборонные физкультурно-технические организации;
региональные отделения, филиалы Всероссийских физкультурно-спортивных организаций, Олимпийского комитета России и федераций по видам спорта;
областной комитет по физической культуре и спорту и подведомственные ему организации, муниципальные органы и организации физической культуры и спорта.
Статья 5. Компетенция органов государственной власти Амурской области в сфере физической культуры и спорта
1. Специально уполномоченный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта - Комитет по физической культуре и спорту Администрации Амурской области осуществляет:
1) преемственность государственной политики в области физической культуры и спорта на территории Амурской области;
2) подготовку и представление в администрацию Амурской области проектов областных программ развития физической культуры и спорта и контроль за их реализацией;
3) разработку областных минимальных нормативов бюджетного финансирования и социальных норм и нормативов развития физической культуры и спорта;
4) разработку и утверждение по предложениям федераций по различным видам спорта, областных органов исполнительной власти и местного самоуправления Амурской области, физкультурно-спортивных организаций Единого областного календарного плана физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, организацию и проведение всероссийских и международных спортивных соревнований, учебно-тренировочных сборов и участия в них сборных команд, спортсменов Амурской области;
5) руководство физическим воспитанием граждан и внедрение физической культуры в режим труда и отдыха граждан, организацию массовых спортивных соревнований, спартакиад, физкультурно-спортивных фестивалей, других мероприятий физкультурно-оздоровительного характера, обеспечение подготовки резерва для сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта;
6) проверку состояния и развития физической культуры и спорта в муниципальных образования и областных физкультурно-спортивных объединениях, организациях;
7) ежегодное рассмотрение и представление в администрацию области итогов развития физической культуры и спорта в Амурской области и выполнения нормативов физической подготовленности различных возрастных групп, категорий населения, в том числе нормативов всероссийского комплекса "Физкультура и здоровье";
8) аккредитацию и уведомительную регистрацию физкультурно-спортивных объединений, организаций, официально зарегистрированных в управлении юстиции;
9) создание и координацию деятельности межведомственных комиссий (советов) областных физкультурно-спортивных организаций всех форм собственности по вопросам, определяемым настоящим Законом;
10) создание, реорганизацию, ликвидацию предприятий, организаций, учреждений физкультурно-спортивной направленности, образованных на базе государственной собственности области;
11) определение статуса и перечня официальных областных, территориальных соревнований и порядок участия сильнейших спортсменов и сборных команд области во Всероссийских и международных соревнованиях;
12) утверждение порядка присвоения спортивных разрядов, судейских категорий, регистрацию рекордов и высших достижений области; разработку Положений о почетных званиях и проектов нормативно-правовых актов, программ подготовки, переподготовки общественных организаторов физической культуры и спорта;
13) пропаганду массовой физической культуры, спорта, здорового образа жизни, популярных физкультурно-оздоровительных и спортивных программ;
14) финансирование:
а) физмероприятий Единого областного календарного плана физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий;
б) подготовки, совместно с областными федерациями, клубами по различным видам спорта, молодежных команд (спортсменов) Амурской области и их участие в официальных Всероссийских и международных спортивных соревнованиях;
в) содержания созданных и создаваемых учредителем (облспорткомитетом) учреждений дополнительного образования (ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ), центров спортивной подготовки областного значения и мероприятий по подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов и организаторов, ведущих на добровольной основе работу в области физической культуры и спорта;
г) долевое содержание спортивных объектов (спортсооружений) областной собственности и областной значимости; спортивных команд, выступающих в чемпионатах России (перечень команд и спортсооружений - определяется облспорткомитетом).
15) инспектирование проводимых на территории области официальных соревнований и физкультурно-спортивных мероприятий (включая и платные), состояния и содержание работы спортивных сооружений областной собственности и значимости;
16) ежегодный анализ деятельности муниципальных и областных физкультурно-спортивных организаций, спортклубов, спортшкол на основе данных государственной статистики и проверок;
17) проверку за исполнением субъектами физкультурно-спортивного движения требований государственных, ведомственных стандартов, социальных норм и нормативов, законодательных актов Российской Федерации и Амурской области в сфере физической культуры и спорта;
2. Органы исполнительной власти Амурской области в сфере физической культуры и спорта осуществляют:
1) разработку и реализацию программ развития физической культуры и спорта в области; участвуют в реализации федеральных программ развития физической культуры и спорта;
2) внедрение физической культуры и спорта в режим учебы, труда и отдыха граждан различных возрастных групп;
3) увеличение количества спортивных школ, центров и клубов всех видов и типов;
4) внедрение в учебный процесс дошкольных и других образовательных учреждений обязательных для выполнения детьми дошкольного возраста и обучающимися в образовательных учреждениях нормативных требований физической подготовленности и знаний олимпийского движения (олимпийское образование);
5) организацию лицензирования в области физической культуры и спорта и сертификацию местной спортивной продукции (спортинвентарь, оборудование, услуги);
6) организацию строительства спортивных сооружений и содержание действующих спортивных сооружений, оказания помощи в этих вопросах физкультурно-спортивным организациям области;
7) прямое финансирование деятельности созданных указанными органами предприятий, учреждений и организаций физкультурно-спортивной направленности;
8) формирование областных и местных органов управления физической культурой и спортом, координацию их деятельности и их взаимодействие;
9) способствует реализации календарных планов физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, проводимых в городах и районах области;
10) способствует формированию областного фонда развития физической культуры и спорта;
11) обеспечивают (по договорам) с федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, Олимпийским комитетом России и общероссийскими федерациями по видам спорта, подготовку членов и кандидатов сборных команд Российской Федерации; выступления на зональных, всероссийских и международных соревнованиях сборных команд и спортсменов Амурской области.
Статья 6. Физкультурно-спортивные объединения и физкультурно-спортивные организации в Амурской области
1. В Амурской области создаются и действуют областные, региональные, местные (муниципальные) физкультурно-спортивные объединения, в том числе с участие государственных структур.
К ним относятся физкультурно-спортивные общества и клубы профессиональных союзов, физкультурно-спортивные общества органов государственной власти, федерации (союзы, клубы, ассоциации) по различным видам спорта (в том числе их структурные подразделения профессионального спорта).
2. Порядок образования, регистрации, реорганизации и (или) ликвидации физкультурно-спортивных объединений (федераций, союзов, клубов, ассоциаций) определяется Федеральным Законом "Об общественных объединениях" с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом "О физической культуре и спорте" и настоящим Законом.
3. Основные задачи, функции, структура, вопросы членства, избрания органов управления, хозяйственной деятельности, финансирования, социальной защиты спортсменов и работников физической культуры и спорта, учреждение своей символики, предусматриваются уставами физкультурно-спортивных объединений и организаций.
4. На территории области поощряется создание физкультурно-спортивных объединений и организаций любых организационно-правовых форм и форм собственности, имеющих своей целью развитие детского и юношеского спорта, работу с детьми и с обучающимися в образовательных учреждениях, ветеранами, инвалидами, использование нетрадиционных методов и средств оздоровления населения, подготовку спортивных команд и спортсменов высокой квалификации.
5. Финансирование физкультурно-спортивных объединений и организаций, в том числе спортивных клубов и коллективов физкультуры, может осуществляться посредством финансовой поддержки со стороны организаций и спонсоров (в соответствии с их уставами), пожертвований граждан, а так же за счет части доходов о проведения спортивных лотерей, соревнований, осуществления предпринимательской деятельности и других не запрещенных законом источников.
6. Физкультурно-спортивные организации, являющиеся исполнителями отдельных областных и местных программ, социального заказа и предоставления услуг в сфере физической культуры и спорта, имеют право получать финансовую и иную поддержку за счет средств, предусмотренных для этих целей областными и местными бюджетами, и на основе заключения любых видов договоров со специально-уполномоченным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта.
7. Чемпионаты, первенства, розыгрыши кубков и другие официальные областные соревнования, предусмотренные единым областным календарным планом физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, имеют право проводить областные федерации (союзы, ассоциации) по различным видам спорта, аккредитованные комитетом по физической культуре и спорту администрации Амурской области и по согласованию "Положений о соревнованиях".
8. Всероссийские и международные соревнования, учебно-тренировочные сборы, проводимые на территории Амурской области по единому Всероссийскому календарному плану спортивных мероприятий, или по поручению Министерства РФ по физической культуре, спорту и туризму, Олимпийского комитета России, Всероссийских федераций по видам спорта согласуются и проводятся под патронажем комитета по физической культуре и спорту Администрации Амурской области с привлечением и участием областных физкультурно-спортивных организаций, клубов, федераций по видам спорта.
9. Под областным общественным физкультурно-спортивным объединением (организацией) понимается объединение, деятельность которого с его уставными целями осуществляется на территории Амурской области и имеет там (в городах, районах) свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.
10. Находящиеся и действующие на территории Амурской области физкультурно-спортивные объединения (организации) обязаны пройти в течение двух месяцев со дня образования (появления) уведомительную регистрацию по месту нахождения в городских, районных спорткомитетах, отделах, а для областных объединений (организаций) - и в областном комитете по физической культуре и спорту.
11. Деятельность не государственных организаций и индивидуальных предпринимателей по оказанию физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг подлежит лицензированию.
12. Органы исполнительной власти Амурской области поддерживают физкультурно-спортивные организации в осуществлении ими экспортно-импортных операций, реализации программ и проектов в области внешне экономической деятельности, содействуют участию таких организаций в международных спортивных соревнованиях и спортивно зрелищных мероприятиях, учебно-тренировочных сборах.
13. Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, пользуются правами на занятия физической культурой и спортом в объеме, предусмотренном настоящим и Федеральными законами.
14. На территории Амурской области могут создаваться филиалы международных физкультурно-спортивных организаций. Физкультурно-спортивные организации Амурской области имеют право вовлекать в свои ряды иностранных граждан, а также самостоятельно распоряжаться целевыми поступлениями от международных организаций, иностранных государств и частных лиц.
Статья 7. Спортивные школы в Амурской области
1. Спортивные школы как учреждения дополнительного образования создаются в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" органами государственной власти Амурской области, органами местного самоуправления, профсоюзными организациями и другими организациями, а так же гражданами.
2. Училища Олимпийского резерва, школы высшего спортивного мастерства и центры олимпийской подготовки создаются на основании совместных решений федеральных и областных органов исполнительной власти по представлениям Олимпийского комитета России, комитета по физической культуре и спорту Администрации Амурской области с учетом предложений федераций по различным видам спорта.
Органы власти Амурской области создают условия для расширения сети спортивных школ и клубов, укрепления существующих и создания новой материально-технической базы спортивных школ путем:
а) ежегодного выделения бюджетных и внебюджетных средств в том числе и на капитальное строительство, реконструкцию и содержание спортивных сооружений и учебно-тренировочной базы по профилю спортивной школы;
б) передачи в оперативное управление (аренду) спортивных объектов муниципальной, областной (и другой) собственности с предоставлением льготных тарифов по коммунальному обслуживанию;
в) поэтапного обеспечения учащихся спортивных школ:
бесплатной спортивной формой и обувью для детей из малообеспеченных семей, детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
бесплатным питанием учащихся спортивных школ, проходящих подготовку в группах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.
Комплектование данных групп по видам спорта и организация учебно-тренировочного процесса согласуются с областным комитетом по физической культуре и спорту и горрайспорткомитетами на местах.
3. Финансирование находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти Амурской области и (или) органов местного самоуправления спортивных школ, спортклубов, в том числе финансирование их участия в областных и всероссийских соревнованиях, осуществляется за счет средств бюджетов соответствующих уровней и других не запрещенных законом источников.
Финансирование иных спортивных школ спортклубов осуществляется их учредителями в соответствии с законодательством.
4. Под областной спортивной школой понимается учреждение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территории не менее пяти административно-территориальных образований области и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы.
Статья 8. Сборные команды Амурской области по различным видам спорта
1. Сборные команды Амурской области - коллективы спортсменов, тренеров, ученых, медиков и других работников физкультурно-спортивных организаций, являющиеся составной частью областных федераций по различным видам спорта, создаются в целях подготовки и участия в официальных Всероссийских и международных соревнованиях от имени и под флагом Амурской области.
2. Сборные команды области по видам спорта формируются на конкурсной основе областными федерациями, союзами по различным видам спорта с учетом предложений физкультурно-спортивных организаций Амурской области.
Составы сборных команд - основной и молодежный (резервный) - ежегодно утверждаются областным комитетом по физической культуре и спорту по представлениям областных федераций, союзов по различным видам спорта.
3. Команды (спортклубы) по игровым видам спорта (любительские и профессиональные), выступающие в официальных чемпионатах и кубках России, являются составными частями областных (городских, районных) федераций по видам спорта, для которых последние способствуют подготовке и готовят спортивный резерв.
4. Финансирование сборных команд Амурской области, их подготовка и участие во Всероссийских и международных соревнованиях, осуществляется за счет средств, соответствующих бюджетов, по ежегодно утверждаемым сметам на физмероприятия, других не запрещенных законом, источников.
5. Участие команд, спортсменов в ведомственных (министерских) Всероссийских соревнованиях осуществляется за счет средств соответствующих комитетов, управлений, отделов, областной и местных администраций и других не запрещенных законом источников.
Статья 9. Взаимодействие областного комитета по физической культуре и спорту, органов местного самоуправления и физкультурно-спортивных объединений Амурской области, Российской Федерации
1. В соответствии с Федеральным законом "Об общественных объединениях" областной комитет по физической культуре и спорту, органы местного самоуправления Амурской области взаимодействуют с физкультурно-спортивными объединениями области по всем вопросам развития физической культуры и спорта, в том числе:
а) координируют и проводят единую государственную политику в сфере физкультурно-спортивного и олимпийского движения, реализации местных и областных программ развития физической культуры, спорта и туризма, организуют пропаганду физической культуры и спорта, осуществляют профессиональную подготовку работников и добровольных организаторов физкультурно-спортивных организаций и обеспечивают повышение их квалификации, обеспечивают эффективное использование спортивных сооружений и строительство новых спортивных сооружений, при необходимости совместно проводят спортивные соревнования, спартакиады и другие физкультурно-спортивные мероприятия;
б) оказывают помощь физкультурно-спортивным объединениям, включая и финансовую, содействуют выполнению ими уставных задач, заслушивают информацию по основным вопросам развития физической культуры и спорта, принимают соответствующие решения и контролируют их выполнение. Совместная деятельность осуществляется на условиях договоров;
в) осуществляют в установленном законодательством порядке сбор информации, предоставляемой физкультурно-спортивным объединениям в соответствии с формами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области статистики и дают по ним заключения и рекомендации.
2. В соответствии с Федеральными законами "Об основах местного самоуправления", "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Законом Амурской области "Об общих принципах организации местного самоуправления в Амурской области", областной комитет по физической культуре и спорту взаимодействует с органами местного самоуправления по всем вопросам развития физической культуры и спорта на условиях заключенных договоров и полномочий как органа государственной власти, в том числе:
а) способствуют формированию единых организационно управленческих структур (органов) физической культуры и спорта на территории области, координируют их деятельность и взаимодействие;
б) обеспечивает разработку областных минимальных социальных стандартов в сфере физической культуры и спорта и минимального размера средств и норматив отчислений на финансирование физической культуры и спорта из бюджета области;
в) наделяет органы местного самоуправления (горрайспорткомитеты, отделы по ФКиС и другие) отдельными полномочиями органов государственной власти области (облспорткомитета) и контролирует их реализацию.
3. Взаимодействие областного комитета по физической культуре и спорту с Олимпийским комитетом России и общероссийскими спортивными федерациями, в части подготовки и обеспечения спортсменов-членов сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта для участия в Олимпийских играх и других международных соревнованиях. проведения на территории области Всероссийских спортмероприятий осуществляется на основании договоров с ними (общероссийскими объединениями).
Глава III. Физкультурно-оздоровительная работа и развитие
спорта высших достижений
Статья 10. Развитие физической культуры и спорта в образовательных учреждениях
1. Общеобразовательные учреждения совместно с муниципальными органами управления образованием, с учетом местных условий и интересов обучающихся, определяют формы, методы занятий физической культурой, средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности, а также количество часов на основе государственных образовательных программ, Базисного учебного плана и нормативов физической подготовленности; проводят внеучебную физкультурно-оздоровительную и спортивную работу с привлечением к ней учреждений дополнительного образования детей, общественных объединений физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, в том числе федераций по видам спорта.
Медицинское обслуживание обучающихся в образовательных учреждениях обеспечивают органы здравоохранения.
2. Органы местного самоуправления с участием комитетов администрации Амурской области по образованию, по физической культуре и спорту имеют право вводить дополнительные учебные и внеучебные физкультурно-спортивные занятия в дошкольных и других учреждениях.
3. С обучающимися в образовательных учреждениях, имеющими отклонения в физическом развитии, занятия проводятся в рамках рекомендованной индивидуальной программы реабилитации.
4. Физическая подготовка граждан допризывного и призывного возрастов к военной службе проводится в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, а так же в учебных пунктах начальной военной подготовки.
Общее руководство физической подготовкой граждан допризывного и призывного возрастов к военной службе и контроль за такой подготовкой, осуществляет военный комиссариат Амурской области совместно с комитетом по физической культуре и спорту Администрации Амурской области.
5. В образовательных учреждениях для ведения внеучебной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы, создаются коллективы физкультуры, спортивные клубы, объединенные в масштабах города, района, области в ведомственные, общественные физкультурно-спортивные объединения (организации, общества, клубы). Спортивный статус этих объединений определяется и реализуется соответствующим "Положением".
6. Органы исполнительной власти Амурской области, комитеты по образованию, по здравоохранению администрации Амурской области, органы местного самоуправления, а так же дошкольные и другие образовательные учреждения области в соответствии со своими уставами, их руководители:
1) обеспечивают высокий уровень проведения в режиме учебного дня ежедневных учебных и внеучебных занятий, создают условия для того, чтобы каждый обучающийся научился плавать, мог выполнить установленные спортивные нормативы, изучил основы гигиены и поддерживал свой организм в хорошем состоянии;
2) во всех дошкольных и других образовательных учреждениях проводят на основе нормативов всероссийского комплекса "Физкультура и здоровье" многоразовые соревнования по циклам обучения, обеспечивают участие обучающихся в аналогичных ежегодных районный, городских, областных, республиканских соревнованиях;
3) по итогам учебного года во всех школах, училищах, средне-специальных и высших учебных заведениях, каждому обучающемуся выставляется оценка его физической подготовленности, в выпускных классах (курсах) проводятся контрольные проверки;
4) разрабатывают и реализуют программы развития физической культуры и спорта в дошкольных и иных образовательных учреждениях, предусмотрев в них (программах): реконструкцию и строительство спортивных залов и спортивных городков, создание детско-юношеских спортивных школ, детско-юношеских клубов и врачебно-физкультурных диспансеров, врачебно-консультационных пунктов, оказание материальной и другой поддержки физкультурно-спортивным клубам в образовательных учреждениях;
5) осуществляют приоритетное финансирование детско-юношеского спорта и комплексных спортивных мероприятий (спартакиад, фестивалей, смотров-конкурсов), проводимых на территории области.
Статья 11. Участие отделов, комитетов по делам молодежи в организации физкультурно-спортивной работы с детьми и молодежью Амурской области
Областной и местные отделы, комитеты (специалисты) по делам молодежи:
участвуют в организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми и молодежью, способствует их привлечению к систематическим занятиям физической культурой и спортом, осуществляют мероприятия по профилактике правонарушений, совершаемых детьми и молодежью, совместно с физкультурно-спортивными организациями проводят массовые спортивные соревнования и спартакиады;
создают с участием молодежных, детских и других организаций физкультурно-спортивные клубы, организуют физическую подготовку детей и молодежи и прием у них нормативов всероссийского комплекса "Физкультура и здоровье";
совместно со спорткомитетами на местах, способствуют организационному укреплению спортивных федераций по видам спорта;
пропагандируют физическую культуру, спорт, самодеятельный и социальный туризм через средства массовой информации, участвуют в организации смотров-конкурсов по спортивной и Олимпийской тематике (олимпийском образовании);
планируют и выделяют на проведение массовых физкультурных и традиционных спортивных мероприятий необходимые (или долевые) средства в соответствии с законодательством.
Статья 12. Участие областного органа исполнительной власти в области здравоохранения, организаций государственной и муниципальной системы здравоохранения Амурской области в развитии физической культуры и спорта
Областной орган исполнительной власти в области здравоохранения, предприятия, организации и учреждения государственной и муниципальной система здравоохранения Амурской области:
используют физическую культуру как средство профилактики и лечения заболеваний;
осуществляют врачебный контроль за лицами, занимающимися физической культурой и спортом, в том числе спортивно-оздоровительным туризмом, участвуют в медицинском обеспечении подготовки сборных команд области по различным видам спорта к Всероссийским и международным соревнованиям;
организуют и осуществляют подготовку и повышение квалификации специалистов здравоохранения и обеспечивают повышение их квалификации по вопросам эффективного использования основных компонентов физической культуры в профилактике и лечении заболеваний, а также в области спортивной медицины, врачебного контроля и лечебной физической культуры;
создают центры и пункты оздоровления и реабилитации при помощи средств физической культуры и спорта, диагностико-консультационные пункты и кабинеты, врачебно-физкультурные диспансеры, обеспечивающие физкультурно-оздоровительную, спортивную работу с населением области;
осуществляют приоритетное обследование и лечение членов сборных команд Амурской области по различным видам спорта (основной и резервный состав, утвержденный облспорткомитетом), специалистов и ветеранов физической культуры и спорта, учащихся спортивных школ области.
Статья 13. Организация физкультурно-спортивных мероприятий с инвалидами
1. Развитие физической культуры и спорта инвалидов направлено на повышение их двигательной активности и является непременным и определяющим условием всесторонней реабилитации и социальной адаптации инвалидов.
2. Органы местного самоуправления обеспечивают создание условий для занятий инвалидов физической культурой и спортом на физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях за счет средств местного бюджета.
3. Организация занятий физической культурой и спортом в системе непрерывной реабилитации инвалидов, в том числе детей с отклонениями в физическом развитии, профессиональная подготовка социальных работников, подготовка кадров, методический, медицинский и врачебный контроль осуществляется образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения, учреждениями социальной защиты и организациями физической культуры и спорта за счет средств областного, местных бюджетов и иных источников финансирования.
4. Для координации работы по проведению с инвалидами физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, на базе управления социальной защиты Амурской области создается общественный координационный центр из представителей выше перечисленных организаций (пункт - 3), спортивного клуба инвалидов, областного и городского обществ инвалидов.
Статья 14. Физическое воспитание в организациях, по месту жительства, в том числе в сельских муниципальных образованьях Амурской области
1. Руководители организаций, независимо от форм собственности, в том числе организаций агропромышленного комплекса, совместно с профессиональными союзами при условиях заключения коллективных договоров:
1) обеспечивают условия для реализации работниками организаций прав на занятия физической культурой, в том числе прав на профессионально-прикладные, физкультурно-оздоровительные, реабилитационные мероприятия в течение трудового дня, послетрудовое восстановление, а так же условия для организации массовых спортивных мероприятий;
2) на основе соглашений с физкультурно-спортивными объединениями предоставляют работникам организаций и членам их семей для занятий физической культурой и спортом имеющиеся на балансе организаций спортивные сооружения и базы, обеспечивают обслуживание таких спортивных сооружений и баз, их капитальный и текущий ремонт, содержат работников таких спорт сооружений и баз, в том числе работников детско-юношеских спортивных школ, выделяют средства на приобретение спортивного оборудования и инвентаря;
3) поощряют материально и морально лиц, систематически занимающихся физической культурой и спортом, ведущих здоровый образ жизни.
2. На развитие физической культуры и спорта в организации, содержание детско-юношеских спортивных школ могут направляться средства государственного социального страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Законодательством Амурской области, нормативными правовыми актами Главы Администрации области или органа местного самоуправления организации, расположенные на территории Амурской области или органа местного самоуправления, при исчислении им - налога, подлежащего уплате в областной или местный бюджет, могут освобождаться от уплаты части налога, поступающей на создание, содержание спортивных сооружений, спортивных школ, спортивных федераций и клубов, а так же на проведение спортивно-массовых мероприятий и участия в соревнованиях.
4. Создание условий для занятий физической культурой граждан по месту жительства и в местах массового отдыха может осуществляться органами местного самоуправления в соответствии с муниципальными программами развития физической культуры и спорта.
5. Органы местного самоуправления, для проведения единой государственной (областной) и муниципальной политики по развитию физической культуры и спорта, создают при городских и районных администрациях единый орган управления физической культурой, спортом, туризмом и способствуют созданию общественных физкультурно-оздоровительных спортивных объединений (организаций). Взаимодействие с вышестоящими (областными) субъектами физкультурно-спортивной деятельности осуществляется на условиях договора.
6. Органы исполнительной власти Амурской области с участием Совета федераций профсоюзов области, отраслевых комитетов профсоюзов Амурской области, курируют областные ведомственные физкультурно-спортивные организации и клубы, оказывают материальную и организационную поддержку при проведении комплексных областных спартакиад, фестивалей, олимпиад; межведомственную и административно-территориальную координацию по подготовке и реализации областных физкультурно-спортивных программ, комплексных многоэтапных спартакиад, всероссийских соревнований и спортивного резерва - осуществляет комитет по физической культуре и спорту Администрации Амурской области.
Статья 15. Охрана здоровья, чести и достоинства граждан, соблюдения правил безопасности при проведении занятий физической культурой и спортом, спортивных соревнований и физкультурно-спортивных зрелищных мероприятий
1. Работники физкультурно-спортивных организаций обязаны соблюдать нормы и правила безопасности при проведении занятий физической культурой и спортом, спортивных соревнований и физкультурно-спортивных зрелищных мероприятий, не допускать причинения вреда здоровью, чести и достоинству граждан, проявлений жестокости и насилия.
2. Должностные лица физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений обеспечивают надлежащее техническое оборудование мест проведения спортивных занятий и соревнований в соответствии с правилами техники безопасности и санитарно-гигиенических норм и несут ответственность за охрану здоровья, чести и достоинства граждан при проведении занятий физической культурой и спортом, спортивных соревнований и физкультурно-спортивных зрелищных мероприятий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. При проведении официальных плановых спортивных соревнований и физкультурно-зрелищных мероприятий на территории области с приглашением зрителей, болельщиков, присутствием иногородних участников, местные организаторы (исполнители) спортивных соревнований обязаны обеспечить охрану общественного порядка с участием работников органов внутренних дел или других аналогичных охранных структур, в том числе и добровольных.
К нарушителям общественного порядка, включая и непосредственных участников соревнований, мероприятий, применяются меры в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Спортивно-технические конфликты, споры, протесты, возникшие у участников мероприятий непосредственно во время проведения спортивных соревнований (или подготовки к ним) регулируются (разрешаются) соответствующими комиссиями при физкультурно-спортивных объединениях (организациях) с участием органов управления физической культурой и спортом (спорткомитетов).
4. Гражданам, в том числе спортсменам, тренерам и судьям по видам спорта, здоровью которых причинен вред в связи с занятиями физической культурой и спортом в организованной форме, в соответствии с законодательством РФ предоставляется медицинская, социальная и профессиональная реабилитация.
Глава IV. Права и обязанности спортсменов, работников
физкультурно-спортивных организаций общественных физкультурных
организаторов, их социальная защита
Статья 16. Права и обязанности спортсмена-любителя (физкультурника)
1. Спортсмен-любитель (физкультурник), представляющий на спортивных соревнованиях физкультурно-спортивную организацию, в соответствии с законодательством имеет право:
1) бесплатно пользоваться государственными и муниципальными физкультурно-оздоровительными и спортивными сооружениями, медицинским обслуживанием, снаряжением и спортивной одеждой, а также жильем и питанием во время тренировочных занятий (сборов) и спортивных соревнований в составе сборных команд;
2) получать денежную компенсацию по основному месту работы, службы, учебы, если это предусмотрено законами или иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;
3) пользоваться иными льготами и гарантиями, установленными законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
2. Спортсмен-любитель (физкультурник) обязан:
1) достойно представлять физкультурно-спортивные организации на местных, областных, всероссийских и международных спортивных соревнованиях;
2) заботиться о своих морально-волевых качествах, проявлять высокую гражданственность, изучать основы гигиены, овладевать знаниями о физической культуре и спорте, об олимпийском и международном спортивном движении;
3) выступать активным популяризатором физической культуры и спорта;
4) не употреблять медицинские препараты и не принимать запрещенные в спорте процедуры.
Статья 17. Профессиональный спорт
1. Организационная структура профессионального спорта определяется спецификой каждого вида спорта. Она может состоять из профессиональных спортивных лиг, ассоциаций, союзов, входящих в официально признанную федерацию по какому-либо виду спорта, профессиональных спортивных клубов, а также спортивных команд и спортсменов-профессионалов, заключающих контракты в установленном порядке с указанными профессиональными физкультурно-спортивными объединениями.
2. Для представительства и защиты своих прав и законных интересов спортсмены-профессионалы, тренеры могут в соответствии с Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" объединяться в профессиональные союзы.
3. Деятельность спортсменов-профессионалов регулируется трудовым законодательством Российской Федерации, а также нормами, разработанными на основе уставов международных и российских физкультурно-спортивных организаций и утвержденными профессиональными физкультурно-спортивными объединениями по согласованию с общественными федерациями по соответствующим видам спорта.
Статья 18. Контракт о спортивной деятельности
Контракт о спортивной деятельности заключается на основе трудового законодательства Российской Федерации, представляет собой соглашение в письменной форме между спортсменом, спортсменом-профессионалом (тренером, специалистом) и руководителем физкультурно-спортивной организации, в том числе профессионального спортивного клуба и команды, и подлежит учету в общероссийской федерации по соответствующему виду спорта, если спортсмен входит в состав сборной команды Российской Федерации. Контракт о спортивной деятельности должен содержать обязанности спортсмена, его права на социальное и медицинское страхование, условия заключения и расторжения такого контракта. Контракт о спортивной деятельности может содержать и другие условия и обязательства. Физкультурно-спортивная организация обеспечивает спортсмену условия для подготовки к спортивным соревнованиям и участию в них, своевременную выплату заработной платы, выполняет иные обязательства, предусмотренные контрактом о спортивной деятельности и не противоречащие законодательству Российской Федерации.
Статья 19. Переход спортсменов в другие физкультурно-спортивные организации
Спортсмен имеет право перехода из одной физкультурно-спортивной организации (спортивного клуба) в другую физкультурно-спортивную организацию (спортивный клуб) или иностранную физкультурно-спортивную организацию (иностранный спортивный клуб) после окончания контракта о спортивной деятельности и выполнения указанных в таком контракте обязательств.
В случае, если переход спортсмена в другую физкультурно-спортивную организацию (спортивный клуб) происходит до истечения срока контракта о спортивной деятельности или невыполнения предусмотренных с таком контракте обязательств (если такие условия указаны в контракте о спортивной деятельности), такой переход спортсмена возможен только по взаимному согласию физкультурно-спортивных организаций (спортивных клубов).
Переход спортсменов, занимающихся в физкультурно-спортивных организациях Амурской области, осуществляется в порядке и в сроки согласованные и утвержденные комитетом по физической культуре и спорту Администрации области и областными федерациями по видам спорта.
Условия допуска спортсменов, проживающих за пределами области, к участию в областных спартакиадах и чемпионатах области по игровым видам спорта, регулируются соответствующими положениями о соревнованиях.
Статья 20. Работники физкультурно-спортивных организаций
1. Работниками физкультурно-спортивных организаций считаются лица, занимающиеся физкультурно-оздоровительной и спортивно-педагогической работой и имеющие установленную законодательством спортивную и профессиональную квалификацию. Перечень должностей таких работников устанавливается Правительством Российской Федерации.
2. В зависимости от образования, стажа работы, уровня профессиональной подготовки работниками физкультурно-спортивных организаций устанавливаются квалификационные категории, порядок присвоения которых регулируется нормативными актами Правительства Российской Федерации.
3. Работники физкультурно-спортивных организаций в своей деятельности:
1) приобщают граждан независимо от возраста к занятиям физической культурой и спортом, способствуют увеличению количества физкультурно-оздоровительных и спортивных групп, спортивных команд и секций, организуют конкретную физкультурно-оздоровительную и спортивно-педагогическую работы, выступают инициаторами внедрения производственной гимнастики в режим труда;
2) обеспечивают подготовку спортсменов высокого класса, формируют у граждан, занимающихся физической культурой, спортсменов такие качества, как нравственная гражданская позиция, патриотизм, умение трудиться, соблюдать дисциплину и правила спортивных соревнований;
3) постоянно повышает свою профессиональную квалификацию, на высоком уровне ведут воспитательную работу со спортсменами, выступают активными пропагандистами физической культуры и спорта, здорового образа жизни.
1. За многолетнюю и плодотворную деятельность в области физической культуры и спорта работники физкультурно-спортивных организаций имеют право на поощрение - награждение знаками и присвоение почетных званий, в том числе звания "Заслуженный работник физической культуры и спорта Российской Федерации".
За выдающиеся достижения в профессиональной физкультурно-спортивной деятельности работники физкультурно-спортивных организаций могут быть представлены к государственным наградам и иным формам поощрения.
Работники физкультурно-спортивных организаций могут награждаться знаками и отмечаться почетными званиями, которые учреждены соответственно федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, Олимпийским комитетом России и органами исполнительной власти Амурской области.
Статья 21. Профессиональная педагогическая деятельность в области физической культуры и спорта и профессиональная деятельность в области лечебной физической культуры
1. К профессиональной педагогической деятельности в области физической культуры и спорта допускаются лица, имеющие документы установленного образца о профессиональном образовании по специальности "физическая культура и спорт", выданные образовательными учреждениями, или разрешения, выданные в установленном порядке соответственно федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, комитетом по физической культуре и спорту администрации Амурской области.
2. В области лечебной физической культуры к профессиональной деятельности допускаются лица, имеющие документы установленного образца об образовании по специальности "физическая культура и спорт" или о медицинском образовании.
Статья 22. Подготовка специалистов в области физической культуры и спорта
1. Подготовка специалистов в области физической культуры и спорта осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании и о физической культуре и спорте.
2. Органы исполнительной власти Амурской области содействуют укреплению материально-технической базы учреждений образования, занимающихся подготовкой специалистов в области физической культуры и спорта.
3. Финансирование образовательных учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования в области физической культуры и спорта, созданных органами государственной власти и органами местного самоуправления, в том числе расходов на укрепление и развитие материально-технической базы, может осуществляться за счет средств федерального бюджета и бюджета Амурской области, местных бюджетов и иных не запрещенных законом источников.
4. Областной и муниципальные органы управления физической культурой и спортом совместно с областными и муниципальными органами управления образованием и здравоохранением определяют потребность в специалистах данного профиля, содействуют их подготовке, трудоустройству и повышению квалификации (не реже чем один раз в пять лет).
5. Повышение квалификации работников физкультурно-спортивных организаций, работников органов исполнительной власти в области физической культуры и спорта, работников государственных образовательных учреждений и организаций осуществляется путем выделения на эти цели средств за счет федерального, областного, местных бюджетов и внебюджетных источников, а также может осуществляться на основании договоров, заключенных физическими и (или) юридическими лицами с образовательными учреждениями высшего профессионального образования, научными организациями за счет средств физических и (или) юридических лиц.
Статья 23. Организаторы, ведущие на добровольной основе работу в области физической культуры и спорта
1. Организаторы, ведущие на добровольной основе работу в области физической культуры и спорта, - физкультурные организаторы, инструкторы по видам спорта, инструкторы производственной гимнастики, туризма и альпинизма, спортивные судьи, члены советов коллективов физической культуры и члены правлений физкультурно-спортивных организаций, спортивных клубов, члены бюро секций по различным видам спорта и иные организаторы, ведущие на добровольной основе работу в области физической культуры и спорта.
2. Подготовка лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, их переподготовка и аттестация осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта и в соответствии с приказами, инструкциями и положениями, изданными комитетом по физической культуре и спорту администрации Амурской области.
3. К судейству спортивных соревнований допускаются спортивные судьи, прошедшие специальную подготовку и аттестацию в физкультурно-спортивных организациях в соответствии с порядком, установленном областным комитетом по физической культуре и спорту.
Статья 24. Социальная защита спортсменов и работников физкультурно-спортивных организаций
1. Комитет по физической культуре и спорту, физкультурно-спортивные объединения, организации, органы местного самоуправления Амурской области могут выплачивать за счет собственных бюджетов и внебюджетных средств, а также средств организаций независимо от форм собственности и иных не запрещенных законом источников ежемесячное денежное содержание:
1) выдающимся спортсменам - олимпийским чемпионам, чемпионам мира и Европы, имеющим звания "Заслуженный мастер спорта СССР", "Заслуженный мастер спорта России", "Мастер спорта СССР международного класса", "Мастер спорта России международного класса", входившим или входящим в состав сборных команд Российской Федерации либо сборных команд СССР по различным видам спорта, их тренерам, имеющим звания "Заслуженный тренер России", "Заслуженный тренер РСФСР" или звание "Заслуженный тренер СССР";
2) спортсменам, входящим в состав сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта, их тренерам, а также спортсменам, выступающим в составах команд по игровым видам спорта на чемпионатах России, их тренерам и руководителям клубных команд;
3) сильнейшим и перспективным спортсменам Амурской области.
2. В соответствии с пенсионным законодательством могут устанавливаться льготы по пенсионному обеспечению:
1) выдающимся спортсменам, имеющим общий трудовой стаж не менее чем двадцать лет;
2) спортсменам, завоевавшим звания чемпионов и призеров Олимпийских игр, занявшим первые, вторые и третьи места на чемпионатах мира и Европы, могут предусматриваться также за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и иных не запрещенных законом источников обеспечение жильем нуждающихся спортсменов по месту их жительства, медицинское и санаторно-курортное лечение, а также бесплатное обучение в высших учебных заведениях с ежемесячной выплатой повышенных стипендий, установленных Правительством Российской Федерации, спортсменам, окончившим спортивные выступления и не имеющим высшего образования.
3. Выдающимся спортсменам, их тренерам, а также работникам физкультурно-спортивных организаций и организаторам, ведущим на добровольной основе работу в области физической культуры и спорта, имеющим государственные награды и звание "Заслуженный работник физической культуры и спорта Российской Федерации" и иные особые заслуги перед государством в развитии физкультурного (физкультурно-спортивного) движения и олимпийского движения, спорта высших достижений, может устанавливаться за счет средств федерального бюджета дополнительное пожизненное ежемесячное материальное обеспечение. На них распространяются также льготы, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи.
4. На работников физкультурно-спортивных организаций, работающих и проживающих в сельских муниципальных образованиях, распространяются льготы, установленные в законодательном порядке для учителей сельских образовательных учреждений и медицинских работников.
Глава V. Ресурсное обеспечение в области физической культуры
и спорта
Статья 25. Финансирование физической культуры и спорта
1. Основами по финансовому и бюджетному планированию в сфере физической культуры, спорта и туризма являются рекомендуемые Правительством Российской Федерации социальные нормы и нормативы и разрабатываемые на их основе, с учетом местных условий, областные и муниципальные программы развития физической культуры, спорта и туризма по следующим основным направлениям финансирования: капитальные вложения на строительство и реконструкцию спортивных сооружений и эксплутационные затраты по их содержанию; расширение сети детско-юношеских спортивных школ и подготовка спортивного резерва; производство (ввоз) товаров спортивного и туристического назначения и поддержка местных предприятий спортивной промышленности; создание и укрепление финансовой самостоятельности общественных, физкультурно-спортивных организаций и проведение традиционных спортивных мероприятий (физмероприятий).
2. Расходы на физическую культуру и спорт отражаются в областном и местных бюджетах отдельной строкой и финансируются (направляются) прямым назначение по комитетам, отделам (управлениям) по физической культуре и спорту.
Для финансирования областных, местных программ развития физической культуры и спорта в области могут создаваться фонды развития физической культуры и спорта.
Поступление средств из внебюджетных источников не является основанием для сокращения бюджетных отчислений на развитие физической культуры и спорта.
3. Финансирование областных физмероприятий и областных программ развития физической культуры и спорта осуществляются ежегодно, в объеме 0,5 - 1,0 % расходной части областного бюджета.
Органы местного самоуправления самостоятельно определяют общий объем финансирования на физическую культуру и спорт с учетом и не менее ежегодно утверждаемых Главой Администрации области минимальных нормативов выделения бюджетных средств на физмероприятия (из расчета на одного жителя).
Статья 26. Строительство и содержание физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений
1. Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления Амурской области принимают участие в финансировании, реконструкции и эксплуатации физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, привлекают к их созданию и содержанию на условиях договоров и кооперации иные организации.
Физкультурно-оздоровительные, спортивно-технические сооружения, созданные органами государственной власти и занимаемые ими земельные участки приватизации не подлежат.
Все физкультурно-спортивные сооружения, объекты, находящиеся на территории городов, районов области подлежат паспортизации, регистрации и учету в соответствующих органах местного самоуправления.
2. Не допускается строительство новых государственных и муниципальных образовательных учреждений всех типов без физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, а также ликвидация имеющихся сооружений, находящихся в государственной или муниципальной собственности, пока на данной территории не будут созданы равнозначные сооружения.
3. За государственными и муниципальными образовательными учреждениями среднего профессионального, высшего профессионального образования и научными организациями в области физической культуры и спорта, детско-юношескими и другими спортивными школами закрепляются на праве оперативного управления здания, спортивные сооружения, имущество, оборудование и другое необходимое имущество социального, культурного, иного назначения, закрепляются в постоянное (бессрочное) пользование за ними и владельцами физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений выделенные им земельные участки в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
4. Содержание физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений по месту жительства граждан, в том числе ремонт таких сооружений, организация массовых спортивных мероприятий, оплата труда работников физкультурно-спортивных организаций, проводящих занятия с жителями микрорайонов или поселков, осуществляются в порядке, определенном правовыми актами органов местного самоуправления.
Указанные мероприятия могут финансироваться также за счет внебюджетных фондов развития районов и городов, добровольных взносов организаций, не имеющих своих спортивных сооружений, физических лиц и других не запрещенных законом источников.
Нормативы обеспечения жилых районов основными физкультурно-спортивными сооружениями определяются на основе градостроительных норм.
Отнесение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений к сооружениям областной и муниципальной значимости, используемым для организации физкультурно-массовой и спортивной работы с гражданами, предоставление льгот по вопросам налогообложения и иным платежам проводятся органами исполнительной власти Амурской области, органами местного самоуправления по представлениям областного, городских и районных органов управления физической культурой и спортом, соответствующих физкультурно-спортивных организаций в установленном законодательством порядке.
5. Органы исполнительной власти Амурской области в соответствии с законодательством Российской Федерации могут распространять на физкультурно-спортивные организации, спортивные школы всех типов, образовательные учреждения и научные организации в области физической культуры и спорта, спортивные сооружения и предприятия спортивной промышленности независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности тарифы на отпуск сетевого газа, электрическую, тепловую энергию, водоснабжение и водоотведение в порядке, предусмотренном для отпуска указанных ресурсов населению, тарифы за пользование услугами почтовой, телеграфной и телефонной связи, которые устанавливаются для бюджетных организаций.
6. Органы государственной власти Амурской области и органы местного самоуправления могут регулировать цены за посещение спортивных соревнований, аренду спортивных сооружений, находящихся в их собственности, продажу абонементов гражданам на пользование такими сооружениями, разрешать проводить в областных, муниципальных спортивных сооружениях занятия бесплатно или на льготных условиях для детей дошкольного возраста, детей из малообеспеченных и многодетных семей, а также для обучающихся в образовательных учреждениях, пенсионеров, инвалидов и в случае необходимости предусматривать компенсацию соответствующим спортивным сооружениям за счет средств областного и местных бюджетов или других не запрещенных законом источников.
Статья 27. Налогообложение в области физической культуры и спорта
1. Физкультурно-спортивные организации, спортивные сооружения всех форм собственности, осуществляющие деятельность в области оздоровления, массовой физической культуры и спорта, могут в соответствии с законодательством о налогах и сборах освобождаться от налогообложения, отчислений и сборов в бюджеты всех уровней, в том числе трудовые и природные ресурсы, пользование водными объектами.
Отчисления организаций, спонсоров на нужды физического воспитания граждан, содержание спортивных команд, сборных команд Амурской области, областных спортивных федераций, клубов по различным видам спорта, а также доходы от предпринимательской деятельности физкультурно-спортивных объединений (за исключением ввоза на таможенную территорию Российской Федерации, производство и реализации подакцизных товаров), перечисляемые на специальные счета и используемые на уставные цели указанных объединений, могут освобождаться от налогообложения в соответствии с законодательством.
2. Не включаются в совокупный доход при налогообложении с физических лиц:
1) стоимость питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях;
2) премии и призы (в денежной и натуральной формах), получаемые спортсменами за завоевание первых и призовых мест на Олимпийских играх, чемпионатах и кубках мира и Европы от организаторов указанных спортивных соревнований и на основании постановлений Правительства Российской Федерации, на чемпионатах и кубках Российской Федерации - от организаторов указанных спортивных соревнований.
Статья 28. Участие государственных органов исполнительной власти, физкультурно-спортивных объединений и средств массовой информации в пропаганде физической культуры и спорта
1. Органы исполнительной власти Амурской области: комитет по физической культуре и спорту, комитет по здравоохранению, комитет по образованию, органы местного самоуправления и физкультурно-спортивные объединения, организации, средства массовой информации Амурской области определяют формы и методы пропаганды физической культуры и спорта с учетом возрастных, профессиональных и социальных особенностей различных групп населения, обеспечивают раскрытие социальной значимости физического воспитания, его роль в оздоровлении нации, борьбе с негативными явлениями - курением, употреблением алкоголя, наркотиков, детской преступности.
2. Средства массовой информации, в том числе телевизионные компании и радиокомпании, газеты, журналы и другие периодические издания, их редакции, учредители и соучредители предусматривают регулярные передачи специальных рубрик, организуют вещание и публикацию системных материалов образовательно-просветительного характера, формируют у граждан потребность в занятиях физическими упражнениями, повышают интерес граждан к знаниям в области гигиены, медицины, режима питания, организации труда и отдыха, самостоятельным занятиям в домашних условиях, привлекают внимание государства и широкой общественности к указанным проблемам, освещают опыт физкультурно-спортивных организаций, информируют жителей области о спортивной жизни и событиях в области, России и за рубежом.
3. Не допускается пропаганда в спорте культа жестокости и насилия, унижения человеческого достоинства; запрещается реклама алкогольных напитков и табачных изделий во время трансляций по каналам теле- и радиовещания спортивных программ.
Статья 29. Пропаганда физической культуры и спорта по каналам теле- и радиовещания
1. Государственные службы по телевидению и радиовещанию в соответствии с Федеральным законом "О средствах массовой информации", Федеральным законом "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания в Российской Федерации" предусматривают трансляцию спортивных программ, телевизионные компании и радиокомпании иных форм собственности способствуют трансляции спортивных программ, в том числе:
1) организую те же дневные передачи оздоровительной направленности (утренняя, производственная гимнастика), обеспечивают высокий уровень образовательных теле- и радиопрограмм, кинофильмов, электронных и компьютерных игр, других материалов, стимулирующих интерес зрителей и слушателей к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом, дающих необходимые знания в данной области, формирующих потребность граждан в активном здоровом образе жизни;
2) в тесном взаимодействии с областным комитетом по физической культуре и спорту, физкультурно-спортивными объединениями, организациями, федерациями по видам спорта Амурской области организуют регулярные репортажи по каналам теле- и радиовещания о спортивных соревнованиях, проводят подготовку других спортивных программ, координируют деятельность спортивных редакций, различных телевизионных компаний и радиокомпаний, устанавливают порядок освещения наиболее интересных престижных соревнований, прежде всего на доступных государственных каналах теле- и радиовещания.
2. Государственные службы Амурской области по телевидению и радиовещанию обеспечивают в приоритетном порядке финансирование программ физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности за счет средств федерального, областного бюджетов и других не запрещенных законом источников, телевизионные компании и радиокомпании иных форм собственности - за счет собственных средств с учетом того, что трансляции спортивных соревнований и других спортивных мероприятий по каналам теле- и радиовещания, съемки и фотографирование спортивных соревнований и других спортивных мероприятий, производство записи их изображения и их звуковые записи осуществляются только при наличии разрешений организаторов спортивных соревнований или других спортивных мероприятий либо соглашений в письменной форме о приобретении прав у организаторов спортивных соревнований. Реклама товаров, изделий и услуг во время проведения спортивных соревнований или других спортивных мероприятий допускается также с разрешения организаторов спортивных соревнований или других спортивных мероприятий.
Глава VI. Заключительные положения.
Статья 30. Права и обязанности органа областного управления физической культурой и спортом по соблюдению настоящего законодательства
1. Комитет по физической культуре и спорту администрации Амурской области как государственный орган управления и межведомственной, территориальной координации по развитию физической культуры и спорта имеет право контроля, ознакомления с деятельностью и инспектирования всех, независимо от форм собственности, субъектов физкультурно-спортивного движения находящихся на территории Амурской области. Подготовленные областным комитетом по физической культуре и спорту информационно-аналитические материалы, предложения, предписания доводятся до сведения соответствующих органов власти Амурской области и руководителей физкультурно-спортивных объединений.
2. Комитет по физической культуре и спорту администрации Амурской области обязан способствовать распространению знаний Федерального и настоящего Закона "О физической культуре и спорте", совершенствовать нормативно-правовую базу, осуществлять контроль и исполнение законодательных и нормативных актов Российской Федерации и Амурской области в сфере физической культуры и спорта.
Статья 31. Ответственность должностных лиц за соблюдение настоящего Закона
Должностные лица за несоблюдение положений Федерального и настоящего Закона несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Амурской области.
Статья 32. Вступление в силу настоящего Закона
Закон Амурской области "О физической культуре и спорте в Амурской области" вступает в силу со дня его официального опубликования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Проект закона Амурской области от 16 сентября 1999 г. N 29/350 "О физической культуре и спорте"
Текст Проекта официально опубликован не был